Русские славянские праздники весны

Весенние праздники славян

Весенних праздников у славян больше, чем зимних. Поэтому давайте с ними ознакомимся.

Кстати, о зимних праздниках славян вы можете прочитать в этой статье: “Основные праздники зимы у славян” .

21 марта — Красная Горка (великий день)

Красная горка была в весеннее равноденствие. Как следует из названия, покровителем был, вероятно, бог Ярило. Поскольку Красная Горка был одним из самых важных событий года, сопутствующие ритуалы, конечно, длились намного дольше, чем один день. Ходят даже разговоры о праздновании в течении нескольких дней. День Ярилы был синонимом прощания с зимой. Наступление весны положило конец долгому периоду холода, тьмы и страха. Людей отпускал страх голода, болезней и смерти. Наступление теплых дней пробуждало радость ожидания улучшения судьбы. Вот почему весенние праздники всегда отмечались с широко и громко. Праздник Красная Горка был связан прежде всего с поклонением жизни, жизненной энергии и плодородия. Следует отметить, что возможные ассоциации с христианским праздником Пасхи очень точны, и традиции, связанные с ним, часто исходят непосредственно от наших предков.

Читайте также:  Необычные праздники мира 2021

30 апреля — Родоница

Родоница — это обычай, отмечаемый в первый вторник после Пасхи, когда-то связанный с традицией бросать «дары» на склонах курганов для душ мертвых.

В этот день люди поминали своих предков, а вот заполночь начинались пляски у костра, чтобы очистить местное поселение от злых духов.

10 мая — день Мокошь

В этот день прославляют Мокошь и Велеса. Это тот самый день, когда нельзя ранить землю, то есть запрещено боронить, втыкать острые предметы, копать и так далее. Почему так? Земля просыпается ото сна и наполняется живительными соками. То есть в этот день можно укреплять землю водой и удобрениями, славя землю и слушая ее советы и наставления, лежа на ней.

31 мая — праздник кукушки

Это довольно интересный праздник славян, который говорит о том, что все мы братья и сестры одного Рода. В этот праздник не только можно было покумиться или передать кукушке о всех своих надеждах и мечтах, но и обменяться оберегами со своими родными и близкими людьми.

А какие весенние праздники славян знаете вы?

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5cb9f98882637e00b3da64bf/vesennie-prazdniki-slavian-5ddfbddf16ef9000adf0b63f

Славянские праздники в марте 2021 года

Хоть и шутят нынче многие, что зимы и не было, а весна нас всегда радует! В этом месяце найдётся праздник для всех!

Кто любит Богиню Зимы Морену? В начале марта последняя возможность встретиться с ней во время силы Морены! А кто уж ждёт приход Лёли, Богини Весны? Те могут начинать готовиться к Масленице!

Праздники в марте 2021 года

2 марта

День Морены

День Богини Зимы. Последний раз чествуем Богиню Зимы, прежде чем проводить её.

4 марта

Тетёрки

Начинаем печь обрядовое печенье к Закличкам Весны. Первое обрядовое печенье – Тетёры.

8 марта

Первые Заклички Весны

Праздник птиц. Девушки и дети выходят на пригорки или на крыши и зазывают весну.

12 марта


Третья Пятница Макошь

Третья в году Пятница Макошь.

14 марта

Начинаем провожать зиму!

Встарь в это время, за неделю до Весеннего Равноденствия, начинались масленичные гуляния.

20–27 марта

Масленичная неделя

Встречаем весну да празднуем!

20 марта

Комоедица

Весеннее Равноденствие ( 12:37 по мск). Главные гуляния начинаем на утро 20 марта, когда уже взойдёт весеннее солнце.

20–21 марта

Поминовение Предков

Печём блины и первый отдаём духам Предков

21–22 марта

Вторые Заклички Весны

Обрядовое печенье этого дня жаворонки

27 марта

Сжигаем чучело Морены-Зимы

Завершаем праздник встречи весны.

Масленица или Комоедица? Что празднуем?

Наряди пень в весенний день — и пень красив будет! Весной всё вокруг оживает. Не потому ли мы так любим это время? А праздник Масленицы знаком всем! Или всё же праздник Комоедицы? Как верно?

Масленица и Комоедица — один праздник!

Можете называть это время так, как вам привычнее. Главное сохранить суть славянского праздника: на Масленицу-Комоедицу встречаем Лёлю, Богиню Весны, и Ярило, Бога Весеннего Солнца. Потому наступает праздник на Весеннее Равноденствие, а не в другое время.

Когда празднуем?

Праздник Комоедицы длится неделю, а то и две. Раньше неделю перед Весенним Равноденствием посвящали прощанию с Зимой и радостной подготовке к празднику. А неделю с Равноденствия празднуют встречу с Весной.

В 2020 году Весеннее Равноденствие приходится на 20 марта. Точное время 06:50 по Московскому времени.

Защитный обряд солнечного излома, на Ярило

Какие обряды праздника?

Обрядов Масленицы много, обязательны такие:

  • Очищение своего дома и двора. Нужно изгнать всё худое, что накопилось за долгую зиму.
  • Время раздумий. Перед Солнечным Изломом всегда хорошо определить, куда вы дальше хотите повернуть свою жизнь. От чего избавиться, а что привлечь.
  • Обрядовая выпечка к празднику — печенье «Жаворонки». Рецептом делимся в статье «20-21 марта. Празднование весеннего равноденствия: 7 дней подготовки к празднику»
  • Заклички Весны. Поём песни да подбрасываем в небо печёных «Жаворонков».
  • Угощения для родных и гостей да праздничные гуляния. Главное блюдо нынче блины — без них праздник не обходится.
  • Праздничные гуляния. Игры со взятием снежной крепости (если снега мало, просто мужские состязания на силу и ловкость). Катания с гор или катания на лошадях. Молодёжные песни и хороводы.
  • 27 марта сжигаем Зиму. Тут уж смотрите, как принято у вас — в одних регионах делают большую куклу в виде женской фигуры, а в других просто разжигают высокий костёр.

Магические обряды Солнечного Излома

Выше рассказали про обряды празднования, те, что проводят всем миром. Есть и другие обряды, которые проводят дома, в тишине. На каждый из четырёх праздников Солнечного Излома можно провести обряд постановки огненного тына для защиты нажитого. Подробнее с обрядом знакомьтесь в лавке.

Будьте счастливы!

Главное же нынче почувствовать дух праздника. Это время пробуждения природы и ярких чувств! Время надежд на лучшее и мыслей о богатом урожае в нынешнем году!

Источник статьи: http://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/

Русские славянские праздники весны

Февраль и март – два удивительных месяца русского календаря, где наиболее ярко показано дуальное восприятие нашими предками этого мира и самих себя.

Все праздники февраля связаны с образом прощания с зимой, своеобразным плачем, и, в тоже время, с буйством морозов и днями почитания нечестии, как в мужских, так и женских образах. А март – это троекратное чествование и призыв весенних сил, опять же и мужских, и женских, но уже в их божественной ипостаси.

Славянские праздники в феврале

5 лютеня/февраля праздновали День Велеса, Волчьего пастыря – культ неукротимой лютой мужской яри. По-русски лют – волк, отсюда и название февраля – лютень – в честь волчьих свадеб, что проходят в это время. Почитание врага и признание в нем достойного противника и даже гордость и любовь к нему – вот характерная особенность русского мира.

10 лютеня/февраля праздновался Велес-Быкоглав, что представлялся в виде златорогого тура.

«Об ину пору Мороз обожжет после Ве­леса до слез». Сшибет Велес рог Зиме, обож­жет Велесов утренник зазевавшегося мужи­ка до слез. А там и Окличка на дворе стоит, пора Мороза окликать.

К вечеру выходил жрец за околицу капи, клал по три низких поклона на все четыре стороны света бело­го. Помолившись Велесу — Пастырю Стад Небесных и Защитнику Земных, становится он на разбросанную овечью шерсть и произносит особую Окличку:

Мороз, МорозЗимин Тесть,

Не ходи на нашу весь,

Ни на уток, ни курей,

Ни на малых детей…

Волк и тур – два вечных супротивника в народном сознании соединились в одно: нет без волка здоровых коровушек, нет без тура(быка) сытости волку. По сути они отражали и мировоззрение социальное: воину-волку нужен крестьянин-кормилец, а крестьянину нужен воин-защитник.

А 12 лютеня/февраля праздновалась Велесова Среча – праздник встречи весны и зимы. Велесова среча считается началом плодородного года. Это первая закличка Весны, богини Живы и Ярилы-солнца, согревающего землю живительными лучами, а плодотворящий Белобог готовится выйти из Земли, чтобы поддержать своих питомцев – травы и деревья, птичек и зверюшек, и человека.

Это начало весны по солнечному календарю, а по природе ещё обычно стоит лютая зима, которая характеризуется такими словами – лютень, сечень, вьюжень, крутень. “Весной пахнет, но кли­кать рано”,- говорят в народе.

Этот праздник плодородия отмечался с незапамятных времен, и отголоски его сохранились в Европе, как День Святого Валентина, или День всех влюбленных. Исторический аналог – римские Луперкалии, пастуший или волчий праздник.

Славяне праздновали этот праздник на холмах да взгорках, обойдя холм да поднявшись на него, привет­ствовали Богов. Собрав в соседних лесах хворост, подготавливали огонь. Все лепили из снега фигуры мужчины, женщины и ребёнка – символическое изображение семьи и плодородия – Сварога, Ладу и образ их многочисленного потомства, все фигуры смотрели на восходящее солнце.

Для тех, кто хочет узнать, как праздновать Кологодные праздники, в помощь материал «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов».

Из папоротника, соло­мы, ветвей и тряпичных лоскутков собрали куклу Марену – олицетворяющую зиму, ей предстояло сгореть в ритуаль­ном костре. Облачившись в праздничные одежды, празднующие собрались вокруг костра.

Волхв обходил присутству­ющих караваями пшеничного и ржаного хлеба, и каждый отламывал свой кусок каравая. Все трижды кормили огонь со словами: “Прими и благослови!”, “Прими и научи!”, “Прими и сохрани!”.

Приносили и медовую жертву Чуру, особливо те, у кого была потеряна связь с предками, обмазав Богов медом с четырех сторон, и оставляли у их подножия жертву-память предкам: кусочек хлеба с сыром, медом или маслом – кто что принёс с собой специально по этому случаю. После, кланяясь Земле и вдыхая от неё, возносили хвалу Солнцу.

Участники обряда передавали друг другу яйцо – символ творения мира. После были очистительные прыжки через костёр, песни, хороводы. Завершился праздник совместной трапезой – братчиной.

Обязательной пищей на Велесову Сречу являются ритуальные блины, замешанные на талой воде – сим­вол набирающего силу Солнца и пробуждающейся природы. К блинам полагается творог как символ творения мира.

Первый блин посвящается предкам, его отдают птицам. Лучи Солнца, разорвавшие после обряда в южной стороне неба тучи, сулили собравшимся плодородный богатый год.

Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара)15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а по утру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.

16 лютеня/февраля отмечали Именины Кикиморы — Маремьяну Праведную, или Маремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Морены и Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Тако же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Ярило Велесич «воздевает Зиму на вилы».

18 лютеня/февраля— кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял о сию пору петь птицу овсянку: «Покинь сани! Покинь сани!» Птичка овсянка с желтоватым зобком и зеленоватой спинкой слыла вестницей скорого тепла.

21 лютеня/февраля ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) — зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей— уж тепло у дверей», «Февральские Тимофеи — Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна», «Весновей вешнюю ярь приносит».

29 лютеня/февраля – КОЩЕЕВ ДЕНЬ — отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть кривду и жить по Правде.

Славянские праздники в марте

А с 1 по 8-9 марта наступали Весенние Святки, которые были по своей сути подобны зимнему Карачуну, предшествующему Коляду – время Безвременья, кое давалось людям для очищения от всего марного и показания Богам своей охоты и готовности прихода Весны. Считалось, что в это время Перун с Кощеем борются, как и тетерев (птица Перуна) с морозом: ледовую шапку наста песней ломает.

Поэтому и первый день Святок звался «Тетëрником». Вот и стряпали хозяйки из теста «жаворон­ков» и «тетерок» в виде круга, состоящего из трех околов-обводов, завитых посолонь. Днем ходили парни и девки в поле окли­кать Весну, прогонять дружно своим кри­ком мрак да стужу.

Прилетите к нам!

Увидят в небе стаю летящих птиц — жди скорой весны.

Вторак: Зовется это день «гадальником». Варит люд честной свиные желудки и режет гусей. По внутренно­стям гадают о Весне.

Срода: Зовется этот день «сродокресие». В ночь со сроды на чатверг ломаются святки пополам. Пекут в сроду специальное печенье в виде креса, а также в виде сохи, косы, бороны. В кресы вкладывают ржаное зер­нышко. Кому попадется такой крес — считается счастливым. Сродокресное печенье хранят до первого весен­него выезда в поле.

Чатвер: Зовется этот день «чистяк». Ходит люд на проруби Весну закликать, дома же палят солому, окли­кают мертвых, сжигают мусор.

Пята: Зовется этот день «грачевник». «Налетели грачи, стали Зиму толчи»; в этот день хозяйки пекут хлеба в виде грачей, а хозяева кикимору заговорами выживают.

Нава: Зовется этот день «хортица». В продолжении всего дня женщины не прядут, не ткут и не шьют одежд, ибо по поверью, «Кто наденет на себя платье сработан­ное в этот день — того волки разорвут». Мужчины же ходят в лес — волков задабривать, дары оставлять

8-9 березозола/марта наступала Радуница – первые настоящие заклички Весны. Вооружившись гуделками-сопелками, палками-стучалками и вениками-метёлками молодеж поднимала гвалт-галдёшь – погнали Зиму: “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”. А затем в костёр на общей площади деревни летели старые веники, нательные вещи, мусор, выметенный из-под кроватей и шкафов.

В полдень на высокой горке иль капище, после ритуальная чаша с горячим медовым взваром четырежды обходила круг, звучали здравницы Роду, Ладушке-плодородице, Весне и женщинам. После женщины брали пироги, мужчины – сопелки, дуделки, шумелки, и, дудя и улюлюкая, все пошли к украшенной березе – древу Лели – Весну закликать.

Весна, приди, три угодья принеси!

Первое угодье – В лугах половодье

Второе угодье – Солнце на подворье!

Третье угодье — Зелёное раздолье!

Девушки кликали, мужчины подкликали, а блины поели, на древо повесили и по сторонам раскидали – птиц покормить да Землю уважить.

Мужчины играли в «крёгли» – что-то среднее между городками и кеглями. Две команды на своих участках расставляют крёгли – небольшие чурочки, напиленные поперёк ствола, – и соревнуются, кто выбьет палкой больше крёглей у другой команды, а также другие яровые игры – чем больше яри выпустят, тем скорее и земля заярится.

9-12 березола/марта – Сороки. Вторые Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «Ярилиными Плешами».

Согласно славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы Весны Лели. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай.

Женщины совершают энергетическое очищение дома: окури­вают по углам дом вереском или можжевельником, зажигая его на сковороде. Затем все домашние пере­скакивают через этот огонь, чтобы очиститься от порчи и болезней.

За вереском и можжевельником ходят в лес до восхода солнца с такими словами: “Царь лесной и царица лесная, дайте мне на доброе здоровье, на плод и на род”. Хвойными ветками украшают дом.

На Вторую закличку хозяйки пекут из ржаного или любого другого теста пичуг: жаворонков и грачей, внутрь закла­дывают конопляное или льняное семя, сверху обмазывают мёдом.

Некоторые лепят птиц по образу и подобию, но дела­ют и схематично: раскатывают тесто, из него вырезают треугольники – на вершине втыкают два зернышка-глаза, осно­вание разрезают на несколько полосок: крайние заворачивают наверх, это крылья, а посередине – хвост.

Печёных птах посылают родным и близким. Дети бегают по улицам с испечёнными птицами, подбрасывают их вверх, разбрасывают крошки и кричат: “Жаворонки прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела”.

Обычно обряд закликания Весны проводят на возвышенном месте, на восходе Солнца. Приходят пораньше, чтобы на заре увидеть, как играет Солнце. «Солнышко, солнышко, Красное вёдрышко! Выгляни из-за горы, да до вешней поры!».

По игре Солнца судят, какой будет урожай, или загадывают свою судьбу на ближайший год. При появлении Солнца женщины умываются с золота и серебра, чтобы стать богаче и краше.

На праздник приносят крашеные яйца (яйца-крашенки). Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо – символ мироздания. На Закличку красят во все цвета Солнца и Весны – красный, жёлтый, рыжий, зелёный.

Яйца подкидывают вверх – кто выше подкинет, катают с горки – у кого дальше укатится. Стоящие рядом устраивают состязание: зажимают в руке яйцо и ударяют им об яйцо соседа. Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой Весне.

Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязаются между собой, пока не останется один с не разбитым яичком. Победителю дают приз или качают его на руках.

24 березозола/марта МАСЛЕНИЦА, КОМОЕДИЦА (КОМОЕДИЦЫ) — один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию и отмечаемый, а также предшествующая ему Масленичная седмица (с 18 по 24 березозола/марта).

Согласно славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в силу после зимы, а души предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков.

Время возрождения — весеннего «воскрешения» (от «крес» — «огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Основные обрядовые блюда на Масленицу: блины, сыр, творог, масло. Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу —Медвежий праздник.

По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки с травой, «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый».

Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. Иногда этот праздник праздновали позже – 6-12 апреля. Это считалось Третьи Заклички Весны.

Третью закличку Весны – Вербохлёст – обычно проводят на Благовещенье, ведь тёплая весна – это благая весть для природы. Хотя быть может более подходящим сроком будет пол­нолуние, или ближайший выходной на растущей луне.

Это уже поистине ве­сенний праздник. Его проводят у живого дерева, которое наряжают, украшают.

Весна красная, тёплое летице,

Ой, Лёли-лёли, тёплое летице!

Лето тёплое, зима холодная,

Ой, Лёли-лёли, зима холодная!

Зароди, лето, жито густое,

Ой, Лёли-лёли, жито густое!

Жито густое, колосистое,

Ой, Лёли-лёли, колосистое!

Загодя вкапывают столбы, навешивают веревки, прикрепляют доски – возводятся качели. Без катания на каче­лях, хороводов, игр аграрной и брачной обрядности, обливания водой не обходится ни один весенний праздник.

К празднику пекут традиционное весеннее печево – «кресты»: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом – символ плодородия. Такие «кресты» обычно толкут до крошек и смешивают с посевными семенами – для лучшего урожая.

Праздник начинается караваем. Каждый отламывает себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдаётся Земле-плодородице, другая – Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам. Хороводница вносит в круг вербные ветки.

Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.

«Будь здоров на весь год!

Будь так весел, как весна!

Будь так крепок, как зима!

Будь здоровый, как вода,

Будь богатый, как земля,

А расти как верба!»

Когда хлестают друг друга вербными прутиками по спине и по плечам, приговаривают: “Не я бью, верба бьёт”, “Хвороба в лес, а здоровье в кости”, “Как вербочка растёт, так и ты расти”, “Верба-хлёст, бей до слез, будь здоров!”.

После играют в весенние игры, парни качают своих Лель на качелях. На костре готовят яичницу или омлет. По обычаю, скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!»

А также: «Не я бью — верба бьёт», «Будь высокий, как верба; будь здоровый, как вода; будь богатый, как земля», «Вербохлёст — бей до слёз!».

Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!».

Говорили: «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса — не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу».

Просили Ярилу (Егория) — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха», «С Егорья — начало сева яровых».

По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз — будет просо и овёс», «На Егория мороз — под кустом овёс», «На Юрия мороз — гречихи воз», «На Егория роса— будут добрые проса».

Источник статьи: http://arina-nikitina.ru/prazdniki-fevral/

Оцените статью