С чем связан праздник введение пресвятой богородицы

Значение праздника

Значение настоящего праздника измеряется тем значением, какое имеет в жизни человека воспитание. Как ни расходятся по этому вопросу мнения, едва ли можно отрицать чрезвычайно большое влияние, какое оказывает на душевный склад человека по крайней мере его первоначальная, детская жизнь, та обстановка, в которой она протекает, вся совокупность впечатлений, которые воздействуют на дитя. На введение во храм пресв. Богородицы Церковь и смотрит, как достаточно показывает служба этого праздника, именно прежде всего с этой точки зрения. Чрез свое введение во храм пресв. Дева поставлена была под всю сумму благодатного влияния храма. Как ни уступал ветхозаветный храм христианскому, но он оказывал на душу верующего воздействие так сказать совершенно такого же порядка и характера, как новозаветный храм. Это была та же атмосфера святости, чистоты и божественности. И по мысли церковной службы на праздник влияние храма на чуткую и детски-чистую душу «Богоотроковицы» было такой необыкновенной силы, что, можно сказать, оно как бы постепенно подготовляло самое боговоплощение, наполняя Божеством Ея душу. Таково глубокое основание и для той тесной связи, в какую ставится (песнопениями) этот праздник с Рождеством Христовым. Будучи по истине «Божественным» по самому источнику своему, это воздействие храма на детскую душу Богоматери не могло парализоваться и тем, нравственно во всяком случае неблестящим состоянием, в каком находилась тогдашняя иерархия, т.е. человеческий элемент храма, и песнописцы Введения совершенно справедливо совсем игнорируют эту отрицательную инстанцию. Вследствие этого весь праздник с его службой – это сплошной гимн той святости и чистоте, какая сообщена именно храмом нашедшей в нем приют Приснодеве. Эта святость и чистота особенно возвышалась от обстоятельства, что введенная во храм была даром Богу, полученным от Бога, как бы «Твоя от Твоих» Ему, жертвой Ему от родителей и всего человечества, а всякая жертва, даже если ею служить неразумное животное, уже тем, что Она жертва, есть величайшая святость, «святая святых», как и называются жертвы и жертвенник у Моисея. Возвышалась святость этой храмовой Обитательницы и обетом девства Ея, которое, присоединяясь к тем двум деятелям, поистине возводило дышавшую здесь святость и чистоту до зенита, сообщая ей прямо небесную и Божественную высоту.

Читайте также:  Поздравления с праздником родного языка

Вот то благодатное и, конечно, самое благотворное дыхание, которым обдает верующего этот, как впрочем и все другие двунадесятые праздники, исключительный праздник. К нему присоединяется, конечно, стоящее в связи, хотя логически вполне неуловимой, веяние от праздника и службы его какой то просто детской, безотчетной радости. Редкий праздник переливается такой светлой, легкой радостью. Это как бы радость того хоровода девочек, которые, по предъявлению предания, так облюбованного церковной службой праздника, провожали Приснодеву; во храм («со свещами светлыми»), «поя, играя и ликуя».

Чистота и святость, свет и радость – таковы мотивы этого праздника.

Источник: Христианские праздники : всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением / под ред. М. Скабаллановича. — Киев : Изд. журн. «Проповеднический листок», 1915-1916. / Введение во храм Пресвятой Богородицы. 1916. – 115 с.

Вам может быть интересно:

  1. Введение во Храм Пресвятой Богородицы – священномученик Сергий Мечёв
  2. Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни – 44. Слово на введение во храм Пресвятой Богородицы (Пред самым явлением Христа прекратились пророчества. Родившаяся и введенная во храм. – святитель Феофан Затворник
  3. Рождество Пресвятой Богородицы – профессор Михаил Николаевич Скабалланович
  4. Слово на Введение Пресвятыя Богородицы во храм – святитель Тарасий, патриарх Константинопольский
  5. Небесный дар любви – СЛОВО в день Введения во храм Пресвятой Богородицы – протоиерей Валентин Амфитеатров
  6. Входила ли Богородица во Храм? – священник Георгий Максимов
  7. Размышления о Двунадесятых праздниках. Том I. От Рождества Богородицы до Сретения Господня – митрополит Вениамин (Федченков)
  8. Похвальное слово Пресвятой Богородице – святитель Прокл, патриарх Константинопольский
  9. Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина – епископ Афанасий (Евтич)
  10. Лекции по Литургике – ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Читайте также:  После праздников паспортный стол

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/vvedenie-vo-hram-presvjatye-bogoroditsy/4

История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент. Мануил Панселин, Византия, XIII в.

Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка –родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Праведные Иоаким и Анна

Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой.
Александр Иванов, 1840-е г.

Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).

После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.

Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви?

Император Юстиниан Великий

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

Обручение Девы Марии. Рафаэль Санти, 1504 г.

Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». Читать далее

Тропарь праздника

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник статьи: http://foma.ru/4-dekabrya-vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogoroditsyi.html

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) о прямом и переносном смысле праздника.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314

Возникновение праздника

4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это один из двунадесятых праздников (двунадесятыми называются праздники, которые посвящены жизни Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородице). Его дата неизменна из года в год.

Этот праздник пришел к нам из Священного Предания – Оно отражено в церковных песнопениях и почитается Церковью наравне со Священным Писанием.

Что Церковь вспоминает?

Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.

И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.

Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.

Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.

Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.

С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.

История утверждения праздника

Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).

Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.

В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.

Праздничное богослужение

Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии.

Устав службы немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы и Успения Девы Марии. Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых».

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.

Сакральный смысл праздника

Святая Святых нового Иерусалимского храма, куда первосвященник ввел Марию, пустовало после Вавилонского плена; там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И это красноречиво свидетельствовало о том, что времена Ветхого Завета подходят к концу и должен вскоре наступить Новый Завет, о котором говорили пророки.

После вхождения в Святая Святых Девы Марии, Той, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога, произошел судьбоносный поворот истории. Совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов, возвещающая об упразднении Ветхого и утверждении Нового, открывающего человечеству путь вечного спасения.

Почему этот праздник особенный?

Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.

Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком. Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения.

«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».

Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.

Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит Евангелие. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла, как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

Что важно сделать в этот день?

Постарайтесь быть более дисциплинированными и ответственными в этот день. Попробуйте не опоздать на работу или на назначенную встречу, выполните обещанное, будьте более внимательны к своим словам, поступкам, не делайте опрометчивых шагов, вдумчиво прочитайте слова молитвы.

Самоорганизация, которой способствует пост, нужна для того, чтобы одолеть всю крутизну нашего жизненного пути, переходящего в бесконечность, как одолела крутые ступеньки в храм маленькая девочка Мария, чтобы исполнить заповеданное.

Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/vvedenie-vo-hram-presvyatoy-bogorodicy-chto-nuzhno-znat-o-prazdnike-i-chto-vazhno-sdelat-v

Оцените статью