Проектная деятельность народные праздники

проект:» Народные праздники и традиции».
проект (старшая группа) на тему

История русских народных праздников и традиций

Скачать:

Вложение Размер
Традиции и праздники 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Народная культура

Руководители проекта: воспитатели старшей группы Беломыльцева Елена Александровна. Щелокова И .В

Возраст участников проекта: дети 5-6 лет.

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта: групповой, познавательно-образовательный, творческий.

Вид проекта: среднесрочный.

Реализация проекта: с 15.01.19 по 30.03.19.

Интеграция образовательных областей:

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как они соблюдали традиции и обычаи? Какие игры и игрушки были у детей? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь лучше узнать и уважать своё прошлое и создан этот проект.

Проблемы, на решение которых направлен проект

— отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа;

— повышенный интерес к западной культуре.

— сформировать понятие о русском народном творчестве;

— создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

— способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества;

— знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством;

— создать условия для активации творческого мышления детей посредством народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие;

— пробуждать интерес детей к народным праздникам и песням.

Данный проект помогает раскрыть ребенку мир русской культуры, расширить представление об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре. На основе познания способствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и его традициям формируется у них представление о себе и других, как о личности.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

— определение цели и задач проекта;

— разработка комплексно-тематического плана;

— анализ, имеющихся условий в группе, в детском саду;

— создание условий для работы;

— подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

— беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию;

— ознакомительная консультация для родителей о проекте;

— привлечение родителей к сбору загадок, стихов, пословиц, поговорок по теме проекта.

2 этап – основной, практическая деятельность

— беседа «В гостях у Василисы Премудрой»;

— беседа «Какие народные праздники вы знаете»;

— беседа «Наши предки — славяне»;

— беседа «Бабушкин сундук»;

— викторина « А знаем ли мы»

— беседа о русском народном костюме;

— беседа «Народная игрушка»;

— экскурсия в мини-музей «Предметы старины» (знакомство с предметами домашнего обихода);

— рассматривание картин: А.А. Соловьёва «Тройка», «Масленица» Б.И.Кустодиева;

— постановка театрализованного представления «Петрушкины посиделки»;

— драматизация народных сказок (совместно с воспитателем);

— чтение «Рождественский праздник» К.Лукашевич;

— чтение стихотворения «Стихи о Рождестве», А.Фет; «Блины» Д.Кузнецова;

— разучивание потешек, закличек, пословиц;

— составление рассказов из опыта детей;

— игра-ситуация «Умей в гости звать и умей угощать»;

— сюжетно-ролевая игра «У нас праздник»;

— дидактическая игра «Кувшин доброты»;

— рисование «Славянские узоры на платье»;

— рисование «Украшение доски» элементами городецкой росписи;

— рисование «Веселые матрешки»;

-рисование (коллективное) «Масленичное солнышко»;

— обучение игре в русские шашки;

— изготовление атрибутов к празднику Масленицы;

— знакомство с подвижными играми: «Гуси-лебеди», «Горелки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк», « Тень, тень, потетень», «Пугало», игра-забава «Перетягивание каната»;

— консультация «Приобщаем детей к народным традициям»;

— выставка детских работ «Хохломская роспись» (из «Детского Календаря»);

— помощь в подготовке к празднику «Широкая Масленица».

3 этап – заключительный

— анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.

— выявление полученных знаний у детей о народных традициях и русской культуре;

— выставка «Рецепты блинов от родителей»;

— итоговое развлечение с детьми «Широкая Масленица».

Результаты реализации проекта

В ходе подготовки и реализации проекта были проведены беседы с детьми по темам народной культуры, быта, знакомство с народными играми, праздниками. Основная работа была направлена на воспитание у детей патриотических чувств к своей родине, любви и уважения к народной культуре и традициям. Большую роль в нравственном воспитании играет народное творчество. Для формирования у детей интереса к предметам старины мы создали мини-музей, который вызвал у детей большой интерес. Для родителей были подготовлены тематические консультации, совместно с ними были организованы выставки, родители помогали в изготовлении атрибутов к празднику. Главный результат реализации проекта заключается в проявлении у детей интереса к русской культуре, к России, к её национальным традициям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель проекта:•Формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа.•Воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при при.

Проект «Народную культуру изучаем, и традиции не забываем&raquo.

Цель проекта:Формирование элементарных представлений о празднике, характерных традициях и обычаях русского народа. Задачи:Развивать кругозор и познавательную деятельность в природе.Из.

Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребе.

Фольклорный праздник с элементами экологического просвещения «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Праздник имеет э.

проект для старшей группы.

Проект «Народные праздники и традиции&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/08/proekt-narodnye-prazdniki-i-traditsii

Проект «Народные праздники»
проект по теме

Разработка педагогической технологии «проектная деятельность». Составлен долгосрочный проект «Народные праздники», задачи, этапы проекта, план мероприятия на 3 года.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_narodnye_prazdniki.docx 25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

г. Неи и Нейского района».

ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

воспитатель Наталия Николаевна Харламова

воспитатель Марина Леонидовна Малинова.

Проект «Народные праздники».

В настоящее время проектной деятельности уделяется большое внимание, так как по мнению ученых в таком виде деятельности у ребенка происходит активное усвоение знаний, умений, навыков.

Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает ребенку возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, достижении поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов формирует у детей коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к умению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

Проектная деятельность не должна быть скучной, назидательной, у ребенка она должна вызывать яркий эмоциональный отклик.

В настоящее время в нашем центре реализовывается долгосрочный проект « Народные праздники». Выбрали этот проект, потому что идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками показалась на этот момент самой злободневной, так как выяснилось, что знаний у детей по этой теме мало или нет совсем.

Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны.

Проектная деятельность — это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники).

Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети разного возраста, с разными способностями.

Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых.

Народные (фольклорные) праздники — это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.).

Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления.

Изучая свои истоки, ученики лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность,

приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.

Срок реализации проекта 3 года.

Цель проекта: приобщение детей к культуре русского народа, развитие прикладных умений и навыков, способности к творческому взаимодействию с социумом.

— Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям России;

— раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа;

— формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

— развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми;

— воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству;

— воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

1Подготовительный ( погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала).

2.Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам).

3.Оценочный (представление и защита проекта).

Предварительная организационная работа педагогов.

Разработка сценариев мероприятий.

Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.

Составление примерного перечня работ для детского творчества.

Оформление итогов проектов.

1 год : праздник «Пасха».

Фольклорный праздник «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен».

2 год: праздник «Рождество. Святки»

Фольклорный праздник «Деревенские посиделки».

3 год : Праздник «Березкины именины».

Фольклорный праздник « Дожинки».

Кадровый персонал: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.

1. Формирование эмоционально — осознанного отношения к народному творчеству, традициям, праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии.

2. Продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, воспитателями при решении различных творческих задач.

3. Развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям народа.

4. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа, умение играть в народные, подвижные игры.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/06/24/proekt-narodnye-prazdniki

Проект: «Народные праздники и традиции». ( старшая группа )
проект (старшая группа)

проект для старшей группы

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 440»

Проект : «Народные праздники и традиции».

Нижний Новгород , 2019 г.

Долгосрочны проект в 3 старшей группе «Традиции и праздники русского народа».

( «Рождество» , «Святки», «Масленица» «Иван Купала» ).

Актуальность: Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель — как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» — говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

Вид проекта : познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта : долгосрочный (10 месяцев с 09.2018г. по 06.2019г.)

Участники проекта : Дети 5 — 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
  • Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
  • Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
  • Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
  • Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Интеграция образовательных областей :

  • Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к ¬ историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры);
  • Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
  • Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);
  • Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа .

Закреплять знание детей о устном народном творчестве .

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.

Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями .

Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой» .

Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник » , «По одёжке встречают» , «Рождество и Святки» , «Наши предки – славяне» , «Умей в гости звать и умей угощать» .

Д. И «Подари семье радость» , «Вспомни пословицу о семье» .

Викторина «А знаем ли мы?» .

Рассматривание «Детская библия» .

Рассказ воспитателя о русском народном празднике – Ивана Купала, познакомить детей со значением и обычаями праздника.

Иван Купала. История и традиции

Просмотр презентации «Приметы Ивана Купала» — познакомить детей с приметами и обычаями на Ивана Купала.

Просмотр мультфильма «Цветок папоротника»

Беседа «Лучшие часы и минуты семейного досуга» , «Что Вы знаете о народных праздниках » ,

«Бабушкин сундук» , «Широкая Масляница» .

Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя» .

Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.

Постановка театрализованных представлений «Рождественские встречи» , «Петрушкины посиделки» , «Двенадцать месяцев» .

Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица» , А. А. Соловьёва «Тройка» .

Разучивание хоровода «Во поле березка стояла» — формировать интерес к народным танцам, умение выполнять движения по показу в хороводе.

С/р игра «Маленькие помощники» , «Семья — У нас праздник » , «Родной дом» .

Создание альбома «Русский народный праздник » .

Д. И. «Кувшин доброты» .

Беседа «Правила поведения во время проведения праздника».

Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко» .

Рисование «Зимние забавы» , «Открытка к празднику » .

Коллективный труд — создание чучела из соломы.

Ручной труд «Рождественская звезда» , изготовление рождественских подарков.

Аппликация «Библейские животные» .

Аппликация: «Лекарственные растения — Ромашка»

П. И «Гуси – лебеди» , «Филип и пташка» , «Палочка – выручалочка» , «Заря» , «Горелки» , «Пчёлка и ласточка» , «Молчанка» , «Кто быстрее соберёт игрушки» , «Карусель» , «Гори, гори ясно» , «Жмурки» , «Ручеёк» , П/и «Веночек», П/и «Ручеек». Развлечение «День Нептуна»

Игровые упражнения «Санный поезд» , «Перетягивание каната» , «Попади в цель» .

Русские народные игры «Тень, тень, потетень» , «Ворон» , «Пугало» , «Весёлый бубен» .

Беседа «Как не заболеть во время праздника !» «Осторожно — Конфеты, шоколад и другие сладости» .

К. Лукашевич «Рождественский праздник » , И. Токмакова «Самая красивая звезда» , О. Гурина

«Святой вечер, добрый вечер!» , Л. Пальмин «Рождественская звезда» , А. Фет «Стихи о Рождестве» , Д. Кузнецова «Блины» .

Чтение литературы «Лекарственные растения»;

Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Книги и открытки по теме « Народные праздники и традиции » ,

Центр продуктивных видов деятельности : подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани и т. д.

Центр строительно — конструктивных игр : природный материал, пластилин, бросовый материал.

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Приобщаем детей е народным традициям » , наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках , выставка детских работ «Масленица пришла» ,

Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу» , Консультация «Как мы встречаем Рождество» , фотовыставка «Семейные увлечения» , изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества» .

Консультация для родителей «Иван Купала».

Размещение информации на сайтах

Изготовление венков для праздника.

Предполагаемые итоги реализации проекта .

Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.

Дети стали чаще использовать в активной речи : потешки, считалки, скороговорки, загадки.

Приобщили родителей к использованию традиций русской , народной культуры в семейном воспитание детей.

Итоговое мероприятие — Развлечение «День Нептуна»

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/24/proekt-narodnye-prazdniki-i-traditsii-starshaya-gruppe

Читайте также:  Праздник сегодня курбан байрам когда
Оцените статью