Русские народные праздники проект 2 класс

Урок на тему «Праздники и обряды русского народа «

Презентация к уроку

1) образовательная: познакомить учащихся с праздниками и обрядами русского народа.

2) воспитательная: воспитание любви и интереса к культуре русского народа.

3) развивающая: развитие вокально-хоровых навыков – дикции на материале р.н.п. “Блины”.

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительная беседа. – Ребята, какое время года наступило? (Зима)

– Русский народ к месяцу декабрь подобрал поговорки. Послушайте и скажите, как вы их понимаете? (слайд №2)

1) “Декабрь спросит, что лето припасло” ( )
2) “Декабрь – шапка зимы” ( )

Издавна существовали приметы: “В декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к урожаю”.

– А какие зимние праздники издавна отмечали на Руси ?( Новый год, Рождество, Святки)

– В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. (Слайд № 3). Рождество – особое время для христиан, кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки.

Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках, дети поют песни-колядки.

– Ребята, кто знает, что такое колядки? ( )

– У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядками. Их пели, когда заходили с поздравлениями в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривали подарками, угощением. Считалось, чем больше дары, тем больше богатства будет в доме хозяина!

– Сейчас прозвучит песня “Тихая ночь” композитора Франца Грубера, которая стала Международным рождественским гимном.

– Послушайте внимательно и скажите как звучит мелодия песни, какое настроение передаёт музыка? (видео Ф. Грубер “Тихая ночь”)

Анализ – (музыка звучит светло, ласково, тепло, нежно, настроение немного грустное).

Рождество-это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.

(Слайд №4) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И.Чайковский)

П.И.Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года, 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, которые стали называться “Времена года”.

К месяцу Декабрь поэт В.Жуковский подобрал эпиграф (слайд №5)

“Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали”. (Слайд №6)

– Кто знает, что это за гадание? (куда укажет носок башмачка, там и суженого нужно искать).

Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!

Музыка “Декабря”, пожалуй не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.

– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?

– может ли настроение соответствовать времени года ?(видео П.И.Чайковский “Декабрь”

Анализ – какое было настроение? (грустное, задумчивое). И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Эта пьеса последняя в альбоме “Времена года”. Композитор прощается со своими слушателями. (Слайд №7)

…концерт окончен. Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется сейчас она звучит… И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас…

– А когда отмечается этот праздник вы мне сами расскажите. Как он называется? (слайд №8) (Масленица)

– А по какому случаю праздновали Масленицу? (когда провожали зиму).

– Что делали из соломы? (чучело)

Из соломы мастерили чучело Масленицы, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а потом сжигали. (Слайд№9).Хозяйки на масленицу пекли блины, которые напоминали жаркий круг солнца. И взрослые и дети катались на санях, пели масленичные песни. С одной из таких песен мы с вами познакомимся, называется она “Блины”.

– Какое настроение передаёт песня? Как она звучит?

(Видео р.н.п. “Блины”) (настоение праздничное, радостное, звучит весело)

Р.н.п. “Блины” – разучивание по мелодическим фразам.

Что за праздник изображён на слайде? (слайд№10) (Сабантуй)

Это русский праздник или башкирский? (башкирский)

Когда отмечается этот праздник? (летом) Правильно, Сабантуй ещё называют “праздником плуга”, и отмечают его тогда, когда урожай посажен и засеяны хлеба.

– Какие состязания устраиваются на этом празднике? ( )

– Какой главный приз этого праздника? (баран)

– В каком виде спорта нужно состязаться, чтобы получить главный приз праздника? (в борьбе). Таким образом, приз получает самый сильный.

Есть ещё один из любимейших русских праздников, вы мне сами его назовёте. (Слайд№11) (Пасха)

– Что делал русский народ на Пасху? (Пекли куличи и красили яйца).

6. Обобщение.

– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица, Пасха).

Я сейчас проверю, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/610298

Проект «Русские народные праздники»

Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год)

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет, 6 – 7 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

воспитание любви к родной культуре, знакомство с русским народным творчеством.

Цели проекта:

формирование у детей интереса к культуре, быту и искусству русского народа,

развитие нравственной и познавательной культуры дошкольников, развитие свободной творческой личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Русские народные праздники»»

Тип проекта: творческий, межгрупповой, долгосрочный (на учебный год)

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 – 6 лет, 6 – 7 лет

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект:

воспитание любви к родной культуре, знакомство с русским народным творчеством.

формирование у детей интереса к культуре, быту и искусству русского народа,

развитие нравственной и познавательной культуры дошкольников, развитие свободной творческой личности ребенка.

— познакомить с традициями русского народа, культурой, искусством, особенностями характера, поведения;

— закреплять понятие о видах и жанрах устного народного творчества.

— развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно — танцевальном творчестве русского народа;

— обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями;

— формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;

— развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия и художественное творчество.

— воспитывать культуру отношения к другому и самому себе;

— развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином);

— формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.

Для педагогов:

— обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме «Народное творчество, традиции, природа, как средство формирования культурного развития детей»;

— организовать педагогическую работу в соответствии с ФГТ к ООП дошкольного образования, с учетом полной интеграции образовательных областей, принципа комплексно-тематического планирования к построению образовательной деятельности с ведущей игровой деятельностью;

— проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:

— найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;

— активизировать участие родителей в жизни детского сада;

— повысить уровень педагогических знаний родителей;

— приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе;

— стимулировать родителей к поиску оптимального стиля общения с ребенком ;

— укрепить авторитет педагогов в семье, а родителей – в детском саду.

1-й этап: сентябрь – ноябрь 2013г.

-накопление фольклорного материала: потешек, пословиц, поговорок, частушек, загадок, народных игр, хороводов и т. д.;

-приобретение и изготовление пособий, русских народных костюмов по русской народной культуре;

— пополнение музея русскими народными инструментами;

-пополнение фонотеки русской народной музыкой;

-создание презентации русские народные инструменты;

— проведение досугов в подготовительных группах « Хлеб – всему голова»; в старших группах « Осенние посиделки», « Осенины».

2-й этап: декабрь – февраль 2013г.

-консультации для воспитателей « Народные праздники в России», « Русский народный костюм», «Хороводные игры», «Игрушки народных умельцев».

— информация для родителей в родительских уголках о народных традициях,праздниках, приметах;

— активное использование на занятиях с детьми народных песен, хороводов,игр, слушание народной музыки , знакомство с русскими народными инструментами;

-создание презентации « Русский народный костюм», « Русская изба»;

-проведение досугов в подготовительных группах «Раз в крещенский вечерок»,

« Богатырские забавы»; в старших группах « В гостях у бабушки Арины».

3-й этап: март – май 2013г.

-организация сюжетно-ролевых игр: «В русской избе»; «Посиделки»

— проведение праздников « Масленица», « Жаворонки»;

— проведение музыкальной гостиной с детьми старшей группы « У самовара собралась семья»; с детьми подготовительной группы « Веселая ярмарка».

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

— развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре;

— дети, мотивированные на изучение прошлого своей страны;

— сформированное чувство гордости за русский народ;

— созданная мотивация к активному участию в преобразовании родной страны в будущем.

Для педагогов:

— самореализация, повышение своего творческого потенциала;

— повышение компетентности в использовании в образовательной работе с детьми современных педагогических технологий (проектной деятельности, ИКТ).

Для родителей:

— создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;

— повышение компетентности родителей по теме «Русская народная культура, традиции, природа»;

— повышение авторитета детского сада в глазах родителей.

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/proiekt-russkiie-narodnyie-prazdniki.html

Исследовательский проект «Народные праздники»

Защита проекта во 2 классе «Народные праздники». Рассказывается о народных праздниках, которые проводились в нашем селе раньше.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект «Народные праздники»»

Социально значимый проект

Выполнили: обучающиеся 2 класса

МБОУ «СОШ с.Б.Чечуйка»

Васин Захар, Кузнецов Александр

Руководитель: Данилина Г.В.

2019 — 2020 учебный год.

История возникновения села Большая Чечуйка. 5

Русские народные праздники. 6

Для каждого человека слово Родина имеет свой смысл. Для нас это слово, прежде всего страна в которой мы живём, наше село где мы родились.

Малая родина это место, где ты родился, это взаимоотношения с односельчанами, природа родной сторонки, её история, традиции, праздники. Пройдёт время и многие события из жизни села будут забыты, так как рассказать сейчас о прошлом нам могут только наши бабушки и дедушки.

Всё реже люди стали соблюдать традиции, обычаи своих предков, забываются старинные песни, народные праздники. Исторических и письменных источников становится всё меньше, молодое поколение мало знает о культурном наследии родного края, поэтому тема быта села, традиций, праздников является актуальной.

Мы решили поработать над проектом «Народные праздники».

Гипотеза: Если мы будем изучать культуру и традиции своей малой родины, то это поможет будущему поколению помнить и хранить прошлое нашего села.

Цель исследовательской работы: изучить материал о праздниках, которые проводились в старину в нашем селе.

Собрать информацию о возникновении села.

Записать сведения о сохранившихся в памяти односельчан народных праздниках.

Проанализировать и обобщить полученную информацию.

Создать плакат « Народные праздники», чучело Масленицы, провести внеклассное мероприятие «Масленица».

Этапы реализации проекта:

Изучение справочной литературы о народных праздниках, составление примерного плана работы.

Встреча, беседа с жителями села о праздниках проводившихся в нашем селе. Описание результатов исследования.

Создание плаката «Народные праздники», изготовление чучела «Масленицы», проведение мероприятия на масленичной неделе. Защита проекта.

История возникновения села Большая Чечуйка

В Большечечуйское муниципальное образование входят три села: Большая Чечуйка, Марьино и Первая Ханенёвка.

Происхождение села Большая Чечуйка имеет давнюю историю и связано с графом Чечуевым, отсюда и название. Первые упоминания о селе датируются 1798 годом.

Немного позднее появилось село Малая Чечуйка, по преданию, перешедшее в наследство одной из дочерей графа- Марье. С тех пор за ним закрепилось название- Марьино.

Село Первая Ханенёвка было основано в 1960 году и название своё получило по фамилии помещика, который владел землями в конце XVII века.

Сёла славились кустарями: валяльщиками валенок, гончарами, ткачами, вязальщиками, прядильщиками.

Русские народные праздники

В нашем селе есть обычаи и традиции, которые постепенно забываются, мы решили обратиться к жителям и узнать, какие народные праздники проводились в нашем селе раньше, их историю.

Мы побывали в гостях у Данилиной Александры Яковлевны.Она рассказала, что в старину на селе почитались такие праздники, как:

Святки проходили с 7 по 19 января.

Масленица в феврале-марте. Праздник начинается за семь недель до Пасхи.

Иван Купала-6, 7 июля

С её слов мы записали о некоторых из них.

Святки праздновались с 7 по 19 января. В это время проходили народные гуляния, коледования, нередко по ночам молодёжь, можно сказать, хулиганила. Снега в старину было много, сугробы часто наметало до крыши домов. Так вот молодые парни, иногда, затаскивали сани от упряжки на крыши домов и оттуда скатывались. На Святки собирались незамужние девушки в одном доме вместе, чтоб не страшно было и гадали на суженого, своё будущее. В старину поговаривали, что от Рождества до Крещения охотиться на птиц и зверей было грехом-с охотником могло случиться несчастье.

Праздник Ивана Купалы проходил летом. Ближе к вечеру, накануне праздника, жители собирались за селом, рвали лечебные травы, девушки плели венки, водили хороводы. Парни жгли костры, их ещё называли очищающими. По очереди все должны были прыгать через них, чтобы очиститься от находящейся внутри человека нечисти.

Покров день праздновался 14 октября. Считалось, что в этот день окончательно наступает осень, встречали зиму. Накануне праздника, молодые девушки сжигали свои старые соломенные постели.

Много интересного мы узнали от Гореловой Антонины Петровны. Она рассказала нам, что Масленица-один из самых древних и весёлых праздников на Руси. Целых семь дней провожали надоевшую Зиму.

Празднуется она в конце февраля, начале марта за семь недель до Пасхи. Отмечают праздник целую неделю.

Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали — на семь недель.
Оказалось — на семь дней.

В старину её называли «широкой». Главным блюдом на масленичной неделе были блины. По форме их можно сравнить с солнцем и считали символом солнца. В старину каждый день масленичной недели имел своё название.

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Понедельник «Встреча». В этот день посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда устраивать катания на санях с гор, достраивали ледяные горки, устанавливали качели, карусели на площадях.

Вторник «Заигрыш». С этого дня начинались сами гуляния и игры. День был посвящён юношам и девушкам. Их приглашали покататься с горок, отведать блинов.

Третий день недели назывался «Лакомка». С этого дня в старину открывали купцы свои лавки, где продавали орехи,пряники медовые и различные сладости. Вся семья в этот день собиралась в доме тёщи, зять приносил в гостинец расписные пряники. Для угощения готовили самые вкусные блюда и конечно же блины. Ели гости блины и сами над собой шутили.

Четверг «Разгуляй». День начинался с семейного застолья с богатой трапезой. В этот день изготовляли чучело Масленицы. Устраивали театральные представления с медведем, открывали лавки с лакомствами. Проходили кулачные бои, силачи пытались сразиться даже с медведем-показать свою силу. Вечером дети отправлялись по домам и храмам, чтобы поколядовать. Им раздавались сладости и блины.

Пятница-пятый день Масленицы под названием «Тёщины вечёрки». Зять сам лично должен с вечера пригласить тёщу, а утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем больше тёще оказывалось почестей.

В этот день оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников мужа. Накрывая праздничный стол она старалась, чтобы угощение понравилось гостям. Дарили друг другу рукодельное шитьё, посуду.

Воскресенье последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем».

«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Масленица-предшественница долгого поста, когда ограничивали себя не только в пище, но и в увеселениях и развлечениях. В селе праздник проходил весело: с песнями, играми, снежными баталиями, плясками. Прямо на улице всех присутствующих угощали ароматным чаем с блинами, сладостями. Обязательно были костюмированные персонажи: Зима, Весна, Баба Яга, русские красавицы, Емеля. На сани или машину делали макет печки, после чего ехали по улице и пели под гармошку русские народные песни. Провожали Зимушку, а Весну встречали хлебом, солью. Весна вручала мешочек с зерном агроному колхоза и приговаривала:

«Сею, вею, посеваю,

С Масленицей поздравляю.

На счастье уродись пшеничка,

Горох и чечевичка.

Чтобы все здоровы были,

Чтоб долго-долго жили!»

В конце праздника сжигали соломенное чучело. Уходит масленица, а вместе с ней и зима под звук капели.

Не менее интересно проходил праздник Троицы (день праздника через семь недель после Пасхи). Символом праздника считалась берёзка, украшенная цветными лоскутками, лентами, венками. Заранее готовили концертную программу. На голову плели венки обязательно с веточками берёзы. Водили хороводы, играли, пели песни, сопровождалось веселье задорными плясками. В заключении начиналось шествие по селу, так провожали Весну и встречали Лето.

Хочется сказать, что в настоящее время в нашем селе празднуют всего лишь два народных праздника: «Рождество» и «Масленицу». Праздник Рождества встречают в здании школы, где собираются дети. Проводятся различные конкурсы, игры, вокруг ёлки водят хоровод, поют новогодние песни. Веселье часто заканчивается чаепитием со сладостями. На Масленицу жители села собираются у здания Дома культуры. Веселье проходит прямо на улице. Все с удовольствием участвуют в конкурсах, поют песни, играют, танцуют, угощаются чаем с блинами, катаются на санях, запряжёнными тройкой лошадей. Радостью для всех является сжигание чучела Зимы.

Собирая материал о праздниках, общаясь с жителями, мы видели, как, вспоминая былые времена их глаза сияли от радости, они возвращались в далёкую добрую старину и оживляли её своими воспоминаниями.

В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что историю, культуру родного села нужно знать обязательно. На масленичной неделе мы провели мероприятие «Масленица» среди обучающихся 1-5 классов. Где рассказали, как в старину проходил этот праздник в нашем селе. Выступающие были в русских народных костюмах, зрители принимали участие в конкурсах, пели песни, угощались блинами. В жизни каждого человека малая родина играет важную роль. Родная сторонка-это частица каждого из нас, нашей страны России. Мы думаем, что нужно собирать материал о прошлом нашего села, чтобы земляки тоже заинтересовались. Хочется, чтобы празднование таких праздников, как Святки, Троица, Иван Купала возобновились. Если каждый из нас соберёт материал об одном человеке или семье – это будет вклад в сохранение истории села. Ведь история нашего села очень богата и интересна. Мы обязательно продолжим её изучение, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы каждый из нас знал свою культуру, обычаи, традиции.

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/issledovatelskii-proekt-narodnye-prazdniki-1.html

Читайте также:  У нас праздник 1966
Оцените статью