Русско народный праздник солнца

Русский народный праздник «Спиридон Солнцеворот»

Зайцева Ольга Ивановна
Русский народный праздник «Спиридон Солнцеворот»

Русский народный праздник «Спиридон Солнцеворот».

ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству.

1. Познакомить детей с русским народным праздником Спиридоном Солнцеворотом.

2. Знакомить детей с народными играми и игрушками.

3. Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.

4. Формировать исполнительское мастерство и выразительность движений.

Музыкальный руководитель: 25 декабря издавна на Руси праздновался праздник зимний Солнцеворот.

Слайды картинок Спиридона – Солнцеворота, Снежной бабы, народных гуляний на празднике зимнего солнцестояния.

Спиридон – Солнцеворот держит в руках колесо, которое символизирует солнце. Солнце дает всем жизнь, радость, питает все живое. Спиридон – Солнцеворот помогает управлять в доме хозяйством. Такую куклу — оберег изготавливали из лыка – коры липы. А от липовой коры идет свой особенный запах, который очищает воздух в доме. Куклу Спиридона Солнцеворота дарили мужчинам, чтобы в доме всегда был порядок. Считается, что Спиридон – Солнцеворот поворотом колеса может изменить жизнь в нужную сторону.

Праздник проводили на улице, в лесу, зажигали костры в честь солнца, скатывали с горы горящее колесо, лепили Снежную бабу, водили хороводы вокруг нее. Давайте поиграем в веселую русскую народную игру «Снежная баба».

Проводится русская народная игра «Снежная баба».

Выбирается «Снежная баба». Она садится на корточки в стороне от детей. Дети идут к ней, притоптывая.

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой». Игра повторяется.

Музыкальный руководитель: А сейчас я превращусь в бабушку Арину и еще научу вас разрисовывать новогодние козули! Вы не знаете что это такое? Потерпите, всему вас научу! Одеваю русский народный платок, фартук.

Ребятки посмотрите за окошко, еще день, а солнышко уже спряталось,

И, кажется, что наступила ночь. Это такие длинные зимние вечера. Но вот с 25 декабря день начнет прибывать, хоть на маленький воробьиный шажок, но все, же солнышко уже повернет на весну! Вот в честь зимнего праздника Спиридона Солнцеворота я напеку праздничных пирогов!

В народе говорят – золотые ручки, не испортят мучки!

Слайды русской избы, печки, кухонной утвари.

Вои и я над квашней сижу,

Будь, как я скажу.

Уродись квашня и пышна и хороша!

Тесто замесила, сахар не забыла!

Сейчас печку растоплю, в нее пирог свой посажу!

Пока пирог готовится, ребятки,

Давайте поиграем в цапки!

Вы не знаете, как играть?

Сейчас научу, ничего не утаю!

Игра «Цапки»

Дети встают рядом с бабушкой. Бабушка вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под бабушкину ладонь.

Бабушка: Под моею крышей собралися мыши, белки, заяц да лиса,

Цап тебя за волоса!

На последние слова все должны успеть убрать свой палец, чей палец схвачен, тот выбывает из игры.

Бабушка: Ну вот, пирог в печи, пора и козули разукрашивать! Вы не знаете, что такое козули? Сейчас расскажу, ничего не утаю!

Слайды русских козулей – разукрашенных пряников.

Козули – это плоские пряники, да не простые, а в виде разных новогодних фигурок – зайчиков, птичек, елочек, Деда Мороза. Снежинок, лошадки, домика.

Вьется тонкая нить глазури, разукрасим свои козули!

Разукрашиваем картонные козули – елочки, Деда Мороза, зайчика карандашами.

Бабушка: показывает разрисованного зайчика.

И ушаст и глазаст,

И пугаться горазд,

Заберется в куст и спит,

Кочерыжку съел и сыт!

Проводится народная игра «Зайцы и попрыгунчики».

На полу расчерчены две линии — на расстоянии. За линиями стоят команды. По сигналу «Зайчики» — дети должны присесть, руки положить на колени и прыгать к другой полосе – меняться домами. Кто быстрее! На сигнал Попрыгунчики – прыгаем на одной ноге, снова меняемся домами. Кто скорее?

Бабушка: Вот козуля Дед Мороз, красный нос, в белой шубе расписной песню ждет от нас с тобой!

Песня «Дед Мороз» по выбору музыкального руководителя

Бабушка: Падай, падай, белый снег!

Радуй, радуй всюду всех!

Падай, падай на село,

На гусиное крыло.

Поле белым укрывай –

Будет летом каравай!

В хоровод скорей вставайте зиме песню запевайте!

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Бабушка: Всех песен нам с вами сегодня не перепеть,

Добрых слов всех не сказать,

Край старинный наш чудесен,

Как и вся Россия — мать!

Будьте здоровы, милые ребята! До новой встречи!

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами — черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Русский народный праздник «Святки-Колядки» На праздник мы хотели пригласить родителей, но многие не смогли и решили пригласить старших детей. Они вместе с нами участвовали в конкурсах,.

Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Русский народный инструмент балалайка» Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию на тему: «Русский народный музыкальный инструмент-БАЛАЛАЙКА» в подготовительной группе.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/ruskii-narodnyi-prazdnik-spiridon-solncevorot.html

7 национальных праздников лета

О тпраздновать окончание сева и заручиться поддержкой духов при сборе урожая, правильно заготовить полезные травы и обеспечить благополучие своему стаду — наши предки знали сезонные обряды на все случаи жизни. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные летние праздники народов России, дошедшие до наших дней.

Иван Купала

Юханнус у финнов, Лиго (или Янов день) у латышей и эстонцев, Йонинес у литовцев, Купалье у белорусов, Иван Купала у украинцев и русских. Главный летний праздник этих народов имеет общие языческие корни. В прибалтийских странах он, как и в древности, приходится на день летнего солнцестояния, но обычно отмечают Иванов день не строго 22 июня. Например, в Латвии официальные выходные в честь летнего праздника — 23 и 24 июня. У православных Иван Купала сместился на 7 июля и стал совпадать с Рождеством Иоанна Крестителя.

Традиция празднования Иванова дня практически не изменилась. В самую короткую ночь года принято одеваться в национальную одежду, готовить блюда традиционной кухни и устраивать игрища, связанные с огнем, водой и травами. Считается, что в праздничную ночь до захода солнца нужно обязательно искупаться в реке или озере. Ближе к закату разжигают костры и устраивают через них прыжки. В купальскую ночь также собирают цветы, из которых потом плетут венки. После праздника эти венки высушивают и хранят дома: считается, что они имеют особые целебные и защитные силы. Также с помощью купальских венков можно гадать: нужно опустить венок в реку и посмотреть, как далеко он уплывет, — если отдалится от берега, это обещает скорое замужество, долгую жизнь и счастье.

Ысыах

Главный праздников лета у якутов — Ысыах. Обычно он приходится на день летнего солнцестояния 21 июня. Праздник знаменует начало Нового года в традиционном скотоводческом календаре. Предки якутов в этот день устраивали торжественную встречу божествам айыы — покровителям коневодства и скотоводства.

Ыысах получил свое название от слова «ыс» — кропить, брызгать. Отсюда и обряд, во время которого кобыльим молоком — кумысом — окропляют землю. Кумысом также угощают гостей и обрызгивают огонь. По традиции Ысыах устраивается внутри круга из молодых берез — священного дерева якутов.

Во время праздника проходят конные скачки, соревнования по прыжкам, борьбе. Это отголосок древних ритуальных игр — они символизировали переход от старого года к новому. Центральное место в празднике занимает хоровод — осуохай. Во время массового танца люди движутся «по солнцу», то есть по часовой стрелке. Каждый гость Ысыаха должен пройти хотя бы один круг хоровода.

Сабантуй

Сабантуй отмечали еще в раннее Средневековье. Название этого праздника образовалось от слов «сабан» — «плуг» и «туй» — «свадьба, торжество». Изначально Сабантуй приходился на середину весны, когда тюркские народы праздновали начало полевых работ. В советское же время стали отмечать окончание посевной.

Сегодня Сабантуй проходит летом — его празднует практически весь Татарстан и Башкортостан. Гулянья проходят также в крупных городах России и зарубежья, где живут татары. Главный, федеральный Сабантуй обычно проводят в Чебоксарах в начале июля.

Самые старые из сохранившихся традиций праздника — скачки, состязания в беге и борьба. В XIX веке на Сабантуе появились и шуточные соревнования: бег в мешках, лазание по гладкому столбу, бои мешками с соломой, перетягивание каната.

Семык

Главный праздник марийцев знаменует собой наступление лета. Он родственен старинному славянскому празднику — Зеленым святкам, главным днем которых был Семик. Его отмечали незадолго до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи. У русских, правда, этот праздник вытеснила православная Троица, у крещеных же марийцев Семык существует как самостоятельный праздник и сегодня. Они празднуют его на Троицкой неделе — со среды до воскресенья. В эти дни марийцы поминают умерших родственников.

Первый день Семыка всегда считался особенно опасным — люди старались не выходить из дома и не выгонять со двора скотину, чтобы очнувшиеся от зимней спячки души умерших не навредили хозяйству. Чтобы задобрить покойных, каждая марийская семья проводила поминальный обед: для усопших угощение клали на отдельное блюдо. Ночью жгли костры, собирали целебные травы, молодежь до утра играла и развлекалась. Сегодня этот праздник больше похож на фольклорный фестиваль.

Гербер

Гербер — национальный удмуртский праздник. Он стал общереспубликанским в 1992 году, до этого его отмечали в разных деревнях и под разными названиями. Раньше день празднования зависел от погоды и сроков полевых работ — Гербером завершалась посевная. Ритуальный покос, бросание яиц в первую борозду, трапеза в поле, приготовление особой каши, обряд «свадьба поля» с участием девушки и юноши, изображавших жениха и невесту, — все это должно было обеспечить плодородие почвы и хороший урожай.

Современный Гербер — это скорее возможность окунуться в удмуртскую культуру: услышать народную музыку, приобрести поделки местных мастеров, попробовать перепечи — ватрушки с мясной, яичной, грибной или овощной начинкой, которые запивают традиционными напитками — кумышкой и суром.

Хэбденек

Эвены — северный народ — в древности жили по лунному календарю. Отсчет нового календарного цикла начинали летом — 22 июня. Эвенский Новый год называется Хэбденек, что значит «веселье», его отмечают в день летнего солнцестояния. Эвены верили, что в это время приоткрываются врата между мирами и духи слышат всё, о чем просят люди.

C 1997 года Хэбденек стали праздновать в Магадане, в районе устья реки Дукча. Как и в старину, желающие собираются в пять часов утра — увидеть первые лучи нового солнца. Старейшины проводят обряд кормления огня и благодарения Земли. На разных площадках устраивают выставку ремесел коренных народов Севера, готовят магаданскую уху с чаем из таежных трав и участвуют в хороводе хэде под звуки бубнов. Одна из любимых традиций Хэбденека, которой следуют и в наше время, — загадывание желаний. Чтобы они исполнились, нужно завязать ленточку на специальную веревку — «дэлбургэ».

Тун-пайрам

Праздник первого айрана, или Тун-пайрам, — одно из главных событий в культурном календаре Хакасии. Тюркские кочевники-скотоводы отмечали день айрана еще 2000 лет назад. Праздник приходился на конец мая — начало июня, когда скот перегоняли с зимних пастбищ на летние. Животные начинали питаться свежей травой, и появлялось много молока. Для праздника из первого молока готовили айран, а из айрана перегоняли молочную водку араку. Люди преподносили духам священную пищу, прося об изобилии. Хранителем скота считался специально отобранный конь — ызых, которого во время обряда омывали молоком, окуривали благовониями и отпускали на волю.

Новейшая история Тун-пайрама ведет отсчет с 1980 года. Главный праздник проходит на Сагайской поляне около села Аскиз и приурочен ко Дню Республики Хакасия, который отмечают 3 июля. По-прежнему проводится обряд подношения духам, гости соревнуются в конных скачках, стрельбе из лука, прыжках и борьбе. В одном из традиционных состязаний нужно взять камень весом около 80 кг, присесть с ним, подняться в полный рост и перекинуть его через плечо.

Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/253414/7-nacionalnykh-prazdnikov-leta

Читайте также:  Праздник анализ результат отношения
Оцените статью