Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников
Елена Бойченко
Методические рекомендации по составлению сценариев и проведению детских праздников
Когда то, в нашем советском детстве, проблема составления и проведения утренников не поднималась совсем. Для всех детских садов страны печатались одинаковые сборники детских утренников, хрестоматии стихов, выпускались одинаковые фабричные костюмы детских и взрослых персонажей. В любом городе Советского Союза у детей был Новый год где безобразничали Лиса Алиса и Кот Базилио, 8Марта со старухой Шапокляк и выпускной с Буратино и Мальвиной.
В современном мире, в эпоху интернета, для работы с детьми есть огромное количество занятий и сценариев. На любой вкус и цвет. Но не всегда этот материал проверяется компетентными людьми, не всегда он правильно адаптирован к данному указанному возрасту.
На своем опыте не раз убеждалась, что брать за основу один взятый отдельно утренник, без корректировки под условия своего детского сада и возможности детей своей группы, это заведомо проигрышный вариант…
Очень часто, выставляя в интернете сценарии таких утренников, воспитатели и музыкальные руководители невольно соревнуются между собой в создании самого сложного, неординарного и креативного сценария. И если, воспользоваться данным материалом без изменений, утренник может и получится незабываемым, но подготовка к такому утреннику вымотает как вас, педагога, так и ваших воспитанников.
Поэтому удачное проведение утренника определяет прежде всего хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями.
Каждый сценарий детского праздникадолжен соответствовать следующим требованиям:
1. Действие должно развиваться по нарастающей линии.Нельзя начинать утренник с очень эмоциональных номеров: под конец утренника дети потеряют интерес.
2. Обязательно все эпизоды по смыслу должны быть связаны между собой, иметь внутреннюю логику, и не пересекаться.
3. Ребенок – персонаж, должен появиться только в одном-двух эпизодах. Ни в коем случае не должен вести праздничную программу в качестве ведущего. Это утомляет самого ребенка и обижает других детей и их родителей.
4. Взрослые в роли персонажей, должны быть сюрпризом для детей. Одновременно в действии могут участвовать один или два героя, не загромождая сцену.
5. Атрибуты для утренника желательно изготовить или приобрести заранее,репетиции делать с ними: дети должны к ним привыкнуть, да и атрибуты пройдут проверку на прочность.
6. Индивидуальные стихи и номера не должны даваться одним и тем же детям, даже если ребенок очень артистичен и своим выступлением всегда украшает любой утренник. Справедливо распределяйте роли, если у ребенка незначительная роль или маленькое стихотворение, значит, в другом утреннике он будет, например, ведущим солистом в танце.
7. Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, в которой отражается идея всего сценария.
8. Заключительная часть (финал) — это проявление активности всех участников.
«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта «Театр и музыка» сегодня предлагаю вам один из возможных.
Проведение детских музыкальных праздников. Советы для родителей Организация детских праздников — ответственный и интересный процесс, потому что важную роль играет учет возрастных особенностей детей и.
Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания Родительское собрание – это основная форма работы с родителями.
Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.
Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников. Выполнил: учитель-дефектолог МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего.
Рекомендации по проведению НОД «Ознакомление детей с комнатными растениями» В своей группе я много внимания уделяю экологическому воспитанию дошкольников. Прививая любовь к природе, ставлю перед собой следующие задачи:.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание,.
Рекомендации по составлению рабочей программы по физическому воспитанию в ДОО. Рекомендации по составлению рабочей программы по физическому воспитанию в ДОО. Подготовила инструктор по плаванию Бутько Е. А. Примерные.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-sostavleniyu-scenariev-i-provedeniyu-detskih-prazdnikov.html
Как написать сценарий
методическая разработка ( класс) на тему
Методические рекомендации по написанию сценария, основные этапы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_napisat_stsenariy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как написать сценарий массового мероприятия?
Общее понятие о сценарии
СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.
1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)
2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.
3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)
1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)
2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)
3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ
ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора
ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.
Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.
Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.
Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)
Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)
Литературная обработка материала.
Основные этапы работы над сценарием:
Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.
1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).
2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы
3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)
4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи
5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)
6.Литературная обработка материалов
7.Отбор художественно-выразительных средств
8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности
Композиционное решение сценария
Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».
Сценарий начинается с
1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)
2 . завязка -момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.
ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.
3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.
Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА
Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.
Контрастность – новое ощущение
Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера
Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.
Контрапункт — развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.
Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.
Метод коллективной импровизации : — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.
Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.
Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.
Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно :
Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5
Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.
Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.
На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации
Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.
Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).
Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.
В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое
В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/18/kak-napisat-stsenariy
Как написать сценарий вечеринки?
Написать сценарий вечеринки задача не самая простая, но выполнимая. Грамотно устроенная вечеринка оставляет много впечатлений и дарит необыкновенный заряд хорошего настроения, как для участников, так и для организаторов праздника. А для этого необходим хорошо продуманный сценарий.
Конечно, можно воспользоваться готовым сценарием, в том числе и одним из предложенных на этих страницах, но лучше подготовить свой сценарий праздничного вечера. Собственный план особенно хорош для небольшой компании, где все знакомы между собой. В этом случае автор может ориентироваться на возможности, интересы и таланты конкретных участников, может включать в сюжет шутки в стиле собравшейся компании или известные случаи из жизни гостей.
А вот повторение одного сценария неинтересно ни участникам, ни самому организатору. И, если в вашем коллективе (будь то компания друзей или рабочий коллектив) вы являетесь заводилой и организатором* торжеств, а подобрать что-нибудь новенькое готовое не всегда удается, готовьте бумагу и ручку и принимайтесь за дело.
Кстати, это удобно еще и потому, что в таких случаях, как правило, автор и ведущий представлен одним человеком, а стало быть, и текст не придется заучивать, и экспромт будет вполне естественной вставкой в случае необходимости.
1. Определимся с темой сценария
Многие торжественные события сами задают тему, но иногда и семейный День рождения, и офисную вечеринку можно провести в тематическом ключе. Это изменит весь колорит праздника, а торжество запомнится надолго.
2. Подготовим основу (скелет) сценария
Для этого подберем:
— конкурсы и игры (особое внимание уделяйте тем, которые можно привязать к тематике праздника)
— загадки (не забудьте про ответы, если на мудреную загадку не даст ответ и ведущий, можно оконфузиться)
— вопросы с ответами для викторины — учитывайте возможности аудитории: если ваша викторина будет излишне сложна, настроения участникам она не добавит
— сценки — выбирайте такие, которые легко исполнить экспромтом; если же среди участников есть таланты, договоритесь заранее о концертных номерах вставках
— стихи, красивые тосты и частушки украсят любую программу. Вы можете распечатать и предложить участникам прочитать или спеть готовые тексты
3. Собираем, сшиваем, нанизываем на одну нитку.
Это весьма ответственный момент: необходимо выстроить программу.
Начинаем с приветствия: стихи, прозаическое вступление, анонсирующее тему торжества, возможно, соответствующая заявленной теме песня и первый тост (если предполагается банкет)
После этого необходимо дать гостям возможность насладиться кулинарными способностями хозяев, а между делом объявить конкурс тостов, который будет продолжаться весь вечер.
Когда гости утолят голод, можно начинать игровую программу, лучше с конкурсов для вечеринок за столом. Это оправдано, ибо в начале торжества гости часто бывают зажаты, да и праздничный стол привлекает внимание.
Поэтому после первых тостов хорошо проводить игры «аукционы», где побеждает участник, давший последний ответ на предложенное задание.
Два-три конкурса за столом (можно провести викторину, конкурс загадок или поиграть со словами) и переходим к подвижным развлечениям.
Это могут быть шуточные эстафеты, личные первенства, танцевальные конкурсы.
Дальше выстраивайте программу, чередуя игры за столом с танцевальными паузами и концертными номерами.
Для финала приберегите самый интересный конкурс. Очень хороши для финала сценки-экспромты, с участием ВСЕХ участников торжества. Возможна и заключительная песня, это особенно уместно, если в вашей компании есть любимая всеми.
4. Маленькие хитрости
Собирая воедино сценарий, не забывайте про реквизит, музыкальное оформление. Выделяйте в тексте предметы, необходимые для конкурсов, музыкальные вставки, если они требуются.
Приглашения, оформление помещения, призы – тоже не будет лишним продумать заранее. Хотя, если у вас нет помощников, это ляжет дополнительной нагрузкой на плечи автора-ведущего, а потому этот пункт можно опустить. Справедливости ради стоит заметить, что это далеко не самая главная, пусть и заметная составляющая праздника.
5. Советы автору:
Если вам приходится часто заниматься организацией праздников, не в силу профессии, а по велению души, то советую обращать внимание на публикации в СМИ. Газеты, журналы, ТВ передачи могут дать хорошую идею для любой вечеринки.
Так, в 1992 году я провела День Святого Валентина, прочитав маленькую заметку в детском журнале об этом празднике. Это позже день влюбленных стал популярным, а тогда о нем даже и не слышали.
Так же проводили мы и «теле»-марафон (приблизительно в то же время), тогда эти передачи собирали множество зрителей у экранов телевизоров. Наша вечеринка, устроенная по тому же принципу, прошла на ура.
Любая тема может быть интересной, будь то «Конец света» или «День денег» Даже, если Ваше торжество связано с календарным праздником или Днем рождения, вечеринка «в стиле…» может придать совсем другую окраску встрече.
Сейчас появилось множество праздничных дат, о которых во времена оны даже и не слышали: День яйца или День рождения русской тельняшки. Придуманы трогательные праздники, которые не отмечаются мировыми сообществами, но очень популярны в Рунете. День общения с Духом вечера (чем не тема для вечеринки, да еще какая загадочная!) или День переворачивания мира (тоже есть над чем подумать). Да и здесь, на сайте можно найти подсказки для необычных идей праздника.
Источник статьи: http://serpantinidey.ru/post/589/kak-napisat-scenariy-vecherinki