- Магия Рождества: традиции, история и легенды любимого всеми праздника
- Рожде ство 2019: и стория праздника
- Приготовление блюд на Рожде ство
- Приглашение гостей на праздничный ужин
- Колядующие
- Гадания на Рожде ство
- Что нельзя делать в рождественскую ночь
- Символы Рождества
- Рождественские приметы
- Рождество Христово: Чудо прихода на землю Живого Бога
Магия Рождества: традиции, история и легенды любимого всеми праздника
Праздник Рождества — один из самых важных в году. Он символизирует рождение новой жизни и объединение мира в единое целое. Эта дата — одна из самых популярных в мире, поэтому для вас собрала интересную информацию про Рождество, его историю и традиции.
После новогодних праздников плавно переходим к празднованию Рождества.
Рождество входит в список наиболее важных для верующих праздников.
Считалось, что в этот день открываются врата между небом и землей, и все что происходит, имеет свой смысл и особое значение: приходят новые мысли, встречаются или созваниваются люди, о которых забыли, а в ночь с 6-го на 7-ое января снятся вещие сны. Наши предки обращали внимание даже на день недели, на который приходится Рождество — в этот же день недели начинали сбор урожая летом.
Рожде ство 2019: и стория праздника
Все языческие праздники были связаны с космическими законами: днями равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния, с фазами луны и т.д. Церковь лишь заменяли уже существующие языческие празднования на религиозные. Так как в Библии не было указано точной даты рождения Христа, то ничто не мешало выбрать 25 декабря в качестве новой праздничной даты. Рождество ввел папа Юлий I в 354 году, заменяя им «день плодородия» у язычников и праздник Бога Солнца, который почитали римляне.
В Украине до христианской эпохи также существовал культ Солнца. Главному светилу молились, радовались, просили защиты от тьмы, хорошего урожая, здоровья и достатка. Наши предки верили, что в декабре и январе Солнцем рождается новая чудодейственная сила, которая наполняет души людей, животных и все создания живого и неживого мира. Праздник этот ждали с особой радостью и надеждой.
Приготовления к Рождеству 2019: подготовка к празднику
Подготовку к празднику начинали с лета: заготавливали лучшие дрова, готовили большое количество съедобных запасов и всевозможных наливок, варили мед, покупали новую посуду. Хозяйка заботилась о новой одежде для себя, мужа и детей, которая обязательно должна была быть светлых оттенков (т.е. нести в себе радость).
По церковной традиции Рождеству предшествует сорокадневный пост (Рождественский пост). Во время него очищалось не только тело, но и наводился порядок в доме и на дворе: чинился воз и сани, белили комнату, мазался пол глиной, вывешивали лучшие рушники. Печь раскрашивалась фантастическими цветами и птицами, а стены символами, которые теперь можно встретить на писанках. Уголок, в котором висела икона, торжественно украшали и ставили туда светящуюся лампадку.
Хозяин с хозяйкой в это время рассчитывались с долгами и возвращали то, что сами одолжили в течение года. В наше время этот период можно использовать и для подведения итогов: как в материальном, так и духовном плане — пересмотреть все вещи в доме и избавится от ненужных и с благодарностью вспомнить прошедший год, события и людей.
Приготовление блюд на Рожде ство
Чтобы успеть приготовить все кушанья, хозяйка просыпалась очень рано — в час или два ночи. Воду для приготовления еды набирала до восхода солнца. Печь разжигала 7 или 12 бревнами, которые были заготовлены с лета. Считалось, что необходимо приготовить 12 постных блюд — по количеству апостолов. В дохристианской эпохе 12 блюд соответствовали месяцам года. Кушанья включали все плоды, которые выращивались хозяевами на огороде, чтобы задобрить духов и попросить об урожайности в наступающем году.
Кутья и узвар варились первыми. Для кути был особенный горшочек. Он всегда покупался новый, либо в нем ничего не варилось, кроме кутьи. Узвар варился из сушеных яблок, груш, слив и вишни. Хозяйка также готовила голубцы, капустняк с пшеном и фасолью, горох, борщ постный с карасями, гречневую и пшенную кашу, вареники с капустой и картошкой. Жарила рыбу, пекла блины из кислого теста, готовила блюда с грибами. И хотя на Святой вечер выпадало много работы, женщина сохраняла в доме чистоту. Считалось, что если будет много мусора то летом лен, морковь и лук зарастут травой.
Пока жена с дочерьми готовили блюда, мужчина обходил весь двор: стелил свежую солому, вычищал хлева, давал животным есть и пить, готовил зерно курам, чтобы не делать этого во время праздника. После всюду посыпал маком, чтобы злая сила не смогла проникнуть к нему во двор, ни к людям, ни к животным. В течение всего дня семья постилась, только маленьким детям разрешалось съесть чуть-чуть отварного картофеля.
Приглашение гостей на праздничный ужин
Наступление сумерек означало, что хозяйке пора накрывать на стол, а появление на небосклоне первой звезды — что Святой вечер (Сочельник) начался. Перед началом ужина вся семья молилась за умершие души, за тех, кто пропал без вести, а затем за всех присутствующих.
После молитвы хозяин брал несколько ложек кутьи и по ложке от каждого блюда, мешал все с зерном и снова шел в хлев угощать животных, чтобы и они могли разделить праздник. Затем со свечой и кутьей в руках выходил в сени, закрывал за собой двери и трижды громко приглашал солнце, месяц, и все праведные и грешные души на Святой вечер. После выходил во двор и снова трижды приглашал мороз, буйный ветер и метель.
Вернувшись домой, он закрывал за собой все двери и уже никто из взрослых в этот вечер из дому не выходил, кроме детей и молодежи. После того, как все силы были приглашены в гости, семья рассаживалась за столом, предварительно продув место на лавке, чтобы нечаянно не придавить святую душу, которая могла прийти к ужину. Отец садился в центре стола, а все остальные рассаживались по старшинству. Первым кутью ел хозяин, трижды отчерпнув ложкой из посуды. Затем блюдо передавалась по ходу солнца (по часовой стрелке) другим членам семьи.
Если в семью приходил нежданный гость, его радушно принимали. Считалось, что он приносит счастье. Хорошей приметой было пригласить на рождественский ужин одиноких, бездомных и обездоленных. Святая вечеря считалась ужином всего рода. Стол после ужина не убирали, а на окно ставили кувшинчик с водой, верили, что ночью придут праведные души и еще раз сядут за стол.
В конце ужина глава семьи дарил детям сладости, а с женой обменивался рождественским подарками. Уже после ужина мама готовила узелок с едой, и дети несли его старейшинам рода. Считалось, что чистый и невинный ребенок своим приходом принесет в дом счастье, здоровье и достаток. «Нести вечерю» означало уважать старейшин, вместе делить судьбу, добро, надежду, богатство со старейшинами рода и помнить об умерших.
Колядующие
После Святого вечера начинались колядования. В зависимости от традиций села колядующие ходили в гости или в сам Святой вечер, или на следующий день, а некоторые и через день после Рождества. Готовились колядовать (учили колядки, делали рождественскую звезду, разучивали сценарий вертепа и т.д.) с 27 ноября (дня св. Филиппа).
Колядовали только мальчики, так как на все большие праздники хорошей приметой считалось, что в доме должен появляться первым мужчина. В группе выбирали бойкого атамана, «михоношу» с торбой для подарков и ответственного за ношение рождественской звезды. Атаманом чаще всего был юноша, почитаемый в селе, который умел пошутить и запеть песню, чтобы все подхватили.
Колядующие не имели права брать подарки в руки, хозяин их должен был положить прямо в торбу. Расплачивались за колядки орехами и яблоками, пампушками и блинами, улыбками и шутками. Просить деньги или шутливо угрожать было не принято. Ведь главной миссией колядующих было бескорыстно поделиться новостью о рождении Иисуса.
Гадания на Рожде ство
Наших предков в первую очередь интересовали вопросы о здоровье членов семьи и женитьбе детей. Поэтому все гадания на Рождество строились так, чтобы возможно было отыскать вопросы на эти ответы. Любое гадание на Рождество было в первую очередь забавой и не несло в себе злого умысла.
Чтобы определить с какой стороны ждать суженную или суженного, парни и девушки выбегали на улицу и слушали откуда «гавкнет собака» — там и искать свою судьбу. Если же лай собак слышался во время ужина, то верили, что скоро в семью придут сваты и дочь будет счастлива в браке.
После ужина молодые девушки забегали в дровяной сарай и быстро брали в охапку бревна. Дома пересчитывали: если парное число — выйдут замуж в этом году. Те, кто сорвал в день Андрея вишневую ветку и поставил в воду, ждали: расцветет ли она? Если да, то это тоже означало быстрое замужество. А весной эту веточку высаживали возле дома.
Молодожены гадали на пол ребенка. Кольцо подвешивали на волоске или нитке и медленно опускали возле руки мужчины. Если кольцо начинало совершать круговые движения — родится девочка, если движения маятника — мальчик, если кольцо не двигались — в этом году детей не будет.
Что нельзя делать в рождественскую ночь
Нельзя было спать, тяжело работать, выносить мусор и заметать в хате. Мусор и солома символизировали старость, смерть, потусторонний мир. И хотя на Пасху и Ивана Купала существовал обычай очищения — сжигания мусора, на Рождество верили, что в соломе могут собираться души умерших, которые слетелись на праздник в родные дома и которые могли там пробыть до Старого Нового года. Поэтому сжигали мусор и солому после 14 января, а иногда и после Крещения.
Символы Рождества
«Дидух» делался из колосков пшеницы или жита, собранных в августе в конце жныв. Он был символом семейного достатка, а в дохристианские времена считалось, что в нем живет дух опекуна и защитника людей. Зерна с «дидуха» сохраняли до весны, и затем добавляли их к посевным. Считалось, что тогда урожай будет богаче. Вносили «дидух» в хату 6 января, ставили в уголок возле иконы и поручалось это только мужчине.
Кутья — главное и поминальное блюдо Святого вечера, приготовленное из зерен пшеницы и заправленное маком и сладким медом. Зерна имеют способность долго сохраняться и оживать после столетия «сна». А цепочка «семя-растение-семя» символизирует вечный круговорот и бесконечную жизнь.
Хлеб — символ жизни, смерти и воскрешения. На рождество выпекали много разных видов хлеба. Рождественский калач круглый, как солнце, и заплетенный в косу. Кныш — круглый хлеб с малюсеньким хлебчиком сверху — для душ умерших. Пироги с капустой, фасолью и маком, которые символизировали семейный достаток.
Стол , за которым вся семья собиралась во время ужина, был символом единения. За ним происходил обмен духовными ценностями и традициями. Если кого-то из семьи на Рождество не было дома, ему все равно оставляли на столе прибор.
Рождественские приметы
С 6 на 7 января небо звездное — год будет урожайным.
Если метель в канун Рождества — будет ранняя листва.
Если Рождество теплое — весна будет холодная.
Снег 7 января — к хорошему году.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://mudrost.mirtesen.ru/blog/43241149574/Magiya-Rozhdestva:-traditsii,-istoriya-i-legendyi-lyubimogo-vsem
Рождество Христово: Чудо прихода на землю Живого Бога
Сегодня для всей Вселенной, знают об этом люди или не знают, для всей природы, мы поем чудо прихода на землю Живого Бога. Как говорит один из Отцов Церкви, Феофан Затворник, до Воплощения Божие присутствие было подобно волнам морским, которые бьют о берег морской; теперь же, с приходом Господа Иисуса Христа на землю, Божественное присутствие пронизывает все. Принимая крещение, получая миропомазание, причащаясь Святых Тайн, мы делаемся, как говорит опять-таки один из больших наставников Православной Церкви, присутствием на земля воплощенного Христа. И какая радость думать, что Бог наш стал теперь как бы живой частью нашего, сотворенного Им, мира.
Но одно мы должны помнить: какой это случилось ценой. Мы всегда думаем о воплощении Христа как о радости: родился Ребенок у Пречистой Девы Богородицы; но мы не помним о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни. Поэтому, празднуя сегодня Рождество Христово, будем радоваться, будем ликовать о том, что Бог стал одним из нас, человеком навсегда, и что мы стали Его братьями. Его сестрами по человечеству, но также и по благодати, потому что Он нам дал Духа Своего Святого, Который нас пронизывает и делает родными Ему, родными Воплощенному Богу.
Есть древняя икона рождества Христова, где Спаситель не лежит в яслях, а на жертвеннике, потому что Он родился для того, чтобы умереть за нас, чтобы Свою жизнь нам дать, чтобы мы приобщились вечной жизни и, поистине, Божественной жизни через Его смерть и Воскресение.
Поэтому с какой благодарностью должны мы сегодня праздновать этот день Рождества Христова, но также, с каким чувством глубокой ответственности! Мы не можем легко к этому отнестись; если Бог стал человеком ценой Своей жизни и смерти, потому что так Он нас возлюбил, так Он поверил в нас, мы должны ответить на Его веру в нас творческой верностью. Поэтому начнем сегодня, еще раз, еще раз новую жизнь, достойную той любви, которую Бог явил нам Своим воплощением, Своей жизнью. Своей смертью, Своим воскресением, тем, что Он стал одним из нас, чтобы мы стали детьми Божиими.
Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем с такой легкостью сердца, с такой благодарностью и радостью, заслуживает внимания не только нас, людей, но и всей твари, потому что это Рождество Христово, воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари.
Бог, во Христе, явился нам небывалым и непостижимым образом. Языческие народы могли себе представить Бога великого, Бога небесного, как бы воплощающего все великое, величественное, дивное, о чем человек может мечтать на земле. Но только Бог мог открыться человеку, каким Он открылся в Рождестве Христовом: Бог стал одним из нас. Но не в славе, а в немощи; беспомощным и обездоленным; уязвимым и как будто побежденным; презренным для всех, кто верит только в силу и в земное величие. В эту первую ночь, когда Бог стал человеком, когда Самый Живой Бог обитал плотью среди нас на земле, Он приобщился к самой тяжелой человеческой обездоленности. Никто не принял Его Мать под кров свой; все сочли Его чужим, все отослали Его на далекий, бесконечный путь, который простирался перед странниками без крова и без привета. И они пошли — и в эту первую ночь Христос приобщился всем тем, которые из века в век проходят через жизнь и телесно, и духовно отброшенными, презренными, нежеланными, исключенными из человеческого общества. А таких людей в истории человечества — несметное количество. И по сей день — увы! — в больших городах и на просторах земных сколько таких людей, которым некуда пойти, которых никто не ждет, о которых никто не воздыхает, которым никто не готов открыть свой дом, потому что они чужие или потому что страшно приобщиться судьбе людей, обездоленных не только несчастьем, но человеческой злобой: ставших чужими, потому что люди, другие люди из своего сердца и из своей судьбы их исключили. Одиночество — страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей, было долей Пречистой Девы Богородицы, Иосифа Обручника и только что родившегося Христа. Он был чужой, никем не желанный, исключенный и выброшенный. Это — начало пути Его; и на этом пути Он приобщился, как я сказал, всем, кто так живет и в наше время, чужим среди людей, которые должны быть для них братьями; презренны они, побеждены — подлостью, трусостью и злобой человеческой. Уязвимы они по хрупкости своей, по беззащитности своей. Наше дело, христиан, увидеть в них образ Того Бога, Которого мы благоговейно сегодня чтим, и таких принять, как мы приняли бы теперь Христа, если бы Он явился перед нами обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, ненавидимым, гонимым…
Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет. Он стал одним из нас в нашем унижении и в обездоленности нашей; и Он не постыдился нас, «стал как мы все», не только по материальной, земной, физической обездоленности, не только по душевной оставленности любовью людской, но потому, что Он сроднился — через Свою любовь, через Свое понимание, через Свое прощение и милосердие, — Он сроднился и с теми, которых другие от себя отталкивали, потому что те были грешниками. Он пришел не праведных, Он пришел грешников возлюбить и взыскать. Он пришел для того, чтобы ни один человек, который потерял к себе самому уважение, не мог подумать, что Бог потерял уважение к нему, что больше Бог в нем не видит кого-то достойного Своей любви. Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас. Бог в нас верит, Бог стоит стражем нашего человеческого достоинства. Бог — хранитель нашей чести, и ради того, чтобы мы могли в это поверить, это увидеть воочию, наш Бог становится обездоленным, беспомощным Человеком. Только те, которые верят в силу и ни во что иное, только те, которые верят в свою праведность, не найдут пути к Нему, пока не покаются, пока не увидят, что смирение, любовь, жалость, милосердие — закон жизни.
Но во Христе не только явился нам Бог с Его любовью, верой в нас, как страж нашего достоинства, как блюститель нашей правды — Он явил нам величие человека. Если Бог мог сущностно стать Человеком, неужели мы не понимаем, как велик человек? Неужели не понимаем: человек так велик, что Бог может стать Человеком и человек остается собой? И что так велика тварь, которую Бог призвал к бытию, что человек может вместить в себя Бога? И что вещество, наша плоть, наша кровь, кость наша, всё вещество наше способно быть Бого-носным, соединиться с Божеством и остаться собой? И явиться нам в славе, величии, которого мы не видим, но которое видит Бог, ради которого Он нас сотворил и все сотворил?
Всмотримся в этот образ Воплощения: Христос нам явил смирение и любовь Божию, веру Божию во всю тварь, в нас, грешников, падших, и нам явил одновременно, как мы можем быть велики и как глубока, бездонно глубока тварь Господня. Вот с этой верой мы можем жить, можем становиться людьми во всю меру Христова воплощения, и рассматривать мир, в котором мы живем, не только как мертвый материал, а как то, что призвано стать в конце концов как бы видимым одеянием Божества, когда Бог станет всем во всем.
Какая слава, какая радость и надежда! Воспоем с благоговением, любовию и трепетом Рождество Христово; оно для нас жизнь вечная уже на земле, и оно — слава всего тварного в вечности на небеси. Аминь!
И Бог призывает нас помнить это, и призывает нас такими быть не только в нашей христианской среде, но и среди всего окружающего мира: относиться к каждому человеку с такой справедливостью, не судящей и осуждающей, а видящей в каждом человеке всю красоту, которой Бог наделил его и которую мы называем образом Божиим в человеке, преклоняться перед этой красотой, помогать этой красоте воссиять во всей ее славе, рассеивая все злое и темное и, признавая ее в каждом, дать путь этой красоте стать реальностью и победить, восторжествовать.
Он открыл нам также такую любовь, какой прежний мир не знал, а современный мир, так же как и древний мир, так боится: любовь, которая согласна быть уязвимой, беспомощной, изливающейся, истощающей себя, щедрой, жертвенной; любовь, которая дает без меры; любовь, которая дает не только то, что имеет, но самое себя. Вот что Евангелие, вот что Воплощение принесли в мир, и это в мире пребывает. Христос сказал, что свет во тьме светит, и тьма не может объять его, но не может и погасить. И свет этот светит и будет светить, но победит он только, если мы станем его провозвестниками и делателями заповедей о правде и о любви, если мы примем Божие видение о мире и принесем его всему миру — нашу веру, то есть нашу уверенность и надежду, единственную силу, которая может помочь другим начать жить по-новому. Но для того, чтобы начать жить заново, они должны увидеть новизну в нас. Мир зачаточно стал новым через соединение Бога с человеком, когда Слово стало плотью; мы теперь должны стать откровением этой новизны, славой и сиянием Божиими во тьме или сумерках этого мира.
Да даст нам Господь смелость и любовь, великодушие быть Его провозвестниками и свидетелями, и да будет благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков! Аминь.
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-chudo-prixoda-na-zemlyu-zhivogo-boga/