Профессиональный праздник дорожного хозяйства

День работников дорожного хозяйства в России

Дата в 2021 году: 17 октября , воскресенье
Указ Президента РФ № 556 от 23.03.2000 Традиции: вручение грамот, дипломов, присвоение звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»

День работников дорожного хозяйства – профессиональный праздник сотрудников, которые причастны к дорожному хозяйству. В торжествах принимают участие строители, инженеры, проектировщики, ремонтный и обслуживающий персонал, а также работники предприятий, которые изготавливают материалы для строительства дорог.

В России в 2021 году День работников дорожного хозяйства отмечается в третье воскресенье октября и выпадает на 17 октября.

Цель праздника – показать важную роль транспортной инфраструктуры для государства.

В этот день лица, причастные к празднику получают поздравления. Лучшим работникам вручают грамоты, дипломы, присваивают звание «Заслуженный строитель Российской Федерации».

История праздника

Событие было учреждено Указом Президента РФ Б. Ельцина от 14 октября 1996 года № 1435. На протяжении четырех лет работники дорожного хозяйства справляли свой профессиональный праздник в последнее воскресенье октября вместе с работниками автомобильного транспорта. Указ Президента РФ В. Путина от 23 марта 2000 года № 556 разделил торжества и изменил дату праздника. Работников дорожного хозяйства начали чествовать в третье воскресенье октября.

Традиции праздника

В этот день устраиваются праздничные застолья среди коллег. Звучат тосты, пожелания здоровья и успеха в ответственной профессии.

Читайте также:  Золушка праздник для всех

Руководство предприятий, чиновники награждают лучших сотрудников почетными грамотами, дипломами. В учреждениях культуры проводятся концерты, церемонии присвоения звания «Заслуженный строитель Российской Федерации».

Задание на день

Вспомните, по какому самому живописному участку дороги вам приходилось проезжать. Какая поездка вам запомнилась больше всего.

Интересные факты

  • Численность работников дорожного хозяйства составляет около 750 тысяч человек, которые являются сотрудниками 3000 учреждений и предприятий.
  • Правостороннее движение в России возникло в 1917 году.
  • Панамериканское шоссе – самая длинная дорога в мире. Она пролегает через два континента — Южную и Северную Америку, соединяет 14 государства и имеет длину 47958 километров.
  • Рекордсменом по ширине стала дорога Кети Фривей, которая проходит через Хьюстон. ЕЕ ширина достаточна для размещения 26 автомобилей.
  • На строительство одного километра дороги в Московском регионе тратится в 10 раз больше, чем в столицах Европы и в 15 раз больше, чем в США.
  • Первый светофор на территории России появился в 1930 году в Петербурге. Он был установлен на перекрестке Невского и Литейного проспектов.

Тосты

«Поздравляю с Днём работников дорожного хозяйства. Желаю следовать по жизни только теми дорогами, которые приведут к успеху и счастью, желаю всегда верить в себя и работать «на ура». Здоровья, терпения, выдержки и сил, достатка, смекалки, удачи и оптимизма»!

«Поздравляю с Днём работников дорожного хозяйства! Пусть твоя жизнь станет широкой и гладкой дорогой к счастью, с ровными успехами и прочным покрытием здоровья. И пусть на ней никогда не встречаются ямы невзгод и выбоины печалей».

«Поздравляю с Днём работников дорожного хозяйства и желаю ровной и счастливой, большой и просторной дороги жизни. Пусть для работы всегда будет хорошая погода и отличное настроение, пусть для исполнения заветной мечты всегда имеется желание и возможность»!

Подарки

Автомобильная карта. Автомобильная карта дорог России станет прекрасным презентом для работника дорожного хозяйства и любителя путешествовать.

Чертежные инструменты. Чертежные инструменты, тубус для бумаг, графический циркуль станет полезным и практичным презентом для строителя. Эти принадлежности он будет использовать в повседневной работе, и вспоминать о дарителе.

Сувенирная продукция. Футболка, чашка, магнит для холодильника, брелок с прикольной тематической надписью или поздравлением станут недорогим и приятным презентом в профессиональный праздник.

Конкурсы

Песенный конкурс
В конкурсе принимают участие две команды с одинаковым количеством человек. Их задача – вспомнить и исполнить песни, в которых упоминаются дороги. Побеждает та команда, на чьем счету окажется больше музыкальных композиций.

Дорожные знаки
Ведущий предоставляет участникам конкурса листы бумаги и принадлежности для рисования. Их задача придумать оригинальные дорожные знаки и описать их значение. Побеждает участник, чей вариант окажется наиболее креативным.

Мосты
В этом конкурсе участники смогут продемонстрировать свои акробатические способности. Их задача – стать на мостик. Тот, у кого получится продержаться в таком положении дольше всех, получает победу в конкурсе.

О профессии

Развитие транспортной инфраструктуры государства влияет на рост его экономики. Безопасность движения и скорость доставки грузов, пассажиров зависит от качества и разветвленности магистралей. Их необходимо регулярно обслуживать и обновлять.

Работники дорожного хозяйства строят трассы, дороги, автомагистрали, развязки, мосты, путепроводы, переходы. Они наносят разметку, устанавливают дорожные знаки, светофоры, ремонтируют повреждения. Сотрудники обязаны поддерживать инфраструктуру в состоянии безопасной эксплуатации.

Карьера начинается с обучения в высшем или средне-специальном учебном заведении. На руководящие должности допускают выпускников профильных высших учебных заведений.

Профессия сопряжена с высокой ответственностью. Работники дорожного хозяйства должны соблюдать предписания строительных норм, правил, стандартов. Они обязаны неукоснительно следовать проектной документации. Отклонения от перечисленных документов могут привести к ущербам и уголовной ответственности.

Этот праздник в других странах

В Украине и Беларуси в последнее воскресенье октября отмечается День автомобилиста и дорожника.

Похожие праздники в РФ

Во второе воскресенье августа в России празднуется День строителя. В последнее воскресенье октября проходит День автомобилиста.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/den-rabotnikov-dorozhnogo-hozyaystva

День работников дорожного хозяйства в России

Это праздник тех, кто строит автомагистрали и мосты (Фото: Krivosheev Vitaly, Shutterstock)

Профессиональный праздник работников дорожного хозяйства, который в настоящее время отмечается в России в третье воскресенье октября, появился в 1996 году.

Первоначально, на основании Указа Президента РФ от 14 октября 1996 года, он назывался День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и отмечался ежегодно в последнее воскресенье октября. Но в соответствии с Указом Президента РФ № 556 от 23 марта 2000 года «О Дне работников дорожного хозяйства» данный профессиональный праздник переименовали и стали ежегодно отмечать в третье воскресенье октября.

Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. В состав дорожного хозяйства входят свыше 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Численность работающих в дорожном хозяйстве и сопутствующих отраслях составляет порядка 750 тысяч человек.

День работников дорожного хозяйства — это праздник тех, кто строит автомагистрали и мосты, кто круглый год обеспечивает содержание и эксплуатацию сложного дорожного хозяйства, надежное и безопасное автомобильное сообщение между регионами страны. Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства.

Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции Российской Федерации, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства. Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны.

В последние годы оживление производства и повышение доходов населения привели к резкому увеличению парка автотранспортных средств, объемов грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом. Согласно положениям Транспортной стратегии Российской Федерации, развитие автодорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.

Ввиду сурового климата и наличия большого числа различных природных препятствий (лесов, гор, заболоченных местностей) строительство дорог в России всегда было сопряжено со значительными трудностями. Но благодаря самоотверженному труду работников дорожного хозяйства, в стране создана мощная автодорожная сеть. Сотни тысяч километров дорог, от местных до магистральных, обеспечивают устойчивое сообщение во многих направлениях и транспортную доступность отдаленных российских территорий. Ежегодно строятся новые автотрассы и искусственные сооружения, которые делают жизнь россиян комфортнее и безопаснее.

Другие праздники в разделе «Праздники России»

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/163/

День работников дорожного хозяйства

Дата в 2021 году 17 октября 2021 года, Воскресенье
Празднуется: В России и других странах мира
Значение: Популяризация дорожных профессий; акцентирование внимания на проблемах дорожной отрасли
Учрежден: Указ Президента РФ В.В. Путина от 23 марта 2000 года № 556
Традиции: Награждение лучших работников отрасли, концерты, праздничные мероприятия

День работников дорожного хозяйства празднуется в октябре месяце каждого года. Российский календарь памятных событий и дат изобилует множеством праздников, посвященных той или иной области хозяйства нашей необъятной Родины. В 2021 году датой этого праздника стало 17 октября. В этот день поздравления прозвучат в адрес тех, кто занят во всех отраслях дорожного хозяйства.

Когда проходит?

Строительство новых городов и зданий, появление большого количества авто и мототранспорта приводит в свою очередь к увеличению количества дорог. Чтобы заострить внимание на проблемах развития дорожной отрасли, необходимо показать важность и неоценимый вклад простого человека в решении вопросов, связанных с прокладыванием автомагистралей, отвечающих последним стандартам нашего времени. В связи с этим именно самоотверженный труд в неблагоприятных погодных условиях Российской действительности, а также желание популяризировать профессии этой сферы деятельности, привели к созданию Дня работника дорожного хозяйства, который принято отмечать в каждое третье воскресенье октября месяца.

Кто отмечает?

Праздник отмечается на всей территории Российской Федерации. В первую очередь, это день тех, кто проектирует транспортные магистрали, тех, кто создает специализированную технику, тех, кто умеет управлять машинами, позволяющими воплощать в жизнь инженерные мысли по строительству дорог, тех, кто делает сами дороги и тех, кто следит за их состоянием.

История

14 октября 1996 года Б.Н. Ельцин подписал Указ об установлении таких праздников, как День работников дорожной отрасли и День автомобилиста. Дата их празднования приходилась на последнее октябрьское воскресенье. Через четыре года В.В. Путин 23 марта 2000 подписал Указ №556 об установлении отдельных дней для данных мероприятий. Таким образом, День работника дорожного хозяйства получил свою собственную дату и стал отмечаться ежегодно в третье по счету воскресенье октября.

Традиции

В праздничный день, принято поздравлять людей, которые связаны с дорожной отраслью. В честь них проводятся различные праздничные мероприятия, где принято отмечать и награждать тех работников, которые смогли отличиться в своей области специальными грамотами и дипломами. Также в этот день лучшим из лучших присваивается звание «Лучший строитель Российской Федерации». Кроме того, на праздничных фуршетах дорожные специалисты не только слышат чествования в свой адрес, но и делятся своим опытом.

Интересные факты

  • В настоящее время более 750 000 человек заняты в сфере дорожного хозяйства.
  • На данный момент 90% федеральных российских трасс не соответствуют техническим характеристикам.
  • Трасса «Вилюй» (А331), соединяющая Якутию и Иркутску область, считается самой длинной в РФ. Ее протяженность составляет около трех тысяч километров.
  • Самая старая автодорога России – «Урал» (М5), соединяет Челябинск с Москвой.
  • Трасса М56 или «Лена», которая простирается 1235 км. параллельно р.Лена признана одной из самых опасных дорог мира.
  • Самыми качественными дорогами РФ может похвастаться Чеченская республика.
  • Самыми загруженными дорогами считаются трассы «Урал» (М5), «Волга» (М7), Малое бетонное кольцо (А107).
  • Ярославская и Саратовская области лидируют в списке регионов с самыми необустроенными дорогами страны.
  • Первый светофор на дороге появился в январе 1930 года в Ленинграде.
  • Кстати, выражение «Скатертью дорога» ранее имела совсем другое значение. Именно так желали путнику хорошей, ровной, как шелк, дороги.
  • Первое асфальтовое полотно в РФ появилось в Российской империи в 1839 году в Петербурге.

До праздника «‎День работников дорожного хозяйства» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День работников дорожного хозяйства»

Источник статьи: http://365calend.ru/holidays/den-rabotnikov-dorozhnogo-hozyajstva.html

Об истории профессионального праздника «День работников дорожного хозяйства»

День работников дорожного хозяйства отмечается в России в третье воскресенье октября.

Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны. В виду сурового климата, наличия большого количества различного рода препятствий — лесов, заболоченных местностей, строительство дорог в России всегда было сопряжено со значительными трудностями.

В отличие от стран Запада, возникших на месте одной из величайших древних цивилизаций — Древнего Рима и унаследовавших от неё помимо римского права и архитектуры превосходную дорожную систему, Российская цивилизация, являясь периферийной, возникла на богатой, но неосвоенной территории, что также объясняет особенности развития её транспортной системы. К концу IX века относится образование древнерусского государства. В виду того, что большую часть территории Руси занимали непроходимые леса, роль дорог выполняли реки; все русские города и большая часть сёл располагались по берегам рек. Летом по рекам плавали, зимой ездили на санях. Согласно свидетельству византийского императора X века Константина Багрянородного, даже сбор дани киевским князем (полюдье) проводился в зимнее время. В ноябре князь с дружиной выезжал из Киева и объезжал подвластные территории, возвращаясь в апреле. Судя по всему, в остальное время года многие русские территории были просто недоступны. Сухопутное сообщение затрудняли также ватаги разбойников, промышлявших на лесных дорогах.

Киевский князь Владимир Мономах, правивший в начале XII века, в своём «Поучении», адресованном его детям, как один из своих подвигов вспоминал путешествие «сквозе вятичи» — через землю вятичей. Первое упоминание о дорожных работах относится к 1015 году. Согласно «Повести временных лет», киевский князь Владимир, собираясь в поход на своего сына Ярослава, княжившего в Новгороде, приказал слугам: «Теребите пути и мосты мостите». В XI веке власть попыталась законодательно определить статус «мостников» — мастеров по строительству и ремонту мостов и мостовых. Первый на Руси письменный свод законов — «Русская Правда» содержит «Урок мостникам», в котором, помимо прочего, устанавливались тарифы на различные дорожные работы.

Отсутствие дорог иногда оказывалось благом для населения русских княжеств. Так, в 1238 году хан Батый, разоривший Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества, по причине весенней распутицы не смог дойти до Новгорода, и вынужден был повернуть на юг.

Татаро-монгольское нашествие сыграло двойственную роль в развитии дорожной системы русских земель. С одной стороны, в результате походов Батыя была основательно подорвана экономика русских княжеств, разрушены десятки городов, погибла или была уведена в плен значительная часть населения, что в итоге привело к сокращению торговли и запустению дорог. В то же время, подчинив Северо-Восточную Русь и сделав её улусом (частью) Золотой Орды, татары ввели в русских землях свою систему почтового сообщения, позаимствованную в Китае, что по сути явилось революцией в развитии дорожной сети. Вдоль дорог начали располагаться станции ордынской почты, именовавшиеся ямами (от монгольского «дзям» — «дорога»). Содержатели станций назывались ямщиками (от тюркского «ямджи» — «гонец»). Содержание ямов ложилось на местное население, оно же исполняло подводную повинность, т.е. обязано было предоставлять своих лошадей и подводы ордынским послам или гонцам. Ордынским чиновникам, путешествующим по русским дорогам, выдавался специальный пропуск — пайзаца.

XIV-XV века в истории России — время формирования единого централизованного государства. Рост территории России продолжался и в XVI-XVII веках. К концу XVI столетия в состав России вошли Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь. В связи с ростом территории, дороги в России приобрели особое значение; по ним гонцы со всех окраин государства доставляли в Москву известия о вторжениях иноземных войск, мятежах и неурожаях. Центральная власть проявляла особую заботу о развитии ямской почты, унаследованной от татар. В XVI веке ямская гоньба была установлена в Рязанской и Смоленской землях. Ко времени правления Ивана III относится первая сохранившаяся подорожная грамота, выданная Юрию Греку и Кулке Оксеньтьеву, посланным «в немцы».

В ней государь приказывал на всём расстоянии от Москвы к Твери, от Твери к Торжку и от Торжка к Новгороду давать послам «по две подводы до подвод от яму до яму по сей моей грамоте». В другой грамоте Ивана III — от 6 июня 1481 года — впервые упомянута должность чиновника, отвечающего за состояние почтовых станций и дорог — ямского пристава. Ямы располагались на расстоянии в 30-50 вёрст. Ямщики были обязаны обеспечивать лошадьми всех путешествующих с княжеской грамотой, за службу они освобождались от тягла — государевой подати и всех повинностей — и, более того, получали содержание деньгами и овсом.

Содержать же дороги в хорошем состоянии должны были под присмотром ямщиков местные крестьяне. По выбору старосты два человека от сохи (территориальной единицы выплаты подати) выходили на расчистку дорог, ремонт мостов и обновление гатей через заболоченные участки дороги.

При Иване Грозном, в 1555 году, был создан единый орган управления дорожным делом — Ямская изба. Уже в начале XVI века появились первые описания больших российских дорог — «Русский дорожник», «Пермский» и «Югорский» дорожники. К концу XVI века появились и «изгонные книги» с описанием мелких областных дорог.

Дорожное хозяйство России имеет глубокую историю. Его развитие началось в конце семнадцатого – в начале восемнадцатого веков, когда Петром Великим было начато активное освоение севера европейской части России. Возникла необходимость создания транспортной связи новой столицы с Москвой.

Еще до появления Санкт-Петербурга Москва была связана с северо-западом России сетью дорог, главная из которых шла на Новгород. Древнейшая из сохранившихся подорожных (1489 г.) определяла порядок движения именно по Московско-Новгородской дороге.

В XVI-XVI веках эта дорога представляла собой сложную водно-сухопутную систему, обстроенную ямскими станциями, инженерными сооружениями, многоверстной бревенчатой мостовой, плотами для переправ через значительные реки, специальными барками для движения по реке Мете и озеру Ильмень от Бронниц к Новгороду. В 1703 году Петром Великим был основан Санкт-Петербург. Уже в 1704 году он был связан с Москвой почтовым сообщением, однако этот путь был «очень извилист и требовал дальних объездов. Необходима была новая дорога, связавшая бы Петербург и Москву по прямой. К 1718 году был сооружен участок «перспективной» дороги от Петербурга до Волхова. После смерти Петра работы по прокладке второго участка дороги (от Волхова до Москвы) продолжались. В 1733 году была создана особая Канцелярия строения перспективной дороги «Инструкция к устроению дороги и мостов от Москвы до Санкт-Петербурга», в марте 1755 года преобразованная в Канцелярию от строения государственных дорог, к которой был приписан батальон солдат. Размещались учреждения Канцелярии в Тосно, а ее контора — в Москве.

Петровская эпоха была самая знаменитая в России. Он объединил Россию от Архангельска до Азова, был первым московским царем. В петровскую эпоху надзор за дорогами перешёл к Камер-коллегии, центральному налоговому ведомству, собиравшему и дорожные пошлины. На местах, в губерниях и провинциях, дороги были поручены земским комиссарам, избиравшимся местными помещиками и подчинённым Камер-коллегии. Крупнейшей дорожной стройкой петровского времени, несомненно было строительство «прешпективной» — прямолинейной дороги из Петербурга в Москву. Работы по строительству «прешпективной» дороги продолжались до 1746 года. Дорожными работами ведала Канцелярия от строений государственных дорог во главе которой стоял генерал В.В. Фермор.

В правление Екатерины II в развитии дорожного дела вообще и судьбе «перспективной» дороги в частности произошли важные изменения. В 1763 году императрица утвердила предложение Сената о прекращении работ по сооружению второго отрезка дороги — от Волхова до Москвы. Это решение было вызвано огромными расходами на строительство (с 1740 по 1764 г. на него казной было потрачено более 1 млн. рублей); сложностью трассы; проблемами, связанными с заселением территорий вдоль новой дороги. И Сенат «за лучшее признает, в исправности содержать от Москвы до Санкт-Петербурга старую дорогу, по которой ныне ездят». Таким образом, план Петра I соединить две столицы прямой «перспективой» не был до конца реализован. Новая дорога была проложена лишь на участке от Петербурга до реки Волхов.

В результате губернской реформы 1775 года мосты и дороги были переданы в ведение Нижних земских судов и капитан-исправников. В связи с этим была упразднена Канцелярия от строения государственных дорог. Тем не менее, потребности дорожного строительства диктовали необходимость создания центрального органа для координации и руководства дорожными работами. В 1786 году была учреждена Комиссия о дорогах в государстве. В указе Екатерины II от 14 марта 1786 года об ее открытии говорилось: «Первым опытом трудов ее будет распоряжение о построении дороги, между двумя столицами лежащей. ».

28 апреля 1786 года императрица утвердила доклад Комиссии «Об устроении дорог между столицами». Планировалась выделить на строительство 4 млн. рублей и завершить его в 1790 году. Были разработаны проекты каменных мостов для переброски через маленькие речки и ручьи, на больших реках предполагалось наводить плашкоутные мосты. Дефицит бюджета не позволил полностью претворить в жизнь этот проект. Было построено 7 или 8 каменных мостов, проложено 40 подземных водосточных труб, около 130 верст дороги было вымощено камнем.

На протяжении XVIII-XIX веков дорожные ведомства подвергались постоянным реорганизациям.

В 1809 году Александр I утвердил Учреждение об управлении водяными и сухопутными сообщениями. Согласно ему Экспедиция водяных сообщений и Экспедиция устроения дорог в государстве сливались в Управление водяными и сухопутными сообщениями (с 1810 года — Главное управление путей сообщения — ГУПС), которому поручались все имевшие государственное значение коммуникации. Управление находилось в Твери, во главе его стояли главный директор и совет. При главном директоре состояла экспедиция, в которую входило три разряда (отделения), из которых сухопутными дорогами занималось второе. Империя была разделена на 10 округов путей сообщения. Во главе округа стоял окружной начальник, в подчинении которого находились управляющие директора, руководившие важнейшими частями путей сообщения и особо занятые составлением проектов и смет. Была усовершенствована и охрана путей. Её поручили специальным окружным полицейским командам, находившимся в подчинении окружных начальников. Команды состояли из полицмейстера, смотрителей, унтер-офицеров и рядовых. Их задачей являлась не борьба с уголовной преступностью, но наблюдение за тем, «чтобы дороги, мосты, рвы и прочее не были повреждены, чтобы боковые каналы не были завалены, самые дороги не были суживаемы строениями, плетнями или запахиваемы». В конце XIX — начале XX века шоссе передавалось в «хозяйственное заведование» земствам. Так, участок от Санкт-Петербурга до границы Новгородской губернии был передан губернскому земству в 1902 году, а Тверскому губернскому земству — в 1898 году.

В 1901 г. в России появились первые автомобили и вскоре возникла проблема приспособления существующей дорожной сети к одновременному пропуску гужевых повозок и автомобилей. Появился новый термин «автогужевые дороги». Объем строительства подобных дорог до первой мировой войны был не значителен, преимущественно по стратегическим направлениям к границам и для занятия безработных. Было построено так называвшееся «голодное шоссе» от Новороссийска до Батума.

Быстрое развитие промышленности страны на рубеже XIX-XX веков, а также появление первых автомобилей на российских дорогах, способствовали изменению отношения правительства к состоянию дорожной сети. Перед Первой мировой войной почти ежегодно устраивались автопробеги, местные власти старались улучшить дороги перед этими мероприятиями. Многие сановники, генералы, высшие чиновники содействовали выделению финансовых и материальных средств на строительство дорог, а также решению различных организационных проблем. Принятые в начале XX века правительством, земствами, торгово-промышленными и финансовыми кругами меры позволили несколько увеличить протяжённость сети дорог, улучшить их состояние, внедрить некоторые технологические новшества.

Огромное влияние на развитие дорожной сети страны оказали революции 1917 года и гражданская война 1918-1920 годов. В период гражданской войны дорожным строительством занимались Военстрой, Фронтстрой, а также Управление шоссейных дорог (Упшосс) НКПС. После окончания гражданской войны, начались бесчисленные реорганизации этих ведомств. В начале 1922 года Упшосс и Центральную автомобильную секцию ВСНХ объединили и включили в Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ) в составе НКПС. Однако уже в августе 1922 года совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР дорожное хозяйство страны было разделено между двумя ведомствами — ЦУМТ НКПС и Главным управлением коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД. В ведении ЦУМТа оказались дороги общегосударственного значения, непосредственная забота о состоянии дорог возлагались на подчинённые ЦУМТу окружные управления местного транспорта (ОМЕСы).

Отделы коммунального хозяйства ГУКХ НКВД осуществляли управление дорогами местного значения. Реформы органов управления дорожным хозяйством продолжались и в последующие годы. В то же время состояние дороги оставались в плачевном состоянии. Особенно остро стояла проблема финансирования дорожного строительства. В то же время, стране, проводившей индустриализацию, требовалось в кратчайшие сроки создать развитую транспортную систему. Из создавшегося положения Советское руководство попыталось выйти передав управление дорогами союзного значения НКВД. В 1936 году в составе НКВД СССР было образовано Главное управление шоссейных дорог (Гушосдор), в ведении которого находились дороги союзного значения.

Ещё в 1925 году в стране была введена натуральная дорожная повинность, согласно которой, местные жители были обязаны безвозмездно отработать определённое число дней в году на строительстве дорог. В 1936 году было издано постановление правительства, которое признавало целесообразным создание постоянных местных бригад, работа которых засчитывалась в общий план трудового участия колхозников. Тем не менее, основной рабочей силой на строительстве дорог, являлись заключённые. В результате второй пятилетки (1933-1937 годы) страна получила более 230 тысяч километров профилированных грунтовых дорог. В то же время, по строительству дорог с твёрдым покрытием план оказался недовыполненным на 15%.

Большая программа дорожного строительства намечалась на третью пятилетку (1938-1942 годов), но её выполнению помешала Великая отечественная война, которая стала суровым испытанием для всей дорожной службы страны. В годы войны, значительная часть дорожной техники была передана Красной Армии 42 дорожно-эксплуатационного полка, в том числе 34 скадрированных управления дорожно-эксплуатационных полков, 7 учебных и один развернутый полк в Забайкальском крае, многие дорожники ушли на фронт. Крайне тяжелое положение сложилось на дорогах Западного и Северо-Западного направлений. В ходе боевых действий оказались разрушены 91 тысяча километров автомобильных дорог, 90 тысяч мостов общей протяжённостью 980 километров, поэтому после окончания войны, первостепенной задачей, вставшей перед дорожными службами, стал ремонт и восстановление дорог. Однако, четвёртый пятилетний план, принятый в марте 1946 года, слабо учитывал интересы дорожной отрасли, которая финансировалась по остаточному принципу. За строительство дорог в тот момент отвечали два ведомства: Гушосдор МВД и Главное дорожное управление (Главдорупр).

В составе Гушосдора в 1945 году был создан Особый дорожно-строительный корпус, основу которого составили дорожные войска. В 50-е годы ХХ века Гушосдор перешёл в структуру только что созданного Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР, где был разделён на два главка — эксплуатационный (Гушосдор) и строительный (Главдорстрой). Все работы по строительству общегосударственных дорог, который раньше выполнял Гушосдор, перешли к Главдорстрою. Проблемы с финансированием дорожной отрасли ощущались и в эти годы. По-прежнему предпринимались попытки привлечь к участию в дорожных работах местное население, технику различных предприятий. В 1950 году Главдорупр одновременно вёл строительство 32 дорог республиканского значения и ряда местных дорог. Рассредоточение ресурсов и многообъектность заданий при слабом материальном и кадровом обеспечении отрицательно сказывались на результатах работ.

Пик дорожного строительства в СССР приходится на 60-70-е годы. Начинается выделение значительных средств на дорожное строительство, дорожники получают современную технику. В 1962 году вводится в эксплуатацию МКАД, протяжённостью 109 километров. В целом в Российской Федерации в 1959-1965 годах протяжённость дорог с твёрдым покрытием увеличилась на 81,2 тысячи километров, 37 тысяч километров из них имели усовершенствованные покрытия. В эти же годы были построены дороги Кашира-Воронеж, Воронеж-Саратов, Воронеж-Шахты, Саратов-Балашов, Владимир-Иваново, Свердловск-Челябинск, и ряд других.

Интенсивное дорожное строительство продолжалось и в 70-80 годы. В результате в 1990 году сеть дорог общего пользования в РСФСР составляла 455,4 тысячи километров, в том числе — 41 тысячу километров дорог общегосударственного и 57,6 тысячи километров республиканского значения. Тем не менее, в начале 1990 х годов всё ещё около 167 районных центров (из 1837) не были соединены с областными и республиканскими центрами дорогами с твёрдым покрытием. Не имели выезда на основную сеть автомагистралей по дорогам с твёрдым покрытием и жители почти 1700 центральных усадеб (из 23000) и около 250 тысяч средних, мелких населённых пунктов и фермерских хозяйств. В связи со сложным экономическим положением в стране, ощущалась большая нехватка финансовых средств. В то же время переход к рыночной экономике потребовал пересмотра и коренного изменения сути многих социально-экономических категорий, таких как форма собственности, планирование, управление производственными отношениями, психология личности и общества, многих других составляющих человеческого бытия. Несмотря на все трудности, за 1997-1999 гг. наметились реальные сдвиги как в развитии дорожной сети, так и в эффективности функционирования дорожного хозяйства.

В последние 12-13 лет в России отмечается ускоренный (до 10% в год) рост автомобильного парка, интенсивности движения и автомобильных перевозок.

Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1996 года № 1435 был установлен День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Учитывая, что развитие дорожного хозяйства являлось необходимым условием стабилизации, структурной перестройки и перехода к подъему экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности страны, повышения уровня условий жизни населения путем удовлетворения спроса и доступности автомобильных дорог и перевозках, Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 1997 года № 403 «О дорожной реформе» была образована Федеральная дорожная служба России. В связи с совершенствованием системы государственного управления Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 года № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная дорожная служба России преобразована в Российское дорожное агентство.

Указом Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 556 «О дне работников дорожного хозяйства» установлен профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства и отмечается в третье воскресенье октября.

— Разместил/а 08 июня 2017, 18:45, отредактировано 01 августа 2018, 12:58

Источник статьи: http://rosavtodor.gov.ru/about/upravlenie-fda/istoriya/professionalnyy-prazdnik-den-rabotnika-dorozhnogo-khozyaystva/istoriya-obrazovaniya-prazdnika

Оцените статью