- Медвежий праздник
- Традиции хантов и манси: Праздник медведя
- Восхваление хозяина тайги
- Традиции медвежьего праздника
- Берестяной смех мишку веселит
- Когда отмечают Праздник медведя?
- Кому удовольствие, а кому — разоренье
- Обряд очищения после охоты
- Праздники народов севера ханты и манси
- Вороний день
- Медвежий праздник
- Кормление духа – хозяина моря
- День оленеводов
- Медвежий праздник
Медвежий праздник
Народы Севера проводят древний обряд с красивым празднеством, которое длится несколько дней.
Раньше такой праздник устраивали в честь убитого медведя. Длительность праздника у таких народов, как манси и ханты зависела от того, кого убили охотники.
Если это был самец, то справляли самое малое 5 дней, самке — 4 дня, а медвежатам 2-3 дня.
Потом праздник стали проводить не постоянно, но не менее, чем раз в семь лет.
Нередко каждый из нас мог слышать такие выражения, как «Неуклюжий, как медведь», «Медведь косолапый», «Медведь на ухо наступил». Но очень часто можно услышать про него и ласковое — «Медведь Батюшка», уважительное — «Михаил Потапыч», «Лесной старик», «Гость», «Старик Князь». У многих народов мира к медведю особое отношение. Ведь это красивое, ловкое животное. Мало кто из животных посмеет напасть на него. Соперником для этого вида может быть только человек.
По древней легенде медведь был младшим сыном Бога Торума. Поэтому он такой сильный и ловкий. Бог отправил своего сына на Землю и просил не разорять селения и не убивать оленей. Но из-за голода и нападок гнуса наказ отца был нарушен. Поэтому на медведя обрушилась кара. Зверь стал смертным, и охотники имели право убивать его за не послушание. Душа же оставалась бессмертной и должна была возвратиться к Торуму. Медведя называют еще и лесным человеком. Люди почитают его и даже справляют Медвежий праздник.
Во время проведения этого древнего и интересного обряда, проводятся традиционные ритуалы, устраиваются театрализованные представления, сопровождаемые музыкой, пением, танцами, переодеванием в различные костюмы. Есть даже особенный ритуальный танец с семью стрелами. Все дни восхваляют медведя и перекладывают вину за убийство зверя на ружье, а за поедание мяса — на ворон. Только потом варят и съедают медведя целиком.
Сам праздник начинается с инсценировки охоты с множеством правил. Для этого специально выращивают медведя до трехлетнего возраста. Затем справляют встречу. Раздается угощение. Чаще всего монеты, сладости. Наряжают и животное. На глаза и нос кладут серебряные монеты. Медведю надевают берестяной намордник. Медведица же получает на голову платок и бисерные украшения.
Поются песни с извинениями, что пришлось убить медведя. Даже приносится жертва в виде олененка. Количество песен всегда нечетное. В песнях хвалят медведя, как представителя рода целого народа. Существуют специальные песни, которые исполняют по этому поводу, в костюмах и масках зверей. Люди подражают их повадкам и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу.
После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Охотники соревнуются в метком попадании стелами в цель, приготавливают медвежье мясо для обеда с соблюдением правил и ритуалов, после чего начинается трапеза. Отобедав, люди собирают все кости, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь.
Шкура, часть морды, губы, череп — считаются священными и хранятся отдельно. На этом празднике можно не только посмотреть представление, но и купить много сувениров, которые изображают медведя. Для женщин интерес представляют украшения из бисера, связанные коврики, меховые изделия. Мужчин покорят ножи, которые имеют на ручках изображение тотемного животного, кожаные изделия ручной работы. Красивы также национальные костюмы. А какие маски можно найти и повесить для украшения интерьера своей квартиры! Для детей представлены игрушки в виде медведя.
В России медведя тоже почитают с давних времен. Есть даже восточнославянский праздник пробуждения медведя. Этот праздник был соединен с Масленицей. Но после принятия христианства празднование пробуждения медведя перенесли на более раннее время и перестали поклоняться этому зверю. 24 марта ходили ряженные в костюмах косолапого, которые делались из медвежьих шкур. Шло веселое гуляние со сжиганием чучел, катанием горящих колес и танцами настоящих медведей со скоморохами. Хозяин леса был похож на русского Бога Велеса или, как по-другому его называют, Волоса. Велес считался покровителем скота, был косматым и волосатым. Даже волхвы надевали на себя медвежью шкуру.
До сих пор осталась любовь у народа к этому красивому, могучему животному. Если представится возможность, то обязательно стоит поехать на фестиваль, который проводят народы орочей и удэгейцев. Сегодня это национальное гулянье превратилось в соревнование ловкости и силы, гонках на нардах, массовых плясках с пением, которые сопровождаются игрой на национальных музыкальных инструментах.
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об Олимпийском мишке — любимце народа, талисмане двух Олимпийских игр, проводимых в России в 1980 и 2014 годах.
Источник статьи: http://national-travel.ru/medvezhii-prazdnik
Традиции хантов и манси: Праздник медведя
Медвежий праздник начинают праздновать ночью. Ханты и манси верят, что именно ночью боги посещают землю. А значит, они могут увидеть, как почитается тень убитого зверя.
Данная тема известна в узких кругах и будет отличной темой , если вы готовите конкурсы для педагогов. При подготовке викторин, возможно вы добьетесь развития этой темы и заинтересуете аппонентов в изучении культуры хантов и манси.
Восхваление хозяина тайги
Таёжное село настолько отделено от остального мира, что даже самое незначительное происшествие становится предметом долгих разговоров.
- Жизнь здесь если и подвергается переменам, то крайне медленно.
- На пороге третьего тысячелетия бытовой уклад северных народов не изменился, и ханты по-прежнему верят в то, что медведь был их прародителем.
- Этот древний праздник зародился в знак искупления вины за вероломное убийство богатырём Узыном медведя, которого ханты почитали как хозяина тайги.
Трое самых старых мужчин поют бесхитростную песню, раскачиваясь в такт. Голос то поднимается высоко, то срывается, скатываясь вниз — будто ревёт медведь. «Ты прости нас, мы не хотели тебя убивать, но ты сам набрёл на нас. Посмотри, какой хороший праздник мы устроили в твою честь…»
Традиции медвежьего праздника
В наши дни Праздник медведя бывает лишь в самых глухих деревеньках Приобья. Традиционно празднества по случаю удачной охоты продолжаются несколько дней. Не менее трёх, если убит молодой медведь — пестун, четырёх — если медведица и пяти — если взрослый медведь. В старину торжества длились, пока хватало мяса.
Берестяной смех мишку веселит
Душа зверя требует не только величания, но ещё и веселья. Начинается карнавал по-мансийски. Насмешники скрывают лица под берестяными уродливыми масками и издеваются над всеми без всякого почтения.
Вот вперёд выходят три сестры-девушки, пришли они в соседнее село искать себе женихов. Старшая учит остальных не показывать виду, что им хочется замуж, ведь мужчины народ хитрый, догадаются — ни за что в жёны не возьмут. Следом выходят другие берестяные маски. Вот отец с застенчивым сыном, который всего пугается. Видит медведя, бежит к дверям, но отец успокаивает его. Сын пританцовывает всё смелее, смелее при виде этого начинает плясать и отец.
Когда отмечают Праздник медведя?
Медвежий праздник может состояться в любое время года, будь то зима или лето, весна или осень, главное, чтобы был убит медведь. Ну, а поскольку основная охота происходит осенью, когда мясо и шкура животного наиболее ценные, то чаще всего торжества происходят в это время. Нарочно медведя не ищут, даже если находят его следы, то уходят, не разыскивая берлоги. Но если охотник или его собака случайно найдут берлогу, то тогда участь медведя считается решённой.
Кому удовольствие, а кому — разоренье
Убить медведя для охотника означает — как раньше, так и теперь — не прибыль, а напротив, большие затраты. Ведь для приглашённых гостей готовится обильное угощение. Бывало, что за две-три удачные охоты съедались все запасы на зиму. Тогда на помощь приходили соседи — не давали семье умереть с голода.
Но, несмотря на это, одолеть медведя считается особой удалью и большой удачей.
Обряд очищения после охоты
Убийство медведя, даже вынужденное, — это, с какой стороны ни посмотреть, ритуальное убийство предка. Чтобы смыть с себя родственную кровь, участники охоты коптят сосновые опилки, а затем долго и тщательно протирают ими руки и лицо, чтобы медведь не смог их узнать и отомстить.
Источник статьи: http://bearworld.ru/tradicii-xantov-i-mansi-prazdnik-medvedya/
Праздники народов севера ханты и манси
Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.
Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.
Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.
Вороний день
Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.
Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.
Медвежий праздник
Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.
Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.
Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.
По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.
Кормление духа – хозяина моря
Малочисленные народы Севера, проживающие на побережье морей Северного Ледовитого океана, жили, в основном, за счет даров моря. Чтобы сети были заполнены рыбой, они поклонялись «хозяину воды», задабривая его праздниками – обрядами перед выходом в море.
Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.
День оленеводов
Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.
Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.
Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.
Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!
Источник статьи: http://dnidaty.ru/prazdniki/prazdniki-narodov-severa-hanty-i-mansi/
Медвежий праздник
У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных», само название его – табу, усвоенное с детства. Ему поклоняются, его опасаются, его почитают как родственника. Имя его – МЕДВЕДЬ.
Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Устраиваемые в честь зверя медвежьи праздники крайне разнообразны. Особенно сложную структуру медвежий праздник имеет у обских угров – хантов и манси. Это яркое, красочное, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд. На таком обряде, прошедшем в 2002 году в поселке Казым Ханты-Мансийского автономного округа, удалось побывать и экспедиции Института философии СО РАН.
У этого зверя множество имен — иносказательных, «зашифрованных». Само название его — табу, усвоенное с детства. «Дядя», «дедушка», «хозяин», или просто «зверь». Встретиться с ним в тайге — значит испытать судьбу и себя самого. Ему поклоняются, опасаются, его почитают как родственника. Каждый народ, делящий с ним свою территорию, целый пласт своей культуры посвятил этому опасному соседу. Имя ему — МЕДВЕДЬ.
Культ медведя можно обнаружить у народов Северной Америки, Западной и Восточной Сибири, Камчатки, Дальнего Востока. Устраиваемые в честь зверя — добытого на охоте или выращенного в неволе — медвежьи праздники крайне разнообразны и отличаются друг от друга так, как могут отличаться театральные постановки, сделанные разными режиссерами по одной пьесе. Но здесь режиссер — целый этнос, и непохожесть традиций тем сильнее, чем глубже различия между самими культурами народов. Особенно сложная структура медвежьего праздника — у обских угров, хантов и манси. Это яркое, многожанровое действо, увлекательное зрелище и в то же время древний обряд, отражающий представления человека о мире и своем месте в нем. На таком обряде в 2002 году в поселке Казым Ханты-Мансийского автономного округа удалось побывать и нам.
Угорский медвежий праздник включает в себя разнообразные жанры — медвежьи песни, песни духов, танцы, сценки — и длится от трех до семи ночей, в зависимости от того, медвежонок ли это, медведица или взрослый медведь.
Помещение, в котором собираются «танцевать зверя», очищают дымом чаги. Убранную украшениями шкуру вносят в зал и устанавливают на стол с угощениями в переднем углу. Теперь медведь — главное действующее лицо, виновник торжества. Это ему адресуются все песни и танцы, это перед ним часами стоят исполнители медвежьих песен, взявшись за руки.
Для неподготовленного зрителя выдержать три часа однообразного пения — испытание. Такая длина медвежьих песен неизбежна, ведь содержат они мифы о происхождении медведя, истории праздника и т. д. Эти песни, как и песни духов, песни-молитвы, на игрищах представляют сферу сакрального.
Сфера мирского представлена прежде всего сценками, которые, как правило, носят сатирический характер. Персонажи их прячут лица за берестяными масками. Участники сценки могут обличать и реальных людей, находящихся в зале, причем последние ни в коем случае не должны обижаться, иначе медведь накажет их за это.
Жертвоприношение оленя — неотъемлемая часть праздника. Его приносят в жертву духам в лесу, на священном месте. Теперь мясо можно съесть, но шкуру обязательно нужно поднять на верхушку священного дерева (трех берез, растущих из одного корня), где она и останется висеть. Это — финал: душа медведя вернулась к верховному божеству Торуму, праздник позади.
Можно говорить о том, что это была реконструкция: и обряд проводился в клубе, и костюмы исполнителей сшиты на фабрике… Но настоящим был медведь, настоящими были старики и их песни, неподдельной была реакция зрителей. А значит — традиция продолжается…
Фото автора — аспиранта ИФ СО РАН (Новосибирск).Фотографии подвергнуты художественной обработке
Источник статьи: http://scfh.ru/papers/medvezhiy-prazdnik/