Праздники у адыгов название

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:

  • чуть больше 95 тыс. человек проживает в Адыгее,
  • чуть больше 20 тыс. человек — территория Краснодарского края,
  • малая толика переселилась в Турцию и на Ближний Восток.

Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.

Социальное устройство адыгского общества

Адыгское общество — это конгломерат разрозненных племен (субэтнических групп), каждая из которых обладала своим геополитическим устройством, традициями и обычаями. К началу XX столетия складываются устойчивые современные этнические подгруппы, которые дошли до наших дней. Иноземцам, в том числе русскими, эти племена назывались черкесами. Самоназвание же этого народа «адыгэ». Более привычное для нас адыги. Самые крупные этнические группировки вошедшие в состав адыгов: адыгейцы, шапсуги и кабардинцы.

В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.

Сторогие сословные рамки регламиентировали обязанности в общине, быт и поведение ее членов. При этом существовали в обществе адыгов уникальные обычаи, которые, порой стирали сословную разницу. Аталычество — обычай отдавать маленького ребенка князя в семью уважаемого знатного адыга. Там он воспитывался наравне с другими детьми, изучал кодекс правил поведения и обязанностей адыгов — «Хабза». В родительский дом мальчики возвращались уже взрослыми мужчинами — в возрасте 16-ти (шестнадцати) лет, а девочки только перед замужеством.

Читайте также:  План проведения праздник день победы

Прошли годы, но правильное воспитание по сей день в высокой цене у черкесов: высокая культура, нравственность, уважительность к окружающим и храбрость — эти качества не отделимы от образа и современного адыга. Как нельзя лучше характеризует «правильный тип поведения» старая черкесская мудрость, она заставляет задуматься в определенный момент: «Разве ты не адыгеец?».

Воинская доблесть и честь

Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.

В возрасте 3 (трех) лет мальчика сажали на коня, начиналась наука: метать нож, управляться с кинжалом, а затем и стрелять из лука. Адыги были отменными наездниками и меткими стрелками. Бегство с поля боя, страх перед смертью были не допустимы. Если воин показал трусость, его подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Все окружающие должны были осмеивать и потешаться над осужденным. Жалость к трусу была запрещена. Трус становился изгоем, отверженным.

Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.

Рождение ребенка. Каноны и обычаи

Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Женская половина дома

Свадьба у адыгов

Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.

Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Период сватовства не быстрый. Молодые парни и девушки встречаются на праздниках и гуляниях, приглядываются друг к другу. Девушки приглашают юношей в гости. Девушке разрешается принимать гостей дома в своей комнате, здесь они беседуют, знакомятся с претендентами на «руку и сердце». Не возбраняется одной девушке принимать нескольких юношей, а юношам знакомиться с несколькими девушками. Если возникли взаимные чувства и юноша определился с выбором, он делает девушке предложение. При согласии невесты, назначается день свадьбы. Вот только гарантии что свадьба произойдет нет до последнего момента. Если девушка передумала, она может забрать свое слово — до момента входа гостей в ее дом в день свадьбы. Делается это в весьма деликатной форме, причины не объясняются. На отказ не обижаются, это традиция.

Свадьба проходит традиционно для Кавказа. Родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в семью невесты символический «калым» — знак уважения к будущим родственникам. Родители девушки в свою очередь передают в ее будущий дом приданое. В дом зятя родственники невесты не ходят. Для них есть отдельная дверь и быть в новом доме дочери они могут совсем короткое время, не более пары часов.

Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.

Помочь молодой семье дело святое

Есть и другие традиционные обычаи. Например, бабушка жениха собирает узелок с пожитками и демонстративно уходит из дома, громко провозглашая, что молодая хозяйка выгоняет ее из родных стен, не ужиться двум хозяйкам под одной крышей. Молодая, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, уверяет, что будет уважать и любить. В конце концов старшая хозяйка возвращается, воцаряется «мир».

Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.

Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:

  • после похорон первые три дня еду в доме усопшего не готовят, ее приносят родственники и соседи;
  • соблюдается траур: женщины одевают черное, зеркала в доме завешиваются материей;.
  • адыги скорбят по ушедшему, этот обычай идет в разрез с исламом, который предписывает не плакать над покойником,;
  • дети на похоронах не присутствуют: их уводят из дома к родственникам или соседям.

Традиции адыгов в современном обществе

Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…

Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:

Источник статьи: http://nunataka.ru/tradicii-i-obychai-adygov/

Адыгские (черкесские) памятные даты

В «КБП» от 5 сентября, в статье «Задумана серия» мы сообщили об издании цикла брошюр, посвящённых почтовым маркам и открыткам, а также значкам, отображающим события истории Кабардино-Балкарии. Инициатором проекта и составителем буклетов является член Общества коллекционеров КБР Ауес Тхакахов.
Откликаясь на просьбы читателей более подробно рассказать об этой уникальной серии, редакция «КБП» к Дню адыгов публикует информацию о содержании буклета «Адыгские (черкесские) памятные даты, запечатлённые на значках».
«Заняв нишу между фалеристикой (собирательство и изучение наград), наглядной агитацией и массовой культурой, коллекционирование значков стало одним из самых массовых и демократичных увлечений во всем мире», – пишет А. Тхакахов.
Судя по документам и раскопкам, значки существовали уже в Древней Греции в виде знаков различия родов и воинства. Вслед за родовыми гербами возникают эмблемы городов и геральдика. Брошюра «Адыгские (черкесские) памятные даты, запечатлённые на значках» – своего рода микроэнциклопедия, первая статья которой – об адыгском (черкесском) флаге (адыгэ нып). Символ национального единства представляет собой зелёное прямоугольное полотно, на котором изображены три скрещенные золотые стрелы и 12 золотых звёзд. Данный флаг является государственным флагом Рес-публики Адыгея.
14 марта – День адыгской (черкесской) письменности (Гъатхэпэм и 14-р адыгэ тхыбзэм и махуэщ) – гласит надпись на круглом значке с кириллической надписью. В этот день в 1853 году в Тифлисе был издан «Букварь черкесского языка», составленный адыгским просветителем Умаром Берсеем.
«Адыгский (черкесский) язык является государственным языком в трёх республиках: Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, – напоминает читателю автор буклета. – Отмечая День адыгского языка и письменности, мы отдаём дань уважения и подчёркиваем значимость сохранения родной речи для представителей адыгского народа и для всего мирового сообщества, поскольку адыгский язык является одним из компонентов многогранной культуры северокавказского региона».
25 апреля – День адыгского (черкесского) флага (Мэлыжьыхьым и 25-р адыгэ ныпым и махуэщ), учреждённый в 2010 году исполкомом Международной черкесской ассоциации. Об этом узнаём из надписи на значках, выпущенных в 2018 году тиражом 300 экземпляров.
День адыгского флага символизирует день национального единения всех адыгов независимо от места их проживания, политических взглядов и религиозных убеждений.
21 мая – День скорби адыгов (черкесов) (Накъыгъэм и 21-р адыгэм я щыгъуэ ма-хуэщ) – эта надпись нанесена на значок с изображением символического семиколенного древа жизни и двух дат: 1763 – 1864. Дата 21 мая определена постановлением Верховного Совета КБССР от 7 февраля 1992 года «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны».
Этот памятный и нерабочий день в трёх республиках Российской Федерации, где черкесы являются одной из титульных наций: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.
20 сентября – День адыгов (черкесов) (ФокIадэм и 20-р адыгэхэм (шэрджэсхэм) я махуэщ – оповещает четырёхцветный круглый значок с изображением скачущей лошади. Государственный праздник Кабардино-Балкарской Респуб-лики отмечается ежегодно с 2014 года и является нерабочим днём. Он призван послужить стимулом для укрепления связей и дальнейшей консолидации адыгского (черкесского) этноса, большая часть которого в настоящее время проживает за пределами своей исторической родины, а также укрепления единства народов Кабардино-Балкарии.
28 сентября – День адыгского (черкесского) костюма (ФокIадэм и 28-р адыгэ фащэм и махуэщ) – читаем на значке с традиционным национальным орнаментом-трилистником и танцующей парой.
Международный день черкесского национального костюма, который отмечают диаспоры адыгского народа по всему миру, был впервые отпразднован 28 сентября 2011 года по инициативе Международной черкесской ассоциации. Основная цель праздника – приобщение молодёжи к традиционной адыгской культуре.
Было бы замечательно, если бы в дни, когда отмечаются важные для черкесского мира даты, кабардинцы, черкесы, адыгейцы носили традиционный национальный костюм или обычную одежду с элементами этники.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Глава КБР Казбек Коков провёл традиционный муниципальный час, главной темой которого стал вопрос готовности муниципалитетов к практическому этапу реализации национальных проектов в текущем году.

05.03.2021 — 09:58 Памятные мероприятия, посвящённые 77-й годовщине депортации балкарского народа

Руководитель Администрации Главы КБР Мухамед Кодзоков провёл заседание оргкомитета по проведению 8 марта 2021 года памятных мероприятий, посвящённых 77-й годовщине депортации балкарского народа. Традиционные мероприятия, связанные с траурной датой, пройдут с учётом эпидситуации по коронавирусу в республике.

05.03.2021 — 09:57 Татьяна Егорова приняла участие в заседании политической группы конгресса местных и региональных властей Совета Европы

Накануне в режиме видеоконференцсвязи состоялось заседание политической группы конгресса местных и региональных властей Совета Европы «Европейская народная партия». В его работе в составе делегации Российской Федерации приняла участие Председатель Парламента КБР Татьяна Егорова.

05.03.2021 — 09:56 331 миллион рублей на развитие уличной сети

В ближайшие два года на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог регионам будет направлено 100 млрд рублей. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

05.03.2021 — 09:56 Дорога к школе

В Кабардино-Балкарии приводят в порядок подъездные дороги к сельским школам. Соответствующие поручения ранее были даны Главой КБР Казбеком Коковым в ходе «муниципального часа» по итогам рабочих поездок в районы.

05.03.2021 — 09:55 На Чёрное море – новым маршрутом

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу организации железнодорожного сообщения с городами Черноморского побережья Кавказа с 4 мая 2021 года начинает курсирование поезд №661С по маршруту Нальчик – Новороссийск.

05.03.2021 — 09:55 Эльбрус – в десятке лучших курортов России для катания на сноуборде

Туристический портал ТурСтат составил рейтинг лучших курортов России для катания на сноуборде (сноубординга) в 2021 году по результатам онлайн-опроса свыше десяти тысяч посетителей портала в январе и феврале 2021 года.

05.03.2021 — 09:54 Кабардино-Балкария – в топ-5 регионов РФ с самыми низкими тарифами на вывоз ТКО

Тарифы на вывоз твёрдых коммунальных отходов в январе текущего года по сравнению с январём 2020 года выросли в среднем по России на 4,05%, что превышает средний рост цен на жилищно-коммунальные услуги, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

05.03.2021 — 09:54 В Чегемском районе благоустроят семь дворов и четыре сквера

В рамках реализации федерального проекта «Создание комфортной городской среды» в 2021 году в Чегемском районе благоустроят 7 дворовых и 4 общественные территории.

05.03.2021 — 09:53 Ремонт дорог к сёлам Инаркой и Верхний Курп

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сеть автомобильных дорог Терского муниципального района поэтапно обновляется.

Источник статьи: http://gazeta.kbpravda.ru/node/25299

Оцените статью