Рассказы про зимние праздники детям

Рассказ о праздниках Новый год и Рождество для детей 5–6 лет.

Наталья Писарева
Рассказ о праздниках Новый год и Рождество для детей 5–6 лет.

Цель: ознакомление детей с интересными фактами празднования Нового года, знакомство детей с древним русским праздником Рождество и Святки.

Задачи:

— объяснить детям, что есть обычаи встречи Нового года, воспитывать у детей интерес к истории праздника.

— объяснить происхождение и назначение праздника Рождество, раскрыть перед детьми духовное богатство русского народа, воспитывать у детей интерес к истории России.

Обогащение словаря: святки, гадание, святочные вечера, коляда, ряжение.

НОВЫЙ ГОД

– один из самых любимых, весёлых и волшебных праздников. Этот праздник любят и отмечают все.

Для празднования Нового года наряжают ёлки, в некоторых домах зажигают свечи, и обязательно дарят подарки близким. Но главным символом встречи Нового года является праздничная ёлка. Обычай наряжать ёлку возник очень давно. Самая первая ёлка была установлена во Франции и была украшена бумажными розами. Затем ёлки стали ставить в Германии, и украшали их разноцветными полосами из бумаги, мишурой и цветными лентами. Завязывая ленту, люди загадывали желание. В 1815 году появились первые «фонарики». Это были зажжённые свечи. В 1850 году появились первые стеклянные украшения. После Германии украшать ёлки стали в Скандинавии и России, и даже в Италии, Греции, и Испании, где ёлки вообще не растут. Их туда привозили из северных стран.

Новый год – это семейный праздник. Это когда за столом собирается большая семья. На почётном месте сидят бабушки и дедушки в окружении своих детей, внуков, а иногда даже правнуков. К сожалению, очень часто бывает так, что разные поколения одной семьи живут далеко друг от друга, и не всегда есть возможность встретить вместе Новый год. Но способы поздравить друг друга все же есть. Еще совсем недавно, в преддверии новогоднего праздника родственники поздравляли друг друга праздничными открытками, посылаемыми по почте. Желали, как правило, счастья и здоровья. В наше время открытками почти не пользуются. Все поздравляют друг друга по телефону или с помощью интернета. Так же принято в новогоднюю ночь дарить подарки. Получать подарки приятно всем. Особенно в новогоднюю ночь, когда даже в самом взрослом человеке просыпается ребёнок, всем хочется помечтать, загадать желание и верить, что оно исполнится…

РОЖДЕСТВО

Светлый праздник Рождества!

Нет счастливей торжества!

В ночь рождения Христова

Над землёй зажглась Звезда.

С той поры через столетья

Нам она, как солнце светит.

Согревает верой души,

Чтобы мир стал краше, лучше.

Дарит искры волшебства

Светлый праздник Рождества!

Мир приходит в каждый дом…

Поздравляем с Рождеством!

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Еще совсем недавно о нем нельзя было даже разговаривать, зато сейчас это один из официальных праздников.

Много лет назад, когда в каждом доме был очаг, с Сочельника все следующие двенадцать дней и ночей в очаге горело рождественское полено. Сочельник – это канун Рождества. В этот день варили кутью, или еще одно название этого блюда – сочиво. Отсюда и название Сочельник. Теперь очагов в домах нет, и полено заменили свечи. Рождественские свечи – это символ домашнего очага.

Рождество всегда сопровождалось красочными народными обычаями. Например, Колядки – это специальные песни с пожеланиями здоровья, благополучия, мира в семье. Поздравляли, в основном, соседей. А те за поздравления угощали колядовщиков пряниками и конфетами. Колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить, а не будешь дарить – мы будем корить! Коляда! Коляда! Подавай пирога!»

Во время рождественских праздников ходили ряженые. Рядились медведями, петрушками, чертями. Ряженые веселили народ, подшучивали над всеми, и никто на них не обижался. В общем, был целый маскарад.

С Рождества до Крещения продолжаются святки. Крещение наступает 19 января. В это время все веселятся, развлекаются, устраивают зимние забавы на свежем воздухе. Забавы могут быть разными. Это и катание на санках с горы, катание на коньках, метание снежков, для самых маленьких организовывали санные поезда. После игр и забав на свежем воздухе все спешили домой пить горячий чай с пряниками, печеньем и булочками. Специально для Рождества печенье и булочки выпекали в виде домашних животных: коров, овец, коз, свинок.

Вечером устраивали посиделки – святочные вечера. Девушки собирались в одной избе, и долгими зимними вечерами пряли, вышивали и вязали. И обязательно пели песни. Было еще много традиционных святочных забав: шарады, викторины, фокусы, познавательные игры. И обязательно гадания…

Гадание – это опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Но на святках гадать не опасно, потому что «Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала». Чаще всего гаданием увлекаются девушки, так как во время гадания они надеются узнать как можно больше о своем будущем муже. Гадают обычно вечером, когда стемнеет, при этом в доме должно быть тихо и спокойно и ничего не должно отвлекать.

Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни нашего народа. Каждый христианский праздник связан с библейской легендой. Люди, участвуя в христианских праздниках, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/raskaz-o-prazdnikah-novyi-god-i-rozhdestvo-dlja-detei-5-6-let.html

Зимние праздники
занимательные факты (1 класс) на тему

Рассказ о зимних праздниках, обычаях и традициях русского народа

Скачать:

Вложение Размер
z_i_m_n_i_e_p_r_a_z_d_n_i_k_i.doc 379.5 КБ

Предварительный просмотр:

З и м н и е п р а з д н и к и

Легенда о Святом Николае

Жил на свете простой человек по имени Николай. Когда он вырос , то всё своё имущество отдал бедным людям, а сам стал священником. Все знали и любили Николая, а когда он умер, причислили его к лику Святых. С этого времени 19 декабря празднуют день Святого Николая. В его честь детям дарят подарки, как когда-то дарил Святой Николая, но так, чтоб никто этого не видел.

И когда ночью вы услышите серебряные звоночки, то знайте, что едет на санках Святой Николай и заглядывает в каждое окошко: а не забыли ли дать подарки всем его любимым деткам, которые были послушными и вежливыми. Святой Николай знает, что в эту ночь все должны быть очень счастливы: и те, кто дарит подарки, и те, кому их дарят. Потому что наибольшее счастье в жизни – это делать добро.

На календаре 1 января . В этот день, как известно к нам приходит Новый год . Это таинственный и загадочный праздник. Елка, подарки, карнавальные костюмы и маски, а главное, ожидание чуда, волшебства — вот, что такое новогодний праздник. Встреча Нового года – это один из самых старинных обычаев. Праздновали его раньше в другое время. Постепенно в Европе стали праздновать Новый год 1 января. На Руси велел перенести начало нового года на 1 января царь Петр I. Произошло это в 1700.

Но Петр I не только изменил месяц и число прихода нового года, но и изменили само празднование этого дня, приказал делать всем на новый образец: с вечнозелёными (еловыми или сосновыми) деревцами в доме, с «потешными» огнями (с фейерверком), с новогодними масками, с обязательными поздравлениями с Новым годом.

Считается, что если первый день нового года будет весёлым (счастливым), то и весь год будет таким. Лишь спустятся на землю зимние сумерки, в каждом доме загораются разноцветные огоньки. А за окном тёплой уютной комнаты бродит с большим мешком подарков славный дедушка Мороз.

7 января мы всегда отмечаем прекрасный праздник Рождество. Это великий христианский праздник в честь рождения Христа в Вифлееме. С этого дня начинается отсчет жизни Бога. Рождество – праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день. И потому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник с его народными и христианскими традициями – ряжеными, рождественскими играми, песнями и гаданиями.

Особо отмечался последний день перед Рождеством – рождественский сочельник. В этот день готовили праздничный стол. На столе должно быть 12 постных (не мясных) блюд. Украинские блюда – это кутья, борщ, вареники, голубцы, холодец из рыбы.

На Рождество утром деревенские улицы наполнялись гомоном ребятни. Группы мальчишек пели песни, прославляющие Христа. Люди прощали обиды, мирились, ходили в гости, делали добрые дела для всех – всех охватывала большая радость жизни.

14 января празднуется международный день влюблённых и любящих – День Святого Валентина , который по легендам и мифам был великим мучеником. В разных странах этот праздник называется по-разному. Например, в Швеции он называется Днём всех сердец, в Норвегии – Днём романтиков. Существуют разные версии празднования Дня Святого Валентина, разные легенде о самом Святом Валентине. Сейчас в День Святого Валентина принято поздравлять всех людей, к кому ты хорошо относишься – это и родители, и бабушки с дедушками, и братишки — сестренки, и, конечно же, друзья. В день праздника все становятся Валентином и Валентиной, все пишут друг другу «валентинки». Но основное внимание14 февраля уделяется возлюбленным. Помимо писем в этот день делают соответствующие случаю подарки: цветы, сладости и т.д.

На тридцатом году жизни, перед тем, как отправиться проповедовать новое учение, Христос пошел на реку Иордан и принял крещение от Иоанна Крестителя. Поэтому этот день называется Крещением. Празднуем мы этот день 19 января . Отсюда главное событие праздника Крещения – водосвятие. Накануне вечером и в сам праздник происходило освящение воды. Всей деревней, сопровождая крестный ход, шли к ближайшей реке или озеру к заранее приготовленной проруби – иордани. Обычно прорубь делалась в виде креста, в воду в проруби освящали, трижды опускали в не большой серебряный крест. Люди верили, что вода в проруби обладает чудесной силой. Крещенская вода с давних пор считалась великой святыней. Её хранили в течение всего года, ею окропляли вещи, пили при болезнях.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/11/29/zimnie-prazdniki-2

Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»

Елена Прохорова
Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»

Занятие: «Зимние забавы и праздники».

Цели: — учить детей отвечать на вопросы

— развивать навык словообразования

— прививать любовь к поэтическому слову

— систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;

— активизировать словарь по данной теме;

— воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

— формировать интерес к традициям и обычаям русского народа;

— воспитывать через знакомство с праздниками такие духовно-нравственные качества, как доброта, любовь к ближнему, милосердие, терпимость, трудолюбие;

— развивать речевую и познавательную активность;

— расширять кругозор детей.

Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной, Рождество, Святки, Крещение, Иордан.

Оборудование: Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой, картинки с изображением народных гуляний.

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, чтение рассказа Топелиуса «Три ржаных колоска», наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия

I Организационный момент

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

• Пришла к нам долгожданная зима, она прислала нам свой подарок — сундучок

Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.

II Закрепить признаки зимы

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

— Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

— Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

— Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

— Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

— Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)

— Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.

— А здесь еще что-то лежит.

— Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.

III Игра «Закончи фразу»

(Достается конверт с заданием)

-Ребята помогите закончить фразу

Скрипит….(снег) морозный…. (день) замерзла…. (река) снежная…. (зима) ударили (морозы) ледяной …. (ветер)

Хрустит….(снег) скользкая…. (дорога) дует …. (ветер) холодное….(утро) метет …. (метель)

— А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)

IV Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)

— Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки

На поселки, на лужок все снижается…снежок

Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…. снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег

— Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)

— Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши

Ловим снег — холопок в ладоши.

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

VI Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

— Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка — малютка.

Легкая, узорная звездочка — малютка

Ты лети мне на руку

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

-Что же это за звездочка? (это снежинка)

— Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

— Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)

— Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

— А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)

— Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

— А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)

VII Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

— Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, посмотрите на снежинку и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под елку.

Снежинка лежит…. на ветке.

Снежинка опустилась ….за елкой.

Снежинка лежит…. около елки.

-Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.

(Ребенок крепит ее к домику)

VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.

— Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли)

-А теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)

Снег….снежок ветер…. ветерок

Звезда…. звездочка солнце…. солнышко

-Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.

-Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)

(Дети достраивают дом до конца)

IX Образование прилагательных от существительных

-Дом вы сложили из снежных деталей.

-Какой это дом? (Снежный)

-А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)

-Ребята, а кто в таком домике может жить?

-А нам этот дом подойдет (Нет.)

-Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

-Кого же нам пригласить жить в этом домике (Деда Мороза и Снегурочку)

-Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.

XI Рисование снежинки пальчиком

-Дорогу мы с вами сделаем сами.

-Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по кукурузной крупе)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

-Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

• Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.

Ребята, а вы согласны, что зима – это волшебное время года? Зимой много праздников, зимой можно веселиться, играть.

Посмотрите на картинки. Как на Руси в старину гуляли люди? (ответы)

-катались на санях

-катались с горки

-катались на коньках

-играли в снежки

А сейчас как можно провести зимний день? (ответы)

• Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем зимой.

— Новый год. Перед новым годом в каждом доме, в каждом городе и в каждой семье наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. В новый год можно всей семьей сходить на веселый праздник, говорят так — сходить на елку. Там можно послушать музыку, потанцевать, поесть вкусностей, и, если повезет, встретить настоящего Деда Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год. 31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты — это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание — оно обязательно сбудется!

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!

— Рождество. Давным-давно это было. У нас на Русской земле стояла суровая зима, трещали морозы, все было покрыто белым пушистым снегом. А в далекой южной стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, в городе Вифлиеме родился младенец – Иисус Христос. Родился он не в царских палатах, не в теплом богатом доме, а в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли домашних животных. По-другому эта пещера называется вертепом.

Вот здесь-то у Девы Марии родился сын.

Вся природа радовалась рождению чудесного младенца, даже животные в пещере старались согреть его своим дыханием.

А в небе зажглась необычайно красивая, большая звезда. Именно она возвестила всему миру о рождении Спасителя. С неба спустились Ангелы и сообщили радостную весть пастухам, которые находились неподалеку. И пастухи немедленно отправились поклониться Божественному Младенцу.

• Предлагаю вам посмотреть мульфильм об этом.

Рождество мы празднуем до праздника Крещения. Это время называют Святки. От какого слова образовано слово «святки»? Правильно. По-другому можно сказать, что это святые дни. На святки люди веселятся, ходят друг другу в гости, а еще стараются сделать как можно больше добрых и хороших дней.

• Подумайте и скажите, какие добрые дела сделали или можете сделать вы?

Подготовка к святкам шла заранее. Подыскивали избу, убирали ее, украшали, мастерили маски и костюмы ряженых. А самым веселым были колядки. Молодые люди и дети наряжались, обходили дома, славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики благодарили их и уходили к следующему двору (дому). Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки.

• Предлагаю вам послушать, как пели колядки.

Так Святки продолжались до Крещения. Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок.

Ребята, а вы знаете, что это за праздник, Крещение? (ответы)

Давным-давно, на реке Иордан принял крещение Иисус Христос. По преданию, когда Он вышел из воды, с небес к нему прилетела голубка, т. е. ангел в образе птицы спустился, чтобы стать Его хранителем. С тех пор на всей планете, где живут Православные Христиане, верующие празднуют день крещения. В этот день в церквях святят воду, а еще люди собираются в шествия под названием «Крестный ход».

• Посмотрите, как на Руси праздновали этот день.

Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии?

— какие зимние праздники мы вспомнили?

— что это за время – Святки?

— что такое колядки?

— почему мы особенно любим эти праздники?

— какие дела люди стараются делать в эти волшебные праздники?

— что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

На этом мы заканчиваем нашу беседу о зимних праздниках. Я дарю вам эти праздничные наклейки в память о новом годе и рождестве.

Конспект занятия по физкультуре «Зимние забавы» ПЛАН – КОНСПЕКТ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (старшая группа N11). МБДОУ-ЦРР-детский.

Конспект занятия по физической культуре «Зимние забавы для детей» Участвуют две команды детей. На груди у них эмблема: «Снеговик» и «Елочка». Площадка празднично украшена разноцветными флажками, снежинками.

Конспект логоритмического занятия в средней группе «Зимние забавы» Конспект логоритмического занятия для средней группы: «Зимние забавы» Составила: Учитель-логопед Саранцева М. А. Тема: «Зимние.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Зимние забавы» Цель: познакомить детей с зимними праздниками и забавами. Формирование пространственных представлений, навыка счёта и сравнения количественных.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Зимние забавы» Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Зимние забавы» Провела воспитатель высшей категории ГБОУ СОШ №1371 (С/п №3 Д/с.

Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по обучению рассказыванию по картине «Зимние забавы» Подготовила учитель — логопед Варзина Ольга Владимировна г. Братск,.

Конспект занятия «Зимние забавы» (вторая младшая группа) Тема:»Зимние забавы» Цель:Знакомить детей со звуком»е».Закрепить правильное произношение звука. Програмное содержание:Учить сравнивать предметы.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимние забавы» Тема: Рассматривание картины «Зимние забавы», снеговик. Цель: описательный рассказ по картине; снеговик, конструктивным способом. Задачи:.

Конспект занятия «Зимние забавы детей» Предварительная работа : Провести на прогулке зимние игры (катание на санках, лыжах, игра в снежки, лепка снежной бабы) по возможности.

Конспект занятия на прогулке «Зимние забавы детей со снегом» Лепка из снега : «Веселые снеговички» в группе детей среднего и старшего возраста Цель: — Учить детей планировать свою работу, располагать.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-zimnie-zabavy-i-prazdniki.html

Читайте также:  С праздником по армянски перевод
Оцените статью