Комплекс зимнего календарного периода. Зимние Святки
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных, но в равной мере архаичных элементов.
Одним из таких элементов были солнечные фазы:
- зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету),
- весеннее равноденствие (начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ)
- летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая).
- осеннее равноденствие (очень слабо отмечено в этнографических записях).
Постепенно на протяжении многих веков создалась очень сложная и многоосновная система русских народных праздников. Можно надеяться на то, что этнографы, располагающие огромным фондом записей о праздниках и календарных обрядах, дадут вскоре обобщающее исследование об этом важном разделе народной старины, освещая зимний цикл обрядов.
В этой статье удастся коснуться лишь основных праздников, с которыми, может быть, связан тот или иной археологический материал. Выбор подсказан календарями IV в.: на одном из них (из Лепесовки) знаками солнечного креста отмечены декабрьско-январские новогодние святки, масленица, как праздник весеннего равноденствия (около 25 марта), и двойным крестом с добавлением знака воды — комплекс летних купальских празднеств (24-29 июня).
Из трех месяцев, отмеченных на новогоднем сосуде-календаре (ритуальные сосуды IV в. н. э. из Лепесовки) солнечными крестами, два праздничных срока — зимние святки и купальские обряды — дожили до наших дней на своих местах в годичном цикле.
Рассмотрим сначала один из основных праздничных комплексов: зимние святки (24 декабря — 6 января).
Святки
Иначе Коляды, «Калядныя святкi» (белор.)
Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свЯтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до крещенского освящения воды.
Святочные праздники иначе еще назывались зимними русалиями.
Они отмечались с 24-го на 25.12 по 7.01 — Рождество Христово, или Коляда, Виноградие, Щедровка, Авсень.
С 1.01 по 14.01 — Святые вечера св. Василия Великого, Васильев день, Новый год.
С 6.01 по 19.01 — Страстные вечера, Крещение — Богоявление, Велесов день.
Ночь с 24-го на 25 декабря (по старому стилю у православных и по новому — у католиков) являлась Рождественским сочельником. Он как бы подводил черту под прожитым годом, завершал Рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества — Святки.
Этимология и названия
Святки (от праслав. svętъ, svętъjь) — старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день (ср.: Червоные Святки, Зелёные Святки).
- рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды, колёды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.), окрутники (новг.), кудеса (новг., вологод.), субботки (псков.);
- зап.-белор. калядныя святкi; мiж каляд, помiж каляд (то есть ‘между колядами’); либо калядныя святкi, калядныя нядзелi;
- полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество;
- польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory;
- чеш. Vánoce («святые ночи»), Hody;
- словацк. Vianoce, Hody, sviatky;
- словен. Volčje noči (штир.) (также см. Вучаренье);
- сербохорв.( некрштены дани);
- в.болг. мръсни дни (нощи), погани дни; з.-болг. некрстени дни, некрштены дани; в Родопах — караконджерови дни, дяволски деня, вампирски дéн’ове, поганските дни, буганите дене.
О комплексе
Святки особенно насыщены магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, что выделяет святки из всего календарного года.
Мифологическое значение святок определяется их «пограничным» характером —в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель, и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью.
С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: «слава хлебу», гадания о замужестве и т. д.
Этнографические материалы о зимних святках подвергнуты тщательному анализу в книге В. И. Чичерова, а также в первом томе «Язычества» где академик Рыбаков внес некоторые дополнения, касающиеся культа Волоса-Велеса (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 421-431.), а в 4 главе этой книги приведены данные о заклинании урожая под Новый год.
Многие эпизоды новогодних игрищ тоже восходят к разным обрядам разных месяцев года (сожжение чучела, имитация похорон и др.). Возникает мысль о том, что 12 праздничных дней могли быть посвящены всем 12 месяцам года: среди аксессуаров святочных празднеств мы видим и сноп, связанный с месяцем жатвы августом-серпнем, и соломенную куклу (март или июнь), маски тура (январь, «велесовы дни» или апрель), коня (апрель, июнь), медведя (март). Обрядовые действия связаны с похоронами («радуница», «родительские субботы») и со свадьбами; песни связаны с пахотой («кликать плугу») и с урожаем (сентябрь), часть плясок связана с русалиями…
Одним словом, в двенадцатидневных новогодних игрищах встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в наступающем году.
На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья ‘Рождественский сочельник’, Друга или Середня кутья ‘канун Нового года’, Трэтья или Последняя кутья ‘канун Крещения’ (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная.
Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́». (Ср. также укр. киев. святый тыждень). В Полесье две недели Святок могли называть соответственно Пэршыи сьвичкы и Другыи сьвичкы (брест.).
Перечислим весь комплекс со всеми известными святочными элементами о которых далее пойдёт речь в следующих статьях:
- ряженье
- колядование, щедрование
- вождение козы, медведя, тура
- Святочные гадания
- подблюдные песни
- Метелица (танец)
- Светлая неделя в славянской традиции
- Женитьба Терешки — обрядовая белорусская игра
- Коляда
- Васильев вечер
- Щедрый вечер
- Крещенский вечер
- изгнание Святок
Источники:
- Забылин М.// Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.1880:
- Б.А. Рыбаков. // Язычество Древней Руси//Языческие обряды и празднества XI — XIII веков
- Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого;
- Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- А. А. К о р и н ф с к и й // Народная Русь.
- Д. И. Успенский. //Посиделки (в Тульском и Веневском уездах). — «Этногр. обозрение», 1891, № 3, стр. 227— 230. О девичьих весельях на покров и в следующие за ним дни.
- И. Щуров. //Календарь народных примет, обычаев и поверьев на Руси,
- Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. — М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. — С. 595–596. — ISBN 5-373-00239-9.
- Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале XX века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Белгород: БелГУ, 2007. — Т. 4, № 8. — С. 114–120. — ISSN 1990-5327.
- Христианский памятник, содержащий в себе исчисление праздников и святых, прославляемых православною греко-российскою церковию, краткие жизнеописания святых, духовные стихотворения, благочестивые размышления, пасхалию на 100 лет, с описанием монастырей и соборов, хронологию, доведенную от сотворения мира до 1861 года; с присовокуплением.хозяйственных замечаний, врачебных наставлений и других общеполезных сведений и с картинами». И зд. 3, исправленное и умноженное.
- Иждивением Н. Кузнецовой. В типографии П. Глушкова. М., 1863.
Источник статьи: http://www.fond-svetoslav.ru/articles/40-kompleks-zimnego-kalendarnogo-perioda-zimnie-svjatki.html
Зимние приметы и обрядовые праздники славян
Зима у славян ассоциировалась со смертью, когда все живое застывает в мертвом сне, и неизвестно, проснется ли с первыми весенними лучами. Зимние приметы нацелены на предсказание, каким будет следующий год, а с помощью магических ритуалов славяне призывали в дом богатство, урожай и здоровье.
Примеры популярных примет:
- Какой по погоде первый день зимы, такой и первый день весны будет.
- Теплая зима – холодное лето.
- Если солнце ярко светит на Коляду – все святки солнечные будут.
- Если снегу много в начале зимы – дождей будет много в начале лета.
Для того, чтобы задобрить духов и богов, у наших предков было целое множество как повседневных обрядов, так и обрядов-праздников, которые отмечались целыми поселениями.
Обрядовые праздники
Одним из главных зимних праздников был День зимнего Солнцестояния, праздник Коляды. В этот день жгли очистительные костры, чтобы прогнать нечисть, подавались блюда с кабаниной или другим мясом, устраивались народные гуляния.
25 декабря отмечался Спиридон солнцеворот. Этот праздник был словно шаг навстречу весне. Народ жег костры, а утром закликал солнышко. С гор скатывали горящие колеса, которые символизировали солнце.
Примечательно то, что у славян наблюдалось ранее смешение языческих обрядов с христианскими праздниками. Ярким примером тому является святочный период, где ожидание Рождества Христова перемешивается с ряжением, колядками и гаданиями.
Празднование Святок с обилием развлечений и вкуснейших блюд помогало пережить холодное и суровое время. В эти дни готовили кашу с медом и изюмом, сладкие пироги с творогом (сочни). В качестве жертвы Коляде приносили утку или поросенка, которые потом становились главным блюдом праздничного стола.
Молодежь во время колядок рядилась в мифических существ, животных и ходила по дворам с требованием угощения – за подношение она славила и благодарила хозяев. Обделить же колядующих было нельзя – считалось, что это уведет от дома удачу и богатство.
13 января отмечался Новый год (Старый). К этому празднику хозяйки готовились заранее, на столы выставляли самые вкусные яства. Ведь как Новый год встретишь, так и его проживешь. Этот праздник назывался Авсень, а новогодний сочельник – Васильев вечер.
Приметы на сочельник:
- Снежная погода – к хорошим хлебам;
- Погода ясная – к урожаю гороха.
Через месяц после Сочельника и Рождества, 6 февраля, наступали Велесовы святки. В это время пары играли свадьбы, проводились обряды по защите двора, жилища, скотины. Каждый день праздник по-особенному назывался: Велес Коровник, Телятник, Лукавый, Студеный.
12 февраля считался днем встречи весны и зимы, и носил название – Велесова среча. В этот день все от мала до велика закликали весну. Это делалось для того, чтобы весна пришла как можно скорее, уж очень тяжелым периодом была зима для наших предков, несмотря на множество веселых праздников и обрядов.
В наши дни нет необходимости строить свою жизнь по народным приметам и совершать обряды. Человек 21 века создал себе все для комфортной и удобной жизни. Но, как иногда интересно обратиться к своим истокам и вспомнить, как все начиналось и «откуда мы есть, пошли».
Источник статьи: http://poznavaemoe.ru/zimnie-primety-i-obryadovye-prazdniki-slavyan/
Русские календарно-обрядовые праздники зимнего цикла и их художественные элементы
В разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Люди отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.
Сущность обрядов и песен зимнего календаря и состояла именно в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая – от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним землевладельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй – на улице.
Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, песнями и танцами.
25 декабря – Спиридон – солнцеворот. Это событие народ исстари отмечал празднествами, которые посвящались подготовке к новому хозяйственному году. После зимнего солнцестояния (самого короткого дня в году солнце «поворачивается» на лето). Повинуясь старинному обычаю, в период солнцеворота жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и закликали солнышко. Скатывали с гор горящее колесо, зазывая при этом весну. Горящее колесо символизировало разгорающееся солнце, которое вступило в новую, предвесеннюю фазу.
Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадания, ряженья, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым – славление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие – Рождество Христово.
Более тысячи лет прошло со времени принятия Русью Христианства. Тесно переплелись древние народные праздники в честь разгорающегося светила (рождество солнца) с теми, которые были привнесены православным вероучением (Рождество Христа). Они взаимно обогатили друг друга, а зимние народные гуляния от Рождества до Крещения (6 – 19 января) получили наименование Святых вечеров или Святок.
Важнейшее место в святочных обрядах занимали девичьи гадания. Гадание когда – то было обрядовым действом, сопровождавшим и производственную и семейную жизнь. Гадали и женщины, и мужчины но уже в XVIII веке гадали преимущественно девушки, желавшие узнать выйдут ли они в этом году замуж, каковы будут муж, свекровь и пр.
6 января – Сочельник был днем для «постной» службы. Весь этот день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой в эти дни была кутья (сочиво) — жидкая каша из риса с медом и изюмом: до Рождества – постная, на Рождество – щедрая. В Сочельник вечером перед тем, как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, вся семья выходила во двор. Примечали:
Погода ясная и небо звездное – к урожаю гороха.
Снежная погода – к добрым хлебам.
Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Открывал дверь и приглашал «мороз» на кутью, просил его не нападать весной на жито, пшеницу, не губить посевы. По старому обычаю к этому дню из пшеничной муки пекли обрядовой печенье – изображения домашних животных и птиц. Их выставляли на подоконник для показа тому, кто проходил мимо; вечером их в качестве подарков рассылали родным и знакомым.
7 января – Рождество. В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней службы молодежь и дети начинали колядовать. Колядки – коротенькие песни, в которых славят Христа, хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства, здоровья, добра. Колядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа. Выбирали также человека, который собирал дары – мехоношу.
Колядка состоит из нескольких частей. В ней должны присутствовать:
— сообщение о том, что идут колядовщики;
— просьба одарить колядовщиков;
— поздравление с Рождеством, Новым годом.
Колядовщиков одаривали различными вкусностями, деньгами и т.п. Иногда хозяева прогоняли непрошеных гостей, и тогда исполнялись корильные колядки, содержание которых менялось: к примеру, в них были шуточные угрозы «увести козу», «разбить чугунки»… Иногда колядовщики ходили с вертепом. Это был ящик с двумя ярусами, в нем с помощью деревянных фигурок представляли сценки, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. На Рождество больше преобладали колядки, славившие Христа и рождественские песни.
13 января – Новый год (старый). Авсень. Вечер накануне Нового года называется Васильевым вечером или богатым вечером. Так же, как и на Рождество, было принято колядовать, но колядки эти назывались Авсенем, Таусенем, Усенем. В это время и взрослые, и дети ходят по домам, поздравляют хозяев с новым годом и в предвестии урожая посыпают (обсеивают) зерном. К Авсеню в деревнях делают домашнюю колбасу, начиняют желудки, варят свиные ножки, потом их раздают «обсыпалам». Началу Нового года приписывалась особая значимость: как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому старались, чтобы люди были веселые, нарядные, стол изобильным, и все желали друг другу счастья, удачи и здоровья.
В народном календаре февраль называется «сечень» за то, что крепко сечет метелью да вьюгой, а также отсекает зиму от весны. И хотя поскрипывает еще снежок под ногами, а мороз щиплет щеки, это уже не пугает. Именно на конец февраля – начало марта и приходилось время празднования Масленицы. Она не имеет точного срока, начинается за 56 дней до Пасхи и длится неделю. С незапамятных времен масленица слывет самым разгульным и веселым предвесенним праздником. Из всех древних славянских праздников Масленица – самый древний. Он возник задолго до принятия Русью христианства. Масленица была узаконена православной церковью как религиозный праздник. В продолжении этой недели еще разрешается употреблять коровье молоко, масло, в то время как во время поста ели только конопляное.
Масленица состоит из трех частей: встречи в понедельник, перелома в широкий четверг и прощания в воскресенье. Каждый день недели имеет название.
Понедельник – встреча. В этот день изготавливали соломенное чучело, рядили мужское или женское платье.
Вторник – заигрыши. С утра молодежь выходила кататься на горках, угощали друг друга блинами.
Среда – лакомка. Тещи пекли блины и звали в гости своих зятьев, а также всю родню.
Четверг – широкий разгул, перелом, массовое катание с гор на санях. Масленицу возили по деревне на телеге.
Пятница – тещины вечерочки. Зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе на блины. Во многих селах строили снежные крепости, а затем сельчане делились на две группы: одна защищала крепость, а вторая пыталась ее взять.
Воскресенье – проводы, прощеный день. В этот день прощались с Масленицей, сжигали ее чучело на площади, пепел рассыпали по полю и пели весенние заклички. В прощеное воскресенье был обычай просить друг у друга прощения и целоваться в знак прощения.
В течение всей недели главное угощение – блины. Еще с язычества от круглых пресных лепешек ведут свою историю блины – круглые, желтые, горячие, как само солнце. Каждая хозяйка держала в секрете свой рецепт, чтобы удивить своими блинами гостей.
Смысл масленичных обрядов многозначный. С одной стороны, в них, несомненно, тема победы весны над зимой и похороны Масленицы – похороны зимы. С другой стороны, в этих обрядах отражается и магический земледельческий характер календаря, и просо веселый праздник предвесеннего времени.
Источник статьи: http://studopedia.ru/10_144345_russkie-kalendarno-obryadovie-prazdniki-zimnego-tsikla-i-ih-hudozhestvennie-elementi.html