Праздники с детьми аутистами

Семейный праздник и дети с аутизмом

Аутизм, семья и праздник — трудно, но вполне возможно. Как быть, если вы, имея ребёнка с аутизмом, собираетесь пригласить гостей. Или как быть, если к вам в гости придёт семья с ребёнком-аутистом? Как организовать удачный праздник?

Праздники во многих больших семьях, когда собирается много родственников, проходят шумно, довольно грубо. Смешайте аутизм, большую семью и праздник, и вы получите отличный рецепт для . катастрофы. Но опять же, эти ингредиенты можно собрать вместе, чтобы создать лёгкий, симпатичный воздушный праздник. А в чём разница? Разница — в планировании наперёд, разумных ожиданиях, и в том, что во время такого праздника вы все помните о нуждах других.

Аутизм бывает очень разным, и люди с аутизмом меняются и растут, как никто другой. Если вы не видели вашего ребёнка-гостя с аутизмом в течение длительного времени, или вы действительно не очень хорошо его знаете, время перед праздником — самое подходящее, чтобы задать его родителям вопросы. Какие у него любимые блюда? Возможно, он не любит определённые образы, звуки или запахи? Есть ли у него любимая игрушка, мультфильм или музыка?

Чем больше вы знаете, тем легче вам будет подготовить почву для положительного опыта общения и удачного праздника. Те же вопросы стоит задать и родителям с обычными детьми, потому что все дети разные. И в зависимости от полученных ответов готовить товары для праздника.

Читайте также:  Сценарий праздника анука парни

Планируйте заранее и поделитесь вашим планом

Многие люди с аутизмом лучше себя чувствуют, когда они знают, чего ожидать. Чтобы облегчить им эту задачу, лучше иметь чёткий план вашего мероприятия. Расскажите этот план семье ребёнка с аутизмом, который у вас в числе приглашённых, чтобы они могли рассказать ребёнку о том, что будет на празднике.

В идеале вы даже можете передать фотографии мест, где произойдёт ваше событие.

Планы не должны быть сложными, но они должны включать в себя такие тонкие детали, которые могут вызвать напряжение, как «вы будете снимать обувь у двери», «после того, как вы приедете, вы сможете выбрать — помогать на кухне или смотреть футбольный матч», или «сначала — стол, после него — прогулка в ближайший парк», и т.д.

Организуйте тихое место

Иногда люди с аутизмом могут стать подавленными или расстроенными, для них может быть трудно управлять своими чувствами и держать себя в руках на людях. Если вы выделите тихое пространство (спальня, например, или часть комнаты, отгороженная шкафом или занавеской) для вашего аутичного гостя, пусть они знают об этом и могут в любой момент укрыться от остальных, чтобы отдохнуть и набраться сил.

В идеале — обустроить это пространство с DVD-или CD-плеером, с любимыми мультфильмами вашего гостя, или со столом и красками, так вы сможете позволить ребёнку с аутизмом хорошо отдохнуть.

Не ждите активного участия

Вы можете хотеть больших семейных объятий и искреннего участия в празднике своего аутичного гостя, но вряд ли вы это получите, так что заранее подготовьтесь к тому, что никаких шумных благодарностей не будет. Вы можете, однако, получить тёплые улыбки, радостные взгляды, ощущение искренней глубокой связи.

Фокус в том, чтобы быть разумным в своих надеждах и ожиданиях, чтобы избежать гнева или разочарования, если ваши надежды не исполнятся.

Слишком часто социальные требования праздника, предполагающие шум и активное общение, делают его жёстким и невозможным для людей с аутизмом. Не надо устраивать очередное испытание для такого ребёнка. Умерьте ваши ожидания и просто спокойно отдохните все вместе.

Предлагайте еду и подарки, которые понравятся

Конструкторы Лего очень популярны у аутичных детей.

Часто дети с аутизмом выбирают вещи не для своего возраста, а созданные для более младших детей, или хотят одних и тех же подарков или продуктов питания снова и снова. Одни и те же паровозики Томас из года в год, или снова и снова фигурки животных, и ничто другое не доставляет радости. Хотя это здорово — помочь детям с аутизмом исследовать новые возможности и новые игры и блюда, многолюдное праздничное мероприятие — не самое подходящее время, чтобы раздвинуть границы его восприятия. Во время праздника лучше обойтись без каких-либо экспериментов.

Если ваш аутичный гость предпочитает бутерброды с сыром жареной курице, и игрушки для самых маленьких (например, Lego Duplo с крупными деталями, а не обычный Lego), превратите эти ожидания в реальность.

Подождите более спокойного, менее тревожного момента, чтобы предложить новые продукты или виды деятельности.

Подготовьте других гостей

Не все готовы, как вы, приветствовать гостя с аутизмом. Особенно трудно это объяснить обычным детям. Если гости чувствуют себя комфортно, они должны быть как можно некритичнее к другим. Дайте им заранее знать, что вреди гостей будет ребёнок аутист (а может быть, и несколько). Объясните, что, в случае необходимости, он будет питаться по-другому, не сядет за общий стол, не будет играть с другими детьми в футбол, и иногда будет скрываться в тихой комнате.

Сделайте кристально ясным, что никакие замечания («он испорченный», «он не играет с моим ребёнком», «он отсталый», и т.п.) не приемлемы даже шёпотом, даже во взглядах.

В то же время, конечно, даже аутисты должны следовать основным правилам дома (не взбираться на мебель, которая для этого не предназначена, не залезать на диван в обуви, и т.п.).

Если же вы хотите повеселиться как обычная семья, без учитывания требований присутствия аутичного ребёнка, ищите возможности не брать ребёнка на праздник, оставьте его дома с тем, кому он доверяет, пусть он спокойно смотрит любимые мультики, играет с любимыми игрушками, а вы сможете отдохнуть.

План Б — на всякий случай

Даже когда вы всё сделали правильно для вашего аутичного гостя, и даже когда дела на празднике идут прекрасно некоторое время, события могут выйти из-под контроля. Неожиданная мелочь незаметно для всех остальных может довести ребёнка-аутиста до слёз. Часто тихая комната или любимое видео могут быстро решить проблему. Но иногда единственным верным решением будет уйти. Если ваш гость и его семья решили уйти пораньше, примите это как должное, и не думайте, что всё пропало.

Если у вас остаются дома другие гости, имейте запасной план для продолжения праздника. Запланируйте дополнительные дела, которые могут понравится гостям, если вдруг семья с ребёнком-аутистом покидает праздник. Чтобы ни у кого не возникло ощущения, что кто-то виноват и что-то пошло не так.

В любом случае, общий семейный праздник стоит того, чтобы пробовать его организовать, даже если среди приглашённых будут самые разные люди. Такие праздники задают тон всего года и запоминаются на всю жизнь, так что не стоит отказываться от них только потому, что трудно учесть всех гостей, особенно детей с аутизмом (да и взрослых тоже, ведь аутисты-дети становятся подростками, а потом создают свои семьи, и их дети совершенно не обязательно будут аутичными!). Пробуйте, организовывайте, празднуйте!

Источник статьи: http://www.toybytoy.com/console/Family-holiday-and-children-with-autism

Новогодний праздник для детей с РАС: 12 советов аутичных взрослых

Яркие декорации, большие сборища, нарушения в распорядке дня и посторонние люди, которые «не в теме» – новогодние праздники могут быть источником большого стресса для детей с аутизмом. Ниже приводятся ответы участников группы поддержки для взрослых людей с аутизмом, которых спросили: «Что помогало (или не помогало) вам справиться со стрессом в праздники? Что могут сделать родители, чтобы «веселье» не стало источником страданий для их детей в спектре аутизма?»

1. «В детстве праздники действительно вызывали у меня большой стресс, в основном из-за сенсорной перегрузки и больших скоплений людей. Я бы посоветовала, чтобы у ребенка было как можно больше возможностей оставаться в тихом и просторном месте, часто делать перерывы на спокойный отдых, может быть, с утяжеленным одеялом или игрушкой, чтобы успокоиться. Помните, что, когда у нас начинается нервный срыв, мы не «ведем себя плохо» специально. Главное, в этот праздничный сезон не забывать о сострадании, терпении и понимании того, что мы прекрасны такими, какие мы есть». – Мелисса Р.

2. «Плохие условия – это слишком громко, слишком много людей, слишком высокие ожидания и наказания за то, что ты им не соответствуешь. У меня в семье есть люди с РАС, СДВГ, СДВ, депрессией, тревожностью, нарушениями исполнительной функции и сенсорными проблемами. Мы вообще практически никуда не ходим, разве что в кино, и только при условии, что там будет мало людей. Лучше не требовать излишне нарядной одежды или костюмов, которые могут быть неудобны и создавать дополнительные сенсорные трудности. Не нужно подавать необычную еду. Не нужно устраивать сюрпризы. Не обязательно следовать какому-то порядку. Так были устроены самые лучшие праздники, когда я была маленькой. Не нужно пытаться угодить кому-то еще, главное – потребности вашей собственной семьи». – Кэрол К.

3. «Мне помогало, если не нужно надевать какую-то новую и колючую одежду и можно отказаться от больших сборищ. Очень помогает детальный список того, какие занятия предстоят и в каком порядке. Лучше избегать мигающих или слишком ярких, перегружающих украшений». – Райлендер В.

4. «Разрешение носить наушники и/или солнцезащитные очки. Возможность уйти в тихую комнату, если возникнет необходимость. И еще как можно больше предупреждений о том, что сейчас будет смена занятия. Лучше всего начинать предупреждать об этом минут за 10. Помогает тихая поездка обратно домой и лучше, когда следующий день будет «только для отдыха», если это возможно. (Это не только детей, но и взрослых касается). Предлагаю тост за то, чтобы все пережили праздничный сезон!» – Джули В.

5. «Когда есть безопасное место, куда можно ретироваться – еще лучше, если все происходит у меня дома, и я знаю этих людей», – Брэд Л.

6. «Для меня главное, чтобы не нужно было ехать в разные места в один и тот же день, и чтобы была специальная «комната для снятия стресса», если наступит перегрузка. Еще я думаю поможет, если держать под рукой их любимые игрушки (в том числе для стимминга), упаковать их ребенку с собой. Важно, чтобы прежде чем выйти из дома ребенок знал, куда он идет, что там будет, и кого он встретит. Нужно готовиться заранее и избегать любых необязательных сюрпризов – в детстве это всегда мне помогало!» – Аликс Дж.

7. «Я держу при себе сумку «для стимов» и всегда стараюсь найти место подальше от всех остальных. Еще мне важно, чтобы у меня была музыка и наушники». – Дэрроу В.

8. «Чем меньше, тем лучше. Меньше украшений, меньше подарков, не так много вариантов для еды. Меньше мероприятий, меньше шума, непродолжительное время – это всегда помогало нам выживать. Тот же праздник, просто в облегченном варианте. Однако, возможно, вам потребуется много времени и усилий, чтобы к этому прийти». – Трейси У.

9. «Расписание, расписание и еще раз расписание… установите четкое расписание, а потом помогайте этим драгоценным деткам следовать ему». – Ким Х.

10. «Частые перерывы в изолированном месте. Я всегда путешествую с затычками для ушей и с солнцезащитными очками. Иногда мне нужно, чтобы кто-то близкий покараулил, чтобы меня не беспокоили в периоды изоляции. Для моей повседневной жизни это стандартная практика». – Эми Т.

11. «Иногда лучше не превращать праздник в какой-то особый день, к которому нужно готовиться. Слишком завышенные ожидания, связанные с праздниками, только приведут к депрессии и тревожности. Если мы сможем быть более гибкими и не будем навешивать слишком много надежд и ожиданий на один-единственный день, то все будет проще. Мы стараемся делать наши планы поскромнее, с разными небольшими группами людей, ничего грандиозного». – Кристин Х.

12. «Нам всегда нужно составлять визуальное расписание для мероприятия и точно знать, когда мы будем встречаться с другими людьми. Мы должны знать, чего от нас ожидают, и видеть, как долго будет продолжаться мероприятие. Если у детей наступает перегрузка, важно, чтобы у них была возможность уйти в пустую комнату. Бывает лучше быть на периферии события/мероприятия (иногда с берушами, книгами и планшетом). Главное знать, что произойдет, и чего от тебя ожидают, и если рядом есть кто-то, кто тебе поможет – это очень помогает снизить тревожность», – Лилла А.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник статьи: http://outfundbel.ru/pro-autizm/novogodniy-prazdnik-dlya-detey-s-ras-12-sovetov-autichnyh-vzroslyh

Вопрос-ответ. Как встретить зимние праздники, если в семье ребенок с аутизмом?

Как не превратить самый веселый праздник в мучение для ребенка и семьи

Рождество, Новый год и другие зимние праздники могут быть радостным и веселым периодом, но они же могут вызывать очень сильный стресс. Люди с аутизмом могут легко впасть в замешательство и испытывать стресс при любом новом занятии, связанном с праздником, и это, в свою очередь, может расстроить остальную семью. В этой статье предлагается несколько идей, которые могут помочь семье такого ребенка или взрослого «пережить» праздник.

Предварительная подготовка

По мере приближения праздника, вам следует отметить дату на календаре, которым пользуется ваша семья или специальном календаре ребенка. Вы можете также узнать, когда в школе начнут обсуждать тему праздников и предложить им ввести такой же календарь, чтобы отсчитывать оставшиеся дни до каникул. Это обеспечит последовательность и предсказуемость. Если же у вас не остается времени на подготовку с вашим ребенком, то используйте то, что есть.

Вы можете просто обвести дату Нового года или Рождества на календаре. Или вы можете отметить начало и конец зимних каникул, чтобы ребенок лучше адаптировался к ним. Вы можете выделить весь период каникул и обозначить их как «Праздники». Отметки на календаре помогут вашему ребенку приготовиться к тому, что он не будет больше какое-то время ходить в школу, и, следовательно, привычный распорядок дня у него изменится.

Затем вы можете начать ежедневно обсуждать с ребенком «зимние праздники» и их значение. Содержание таких бесед зависит от конкретной семьи. Вы можете принести буклет о религиозном празднике с картинками, например, какие украшения обычно используются и какие блюда обычно готовятся. Однако не забывайте о том, что ваш ребенок понимает все очень буквально, поэтому он может разволноваться, если ваш праздник не будет похож на праздник на картинках.

На своем семейном календаре вы можете отметить дни, в которые вы будете покупать елку и украшения, когда вы будете менять оформление комнат, наряжать елку, а также все остальные перемены. Обязательно отметьте в календаре даты, когда к вам в гости придут родственники или друзья.

В период праздников в жизни семьи многое может измениться, но для вас очень важно сохранять привычный распорядок жизни ребенка насколько это возможно. Используйте ежедневное визуальное расписание с ребенком, чтобы наглядно показывать ему, чем он будет заниматься в течение сегодняшнего дня.

Вы можете привлекать ребенка с аутизмом на всех этапах подготовки к празднику. Ребенок может выбирать вместе с вами елку и украшения, или вы можете показать ему, где лежат украшения, а потом попросить его принести их и помочь достать. Это поможет ребенку привыкнуть к этим предметам, даже если они не меняются год от года. Также желательно вовлекать ребенка в процесс украшения дома, даже если он просто будет находиться в той комнате, где проходят приготовления. Это может предотвратить негативные реакции на появление новых предметов в знакомой обстановке.

Если ваш ребенок проявляет интерес к приготовлениям, то вы можете поручить ему конкретное задание, на котором он может сосредоточиться. Это поможет ребенку почувствовать свою значимость и уменьшит тревожность в отношении происходящих вокруг перемен.

Если ребенку очень тяжело принять изменения в окружающей обстановке, то вы можете растянуть процесс украшения на несколько дней. Например, вы можете установить елку на место, и оставить ее там на несколько дней. Затем вы можете украсить елку. А еще через несколько дней вы можете добавить украшения для дома.

Часто нас спрашивают, какие игрушки или подарки лучше всего купить ребенку с аутизмом. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого отдельного ребенка и его интересов. Однако мы предполагаем, что если ребенок с аутизмом получит очень много подарков от разных людей сразу, то это может вызвать сильную перегрузку. Возможно, лучше подарить лишь часть подарков или один подарок в день – один от мамы, один от папы, один от бабушки и дедушки. Другие родственники и друзья семьи могут вместо подарка отдать деньги родителям, чтобы использовать их для покупки подарков в другое время. Или же они могут договориться дарить один подарок в день, чтобы уменьшить возможную тревожность у ребенка.

Десять идей для счастливого праздника

Те аспекты зимних праздников, которые особенно приятны для «нейротипиков», могут вызывать серьезные трудности у людей с аутизмом. Читатели британского журнала для родителей детей с аутизмом Communication поделились следующими идеями из личного опыта о том, как можно сделать праздник радостнее для «особенных» детей.

1. Посмотрите на праздник глазами своего ребенка

Какие аспекты праздника ему понравятся? Выберите один аспект праздника и сделайте его частью ежедневного распорядка дня. Можете назвать это «его ежедневное рождественское занятие». Выберите что-то, что другие дети смогут делать вместе с ним.

2. Какие аспекты праздника могут вызвать у ребенка сенсорную перегрузку и их лучше избегать?

Возможно, лучше выделить отдельные праздничные зоны в вашем доме, которые остальные дети могут украсить, а спальню ребенка и места, где он проводит много времени, например, гостиную, лучше оставить без изменений. Это может уменьшить любую сенсорную перегрузку и тревожность у ребенка из-за изменений в доме.

3. Каждый день в расписании ребенка должны быть привычные периоды «без праздника»

Это поможет вам отследить его уровень тревожности и подстроиться под ребенка в течение остального дня.

4. Получение подарков может вызывать перегрузку и замешательство у людей с аутизмом

Одна из идей состоит в том, чтобы выделить в расписании ребенка специальный период времени «на игрушку», и поместить новую игрушку рядом с его любимой. Таким образом, у ребенка не будет перегрузки от получения нескольких новых игрушек сразу. Вы можете каждый день помечать определенный период времени в его визуальном расписании специальным символом, обозначающим, что он может играть с новой игрушкой.

5. Используйте календарь «отсчета дней» для периода зимних праздников

Календарь отсчета дней изготавливается из определенного количество предметов или карточек с датами, чтобы ребенок мог каждый день убирать одну карточку или предмет, пока не наступит день праздника. Календарь отсчета дней позволяет ребенку подготовиться к предстоящему событию и изменениям, с ним связанным. Вы можете поместить на определенную дату календаря фотографию мероприятия или места, куда вы собираетесь отправиться вместе с ребенком. Каждый день вы сможете наглядно показывать ребенку, сколько дней остается до мероприятия или поездки (некоторые люди считают не днями, а «сном ночью»). Такой же календарь отсчета дней можно использовать для подготовки к началу и окончанию зимних каникул в школе.

6. Выделите в расписании ребенка «тихий час» в одиночестве, когда он может заниматься своим самым любимым делом или играть с любимой игрушкой, в то время как другие дети в семье будут заниматься тем, что вызовет у него перегрузку, например, будут открывать свои подарки

Может быть, ваш сын может поиграть на компьютере или пересмотреть DVD с любимым фильмом, чтобы отдохнуть от всей праздничной суеты?

7. Заручитесь помощью друзей и членов семьи в ключевые моменты праздника

Если другие дети в семье хотят писать письма Деду Морозу, репетировать свои роли в школьной пьесе и наряжать елку, а ваш ребенок совсем не хочет во всем этом участвовать, то попросите друга или родственника присмотреть за ребенком, пока тот займется любимым делом, например, поиграет на компьютере. Или вы сами присмотрите за ребенком, пока бабушка или друзья семьи займутся праздничными делами с другими детьми.

8. Поддерживайте связь с вашей школой. Поговорите с учителем ребенка о том, как он или она помогает ребенку подготовиться к празднику

Попробуйте использовать в школе те же стратегии и символы, которые вы используете дома. Если добиться однообразия, это уменьшит тревожность ребенка. Если вы используете разные символы и стратегии, то ребенок может подумать, что праздник в школе и праздник дома – это совершенно разные вещи, и у него будет двойная перегрузка!

9. Сам праздник

Какие бы вы не ввели изменения в расписании ребенка на зимних каникулах, не меняйте их в день праздника. Пусть его распорядок дня останется неизменным настолько, насколько это возможно. Очень важно подумать о праздничных изменениях как можно раньше и подготовить к ним ребенка заранее. Например, если к ребенку приезжает бабушка, которая будет гостить у вас шесть дней, то повесьте шесть фотографий кровати и фотографию бабушки заранее, чтобы обозначить продолжительность ее визита. После приезда бабушки снимайте каждый день одну фотографию кровати, чтобы подготовиться к ее отъезду.

10. Дед Мороз

Иногда один вид мужчины в костюме Деда Мороза заставляет детей в спектре аутизма кричать и убегать в противоположном направлении. Если вы планируете отвести ребенка на праздник с Дедом Морозом, возможно, лучше подготовить его к тому, что там будет мужчина в красном костюме и белой бороде, и заранее показать ему фотографию человека в подобном наряде.

Этот список практически исчерпывающий. Можно только добавить, что при украшении помещения или елки очень важно привлекать человека к участию, даже если ему не очень хочется этим заниматься. Можно просто заниматься этим у него на виду или иначе давать ему понять, что именно сейчас происходит – это очень важно. Если человек вернется и внезапно обнаружит елку посреди комнаты, то это может вызвать шок!

Источник статьи: http://outfund.ru/kak-vstretit-zimnie-prazdniki-esli-v-seme-rebenok-s-autizmom/

Оцените статью