День железнодорожника
День железнодорожника — праздник для всей страны: шестнадцать стальных магистралей, которые простираются на тысячи километров, связывают Россию в единое целое.
Для работающих в отрасли — это день профессиональной гордости, их объединяет понимание высокой общественной значимости роли железнодорожного транспорта. Ежегодно в рамках Дня железнодорожника во всех регионах Московской железной дороги для железнодорожников, их семей и других гостей проходят торжественные мероприятия, спортивно-массовые праздники. Столичные железнодорожники участвуют в традиционном благотворительном забеге «Достигая цели!» в Москве.
День железнодорожника, первый профессиональный праздник в России, стал отмечаться в 1896 году. Начало развитию железнодорожной сети России в середине XIX века положил Николай I, выпустив Указы о строительстве первых железных дорог России: Царскосельской, Петербурго-Московской и Петербурго-Варшавской. К 100-летию со дня рождения Николая I его правнук император Николай II подписал 25 июня 1896 года Указ об учреждении в России первого профессионального праздника — Дня железнодорожника. В тот день в Министерстве путей сообщения и на петербургских вокзалах состоялись богослужения. Вечером прошел торжественный обед на Павловском вокзале, после которого был дан концерт.
С начала XX века празднование проводилось уже на всех железных дорогах страны. Торжества проходили в депо и главных мастерских. Железнодорожные здания украшались флагами, коврами и зеленью. На праздник приглашались чины других ведомств.
После революции праздник был забыт надолго, эта традиция возобновилась только в 1936 году. Руководители партии и правительства СССР 30 июля 1935 года встретились в Кремле с большой группой передовиков-железнодорожников, здесь было высказано пожелание о восстановлении празднования Дня железнодорожника. Постановление «Об установлении ежегодного «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля» вышло 28 июля 1936 года.
Затем празднование Дня железнодорожника было перенесено на первое воскресенье августа постановлением Совнаркома СССР в 1940 году. Эта традиция продолжается и в настоящее время.
Источник статьи: http://mzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4383
День железнодорожника
Дата в 2021 году: | 1 августа , воскресенье |
Учрежден: | Указ Президиума Верховного Совета СССР № 3018-X от 01.10.1980 |
Традиции: | грамоты, благодарности сотрудникам, концерты, спартакиады среди студентов профильных ВУЗов, выезды на природу |
День железнодорожника – профессиональный праздник всех работников железной дороги, вне зависимости от занимаемой должности, и вспомогательный персонал. Среди них проводники, машинисты, монтажники и ремонтники, их руководство, сотрудники вокзалов, трамвайных депо и метрополитенов. Праздник считают своим преподаватели и студенты профильных учебных заведений страны, а также их друзья, родственники, знакомые и близкие.
В России в 2021 году День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа и выпадает на 1 августа. Торжество проходит на официальном уровне 41 раз.
Суть праздника: почтить труд работников железной дороги.
Ко Дню железнодорожника приурочивают официальные мероприятия и концерты, на которых отличившимся сотрудникам вручают грамоты и благодарности. Виновники торжества организовывают выезды на природу. Среди студентов профильных ВУЗов проводятся спартакиады.
История праздника
День железнодорожника в России берёт начало ещё в позапрошлом веке. 28 июня 1896 года был издан приказ о чествовании работников стального полотна. Дату приурочили к именинам императора Николая I, считавшегося основателем этого вида транспорта. Она была выходным днем. С приходом советской власти все торжества во славу свергнутой монархии ликвидировали. В 1936 году традиция была возобновлена. Проводить мероприятия назначили на 30 число июля месяца, а в 1940 – перенесены на первое воскресенье августа.
На официальном празднике в России событие учреждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 № 3018-X «О праздничных и памятных днях».
Традиции праздника
День железнодорожника собирает за праздничным столом коллег, их родственников, друзей и знакомых. Звучат тосты, звон бокалов, поздравления, пожелания здоровья и успеха. Первые лица Российской Федерации, чиновники Министерства путей сообщения РФ направляют грамоты, благодарности сотрудникам этой важной отрасли экономики. Лучшим работникам вручают ценные подарки.
В учреждениях культуры проходят концерты и выступления творческих коллективов с музыкальными и танцевальными номерами. Время эфира на теле- и радиостанциях посвящено трансляции документальных передач, рассказам историй о создании и развитии этого вида транспорта. Они становятся напоминанием зрителям о профессиональном празднике День железнодорожника.
Студенты профильных учебных заведений в этот день устраивают спартакиады (командные спортивные игры). Самыми забавными из них является перетягивание рельсы, толкание вагона на время, метание шпал на дальность. Организовываются выезды на природу коллективами. Цель мероприятий – ощутить причастность к единой и большой трудовой семье каждого работника.
Задание на день
Вспомните, доводилось ли вам или вашим близким совершать путешествия при помощи железной дороги. На какие самые длинные расстояния доводилось перемещаться при помощи поездов?
Тосты
«Поздравляю с Днём железнодорожника и от всей души пожелать хочу, чтобы поезд твоей жизни смело мчал навстречу заветным мечтам и желаниям по рельсам удачи и везения, дорогой счастья и любви. Пусть деятельность твоя всегда будет в почёте и уважении, пусть каждый день приносит отличное настроение и чудесное вдохновение».
«Дорогие друзья, позвольте вас поздравить с вашим профессиональным праздником Днем железнодорожника. Вы всегда сопровождаете нас в наших поездках и путешествиях, создавая нам уют и комфорт. Пусть будут легкими ваши дороги и удачи вам».
«Искренне поздравляю вас с Днем железнодорожника. Пускай комфортабельный экспресс вашей жизни бежит по рельсам судьбы, как можно дольше. Желаю вам много приятных пассажиров, гостеприимных городов и перронов».
Подарки
Макет железной дороги. Коллекционный макет железной дороги, модель паровоза, тепловоза, дрезины или железнодорожного вокзала станет отличным тематическим подарком для железнодорожника. Особенно такой подарок порадует коллекционера.
Печатное издание. Книга об истории железной дороги или альбом с фотографиями железнодорожного транспорта послужит отличным презентом к профессиональному празднику.
Сладкий подарок. Торт или шоколадная фигура в виде вагона или железнодорожного полотна станет отличным подарком ко дню железнодорожника.
Подстаканники. Металлические подстаканники – атрибут, который ассоциируется с железной дорогой. Железнодорожнику можно преподнести подстаканники с необычной гравировкой или напылением.
Конкурсы
Нарисуй вагон
В конкурсе принимают участие две команды. Каждой команде выдается по ватману и фломастеру. Участники по очереди передают друг другу фломастер и рисуют вагоны. Ведущий засекает время, после истечения которого, конкурсанты подсчитывают количество вагонов. Побеждает та команда, у которой окажется самый длинный поезд.
Песенный конкурс
В конкурсе участвуют две команды, каждая из которых должна вспомнить и спеть песни, в которых упоминается тема поездов. Победит та команда, которой удастся исполнить больше музыкальных композиций.
Железная дорога
Для проведения конкурса необходимо подготовить коробочки спичек или зубочисток соответствующие количеству участников. Каждому участнику выдается «строительный материал», из которого, за отведенное время, они должны выложить железную дорогу. Победит тот участник, которому удастся построить самое длинное железнодорожное полотно.
Интересные факты
- Среднее количество пассажиров российской железной дороги составляет 1 миллиард 300 миллионов в год. В среднем каждый житель страны 9 раз в год становится пассажиром железной дороги.
- Транссибирская магистраль является самой длинной в мире. Ее протяженность от Москвы до Находки составляет 9438 километров. Она состоит из 97 крупных станций. По этому маршруту ходит фирменный поезд «Россия», который находится в пути 8 дней 4 часа и 25 минут. На середине Транссибирской магистрали стоит станция Половина, от нее до Москвы и до Владивостока одинаковое расстояние.
- В Аргентине с туристической целью курсирует специально восстановленный поезд «Патагония экспресс». Его пассажиры могут насладиться великолепными пейзажами и стать участниками спланированной постановки «Ограбление поезда».
- С 2012 года в различных городах Франции на 100 железнодорожных вокзалах были установлены фортепьяно, на которых может сыграть любой желающий.
- Изначально словом «шофер» называли не водителей, а людей, которые бросали дрова или уголь в топку машинного отделения тепловоза. В переводе с французского языка это слово означает «кочегар, истопник».
- Самый длинный поезд был запущен в ЮАР в 1989 году. Он состоял из 660 вагонов, а его длина составляла 7,3 километра. Однако этот эксперимент оказался неудачным, так как колея не выдержала такой нагрузки.
О профессии
Железные дороги обеспечивают перевозку пассажиров и грузов на значительные расстояния в больших объёмах. К ним относятся не только пути сообщения в виде полотна, но и инфраструктурные объекты, сооружения и конструкции, позволяющие функционировать этому виду транспорта.
Железнодорожники занимаются обеспечением движения транспорта по рельсовым путям. Они строят и поддерживают инфраструктуру. Чтобы быть причастным к профессии, необходимо закончить профильное учебное заведение. После выпуска из среднего специального образовательного учреждения можно стать машинистом, управляющим движением состава, проводником вагона, обслуживающим пассажиров, монтажником, проводящим ремонтно-строительные работы.
Регулирование процессов перевозок – более ответственный и престижный труд. К нему допускают выпускников ВУЗов. Они занимаются планированием графиков движения транспорта, его загрузкой, ремонтом и техническим обслуживанием подвижного состава, полотна и сооружений. Развитие железнодорожного транспорта осуществляют чиновники Министерства путей сообщения.
Этот праздник в других странах
В Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Болгарии День железнодорожника проходит в первое воскресенье августа.
В Украине этот праздник отмечается 4 ноября.
В Литве День железнодорожника празднуется 28 августа.
В Эстонии 21 августа отмечается День истории железной дороги.
В Латвии День железнодорожников проходит 5 августа.
В Азербайджане 13 октября празднуется День работников железной дороги.
В Венгрии День железной дороги приходится на второе воскресенье июля.
В Польше Праздник железнодорожника справляется 25 ноября.
Похожие праздники в РФ
Поздравления
Всем, кто связан с железной дорогой,
Кто в депо, на вокзале, в пути,
Пожелать вам мне хочется много
Счастья в деле любимом найти.
Чтоб была жизнь ваша счастливой,
Чтобы ровной была колея.
Чтоб встречали с улыбкой, учтиво
И коллеги вас, и друзья.
Ты жизнь свою решил с железною дорогою связать,
И в праздник твой, который ты сегодня отмечаешь,
Тебя хочу поздравить искренне и пожелать,
Чтобы сбылось все то, о чем ты сам мечтаешь.
Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/den-zheleznodorozhnika
День железнодорожника 2020
День железнодорожника – это праздник, объединяющий всю страну: 16 железных дорог, простирающихся по России на тысячи километров, связывают её в единое целое.
Для каждого работника отрасли – это день гордости за профессию, повод задуматься о высокой общественной значимости своего дела, о роли железнодорожного транспорта в жизни людей.
Ежегодно в рамках профессионального праздника во всех регионах Горьковской магистрали для железнодорожников, их семей и друзей проходят торжественные мероприятия, концерты, спортивные соревнования. В Нижнем Новгороде работники ГЖД участвуют в традиционном благотворительном забеге «Достигая цели!».
День железнодорожника стал первым профессиональным праздником в России, он был учреждён в 1896 году. Начало развитию сети железных дорог России в середине XIX века положил Николай I, выпустив Указы о строительстве первых железных дорог России: Царскосельской, Петербурго-Московской и Петербурго-Варшавской. К 100-летию со дня рождения Николая I его правнук император Николай II подписал 25 июня 1896 года Указ об учреждении в России первого профессионального праздника — Дня железнодорожника. В тот день в Министерстве путей сообщения и на петербургских вокзалах состоялись богослужения. Вечером прошел торжественный обед на Павловском вокзале, после которого был дан концерт.
С начала XX века празднование проводилось уже на всех железных дорогах страны. Торжества проходили в депо и главных мастерских. Железнодорожные здания украшались флагами, коврами и зеленью. На праздник приглашались чины других ведомств.
После революции праздник был забыт, но в 1936 году традиция возобновилась. Руководители партии и правительства СССР 30 июля 1935 года встретились в Кремле с большой группой передовиков-железнодорожников, здесь было высказано пожелание о восстановлении празднования Дня железнодорожника. Постановление «Об установлении ежегодного «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза 30 июля» вышло 28 июля 1936 года.
Позднее празднование Дня железнодорожника было перенесено на первое воскресенье августа постановлением Совнаркома СССР в 1940 году. Эта традиция продолжается и в настоящее время.
Источник статьи: http://gzd-1.rzd.ru/ru/10029/?accessible=true
Праздники связанные с железной дорогой
Редакция «ДВМ» совместно с Музеем истории Дальневосточной железной дороги представляют традиционный календарь юбилейных и памятных дат в истории железнодорожного транспорта и Дальневосточной железной дороги в третьем квартале 2011 года.
Июль
10 (23)
180 лет назад, в 1831 году, родился Андрей Николаевич Корф, первый генерал-губернатор Приамурского края, почетный гражданин города Хабаровска.
А. Н. Корф происходил из знатного рода обрусевших немцев. По окончании Пажеского корпуса он начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку в чине прапорщика, сделал блестящую военную карьеру – в 30 лет получил чин полковника, в 50 лет стал дивизионным генералом.
В 1884 году барон Корф был назначен главным начальником только что образованного Приамурского генерал-губернаторства с резиденцией в Хабаровске. Ему предстояло управлять громадным краем в составе Забайкальской, Амурской, Приморской областей вместе с Камчаткой и Сахалином, сравнимым по величине с Западной Европой. Не случайно генерал-губернатор фактически являлся наместником царя в крае и обладал широкими полномочиями: возглавлял гражданскую администрацию, командовал всеми вооруженными силами, осуществлял дипломатические функции при сношениях с соседними государствами.
Примечательной чертой почти десятилетнего правления Корфа были так называемые «съезды сведущих людей края». Ознакомившись с вверенными ему землями, Корф уже в январе 1885 года созвал первый съезд, на который пригласил всех высших чиновников, военных губернаторов, промышленников и купцов 1-й гильдии.
На этих съездах обсуждались дальнейшие пути развития хозяйства в Приамурском крае, природно-климатические условия, вопросы, связанные с переселенческой политикой и взаимоотношениями с коренными народностями. Хабаровским съездам завидовала вся Сибирь, о них, как о чрезвычайном событии, писали столичные газеты. О Корфе заговорили как о просвещенном и заботливом администраторе.
Барон Корф являлся горячим сторонником строительства первой в крае Уссурийской железной дороги. В своих посланиях на имя императора Александра III и царскому правительству он настойчиво доказывал необходимость прокладки рельсовой магистрали для успешного развития и обороны Приамурского края. При нем были проведены изыскания железнодорожной трассы Владивосток – Хабаровск в 1887-1889 годах, и в 1891 году начато ее сооружение.
Деятельность Корфа не ограничивалась только экономической стороной жизни генерал-губернаторства. С его благословения и при финансовой поддержке было создано первое научное общество – Общество изучения Амурского края во Владивостоке. При Корфе строилось много школ, особенно в казачьих станицах, получило развитие церковно-миссионерское дело.
Своеобразным итогом деятельности генерал-губернатора А. Н. Корфа стал третий съезд «сведущих людей», состоявшийся в январе 1893 года. На торжественном открытии съезда Корф произнес такие слова: «Поработаем же единодушно и единомышленно, не ожидая ни славы, ни наград. Наша работа серенькая, невидная, мы кладем фундамент, а когда видят великолепное и крепко стоящее здание, то никто не спрашивает, кто клал фундамент. «
На балу по случаю окончания съезда А. Н. Корф скоропостижно скончался от сердечного приступа. В знак особого уважения его похоронили не на кладбище, как остальных генералов и высших чиновников, а в Хабаровском Градо-Успенском соборе на Соборной площади (ныне Комсомольская площадь). Память о первом приамурском генерал-губернаторе сохранилась в названии поселка Корф на Камчатке и станции Корфовская Дальневосточной железной дороги.
16
70 лет назад, в 1941 году, первый поезд во главе с паровозом серии «М» и пассажирским вагоном прошел под Амуром.
Сбойка Амурского подводного тоннеля произошла в июне 1941 года. По меркам мирного времени требовалось еще не менее полугода до полного завершения работ. Но вскоре на стройку пришла телеграмма Государственного комитета обороны (ГКО), подписанная И. В. Сталиным, с приказом в сжатые сроки завершить работы и по тоннелю пустить поезда. За отведенный срок были демонтированы все строительные леса и временные подъездные пути, отсыпано 8000 кубометров щебня в балласт, уложен основной путь.
В назначенный срок, 16 июля 1941 года, по готовому Амурскому тоннелю прошел первый поезд с участниками строительства, который вел машинист Василий Вожейко. 25 апреля 1942 года правительственная комиссия приняла тоннель в постоянную эксплуатацию с оценкой «хорошо», работа маркшейдеров получила оценку «отлично».
28
75 лет назад, в 1936 году, установлен День железнодорожника в ознаменование приема делегации железнодорожников в Кремле.
Впервые профессиональный праздник работников стальных магистралей был учрежден в 1896 году. Он был приурочен к сотой годовщине со дня рождения императора Николая I, в царствование которого были построены первые в России железные дороги – Царскосельская (1837) и Петербург-Московская (1851). Традиция празднования Дня железнодорожника была прервана революционными событиями 1917 года и последовавшими затем Гражданской войной, иностранной интервенцией, экономической разрухой в государстве. Возрождение этого праздника произошло в 1930-х годах.
30 июля 1935 года железнодорожный транспорт был удостоен высокой чести – приема в Кремле И. В. Сталиным. Большая группа передовых железнодорожников была награждена правительственными орденами. В своем выступлении «вождь народов» произнес исторические слова о том, что «нет на транспорте людей ненужных и незначительных, начиная от самых больших руководителей и кончая «малыми» работниками, вплоть до стрелочника, вплоть до уборщицы – все велики, все значительны, ибо транспорт является конвейером, где важна работа каждого работника, каждого винтика».
В ознаменование первой годовщины приема железнодорожников в Кремле 28 июля 1936 года ЦИК СССР принял постановление «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза» ежегодно 30 июля. В 1940 году Постановлением СНК СССР № 1205 было установлено празднование Дня железнодорожника в первое воскресенье августа месяца.
Август
1
75 лет назад, в 1936 году, в Красноярске открылась первая детская железная дорога в России.
В настоящее время в нашей стране насчитывается 25 детских железных дорог с общей протяженностью пути более 97 километров. В составе детских железных дорог более 223 единиц подвижного состава, 65 станций и свыше 350 объектов технической оснащенности (депо, вокзалы, учебные корпуса). Самая молодая магистраль появилась в 2008 году в Кемерово.
Детские железные дороги – уникальные учреждения, соединяющие в себе функции железнодорожного предприятия, образовательного учреждения профессиональной подготовки и учреждения дополнительного образования детей. Это замечательное отечественное изобретение. Из числа выпускников около 50 % ребят продолжают свое обучение в техникумах, колледжах и вузах железнодорожного транспорта, а затем приходят работать в ОАО «РЖД».
Сентябрь
28 (11 октября)
115 лет назад, в 1896 году, Министерством путей сообщения начато строительство Владивостокского коммерческого порта.
Необходимость в обустройстве коммерческого порта Транссибирской железной дороги на Тихом океане возникла уже в первые годы строительства магистрали. Начатая в 1891 году укладка рельсового пути на Уссурийском участке Транссиба вызвала большой приток в регион грузов и рабочих, которые доставлялись сюда южно-морским путем из Одессы через Суэцкий канал и Индийский океан. Только за период с 1893 по 1897 год ввоз груза во Владивосток возрос с 7,2 до 198,8 тыс. тонн, т. е. в 28 раз (!).
Первые изыскания для коммерческого порта были проведены в 1892 году под руководством инженера Белобородова в двух местах бухты Золотой Рог – на пирсе вблизи станции Владивосток и складов Добровольного флота, на судах которого перевозились строительные грузы для Уссурийской дороги, а также далее по бухте в Карантинной гавани. Рассматривались и дополнительные варианты: бухта Первой и Второй Речек в Амурском заливе, бухта Новик на острове Русский и другие. В итоге был избран наиболее экономичный вариант устройства порта напротив железнодорожной станции, рядом со стоянками военных судов, который не представлял никаких технических затруднений (дноуглубительные работы, подведение рельсовых путей) и сводился лишь к постройке набережной.
В 1895 году начались работы по обустройству каменной набережной в бухте Золотой Рог протяженностью 470 погонных метров. Руководителем строительства назначен инженер путей сообщения В. В. Caхaров, специалистов и рабочих выписали из центральных областей России: Одессы, Николаева и Петербурга. 28 сентября 1896 года состоялась торжественная закладка бетонных массивов для устройства набережной коммерческого порта. В 1898-1899 годах было завершено строительство складов, железнодорожной ветки и других объектов.
Устройство коммерческого порта во Владивостоке значительно облегчило выгрузку и нагрузку кораблей, допуская одновременно стоянку у пристани четырех судов и дав казне только на грузах, необходимых для Транссибирской железной дороги, сбережение в 600 000 рублей.
С первых дней существования порт стал важным транспортным средством в переработке грузов, направлявшихся на Камчатку, Сахалин, Охотское побережье, Крайний Север. B 1908 году порт передан из Министерства путей сообщения в ведение Министерства торговли и промышленности.
29
140 лет назад, в 1871 году, родился Григорий Петрович Передерий, крупный русский ученый в области мостостроения и строительной механики.
Действительный член Академии наук СССР, выдающийся ученый и талантливый педагог Передерий разработал новую методику преподавания мостостроения, с акцентом на компоновку мостового сооружения в целом. Открыл эру строительства железобетонных мостов в России.
Г. П. Передерий является автором проекта левобережной подъездной эстакады Амурского моста через Бешеную протоку – одного из первых мостовых сооружений из железобетона на Азиатском континенте. Впервые в мировой практике при строительстве Амурского моста он применил перевозку изготовленных у берега железобетонных пролетных строений (весом до 4000 тонн) на понтонах.
Фото из фондов Музея истории Дальневосточной железной дороги
* В скобках указаны даты по новому стилю летоисчисления для событий, происходивших до 31 января 1918 года.
Источник статьи: http://company.rzd.ru/ru/9401/page/78314?id=106995