- Классный час «Праздники и обычаи русского народа»
- Ход урока
- I. Организационная часть
- II. Постановка проблемы и задач урока
- III. Открытие новых знаний
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Пятая группа
- Шестая группа
- IV. Закрепление пройденного материала
- V. Итог занятия
- Проект «Русские традиции» проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».
Классный час «Праздники и обычаи русского народа»
Цели:
- Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
- Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
- Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК.
Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Постановка проблемы и задач урока
Учитель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения7
– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.
– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?
III. Открытие новых знаний
Для проведения урока ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.
Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.
Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывает об обычаях, которые изучили.
Первая группа
Праздник урожая
Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы – плуг и миртовое дерево. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения урожая, его сбора, и зимнюю – время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром слово “лето” означает и “год” в целом.
Вторая группа
Новый год и святки
В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали “святые вечера” и “страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. Само слово “колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. “Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего “суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.
Третья группа
Крещение (19 января)
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются “Орешки” или “В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Масленица
Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: “Молоко сгорело” или “Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все “прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.
Четвертая группа
Благовест (22 марта)
День весеннего солнцестояния 22 марта, когда день был равен ночи, считался днем пробуждения земли. Он совпадал с праздником Благовещения. До Благовещения спящую Мать-землю нельзя было тревожить полевыми работами: пахать, вбивать в нее колья и т.п. в противном случае наступят засуха и неурожай. Считалось, что змеи земные выходят в этот день из земли. Не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки, печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сoроками. Говорят, что на Сoроки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.
Пасха
Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно “играет”. Символ Пасхи – крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.
Пятая группа
Праздник Ивана Купала
День летнего солнцеворота,22 июня, также был одним из главных праздников. В самую короткую ночь устраивались гуляния с купанием и прыжками через костер. Этот день был близок дню Иоанна Крестителя. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались “бесовскими игрищами”. Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают чудодейственную целебную силу. Поэтому их собирали ведуньи. Нечистая сила также была особенно опасна в этот день. Ее воплощения: чучела Мары, Купалы, ведьмы – сжигали на купальских обрядовых кострах.
Шестая группа
Праздник жатвы. Воздвижение. (27 сентября)
Считалось, что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда на полях из последних колосьев плели ритуальную ржаную “бороду”, которую называли бородою Бога или Ильи. А иногда приписывали древнему славянскому божеству – Волосу. Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому празднику Воздвижения, замыкало годовой цикл древнего календаря. Земля на Воздвижение отходила к зимнему сну. Это был срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Змеи и птицы “двигались” на тот свет, в иной мир, в страну тепла, которая называлась “Вырей”, “ирей” или “рай”. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со “змеиной свадьбой” – клубком катящимися к зимним норам змеями.
Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.
IV. Закрепление пройденного материала
Учитель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены. Составьте из предложенных репродукций коллаж годового цикла русского народа.
V. Итог занятия
Учитель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?
– Как исторические события влияют на культуру человеческого бытия?
– Что воспитывают в людях народные традиции?
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/534920
Проект «Русские традиции»
проект (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи. Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка внеклассной (факультативной) работы на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_traditsii.docx | 31.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка внеклассной (факультативной) работы на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями; с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами.
Во-первых, многие ощущают, что мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения коммунистической идеологии, быстро заполняется культом «золотого тельца», внушается безнравственная мысль, что все способы обогащения приемлемы в период «дикого» капитализма, поры первоначального накопления средств. Любому думающему человеку ясно, как трудно совместить бизнес и мораль в сегодняшних условиях криминального рынка. И не только трудно, а зачастую и невозможно. Кроме того, сегодняшний учитель прекрасно понимает, что культ богатства явно не соответствует исконно русскому мировоззренческому идеалу, русской духовной традиции, сущность которой великолепно выразил замечательный учёный. Педагог, философ Павел Флорентийский, сказавший однажды: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души». Поэтому современный педагог призван приобщить учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит, и стоять будет русская культура. Она позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и не проходящей – всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. И всё это позволяет омыть детские души от невиданного, беспрецедентного в истории России потока непристойностей, пошлости, садизма, который под лицемерным лозунгом свободы самовыражения вторгается в нашу обыденную жизнь.
Во-вторых, обращение учителя к традиционным ценностям русской культуры объясняется и тем, что именно в наши дни открыто заговорили о том, что ныне реально встал вопрос о самом существовании того, что мы называем русской цивилизацией.
В-третьих, воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры необходимо уже потому, что они в большинстве своём – русские. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия – многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.
В-четвёртых, учитель в наши дни ясно видит, что некоторые средства массовой информации занимают откровенно враждебную позицию по отношению к русской культурной традиции, русскому человеку, русскому языку. И дело не только в призывах учиться у США, но и в том, что видны, как говорится, невооружённым взглядом попытки через газеты и журналы, радио и телевидение изуродовать, испоганить одно из наших высочайших духовных сокровищ – русский язык.
В-пятых, русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.
ТЕМА: «Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи через сезонные русские народные праздники».
Вид деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность.
- Духовно-нравственное воспитание.
- Спортивно-оздоровительное воспитание.
- Художественно-эстетическое воспитание.
Актуальность данной программы заключается в том, что изучение и пропаганда русских народных праздников, игр и обрядов, семейных традиций этносов, проживающих в нашем регионе, изучение родословной способствуют более близкому общению членов семьи, и помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Все эти факторы обусловили необходимость создания программы, в которой выработаны механизмы взаимодействия семьи и школы.
Настоящая программа предполагает работу с детьми младшего школьного возраста и их родителями.
Цель программы: способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее интеллектуального и культурного уровня.
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- пропаганда и возрождение семейных традиций;
- организация и проведение досуга и совместного творчества в семьях учащихся.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/19/proekt-russkie-traditsii