Проект русские народный праздник

Проект «Традиции и праздники русского народа»
проект на тему

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о традициях и праздниках русского народа.

Скачать:

Вложение Размер
Проект «Традиции и праздники русского народа» 15.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Традиции и праздники русского народа»

Автор: Серкова Екатерина Сергеевна

Участники: 24 ребенка, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: 7 месяцев

Проблема: Незнание детьми истоков русского народа, его традиций и праздников.

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о традициях и праздниках русского народа.

  1. Расширять знания детей о русском быте, народных традициях и праздниках.
  2. Воспитывать патриотизм и стойкий интерес к истокам русского народа.
  3. Формировать у детей положительные эмоции.

Стратегия и механизмы работы

1 блок Знакомство с традициями и бытом русского народа

Поход в «Русскую избу» «В гости к Кузе»

(Знакомство с бытом и поверьями о домовых)

2 блок Русские народные праздники

Рождество. Святки. (колядование)

3 блок Празднование Масленицы.

Праздник Белой березы (Троица)

1.Формирование стойкого интереса к традициям и праздникам русского народа

2. Воспитание у дошкольников чувства патриотизма.

3. Активное использование в словаре потешек, колядок, закличек, пословиц и поговорок.

Наиболее удачно прошла реализация второго блока – Святки. Инициативной группой, состоящей из руководителя проекта, воспитателей и активных родителей, был разработан ряд мероприятий в разных образовательных областях: изотворчество, музыка и физкультура. Это творческая мастерская по изготовлению масок, костюмов и святочных символов; разучивание различных колядок. Подготовку костюмов взяли на себя родители. Они вместе с детьми искали эскизы, выполняли «пробные» варианты, корректировали и украшали окончательный вариант. Заключительным этапом второго блока стал праздник, в подготовке и проведении которого приняли участие дети, педагоги нашего детского сада и родители.

После проведения праздника дети испытывали эмоциональный подъём. У них пробудился интерес к русским традициям и праздникам.

После реализации проекта была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:

по первому вопросу (метод устного опроса):

— от 1 до 2 праздников назвали 43% (+12%);

— от 3 до 5 праздников смогли назвать 49% (+22%);

— затрудняюсь ответить – 9% (- 33%).

по второму вопросу (метод беседы, наблюдения):

— 1-2 традиции назвали 31% (+14%);

— 3-5 традиций назвали 28% (+16%);

по третьему вопросу (анкетирование):

— да (перечислили) – 57% (+21%);

Для систематизации полученных данных использовался метод статистической обработки данных.

В течение всего срока реализации проекта родители дошкольников были полноправными его участниками. Они помогали оформлять экспозиции и выставки в мини музее «Русская изба», участвовали в театрализованных праздниках, помогали находить необходимую информацию. Активность родителей за 7 месяцев реализации проекта возросла на 23%.

В ходе реализации проекта «Традиции и праздники русского народа» мы расширили знания детей о русском быте, народных традициях и праздниках, воспитывали патриотизм и стойкий интерес к истокам русского народа, формировали у детей положительные эмоции. Таким образом, цель проекта достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширять представление о национальной культуре татар и русских.

В данной статье поднимается проблема постепенной утраты национального самосознания и рассматриваются пути возрождения забытых ценностей.

Начальные знания о событиях и значении праздников Рождество Христово, Богоявление, Пасха, День святых Жен-мироносиц и других.

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов , более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН .

Народные традиции и праздники — это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку .

Интегрированное занятие для детей группы компенсирующей направленности.

Создание условий для формирования у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/10/proekt-traditsii-i-prazdniki-russkogo-naroda

Проект «Русские народные праздники»
методическая разработка (старшая группа)

В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей Родины.

Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_russkie_prazdniki.docx 343.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Белочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

города Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Аннотация к проекту

«Русские народные праздники»

Егорова Наталья Борисовна-

воспитатель МБДОУ № 2

1. Актуальность проблемы.

Проблема: В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей Родины.

Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве в сфере образования и международном праве, отвечает Доктрине национальной безопасности (сохранение национальной идентичности и территориальной целостности России) и Национальной доктрине образования в РФ (историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры).

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остается актуальной, что подчеркивается Государственной программой:

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 год» и обуславливает выбор темы настоящего проекта: «Русские праздники»

Не требует даже доказательств и то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.

В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни.

Анализ авторских программ, ориентированных на ознакомление дошкольников с русской народной культурой показал, что вся педагогическая деятельность по этому вопросу направлена на работу с детьми в рамках группы, ДОУ и недостаточно к этому привечены родители, хотя их участие и заинтересованность безусловно оптимизировало бы реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию. Поэтому , мы считаем, что решение проблемы по приобщению дошкольников к русской народной культуре нуждается в новых подходах, заключающихся в тесном сотрудничестве с семьей.
Соответственно для эффективной реализации заявленной проблемы необходим адресный, целевой проект, который повысит уровень знаний о русской народной культуре, позволит детям глубже почувствовать уникальность своего народа, любовь к своей Родине, прийти к пониманию и осознанию сопричастности к ней.

Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС (в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде) дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет:

— активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Цели, задачи, ожидаемые результаты.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

1.Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха».

2.Формировать представления о традициях календарных народных праздников, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодные явления, поведение птиц и животных, насекомых, изменения в растительном мире.

3.Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

4.Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы:

  • о русских народных праздниками с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и народными играми.
  • об истории русского народного костюма, головных уборов.

Познавательные, речевые, игровые и трудовые компетентности:

  • Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  • Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  • Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • переносит знания о русской народной культуре на детскую деятельность;
  • устанавливать партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
  • Работать в коллективе: договариваться, планировать и распределять задания.
  • Проявлять интерес, активность в различных играх , праздниках по теме проекта.

Тип проекта : комплексный, информационный.

  • Участники: педагоги подготовительной группы № 7 «Ромашка», музыкальный руководитель, дети, родители.
  • Социальные партнеры: краеведческий музей им В.Н.Розова, киноцентр «Родина», центральная библиотека.
  • Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы;
  • По количеству участников: фронтальный;
  • Продолжительность проектной деятельности: январь 2016-январь 2017
  • Раздел программы: познавательное развитие
  • Воспитатели группы №7 «Ромашка», музыкальный руководитель;
  • сотрудники краеведческого музея;
  • работники киноцентра «Родина»;
  • родители.
  • тематическая база психолого-педагогической литературы по проблеме;
  • мультимедийные ресурсы,
  • пакет дидактических материалов: (методические и дидактические материалы педагогов об ознакомлении дошкольников с русской народной культурой: игровые занятия, стихи, сказки, песни, загадки, считалки и т.д.).
  • диагностический инструментарий;
  • интернет- ресурсы
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, книги, видеофильмы)
  • взаимодействия МБДОУ№ 2, родителей, социальных партнеров в рамках данного проекта.
  • Недостаток материальных средств на приобретение и создание оборудования и материалов;
  • Незаинтересованность и несогласованность взаимодействия с родителями ДОУ.
  • организация подборки детских книг ( стихи, сказки, былины, описывающих русскую народную культуру.);
  • оформление выставок детских поделок, аппликаций, рисунков по теме проекта;
  • создание экспозиции мини-музея;
  • разработка мнемокарты проекта;
  • создание лэпбуков по проекту:
  • создание книжек-малышек о календарных русских народных праздниках для детей соседних групп.
  • видеотека и аудиотека.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов, адаптация их к работе с детьми.
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения, привлечение родителей.
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Дорожная карта проекта (этапы реализации)

Сроки: январь 2016 – январь 2017.г.г.

I этап (подготовительный):

• Определение темы и цели проекта

  • родительского собрания «Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям в условиях ФГОС»,
  • диагностического обследования воспитанников для выявления уровня знаний о русских народных праздниках, традициях, мотивирование к участию в проекте.

• Составление плана совместной деятельности

• Подбор источников информации

II этап (организационно-практический):

• Реализация системы расширения и систематизации представлений детей о русских народных праздниках, культуре (план прилагается)

• Корректировка развивающей предметно — развивающей среды. (фотографии прилагаются)

• Реализация проекта через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.

• III этап (аналитико-коррекционный)

• Обобщение материала проекта.

• Проведение итогового мониторинга, анализ и обобщение опыта.

Основные направления работы по ознакомлению воспитанников с русской народной культурой на примере русских праздников

Содержание проектной образовательной деятельности строится на основе принципов:

∙ принцип историзма – сводится к двум историческим понятиям: прошлое
(давным-давно), настоящее (в наше дни), т.к. у детей не сформировано
историческое сознание, они не могут проследить удалённость тех или
иных событий;
∙ принцип гуманизации – наши воспитатели умеют встать на позицию
ребёнка, учитывают его точку зрения, не игнорируют его чувства и
эмоции, видят в ребёнке полноправного партнёра, ориентируются на
высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю,
отечеству;
∙ принцип интегративности в детском саду реализуется в сотрудничестве с
семьёй, библиотекой, музеем и т.д. при знакомстве детей с русской народной культурой;
∙ принцип дифференциации – мы постарались создать оптимальные условия
для самореализации каждого ребёнка в процессе усвоения знаний о
русских народных праздниках с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей познавательной и эмоциональной сферы.

Формы организации педагогической деятельности:
∙ совместная деятельность взрослых с детьми включает сотрудничество
детей не только с педагогами, но и с родителями.

∙ самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с
русской народной культурой имеет следующие формы организации:
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
– продуктивные виды детской деятельности (оформление фотоальбомов,
изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование,);
Введение детей в ход проекта планируется через игровую ситуацию «Путешествие в прошлое нашей Родины. Ответы на вопросы: какие праздники были в прошлом? Какие сохранились и сейчас? Как их отмечали? (традиции)
Формы и методы работы с дошкольниками :
-экскурсии в музей;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность на базе детского сада и
краеведческого музея;
-праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
— просмотр видеофильмов, мультпрезентаций;
— наглядно-дидактические игры;
— конструирование из бумаги, дополнительного, строительного материалов;
— аппликации и рисование, участие в конкурсах, презентациях детских
творческих работ;
— проектная деятельность;

— создание скрайбов, лэпбуков;
— сюжетно-ролевые игры;

Алгоритм ознакомления с русскими народными праздниками:
∙ Название праздника.
∙ Традиции празднования;
∙ Символы;
∙ Развлечения.

Направления работы по реализации проекта:

1 .Работа педагогов:

• Подбор и изучение информации по теме проекта;

• Планирование деятельности взрослых и детей, определение тем мероприятий.

• Планирование корректировки развивающей среды.

2 .Работа с детьми:

Организованная совместная деятельность:

• дидактические, настольно-печатные игры;

• познавательно-исследовательские занятия, беседы, викторины, экскурсии, развлечения,

• создание лэпбука, мнемокарты по проекту, скрайбов;

• заучивание стихов и тд.

• Деятельность детей в мини-музее,

• самостоятельная художественно-эстетическая деятельность.

3. Работа с родителями:

• рекомендации в информационном родительском уголке по ознакомлению с русской народной культурой;

• участие в творческих выставках по изобразительно-художественной деятельности;

• участие в совместных мероприятиях проекта;

4. Организация совместной работы с социальными партнерами.

• планирование совместной деятельности по проекту;

• экскурсии — занятия в музее, в библиотеке, киноцентре;

5 . Создание предметно-развивающей среды:

• игровые зоны в групповых комнатах дидактические, настольно-печатные игры, костюмы и материалы для сюжетно-ролевых игр (набор для мини сюжетно — ролевой игры: «Русское подворье»,

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/05/28/proekt-russkie-narodnye-prazdniki

Читайте также:  Какого числа осенний праздник
Оцените статью