Режиссура массовых праздников это

Режиссерское построение массовых праздников

В основе режиссуры массового праздника лежит работа над сценарием.

Сценарий — это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Обычно сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на празднике, раскрывает тему в следующих друг за другом элементах действия, показывает авторские переходы от одной части действия к другой.

Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу режиссера, художника, организатора.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием массового праздника. Она начинается обычно с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема-это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных режиссером.

Идея-это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею.

Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над, сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Без него нет и не может быть драматургии. Конфликт, как гласит теория драмы, есть основа любого драматургического произведения, определяющая и сюжетное построение, и композицию. Иначе он не сможет выполнить нужное действие, сделать яркими образы своих героев, другое дело, что конфликт, особенно в драматургии массового праздника,- это не всегда столкновение антагонистических сил, он может выражать в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении тех или иных положительных целей. Конфликт нельзя понимать однозначно и прямолинейно. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет. Движимое конфликтом сюжетное построение должно иметь также сюжетный ход, красной нитью проходящий через всё действие и цементирующий воедино отобранный сценарный материал.

Читайте также:  Эгина агаджанян хиты семейных праздников

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающим одновременно замыслу сценариста и режиссера.

Заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие.

Итак, выбрана тема сценария, определены идея и конфликт, драматургический ход, найден сюжет. Теперь речь должна идти о композиции будущего сценария.

Еще Аристотель выражал подобное требование и к драме, композиционной структуре произведения. Он писал, что в нем должны присутствовать как начало, так и конец. Это и его главное требование к композиции любого драматического произведения, в частности сценария массового праздника.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод, в действие которого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготавливают его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

Основное действие — эта часть сценария должна подчиняться следующим основным требованиям:

Строгая логичность построения темы. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим.

Нарастание действия. Заданное экспозицией — завязкой действие развивается по нарастающей линии, к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально более сильных к слабым эпизодам.

Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов.
Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется следующий. В миниатюре каждый эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию.

Контрастность построения. Это требование специфично для композиции массового театрального действа, которое синтезирует комплекс выразительных средств и не должно допускать злоупотребления той или иной краской, однообразия, монотонности.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. наивысшей точке в развитии действия. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея театрального сценарного произведения.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия. Это весьма важная часть композиции, её отсутствие или нечеткость отставляют ощущение незавершенности всего массового праздника. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным для проявления активности участников массового представления, праздника.

Часть II. Практическое задание №1. Проанализируйте содержательную часть сценария массового праздника.

1.Внимательно прочитайте сценарий массового праздника.

2.Определите логику и построения сценарного материала.

Практическое задание №2.

Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.

1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.

2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.

Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.

Часть III. Экспертная оценка портфолио.

Билет № 16. Часть I.Характеристика основных форм воспитательных мероприятий в системе дополнительного образования.

1. Линейка (торжественная церемония) — представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное значение. Функции субъектов взаимодействия следующие:

ведущий линейки (находится в центре внимания);

выступающие (с монологами или короткими представлениями выходят в центр внимания);

Содержанием взаимодействия является формирование эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. Важным представляется замечание С.П. Афанасьева о том, что происхождение линейки связано с построением войск.

2. Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия. Разновидностями спектакля являются Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм.

3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами» [36, с. 293]. Другими словами, концерт- это, представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная миниатюра и др.).

4. Просмотр кино — видео — телефильма, спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Мы различили просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Основанием для такого разделения являются признаки формы воспитательной работы. Также, по нашему мнению необходимо отличать от концерта и спектакля такую форму совместной организации деятельности, какой является подготовка к представлению.

5. Представление-соревнование (конкурсная программа на сцене или на площадке) — представление, предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо.

6. Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.

7 «Встреча с интересным человеком»— специально организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие. Ведущий приобретает роль учителя, остальные участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного школьного урока.

8. Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов. Торжественное собрание, описанное С.П. Афанасьевым, по сути своей, близко к митингу, отличаясь от последнего характером действия и тем, что оно проводится, как правило, в зрительном зале.

9. Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

10. Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. М.В. Кларин предлагает различать следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание»

11. Защита проектов — представление в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.

Часть II. Практическое задание №1. Разработать тематику различных форм воспитательных мероприятий педагога дополнительного образования.

1. Уточните цель воспитательного мероприятия как формы организации взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми. Обоснуйте его актуальность.

2. Определите форму разрабатываемого Вами мероприятия.

3. Сформулируйте цель, наметьте план его содержания.

4. Продумайте приемы активизации детей.

Практическое задание №2.

Представление сценарной разработки досуговой программы и показ фрагмента досугового мероприятия.

1. При выполнении представления сценарной разработки необходимо определить: цель, задачи мероприятия, охарактеризовать необходимое оборудование музыкальное и художественное оформление. Охарактеризовать сюжетный ход мероприятия.

2. Фрагмент досугового мероприятия должен быть логически завершенным, с использованием различных методов досуговой педагогики.

Вы можете использовать материалы сценарных разработок досуговых программ. Для выполнения практического задания предусмотрено наличие презентации и аудиоаппаратуры.

Источник статьи: http://helpiks.org/8-38785.html

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССУРЫ МАССОВЫХ

СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

НА СТАДИОНЕ

Режиссура любого жанра зрелищного искусства имеет единую осно­ву, которая вбирает в себя все то, что характерно для режиссуры вообще. Вместе с тем, каждый жанр имеет свои специфические особенности в постановке, технологии, методике и организационных основах подготовки и проведения представления в целом. Это касается таких, например, жанров зрелищного искусства, как режиссура театра или театральная режиссура, режиссура балета или балетная режиссура, режиссура цирка или цирковая режиссура, и, конечно, режиссура спортивно-художествен­ных представлений или спортивная режиссура и др.

Массовые спортивно-художественные представления на стадионе по своим выразительным возможностям близки к плакату. Тема представ­ления и мысль режиссера доводятся здесь до зрителя лаконично, масш­табно, с помощью образов, полных символики и обобщения.

По своей архитектонике спортивно-художественные представле­ния на стадионе являются монтажными массовыми действами.Они строятся из отдельных массовых эпизодов с участием больших групп участников, а также групповых и сольных номеров спорта иискусства, логично увязанных между собой в единую композицию представления.

В крупных по масштабу и значимости массовых спортивно-художе­ственных представлениях нередко участвуют более 20 000 человек. Та­кая огромная массовость, естественно, оказывает определяющее влия­ние на особенности режиссуры данного жанра, среди которых можно выделить следующие:

а) Главный герой представления — масса.

Чтобы уяснить эту особенность массовых спортивно-художественных представлений, давайте понаблюдаем за действиями сотен участников, высту­пающих на поле стадиона. Вот они встали на свои места. Появился очень четкий рисунок в виде прямоугольника с идеальным равнением участников по фронту, в глубину и по диагонали. Звучит мелодия, и участники начинают выполнять упражнение. В начале все наше внимание сосредоточено на учас­тниках. Мы рассматриваем их по отдельности, замечая конкретные детали в осанке или костюме некоторых из них. Вот они все вместе подняли руки в стороны, затем вверх, все одновременно присели, сделали выпад и т.д. Упраж­нения выполняются настолько четко и согласованно, что вскоре мы уже не

замечаем отдельных участников. Перед нами ожила вся их масса как единое целое. Сначала мы видим прямоугольник, который то поднимается вверх, то опускается вниз, то сужается к центру, то расширяется, и нам напоминает то поле цветов, то колосящуюся пшеницу, то бушующее море. Но вот прямоу­гольник рассыпался, и перед нами оживает новый рисунок. Мы уже с интере­сом ждем, какое еще превращение произойдет на поле, что будет дальше.

Теперь постараемся вспомнить, какие конкретно упражнения вы­полняли участники. Оказывается, сделать это очень трудно. Но зато ясно можно представить все, что было связано с движениями всей мас­сы участников. Попросим одного из участников массового представ­ления проделать только что выполненное упражнение. Когда мы смот­рим, как его выполняет один человек, кажется, что это совсем другое упражнение. Оно удивляет нас своей простотой и однообразием дви­жений. Невольно возникает сомнение, это ли упражнение мы только что видели на стадионе.

Этот пример очень точно иллюстрирует особенности выполнения уп­ражнений большой массой людей. Следовательно, для постановщика при разработке массового спортивно-художественного представле­ния особое значение приобретают такие действия участников, кото­рые ведут к изменению положения и движения всей массы высту­пающих. И чем контрастнее и неожиданнее для зрителей эти изме­нения, тем больший эффект и интерес они вызывают.

Таким образом, существование главного действующего лица, т.е. всей массы участников, создающих коллективную образность, является важ­нейшей отличительной особенностью массовых спортивно-художествен­ных представлений. Эта особенность, с одной стороны, значительно рас­ширяет постановочные возможности режиссера, а с другой, — требует от него творческого поиска в использовании выразительных средств с тем, чтобы через действия отдельных участников контрастно и динамично показать главное действующее лицо представления — массу. Чтобы масса участников воспринималась как единое целое, как новое действующее лицо, они должны добиться идеальной согласованности в движениях при сохранении равнения и рисунка построения.

Всвязи с этим возникает вопрос о трудности упражнений, включае­мых в массовый номер. Известно, что чем труднее упражнение, тем слож­нее большой массе участников выполнить его синхронно, сохраняя при этом рисунок построения. Конечно, было бы очень эффектно, если бы все участники одновременно выполнили, например, сальто назад или другое сложное упражнение. Однако включение таких сложных элемен­тов требует одинаково высокой подготовленности всех участников, а так-

же длительной и кропотливой работы над согласованностью движений, что часто неокупается тем зрелищным эффектом, который можно полу­чить от такого номера. Значит, не трудность упражнений является зало­гом успеха массового выступления, а глубокое проникновение режиссе­ра в особенности выполнения упражнений большой массой людей, его умение найти простые и оригинальные средства, отражающие эти осо­бенности и позволяющие эффектно показать главное действующее лицо представления.

б) Главная сценическая площадка — стадион

Массовость жанра спортивно-художественных представлений опре­делила и адекватную для них сценическую площадку. Наиболее удобной оказалась арена стадиона, где действие может развиваться не только на футбольном поле размером 110 х 70 м, но и на секторах, беговой дорож­ке, верхней галерее и в проходах трибун.

Благодаря трибунам, зрители имеют возможность наблюдать за раз­вертыванием действия сверху и видеть не только отдельные фрагменты композиции, но и всю композицию в целом. Однако спортивной режис­суре до сих пор не удалось полностью использовать это преимущество стадиона, а именно, создать такую композицию представления, которая слюбого места на трибуне просматривалась бы равноценно. Отдельные попытки режиссеров выстроить представление равноценно для всех зри­телей пока удались лишь частично. Типичной же является ориентация представления на западную трибуну стадиона.

в) Режиссер — сценарист

Жанр массовых спортивно-художественных представлений не имеет профессиональных сценаристов. Их специально никто не готовит. По­этому эту сложную творческую задачу обычно приходится решать само­му режиссеру-постановщику.

Сценаристы, работающие в других видах и жанрах драматургии, очень далеки от массовых представлений и праздников на стадионе и реально помочь, а тем более работать самостоятельно в этом жанре, как правило, не могут. Как мы уже убедились, здесь необходимо четко представлять себе возможности главного героя — массы участников — знать и в совер­шенстве владеть выразительными средствами жанра. Нужно также об­ладать масштабным, «стадионным» мышлением. Ведь так многое из того, что суспехом идет на сцене, не годится для стадиона. Здесь совсем другие масштабы, возможности и требования. В практике встречаются пока лишь единичные примеры совместной творческой деятельности режиссера и профессионального сценариста. Причем опыт показывает, что такое содружество плодотворно и эффективно только тогда, когда это

не случайный эпизод в их работе, а подлинный творческий союз, способ­ствующий взаимному профессиональному обогащению.

г) Одноразовость представления

Если в театре после премьеры режиссер еще не раз может вернуться к работе над спектаклем, то многотысячное массовое представление на стадионе живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и яркое впечатление. Это обстоятельство не только повышает ответствен­ность режиссера за конечный результат своей деятельности, но и накла­дывает отпечаток на всю технологию производства массового спортив­но-художественного представления в целом. Другими словами, режис­сер здесь не имеет права на ошибку. Его можно сравнить со снайпером, который с первого выстрела должен поразить цель и при этом попасть только «в яблочко», » в десятку».

Важно также отметить, что режиссеру-постановщику массовых спортивно-художественных представлений приходится иметь дело не с актерами-профессионалами, а с многотысячным коллективом, объеди­няющим обыкновенных людей разных профессий, возраста, пола, под­готовленности и пр. Поэтому в данном жанре так важен предрепетиционный период творческой и организационной деятельности ре­жиссера-постановщика.Начинать репетиционную работу с многоты­сячной массой участников он имеет право только тогда, когда он четко знает, что, как и с кем он будет делать.

д) Особые условия монтажа

Всовременном массовом спортивно-художественном представлении огромное значение приобретает монтаж, т.е. драматургическое и ком­позиционное соединение отдельных номеров и эпизодов в стройное, целостное и законченное действо.Массовость зрелища, его вырази­тельные средства и особенности стадиона как сценической площадки определяют здесь специфику монтажа. Но, вместе с тем, действуют и некоторые его общие законы, присущие и другим жанрам искусства.

Монтаж в кинофильме, пьесе, балете, опере, концерте, театрализо­ванном представлении и т.п. проявляет себя всегда двусторонне. С одной стороны, он несет смысловую функциюи способствует решению тема­тической задачи художественного произведения, с другой — техническую,обеспечивая непрерывность развивающегося действия. Значение этих двух функций монтажа в разных видах искусства неодинаково. К приме­ру, при монтаже кинофильма смысловая функция играет первостепен­ную роль, а техническая ограничивается лишь склеиванием кинопленки. В спортивно-художественном представлении массовость действия определяет равноценность обеих функций монтажа в творческой работе

сценариста и режиссера. Следовательно, можно говорить о двух видах монтажа — смысловом и техническом.

Если массовое спортивно-художественное представление рассматри­вать как механическое объединение различных спортивных выступле­ний и сольных номеров, т.е. как обычный концерт, но более крупный по масштабам, то роль в нем смыслового монтажа очень мала. Последний приобретает свое истинное значение лишь в том случае, когда представ­ление строится в соответствии с определенным сценарно-режиссерским замыслом, когда в действие закладывается четкая авторская мысль. Только при таком условии соединение отдельных номеров и эпизодов, очеред­ность их следования в представлении становятся небезразличными для сценариста и режиссера, составляя один из важнейших аспектов их твор­ческого поиска при разработке сценария и постановке представления.

Смысловой монтаж дает возможность путем соединения разных по смыслу компонентов действия получить новый, имеющий соб­ственный смысл.Например, в кинофильме разные по содержанию, вре­мени и месту действия кадры, склеенные в определенном порядке, могут придать происходящему на экране совершенно новый смысл, необходи­мый для реализации режиссерского замысла. То же и в массовом спортив­но-художественном представлении, где разные по смыслу и характеру номера, поставленные рядом или объединенные в один эпизод, могут выражать совершенно новую мысль, способствуя драматургическому решению сценарно-режиссерского замысла. В этом случае монтаж про­являет себя в новом качестве — как особое выразительное средство.

Технический монтаж менее изучен и описан в специальной литерату­ре, чем смысловой. Это не удивительно, т.к. в большинстве жанров он имеет подчиненное значение. Пожалуй, лишь в театре он требует опре­деленного творческого решения, где для этого используются специаль­ные технические средства (антрактный и интермедийный занавесы, ку­лисы, вращающийся круг сцены, движущиеся дорожки, свет и т.п.), про­водятся особые монтировочные репетиции. Стадион же, в отличие от театра, не имеет специальных технических средств для монтажа. Здесь все происходит на глазах у зрителей. И это при том, что действуют ог­ромные массы участников. Именно поэтому технический монтаж в мас­совых спортивно-художественных представлениях имеет такое же важ­ное значение, как исмысловой, требуя равноценного внимания режис­сера и творческого поиска в его решении.

В практике постановки массовых спортивно-художественных представлений сложились два вида технического монтажа: откры­тый и закрытый.

Открытый монтаж характеризуется тем, что переход от одной части представления к другой, от эпизода к эпизоду выполняется открыто, на глазах у зрителей. Закрытый монтаж включает элемент отвлечения вни­мания зрителей от выполнения участниками переходного перестроения.

Открытый монтаж характерен для стадиона с круговым расположени­ем зрителей. Монтажное перестроение должно быть красивым, ориги­нальным и смотреться как относительно самостоятельное действие. Для этого оно обычно подразделяется на несколько этапов, каждый из кото­рых включает действия отдельных групп участников и выполняется под музыку в течение специально отведенного времени. Такой переход от одной части представления к другой проходит очень четко и зрелищно. Поэтому открытый монтаж находит все более широкое применение в массовых спортивно-художественных представлениях на стадионе.

При закрытом монтаже переходное перестроение не требует такой тщательной разработки. Иногда прямо на репетиции указываются лишь направления, характер перемещений и места участников в новом пост­роении. Такой монтаж применяется, к примеру, тогда, когда на поле нуж­но вынести и установить гимнастические снаряды или другие конструк­ции. Однако, он хорош лишь при одностороннем ракурсе обозрения. При круговом расположении зрителей он имеет ряд недостатков. Во-первых, не всяким отвлекающим действием можно полностью решить постав­ленную задачу, а во-вторых, и это главное, отвлекающим оно часто бы­вает лишь для зрителей, наблюдающих за ходом представления с фрон­та. Все же остальные видят как раз то, что по замыслу режиссера должно быть от них скрыто.

Таким образом, технический монтаж массового спортивно-худо­жественного представления, выполняя свои прямые функции по организации массового действия, при разработке композиционного решения представления поднимается до уровня творческого метода с присущими ему средствами, приемами, методикой.Его огромный потенциал обусловлен, в первую очередь, выразительными средствами, среди которых особое место занимают построения и перестроения. Смыс­ловой монтаж, нацеленный на раскрытие идеи представления, в значи­тельной степени связан с поиском рисунков построения,в которых про­исходит действие, а технический, обеспечивающий непрерывность дей­ствия, — с перестроениями,т.е. поиском логических переходов из одного рисунка в другой.

Е) Выразительные средства

Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства,которые опреде-

ляют жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. На­пример, невозможно представить себе массовое спортивно-художествен­ное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впе­чатление, расставить смысловые акценты в представлении.

Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую оче­редь, главным героем представления — массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры.

К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

• Построения и перестроения;

• Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера;

• Художественный фон (живой экран).

Вопросы для повторения:

1. Расскажите об особенностях режиссуры массовых спортивно-худо­жественных представлений.

2. В чем заключаются основные особенности главного героя представ­ления — массы участников?

3. Каковы основные функции и виды монтажа в представлении?

4. Перечислите основные выразительные средства массового спортивно-художественного представления.

Источник статьи: http://infopedia.su/9x7f46.html

Оцените статью