- Раськень ОЗКС 2019
- Раськень Озкс – всенародный праздник-моление эрзян
- История Раськень Озкса
- Празднование в старину
- Раськень Озкс в наши дни
- Особенности праздника
- «Родовое моление» в Мордовии: полный Альбац, американские юристы, смиренный приход ко Христу
- В Мордовии отметят эрзянский праздник «Раськень Озкс»
Раськень ОЗКС 2019
Программа национального – фольклорного праздника «Раськень озкс»*
Дата проведения: 13 июля 2019 года.
Место проведения: Республика Мордовия, с.Чукалы Большеигнатовского
муниципального района Республики Мордовия
9.00 – 16.00 Праздничная ярмарка, начало работы всех творческих
9.00 — 15.00 Презентация сельских национальных подворий «В гостях у сельских
Арт-поляна: выставки – продажи изделий народных художественных
промыслов и декоративно-прикладного творчества, мастер класс от
умельцев «Национальный сувенир»
9.00 — 15.00 Фотоквест «Кулят Раськень Озксто» (по определенному маршруту)
10.00 — 10.45 Презентация сельских национальных подворий
(осмотр подворий официальными гостями праздника)
11.00 — 14.00 Литературная поляна «Фито-бар»
12.30 — 13.30 Блинная поляна с квасом «С пылу-с жару!»
14.00 Обед для всех присутствующих праздника «Вейсэнь ярсамот»
14.30 Туристическая экскурсия в Старцев угол
9.00 — 10.00 Концерт творческих коллективов Большеигнатовского
муниципального района Республики Мордовия
11.30 Торжественное открытие праздника «Раськень озкс»
12.30 — 13.00 Народная артистка Республики Мордовия Нина Спиркина
и ансамбль танца «Арсема»
13.00 — 13.30 Конкурс национального эрзянского костюма «Руця»
13.30 — 15.00 Концерт творческих коллективов Республики Мордовия и
регионов Российской Федерации
15.00 Этнодискотека «Весе – вейсэ!»
Солист Мордовской государственной филармонии Андрей Бочканов
Фолк – группа «Морденс»
10.00 —11.30 Фольклорно-этнографическое представление
10.05 – 10.20 Зажжение родовой свечи «Штатола». Обряд моления.
10.20 – 10.30 Опахивание и обновление МААРА
10.30 – 10.45 Хоровод дружбы под песню «Вирев молян» в исполнении
фольклорного этнографического ансамбля «Ламзурь»
10.45 – 11.30 Совет старейшин «Атянь эзем»
12.30 – 14.00 Конкурс гармонистов и частушечников «Играй гармонь, певучая!»
11.00 – 15.00 Мордовские народные игры и состязания «Тюштянь налксемат» (стрельба
из лука, метания копья, топора по древним эрзянским правилам, поднятие
тяжестей, гиревой спорт, перетягивание каната, армрестлинг)
Развлекательная поляна детства для детей
9.00 – 16.00 Детские аттракционы «Веселая карусель» (батуты, карусель,
электромобили, качели, поп-корн, сладкая вата); Аква-грим;
11.30 – 12.30 Интерактивная программа для детей по мотивам мультсериалов
«Фиксики»; Шоу мыльных пузырей
Площадь Дома творчества с. Большое Игнатово
- Подведение итогов фотоквеста «Кулят Раськень Озксто»
21.40-23.00 Молодежная дискотека
*В программе возможны изменения
Национально-фольклорный праздник «Родовое моление» («Раськень Озкс») входит в цикл мероприятий Межрегионального этнокультурного транзита «Территория традиций» («Кой юрт») и проводится в рамках реализации Национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия
Источник статьи: http://goloserzi.ru/obshchestvo/novosti/rasken-ozks-2019/
Раськень Озкс – всенародный праздник-моление эрзян
Многие столетия Раськень Озкс являлся одним из самых главных праздников эрзянского народа. Позднее из-за распространения христианства традиции его начали уходить в прошлое, и празднество даже было запрещено. Но, к счастью, особенные ритуалы этого дня не были забыты.
Сегодня в Республике Мордовия Раськень Озкс переживает период своего возрождения, превратившись в этнический фестиваль. В переводе с местного наречия его название означает “моление”. Кому же молились эрзяне прошлого? И что значит Раськень Озкс для современных представителей этого народа?
История Раськень Озкса
Если название Раськень Озкс дословно перевести с эрзянского языка, получим – “народное моление”. Это очень точно отражает суть праздника.
Во время него в старину народ Мордовии взывал к добрым божествам и духам, могущественным деревьям, культ которых ярко заметен в различных обрядах торжества. Не меньшую роль играет и почитание предков, которые у эрзян выступают в обожествлённых ипостасях.
История Раськень Озкса непростая, но насыщенная яркими событиями. Этот праздник был одним из основных в календаре язычников, что было не по нраву христианам.
Из-за некоторых обрядов даже развернулось противостояние сторонников различной веры, и в итоге в 1629 году, согласно царскому указу, празднование было запрещено. Несмотря на это, народ за многие века не забыл традиций и сути этого дня. С 1999 года начинается возрождение обычаев Раськень Озкса, сегодня же он входит в тройку главных народно-фольклорных фестивалей Республики Мордовия.
Празднование в старину
Согласно традициям, празднование проходит летом (чаще всего – в июле) каждые три года в селе Чукалы Большеигнатовского района. Место для фестиваля выбрано неслучайно.
Старинная легенда рассказывает, что именно неподалёку от села были погребены эрзянские воины, боровшиеся с ногайцами. Сегодня эрзяне, как и их далёкие предки, привозят к священному месту горсть родной земли, что оставляют в знак уважения доблестных предков.
Исследователь Н.И.Аношкин отмечал, что Раськень Озкс позволяет людям ощутить связь с предками, почувствовать незримую нить, что соединяет прошлое, настоящее и будущее. Это, без сомнения, важно для каждого народа.
Центральным образом во время проведения Раськень Окса в древности был бог Нишке-Паз, которого эрзяне почитали как верховного покровителя и создателя жизни. Важной частью любого озкса (“моления” являлись жертвоприношения, что совершались рядом с деревянными столбами и деревьями.
Празднование чаще всего устраивалось на лесной опушке, ведь считалось, что сила деревьев играет значительную роль в проведении обрядов. Интересно, что ритуалы имели чёткое разделение на мужские и женские. Фиксированной календарной даты эти праздники не имели.
Раськень Озкс связан с молением предкам
Раськень Озкс в наши дни
В наше время Раськень Озкс напоминает театрализованное действо, что позволяет погрузиться в мир удивительных верований эрзянского народа, перенестись в далёкое прошлое.
Организаторы праздника стремятся максимально воссоздать старинные обряды, что проводили их предки. О начале Раськень Озкса узнаёт всё селение, ведь праздник начинается протяжным трубным звуком торама, эрзянского музыкального инструмента.
На опушке леса неподалёку от села, рядом с курганом, устанавливается огромная эрзянская свеча. Высота этого воскового изваяния может достигать трёх метров. Рядом с курганом разжигается костёр. Его пламя считается священным, а потому люди поджигают от него родовые свечи, что приносят с собой.
Жрица, следящая за ходом празднования, вместе со своими помощницами подносит пламя к фитилю главной свечи народа (называется она раськень штатол). Люди кладут дары божествами предкам. В качестве подношений чаще всего используются хлеб и мёд.
Особенности праздника
Кульминационной частью действа становится моление верховному богу-творцу. Но самым ярким моментом праздника, как мне кажется, остаётся хоровод. Именно этот ритуальный танец помогает зрителям почувствовать себя участниками Раськень Озкса. Многие из гостей Мордовии отмечали, что во время хоровода действительно чувствуется власть незримых сил, что объединяются на этом фестивале.
Очень часто на Раськень Озксе присутствуют делегации из разных стран, фольклорные коллективы других народов. Это праздник позволяет поделиться народным наследием и сокровищами культуры, ведь его суть – это единство прошлого и настоящего, моление предкам, продолжением которых являемся мы сами.
Раськень Озкс включает в себя не только общественные ритуалы. Не менее популярны сегодня и семейные моления. В старину на праздник резали овцу или козу, принося её в жертву Нишке-Пазу.
И сегодня эрзянские хозяйки просят у божественного покровителя здоровья и счастья для семьи, плодовитости скота, хорошего урожая. Эрзяне верят, что добрые силы в праздничный день помогают прогнать от дома болезни и несчастья, а поддержка предков наделяет народ собой стойкостью, что позволяет пережить любые трудности.
Эрзянская свеча – символ праздника Раськень Озкс
Возрождение традиций – прекрасная тенденция, что сегодня наблюдается у ряда народов. Для эрзян основой её стало проведение праздника Раськень Озкс. Этот фестиваль позволяет проникнуться духом прошлого, мысленно вернуться к своим истокам. Участники торжества говорят, что предки действительно помогают и дают им ответы на волнующие вопросы. Я думаю, здесь не стоит искать мистические аспекты – не секрет, что все мы крепко связаны со своим родом, а древние праздники помогают ощутить связь ещё ярче и сильнее.
Источник статьи: http://musaget.ru/rasken-ozks-vsenarodnyy-prazdnik-molenie-erzyan/
«Родовое моление» в Мордовии: полный Альбац, американские юристы, смиренный приход ко Христу
13 июля в большеигнатовском селе Чукалы прошел древний эрзянский праздник «Раськень озкс», что в переводе означает «Родовое моление». В 1629 году русский царь Михаил Федорович Романов его запретил, но в 1999-м обряд возродили под статусом фестиваля этнической культуры. Под звуки трубы-торамы на холме ставили огромную восковую свечу раськень штатол. На больших кострах зажигался буень штатол, мордовская жрица-озава с помощницами несла ее, несла хлеб и мед, а старейшины поджигали свечу на холме. А потом все молились Инешкепазу и водили хороводы. Конечно, угощения! Конечно, национальные песни, полеты на огромных качелях, звон монет на нарядах мордовок, палатки с сельхозпродукцией, матрешками и блинами. Праздник проходит раз в три года, но кроме радости и счастья, сеет иногда раздоры, распаляемые местными националистами и приглашенными ушлыми людьми со стороны. Подробности – в репортаже АННЫ ОПРАВХАТ и ЮЛИИ ЧЕСТНОВОЙ (фото).
Председатель республиканского общественного фонда «Спасение эрзянского языка», самопровозглашенный эрзянский царь Григорий Мусалев долгие годы превращал моление в способ заработать и возможность раздуть небольшой, но едкий пожарчик. Кричал, что русские истребляют эрзян, ходил с шапкой по улицам, собирая деньги на памятник мифическому Пургазу. И, говорят, насобирал. Но, то ли принес мошну в жертву другим богам, то ли прокутил по ярмаркам, то ли раздал зарплату сотрудникам газеты «Эрзянь Мастор» и себе. Пургаз бы не одобрил его поведение. Не одобрили и сторонники — 16 апреля его пост заняла Татьяна Ларина, а сам Григорий в силу преклонного возраста вышел на покой.
Но это еще не все. «Раськень озкс» привлек внимание журналистов «Нью таймс» — интернет-издания под предводительством известной либеральной активистки Евгении Марковны Альбац. Или полный Альбац, как она сама себя называет. В Мордовию был командирован некто Антон Смирнов. Однако праздника он не выдержал и спешно ретировался. В телефонном разговоре с корр. «С» признался, что делать там нечего, что сам он считает Мордовию исторической родиной, и что неправильно называть эрзян мордвой. «Эрзяне — это эрзяне, а название «мордва» — это все равно что «чурки», — сказал Антон. — И хорошо бы все-таки поставить памятник Пургазу — это единственный способ спасти эрзян, донести до них, что эрзя — никакая не мордва. И вообще, в Мордовии так же плохо, как во всей России». Встретиться и поговорить на эту тему Смирнов отказался. Более того – позже перезвонил и запретил публиковать свои слова, пригрозил «американскими юристами», которые поддерживают Евгению Марковну и всех горемык из «Нью таймс». Так и заявил: «Не можете печатать что-либо без моего согласия». На вопрос «а журналист ли он?» снова вспомнил «американских юристов». Беда с ними.
А праздник, между тем, продолжался. На травке отдыхал священник Вадим Захаркин с изрядно хмельным товарищем. Отец сообщил по секрету корр. «С», что «русские специально скрещивают эрзю и мокшу, чтоб избавиться от этих народов». Батюшкин приятель сказать ничего не смог. А что же делал сам батюшка на веселье язычников? Смиренно призывал людей прийти ко Христу…
Обычные чукальские жители были куда адекватней. «Зачем эта война? — недоумевала Татьяна. — Мордва — она и есть мордва. Надо жить дружно и просто радоваться!»
Кое-кто из хмельных «смешариков» на этом празднике призывал избрать «царем эрзян» беглого Александра Болькина. Этот тип сейчас именует себя «Олександром» и трет блудливую шкурку на Украине. Как только он пересечет границу России, то будет задержан. На родине Болькина считают военным преступником. Да и просто негодяем. Например, издание «Сегодня.ру» именует его «бандерлогом». То ли за вялый зад, то ли за жидкий ум. Тип называет себя патриотом двух народов — эрзянского и украинского. Значится в обществе «Эрзянь вал» и успел отметиться в боевых действиях на Донбассе. Очень любил выставлять в социальных сетях фотографии, на которых «щеголяет» в берцах. Просто находка для психиатров! Некоторые считают, что это жлоб финансировал украинских фашистов. Нужен ли такой «вождь» мордовскому народу — дискуссионный вопрос. Если российские спецслужбы рано или поздно все-таки поймают выпускника большеигнатовской школы, то пусть в первую очередь проверят его на сифилис и ВИЧ. А то на снимках Болькин как-то стремно выглядит. Если и тянет на «царя», то кожно-венерологического диспансера.
На ул. Льва Толстого какие-то граждане усиленно строят кирпично-бетонное чудо. Работы идут даже в святую для мордовских евреев субботу. Ходят слухи, что там расположится что-то вроде «гнезда сказочного Саурона» с финно-угорским оттенком. Уж не для Болькина ли готовят хоромы?
Источник статьи: http://stolica-s.su/archives/208602
В Мордовии отметят эрзянский праздник «Раськень Озкс»
В селе Чукалы Большеигнатовского района Мордовии 13 июля состоится национально-фольклорный праздник «Раськень Озкс». В этой местности наиболее широко и ярко сохранились старинные обряды и песенные традиции мордовского (эрзя) народа. Эрзянские родовые моления будут проходить на археологическом кургане «Маар», где по рассказам старожилов захоронено около 11 тысяч воинов сражавших с ногайцами.
В этом году праздник будет проходить в рамках Межрегионального этнокультурного транзита «Территория традиций» («Кой юрт»). Участниками национально-фольклорного праздника станут делегации из муниципальных районов Республики Мордовия и регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского народа.
Гостям и участникам праздника представится возможность увидеть обряд зажжения родовой свечи (Штатол). Они могут принять участие в древнем эрзянском обряде моления предкам «Озкс» и в массовом обряде обвивания Маара.
В рамках национально-фольклорного праздника «Раськень Озкс» состоится Межрегиональный фестиваль мордовской песни «Напевы земли мордовской», в котором примут участие творческие коллективы муниципальных районов Республики Мордовия и самодеятельные артисты из других регионов Российской Федерации. Заявки на участие в фестивале уже поступили от творческих коллективов г. Москвы, Санкт-Петербурга и даже из далекого Алтайского края.
Одним из ярких моментов праздника будет Межрегиональный конкурс на лучший мордовский (эрзянский) костюм «Праздничная рубашка» («Руця»). В конкурсе может участвовать каждый желающий, одетый в национальный костюм, оригинально презентовав его.
Любители активного образа жизни смогут продемонстрировать свою удаль в разнообразных спортивных состязаниях и национальных играх. Особое место в этом году в спортивных состязаниях будет уделяться детям. Они могут принять участие в Межрегиональном фестивале национальных игр «Игрища Тюшти» («Тюштянь налксемкат»). Также для них будут работать интерактивные площадки и детские аттракционы.
На выставке изделий народных промыслов можно увидеть многообразие видов и жанров декоративно-прикладного искусства: плетение поясов, плетение и художественная обработка бересты, бондарное дело, объемная и рельефная резьба по дереву, вязание, традиционные виды вышивки, плетение из лозы, лыка, художественная керамика, глиняная игрушка, художественная ковка металла, изготовление сувенирных кукол и многое другое.
На празднике будет широко представлена национальная кухня. Гости и участники праздника смогут попробовать и узнать рецепт приготовления традиционного эрзянского пирога с картошкой – «каймак» и национального игристого напитка из томленной сахарной свеклы – «брага». В завершении праздника все желающие могут потрапезничать на всеобщем ритуальном обеде «Вейсэнь ярсамкат» и оценить мордовский национальный суп, приготовленный из жертвенного быка.
Источник статьи: http://saransk.bezformata.com/listnews/erzyanskij-prazdnik-rasken-ozks/75964062/