- Как написать сценарий методическая разработка ( класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Методическая разработка, сценарий (требования к написанию и составлению) учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методические рекомендации по составлению и написанию сценария художественно-массового мероприятия методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как написать сценарий
методическая разработка ( класс) на тему
Методические рекомендации по написанию сценария, основные этапы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_napisat_stsenariy.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как написать сценарий массового мероприятия?
Общее понятие о сценарии
СЦЕНАРИЙ – это подробно литературно- режиссерская разработка кругоподнимаемых проблем.
1.СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – сжатое, краткое содержание мероприятия (в тезисах)
2.ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ – либретто-текст театрализованного, музыкального, вокального произведения, сценарий балета, а также краткое изложение содержания спектакля в театрализованной программе.
3.ЛИТЕРАТУРНО – РЕЖИССЕРСКАЯ РАЗРАБОТКА – подробное содержание всего массового мероприятия, театрализованной постановки и т.д. с дополнением к нему приложения (тексты песен, ноты, описание игр, хореография, атрибутики, костюмов, конкурсов, спецэффектов и т.п.)
1.КОМПЕЛЛИРОВАННЫЙ (использование нескольких сценариев)
2.АВТОРСКИЙ сценарий (новое драматургическое произведение)
3.СМЕШАННЫЙ (авторский плюс компеллированный)
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ СЦЕНАРИЯ
ТЕМА – круг поднимаемых проблем или предмет разговора
ИДЕЯ — авторское видение темы (свой взгляд) « идея» от греч. «Мысль» — совокупность понятий, представлений, отражающих действительность в сознании человека, его отношение к ней и является основным принципом мировоззрения, или это основная мысль, замысел, определяющий содержание чего-либо.
Сверхзадача — воспитательная цель, отвечает на вопрос «зачем?» этот замысел.
Сюжет или сюжетный ход – воплощение идеи и темы. Содержание сценария – тексты, номера, мизансценирование.
Учёт возможностей (материальных, технических, творческих, возрастных, учет интеллекта, аудитории, время и место проведения)
Анализ и подбор материала (подбор материала подскажет сюжет)
Литературная обработка материала.
Основные этапы работы над сценарием:
Сценарий начинается с социального заказа. Существует социальный заказ: сложились должным образом обстоятельства или возникло желание или острая необходимость провести массовое мероприятие, потому что приближается праздник или потому что данная тема актуальна. Писать пока рано. Подумайте над темой мероприятия и определите цели и задачи, тогда в соответствии с ними будет легко работать с материалом. Надо собрать и проанализировать всю литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме и вычленить из потока информации то нужное и полезное, что может пригодиться в дальнейшем. Все этапы должны быть последовательно выполнены.
1.Социально-творческий заказ — два вида: кто-то (физическое лицо, организация и др.) заказывает или складывается так социум (обстоятельства), что это необходимо сделать (провести).
2.Выбор и анализ темы, формирование проблемы
3.Сбор материала, информации (работа с литературой и Интернет-ресурсами)
4.Анализ проблемы, формирование идеи, формирование сверхзадачи
5.Разработка замысла ( разработка смыслового каркаса, поиск жанра, разработка формы, сценарно-режиссерского хода, сценических блоков, эпизодов)
6.Литературная обработка материалов
7.Отбор художественно-выразительных средств
8.Монтаж материала с учетом композиционной целостности
Композиционное решение сценария
Композиция — это последовательное расположение материалов сценария, структурно-обусловленная идейным содержанием, характером, назначением. Термин появился в 19 веке от лат. слова «складывать».
Сценарий начинается с
1. экспозиции ввод в действие (слово ведущего, музыка)
2 . завязка -момент, когда возникает конфликт ( событие), которое подтолкнет к действию.
ЭПОС- жанр, когда автор не имеет своей экспозиции, т.е. просто списывает, констатация фактов.
3. Развитие действия — основное действие, всегда логически связано с заданным сценарным ходом. Это изображение процесса борьбы, цели событий, столкновений, нарастание, в котором решается конфликт. Эта часть подчинена законам драматургии: логичность, последовательность, нарастание действия, законченность.
Кульминация – конечная точка развития, наивысшая точка, она заостряет идею мероприятия. Это должен быть самый сильный по эмоциональному воздействию фрагмент. Кульминация обычно перерастает в финал и развязку – завершение действия
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СЦЕНАРИСТА
Инверсия – (от лат. «переворачивать», перестановка) – меняет местами развязку и завязку с целью переноса акцента с того, что произошло на то как это произошло.
Контрастность – новое ощущение
Лейтмотив – определенная тема, напоминание через какую часть номера
Рефрентность – напоминание в лоб, повторение того, что было.
Контрапункт — развитие в сценарии двух разных тем, сначала никак не соприкасающихся, затем должны столкнуться.
Монтаж – является авторским видением кругоподнимаемых проблем, концепцией действительности, идеологической позиции. Монтаж представляет уровень культуры сценариста, насколько умеет наблюдать жизнь, разбираться в наблюдениях, самостоятельно осмыслить. Монтаж (от франц. «сборка», соединение) – это особая форма художественного мышления интерпретация собранного материала, путём отбора и сочетания отдельных кусков. Монтаж похож на коллаж. Факты искусства и факты жизни выстроены в ряд, где возникают определенные взаимоотношения (в промежутке должно родиться суждение.) Последовательный монтаж – выстроен в логическом порядке, одно за другим. Параллельный монтаж — одновременный разговор, действие в нескольких плоскостях, дополняя друг друга. Ассоциативный монтаж.
Метод коллективной импровизации : — спонтанная массовая самодеятельность, представляющая собой активный, действительный отклик, эмоциональную реакцию на событие, дающий человеку возможность персификации (выделение из толпы), опробование себя как личности в различных ролях. В замысле предусмотреть ситуацию, когда человек становится в положение участника, а не зрителя.
Ассоциации – найти в замысле такое образно- игровое действие, которое бы при режиссерском воплощении вызвало бы ассоциации. Найденная верно, с помощью игры массовая ассоциативная образность создаёт необходимую атмосферу, помогает активизировать эмоциональный настрой.
Метод инсценирования – перевод литературного и документального материала на сценический язык, т.е. переложение словесного материала в действующее зрелище. Описать текст инсценировки нельзя, только – действие. Словесный материал обыгрывается в различных интерпретациях.
Сценарий оформляется согласно правилам оформления, а именно :
Оригинал печатается на белой бумаге формата А 4, шрифт 12, интервал-1,5
Объём сценария не должен быть меньше 3-х печатных листов, исключая титульный лист , содержание и приложение к сценарию. Нумерация страниц в правом верхнем углу.
Титульный лист включает название заведения, название мероприятия, коллектива, формы проведения мероприятия, возрастной ценз, Ф.И.О. автора (полностью), должность, социальное происхождение, дату написания.
На первом листе пишется название мероприятия, место проведения, дата проведения, цели, задачи, оборудование, действующие лица и исполнители, методические рекомендации
Сценарий должен иметь композиционную основу: экспозицию, кульминацию, финал и носить развлекательный, познавательный, воспитательный и др. характер, отвечать масштабам мероприятия, а также служить методическим пособием во внешкольной работе.
Сценарист должен использовать творческие приёмы, строить развитие действия по нарастающей (от более спокойного, слабого момента мизансцены к более сильному).
Сценарий должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть интересным, нести этику.
В приложении указывается литература ( источники), с помощью которой был написан сценарий. Обязательно даются тексты и ноты песен, описание игр, конкурсов, схемы и рисунки к атрибутам, бутафории, костюмам, танцам и другое
В приложении могут быть фотографии мероприятия по этому сценарию, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация и другое.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/03/18/kak-napisat-stsenariy
Методическая разработка, сценарий (требования к написанию и составлению)
учебно-методический материал на тему
Часто возникают вопросы при написании методической разработки или составлении сценария. Данный алгоритм поможет начинаюшим педагогам грамотно подойти к написанию сценария или методической разработке мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_metod.razrabotke.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка, сценарий
Методическая разработка — комплексная форма, включающая рекомендации по организации и проведению отдельных мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д.
Примерная схема методической разработки:
- название разработки;
- название и форма проведения дела;
- объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого дела, предлагаемого метода; возраста детей, на
которых рассчитано дело; условия его осуществления; - оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов лозунгов, плакаты, музыкальное сопровождение);
- методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений, работа подготовительных
штабов, советов, большие и малые дела, предшествующие основному и нацеливающие на него, роль педагогов в этот период); - сценарный план, ход проведения дела;
- сценарий дела, включающий все композиционные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;
- методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные и трудные моменты обратить внимание, каких ошибок избежать, где лучше проводить дело, варианты оформления, способы создания эмоционального настроя);
- методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.п.);
- список использованной литературы;
- автор разработки, должность, место работы, год.
Сценарии — самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий — это конспективная, подробная запись праздника, линейки, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.
Чтобы со сценарием было легче работать, текстовой материал размещают ближе к правой стороне листа, а сценические ремарки — ближе к левой.
Примерная схема сценария:
- название дела («Сценарий праздника «Золотая осень»);
- адресат;
- цель, воспитательные задачи дела;
- действующие лица;
- текст сценария;
- использованная литература;
- автор сценария, год.
Сценарий, как правило, снабжен методическими советами. Это дает возможность использовать сценарий не буква в букву, разрабатывать собственные варианты, не повторять возможных ошибок.
Подготовила педагог-организатор Центра «Созвездие» Палиани Г.Н., г. Советский, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр.
Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр.
Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а.
Методическая разработка помогает учащимся составить эссе на англ. языке. Содержит фразы — клише для составления расказов и текстов.
План – это своеобразная схема, которая отражает структурно-смысловую организацию текста: последовательность микротем, их взаимосвязь.Составление плана заставляет выделять в тексте основную информацию.
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование рабо.
Методическая разработка в виде полезной шпаргалки для педагогов при составлении грамотной характеристики или представления на обучающегося.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2017/02/06/metodicheskaya-razrabotka-stsenariy-trebovaniya-k
Методические рекомендации по составлению и написанию сценария художественно-массового мероприятия
методическая разработка
Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам-организаторам. Они позволяют наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида.
В рекомендациях дается расшифровка основных определений, относящихся к сценарию. Подробно раскрываются основные этапы работы над сценарием, дается образец оформления сценария на титульном листе, проводится образец пояснительной записки сценария, где рассматриваются следующие вопросы:
Методические рекомендации написаны в форме комментариев к комьютерной презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_i_napisaniyu_stsenariya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы Калининского района
Консультация для педагогов-организаторов
« Методические рекомендации по составлению и написанию сценария
Составитель: Киселева Е.В., методист
Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам-организаторам. Они позволяют наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида.
В рекомендациях дается расшифровка основных определений, относящихся к сценарию. Подробно раскрываются основные этапы работы над сценарием, дается образец оформления сценария на титульном листе, проводится образец пояснительной записки сценария, где рассматриваются следующие вопросы:
Методические рекомендации написаны в форме комментариев к комьютерной презентации.
Слайд № 1 Титульный
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания художественно массового мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой; выявляются примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
Основные этапы работы над сценарием театрализованного художественно-массового мероприятия
1.Определение темы и идеи
Эти два понятия тесно связаны, их часто подменяют одно другим, что отрицательно сказывается на сценариях.
Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» рассматривается как общий характер события без конкретизации отдельных составляющих его частей. Такое определение общей темы замысла сценария непосредственно вытекает из праздничной ситуации, которая требует реализации в конкретном художественно – массовом мероприятии, например «Виват, Петербург» или «Победа советского народа в Великой Отечественной Войне». Но создать замысел мероприятия при таком широком понимании темы практически невозможно, т.к. получится общий разговор вообще о войне либо о Петербурге.
Суть сценария и заключается в конкретизации общей темы сценария, нахождении, отборе и ярком освещении в ней автором проблемного аспекта, волнующего конкретный коллектив.
Так, например, праздничный вечер, посвященный Дню Победы, имевший одну общую тему «День Победы», будет по — разному конкретизирован в том или ином замысле. В одном случае –«Природа героизма советского человека» — речь пойдет о 900-дневной блокаде Ленинграда, его жителях. В другом –«Незабвенная память и благодарность молодежи бойцам-ветеранам» мы будем говорить о преемственности поколений героической (Н-ской) дивизии. Каждая тема конкретизируется местным материалом. Основные герои мероприятия — это представители конкретного учебного коллектива.
Следовательно, создавая замысел, тему сценария мы определяем проблему дня. В центре ее всегда находится человек или группа людей являющихся коллективом, общественно значимым героем, связанным с интересами аудитории намечаемого мероприятия.
Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею – основную мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Если тема сценария понимается как проблема, то идея – это пути ее решения.
Не случайно идея очень часто становится названием мероприятия
« Из боя меня ты вынесла одна», «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Мы видим из этих названий, что решение проблемы автор замысла должен искать в людях: военных медсестрах; героях ладожской дороги жизни.
Верная идея дает точную реализацию цели мероприятия.
Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести всем содержанием замысла сценария.
Обосновывая замысел, сценарист должен учитывать , что мероприятие рассчитано на конкретную аудиторию, поэтому рекомендуется учитывать социальные, профессиональные, образовательные и возрастные особенности аудитории . Это облегчит конкретизацию идеи сценария с учетом интересов и целей участников, а значит, и подбор реального материала, являющегося основой содержания сценария, разнообразные приемы активизации (зная психологию аудитории, легче выбрать наиболее действенный прием) и выбор удачной формы мероприятия.
Форма мероприятия – это его структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Выбор формы, а затем жанра в первую очередь соотносится с замыслом и целью мероприятия. Например, такая форма работы, как тематический вечер, имеет множество жанровых разновидностей (вечер – портрет, вечер – рассказ, вечер – ритуал, вечер — репортаж и т.д.).
Замысел сценария определяет схему будущего мероприятия, который включает основные блоки – эпизоды и сюжетную линию, связывающую их. Поиск интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. На практике многие организаторы массовых мероприятий игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, перемежаемых концертными номерами.
В сюжете мероприятия должны быть отражены характерные, интересные для конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся, полностью выстроить сюжет – это значит найти все события: и большие и малые, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера, типа».
Важное требование : развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей его разработки в замысле.
Бесконфликтный сценарий не может ярко раскрыть идеи сценариста, интересно показать реальных героев. Как правило, конфликт в художественно массовых мероприятиях выражен не так четко, как в пьесе или киносценарии. Зачастую конфликт в тематическом вечере, театрализованном концерте, обряде, ритуале, массовом празднике разрешается на уровне борьбы идей, столкновений идеологий, образов жизни.
Но разрешение конфликтов еще не обусловливает развитие самого действия, ибо каждый сценарий имеет композиционное решение. Четкое композиционное построение позволяет его упорядочить, логично изложить события, расположить основные части сценария.
Композиция – это основное средство художественной организации сценарного материала. Она включает в себя следующие элементы:
— экспозицию или пролог,
— само основное действие,
Экспозиция – вступительная часть сценария, дающая необходимый эмоциональный настрой аудитории, сведения о предстоящем действии, его героях и обстоятельствах. Экспозиция может быть не связана непосредственно с основным сюжетом и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она должна обязательно. В качестве экспозиции могут быть использованы художественные выразительные средства, документы, тексты, читаемые ведущими, а также действие в фойе. Обычно в сценариях художественно-массовых мероприятий экспозиция совпадает с прологом, изображающим события, жизненную обстановку, предшествующую основному действию, и психологически подготавливающим аудиторию к его восприятию.
Экспозиция должна органично переходить в завязку-событие , с которого начинается действие в сценарии, дающее толчок для развития всех последующих эпизодов. Экспозиция и завязка должны быть очень четкими и лаконичными, концентрировать в себе идею всего предстоящего мероприятия, ибо они сосредотачивают внимание аудитории, дают импульс в реализации потребности действовать.
Далее следует основное действие , каждый из эпизодов которого имеет свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, проходящее через замысел сценария.
Логика развития основного действия не требует обязательной хронологии в последовательности эпизодов; в нем возможны «наплывы», но вот постепенность нарастания основного действия обязательна. Нельзя строить заданное в завязке действие от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. Оно должно развиваться по нарастающей линии от пролога через цепь эпизодов к кульминации и финалу.
Помочь в этом должен сценарный ход , цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия.
Вот несколько типов сценарных ходов:
Не надо бояться, моделируя мероприятие, брать за основу сценарного хода хронику событий, историю. Надо помнить, что в отличие от театра художественно-массовая работа имеет свое преимущество – местный материал, конкретный и интересный именно для данной аудитории.
За основу берется образ, через призму которого выстраивается действие. Это могут быть как литературные образы, например, Время, Поэт, Публицист, так и «ожившие» и заговорившие образы Города, Села, Района и т.д.
Художественная персонификация идеи сценария может происходить и за счет песни, музыкального произведения, различных звуков (бой курантов, стук метронома и т.д.)
Построение материала на основе той или иной формы может быть следующим:
а) публицистическим – репортаж, очерк, интервью, фельетон, хроника событий;
б) спортивно-игровым – викторина, лотерея, конкурс, дискотека;
в) фольклорным – обряд, помолвка, балаган
Высшей эмоциональной точкой в развитии основного действия является кульминация , выражающая идею всего художественно-массового мероприятия, заостряющая поставленную проблему. Обычно это самый сильный по своему воздействию художественный фрагмент, документальный материал, наконец, яркое церемониальное действие, например, обращение с призывом.
Кульминация в массовых формах работы часто перерастает в финал , который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивая живую связь времен. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом, может стать хоровое исполнение песен, шествие.
Внесение элемента художественности в сценарий массового мероприятия, основанное на методике иллюстрирования, позволяет создать такую сценическую композицию, в которой, по словам выдающегося советского режиссера и педагога И.М.Туманова, «…документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами: поэтическими, хореографическими, музыкальными – достигают эмоционального эффекта огромной силы». Суть иллюстрирования как метода художественно-массовой работы состоит в том, чтобы усиливать звучание основной темы вечера и эмоционально воздействовать на участников мероприятия.
Иллюстрирование – внесение элементов искусства в ту или иную форму массовой работы – не видоизменяет эту форму, а усиливает ее эмоциональное воздействие.
К элементам художественности относятся различные эмоционально-художественные выразительные средства: инсценировки, декламации, песни, кино, стихи, фотографии, фрагменты кинохроники, отрывки из пьес и так далее
Титульный лист отражает :
полное название учреждения;
форма программы (игровая, театральное представление и т.д.);
фамилия, имя, отчество автора, должность(полностью);
город, год создания
Актуальность выбранной темы (кратко);
Идея (основная мысль автора);
Особенности реализации программы (место проведения, временные рамки, количество участников); подготовительные мероприятия (задания для участников программы); необходимое оборудование; особенности художественного, музыкального оформления (реквизит, костюмы и т.д.).
Литературный сценарий включает:
Полный текст ведущих, описание игр, конкурсов, песен и т.д. (вопросы и ответы викторин могут быть внесены в приложение);
Ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.;
Имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.
Вопросы и ответы;
Схемы, таблицы и т.д.
Список используемой литературы
Все страницы, кроме титульного листа должны быть пронумерованы;
Каждая структурная часть начинается с новой страницы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы организации и проведения мероприятия.
Данная презентация предназначена в помощь педагогам-организаторам. Она позволяет наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида.
1. Общие положения1.1. Учебный реферат — это краткое письменное изложение доклада, книги или обзора литературных и других источников на какую-либо учебную тему.1.2. Тема учебного реферата либо з.
Методические рекомендациипо подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по по МДК 04.01 Управление структурным подразделением организации.
Презентация по философии, выполняемая студентами в курсе изучения предмета, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с огромной творче.
Методические рекомендации студентам СПО по написанию рефератов и темы рефератов для обучающихся на 1 курсе.
В работе содержатся рекомендации по темам, а также примеры сочинений.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/09/04/metodicheskie-rekomendatsii-po-sostavleniyu-i