Праздники во времена петра первого

2013 Г. Содержание

1. Досуговая деятельность в эпоху Петра Первого и Екатерины Петровны 5

1.5 Карнавально-маскарадные шествия 10

Введение

Петр 1 ввел целый комплекс новых, невиданных доселе на Руси празднеств и развлечений. Почти все они канули в Лету, но сохранились в описаниях современников. Многие из них шокировали, а некоторые до сих пор продолжают шокировать общественные вкусы, так что память о них сохраняется в народной мифологии и поныне.

В эпоху Петра широко культивировались европейские формы досуга, ансамбли, балы, маскарады. Открывается Московское благородное двор. Возникают дворянские клубы, салоны. Сословная принадлежность отразилась на проведении досуга людей. Различные досуговые формы развлечения использует дворянской, но по прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Широка панорама развлечений мещан (театры, библиотеки, музеи).

Русская культура первой четверти 18 столетия характеризовалась утверждением в ней светской направленности, личного начала, а так же преодолением национальной замкнутости. С реформ Петра 1 началось проникновение в русскую жизнь ценностей западной цивилизации с характерным для нее рациональным прагматизмом. Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, в том числе и сферу свободного времени, имели следствием общие подъем культурного уровня привилегированных слоев общества, все более отрывавшихся от подавляющей массы русского народа, жившего по старинке.

Читайте также:  Литературный праздник корнея чуковского

Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр Первый пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. «ассамблеи». Они должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни.

1. Досуговая деятельность в эпоху Петра Первого и Екатерины Петровны

1.1 Праздники

В XVII – первой половине XVIII вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий крестьянский досуг 18 века складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян.

Крестьянский досуг выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций.

Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных “увеселений”, пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности “братчины”. Позднее они стали называться еще “складчинами” и “ссыпчинами”, поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.

Время перехода из весны в лето, поздняя осень и зима являлись относительно спокойными периодами, в течение которых крестьянин занимался работой по дому.

До Петра I скоморохов на Руси преследовали. В юном Петербурге они участвовали в гуляниях на масленице и в Троицын день. Помимо зимних устраивались гуляния весной на пасху. Для этого были отведены Царицын луг и Адмиралтейская площадь. Она была обширной и занимала огромную территорию от Адмиралтейства до конца существующей ныне Дворцовой площади. Здесь строили балаганы, катальные горки, карусели.

Во время правления Петра I публичные празднества перестали носить исключительно церковный характер. Наряду с молебном, колокольным звоном и крестным ходом, коими испокон веков на Руси отмечали военные победы, Петр ввел торжественные шествия победившей армии через триумфальные арки, пушечную пальбу и фейерверки. Первое празднество такого рода было устроено 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова. Особенно пышно и торжественно праздновали заключение Ништадтского мира и рождение Российской империи в 1721 году. В Петербурге был устроен маскарад с участием свыше тысячи масок, продолжавшийся несколько недель. Затем с наступлением зимы празднества перенесли в Москву, где на санях возили по улицам макеты кораблей, на палубах которых размещались участники маскарада.

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне должны были поддерживать соответствующую новым праздникам атрибутику: участвовать в торжественных шествиях, маскарадах, любоваться фейерверками и т. п. Особую известность приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве, в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному празднику-зрелищу — «Учения Невского флота».

И высшая аристократия, среднее и мелкое дворянство, проживающее в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные с важными церковными датами. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья». Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. Провинциальные дворяне, особенно получавшие невысокие доходы от личных хозяйств, хотя и были ближе в своем досуге к народной традиции, тем не менее также старались не смешиваться с «простолюдинами». Используя во время праздников чисто народные формы развлечений (например, качели, катальные горки, катки и т.п.), представители этого слоя дворянства организовывали их в своих имениях, куда не допускались люди из низших сословий.

Источник статьи: http://studfile.net/preview/1811257/

Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

» src=»https://static.life.ru/posts/2016/12/949361/51bf3575ff32774401edb10bf94bb183.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление — с тех пор Новый год стали отмечать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. Именно тогда 7209 год стал годом 1700-м, а в России стали появляться новые, уже более привычные нам традиции празднования главного торжества зимы.

«Парижский словарь московитов» XVI века одним из первых сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Сначала началом нового года на Руси было первое марта, а с 1492 года — первое сентября (по юлианскому календарю). Тогда летосчисление велось с момента сотворения мира. А сама встреча Нового года, разумеется, была далека от современной. Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков

«>Камерные и строгие во всех отношениях новогодние церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья» в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, покрытый персидскими и турецкими коврами, рядом — между Архангельским собором и Иваном Великим — на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды.

Напротив располагались два места — для патриарха и царя, в обязательном порядке выходившего в Большом царском наряде. Многочисленная царская свита также блистала роскошью — сопровождающие были облачены в золото и парчовые одежды.

Соборная площадь пестрела различным людом. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.

А дальше начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего в дело шли поздравительные речи — непременно с низким поклоном до земли. Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович

«>Всё изменило решение Петра, который как раз накануне вернулся из путешествия по Европе и повелел перестроить празднование Нового года по образцу, принятому «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны».

В ночь с 31 декабря 1699 на 1 января 1700 года император собственноручно запустил в небо на Красной площади первую ракету, ознаменовав начало праздничного салюта.

Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга. Фото: © wikipedia.org

‘>Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе.

Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово «ёлка» стало синонимом трактира — отсюда и выражения «поднять ёлку» (выпить), «идти под ёлку» (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто «ёлкиными». Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал «древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла».

Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, даже осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной — на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

Описывают историки и ещё один обычай, принятый в петровские времена. Якобы после праздника неумолимый государь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближённых (около 100 человек). Двери обеденной залы при этом запирались на ключ, чтобы никто не мог покинуть праздничное застолье до трёх часов следующего дня. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие. Как уж тут не вспомнить современную череду январских праздников, а также их не самые полезные для здоровья последствия.

Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят как новогодние ёлки в домах, так и встреча гостей, новогодний ужин, приуроченные к празднику балы, а также распитие шампанского, завоевавшее широкую популярность после победы над Наполеоном. Позже, как считается, вместе с немецкими купцами придут в Россию и ёлочные игрушки. Впрочем, первая публичная ёлка в истории появится в России только в 1852 году — праздничное дерево установили на Екатерингофском вокзале.

Источник статьи: http://life.ru/p/949361

«За столом пилось здоровье». Как отмечали новогодние праздники при Петре I

Как правило, в период рождественских и новогодних дней в Северной войне случался перерыв. Что не только позволяло подготовиться к предстоящим боевым действиям, но и отметить праздники. Как это происходило, можно узнать из писем Петра I, а также свидетельств иностранцев – его современников.

Такую гравюру с изображением Фемиды получили приглашенные иностранные гости и знатные персоны перед началом огненного представления, назначенного в Петербурге на 1 января 1720 года / Из коллекции Государственного Эрмитажа

Важной частью новогодних празднеств были фейерверки, которые следовало заблаговременно и тщательно готовить. 8 ноября 1709 года Петр I из Митавы (ныне Елгава) писал в Москву князю Петру Ивановичу Прозоровскому: «Отправлен от нас наперед порутчик нашей роты Корчмин для приготовления к новому году веирверка. И чего он к тому делу будет у вас требовать, и то вели ему ис приказу покупать по прежнему».

В тот же день царь отправил письмо князю Матвею Петровичу Гагарину, в котором указывал на необходимость выдать необходимый «инвентарь» ведущему пиротехнику и фейерверкеру петровского времени Василию Корчмину: «будет требовать солдат, также и из артиллерии что надлежит, тогда ему вели отпускать».

Составы для фейерверка изготавливали тогда в ракетной лаборатории в Москве, иногда их присылал в подарок китайский хан. В дальнейшем по этим образцам пороховые смеси покупали в Китае.

Тех, кого государь хотел видеть в Москве или в Петербурге (то есть там, где планировалось празднование), заранее извещали письменно. Это касалось губернаторов, военачальников, сподвижников и дворян. Сохранились письма царя, в которых он приглашал знатных персон на Рождество или Новый год. Так, из лагеря в Риге 13 – 14 ноября 1709 года он сообщал Меншикову: «Завтра поеду в Санкт Питербурх и потом желаю с Вашей милостию видетца близ Москвы».

Не забывал Петр и о доставке продуктов к праздничному столу. 21 ноября 1709 года он из Нарвы велел Б. П. Шереметеву: «Изволь послать в Ригу и купить там хороших сельдей два боченка да несколько копченых семог и пришли к Москве».

1709 год стал счастливым для Петра и России: в Полтавской баталии шведы потерпели поражение. Поэтому начало 1710 года праздновалось в Москве с небывалой пышностью.

Приход следующего, 1711-го, года, государь отмечал в Петербурге. Датский посланник Юст Юль в своих записках сообщал, что 1 января царь с министрами и знатными гостями «кушали на Васильевском острову у Светлейшаго Князя Меншикова». Вечером на площади устроили фейерверк и зажгли два плота: на первом находилась звезда со словами: «Господи, покажи нам пути Твоя», на втором установили столп, к которому были прибиты ключ и палаш. Композиция сопровождалась следующей надписью: «Иди же правда, тамо и помощь Божия». «Потом пущали ракеты», – сообщал датчанин.

Ганноверский резидент в России Ф. Х. Вебер отмечал, что особенно торжествовали в первый день нового года. 1 января 1715 года царь находился в Петербурге. К четырем часам утра он приехал в церковь на заутреню, «сам вел богослужение и пел перед алтарем, согласно установленному им после устранения патриаршества обычаю». В городе в честь нового года салютовали «из всех пушек крепости». Вебер сообщал о личной встрече с царской семьей: «Мы явились поздравить его, царицу и принцесс, и нас допустили к целованию рук, после того как царь самолично поднес каждому по стакану водки».

Новый, 1717-й, год государь отмечал в Голландии. В письме к Екатерине он желал ей счастливого разрешения от бремени. В этот день у них родился сын Павел. 4 января царь писал из Амстердама, что «ведомость» о новорожденном улучшила его неважное самочувствие: «ибо от самава Рождества Христова столь долго сидеть не мог, как вчерась. Я сердечно желаю сего нововыежаго гостя видеть».

Начало 1719 года, по словам Вебера, отмечали в Петербурге с «необычайною торжественностью», поскольку предстоял юбилей славной Полтавской битвы. Хотя совсем незадолго до нового года в столице было не до веселья: состоялись казни сторонников царевича Алексея.

В честь нового года со стен Санкт-Петербургской крепости палили пушки. В доме Сената А. Д. Меншиков «давал роскошный обед», куда царь и отправился. «За столом пилось здоровье», царь провозгласил тост, в котором выразил желание, чтобы 1719 год был так же счастлив и замечателен, как и 1709-й. И, несомненно, праздник не обошелся без огненной иллюминации.

Роскошные фейерверки завораживали своей красочностью, каждый из них имел свою эмблему – аллегорическое изображение идеи. Особым гостям перед началом раздавали напечатанное описание предстоящего действа – своего рода программку.

1 января 1720 года в Петербурге показывали фейерверк, «героем» которого была стоящая на скале Фемида с завязанными глазами. В одной руке у нее был меч, в другой – весы. Вокруг светились надписи: «Помощию ничто успеют». Внизу: «Генваря в 1. День. 1720.». Через аллегории давался намек на то, что шведская королева Ульрика-Елизавета, рассчитывая на помощь Англии и Франции, прервала мирные переговоры с Россией. Петр I объяснил эту эмблему, сравнив верность своего сердца с весами: он никогда никого не обманывал (имелись в виду союзники).

Уходящий 1721 год Петр провел в Москве, где отмечали окончание Северной войны. Из дневника Ф. В. Берхгольца, камер-юнкера голштинского герцога, узнаем, что в том году на Рождество в Первопрестольной утром император и императрица давали обед в Кремле, к которому были приглашены все иностранные министры. На следующий день зарубежных гостей щедро угощал князь Меншиков в своем доме в Немецкой слободе.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6830) от 18.12.2020 под заголовком ««За столом пилось здоровье»».

Источник статьи: http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/za-stolom-pilos-zdorove-kak-otmechali-novogodnie-prazdniki-pri-petre-i/

Оцените статью