Сабантуй татарский праздник краткое описание для детей
Сабантуй – является самым ожидаемым и любимым праздником татар. Его отмечают, когда заканчиваются весенние посевные работы. Из-за этого замечательный праздник каждый год выпадает на разные даты, чаще всего его отмечают в промежутке между концом мая и концом июня.
Когда наступает Сабантуй, начинаются народные гуляния и спортивные состязания. Самые сильные и ловкие принимают участие в борьбе за многочисленные призы. Например, в национальной борьбе под названием куреш, в которой надо повалить противника на спину с помощью широкого пояса или полотенца. Еще популярна борьба на руках, похожая нна современный армреслинг, распил бревна на скорость, перетягивание каната и даже ловля рыбы руками. Каждый может показать свои умения в той или иной дисциплине. Зрелищным и опасным соревнованием является залезание на верхушку столба.
Во время праздника всегда проводятся ярмарки, танцы, конкурсы талантов. Гостей Сабантуя угощают национальными праздничными блюдами.
Сабантуй — это праздник всего народа. Событие это всегда веселое и незабываемое. Участвовать могут все желающие, начиная от профессиональных спортсменов и заканчивая зрителями. Главное то, что принимают участие все желающие, и это делает праздник сабантуй по-настоящему веселым и непредсказуемым. Татары обожают Сабантуй, впрочем, как и люди других национальностей, которые всегда присутствуют на мероприятии.
Сабантуй является государственным праздником не только в Татарстане, но и в Башкортостане. Празднования начинаются вначале в малых городах и деревнях, а затем проходят в столицах республик, в Казани и Уфе. Но, праздник не имеет границ, мероприятие проводится даже в других странах, особенно там, где живет много татар. Поэтому Сабантуй можно назвать не только праздником веселья, но и праздником дружбы народов.
Источник статьи: http://2klass.ru/doklad/tradicii-narodov-rossii-dlya-detey-okruzhayushchiy-mir-2-klass-kak-tatary-prazdnuyut-sabantuy
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
материал на тему
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatarskiy_natsionalnyy_prazdnik_sabantuy.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Татарский национальный праздник САБАНТУЙ.
Сабантуй – самый любимый праздник татарского народа, который весело и широко отмечается ежегодно. но не все, наверное, знают, как он появился, и что означает слово «Сабантуй».
Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» и «туй» Слово «туй» означает праздник. А вот слово «сабан» имеет несколько значений. Во-первых, этим словом обозначается сельскохозяйственное орудие труда, плуг. А все остальные значения обозначают время пахоты, пашню, время полевых работ, яровые культуры. В последние годы Сабантуй часто называют праздником плуга. Но это не совсем верное название. Было бы точнее говорить, что это «праздник весеннего сева», «праздник яровых». Поскольку весь ход праздника показывает, что он проводится в честь весеннего сева. Наши древние предки, будучи язычниками, делали жертвоприношения божествам плодородия и духам земли, чтобы задобрить их и обеспечить богатый урожай хлеба.
История происхождения праздника
В глубокой древности, когда еще не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак өсте», “печән өсте” (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая «сабан өсте» — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Поэтому обряды, призванные поддержать плодородие земли и обеспечить высокий урожай, были особенно важны для древних земледельцев, эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй – один из таких праздников.
По поводу происхождения праздника Сабантуй существует несколько версий. Некоторые учёные считают, что Сабантуй к нам пришёл от других народов. Так, у монголов есть похожий на Сабантуй праздник, который называется Наадам. Здесь главными соревнованиями являются борьба, скачки и стрельба из лука. Однако правила народных игр на монгольском празднике отличаются от наших. Другие учёные предполагают, что Сабантуй появился в самой Волжеской Булгарии. Также существуют версии, связывающие Сабантуй с традициями тенгрианства.
Главное состязание Сабантуя – куреш – также имеет древнюю историю. Среди археологических находок, относящихся к III-I вв. до н.э., найдены изображения парных борцов. Кроме того, борьба упоминается в некоторых древних тюркских литературных произведениях. Известно, что у древних тюрков были даже специальные сочинения, описывающие правила борьбы.
Таким образом, Сабантуй является древним тюркским праздником, который появился тогда, когда наши предки только начали заниматься земледелием, и уже позже он окончательно сформировался и стал традиционным народным праздником.
Целей проведения современного Сабантуя несколько: определение батыров – победителей в борьбе, народные развлечения с национальными песнями, плясками и играми, а самое главное – подведение итогов весенних полевых работ и награждение лучших земледельцев. Раньше Сабантуй праздновали до начала весенних полевых работ. И до праздника никто не выходил в поле, не начинал посев. А вместо нынешнего Сабантуя отмечался другой праздник – Джиен.
Точной даты и определённого дня недели проведения Сабантуя не было. Всё зависело от погодных условий, интенсивности таяния снега и степени готовности почвы к севу яровых культур. Обычно это приходилось на конец апреля. Накануне Сабантуя проводили особый обряд «Карга боткасы», который считался начальным этапом праздника.
Обряд празднования Сабантуя состоял из двух частей. Сначала проводили магические церемонии, а потом – состязания, игры и массовые увеселения. Подготовка к Сабантую начиналась за несколько недель до праздника. Как правило, старейшины деревень – аксакалы, — договорившись между собой, определялись с датой и местом проведения праздника. Обычно местом празднования выбирали красивые зелёные луга вблизи рек, озёр и лесов.
Обряд «сөрән салу» или “сөрән” занимал главное место среди других подготовительных обрядов. Его также называют «сөлге җыю», т.е. сбор подарков для победителей состязаний и участников народных игр. Юноши, разъезжая по деревни на украшенных конях, выкрикивали : «Арапә! Арапә! Арапә!» Иногда сбором подарков занимались и пожилые мужчины. Держа в руках деревянный шест (жердь), они ходили по улицам и собирали подарки: вышитые платки, полотенца и отрезы материал и т.д. Вместе с подарками собирали и яйца для Сабантуя.
Как мы уже говорили, перед Сабантуем исполнялся обряд жертвоприношения, где в жертву приносили белого коня, белую утку или гуся. Кроме того, выбирался определённый участок поля, и в день Сабантуя проводилась его обрядовая запашка. В борозду клали крупные куриные яйца, которые затем собирали дети с пожеланиями богатого урожая. Вероятно, в древности таков был обряд культурного кормления духов земли в надежде, что от этого зёрна в колосьях будут такие же крупные , как яйца. Именно это часть Сабантуя прежде была основной, наиболее важной, а игры и состязания лишь украшали и подчёркивали важность праздника. Однако все языческие обряды и жертвоприношения со временем забывались, подвергались изменениям, остались только народные игры, состязания и увеселения.
Со временем состязания, проводимые в праздник Сабантуй, изменились. Однако главными по-прежнему остаются национальная борьба – куреш – и скачки.
До принятия ислама в борьбе могли участвовать и женщины, они даже побеждали мужчин. Например, в XII веке дочка эмира Волжской Булгарии Шамгун-Саина во время борьбы победила своего мужа-батыра.
Главный подарок, который дарят сильнейшему борцу, как известно, баран. Но почему именно баран, а не какой-нибудь другой приз? У древних тюрков баран был священным животным. Считалось, что он охраняет лбдей от злых духов, а некоторые кости животного имеют магическую силу. Поэтому древние тюрки преподносили почётным гостям варёную баранью голову.
Состязания начинали со скачек. Разные конные игры были широко распространены у всех кочевых народов. В перерывах между кочёвками они отбирали лучших лошадей и устраивали состязания в быстроте и ловкости. Это не только помогало выявить наиболее выносливых и сильных животных, но и было хорошей тренировкой для Всадников.
Невозможно представить себе жизнь кочевников без лошади. Лошадь была ближайшим помощником, кормильцем человека, а во время битвы хороший конь мог спасти ему жизнь. Наши предки считали, что божества, так же как и люди, ездят верхом на лошадях. Поэтому и самих лошадей тоже считали священными животными.
Подготовка коней к предстоящим скачкам начиналась так называемым разогревом («ат аягы кыздыру»). Как выезжали верхом на конях и устраивали подобие скачек. Это продолжалось несколько дней. Таким образом, они тренировали коней, готовили к главным соревнованиям.
Все состязания, проводимые на Сабантуе, непременно что-то обозначали и символизировали. Например, стрельба из лука не просто тренировка будущих воинов и охотников. В далёком прошлом умение стрелять из лука обозначало достижение юношей совершеннолетия. Лук символизировал также первые солнечные лучи.
Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазанье на шест, беге в мешках, перетягивании каната.
Итак, вы узнали, что Сабантуй, который начали праздновать ещё кочевники, затем превратился в праздник земледельцев, а до нас дошёл уже просто весёлым народным гулянием. Это один из национальных праздников, который, подвергаясь изменениям, меняясь вместе со временем и людьми, дошёл из глубокой древности до наших дней.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/11/22/tatarskiy-natsionalnyy-prazdnik-sabantuy
Конспект развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Праздник Сабантуй»
Рузия Курамшина
Конспект развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Праздник Сабантуй»
Цель: Формировать интерес к национальным праздником народов Поволжья, а именно татарского народа; познакомить детей с историей возникновения и значением праздника «Сабантуй»; вызвать интерес и желание участвовать в празднике.
— Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей заниматься сообща, радоваться успехам друзей.
— Продолжать формировать интерес детей к эстетической стороне окружающей действительности.
— Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
— Воспитывать в детях терпение и уважение друг к другу и обычаям к традициям людей разных национальностей.
Оборудование: 2 шеста длиной 1,5 м; горшки — пластмассовые ведерки из под майонеза; 2 ведерка и 2 коромысла; 2 «лошадки», 2 ложки и 2 яйца; мат.
Ход мероприятия
Звучит про праздник Сабантуй. Площадка украшена по — праздничному: разноцветные шары, флажки, плакаты.
Вступительное слово … Ребята, мы собрались сегодня здесь, чтобы отпраздновать Сабантуй – самый яркий, самый весёлый и любимый праздник татарского народа. Что касается названия, то у слова «Сабан» есть два значения – это «Плуг» и «Весенний сев»; «Туй» – это праздник. Значить «Сабантуй» – праздник земледелия, почитания матушки-Земли, день поклонения ей. В этот день всёвокруг дышит красотой: и весенняя природа, и народ, всё пронизывается духом праздника. К этому дню готовятся и деревни, и города Поволжья. Жители приводят в порядок свои дома, в печи и в духовке румянятся пироги. Начинают съезжаться гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.
Издавна Сабантуйначинается с символического ритуала: в деревянный плуг впрягают лошадь, и прокладывается первая борозда.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы посоревноваться, испытать свою смелость, ловкость, смекалку и удаль!
Иснмесез, балалар! Хллрегез ничек? Здравствуйте дети! Как у вас дела?
Сегодня праздник Сабантуй!
Мы позвали всех друзей
Потому, что мы все вместе
Будем весело играть,
Дружно петь и танцевать.
Поздравляем всех друзей и гостей с веселым праздником Сабантуй!
Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.
(Выходят дети рассказывать стихотворения)
Бген безд Сабантуй —
Эшлрене барын куй!
Тизрк йгер мйданга,
Бйрм башлана анда.
Сабантуй- веселый праздник,
Праздник счастья и труда
Пой, играй и смейся громко,
И танцуй как никогда!
Ведущая: Ребята, к нам на праздник пришли гости и хотят для нас станцевать. Мы с вами тоже по танцуем, будем повторять за ними движения.
Татарский танец в исполнении учениц 7 класса.
Ведущая: Ребята, кто это идет? Да не к нам ли на праздник?
(На празднике появляются Камырша и Батырша. Идут и спорят.)
Камырша: А, вот где все собрались! Как красиво у вас тут, музыка, танцы! Услышали мы, что вы сегодня празднуете Сабантуй, и решили заглянуть к вам на праздник.
Батырша: Исэнмесез, балалар!
Камырша: Исэнмесез, кунаклар!
Ведущая: Исэнмесез, Камырша и Батырша. Приглашаем вас на наш Сабантуй. А о чем вы так громко спорили?
Камырша: Да вот, Батырша говорит, что он сильнее меня, а я говорю, что я сильнее его!
Ведущая: Подождите, не спорте мы сейчас узнаем кто из вас сильнее. Знаете такую борьбу Куреш?
Батырша: Конечно я знаю, ведь я часто участвую в таких соревнованиях.
Камырша: Я то же слышал, но не приходилось участвовать, мне лень.
Ведущая: Ребята, Куреш – это традиционный виды борьбы татарского народов. Она представляет собой борьбу на полотенцах закидываемых на пояс противника и является важным элементом национальных праздников – Сабантуй. Победителю таких соревнований дарят живого барана.
Ведущая: Батырша и Камырша покажите нам свою силу.
(Батырша и Камырша показывают детям национальную борьбу Куреш)
Ведущая: Победил у нас Батырша, барана конечно же у нас нет, ведь это детский праздник, а вот тебе сладкий приз как победителю. А тебе, Камырша, наш совет по больше занимайся спортом!
Батырша и Камырша, оставайтесь у нас на празднике, посмотрите какие у нас дети веселые, ловкие, смелые.
Поглядите: это ложка,
В ней устроилось яйцо,
Пробегись-ка по дорожке,
Только не разбей его.
Игра “Бег с яйцом» (Ход: Команды воспитанников выстраиваются на старте. В игре используются небольшие деревянные ложки и яйца. По сигналу воспитанники движутся, затем передают ложку с яйцом следующему (ложку нужно держать одной рукой, не помогая другой). Кто первый добежал до финиша, та команда и победила.)
Камырша: Да, ловкие и быстрые вы ребятки. А горшок с завязанными глазами разбить сумеете? Хотите научу? Игра называется «Разбей горшок». Горшок мы разбивать конечно не будем, нам достаточно попасть в него с завязанными глазами палкой.
Я к горшочку подойду,
В руки шест сейчас возьму,
И с закрытыми глазами
Я ударю по нему!
Ведущая: Ребята, вы хотите поиграть в игру Камырши? (ответ детей)
(Камырша показывает и рассказывает правила игры.)
Игра «Разбивание горшка». (Ход: Участники становятся вплотную к стоящему на земле горшку, касаясь его пятками. Ему завязывают глаза и дают палку длиной 1,5метра. По сигналу они должны сделать пять — десять шагов вперёд, затем повернуться кругом, после чего двигаться обратно к горшку. Попавший по ведерку получает приз.)
Ведущая: Ребята, к нам на праздник еще гости пожаловали, встречайте их. (татарский танец в исполнении мальчиков и девочек средней группы «Медвежонок» «Закия»)
Ведущая: Ребята, мы сейчас поиграем с вами еще в одну интересную игру «Бег с вёдрами на коромысле». Батырша и Камырша, покажите ребятам, как вы ловко бегаете с коромыслом.
Игра «Бег с вёдрами на коромысле» (Ход: Дети парами несут воду в ведрах на коромысле, побеждает тот участник, который первый добежит до финиша, не пролив воду.)
Ведущий: Кульминационным номером на празднике Сабантуй считались «Скачки на конях». На деревенских скачках наездниками были юноши. Награды получали все участники скачки, в том числе и лошади — им повязывали красивые полотенца. Поощряли даже пришедших последними. Кто у нас еще не участвовал в играх вставайте в две команды.
Игра «Конники» (Ход: Две команды воспитанников выстраиваются на старте. Первым стоящим на старте дают палки – лошадки. По сигналу воспитанники движутся, затем передают «лошадку» следующим. Кто первый добежал до финиша, та команда и победила.)
Ведущий: Молодцы! Сегодня здесь собрались самые ловкие, быстрые, смелые, а самое главное дружные ребята. Давайте с вами сделаем большой, дружный хоровод и станцуем.
Батырша и Камырша, понравилась вам на нашем празднике?
Батырша и Камырша: Конечно, понравилась нам у вас! Если можно, то мы хотели бы еще с вами встретиться на следующий праздник «Сабантуй»
Ведущий: Мы вас обязательно пригласим. Вот и подошел к концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и побольше радостных дней. Ребята, а какой праздник без угощений, вы их получите в группе. До свидания!
В конце праздника выпускают салют из мыльных пузырей.
Сценарий летнего спортивного праздника для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Праздник Королевы цветов» «Праздник Королевы Цветов»(Сценарий летнего спортивного праздника для детей среднего и старшего возраста) Цель. Закрепить знания детей о.
«Праздник семьи» — сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста «Праздник семьи» Развлечение для старшего дошкольного возраста Звучит музыка, выходит ведущий и 3-ое детей. Вед. : Здравствуйте, уважаемые.
«Здравствуй, Масленица!» Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Здравствуй, Масленица!» Развлечение для средней, старшей, подготовительной группы. Музыкальный руководитель : Тиханович Г. В. Действующие.
Конспект летнего фольклорного развлечения «В гостях у Василисы Премудрой» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Формирование интереса к русскому народному фольклору Задачи: Познакомить с играми и развлечениями русского народа; Продолжать знакомить.
Конспект занятия с кинетическим песком для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель: развитие общей моторики; закрепление названий диких, домашних животных; развитие внимания; релаксация. Оборудование: кинетический.
Праздник «День Знаний» для детей старшего и среднего дошкольного возраста Праздник День Знаний для детей старшего и среднего дошкольного возраста. «Вы в детский сад пришли не зря, здесь многому научитесь, друзья».
Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Накорми птиц зимой» Цель: воспитывать эмпатию к птицам, зимующим в средней полосе России. Задачи: Обучающие: • формировать у детей представление о зимующих.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста детского сада «Праздник Дружбы!» Ведущая: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть Вас на нашем празднике — Дружбы. А вы рады нашей встрече? Дети: Да! Ведущая: Сюда пришли.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Праздник дорожного движения» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по ПДД «Праздник дорожного движения» Цель: Закрепление умения по использованию.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник молока» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник молока» Задачи: Способствовать психологическому сближению детей.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-dlja-detei-srednego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta-prazdnik-sabantui.html