Кузьминки осенние
Кузьминки осенние | |
---|---|
На вечеринке. 1910 | |
Тип | народно-православный |
иначе | Кузьма и Демьян — рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины |
также | Косма и Дамиан (христ.) |
Значение | первая встреча зимы |
Установлен | вероятно имеет древние дохристианские корни |
Отмечается | славянами |
Дата | 1 (14) ноября |
Празднование | девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку |
Традиции | обряд задабривания Домового в Ярославской губернии |
Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины) — день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки — снимали избу и справляли «курячьи именины».
Содержание
Другие названия
Кузьма и Демьян — рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).
В церковном календаре
В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305—311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).
Обряды дня
В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.
В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам — собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.
Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.
В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.
В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.
Легенда о Кyзьмодемьяне
Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.
В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.
Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.
Поговорки и приметы
Кузьминки — об осени поминки. Кузьминки — встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян — до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян — кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца — что стукнул, то гривна.
Кузьма-Демьян — куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян — куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу — на стол, цыплёнка — попу.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1815419
Сценарий русского фольклорного праздника «Кузьминки»
Татьяна Истомина
Сценарий русского фольклорного праздника «Кузьминки»
В нашем городе вот уже второй год проводится фестиваль-конкурс национально-обрядовых праздников, игр и забав среди педагогов и воспитанников «Солнцеворот» В этом году я, воспитатели старшей, второй младшей группы и воспитанники старшей группы объединились для участия в этом празднике. В фестивале приняли участие 8 ДОУ нашего города. Более 150 участников-воспитанников и 70 педагогов приняли в нем участие. Наш коллектив представлял народный праздник «Кузьминки«.Сценарий этого выступления я представляю вашему вниманию. Временное ограничение на фестивале не более 15 минут.
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки»
Цель: Приобщение воспитанников и педагогов к календарно-обрядовым русским праздникам.
Задачи: Воспитывать у детей интерес к духовному богатству русской земли, мировой культуре, прививать уважение и любовь к обычаям наших предков.
Ход праздника:
На завалинках, светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!
Под русскую народную музыку «Пойду ль я, да выйду» входят Хозяин с Хозяйкой.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли
сегодня туманиться, грустить да печалиться?
Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.
Ото всех дверей,
Под русскую народную музыку входят девочки старшей группы.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!
1-я гостья:Не беспокойся, Хозяюшка.
Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.
Хозяин:У нас для каждого найдется и словечко и местечко.
2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.
Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня в ссыпчину да вскладчину.
Девочки со словами выставляют на стол принесенные угощения.
1-я гостья:Тут и каша, и лепешки!
2-я гостья:И пироги, и яички!
Взрослый: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.
Хозяйка:Да, Кузьминки – куриные именины.
3-я гостья:Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.
Дети исполняют народный танец «Прялица»на песню «Уж ты прялица, кокорица моя»
Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?
Хозяин: Скоро, скоро будут!
Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.
Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!
1-я девочка: Прялка не бог, а рубаху дает!
2-я девочка: Не ленись прясть, хорошо оденешься!
Дети исполняют народную песню “В низенькой светелке ”.
Хозяйка:Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете
Хозяйка:Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
Праздник этот ремесла,
Домашнего очага, Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!
Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!
звучит народная песня «Из-за леса, из-за рощи, вышла ротушка солдат»
Заходят мальчики с Хозяином, в руках Леденцы-петушки, у хозяина петух-чучело (игрушка)
Хозяин: Здравия желаю, Хозяйка!
Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.
Хозяин: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.
1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.
2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!
3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!
Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!
5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!
Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
Хозяин: Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших ребят?
Хозяйка: Ты, что-то, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли сюда с девчатами поиграть?
Исполняется игровая песня “Гори, гори ясно»
Образовываются несколько пар. Исполняется “Парная пляска”.
Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли. Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!
Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.
Хозяйка: Венчать их пора, венчать!
Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.
В конце песни чучело падает.
Невеста: Ох, упал, родимый!
Девочка: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил.
Девочка: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя повеселим!
Исполняется песня “Как у наших, у ворот!” (С оркестром.)
Девочка: Ох, размилые наши подруженьки, Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?
Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.
Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая.
«Прилёт птиц». Сценарий фольклорного праздника Цель: Установление теплых, доброжелательных отношений в совместной творческой деятельности взрослых и детей. Задачи: Познакомить детей с.
Сценарий фольклорного праздника к Дню матери «У самовара я и моя мама» Сценарий праздника на фольклорном материале, посвященного Дню матери «Посиделки с мамами» Цель: Воспитывать любовь и уважение к матери,.
Сценарий фольклорного праздника «Троица» Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы. «Троица» Автор: Маклакова Е. М. музыкальный руководитель МДОУ Новоспасский детский.
Сценарий фольклорного праздника «Город мастеров» Конспект фольклорного мероприятия «Город мастеров» Под русскую народную мелодию заходят дети в костюмах с ведущей. Вед:Ото всех дверей.
Сценарий фольклорного праздника «Именинница Осень» Сценарий фольклорного праздника «Именинница Осень» Дети в русских народных костюмах выходят в зал: Девочка: Ой, посмотрите-ка скорей,.
Сценарий фольклорного праздника «Осенины» старший дошкольный возраст. СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «ОСЕНИНЫ» старший дошкольный возраст. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского.
Сценарий фольклорного праздника «Осенняя ярмарка» Под музыку забегают 2 скомороха с дудками, танцуют 1-й Скоморох (Фома): Здравствуйте, почтенные господа! Мы приехали на ярмарку сюда..
Сценарий фольклорного праздника «Петров день» Сценарий фольклорного праздника «Петров день» с ИКТ, кукольным театром и Русской красавицей перед ширмойМузыкальный руководитель Татьяна.
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики,.
Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой» Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект «Знакомство с народной игрушкой». Детей подготовительной.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-ruskogo-folklornogo-prazdnika-kuzminki.html