С праздником лори индия
Несмотря на то, что сегодня на календаре 13-е, число, которое, как я уже вам рассказывал, запирает на целые сутки одного моего суеверного приятеля, сегодня тоже есть праздники. И самым прикольным из них, на мой взгляд, является праздник Лори.
Лори празднуется ежегодно 13 января в северном штате Индии Пенджаб. Во время этого праздника зажигаются костры, как символ окончания суровой зимы. Все знают эти суровые индийские зимы с трескучими морозами, сугробами, сосулями; все видели зимние репортажи из Индии, как по льду реки Брахмапутры катаются на коньках загорелые индийские детишки…
Праздничный костер ассоциируется с господом Агни. Агни, как нетрудно догадаться – огонь. Вокруг костра совершается парикрама (parikrama). Кто-то, наверное, подумал, что парикрама – это когда берут парик и мажут его бутербродным маргарином Рама. Ну, так действительно отмечают дни рождения своих подруг парикмахерш их пьяные приятели, это называется «парикрама по-русски».
А парикрама по-индийски – это когда костер обходят по часовой стрелке и повторяют фразу: «придет благополучие, и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад — это пища, которая предлагается богу, и всякие подарки, в основном съедобные.
Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования.
Этот «выкуп» называется Дулха Бхатти (можно не запоминать), а песня — это плата за него. День, следующий за Лори, называется Маги (Maghi) — ну, как бульон, только с одной буквой «г». Он знаменует приход месяца Мага, то есть марта. В этот день считается благоприятным совершить омовение в проруби в реке Ганг.
В этот день также готовят сладости, как правило, сладкий рис. Ну, а в перенаселенной Индии, где скоро, как говорят демографы, народу будет больше, чем в Китае, всего, в общем-то, два вида еды: по будням – соленый рис, а по праздникам – сладкий. Не жизнь, а малина с карри у этих индусов.
Официальной датой начала работы Службы погоды в России следует считать 13 января 1872 года. В этот день в главной геофизической обсерватории Петербурга начался регулярный выпуск бюллетеней погоды. Первый ежедневный метеорологический бюллетень вышел с сообщениями 26 русских и двух зарубежных станций слежения.
Очень жаль, что до сих пор не организована служба слежения за сосульками или, как их называет губернатор Петербурга, «сосулями». Это ж просто анекдот какой-то: взрослый, сильно занятой человек, руководитель города, вместо того, чтобы мутить с Газпромом суперкукурузину на Охте, вынужден бегать по городу и считать сосули, которые стали настоящим бедствием для центра Северной столицы. Она, вы знаете, даже подсказала нашим городским службам, как правильно сбивать сосульки. По мнению Валентины Ивановны, это нужно делать высокотехнологичным суперсовременным способом при помощи лазера. Ну, а в домах, где живут фанаты-почитатели писателя Алексей Толстого, сосульки обычно сбиваются при помощи старого доброго гиперболоида инженера Гарина.
Источник статьи: http://text-master.ru/sounds/13-jan.html
Лори – огненный праздник урожая в Индии
Праздники Индии подчёркивают яркость культуры и обычаев этой страны. В период зимнего солнцестояния жители северных штатов отмечают один из самых интересных и колоритных праздников – Лори. Считается, это торжество наиболее популярно в Пенджабе, однако индийцы из других регионов, например, Химачал-Прадеш и Харьяна также присоединяются к фестивалю.
Лори имеет большое значение для приверженцев индуизма и сикхизма, ведь он связан с легендами и древней историей. Неотъемлемым атрибутом праздника является пламя, которое можно увидеть в многочисленных кострах, что зажигаются в Лори по всей Индии. Как индийцы отмечают “огненный” день? Какие значение и символы есть у Лори?
День и символизм Лори
В определении даты проведения Лори индийцы опираются на календарь Бикрами, а сам праздник должен предшествовать торжеству в честь солнца, Макар Санкранти. Если исходить из привычного нам календарного цикла, то Лори попадает на 13 или 14 января, как раз накануне зимнего солнцестояния.
Чего же люди ожидают в середине зимы? Конечно, наступления тепла и более долгих дней. В древности народы воспринимали такой поворот солнца как победу над тьмой и злыми духами, торжество света.
Уже много веков тому назад индийцы в день Лори разжигали большие костры. Их пламя должно было помочь добрым божествам одержать победу над темнотой. Так люди показывали высшим силам свою преданность.
После целой ночи танцев и песен, священных гимнов в честь Лори жители северных регионов Индии отправлялись к водоёму или реке, где купались, праздную победу солнца – Макар Санкранти (этот праздник следует непосредственно за Лори).
История древнего праздника
С чем же связана история праздника? Мне посчастливилось найти не одно, а несколько преданий о появлении Лори, их можно считать и историческими версиями. Во-первых, праздник середины зимы мог быть фестивалем, знаменовавшим завершение сбора сезонного урожая.
В древних песнях, что исполнялись во время Лори, нередко упоминается бог-солнце Сурья. С помощью таких простых молитв, огня люди просили светило о тепле и радости, новых богатых урожаях.
Вторая гипотеза о появлении праздника говорит, что торжество могло стать своего рода почитанием огненного бога Агни и богини Лори. Также с историей фестиваля связана старинная легенда, главным героем которой является Дулла Бхатти. Его можно назвать настоящим героем, что проживал в Пенджабе во времена расцвета государства Великих Моголов.
Вторгшиеся в Индию завоеватели решили похитить самых прекрасных пенджабских девушек. Своих пленниц разбойники намеревались отправить на Ближний Восток в качестве рабынь. Храбрый Дулла Бхатти освободил невольниц, вернув им свободу.
И если изначально предание казалось лишь красивой сказкой, то сегодня представить Лори без песен о Дулле просто невозможно. Прославляя своего героя, пенджабцы ходят по домам, исполняя торжественные гимны.
Как правило, солист в песнях о Бхатти один, а все остальные певцы дополняют каждую строку звучным “Хо!”. Когда же песня завершается, самые маленькие певцы получают сладости и другие угощения.
Празднование Лори связано с огненной стихией
Как сегодня празднуют Лори?
Если судить по современным традициям празднования Лори (а они не слишком отличаются от древних), то складывается культура фестиваля, в которой есть место для каждого из преданий, связанных с происхождением торжества.
Поскольку в старину Лори считался символом сбора урожая, и сегодня обязательными блюдами являются кукуруза и сахарный тростник. Гурх и гачак, блюда из этих компонентов, считаются традиционными угощениями Лори. Также к середине зимы уже собраны орехи, что присутствуют во многих индийских сладостях.
Среди праздничных угощений можно увидеть блюда из риса, кунжута, редьки, яггерина. Как я заметила, кухня Индии и в самые обычные дни поражает своим разнообразием, но истинное её богатство проявляется во время зимнего фестиваля.
Один из забавных молодёжных обычаев мне напомнил своеобразное рождественское колядование, что принято у славян. Индийцы накануне Лори отправляются по домам, навещая соседей и прославляя праздник. Во время исполнения песен они могут упоминать о предметах Лори (чаще всего подразумевается угощение).
Самым важным участником является мальчик, лицо и руки которого обильно испачканы сажей. Его друзья держат верёвку, которая сдерживает “чёрного” исполнителя. Если хозяин дома поскупится дать подарки или сладости певцам, то верёвку ослабляют. Если же группа не получит никакого поощрения, мальчик в саже имеет право пройти через весь дом, оставив грязные следы и испачкав руками посуду.
Впрочем, не думаю, что кто-то оставляет гостей без подарков. Поверья дня Лори гласят, что песни в честь праздника, прославление света и добра приносит добро и в тот дом, куда пришли исполнители. Более того, если в семье есть маленькие дети, родители обязаны порадовать нежданных гостей большим угощением. Так они просят благополучия и для себя, и для малышей.
Во время Лори семьи соблюдают пост и приносят дары добрым божествам
Лори – яркий праздник Индии. Главной его частью является разведение костра ветви для которого готовят за несколько недель до фестиваля. Также в огонь бросают всё, что связано с ушедшим годом – это могут быть даже пожертвования и угощения, собранные во время обхода домов. Немало пенджабцев проводят частные празднования Лори в своих домах. Считается, что с помощью священного пламени, которому посвящено так много песен, можно привлечь в свою жизнь богатство и счастье.
Источник статьи: http://musaget.ru/lori-ognennyy-prazdnik-urozhaya-v-indii/
Лори (Lohri) в Индии
Лори (Lohri) — это фольклорный фестиваль пенджабцев, который отмечают в основном сикхи и индусы во многих штатах северной Индии, включая Пенджаб, Харьяна и Химачал-Прадеш. Значений и легенд о фестивале Лохри много, и все они связывают фестиваль с регионом Пенджаба.
Год | Дата | День | Праздник |
2020 | 14 Янв | Вт | Лори |
2021 | 13 Янв | Ср | Лори |
2022 | 13 Янв | Вт | Лори |
2023 | 14 Янв | Сб | Лори |
2024 | 14 Янв | Вс | Лори |
2025 | 13 Янв | Пн | Лори |
Считается, что праздник отмечает середину зимы и зимнее солнцестояние. Лори связан с календарем Бикрами и отмечается за день до праздника Маги, который празднуется в Индии как Макар Санкранти. Лохри выпадает на месяц (Пауш) и устанавливается по пенджабскому календарю, и в большинстве лет он приходится примерно на одну и ту же дату 13 января по григорианскому календарю.
История празднования Лори
Есть много легенд о происхождении фестиваля Лори. Лори — это празднование начала более длинных дней после зимнего солнцестояния . Согласно легенде, в древние времена Лори отмечали в конце месяца, когда наступает зимнее солнцестояние. На следующий день после Лори отмечается Макара Санкранти.
По происхождению Лори — это древний праздник середины зимы в регионах, расположенных недалеко от Гималайских гор, где зима холоднее, чем на остальной части субконтинента. Индусы традиционно зажигали костры в своих дворах после нескольких недель уборки урожая в сезон раби, общались сидя вокруг костра, пели и танцевали, отмечая конец зимы и начало более длинных дней. После ночи празднования вокруг костра индусы отмечали Макара Санкранти и отправлялись купаться в священный водоем, такой как река или озеро.
Древнее значение праздника заключается как в праздновании зимнего сезона урожая, так и в воспоминании Бога Солнца Сурья. В традиционных песнях празднования Лори упоминается бог индийского солнца, которого люди просит тепла и благодарят его за возвращение. Другие легенды объясняют праздник как народное почитание Бога Огня (Агни) или богини Лори.
Еще одна легенда связывает Лори со сказкой о Дулле Бхатти . Центральной темой многих песен праздника Лохри является легенда о Дулле Бхатти, который жил в Пенджабе во времена правления императора Великих Моголов Акбара. Его считали героем в Пенджабе, за то, что он спас индусских девушек от насильственного вывоза на продажу на рабский рынок на Ближнем Востоке. Среди тех, кого он спас, были две девушки Сундри и Мундри, которые постепенно стали темой фольклора Пенджаба. В рамках празднования Лохри дети ходят по домам, исполняя традиционные народные песни Лори о «Дулле Бхатти». Один человек поет, а другие заканчивают каждую строчку громким «Хо!» в унисон. После того, как песня заканчивается, дети получают сладости, еду, а иногда и деньги.
Традиции и обычаи празднования Лори
Разжигание костра во время этого зимнего праздника является древней традицией.
В разных местах штата Пенджаб, примерно за 10-15 дней до Лори, группы юношей и девушек подростков ходят по окрестностям, собирая бревна для костра Лори. В некоторых местах они также собирают такие предметы, как зерно и сахарный тростник, которые они потом продают, а вырученные от продажи деньги делят между собой.
Популярное занятие, которым занимаются мальчики, состоит в том, чтобы выбрать члена группы, смазать его лицо пеплом и обвязать его талию веревкой. Идея состоит в том, чтобы выбранный человек выступал в качестве сдерживающего фактора для людей, которые воздерживаются от предоставления предметов Лори. Мальчики будут петь песни Лохри с просьбой о предметах Лори. Если того что дали достаточно, то домовладельцу будет выдан ультиматум — либо дать больше, либо веревка будет ослаблена. Если ультиматум не сработает, то мальчик, у которого испачкано лицо, попытается войти в дом и разбить глиняные горшки или глиняную печь.
В течение дня дети также ходят от двери к двери и поют народные песни. Этим детям дают различные угощения и деньги. Отказаться давать и оставить детей с пустыми руками считается неблагоприятным. Там, где в домах встречаются молодожены и новорожденные, увеличивается количество запросов на угощение.
Коллекции угощений, собранных детьми, обычно состоят из тила, гаччак, хрустального сахара, гура (яггери), луногали (арахис) и фулии или попкорна. А рахис, попкорн и другие продукты питания бросают в огонь. Для некоторых выбрасывание пищи в огонь означает сгорание старого года и начало следующего года в день Макара Санкранти.
Церемония разведения костра отличается в зависимости от местоположения в Пенджабе. В некоторых частях огонь разжигают из небольшого изображения народной богини Лори, украшенного коровьим навозом, и поют ей хвалебные песни. Народная богиня Лори считается древним аспектом празднования и является частью давней традиции празднования зимнего солнцестояния. В других местах огонь Лори состоит из коровьего навоза и дерева, без использования изображения богини Лори.
Костер горит на закате на главной деревенской площади. Люди бросают в костер семена кунжута, гур, леденцы и выпечку , сидят вокруг него, поют и танцуют, пока не погаснет огонь. Некоторые люди совершают молитву и ходят вокруг огня в знак уважения к огню, что является обычной традицией в празднованиях зимнего солнцестояния. Традиционно гостям предлагается тиль, гаччак, гур, луногали (арахис) и фулия или попкорн. Молоко и вода используются индусами в качестве напитка вокруг костра, чтобы поблагодарить Бога Солнца и попросить к него защиты.
Среди некоторых общин синдхи, фестиваль традиционно отмечается как Лал Лой . В день Лал Лое дети приносят деревянные палочки от своих бабушек и дедушек и разжигают огонь. Люди танцуют и играют у костра, наслаждаясь общением. Фестиваль набирает популярность среди синдхи, где Лори не является традиционным праздником.
В домах, в которых недавно состоялся брак или роды, празднование Лохри имеет больший размах. П енджабцы часто проводят частные праздники Лохри в своих домах. Выполняются ритуалы Лори под аккомпанемент специальных традиционных песен Лори.
Пение и танцы являются неотъемлемой частью празднования. Люди носят яркую одежду и танцуют бхангу и гидду в такт дхол . Песни поются, и все радуются. Сарсон да сааг и макки ди роти обычно подают в качестве основного блюда на обеде Лори. Лори — это прекрасный праздник, который имеет большое значение для фермеров. Тем не менее, люди, проживающие в городских районах, также празднуют Лори, так как этот фестиваль дает возможность общаться с семьей и друзьями. Лори — это праздник костра, который посвящен единению — день, чтобы согреть руки и сердца.
Источник статьи: http://astromagicmoon.ru/prazdniki/gosudarstvennyye_prazdniki/prazdniki_v_indii/lohri-lohri-v-indii