Продавец не дал подарок

В последнее время в торговле получила распространение такая форма как продавца определенного или нескольких видов товара, сопровождаемая «подарком», когда фирма-продавец предлагает неопределенному кругу потребителей заключать договоры купли-продажи определенных товаров с одновременной передачей покупателю «подарка» — другого товара. Можно ли отказаться от «подарка», или его обменять, если он оказался некачественным?

Ответ:

Действительно, на практике встречались случаи, когда в качестве «подарка» потребителю передавался товар с надлежащими потребительскими свойствами, но, например, с царапинами, сколами и т.д.. Если потребитель, обнаружив это, требовал предоставить ему другой, имеющий надлежащий вид, то продавец не всегда был готов удовлетворить такое требование, ссылаясь на то, что если вещь является «подарком», то её можно либо принять, либо отказаться от неё, а обмен «подарка» не предусмотрен. Кроме того, Продавец часто ссылается на то, что если вещь была передана в качестве «подарка», то данная ситуация не подпадает под договор розничной купли-продажи и не регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

Управление считает такую позицию продавца неправомерной по следующим основа­ниям.

В указанных случаях основанием для заключения договора купли-продажи на конкрет­ные виды товаров, как правило, служит реклама, которая в печатном виде, в средствах мас­совой информации доводит до широкого круга потенциальных покупателей возможность та­кой сделки. Очевидно, что неопределенному кругу потребителей предлагается публичная оферта (ст.437 Гражданского Кодекса Российской Федерации /далее — ГК РФ/) на заключе­ние договора купли-продажи, т.е. предложение, содержащее существенные условия такого договора, а именно наличие «подарка».

В связи с тем, что указанный договор является публичным (ст.426 ГК РФ), то коммер­ческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отноше­нии заключения публичного договора, а также не допускается отказ коммерческой организа­ции от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребите­лю соответствующие товары.

Читайте также:  Подарок деду морозу своими руками для детей

То есть, при заключении договора купли-продажи, организация-продавец обязана пре­доставить каждому покупателю в «подарок» соответствующий товар, оговоренный условиям рекламной акции, который по качеству, товарному виду и комплектности должен соответст­вовать обязательным требованиям, установленным действующим законодательством (т.е. надлежащего качества).

Недопустима ситуация, когда одному покупателю будет передана в «подарок» вещь надлежащего качества, а другому — с какими-либо недостатками (например, ненадлежащий товарный вид), т.к. в данном случае ущемляются права второго потребителя, что противоре­чит положениям ГК РФ и Закона.

Управлением усматривается также нарушение ст.4 Закона, согласно которой Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутст­вии в договоре условий о качестве товара, Продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара, Продавец обязан передать потребителю товар соответствую­щий этим требованиям.

Нарушение прав потребителей усматривается также исходя из того, что большинство товаров предлагаемых в «подарок» являются технически сложными товарами бытового на­значения, соответственно к ним применяются требования, установленные «Правилами продажи отдельных видов товаров», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.98г. (в ред. от 12.07.2003г.) (далее — Правила). Так, в соответствии с п.51 Правил «при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются ус­тановленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы)», а также надлежащим образом оформленные товар­ный чек и гарантийный талон изготовителя.

Необходимо отметить, что в рекламе часто указываются конкретные характеристики «подарка» как товара, например: «Телевизор «ООО» стоимостью N руб. Никакой другой ин­формации, касающейся качества товара, в данной рекламе не содержится, что дает основание рассматривать вещь, передаваемую в «подарок», как товар надлежащего качества. Также по информации, имеющейся в товарных чеках и в товарных накладных на оба товара, передан­ные в «подарок» вещи указаны как основной товар стоимостью 0,00 рублей. Из платежных документов, как правило, следует, что товар продан со скидкой 100%.

В случае, если потребителю был передан в качестве «подарка» товар, бывший в упот­реблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), то потребителю должна быть пре­доставлена полная информация об этом (п. 2 ст. 10 Закона, п. 11 Правил).

Кроме того, действия Продавца по передаче «подарка» покупателю в данной ситуации нельзя рассматривать как совершение договора дарения по следующим основаниям.

В ст.572 ГК РФ «Договор дарения» указано, что при наличии встречного обязатель­ства договор не признается дарением. Под взаимным обязательством потребителя следует считать заключение договора купли-продажи конкретного товара. К такому договору приме­няются правила, предусмотренные п. 2 ст. 170 ГК РФ.

В соответствии с указанным пунктом, подобные сделки относятся к прикрываемым сделкам, т.к. в данном случае договор купли-продажи товара, передаваемого в «подарок», прикрывается договором дарения. Закон допускает возможность признания прикрываемой сделки действительной (законной). В этом случае при оценке действий сторон должны при­меняться требования, относящиеся к той сделке, которую стороны имели в виду, т.е. в соот­ветствии с установленным законодательством порядком и правилами заключения договора розничной купли-продажи товара.

Также, согласно п.2 ст.574 ГК РФ, в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оп­латы труда, договор дарения движимого имущества (в т.ч. товара) должен быть совершен в письменной форме. Продавцом, как правило, ни в товарном и кассовом чеках, ни в товарной накладной, либо в другом документе вещь, передаваемая покупателю вместе с товаром в «подарок», не обозначена как «подарок», не определены в письменном виде существенные условия договора дарения и порядок получения «подарка», а также не разъяснено право от­казаться от него. В соответствии с п.2 ст.434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также пу­тем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Из вышеизложенного следует, что договорные отношения, связанные с заключением договора розничной купли-продажи, сопровождающегося передачей в «подарок» конкретно­го товара, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Источник статьи: http://69.rospotrebnadzor.ru/obrgr/voprosy/30635/

Вправе ли потребитель предъявить требования, предусмотренные Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», к продавцу в случае получения в «подарок» товара ненадлежащего качества, либо потребовать обменять такой товар надлежащего качества на аналогичный?

Ответ: Зачастую продавцы, в случаях, когда к ним обращаются потребители с претензиями к качеству товара, переданного в «подарок» при покупке другого товара, или при предъявлении требования об обмене такого товара на аналогичный, ссылаются на то, что если вещь была передана в качестве «подарка», то данная ситуация не подпадает под договор розничной купли-продажи и не регулируется Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

Управление считает такую позицию продавца неправомерной по следующим основаниям.

В указанных случаях основанием для заключения договора купли-продажи на конкретные виды товаров, как правило, служит реклама, которая в печатном виде и в средствах массовой информации доводит до широкого круга потенциальных покупателей возможность такой сделки. Очевидно, что неопределенному кругу потребителей предлагается публичная оферта (ст.437 ГК РФ) на заключение договора купли-продажи, т.е. предложение, содержащее существенные условия такого договора, а именно наличие еще и «подарка».

В связи с тем, что указанный договор является публичным (ст.426 ГК РФ), то коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, а также не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары.

То есть при заключении договора купли-продажи, организация-продавец обязана предоставить каждому покупателю в «подарок» соответствующий товар, оговоренный условиям рекламной акции, который по качеству, товарному виду и комплектности должен соответствовать обязательным требованиям, установленным действующим законодательством (т.е. надлежащего качества).

Управлением усматривается также нарушение ст.4 Закона, согласно которой продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар соответствующий этим требованиям.

Необходимо отметить, что в рекламе часто указываются конкретные характеристики «подарка» как товара, например: «Телевизор «GGG» стоимостью N руб. Никакой другой информации, касающейся качества товара, в данной рекламе не содержится, что дает основание рассматривать вещь, передаваемую в «подарок», как товар надлежащего качества. Также по информации, имеющейся в товарных чеках и в товарных накладных на оба товара, переданные в «подарок» вещи указаны как основной товар стоимостью 0,00 рублей. Из платежных документов следует, как правило, то, что товар продан со скидкой 100%.

Кроме того, действия продавца по передаче «подарка» покупателю в данной ситуации нельзя рассматривать как совершение договора дарения по следующим основаниям.

В ст.572 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) «Договор дарения» указано, что при наличии встречного обязательства (в данном случае заключение договора купли-продажи конкретного товара) договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 ГК РФ .

В соответствии с п.2 ст.170 ГК РФ, подобные сделки относятся к притворным сделкам, т.к. в данном случае договор купли-продажи товара, передаваемого в «подарок», прикрывается договором дарения. В этом случае при оценке действий сторон должны применяться требования, относящиеся к той сделке, которую стороны имели в виду, т.е. в соответствии с установленным законодательством порядком и правилами заключения договора розничной купли-продажи товара.

Кроме того, согласно п.2 ст.574 ГК РФ, в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор дарения движимого имущества (в т.ч. товара) должен быть совершен в письменной форме . Продавцом, как правило, ни в товарном и кассовом чеках, ни в товарной накладной, либо в другом документе вещь, передаваемая покупателю вместе с товаром в «подарок», не обозначена как «подарок», не определены в письменном виде существенные условия договора дарения и порядок получения «подарка», а также не разъяснено право отказаться от него.

На основании вышеизложенного, Управление считает, что договорные отношения, связанные с заключением договора розничной купли-продажи, сопровождающегося передачей в «подарок» конкретного товара, подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим, в соответствии со ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре, полученном в «подарок», недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 19 Закона потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 данного Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока.

В случае, если гарантийный срок на товар-«подарок» не установлен, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Кроме того, в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок товара, полученного в «подарок», составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18 Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если товар, переданный потребителю в «подарок», является технически сложным, то в случае обнаружения в нем недостатков потребитель вправе предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

Кроме того, в силу статьи 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества, переданный ему в «подарок» при покупке другого товара, на аналогичный товар в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Исключение составляют лишь товары, указанные в «Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Источник статьи: http://69.rospotrebnadzor.ru/obrgr/voprosy/86749/

Оцените статью