Репродукция с народными праздниками

Социальный проект «Народные праздники»

Бурцева Н.Ю ., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

Крайнянская С.А., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

Криница Н.В., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория;

ЛагушинН.В .,учитель физической культуры.

Педагогический коллектив МБОУ города Кургана «Гимназия № 47», ученический коллектив, родители (законные представители)

Нормативно-правовая основа разработки проекта

Новая Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг., постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61.

Стратегия развития системы образования Российской Федерации до 2020 года, распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в действующей редакции.

Отвечает целям, задачам и содержанию нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2. Способствует формированию новых образовательных (метапредметных) результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности, через внедрение деятельностных технологий.

Создание системы работы по приобщению детей к источникам русской народной культуры на основе устного народного творчества

Приобщение школьников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.

1.Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать эмоционально-образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Развивать коллективные, групповые, индивидуальные формыурочной и внеурочной деятельности.

Поддерживать социальный имидж гимназии.

Создавать условия, при которых большинство учащихся принимают посильное участие в мероприятиях и испытывают личностный рост, радость и успех.

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

формирование эмоционально — осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

закрепление навыков социокультурной адаптации и позитивной самооценки своей творческой деятельности, приобретённой в работе над предыдущими проектами;

продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, учителями при решении различных творческих задач;

умение применять фольклорный материал в повседневной жизни;

наличие востребованного электронного банка методических разработок ;

выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями;

совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение воспитательных мероприятий;

Для родительской общественности:

сформированная положительная мотивация к сотрудничеству с гимназией;

возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.

Для образовательного учреждения:

педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста;

повышение уровня сплоченности коллектива гимназии;

повышение уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг всех участников образовательного процесса

Сроки реализации проекта

Проект предназначен для учащихся 1- 4-х классов, родителей и педагогов.

Основные этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап .

2. Практический этап.

3. Аналитический этап .

Механизм реализации проекта

Проект реализуется за счет взаимодействия всех заинтересованных лиц, на основе планирования и междисциплинарного подхода.

Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных поступлений.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы,поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Под ценностными ориентациями участников образовательного процесса в сфере патриотического сознания понимается система ценностных (личностно-значимых) оснований-ориентиров для организации познания, общения и деятельности по отношению к своей Родине.

Анкетирование родителей ( Приложение 1 ) выявило следующие факты: родители знают, что входит в понятие русского народного фольклора (71%),но затрудняются с ответом, необходимо ли эти знания передавать своим детям (55%).Средние позиции занимают вопросы об использовании сказок в воспитании детей (76%), а низкие позиции занимает вопросы о загадках и играх с детьми в русские народные игры ( 54-52%). Родители при опросах считают, что загадки и игры — это занятие садиков.

По результатам проведенной диагностики ценностных ориентаций в сфере патриотического сознания учащихся начальной школы было установлено, что у учащихся ( Приложение 2,3 )в высокой степени (98 %) сформированы ценностные ориентации по отношению к родным людям. Средние позиции (75−85 %) занимает формирование ценностного отношения к древнерусскому храмовому зодчеству, к истории Древней Руси (знания, полученные на основе мультфильмов и сказок). Самые низкие результаты (42−64 %) получили ценностные ориентации по отношению к русской истории (былины о русских богатырях), к народным играм, к колокольному звону русских церквей, к русским национальным героям.

В целом анализ результатов исследования учащихся всех возрастных групп привел к выводу о том, что на уровне сознания школьников, принадлежащих к российской национальной культуре, существует проблема отчуждения от русской этнической идентичности. Именно поэтому стала актуальной разработка проекта «Народные праздники».

II . Цель: Приобщение школьников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными праздниками.

Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать эмоционально-образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.

Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

Развивать коллективные, групповые, индивидуальные формы урочной и внеурочной деятельности.

Поддерживать социальный имидж гимназии .

Создавать условия, при которых большинство учащихся принимают посильное участие в мероприятиях и испытывают личностный рост, радость и успех.

III . Этапы реализации проекта

Основные участники этапа

Определение актуальности проекта. Изучение опыта работы учителей гимназии и других образовательных организаций, методической литературы по проведению мероприятий по народным традициям.

Создание организационно-педагогических условий для начала реализации проекта.

Составление плана действий по реализации проекта. Мотивация и привлечение активных учеников, их родителей (законных представителей) к подготовке и проведению народных праздников. Подготовка материально-технической базы, инвентаря.

Поиск критериев эффективности деятельности по проекту и разработка методики мониторинга

Информирование целевой аудитории.

Творческая группа учителей начальных классов и родителей

Разработка содержания праздников; подбор дидактического материала, литературы

Образовательная деятельность познавательно-речевой, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной направленности, художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, создание коллажей и т.д.);

— чтение русских народных сказок;

— разучивание закличек, попевок, песен, народных игр и т.д.

Создание творческих групп учащихся для итоговых мероприятий в рамках проекта.

Индивидуальная работа с детьми и родителями

Проведение запланированного мероприятия.

Корректировка хода реализации проекта.

Учащиеся, педагоги, родители (законные представители) обучающихся

Награждение активных участников.

Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы Выработка рекомендаций по проведенной работе.

Учителя – предметники, творческая группа, администрация ОУ.

IV .Механизм проекта и этапы его реализации

Организация и порядок проведения мероприятий по ознакомлению с народными праздниками:

Организатором является методическое объединение учителей начальных классов.

Праздники проводятся в соответствии с календарём народных праздников.

Мероприятие соответствует целям и тематике праздника.

Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на обучающегося.

Принципы организации проекта:

принцип личной причастности;

принцип междисциплинарного подхода;

принцип выбора и ответственности;

Этапы реализации проекта:

1. Подготовка. На этом этапе обсуждаются разные идеи, предложенные детьми и родителями. Идея знакомства с народными (фольклорными) праздниками по результатам опроса, оказалась наиболее интересной и актуальной. Участники признают, что у них знаний по этой теме недостаточно. На этом этапе определяются и примерные пути решения проблемы. Обсуждают, что может быть результатом проекта: копилка собранного материала по теме, которой могли бы использовать и ученики школы, и учителя при подготовке внеклассных воспитательных мероприятий; составление сценариев и проведение праздников для учащихся 1-4 классов и детских садов, участвовать в работе Центра национальных культур на базе гимназии.

2. Планирование. На данном этапе происходит более полный анализ проблемы, определяются возможные источники информации, более точно формулируются, что может входить в копилку «Народные праздники». Цель и задачи проекта обозначаются более конкретно. Выбираются ответственные за подготовку каждой микротемы, определяется время на ее разработку и представление. На уроках и во внеурочной деятельности участники проекта собирают материал, разучивают необходимые песенки, присказки, и т.д. На уроках физической культуры разучивают народные игры. Результатом деятельности должна стать копилка собранного материала и сценарий проведения праздников«Яблочный спас», «Рождество. Святки», «Масленица», «Пасха». По итогам работы — публикация сборника «Народные игры».

План работы на год

1. Создание плана действий, выбор инициативной группы.

2. Представление проекта праздника «Яблочный Спас».

3. Сбор материала по теме: «Яблочный спас»(история праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов, литературные произведения и т.д.)

4. Составление сценария праздника, репетиции театрализованной части.

Учителя, ученики и родители

Круглый стол «Промежуточные результаты проекта».

Учителя, ученики и родители, приглашённые гости.

1. Создание плана действий, выбор инициативной группы.

2. Представление проекта и сбор материала по теме: «Святки. Рождество»

(история праздника, содержание,

традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов, литературные произведения, заклички, калядки, разучивание народных игр и т.д.)

Учителя, ученики и родители

Составление сценария праздника, репетиции театрализованной части.

Подготовка, оформление праздника.

Учителя, ученики и родители

Круглый стол «Промежуточные результаты проекта»

Учителя, ученики и родители, приглашённые гости.

1.Создание плана действий, выбор инициативной группы.

2. Представление проекта и сбор материала по теме: «Масленица» (история праздника, содержание, традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, пословицы, поговорки, загадки, приметы, эскизы костюмов, литературные произведения, заклички, разучивание народных игр и т.д.)

Составление сценария праздника, репетиции театрализованной части.

Подготовка к «Ярмарке».

Учителя, ученики и родители

Проведение праздника «Масленица».

Круглый стол «Промежуточные результаты проекта»

Подготовка и сбор материала по теме «Пасха».

Учителя, ученики и родители, приглашённые гости.

1. Представление проекта по теме «Пасха» (История праздника, литературные произведения,игрища, народные гуляния,традиционные и современные формы проведения, музыка, иллюстрации, песни, приметы, эскизы костюмов и чучела, литературные произведения, разучивание народных игр и т.д.)

2. Составление сценария и проведение праздника «Масленица»

Учителя, ученики и родители

Круглый стол «Результаты проекта»

Оформление собранного материала в копилку «Народные праздники».

Учителя, ученики и родители, администрация ОУ

3. Реализация проекта. По доминирующей деятельности, проект можно охарактеризовать на разных этапах реализации проекта по-разному:

1. Информационный : во время поиска материала. Дети учатся добывать и анализировать информацию о народных праздниках, используя различные источники. Положительной стороной является и то, что обучающиесяобращаются не только к книгам, интернету, но и к родственникам (активно принимают участие в подборе материала родители, бабушки и дедушки).

2. Творческий : в период составления сценария и подготовки спектакля. Форма представления результата (спектакль, игровая программа) требуют от детей выражения креативности (придумывание сценария, подготовка костюмов, актерская работа и т.п.).

3. Практико-ориентированный : четко нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта и внешних заказчиков (учащиеся других классов,детские сады),ориентирован на результат. Результатом является конкретный продукт – копилка собранного материала по теме, созданный сценарий, спектакли-праздники по теме.

По количеству участников проект получается- личностным на этапе сбора информации (некоторые учащиеся при подборе материала работают индивидуально), парным (другие с удовольствием ищут, оформляют материал, рисуют и т.п. вдвоем с одноклассниками, некоторые с родителями), а также групповым (этапы подготовки, планирования, создания сценария, репетиции).

По продолжительности проведения проект можно назвать долгосрочным, так как был рассчитан на один год.

4. Оценка результатов. На каждом этапе происходит анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и установление причин неудач. Во время представления собранного материала оценивается его многообразие, точность, информативность, творческие находки в презентации и т.п.

5. Подведение итогов. В конце учебного года запланирован «Круглый стол» с участниками проекта и оформление сборника «Народные праздники».

Новизна и эффективность проекта заключается:

— в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

-в приобщении детей к активной творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных праздников, а также знание истоков народного творчества.

-в появлении системных новообразований в работе с детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства гимназии и создание основ сотрудничества образовательной организации и семьями обучающихся.

VI . Практическая значимость проекта определяется возможностью тиражирования предложенного проекта в практику других образовательных организаций, а также в работе Центра национальных культур.

VII .Прогнозируемые результаты

укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

формирование эмоционально — осознанного отношения к народному творчеству, традициям и праздникам, эстетического восприятия фольклора в его художественном и самобытном разнообразии;

закрепление навыков социокультурной адаптации и позитивной самооценки своей творческой деятельности, приобретённой в работе над предыдущими проектами;

продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями при решении различных творческих задач;

развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к историко-культурным традициям своего и других народов.

наличие востребованного электронного банка методических разработок;

выявление обучающихся, которые обладают организаторскими и творческими способностями;

совершенствование профессионального мастерства через подготовку, организацию и проведение внеклассныхвоспитательных мероприятий;

Для родительской общественности:

сформированная мотивация к сотрудничеству с гимназией;

возможность принятия активного участия в процессе образования и социализации ребенка.

Для образовательного учреждения:

педагогический коллектив единомышленников, систематически повышающих уровень профессионального роста;

повышение уровня сплоченности коллектива гимназии;

повышение уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг всех участников образовательных отношений.

VIII . Критерии, показатели и методы оценки эффективности

Показатели эффективности реализации социального проекта

Ожидаемый результат (критерии оценки)

Создание условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательной организации

— освоение педагогами новых технологий, систем средств воспитания, создание новых творческих объединений, расширение возможностей в распространении педагогического опыта ;

Методики диагностики личностных и метапредметных результатов:

А) личностное самоопределение :

— сбор материала по теме;

— «Тест простых поручений»;

— достижения классных коллективов в образовательных областях;

Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, а также выработка самодисциплины и самоорганизации.

-удовлетворенность качеством событийвоспитывающего характера, организованных с участием детей

-массовость охвата учащихся творческими проектами

-формирование положительной мотивации школьников

Развитие массовых, групповых, индивидуальных форм внеурочной деятельности.

— увеличение количества участников проектов;

— увеличение количества положительных отзывов;

— комфортная среда образовательной организации;

Поддержание социального имиджа гимназии

-увеличение количества партнеров – участников сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта;

-Анкетирование удовлетворенности предоставляемыми услугами всех участников образовательных отношений

— количество родителей, принимающих участие в совместной деятельности с детьми;

— совершенствование системы воспитательной работы в гимназии и семье

IX . Управление процессом реализации проекта

Мониторинг хода и результатов реализации проекта осуществляется в постоянном режиме исполнителями проекта:

— начальная диагностика (при постановке конкретных задач в начальной стадии реализации проекта);

— итоговая диагностика (выявление степени соответствия полученных результатов ожидаемым);

Используемые методики: наблюдение, анкетирование, рейтинговая оценка.

X .Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции

Трудности взаимодействия с участниками проекта

Консультирование участников проекта, мотивация

Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения количества часов учебной нагрузки на обучающегося.

Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей.

Негативное реагирование отдельных учащихся и родителей на проект

Материальное и мор альное стимулирование

XI. Ресурсное обеспечение проекта

1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка содержания, методов, подходов и приемов работы);

2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта);

3. Обеспечение кадровых условий (педагоги, владеющие деятельностными технологиями);

4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач в реализации проекта);

5. Обеспечение нормативно – правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера);

6. Обеспечение научно – методических условий (методические памятки и рекомендации, сценарии мероприятий по тематике);

7. Обеспечение материально – технических условий (оснащенный кабинет, наличие выхода в интернет и т.д.);

Копирование и печать

В разработке и реализации данного проекта активное участие принимают администрация гимназии, педагогический коллектив, родительская общественность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 47», Дом детского творчества «Гармония», городская детская библиотека им. С.Маршака, Д.Шолохова на основе договора о социальном партнерстве.

Такое системное взаимодействие направлено на достижение качества образования.

XIII . Система информирования о проекте

XIV . Формы предоставление результатов проекта для массовой практики

1.Практические материалы, методические рекомендации.

2. Диагностические материалы по отслеживанию метапредметных результатов.

3.Публикации, распространение опыта.

Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания./Е.В.Бондаревская // Педагогика. 1992. № 5−6. С. 65−70.

Дусавицкий ,А.К. Урок в развивающем обучении. /А.К.Дусавицкий, Е.М. Кондратюк //М., Просвещение, 2008.

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения/А.К.Маркова, Т.А.Матис,А.Б.Орлов.-М.Просвещение,1990.-192 с.

Павлова ,О.В. Неделя технологии в начальной и средней школе. Праздники, посиделки, викторины, семинары, конкурсы, игры./О.В.Павлова// Учитель. — 2009.-127с.

Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?/Г.А.Цукерман// Рига: ПЦ «Эксперимент». -2000. — 260 с.

Цукерман, Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь./Г.А.Цукерман// М..- 2003.

Эпштейн, М. Межпредметное интегративное погружение – как его организовать и провести./М.Эпштейн// М.,Просвещение.- 2009.

Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. — Казань, 2004.

Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008.

Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003.

А. Г. Думчева предлагает выделять три ключевые сферы диагностики результативности процесса воспитания, отражающие динамику индивидуально-личностных характеристик человека в целом: деятельность, общение, смысл. К выделенным сферам предлагается круг возможных критериев и показателей:

— деятельность – проявление активности в деятельности, уровень продуктивности;

— общение – эмоционально-ценностное переживание, характер отношений;

— смысл – направленность вектора духовного взросления, динамика духовного взросления, событийность

Источник статьи: http://infourok.ru/socialniy-proekt-narodnie-prazdniki-656687.html

Читайте также:  Исламские праздники с картинками
Оцените статью