- Афродита — богиня любви и красоты
- Вопросы и задания
- Творческая мастерская
- Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э Текст научной статьи по специальности « История и археология»
- Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычева Елена Владимировна
- Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Булычева Елена Владимировна
- The organising and financing Aphrodite festivals in Athens and the Northern Black Sea in the V-IV B.C
- Текст научной работы на тему «Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э»
Афродита — богиня любви и красоты
Богиня красоты прекрасна будет ввек.
Человек, впервые посетивший Лувр, крупнейший художественный музей мира в Париже, непременно остановится в изумлении перед одним из прекраснейших творений античного скульптора Агесандра — Венерой Милосской. Кажется, резец ваятеля не мог бы высечь из камня ничего более совершенного и возвышенного, способного поразить наши чувства. Даже с утраченными руками античная богиня кажется гибкой, подвижной и одновременно полной сдержанного покоя.
Легко и трепетно скользят по поверхности мрамора световые блики и прозрачные тени. Складки одеяния оттеняют нежную, почти прозрачную кожу. Слегка склоненная голова, чуть строгое и спокойное лицо с правильными чертами пленяют ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью. Удивительным образом в ее облике сочетаются нежность и сила, здоровье и торжествующая красота.
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
Так выразил свои чувства русский поэт А. А. Фет. Да и не он один. Французский писатель Шатобриан, впервые увидевший выставленную скульптуру, воскликнул: «Греция еще не давала нам лучшего свидетельства своего величия!» Если вы прочитаете повесть Г. И. Успенского «Выпрямила», то непременно увидите, как «выпрямила» душу маленького человека встреча с богиней любви и красоты. Легенда, а может быть, и быль о немецком поэте Генрихе Гейне рассказывает, как он, изнуренный смертельной болезнью, вышел в один из весенних дней 1848 г. на сияющие солнцем улицы Парижа. Преодолевая слабость, он добрался до Лувра и остановился перед мраморной статуей Венеры Милосской. Прощаться с жизнью и красотой он пришел сюда, в сокровищницу искусства.
Агесандр. Венера Милосская. 120 г. до н. э. Лувр, Париж
Время сохранило немало скульптур, запечатлевших античную богиню любви, но именно это произведение способно пленить сердце и воображение на всю жизнь. Возможно, это происходит потому, что перед нами не одна из многочисленных римских копий, а греческий подлинник!
Ни один персонаж греческой мифологии не пользовался такой широкой популярностью у художников и скульпторов, поэтов и музыкантов, как греческая богиня любви, красоты и вечной юности Афродита (у римлян — Венера). Сферы ее влияния были безграничны. В глубокой древности различали Афродиту небесную, которая защищает города, Афродиту морскую, способствующую мореплаванию, и Афродиту подземную, которая оберегает покой умерших, заботится о плодородии земли.
Афродита не была чисто эллинским божеством, и если верить легендам, то родилась она на острове Кипр, а поэтому рядом с ее именем часто употребляют эпитет Киприда, т. е. рожденная на Кипре. Поэт Гесиод в «Теогонии» так описывает это событие:
Здесь вышла (на берег) чтимая прекрасная
богиня, травы кругом
под ножкой нежной возрастали:
ее Афродитой,
из пены рожденною богиней. называли
ее боги и люди.
Также Кипром рожденную, ибо
родилась на обмываемом
волнами Кипре.
(Перевод Ф. Зелинского)
Афродита являлась олицетворением живых сил природы, плодородия, она часто появлялась в свите диких зверей — львов, медведей, волков.
Одно время она считалась покровительницей браков и деторождения, но постепенно это ее покровительство исчезло, и Афродита стала восприниматься исключительно как богиня любви и красоты.
Среди некоторых версий о происхождении Афродиты гораздо более популярна та, согласно которой она появляется на свет из морской пены. Именно этот момент ее рождения запечатлен в знаменитом «Троне Людовизи». Две нимфы, осторожно поддерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с удивлением и восторгом входит в неведомый мир. Причудливые складки хитона как будто скрывают от зрителей тайну ее чудесного рождения. Лишь морская прибрежная галька под ногами нимф напоминает о месте события. По легенде, на бесплодной почве, где ступит нога прекрасной богини, произрастут прекрасные цветы.
Фрагиент рельефа «Трон Людовизи» (Сцена рождения Афродиты).460 г. до н. э. Национальный музей, Рим
Афродита удивительно прекрасна, и мастер, создавший образ, любуется ее тонким профилем, гибкостью фигуры, прядями спадающих волнистых волос. Склоненные нимфы образуют мягкий причудливый узор, напоминающий распускающийся цветок. Мастер великолепно смог передать чувство радости, вызванное таким необычным появлением Афродиты.
Не менее выразительно передан этот мифологический сюжет в картине итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Что способно поразить нас в этом произведении? Наверное, какая-то особая светозарность, чувство радости бытия и органичного слияния человека с природой. А может быть, созвучие неба, моря, ветра, простора и, конечно, удивительная женская красота?
С. Боттичелли. Рождение Венеры. 1485 г. Галерея Уффици, Флоренция
Вглядитесь в лицо богини. Не правда ли, оно напоминает нам застенчивую девушку с затаенной робкой печалью в глазах? Растерянно приподняты в улыбке брови, едва заметно ее движение в удивительной по красоте раковине. От легкого дуновения Зефиров золотые вьющиеся волосы, перехваченные лентой, каскадом спадают вниз и льнут к ее прекрасному телу. В кроткой, целомудренной красоте богини угадываются трепетность и сила чувства. Одна из нимф спешит накинуть на нее затканное цветами покрывало. Кажется, сама природа приветствует ее появление на свет. Мы слышим ласковый трепет морских волн, чувствуем запахи летающих в воздухе цветов, видим, как в ожидании чуда замер черный лес.
В Венере Боттичелли удивительным образом сочетаются обаяние античной богини и мечтательность Мадонны. Несомненно, перед нами одна из самых поэтичных картин в мировой живописи.
В роскошной Греции, оливами покрытой,
Где небо так светло, там только, Афродита,
Явиться ты могла,
Где так роскошно Кипр покоится на волнах,
И где таким огнем гречанок стройных полны
Восточные глаза!
Как я люблю тот вымысел прекрасный!
Был день; земля ждала чего-то; сладострастно
К равнине водяной
Припал Зефир: в тот миг таинственный и нежный
Родилась Красота из пены белоснежной —
И стала над волной.
Тебя принял Олимп! Плененный грек тобою,
И неба и земли назвал тебя душою,
Богиня красоты.
Перед красотой Афродиты склоняют головы почти все боги. На Олимпе она появилась как дочь Зевса и оке-аниды Дионы. По другому мифу, Афродита родилась из морской пены, образовавшейся из капель крови Урана. Отсюда ее иное имя — Урания, т. е. «небесная», а поэтому в эпоху античности многие поэты упоминали именно это ее качество. Афродита являет собой идеал не только небесной, но и вполне земной красоты. Ею восторгаются и простые смертные люди, и даже звери. В честь богини отмечались красочные весенние праздники, во время которых к ее ногам бросали травы и цветы, пели песни и водили хороводы. А поэтому ее другое, не менее известное имя — Афродита Пандемос (Всенародная). Афродита с триумфом шествует по земле в изящной колеснице, запряженной парой голубей или лебедей. В одном и том же храме, построенном в ее честь, одновременно могли стоять изображения Афродиты Урании и Афродиты Пандемос. Обе богини пользовались всенародным почитанием и любовью.
У итальянского художника Тициана есть картина, которая называется «Любовь небесная и земная». В ней нашли отражение две сущности одинаково прекрасной богини любви — Урании и Пандемос. Они сидят по сторонам мраморного источника, украшенного великолепными рельефами. Амур бросает в него лепестки роз (явный намек на сладость любви). Сам колодец не только символизирует воду (источник жизни), в которой родилась Афродита, но и одновременно напоминает о смерти (римский саркофаг). Картина говорит о том, что любовь Афродиты способна как погубить, так и возродить человека к жизни.
Известно, что Афродите не было равных в искусстве покорять сердца. Даже могущественная жена Зевса Гера просит у нее узорчатый пояс, в котором заключена таинственная и магическая сила обольщения. Многие горят желанием взять ее в жены.
А кто является мужем прекрасной богини? Как ни странно, это самый некрасивый среди олимпийских богов, искусный мастер Гефест. Хромоногий Гефест день и ночь трудится в кузнице у наковальни, а в это время Афродита нежится в опочивальне, расчесывая гребнем роскошные волосы и любуясь перед зеркалом своей красотой, или купается в прекрасном источнике.
Тициан. Любовь небесная и земная. 1515-1516 гг. Галерея Боргезе, Рим
Многие художники обращались к этому сюжету. «Спящая Венера» была удостоена кисти Джорджоне и Эдуарда Мане. «Венеру перед зеркалом» запечатлели Тициан, Веласкес и Рубенс. «Туалет Венеры» сохранила кисть Тициана, Тинторетто и Буше. «Купание Венеры» нашло отражение в произведениях Рубенса и Антониса ван Дейка. Невозможно перечислить все произведения искусства, прославляющие красоту и очарование богини любви.
Рубенс. Афродита и Арес. Эрмитаж, Санкт-Питербург
Любви Афродиты добивались Посейдон и Арес. О любви Ареса и Афродиты повествуют многие источники. В «Одиссее» Гомер рассказывает, что во время свидания их хитроумно приковал к ложу невидимыми глазу сетями Гефест — законный супруг Афродиты.
Только достигла обидная весть до Гефестова слуха,
Мщение в сердце замыслив, он в кузнице плаху поставил,
Крепко свою наковальню уладил на ней и проворно
Сети сковал из железных, крепчайших, ничем не разрывных
Проволок. Хитрый окончивши труд и готовя Арею
Стыд, он пошел в тот покой, где богатое ложе стояло.
Там он, сетями своими опутав подножье кровати,
Их на нее опустил с потолка паутиною тонкой;
Были не только невидимы оку людей, но и взорам
Вечных богов неприметны они: так искусно сковал их,
Мщенье готовя, Гефест.
Гомер. Одиссея (Перевод П. П. Гнедича)
Богиня, в чьей власти было осчастливить любого бога, и сама часто влюблялась. Миф о «прекрасном баловне Киприды» <А. С. Пушкин) Адонисе — излюбленный сюжет для произведений искусства.
П. Веронезе. Венера и Адонис. Прадо, Мадрид
«Венера и Адонис» А. Кановы, «Адонис» Б. Торвальдсена, «Умирающий Адонис» О. Родена — вот далеко не полный перечень скульптурных произведений на этот сюжет. Итальянский скульптор Джузеппе Маццуолла, виртуозно владеющий техникой обработки мрамора, представил зрителю композицию «Смерть Адониса», открывающую возможность ее всестороннего обозрения. Впечатление движения Адониса достигается развевающимися складками плаща и взметнувшимися локонами прекрасного юноши.
Этот страстный порыв, отчаянный взмах руки — его последнее движение. Голова уже никнет, глаза полузакрыты, а у ног вырастают кустики анемонов — цветов, в которые богиня Венера превратила возлюбленного после гибели от раны, нанесенной ему на охоте диким вепрем.
Д. Маццуолла. Смерть Адониса. Мрамор. Эрмитаж, Санкт-Петербург
В музыкально-драматическом искусстве миф о Венере и Адонисе лег в основу многих опер XVII и XVIII вв.
Вопросы и задания
- Какой представлена богиня любви и красоты в скульптурном произведении Агесандра? Как вы думаете, почему оно до сих пор производит неизгладимое впечатление на зрителей?
- Почему был так велик культ Афродиты в античную эпоху? Что говорят мифы и произведения искусства о ее чудесном происхождении? Какое художественное воплощение получил сюжет рождения богини в картине С. Боттичелли и стихотворении И. С. Тургенева?
- Что означают имена Афродиты — Урания и Пандемос? Как об этом рассказывает картина Тициана «Любовь небесная и земная»?
- Какие сюжеты, связанные с изображением Афродиты, были особенно популярны в мировой живописи? Расскажите об одном из известных вам произведений.
- Что рассказывает миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды»? Какое художественное воплощение он нашел в известных вам произведениях живописи и скульптуры?
А. Какова. Венера и Адонис. Мрамор. 1789-1794 гг.
Творческая мастерская
- Рассмотрите картины Тициана «Любовь небесная и земная» и Боттичелли «Рождение Венеры». Как в них воплощен образ богини? Обратите внимание на изображение атрибутов и сопровождающую ее свиту.
- Объясните смысл основных атрибутов Афродиты: дельфинов, морской раковины, красной розы, вечнозеленого мирта, черепахи, волшебного пояса, горящего факела, яблока, мака. Почему ее священными птицами являются воробей, голубь, лебедь и ласточка?
- Какими строками из «Метаморфоз» Овидия вы воспользуетесь, давая характеристику скульптуре Джузеппе Маццуоллы и живописному произведению Веронезе?
. Предпочтен даже небу Адонис.
С ним она всюду, где он. Привыкшая вечно под тенью
Только лелеять себя и красу увеличивать холей,
С ним по горам и лесам, по скалам блуждает заросшим.
Юноша, дерзок не будь, над моей ты погибелью сжалься,
Не нападет на зверей, от природы снабженных оружьем,
Чтобы не стоила мне твоя дорого слава.
Тут из берлоги как раз, обнаружив добычу по следу,
Вепря выгнали псы, и готового из лесу выйти
Зверя ударом косым уязвил сын юный Кинира.
Вепрь охотничий дрот с клыка стряхает кривого,
Красный от крови его. Бегущего в страхе — спастись бы —
Гонит свирепый кабан. И всадил целиком его бивни
В пах и на желтый песок простер обреченного смерти!
. Не минуло полного часа, —
А уж из крови возник и цветок кровавого цвета.
Схожие с ними цветы у граната, которые зерна
В мягкой таят кожуре, цветет же короткое время,
Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго,
Их отряхают легко названье им давшие ветры.
Источник статьи: http://tepka.ru/mxk_5/m17.html
Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э Текст научной статьи по специальности « История и археология»
Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булычева Елена Владимировна
Цель статьи рассмотреть систему организации и финансирования праздников в честь богини Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV в. до н. э. Основным источником является эпиграфический материал. Изучение содержания надписей дает представление о том, как были организованы празднества , из каких средств происходило их финансирование. Праздники играли важную социальную роль, они способствовали консолидации граждан, их ответственности перед полисом .
Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Булычева Елена Владимировна
The organising and financing Aphrodite festivals in Athens and the Northern Black Sea in the V-IV B.C
The purpose of the article is to consider the system of organising and financing Aphrodite festivals in Athens and the Northern Black Sea in the V-IV B. C. The important source is the epigraphical material. The text of the inscriptions allows to study how the festivals were organized and financed. The festivals played an important social role and promoted citizens consolidation as well as their responsibility towards the polis .
Текст научной работы на тему «Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н. Э»
Человек и общество в цивилизациях древности и Средних веков
Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в У-ТУ вв. до н. э.
Цель статьи — рассмотреть систему организации и финансирования праздников в честь богини Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в У-1У в. до н. э. Основным источником является эпиграфический материал. Изучение содержания надписей дает представление о том, как были организованы празднества, из каких средств происходило их финансирование. Праздники играли важную социальную роль, они способствовали консолидации граждан, их ответственности перед полисом.
Ключевые слова: надписи, Афины, Северное Причерноморье, празднества, Афродита, полис, граждане.
Праздники являются одной из важнейших форм общественной жизни и культуры каждого народа. В эпоху Античности в Древней Греции и Риме празднества, как правило, справлялись в честь богов и героев. Современные ученые полагают, что изучение организации праздника и отношение к нему разных членов общества является очень важным для понимания характера народа1. Жизнь граждан в Древней Греции состояла из череды будней и праздников. О значении последних неоднократно писали античные авторы. Страбон замечает, что праздничный отдых является весьма полезным, особенно в сочетании с проведением священных обрядов (X. 3.9). Он также полагает, что отдых отвлекает ум от человеческих занятий и способствует обращению подлинно свободного ума к божественному (X. 3. 10).
В отечественном антиковедении существует немного работ, посвященных вопросам организации и проведения праздников
© Булычева Е.В., 2016
в Древней Греции. Самым крупным исследованием по данной теме, появившемся в последнее время, следует назвать монографию М.В. Скржинской2. Более ранними работами по этому вопросу являются труды отечественных и зарубежных авторов, в которых особенно подробно освещены проблемы, связанные с системой проведения празднеств в греческом мире в эллинистическое время, а также труды, посвященные наиболее известным мероприятиям — Олимпийским и Панафинейским играм3. Как правило, ученые уделяют особое внимание изучению вопросов, связанных с проведением крупных праздников в древнегреческом мире, в частности Элевсинским мистериям и Панафинейским играм. В то же время практически отсутствуют исследования, в которых рассматриваются проблемы организации локальных празднеств в греческом полисе. В связи с этим целью настоящей статьи является рассмотрение вопросов, связанных с организацией и финансированием праздников в честь Афродиты, которые справляли на территории Афин и Северного Причерноморья. Основным источником изучения является эпиграфический материал, надписи, посвященные организации праздников, а также отдельные договоры об организации аренды священных земель, в которых есть сведения о предоставлении средств на мероприятия в честь богини. Кроме того, будут использованы сведения античных авторов, касающиеся вопросов организации и проведения празднеств.
Впервые праздники в честь Афродиты начали отмечать в Северном Причерноморье в VII в. до н. э. Рожденная из морской пены богиня считалась покровительницей мореходов, а со временем стала почитаться как покровительница любви и красоты. В честь нее начиная с VII в. до н. э. стали возводиться храмы, первые из которых появились в боспорских городах Ките и Нимфее4. М.В. Скржинская отмечает, что сейчас благодаря археологическим раскопкам известны места, где справляли праздники в честь Афродиты на Боспоре, в Борисфене и Ольвии5. Археологический и эпиграфический материал с территории Северного Причерноморья предоставляет нам возможность довольно подробно ознакомиться с организацией церемоний в честь богини6. Одним из самых распространенных в классический период становится праздник Апа-турий, который справляется в разных полисах в честь различных богов — Зевса, Афины и Афродиты. Данные, которые есть в нашем распоряжении в отношении организации праздника, связаны с сообщениями Геродота, Платона, Страбона и Павсания. Геродот отмечает, что Апатурии праздновали во многих областях Греции (Hist. I. 147). Он сообщает, что его празднуют афиняне и почти все
ионийцы, кроме жителей Эфеса и Колофона, которые не отмечают Апатурии. В честь Афродиты Апатурии справляли прежде всего на территории Афин и Северного Причерноморья.
Название праздника «Апатурии» первоначально, по-видимому, означало «совместный праздник отцов фратрии»7. Как известно, с архаического периода существовало деление греческого полиса на демы, филы и фратрии. Фратрии представляли собой древнейшие родовые и религиозные объединения, которые входили в состав административных подразделений полиса8. В классический период фратрии стали утрачивать свое политическое значение, но сохраняли роль организации граждан по родовому и религиозному принципу. В связи с этим Апатурии были религиозно-родовым празднеством. Воссоздать картину празднования Апатурий в честь Афродиты мы постараемся благодаря некоторым надписям, посвященным этому мероприятию, а также используя описание древнегреческих авторов.
Апатурии справляли осенью, в месяце пианепсионе в течение трех дней. В первый день члены фратрии собирались на совместную трапезу. Второй день посвящался организации жертвоприношений. Последний день был связан с детьми и подростками. В этот день, как сообщает Платон (Tim. 21 b), отцы представляли фратрии своих родившихся детей (мальчиков) и приносили жертвы в честь Афродиты. При этом Платон отмечает, что в каждой фратрии были свои правила для принесения жертвоприношений. В одних фратриях в качестве жертвы приносили овцу, в других козу (Tim. 21 b). После жертвоприношения происходила важная процедура внесения имени ребенка в особые списки, они служили основанием для принятия мальчика в равноправные члены братства после достижения им совершеннолетия. Платон также сообщает, что были случаи, когда кто-нибудь из фратрии оспаривал происхождение ребенка, протестовал против принятия его во фратрию. В таком случае проводилось голосование и принималось заключительное решение (Tim. 21 b). Третий день афинских Апатурий включал в себя определенную культурную программу, которая сопровождалась различными мусическими состязаниями. Мальчики должны были наизусть декламировать поэмы Гомера, а также читать стихи разных греческих поэтов. Это был конкурс, на котором следовало проявить себя лучшим декламатором, чтобы получить специальную награду (Tim. 21 b). В этот же день происходил очень важный обряд посвящения в будущие воины, когда подростки переходили из положения детей в разряд эфебов, юношей, которые должны были служить в ополчении, защищая свою родину. Страбон в «Ге-
ографии» отмечает, что они должны были в процессе этого посвящения подносить Гераклу сосуд с вином и отрезанный локон своих волос (XI. 2. 10). Такое подношение, по-видимому, символизировало переход из детства во взрослую жизнь9. Интересно отметить, что подобная процедура происходила не только во время Апатурий, но и при проведений празднеств в честь других богов в разных областях греческого мира. В Милете такое приношение осуществлялось в честь Зевса, в Северном Причерноморье во славу Дионису и Афине10. В этот же день выступали поэты и драматурги, представлявшие на суд зрителей свои поэтические произведения. При этом в основе этих работ, по-видимому, должен был присутствовать определенный миф; Страбон полагает, что, возможно, граждане Афин, как и жители Северного Причерноморья, вспоминали мифический сюжет об обмане, который принес победу афинскому царю Мелан-фу в поединке с беотийцем Ксанфом (XI. 2. 10). Согласно преданию, когда на Афродиту напали гиганты, она позвала на помощь Геракла и спрятала его в одной из пещер. Затем она стала принимать гигантов по одному и отдавала их Гераклу, чтобы он убивал ее врагов. Кроме того, Страбон сообщает, что для создания драмы в Северном Причерноморье, прежде всего на территории Боспора, поэты использовали еще один миф, посвященный Афродите и Гераклу. Согласно этому повествованию, в роли хтонического начала выступают гиганты, а уничтожавшие их Афродита и Геракл утверждают право эллинов на земли у Боспора Киммерийского. Известно, что на других празднествах в честь богов сочинителям также предлагалось создавать произведения на мифологические сюжеты, связанные с историей возникновения праздника11. Можно предположить, что устроители празднества делали это специально, чтобы граждане помнили о традициях основания праздника.
Другим известным празднеством в честь богини Афродиты были Афродисии. Сведения о них можно почерпнуть из сообщений Афинея, а также благодаря тексту надписей. Афиней в своем сочинении «Пир софистов» сообщает, что этот праздник начали справлять в V в. до н. э. в Афинах (XIII. 590f). Мнение этого автора подтверждает надпись середины V в. до н. э., посвященная сдаче в аренду земельного участка дема Плотейцев (IG. II2. 1172, lin. 8-10). Афиней также отмечает, что со временем, возможно в IV в. до н. э., этот праздник стали организовывать на Эгине и других островах, находящихся недалеко от Афин (XIII. 590f). Афродисии устраивали в месяце таргелионе. Праздник проходил в течение одного дня с утра до поздней ночи. Как и другие празднества, Афродисии начинались с жертвоприношения в честь богини (IG. II2. 1172, lin. 10).
Основной частью праздника являлись песни и танцы в исполнении красивых девушек полиса. При этом Афиней отмечает, что со временем эти выступления стали наполняться неким эротизмом, к исполнению привлекались гетеры (например, знаменитая Фри-на, муза скульптора Праксителя), что вызывало недовольство полисных властей (XIII. 590 1).
С течением времени стал меняться образ богини, что, по-видимому, влияло на проведение празднеств в ее честь. В конце IV в. до н. э. Афродиту стали представлять как покровительницу мореплавания. В связи с этим в Ольвии и на территории афинского полиса появляется празднество в честь Афродиты Понтии (т. е. морской). Подробности организации и проведения этого торжества нам неизвестны. Сведения надписей (НО. 68. №Б. I2. 168) предоставляют некоторую информацию об этом мероприятии. Праздник длился один день. Вначале проходили жертвоприношения у статуи богини, причем в ряде случаев могла проводиться установка самой статуи (НО. 68). Далее следовали выступления танцовщиц и артистов. Праздник завершался на берегу моря, что, по-видимому, свидетельствовало о его назначении.
Как мы видим, все празднества требовали определенной организации и финансирования. В связи с этим постараемся выяснить, кто отвечал за порядок проведения празднеств и какими средствами пользовались их устроители.
За организацией мероприятий на древнегреческих праздниках следили специальные лица. Как свидетельствуют тексты надписей и сообщения античных авторов, чаще всего это были жрецы, поскольку празднества носили религиозный характер. Например, на территории Херсонеса жрецы были главными уполномоченными лицами при организации празднеств, справляемых в честь богини Артемиды (НЭПХ. 111, 112). Павсаний в «Описании Эллады» сообщает, что жреческая администрация также должна была следить за исполнением всех таинств в честь богини Деметры. Кроме жреческого персонала, в организации празднеств активно участвовали и религиозные сообщества — оргеоны и фиасы12. В отношении Апатурий, проводившихся в Афинах, у нас нет подробной информации об организаторах этого праздника, но, опираясь на отрывочные сведения источников и данные из Северного Причерноморья, постараемся сделать некоторые предположения. Как уже выше говорилось, основным устроителем являлись фратрии. Можно предположить, что определенные обязанности по организации Апатурий брал на себя глава фратрии -фратриарх. Именно эти должностные лица проводили тщательную проверку списков, в которые вносились имена новых членов объеди-
нения13. Они могли совершать эти действия по собственной инициативе или по распоряжению народного собрания полиса. Кроме того, фратриархи следили за финансированием мероприятий. В частности, в текстах надписей о сдаче в аренду священных земель сказано, что именно фратриархи должны наблюдать за поступлением средств от аренды на организацию различных празднеств и религиозных церемоний (IG. II2. 1242. line. 16-17). Данные Северного Причерноморья представляют информацию о том, что в Пантикапее существовали почитатели Афродиты, которые объединялись в религиозные союзы-фиасы и активно участвовали в организации праздника Апа-турий (КБН. 971, 972). По предположению В.П. Яйленко, фиас, проводивший Апатурии, появился на Боспоре в конце IV в. до н. э.14 и продолжал активно существовать в эллинистическое время, получая поддержку местной монархической власти.
Праздники сопровождались жертвоприношениями, что требовало немалых затрат. В связи с этим возникает вопрос о том, как финансировались эти мероприятия, какие средства использовались для их организации. Некоторые сведения об этом нам предоставляет эпиграфический материал. На рубеже V-IV в. до н. э. появляется документ о сдаче в аренду земельного участка плотейцев. В самом начале этого договора (IG. II2. 1172, lin. 2-4) перечисляются разные суммы, полученные от сдачи в аренду земель, которые должны быть потрачены на организацию религиозных церемоний, открывавших крупнейшие праздники в афинском полисе. В первую очередь говорится о том, что дему следует потратить на празднества в честь Афродиты 1200 драхм (сумма по тем временам немалая). В договоре об аренде земель родовой организацией Саламиниев (Greek historical inscriptions. 37) также сказано о доходах от сдачи земельных угодий в аренду, которые должны быть отправлены на финансирование празднеств в честь богов и героев. В частности говорится, что на праздники в честь Афродиты Саламинии жертвуют овец и коз (Greek historical inscriptions. 37, lin. 81-83). Кроме того, в конце документа указана общая сумма затрат, из которых организация предоставляет денежные средства на все празднества (lin. 94-95). Таким образом, на основании этих данных мы можем сделать вывод о том, что различные полисные сообщества активно участвовали в организации празднеств в честь Афродиты. Праздники в честь богини могли финансироваться из средств, полученных от сдачи в аренду земельных участков. Судя по данным эпиграфики и археологических раскопок, кроме коллективов, в финансировании мероприятий в честь богини принимали участие частные лица. Во время Афродисий в Северном Причерноморье местные жители приносили
в дар богине раковины, устрицы, мидии и убивали во время жертвоприношений морских чаек (КБН. 30).
Интересно, что в некоторых случаях не только местные жители, но и приезжие приносили пожертвования в честь богини. Так, В.П. Яй-ленко указывает несколько надписей, в которых идет речь о том, что вино для жертвоприношений во время Афродисий приносили не только местные граждане, но и пришедшие из других мест15. Известно также, что со временем финансированием праздников стали заниматься жрецы храмов Афродиты, которые на собственные средства устанавливали статуи в честь богини и приносили ей праздничные дары16.
На основании всего вышесказанного постараемся сделать некоторые выводы.
Праздники в честь Афродиты проходили в Северном Причерноморье и Афинах. При этом характер празднования был практически схожим, что свидетельствует о социальной общности разных полисов. Празднества объединяли граждан. В их организации и финансировании принимали участие как целые коллективы, так и отдельные граждане. По-видимому, это было связано с определенными религиозными представлениями. Греки верили, что боги незримо присутствуют на празднествах, которые устраивают в их честь. В связи с этим благосклонное отношение небожителей к людям зависит от правильно сделанных жертвоприношений, а также от качества художественного мастерства, с которым граждане исполняют музыкальные произведения или танцы17. Последнее особенно могло быть важно для Афродиты, которая наряду с Аполлоном была покровительницей искусства. Поэтому хорошо организованный праздник оказывался залогом доброго отношения богини к тем, кто его устраивал и принимал в нем непосредственное участие.
КБН — Корпус боспорских надписей. М.: Наука, 1965. НО — Надписи Ольвии. Л.: Наука, 1968.
IG — Inscriptiones Graecae. Consiluo et avetoritate academiae literarum Borussica. Vol. I—III. Berlin: Walter de Gruyter, 1956.
Маринович Л.П. Гражданин на празднике Великих Дионисий и полисная идеология // Человек и общество в античном мире. М.: Наука, 1998. С. 295. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010.
3 См., например: Simon E. Festivals of Attica. Madison: University of Wisconsin Press, 1983; The Panathenaic Festival in Ancient Athens. Princeton: Princeton University Press, 1992; Русяева А.С. Религиозные празднества // Ольвия. Античное государство в Северном Причерноморье. Киев, 1999. С. 555-570; Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи в тени Олимпийских игр // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. М., 2011. № 2. С. 36-47.
4 Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Молева Н.В. Очерки сакральной жизни Боспора. Нижний Новгород, 2002. С. 101-103.
5 Скржинская М.В. Указ. соч. С. 78.
6 Русаева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев: Наукова думка, 1992. С. 103; Сокольский Н.И. Культ Афродиты в Кепах // Вестник древней истории. 1973. № 4. С. 91.
7 Латышев В.В. Очерк греческих древностей. СПб.: Наука, 1992. С. 134.
8 Меланченко И.В. Афинская демократия. М.: КРАФТ, 2007. С. 181-183.
9 Скржинская М.В. Указ. соч. С. 86.
10 Латышев В.В. Указ. соч. С. 96.
11 Кошеленко Г.А. Боспорский вариант мифа о гибели титанов // Боспорский сборник. М., 1992. С. 154.
12 Булычева Е.В. Финансирование празднеств в Древней Греции (на примере Аттики) // Восток и Запад: приоритеты эпох. Олимпийские игры: история и современность. М.: РУДН, 2012. С. 112-113.
13 Меланченко И.В. Указ. соч. С. 182.
14 Яйленко В.П. Женщина, Афродита и жрица Спартокидов в новых боспорских надписях // Женщина в античном мире. М.: Наука, 1995. С. 236.
15 Там же. С. 259, 260.
16 В надписи из Ольвии III в. до н. э. сообщается, что жрец Афродиты Понтин Агрот поставил мраморный алтарь и посвятил дары во время празднования в честь Афродиты (НО. 68).
17 Нилльсон М. Греческая народная религия. СПб.: Алетейя, 1998. С. 7.
Источник статьи: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-finansirovanie-prazdnikov-afrodity-v-afinah-i-severnom-prichernomorie-v-v-iv-vv-do-n-e