- Почему на Руси на Ефимов день 2 февраля было плохим знаком потерять варежку
- Обряды на День Евфимия Великого
- Что нельзя делать 2 февраля 2021 года
- Приметы на Ефима метельного 2 февраля
- 2 февраля
- Чтения Священного Писания и Богослужебные указания
- Богослужебные указания
- Богослужения
- Акафисты
- Тропари, кондаки, молитвы и величания
- В субботу, всем святым
- Тропарь в субботу, всем святым, глас 2
- Кондак в субботу, всем святым, глас 8
- В субботу, за умерших
- Тропарь в субботу, за умерших, глас 2
- Кондак в субботу, за умерших, глас 6
- Преподобному Евфимию Великому
- Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4
- Кондак преподобному Евфимию Великому, глас 8
- Преподобному Евфимию, схимнику Печерскому
- Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4
- Кондак преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4
- Преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах
- Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах
- Кондак преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4
- Преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским
- Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1
- Мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским
- Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2
- Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2
- Священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову)
- Тропарь священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову), глас 5
- Мысли свт. Феофана Затворника
- Притча дня
Почему на Руси на Ефимов день 2 февраля было плохим знаком потерять варежку
Краткое содержание:
В народном календаре 2 февраля 2021 года отмечается Ефимов день. Евфимий Великий прославился как целитель. Сам святой на протяжении всей своей жизни стремился к отшельничеству, но, несмотря на это, он основал общежительное монашество. Помимо этого, 2 февраля во многих странах отмечают День сурка.
В православии святой Ефимий считается одним из самых почитаемых. Он исцелил сына вельможи, который после обратил весь свой народ в христианскую веру. Наши предки в этот день определяли, какой будет погода на весь февраль, а также на Масленичную неделю.
Обряды на День Евфимия Великого
Ефимов день в народе часто называют Ефимий зимний или Ефим метельный. Такое название православный праздник получил из-за того, что именно эти дни считаются самыми холодными.
Многие люди в давние времена старались в этот день проводить свадьбы. Это объяснялось тем, что после праздника сразу шла Масленичная неделя, а после нее Великий пост. Другими словами, если влюбленные не решались отметить торжество до 2 февраля, то им приходилась ждать, пока закончится Пасха. Однако это был также неудачный вариант, так как после Пасхи наступали весенняя, посевная страды, а затем и сбор урожая, и уже было не до свадеб.
В этот день было принято следить за поведением своих домашних животных, если кошка сильно царапала пол, то это говорило о приближении морозов и метели.
Что нельзя делать 2 февраля 2021 года
В давние времена люди были сильно суеверными, они верили в то, что если взять в руки нож или что-то острое на Ефимов день, то можно порезаться, а это в дальнейшем может привести к болезни близких. Нельзя в этот праздничный день поднимать с земли мелочь, иначе можно призвать нищету.
Наши предки верили, что если потерять в этот праздничный день варежку или перчатку, то это грозит потерей имущества и денежных средств. Нельзя было на день Евфимия Великого выходить на ночь из дома, так как в это время разгуливала нечисть, которая могла запутать следы человека.
В Ефимов день нельзя было ругаться и выяснять отношения, чтобы не притянуть в свою жизнь различные неприятности. Чтобы из дома не исчезала атмосфера благополучия и достатка, в этот день люди не подстригали ногти.
Приметы на Ефима метельного 2 февраля
Люди верили в то, что по погоде в этот день можно определить, каким будет год:
• Если в обед на Ефимов день будет солнечно, то стоит ждать ранней весны;
• Дети, которые родились в этот праздничный день, жили долго и счастливо;
• Если в обед был сильный ветер, значит, лето будет дождливым;
• Если в первые два дня начала февраля сильная метель, всю оставшуюся зиму также будет сильно мести;
• Сны, которые снятся на Ефимов день, следует толковать наоборот, так как они считались вещими.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771196095/
2 февраля
Чтения Священного Писания и Богослужебные указания
Богослужебные указания
Богослужения
Акафисты
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В субботу, всем святым
Тропарь в субботу, всем святым, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Кондак в субботу, всем святым, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
В субботу, за умерших
Тропарь в субботу, за умерших, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Кондак в субботу, за умерших, глас 6
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.
Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Преподобному Евфимию Великому
Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4
Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.
Перевод: Веселись, пустыня нерождающая, возрадуйся, не мучившаяся родами, ибо умножил тебе детей муж стремлений духовных, благочестием их насадив, воздержанием воспитав к совершенству в добродетелях. Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак преподобному Евфимию Великому, глас 8
В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.
Перевод: В священном рождении твоем радость обрело творение и в Божественной памяти твоей, преподобный, веселья исполнилось ради многих твоих чудес; от них подай обильно душам нашим и очисти нас от скверн греховных, дабы мы пели: «Аллилуйя!»
Преподобному Евфимию, схимнику Печерскому
Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4
Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.
Перевод: Евфимий почитаемый, преподобным подражатель и ангелам собеседник, заслуживший вместе с ними своей чистой и безмолвной жизнью вечные блага, молись Господу всегда обо всех нас, чтобы и мы удостоились тех же благ.
Кондак преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4
Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.
Перевод: Ты принял схиму и потому был всегда тих и молчалив, преподобный, никогда и никому, кроме молитв ко Господу, ничего не говорил ты, и пищи, кроме дикой травы, никакой не вкушал ты. Потому обрел сейчас пищу неоскудеваемую на Небесах, Евфимий, моли и нам к ней приобщиться.
Преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах
Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах
Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.
Перевод: Затворивший себя на многие годы Господа ради в темной пещере, преподобный отче Лаврентий, и Ему прекрасно в ней угодивший, подай и нам от всякого зла закрыть свои чувства, и тьмы страстей отвратиться, и светлость получить Царства Небесного.
Кондак преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4
Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.
Перевод: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету (2Кор.4:6), просиял тебя из темного места (пещеры), как свет, и сделал всем известным, Лаврентий, явил же и Свету немеркнущему тебя причастником, в нем же торжествуя, вспоминай нас, прославляющих тебя.
Преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским
Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1
Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь вы постнически проводили, Христов крест на плечо подняв и по Его стопам усердно последовав, против невидимого врага мужественно вооружились и его козни сокрушили, молитвами и слезами, в чистоте к Богу приблизившись, преподобные отцы наши Евфимий и Харитон. Как солнце сияете вы светозарными лучами чудес ваших и, как имеющие дерзновение ко Спасителю, мир испросите для мира и спасение душам нашим.
Мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским
Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2
Я́коже Первозва́ннаго ученицы́/ первозва́ннии яви́стеся от слове́н,/ и бра́тию ва́шу/ све́том И́стины просвеща́юще,/ от безбо́жнаго свире́паго кня́зя/ лю́тую кончи́ну прия́ли есте́,/ мра́зом окова́ннии и ледом удавле́ннии,/ на Дуна́е реце́ в Ски́фстей стране́./ Но я́ко ду́ши за дру́ги поло́жшии,/ святи́и И́нно, Пи́нно и Ри́ммо,/ и о на́с всемо́щныя моли́твы приноси́те,/ вся́ язы́ки слове́нския/ па́ки ко Христу́ обраща́юще.
Перевод: Как ученики Первозванного вы были первозванными из славян и братию вашу просвещая светом Истины, приняли жестокую смерть от безбожного свирепого князя, окованные морозом и задавленные льдом, на реке Дунай в Скифской стране. Но как жизни свои за друзей положившие (Ин.15:13), святые Инна, Пинна и Римма, и о нас всесильные молитвы приносите, все народы славянские снова ко Христу обращая.
Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2
Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ ледом окова́нни, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и И́нна, Пи́нна и Ри́мма ра́довахуся,/ мучи́тель же несмы́сленно яря́щеся,/ плоды́ и́х виногра́да тща́ся погуби́ти,/ но оба́че доны́не от слове́нских язы́к/ святы́я гро́здия Христо́с прие́млет,/ и первому́ченик слове́нских венча́ет венцы́./ Сего́ ра́ди и мы́,/ взращенных ва́ми ве́рных отроча́та,/ благодари́м и мо́лим вы́, святи́и:/ испроси́те те́плыми моли́твами и на́м/ в Ду́се и́стины по Бо́зе ревнова́ти.
Перевод: Великий подвиг веры: окованные льдом, как на воде отдохновения, святые Инна, Пинна и Римма радовались, мучитель же в неразумии безумствуя, плоды их винограда пытался погубить, но однако и до сегодняшнего дня от славянских народов святые грозди Христос принимает, и первомучеников славянских венчает венцами. Потому и мы, дети выращенных вами верующих, благодарим и молим вас, святые. Испросите усердными молитвами, чтобы и нам в Духе истины ревновать по Богу.
Священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову)
Тропарь священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову), глас 5
Земли́ Ряза́нския украше́ние/ и неусы́пный о не́й к Бо́гу моли́твенниче/ за ве́ру Христо́ву ду́шу свою́ положи́в,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Па́вле,/ проле́й те́плую моли́тву ко Го́споду о на́с,/любо́вию чту́щих тя́,/ да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Края Рязанского украшение и неутомимый о нем к Богу молитвенник, за веру Христову жизнь свою отдав, как мученик и пастырь прославился ты, священномученик Павел, помолись горячо и усердно ко Господу о нас, с любовью почитающих тебя, да спасет души наши.
Мысли свт. Феофана Затворника
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ) . О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему.
Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди – иго, и грехи – бремя. Но, сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора.
Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.
Притча дня
«Я не оставлял тебя»
Расскажу одно предание. Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного – и они вышвырнули бы его вон. Видя крайнюю беду, старец воззвал; «Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!» Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал: «Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь». Сказав это, Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок не барахтаться с страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.
(Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Гл. 58)
Источник статьи: http://azbyka.ru/days/2019-02-02