ФЕСТИВАЛЬ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА
28 августа 2018
Праздник колокольного звона
Надо признать, что это была замечательная идея — не только возродить в Елабуге Спасскую ярмарку, но и проводить одновременно с ней Фестиваль колокольного звона. Музыка колоколов — радостная, звонкая, волнующая, призывная, раздающаяся с пятиярусной колокольни Спасского собора и передвижных звонниц, создаёт полноту праздника, дарит ощущение единения, затрагивает сокровенные струны человеческой души.
В этом году Фестиваль колокольного звона в Елабуге прошёл в одиннадцатый раз и собрал около ста участников из тридцати двух городов и поселений России, Татарстана, Удмуртии и Белоруси. Вместе с 58 звонарями проходили выступления известных авторов-исполнителей и музыкантов Николая Червона, Евгения Бунтова, Максима Гавриленко, Андрея Гурова, Елены Шатько, Сергея Садова, Габриэля Гайденака; казачьего ансамбля «Раздолье», кантри фолк группы «Ба-Ба-Ту», фольклорного коллектива «Лучина», группы «Ладони», народного вокального ансамбля «Элегия», представивших широкий диапазон народных, патриотических, духовных песен и мелодий, а также музыкальных импровизаций.
Они звучали на главной сцене ярмарки, на уличных пятачках, во время вечорочных гуляний и, конечно, на двух звон-концертах фестиваля, состоявшихся 4 и 5 августа возле Спасского собора.
Именно их можно назвать квинтэссенцией Фестиваля, поскольку, проходя в некотором отдалении от уличных торжищ, они несут в себе то духовное начало, на котором зиждется человеческая жизнь.
У каждого она проходит и завершается по-своему. Воспитанные в православной вере, в 1918 году в Елабуге приняли мученическую смерть от рук красных карателей священнослужитель Павел Дернов и трое его сыновей — Борис, Григорий и Симеон. Пятого августа, перед началом звон-концерта, состоялось открытие посвящённой им мемориальной доски, которая установлена при входе в Спасский собор, где о. Павел зачитал послание патриарха Тихона с анафемой безбожникам и произнёс свою последнюю в жизни проповедь.
На открытии памятной доски выступили заместитель главы администрации ЕМР по социальным вопросам Л.Н. Рыбакова, генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Г.Р. Руденко, депутат Госсовета РТ А.Г. Исаева, внучка о. Павла Дернова А.С. Филиппова и настоятель Спасского собора игумен Гавриил. В память о новомучениках елабужских с колокольни храма прозвучал «Памятный звон». И очень созвучной этому событию оказалась песня Николая Червона, где есть такие слова:
Ещё об одной столетней трагической дате — расстреле царской семьи — напомнил Евгений Бунтов, посвятивший страстотерпцам свою песню, что лилась под гусли, словно старинное сказание:
Фольклорный коллектив «Лучина» — Александр Леонов (вокал, гусли, флейта), Александр Двоскин (бас гитара) — исполнили старинные народные песни. В одной из них мать напевает, укладывая ребёнка:
В другой песне умирающая мать, прощаясь с дочерью, утешает её
С песни XIII века, являющейся отрывком из «Слова о погибели земли русской», начал своё выступление гусляр Максим Гавриленко, а традиционный участник фестиваля казачий ансамбль «Раздолье» впервые исполнил «а капелла» старинную песню «Ай ты, Россия!», звучавшую широко и раздольно. Руководитель ансамбля Фёдор Кузнецов подивил в этот раз зрителей мелодией «Барыня». Он наигрывал её на гармони левой рукой, а правой в то же время в такт и тон подзванивал колоколами передвижной звонницы.
Уже не первый раз на фестивальной сцене прозвучали колохорд и билы (плоские колокола), а вот белорусские цимбалы многие зрители увидели, очевидно, впервые. Их привезла с собой из Минска Елена Шатько, которая начала своё выступление с исполнения мелодии русской народной песни «Коробейники» («Ой полным-полна моя коробушка…»). Звучание инструмента было очень необычным, схожим то с балалайкой, то с фортепиано, то с колокольчиками. А темп игры был настолько быстрым, что без лишних слов было понятно: перед нами — виртуоз.
Оба звон-концерта открывались по сути молитвами, поскольку в исполнении елабужского вокального ансамбля «Элегия» «а капелла» звучали на музыку различных композиторов «Слава Отцу и Сыну…», «Богородице Дево, радуйся», «Многая лета», «Господи, спаси» и «Достойно есть».
До революции русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне. На праздник Пасхи в одной Москве звонили более пяти тысяч колоколов. Сейчас это древнее искусство возрождается, чему немало способствуют фестивали колокольного звона. На одних звон-концертах в Елабуге в этом году прозвучало более сорока чрезвычайно разнообразных — нежных и мелодичных, мощных и торжественных — звонов. Последние неслись с колокольни Спасского собора, где в 2007 году были установлены двенадцать колоколов, отлитых из меди и олова в Каменск-Уральске. Самый большой из них весит более тонны, а самый маленький — шесть килограммов. Тонкие, хрустальные звоны издавали колокола передвижной звонницы.
Были исполнены Приветственный нижегородский, несколько Праздничных, Архиерейский, Уральский, Воскресенский, Благовещенский, Богородский, Красный, Воскресный, Свадебный, Сибирский, Малиновый, Московский, Крестовоздвиженский, Ионинский, Летний, Невский, Радужный, Встречный, Общий и другие звоны, Богородичный трезвон, Антониевские, Чистопольские, Богоявленский перезвоны, а также звоны под названием «Воскресение», «Жизнь мотылька», «Порыв ветра», «Возрождение», «Круги на воде», «Рассвет над рекой», «Алексеевские узоры», «Водзимонские переливы», «Звонарь и ветер». Так что зрители смогли в полной мере ощутить неповторимость, красоту и богатство колокольной музыки.
Но фестиваль — это не только возможность выступить, показать своё мастерство, он даёт возможность звонарям поделиться опытом, расширить свой кругозор. Происходит это, в частности, на круглом столе, который в этом году был назван «Благая весть колоколов».
С разновидностями колокольного звона в суздальской традиции собравшихся познакомил сотрудник Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, руководитель школы звонарского мастерства при храме Космы и Дамиана Александр Леонов. Рассказывая о Водосвятном звоне, в начале которого должно прозвучать по семь ударов каждого колокола, начиная с большого и заканчивая самым маленьким, он сообщил, что в суздальской традиции после пяти ударов первого колокола вступает второй и два последующих удара они звучат вместе. Затем три звона совершается вторым колоколом, после чего присоединяется третий и так далее. Таким образом, не отступая от устава, они делают Водосвятный звон более разнообразным и выразительным.
Говорил он также и об особенностях Архиерейского звона, а в качестве иллюстраций демонстрировал соответствующие видеозаписи. В заключении своего выступления Александр Леонов порадовал всех информацией о том, что митрополит Владимиро-Суздальской епархии Евлогий издал распоряжение о запрете использования электронных звонарей во всех подчинённых ему приходах.
С докладом о колокольном промысле Вятского края участников круглого стола ознакомил звонарь храма Знаменской иконы Божией Матери Вятской епархии Михаил Эндеберя. Рассказывая о местных мастерах, он особо остановился на династии Бакулевых, родоначальником которой в конце XVIII века стал Иван Никитин Бакулев, крестьянин деревни Бакулинской Слободского уезда. Наживши от продажи хлеба сотню рублей, он перебрался в город Слободской, купил около реки Вятки маленький домик и прямо у себя в огороде стал лить ямские колокольчики. Дело пошло успешно и через несколько лет он решил перейти на колокола для православных храмов. Завод устроил за городом, заказов было вдоволь. Колокола он отливал средних размеров — от ста до трёхсот пудов.
Последним владельцем завода до революции был правнук основателя от его внучки Любови Валентин Петрович Куршаков. При нём производство достигло своего расцвета. На заводе отливали широкий ассортимент колоколов весом от одного до тысячи пудов. Общее число работающих доходило до 35 человек. Среди них были не только мастера литейщики и формовщики, но и художники, определявшие стиль и детали оформления колоколов, а также скульпторы, которые изготавливали рельефные элементы убранства.
В настоящее время славу былых мастеров возрождает ООО «Вятские колокола», чьи изделия отличаются благозвучностью и длительностью звучания.
Звонарь храма Владимирской иконы Божией Матери, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета Елена Шатько посвятила своё выступление Ассоциации колокольного искусства России, тридцатилетие которой будет отмечаться в следующем году.
«В декабре прошлого года, сказала Е.Шатько, — у меня вышла книга «Колокольный звон — душа народа». В ней очень большой раздел посвящён этой организации и тем людям, которые стояли у истоков её создания. Буквально интуитивно, с 2000 года, встречаясь с ними, я записывала их интервью, даже не предполагая, что когда-нибудь это опубликую. А в итоге получилась летопись возрождения».
Елена Геннадьевна рассказала, как задолго до разрешения звона, в 1980-е годы советские учёные и музейные работники России, а позднее Украины и Белоруссии, объединившись, поставили перед собой задачу воссоздать литейное производство, восполнить утраченный колокольный фонд и возродить традицию звона. Официально Ассоциация была зарегистрирована в 1989 году. Первым её президентом стал кандидат физико-математических наук Ю.В. Пухначев, который ещё в 1974 году выпустил книгу «Загадки звучащего металла». О нём и других видных деятелях Ассоциации колокольного звона России, среди которых В.В. Лоханский, Н.Б. Жукова, А.Ф. Бондаренко, И.В. Данилов, А.С. Ярешко, Т.Ф. Владышевская, Г.С. Марчук, Л.Б. Благовещенская, П.В. Шариков, рассказала Елена Шатько.
С докладом «Литьё колоколов в современной Западной Европе. Некоторые тенденции» выступил звонарь Свято-Никольского казачьего собора Омской и Таврической епархии Олег Голубовский. Старейшие литейни Европы существуют сотни лет, а папская литейня Маринелли была вообще основана около 1000 года. За время их существования был накоплен уникальный опыт, сложились коллективы литейщиков: мастеров, инженеров, дизайнеров, специалистов по акустике, а в последние десятилетия уже и профессионалов в компьютерной сфере, которые тоже нашли применение в колокольном производстве.
Правда, после Второй мировой войны многие христианские храмы, использующие колокола в богослужебных целях, стали закрываться из-за сокращения числа прихожан. Поэтому количество заказов для литейных производств неуклонно сокращалось, и для того, чтобы выжить, они стали изготавливать колокола не только для храмов, но и колокольные наборы для карильонов, различных часовых и музыкальных башен. В последние десятилетия всё больше растёт выпуск небольших колоколов размером от 8 до 20 сантиметров в диаметре. Они служат украшением домашних интерьеров, а многие клубы и ассоциации используют их в качестве наград.
Олег Голубовский рассказал о нескольких старейших литейнях Великобритании, Германии, Нидерландов, сообщив, что почти в каждой из них есть свой музей, где проходят экскурсии и ведётся научная работа.
Неожиданный доклад о колоколах и православных храмах в Таиланде сделал Андрей Мякишев, звонарь храма Преображения Господня в Тушине. А начал он с далёкой истории, когда в конце XIX века, путешествуя по Азии, будущий царь Николай II посетил Таиланд и встретился с королём страны, общение с которым завязалось на многие годы. Тайцы очень набожны, а, кроме того, чтят своих королей как заместителей Будды на земле, поэтому расстрел Николая II прервал отношения между странами на долгие десятилетия.
В 1998 году по просьбе наших соотечественников, живущих и приезжающих в Таиланд, туда был направлен первый клирик. Но с богослужением всё оказалось не так просто. Как сказал А. Мякишев: «Хотя там разрешены все религии, кроме коммунизма, нас долго не могли понять: зачем мы пришли? — «Вы христиане? Ну вот у нас есть католики, идите, молитесь с ними, чего вам не хватает?»
Долго пришлось объяснять, почему нас это не устраивает. Тогда нам предложили присоединиться к грекам. Снова пришлось объяснять. И только в 2002 году после того, как прибыл, будучи тогда ещё митрополитом, наш патриарх, ему удалось сломить стену непонимания, нам выделили помещение и позволили совершать богослужения.
Но лишь через шесть лет после этого мы были признаны полноправной конфессией, несущей общечеловеческие ценности и защищающей институт семьи. После этого началось строительство храмов. Первый был открыт в Бангкоке, а затем их начали возводить в каждом городе, где есть наши соотечественники. Все храмы оснащены комплектом из трёх зазвонных колоколов».
Существует в Таиланде и Свято-Успенский монастырь. При котором есть православное кладбище. Показав фотографии православных таиландских церквей, докладчик обратил внимание на их необычный архитектурный облик, связанный с тем, что в одном здании размещены не только храм, но и трапезная, а также жилой и бытовой сектор.
Два следующих выступления были посвящены обучению колокольному звону детей и юношества. Старший звонарь церкви Николая Чудотворца в с. Грабцево Калужской области Николай Мельников рассказал, как благодаря средствам, полученным по заявке, поданной в Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива», им удалось организовать школу звонарей.
Ещё более серьёзный опыт в этом деле имеется у звонаря, руководителя Нижегородской школы колокольного искусства при кафедральном соборе во имя Александра Невского Алексея Кафанова, являющегося одновременно педагогом дополнительного образования Дома детского творчества Нижегородского района, где он ведёт занятия по двум программам «Школа колокольного искусства», рассчитанным на один и на три года. После завершения учёбы уже четыре года подряд проводится фестиваль «Малиновый звон», участники которого подразделяются на три возрастных группы: от 5 до 9, от 9 до 15 и от 15 лет и старше.
Таким образом, растёт новая смена звонарей, которым уже не придётся, как их недавним предшественникам, начинать с нуля, не имея никакой предварительной подготовки. И, возможно, кто-то из них в недалёком будущем станет участником елабужского Фестиваля колокольного звона.
423600 Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Гассара, д. 9
Источник статьи: http://www.elabuga.com/bellFestival/_bellRoundTable18.html