Ребенок 3 года боится праздника

Как помочь нервной системе ребёнка пережить праздники

Пора перед новогодними каникулами — это период праздников в школах, детских садах и различных секциях: все дают отчётные концерты. Дети в эти дни выступают, танцуют и плюс ко всему посещают различные новогодние мероприятия. С одной стороны, это умиление и чувство гордости — видеть своего ребёнка на сцене, подарки, сюрпризы… С другой, весь этот хаос надо уметь пережить без слёз, манипуляций и переживаний.

Ребёнок, независимо от возраста, нуждается в родительской поддержке, но зачастую сами мамы и папы не знают, как правильно реагировать на малыша и обстоятельства. Как правильно хвалить подростка, чтобы ещё больше не смутить его или наоборот, не впасть в критиканство? Как сходить на новогоднее мероприятие и получить максимум удовольствия для всей семьи — даже если что-то пойдёт не по плану? Куличенко Леся Викторовна, врач-невролог клиники МЕДСИ на Ленинском проспекте дала нам множество советов, как помочь детям пережить всю эту праздничную суету.

Утренники в садике и в младших классах школы

Для родителей утренник — предвкушение радости и гордости за своего ребёнка, это «первый выход в свет», своего рода экзамен; для воспитателей — это «отчётное мероприятие» и маленький спектакль, который они также и ставят. Для самого ребёнка — это либо праздник, получение удовольствия от выступления, либо сильнейшее напряжение/страх перед выступлением, страх не справиться с задачей (подвести родителей или воспитателей).

Читайте также:  Как украсить праздник обычными шариками

Чем больше родители и воспитатели хотят произвести впечатление, тем большее напряжение чувствует ребёнок.

  1. Необходимо помнить, что когда мы боимся, часть мозга, отвечающая за безопасность, блокирует отдел, в котором хранятся стихи, формулы, песни, правила правописания. Мы либо выпадаем в ступор, либо начинаем суетиться, вести себя агрессивно, пытаясь «замаскироваться». Это касается и детей, и взрослых.
  2. Если ребёнку страшно, то даже самый талантливый, артистичный и умный малыш может забыть все слова, перепутать ноги, не попадать в такт и ноты. Особенно это касается ответственных, «правильных» детей (а также тех, которым «повезло» иметь родителей-перфекционистов).
  3. Напряжение внешнее усиливает природную чувствительность (к звукам, ароматам). Для чувствительного от природы ребёнка праздничное волнение, предвкушение и внешняя нагрузка могут стать чрезмерными.

В шумных и душных помещениях ребёнок может вдруг начать:

— капризничать, плакать, закрывать ушки руками (важно отвести его в проветриваемое, тихое место, дать попить и подержать руки под водой);

— не давать к себе прикасаться, отказываться переодеваться в карнавальный костюм (не торопитесь с выбором костюма, выбирайте легко одевающийся, например, через голову, не обтягивающий, лучше, если шея будет открытой или будут детали, которые можно снять и предложить ребёнку обойтись без них);

— может просто растеряно стоять в стороне (важно присесть перед ним на уровне его глаз, приобнять и медленно и спокойно рассказать, что сейчас предстоит). Кроме этого, в любом возрасте ребёнку полезно рассказать ему ваш опыт в этом же возрасте, но естественно не пугать, а затушёвывать некоторые ваши негативные моменты, которые могли быть. Важно, чтобы он знал, что вы его любите, поддерживаете и будете любить, какую бы он оценку за выступление не получил. Родителям важно помнить, что и у застенчивых малышей, и у «артистов» могут в дальнейшем открыться великие таланты, и те и другие будут одинаково блистать на сцене.

— ребёнку перед и после утренника важно предложить сходить в туалет;

— малыш, даже «опытный артист», во время утренника может вдруг подбежать к маме, попроситься на руки (важно взять на руки, обнять, а потом проводить обратно к сцене). Ребёнок в таких случаях бежит на «подзарядку» в самое безопасное место, и важно, чтобы это место было действительно принимающим, добрым и безопасным;

— малыши часто пугаются Деда Мороза (его голоса, самого образа, незнакомца), а иногда и Снегурочки. В таких случаях лучше заранее дома рассказать ребёнку, кто такой Дед Мороз, показать его на картинках, рассказать о том, что это добрый дедушка, который любит всех детей, а дети любят его, что у него громкий голос, чтобы его все-все дети услышали;

— когда ребёнок встречает суровый взгляд взрослого, он ощущает небезопасность (как правило, критично смотрят те родители, для которых выступление ребёнка — подтверждение их статуса «хороший-плохой родитель»). На ребёнке не должна лежать ответственность за нашу самооценку. Кроме того, если нам хочется по любому поводу сказать ребёнку «не позорь меня!», то это вопрос уже к нашей уязвимости.

— после утренника ребёнка можно похвалить «за дело», за старания и смелость, если всё удалось, но даже, если что-то пошло не по плану, критиковать не стоит. Всё равно нужно встретить с распростёртыми объятиями и сказать какой он молодец, а все неудачи превратить в шутку, но не насмешку, и вспоминать всё прошедшее как весёлое приключение. Можете также вспомнить какой-нибудь свой похожий опыт в шутливой манере.

Мероприятия в незнакомых местах (коубы, концертные залы, театры)

  1. Многие родители пытаются отвести детей, если не на все «ёлки», которые есть в афише на ближайшие 2-3 недели, то на 2-3 точно. Скорее всего, адекватно ребёнок воспримет только одну «ёлку», от остальных он попросту устанет, хотя захочет и будет требовать всё. Поэтому имеет смысл готовить заранее ребёнка к этому событию, чтобы для него это действительно было праздником.
  2. Необходимо прийти заранее, чтобы обойти все события на празднике, поскольку для ребёнка это новая незнакомая территория. Найдите туалеты. Возьмите с собой туалетные влажные салфетки и воду/сок.
  3. Если ребёнок не хочет быстро раздеваться, не хочет отходить от взрослого, нужно дать ему возможность побыть со взрослым столько, сколько необходимо по возможности. У каждого человека своя скорость и адаптивность.
  4. Познакомьте его с другими детьми и через пару минут отступите на пару шагов.
  5. Обязательно договаривайтесь с ребёнком, где будете встречаться. Когда он отошёл на большое расстояние и оглядывается на вас, подавайте знак, что вы здесь и его видите. Можно придумать свой особенный знак для вас двоих («секретный»). А дома поиграть и проверить, помнит ли он своё имя, фамилию и адрес.

Мероприятия дома с компанией (гости):

  1. Важно с ребёнком любого возраста продумать, какими игрушками он готов делиться, а какие лучше спрятать. Проговорите сценарий праздника, дайте ребёнку ответственное поручение (разложить салфетки, встретить гостей и проводить ребят к ёлке).
  2. Важно помнить, что ребёнок будет внимательно следить за тем, как вы относитесь к другим детям. Поэтому главное внимание всегда на своего ребёнка! Если вы общаетесь с другими детьми, то положите свою руку на плечо своего малыша. Иначе он начнёт привлекать внимание другим способом, который вам скорее всего не понравится.
  3. Если у ребёнка есть своё собственное место за столом, то это место гостям не предлагать! Или заранее обговорите это с ним.

Подростковые утренники:

Подростки часто демонстрируют, что им эти «детские» утренники не нужны, что их втягивают насильно. Даже если получают от них удовольствие, они всё равно будут демонстрировать равнодушие и сопротивление. Им может не хотеться, чтобы присутствовали родители. Мы можем поддержать их, сказав: «Я знаю, что ты взрослый, но мне так хочется на тебя посмотреть». Забудьте, пожалуйста, фразу: «Для любого родителя его ребёнок — всегда маленький».

Уровень тревоги, паники и страха у подростков ещё выше, чем у малышей, несмотря на «большой жизненный опыт» — гормональные скачки провоцируют состояние стресса. Помните, что контроль над текстами, нотами, координацией движений уменьшается. А уязвимость к критике, проявленной или предполагаемой, и самокритике огромна. Подросток может от волнения сорваться на родителях и одноклассниках. Можно предложить воды/чай и конфету.

После утренника важно, чтобы подросток не слышал в ваших словах ни иронии, ни сарказма. Искренне говорите, что вам понравилось, не сравнивая. Если уж хочется покритиковать, то 80% должна быть похвала, 10-20% конструктивной критики. И как завершение дня — совместный поход в кафе.

Что ещё можно сделать

  • Дома с детворой накануне можно поиграть в «утренник», рассказать стишок
  • Можно на утренник дать семейный браслетик, можно самодельный — это оберег («Я с тобой»)
  • На утренники важно приходить (любому члену семьи). Для ребёнка наш любящий взгляд — самая главная поддержка
  • Если нет возможности прийти на утренник, то воспитателю/учителю передаём письмо с рисунком или смайликами
  • Если ребёнку подарили «сладкий подарок», а конфет ему нельзя — быстро меняем сласти на что-либо другое, можно заранее обговорённое
  • Очень часто дети требуют от детсадовского Деда Мороза или на «ёлке» «крутые» и довольно дорогие подарки. В данном случае лучше заранее объяснить, что подарки на таких мероприятиях носят «общий», сувенирный характер. Зато дома под такой красивой ёлкой после боя курантов обязательно найдётся что-то очень интересное.

Источник статьи: http://glagol.press/blog/43546919396/Kak-pomoch-nervnoy-sisteme-rebyonka-perezhit-prazdniki

Ребенок боится выступать на утреннике в детском саду: что делать?

Новогодние утренники и представления: как поддержать ребенка

Новогоднее и предновогоднее время — помимо радости, красок, мандаринового аромата — наполнено и тем, что может приносить дискомфорт. И детям, и взрослым. Как минимизировать напряжение детей, подростков и взрослых во время утренников и новогодних представлений?

Утренник в садике и младших классах школы: о чем нужно помнить

Для родителей утренник — предвкушение радости и гордости за ребенка, для воспитателей — «отчетное мероприятие», для самого малыша — либо праздник, получение удовольствия и игра, либо напряжение, страх перед выступлением, страх не справиться с задачей (забыть слова и проч.). Чем больше у родителей и воспитателей желания «произвести впечатление», тем больше нагрузки и напряжения чувствует ребенок.

Когда мы боимся, часть мозга, отвечающая за безопасность, выключает другую часть мозга, в которой хранятся стихи, песни, формулы, правила правописания. Мы либо впадаем в ступор, либо начинаем суетиться, либо начинаем вести себя агрессивно. Это касается детей любого возраста и даже взрослых.

Если ребенку страшно — самый талантливый, артистичный, умный малыш может забыть слова, путать ноги, не попадать в ноты. Особенно это касается «хороших», ответственных, правильных детей (и детей, которым повезло расти в семьях родителей-перфекционистов).

Напряжение внешнее усиливает природную чувствительность. К звукам, ароматам, прикосновениям. Для чувствительного от природы ребенка волнение, предвкушение плюс внешняя нагрузка может стать чрезмерной. В шумных, душных, наполненных взрослыми (оценивающими и напряженными) помещениях ребенок:

  • может вдруг начать капризничать, плакать, закрывать ушки (важно отвести малыша в проветренное место, дать воды или подержать ручки под водой);
  • не давать к себе прикасаться, может отказаться снимать одежду, надевать карнавальный костюм (не торопиться, выбирать одежду не слишком обтягивающую, которая по минимуму надевается через голову. Идеально, если одежда оставляет открытой шею. Можно ребенку предложить — эту деталь мы надевать не будем, а эту наденем);
  • может просто растерянно стоять (важно присесть к уровню глаз ребенка, прикоснуться к закрытой части тела или обнять и медленно и тихо рассказать, что сейчас нужно делать);
  • ребенку перед и после утренника важно предложить пойти в туалет;
  • даже «опытный артист» во время утренника может подбежать к маме, проситься на руки (важно его взять на руки, обнять, потом проводить к сцене). Он бежит на «подзарядку», в самое безопасное место — важно, чтобы это «место» было принимающим, добрым и действительно безопасным;
  • может испугаться Деда Мороза (его голоса, незнакомого образа) — важно заранее показать картинки Дедушек, сказать, что он добрый, что любит всех детей, что иногда громко говорит, чтобы его все слышали.

Когда ребенок встречает критический взгляд взрослого — он ощущает небезопасность. Критично смотрят те родители, для которых выступление ребенка — подтверждение их статуса «хороший-плохой родитель». Важно, чтобы на ребенке не лежала ответственность за нашу самооценку. У него — свои задачи в жизни, у нас — свои. Если нам хочется по любому поводу сказать ребенку «Не позорь меня!», это вопрос не к ребенку, а к нашей уязвимости.

Новогодние представления в незнакомых местах

Все, что было написано выше и к этому еще. Обнимаем ребенка и представляем вместе с ним, что он находится под радугой или вокруг него — светящийся шар или сфера. Это волшебный невидимый шар папиной и маминой любви.

С собой берем влажные салфетки, воду, стараемся приходить заранее, обойти территорию праздника, найти туалет.

Тот самый мозг, который реагирует на опасность, может провоцировать даже самого доброго и застенчивого ребенка — рычать, кусаться, драться. Представьте себе собачку, которой небезопасно — она отпугивает от себя предполагаемых врагов. Таким странным «собачковым» способом дети иногда простраивают вокруг себя безопасное пространство. Важно ребенка обнять, взять на руки или за руку. Напомнить про «шар-конон» любви.

Если ребенок не хочет отходить от взрослого, не хочет быстро раздеваться — даем ему возможность быть с нами столько, сколько ему нужно. Мы же помним, что у каждого человека своя скорость и своя адаптивность.

Можно познакомить ребенка с другими детьми и через пару минут отойти на шаг.

Обязательно нужно договориться с ребенком, где будете встречаться. Важно, когда ребенок отошел на большое расстояние и на нас оглядывается — подавать знак, что вы его видите (помахать рукой). Можно придумать секретный знак «я с тобой». Дома поиграть — проверить, знает ли ребенок телефон, домашний адрес, фамилию.

Новогодние праздники дома с компанией

Важно с ребенком любого возраста продумать, какими вещами, игрушками он готов делиться, какие лучше вообще спрятать. Проговорить сценарий праздника, дать ответственное поручение (раскладывать салфетки, проводить гостей к столу или к елке).

Важно помнить, что ребенок будет внимательно следить за тем, как мы относимся к чужим детям — первое внимание всегда своему ребенку. Говорим с другими детками — рука на плече своего. Иначе ребенок начнет привлекать внимание способом, который нам не понравится.

Если у ребенка есть свое собственное место за столом — это место гостям не предлагаем либо заранее согласовываем с ребенком.

Если выступает подросток

Подросткам часто кажется, что это ненужные «детские» мероприятия, на которые их затягивают насильно. И даже если сами получают удовольствие, могут демонстрировать невовлеченность и сопротивление.

Им может не хотеться, чтобы присутствовали родители (помним, что подростковый возраст — время сепарации). Мы можем сказать: «Я знаю, что ты взрослый, но мне так хочется на тебя посмотреть. Это для меня всегда радость». Слова «Для родителей ребенок всегда маленький» забываем навсегда!

Все, что мы говорили о мозге, реагирующем на опасность, для подростков даже более актуально, чем для малышей. Уровень тревоги, паники, страха у них выше, несмотря на «большой жизненный опыт» — гормональные скачки провоцируют состояние стресса.

Мы помним, что контроль над текстами, нотами, координацией движений уменьшается. А уязвимость самооценки, уязвимость к критике, проявленной или предполагаемой, к самокритике — огромна.

Подросток от волнения может сорваться на родителях, на одноклассниках — стараемся сами эмоционально не вовлекаться. Мы можем предложить воды, иногда дать маленькую конфету или сладость.

После утренника важно, чтобы подросток не слышал в наших словах иронии и сарказма. Мы искренне говорим о том, что нам понравилось, не сравнивая. Если уж очень хочется что-то критиковать — 80% поддержки и того, что заметили зрелого, 10-20% конструктивной критики. Обсуждение завершаем походом в кафе или домашним чаепитием.

Как готовить ребенка к новогодним мероприятиям

  • Дома накануне поиграть в «утренник» — громко говорить, громче обычного включать музыку, рассказывать стихи с закрытыми глазами, стоя на одной ноге, под щекотание взрослых.
  • С собой ребенку можно дать семейный браслетик, маленькую куколку, пришить к одежке какой-то символ, который бы номинал — я с тобой. (Обязательно ребенка предупреждаем: даже если браслетик порвется — я все равно с тобой.)
  • На утренники важно приходить (любому члену семьи). Для ребенка наш любящий взгляд — это поддержка и луч, дорога во внешний мир. Ребенок держится за наш взгляд. Только важно, конечно, чтобы он был некритичным.
  • Воспитатель редко может дать поддержку всем детям. Когда чужой ребенок плачет и выглядывает маму — допустимо подойти и тихонько с ним поговорить или привлечь к нему внимание воспитателя.
  • Если у нас нет возможности прийти на утренник — воспитателю или учителю предаем письмо (с рисунками), в котором слова, образы, смайлы поддержки и ощущения «я с тобой». Письмо ребенок может положить в кармашек.
  • Вечером всем, кто не присутствовал на утреннике, рассказываем, какой замечательный актер, как был похож на зайца, как было здорово смотреть, как малыш пел, танцевал (стоял на сцене, молчал, улыбался).
  • Если ребенку подарили «сладкий подарок», а конфет ему нельзя — быстро высыпаем конфеты. Вместо них вкладываем что-то маленькое игрушечное. Либо предлагаем ребенку самому выбрать из предложенных вами вариантов — то, что он бы хотел вместо конфет.
  • Родитель — всегда любующийся, поддерживающий, гордящийся зритель. Роль критика в мире всегда найдется. Наши дети для нас — самые-самые-самые. А мы самые-самые-самые для них.

Добрых и радостных праздников!

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Источник статьи: http://www.ourbaby.ru/article/Rebenok-boitsya-vystupat-na-utrennike-v-detskom-sadu-chto-delat/

Оцените статью