Праздники летне весеннего цикла

Русские календарно – обрядовые праздники весеннего цикла и их художественные элементы

Большинство праздничных весенних обрядов имеют языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны – богини смерти. Смысл всех обрядов – умирание природы зимой и воскрешение, обновление ее весной.

На Руси не было точно определенного дня празднования встречи весны красной. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег начинал сходить.

Астрономическое начало весны 21 марта – в день весеннего равноденствия.

Нынешний день веселья и смеха – 1 апреля – уходит своей историей в далекое прошлое. Обычай обманывать людей существовал не только в Европе, но и на Востоке. В России этот обычай был известен со времен царя Перта I. Он был связан с неустойчивой, «обманной» погодой данного календарного периода.

Великий праздник Пасха являет собой напоминание о последних евангельских событиях. Праздничная неделя делятся на несколько ступеней: Великий четверг (чистый четверг), Страстная пятница, Великая суббота и Воскресение Христово. Общее правило расчета для Пасхи: Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние – первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Иными словами дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей. Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния с хороводами, играми, качелями. Интересен обычай с пасхальными яйцами — ими «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца на Руси катали по земле, чтобы она была плодородной.

Читайте также:  Рецепты для детских праздников десерты

Красная горка – один из народных праздников красной весны, с него начинаются хороводные игры на горках и долинах, катание на качелях, играются свадьбы. Праздновался он сразу после святой недели (Пасхальной), а точнее на Фомино воскресенье. На Красную горку закликали весну хороводными песнями и закличками. Рано утром молодежь, возглавляемая хороводницей, выходила на холм или пригорок, обращаясь на восток, хороводница говорила заклинания, входила в круг с хлебом в одной руке и красным яйцом в другой и запевала песню, восхваляющую весну. Нередко зазывали весну песнями, но в сопровождении других обрядов. Например, соломенное чучело, закрепленное на длинном шесте, устанавливали на горке, а вокруг него собирались и пели песни парни и девушки, затем садились вокруг горки и угощали друг друга яичницей, а вечером сжигали чучело, сопровождая это действо песнями и танцами. В этот день невесты и женихи в праздничных нарядах выходили погулять на Красную горку. Здесь девушки высматривали себе женихов, а парни – невест. Местами существовал обычай, позволяющий парням в честь Матери — сырой земли обливали водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен посвататься.

После Красной горки во вторник отмечался день Радуницы, который сопровождался особыми обрядами и песнями. Праздник связан с культом предков. В этот день ходили на кладбище, поминали усопших, гуляли и пировали за упокой родителей. В поволжских губерниях женщины на ночь оставляли на столе кушанье для покойных родителей. Она были уверены, что на Радуницу покойники заглядывают к своим родным и наказывают тех, которые к этому не подготовились. На Радуницу обкладывали могилы родителей крашеными яйцами. Сюда же приходили женихи и невесты спрашивать благословения у покойных родителей на любовь, союз и в знак своего обета клали на могилы крашеные в красный цвет яйца.

Семик – так называется этот праздник потому, что отмечался он на 7 четверг после Пасхи. Эта неделя в старину была известна как «русальная». Русальная, что, по мнению народа, в Величальную субботу, накануне Троицына дня, русалки бегают по ржи, хлопают в ладоши, хохочут и зовут к себе прохожих. Русалки завлекают, очаровывают пением. Именно в русальную неделю они стараются очаровать человека и, защекотав, увести в свое водяное царство.

В четверг Троицыной недели девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, будущего урожая, не работают, и называют его великим днем русалок. Девушки плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы те им добыли суженых, после чего тот час убегают. Одним из устойчивых обычаев Семика является обязательное украшение крыльца и дома крестьянина зеленью, цветами, березовыми веточками.

В первую половину русальной недели три – четыре девушки шля в лес выбирать березки для будущего обряда, а затем в Семик девушки толпой шля их «завивать» (завивать ветви в венок на одной березе, сплетать макушки нескольких берез попарно между собой или ветви). Березку украшали лентами, бусами, загадывали желания. Плели венки из березовых веток, надевали на голову. Венок – символ любви и супружеских уз на земле и на небе. С собой девушки несли в лес угощение и непременно яичницу. Избрав из всех завитых берез одну и украсив ее, они вокруг нее раскладывали еду, водили под ней хороводы, пели песни. Через три дня в, воскресенье, девушки возвращались к завитым березкам и смотрели: завял венок – не сбыться задуманному желанию, зелен – все будет хорошо. После этого березу развивали, ибо береза проклянет ту, которая забыла это сделать.

Интересен был обряд «кумления». Девушки связывали ветви двух рядом стоящих берез и, проходя через эти «ворота», трижды целовались, обменивались крестиками и платочками, клялись друг другу в дружбе и любви. Так они становились «кумами» — самыми лучшими подругами и не должны были ссориться. Затем приходили парни и начинались хороводы и игры. Украшенную березку или ее ветки вечером несли в село.

Очень поэтичным был обряд гадания по семицким венкам, которые плели девушки. Они бросали венки в воду и гадали: если венок утонул, то это предсказание несчастья, если поплыл, то будет удача; куда плывет венок, туда и выйдет замуж та девушка, чей веной плывет.

Троица – прямое продолжение Семика. Праздник Троицы справлялся в седьмое воскресенье после Пасхи. В этот день по все Руси обязательными были семейный каравай, хороводные игры и обряд «завивания» и «развивания» березки.

В завивании и развиванияя березки, плетении венков сохранились отголоски древних гаданий русских девушек на свою судьбу. Если сплетенные девушкой венок засыхал, то это предвещало изменение в ее жизни – она должна была либо заболеть, либо умереть, либо выйти замуж; зеленый же венок означал продолжение ее девичества.. вообще Троицкий венок считался вестником брачного обета.

В Троицын день бабка – позыватка созывала девушек на гульбище. Хороводница с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон собирались девушки. Украшенные венками парни и девушки начинали разыгрывать хороводы. По окончании хороводов играли в горелки.

Семейный же каравай знаменовал собой дошедшие до нас отголоски древних таинственных воззрений и обрядов русского народа. Хороводницы раздавали каравай по богатым семьям. Его засушивали в сухари и хранили на свадебный обиход. Эти сухари замешивались в свадебный каравай на счастье и любовь молодых.

В степных поволжских селениях Троицкое гуляние считается последним праздником весны. Крестьяне посылали в качестве гостинцев своим крестникам каравай и выкрашенные в желтый цвет яйца. Девушки дарили друг другу ленты и менялись кольцами. Меновые венки перевязывали лентами и хранили на память о дружбе.

Источник статьи: http://studopedia.ru/10_144346_russkie-kalendarno—obryadovie-prazdniki-vesennego-tsikla-i-ih-hudozhestvennie-elementi.html

Праздники летне весеннего цикла

1. Ма́сленица, сы́рная неде́ля (до реформы орфографии также часто масляница) — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

2. Весня́нки — русский народный праздник встречи весны. Сроки праздника встречи весны не вполне устойчивы. Ассимиляция с церковным календарём привела к тому, что праздник этот приходился то на Евдокию (1 марта), то на день сорока мучеников («Со́роки» — 9 марта), то на Благовещенье (25 марта, все по старому стилю). До этого праздник вероятно приближался к астрономическому началу весны — 22 марта нового стиля, дню весеннего равноденствия.

3. Ники́та Водопо́л — народный праздник у восточных славян, приуроченный ко дню памяти св. прп. Никиты (3 апреля старого стиля). Праздник связан с кормлением, задабриванием водяного, который проснулся 1 апреля (по ст. стилю), в день Марии Египетской.

4. Алексей — с гор потоки. Праздник связан со встречей весны, празднуется во время Великого поста. Крестьяне с этого дня начинаил подготовку к весенним работам. Православная церковь 30 марта посвящает памяти Алексея — человека Божьего, который родился в Риме. Праведник умер в 411 году.

5. Вербное воскресенье. Этот праздник не имеет точной даты, празднуется он перед Пасхой.

6. Вя́тская свисту́нья, Свистопля́ска — самобытный вятский народный праздник. Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

7. Пасха. Праздник Пасхи у христиан всего мира означает воскресение Иисуса Христа.

8. Кра́сная го́рка — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню). Иногда праздновался на следующий день — в понедельник, иногда — в Юрьев день (день весеннего выгона скота). Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

9. Ляльник — Лялин день. Раньше справляли 4 мая. Сейчас во многих регионах празднуют в разные дни. Но принято справлять 21 апреля. Ляля — одна из древнеславянских языческих богинь весенней растительности, юной женсвенности, богиня весны.

10. Троица. Через 50 дней после Пасхи Православная церковь отмечает праздник Пятидесятницы или Троицы. Пятидесятница считается днем рождения Церкви Христовой. Это день завершения дела спасения и день начала новой эры, выходящей за пределы нашего мира.

11. Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя, Русалии) — старинный русский женский обрядовый праздник «проводов русалок». Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после Троицы (русальная неделя) или в летний Иванов день (Иван Купала). Судя по летописям, главным сроком русалий был летний, приноровленный уже в XII в. к христианской троице и завершавшийся строго фиксированным днем летнего солнцестояния — днем Купалы (рождества Иоанна Крестителя).

12. Аграфена Купальница (Аграфена Лютые Коренья) — такое народное название дня памяти св. мученицы Агриппины, который отмечается 6 июля. Этот день зеленых Святок открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.

13. Иван Купала — народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня по старому стилю по UTC в III веке). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. С переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля (в XX—XXI веках), так как православная церковь живет по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных и самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие практически все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения и, что немаловажно, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

14. Петров день является великим праздником православного календаря, который отмечался 12 июля как День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петровские песни поются практически на один мотив с купальскими и составляют единую жанровую разновидность, что свидетельствует об их связи в древности с единым обрядом.

15. Ильи́н день — традиционный народный праздник у восточных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю).

16. Успение — это конец земной жизни Богородицы, праздник в память ее переселения в жизнь Небесную, вечно блаженную. Церковь отмечает этот праздник 28 августа.

О других праздниках можно узнать здесь или тут.

Источник статьи: http://metodisty.ru/m/gnews/events/rus_moya-_narodnyi_kalendar/news/russkie_narodnye_prazdniki-_vesenne-letnii_period/

Весенне-летний цикл христианских праздников.

Весенний цикл праздников был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни.

Обряды весенних праздников были связаны с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. Сопровождались пением закличек, действиями с жаворонками (ржаным печеньем) и очистительными обрядами. Главными участниками обряда были дети и девушки.

1. Ма́сленица. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Масленичные напевы имели весёлый характер, даже если пелись с невеселыми словами. Кульминацией Масленицы остается и по сей день сжигание чучела Зимы — символа ухода зимы и наступления весны. Предваряют такое обрядовое сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами, а также так называемыми булочками-жаворонками. В качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Такое чучело наряжали обычно в женскую одежду, как древний и вполне священный образ божества. Затем несли чучело через всю деревню; выйдя за село его топили в проруби или сжигали или же разрывали на части, а оставшуюся от него солому раскидывали по полю. Этот обряд праздника представляет собой своеобразную традицию плодородия и связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; а также плодоносящих сил природы и обновления ее жизненной силы. В этот праздник народом издревле был заложен глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь все время пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.

2. 2. Весня́нки — русский народный праздник встречи весны.

3. Ники́та Водопо́л — народный праздник у восточных славян, приуроченный ко дню памяти св. прп. Никиты (3 апреля старого стиля). Праздник связан с кормлением, задабриванием водяного, который проснулся 1 апреля (по ст. стилю), в день Марии Египетской.

4. Алексей — с гор потоки. Праздник связан со встречей весны, празднуется во время Великого поста. Крестьяне с этого дня начинаил подготовку к весенним работам

5. Вербное воскресенье. Этот праздник не имеет точной даты, празднуется он перед Пасхой.

6. Вя́тская свисту́нья, Свистопля́ска — самобытный вятский народный праздник. Изначально Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.

7. Пасха. Праздник Пасхи у христиан всего мира означает воскресение Иисуса Христа.

Пасха — Праздник Светлого Христова Воскресения — главное событие года для православных христиан и самый крупный православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «избавление, прехождение».

Когда христианство пришло на Русь из Византии, оно принесло и традиции празднования Пасхи. Неделю, предшествующую ей принято называть Великой или Страстной. Последние дни выделяют особо: Великий Четверг — день духовного очищения, Страстная Пятница — напоминание о страданиях Иисуса, Великая суббота — день печали и траура, после него Светлое Воскресение Христово. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста (Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху– сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

8. Кра́сная го́рка — народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

9. Ляльник — Лялин день. Ляля — одна из древнеславянских языческих богинь весенней растительности, юной женсвенности, богиня весны.

10. Троица. Через 50 дней после Пасхи Православная церковь отмечает праздник Пятидесятницы или Троицы. Пятидесятница считается днем рождения Церкви Христовой. Это день завершения дела спасения и день начала новой эры, выходящей за пределы нашего мира.

11. Семи́к (Зелёная неделя, Русалочья неделя, Русалии) — старинный русский женский обрядовый праздник «проводов русалок». Семик (Зеленые Святки, Русалка) — праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на 7 четверг после Пасхи, за три дня до Троицы; открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространен в России повсеместно.

Праздник Семик был посвящен началу расцвета природных сил; он отмечался в период зеленения растительности, созревания ржи; с ним связывали новый этап сельскохозяйственных работ — посев ячменя (в некоторых местах его предпочитали сеять или в Семик или в троицкую субботу), льна, конопли, посадку овощей. Обряды, приуроченные к этому времени, были направлены на стимуляцию роста плодов земли и охрану их от неблагоприятных воздействий. Крестьяне совершали различные ритуальные действия с зеленью, обходы полей, величание ржи, обращались за помощью к предкам. Свойственная земледельческим традициям, идея воскресения-умирания божества растительности проявлялась в ритуалах «похороны»-«проводы» (Всесвятская неделя). Важное значение в аграрной магии придавалось гуляниям молодежи в полях с непременной обрядовой трапезой, главным блюдом которой были яйца или яичницы, сделанные «на урожай». О магической роли хождения в посевы девушек и молодок говорится в семицких песнях (Троицкая березка). В целом особое значение, женского компонента в земледельческих обрядах связано с мифологическим представлением о женской природе земли. В ряд молодежный развлечений входили круговые игры с мотивами сеяния, роста, созревания (Мак, Просо, Лен); наиболее популярные в это время песни с любовно-эротической тематикой в данной обрядовой ситуации могли рассматриваться как заклинание на урожай.

12. Аграфена Купальница (Аграфена Лютые Коренья) — такое народное название дня памяти св. мученицы Агриппины, который отмечается 6 июля. Этот день зеленых Святок открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (12 июля). Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы, являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы.

13. Иван Купала — народный праздник языческого происхождения у славянских народов, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До крещения праздник Ивана Купалы был приурочен к дню летнего солнцестояния (20-22 июня). C принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию. Праздник Ивана Купалы принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных и самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие практически все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения и, что немаловажно, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

14. Петров день является великим праздником православного календаря, который отмечался 12 июля как День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петровские песни поются практически на один мотив с купальскими и составляют единую жанровую разновидность, что свидетельствует об их связи в древности с единым обрядом.

15. Ильи́н день — традиционный народный праздник у восточных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 2 августа (20 июля по старому стилю). В народном представлении Илья — святой грозный, суровый, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии.

Считалось, что в его силах послать на землю плодородие или вовсе лишить людей урожая. На Ильин день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, обращается в различных зверей — отсюда пошел обычай в день Ильи не пускать в дом собак и кошек, чтобы не навести на избу грозу и молнию.

Илью-пророка еще называют Громобоем. Считается, что гром происходит от стука по небесной мостовой его колесницы, в которой он гоняет нечистого духа. А молния — это стрелы, ими Илья поражает злую силу.

В сознании русского народа библейское повествование своеобразно переплелось с народными верованиями, а сам Илья Пророк взял на себя функции могучего славянского языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, молниями.

16. Успение — это конец земной жизни Богородицы, праздник в память ее переселения в жизнь Небесную, вечно блаженную. Церковь отмечает этот праздник 28 августа.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

Источник статьи: http://lektsii.com/2-37274.html

Оцените статью
Читайте также:
  1. Формирование христианских представлений о душе. Душа как нелокальная система детерминации поведения.