Семин день
14 сентября в народе принято называть Семиным Днем. Такое название пошло от имени святого Симеона. Он прожил на свете 100 лет и умер в молитве (год смерти – 459-й). Он вел праведный образ жизни, за что Бог наградил его лечебными, исцеляющими способностями, даром пророчества и предвидения. Святой Симеон является основателем нового направления аскетизма — столпничества. Сначала Симеон стал монахом, проводящим свою жизнь в молитвах, послушании, постах. Чтобы быть ближе к Богу, он уединился в сирийской пустыне на столпе, высотой несколько метров. Праведник днем и ночью стоял на столпе, вознося молитвы к Богу. Он не покидал свой пост, не смотря на палящее солнце, дожди, холод, ограничил себя в пище, сне, отдыхе ради христианской веры в Бога. Он питался размоченными зернами пшеницы и водой, которые приносили ему добрые люди. Воздержание, праведный образ жизни, необыкновенная воля и сила духа привели к Симеону множество людей, среди которых были христиане и язычники. Они слушали проповеди Симеона, убеждаясь в праведности христианской церкви. Благодаря Симеону, многие язычники приняли Крещение. Православная Церковь вознесла Симеона в разряд Святых. Кроме Дня Святого Симеона, 14 сентября празднуется Славянский Новый год , именуемый Новолетием.
Как начинался Семин День?
Накануне христианского праздника нужно было погасить огонь в лампадках. Принято начинать Семин День с разведения огня, который добывали ручным путем. Старые люди получали огонь путем трения деревянного колышка с канавкой, вырезанной в деревянной дощечке. От полученного огня зажигали лампадки, дрова для топки бань и изб (если было холодно).
Семин День — начало «бабьего лета»
Семин день припадает на середину первого месяца осени, его часто связывают с началом «бабьего лета». В эту пору – еще теплая погода, но в некоторых областях страны возможно похолодание. К этому дню завершались основные полевые работы: была выкопана картошка, морковь, свекла, срезана капуста, собирались дозрелые и недозрелые помидоры, убирались остатки кукурузы и ботвы. Землю готовили под вспашку и посев озимых культур. Все полевые работы приближались к концу. Народ мог отдохнуть от тяжелой сельскохозяйственной работы.
После Семиного Дня
После Семина Дня начинались «засидки», которые предвещали работу вечером в избах при огне. Ранним утром женщины и девушки начинали мять и трепать пеньку, мыть в воде лен и стелить его для отлёживания на лугу. Вечером женщины садились за прясла. Распространенным времяпровождением стали осенние игры и хороводы с песнями. В это время женихи присматривались к невестам. Матери девушек угощали молодых людей пирогами, блинами, варениками, другими вкусностями, медовухой. Начало Семина дня предвещало свадебную прелюдию.
Основные приметы :
• теплый Семин День предвещает мягкую, нехолодную зиму;
• если 14 сентября не будет дождя, то вся осень будет без осадков и наоборот, дождливый день предвещает осадки на всю осеннюю пору вплоть до зимы;
• ранний отлет гусей говорит о наступлении ранней зимы;
• если мухи кусаются больно – жди непогоду;
• ветер из-под солнца обещает частые северные ветра зимой;
• южный ветер – на теплую зиму;
• если не наблюдается отлет скворцов, значит, осень предвидится затяжной.
Что можно и нельзя 14 сентября?
В Семин день можно переезжать в новую избу. Это гарантировало благополучие и добро. От того, чем сытнее и ярче праздновался переезд в новый дом, зависел уровень будущей зажиточности.
14 сентября – время для борьбы с насекомыми в домах. Мух нужно было «хоронить». Считается, если убить муху до этой даты, то родится еще семь насекомых, если после этого дня – погибнет своей смертью семь мух.
В Семин День нельзя ругаться, ссориться, злиться, кричать, врать, проявлять негативные эмоции.
Не рекомендуется подметать пол, чтобы не вымести из дома благополучие, добро, удачу, деньги.
Не стоит выбрасывать остатки еды со стола. Ее лучше отдать нуждающимся людям, сиротам.
После Семиного Дня народ мог отдохнуть от тяжелой работы на огородах, полях и лугах.
Источник статьи: http://kakoj-segodnja-prazdnik.com/narodnyj-kalendar/semin-den
Семин день
С Семина дня начинались свадебные недели (Фото: Goran Bogicevic, Shutterstock)
Дата по старому стилю: 1 сентября.
Семин день в старину называли началом бабьего лета. По погоде первого дня судили обо всей осени: если было ясно, то и вся осень должна была быть теплой. Если же видели, что на бабье лето луга опутаны паутиной, то ждали затяжную осень.
С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.
Впрочем, не только работой занимались крестьянки. На бабье лето нередко устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили смотреть невест. В это время матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы, да звали в гости всех красных девушек с округи — а на них посмотреть парни сами сбегутся. С Семина дня начинались свадебные недели.
Кроме того, в Семин день хоронили мух и тараканов. Этих насекомых считали причиной домашних неурядиц и бедности, поэтому старались от них избавиться. Из репы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что после таких «похорон» насекомые в дом уже не вернутся.
Существовало поверье, что в Семин день черт меряет воробьев своею меркою: сколько себе взять, а сколько выпустить. Для этого все воробьи слетались к нему, и ни в лесу, ни на улице их было не видно.
Источник статьи: http://www.calend.ru/narod/6725/
День Симеона Летопроводца или Семин день 14 сентября
В старину многим событиям придавали особое значение. И даже начало «бабьего лета» не обошло стороной ежегодно празднования, а также своих традиций и важных примет.
День Симеона Летопроводца, как следует из названия, — праздник проводов лета и встречи осени. Традиционно он отмечался в первый день сентября по старому стилю, а теперь этот день выпадает на 14 сентября. Семин день — это народный праздник, церковным аналогом которого является Новолетие.
Этот день называют днем Симеона Столпника в честь святого, который положил начало понятию «столпничества» — непрерывной молитве на возвышенности и аскезе. Проведя много времени на столпе в молитве, он получил в награду дар исцеления недугов и возможность предвидеть будущее. Будучи человеком, верующим в Бога и в силу молитвы, он многим помог обрести веру.
Народные традиции праздника
Для большинства конец лета — грустное время, связанное с наступлением холодов и дождливой погоды. Но раньше люди явно так не считали и радовались наступлению осени. Семин день сопровождался весельем и массовыми гуляньями. С проводами лета и началом осени было связано огромное количество традиций.
Этот день считался самым подходящим для новоселья и для заселения домового в его новый дом.
Для юношей и девушек этот праздник был началом свадебной недели. С это времени начинались смотрины, когда происходило официальное знакомство родителей жениха и родителей невесты.
Этот день являлся началом домашних посиделок. Женщины собирались дома, зажигали свечу и занимались рукоделием.
Над детьми, которым исполнилось 3 года, в этот день проводили обряд пострига. Ребенку выстригали небольшой пучок волос, а затем крестный отец ездил с ребенком на лошади по двору. Этот был момент, когда женщина должна передать воспитание сына мужчинам в семье.
Люди, которые желали избежать бедности и семейных скандалов, в этот день хоронили мух и тараканов. Мухи и тараканы олицетворяли нищету и раздор, и нужно было их ритуально похоронить. Гробик делали из тыквы, а закапывали как можно дальше от дома. Также эту традицию связывают с проводами лета.
Приметы в Семин день
Главной темой являлось, конечно же, завершение лета — именно ему посвящены многие приметы. Немало поверий связано с сельским хозяйством и сменой сезонов — лета на осень.
Семин день являлся последним подходящим днем для посева ржи.
Дождь в этот день являлся хорошим знаком. А если погода была сухая, значит, все остальные осенние месяцы будут дождливыми.
Если в день Симеона Летопроводца улетают гуси, зима придет рано.
В христианской церкви день Симеона Столпника был связан с Новолетием. В этот день начинался Новый год по церковному календарю. Однако православная церковь почитала в этот день Симеона Столпника и возносила ему молитвы.
К сожалению, сейчас не все люди отдают должное значение таким старинным народным праздникам, как день Симеона Летопроводца, хотя традиции и приметы могут быть полезны не только для людей, занимающихся сельским хозяйством. Верующие в этот день могут сходить в церковь и помолиться святому Симеону Столпнику, который может помочь в исцелении. Помните про старые традиции, будьте счастливы
Источник статьи: http://dailyhoro.ru/article/den-simeona-letoprovodtsa-ili-semin-den/
Семин День
Народно-христианский праздник Семен Летопроводец отмечается 14 сентября. В православном календаре это день почитания святого сирийского монаха Симеона Столпника и его матери. Другие названия праздника: Семенов день, Симеон-летопроводец, Семен-день, Старого бабьего лета почин, Новолетие, Семеновы осенины, Первые осенины, Засидки, Встреча осени, Марфа.
В этот день совершались обряды, знаменующие приближение осени. Устраивали гуляния, гуляли всем миром, а на площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого на шесте прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости — залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому удавалось это сделать, доставалось всеобщее уважение. Кукла Симеон — делалась к уборке урожая.
Православная церковь 14 сентября почитает память святого Симеона, который, по преданию, прожил больше 100 лет, прославился тем, что стал основоположником столпничества — новой формы аскезы. Симеон был праведником, от Бога получил дар исцелять душевные и телесные недуги, предвидеть будущее.
Святой уединился в Сирийскую пустыню, построил столп, высотой в несколько метров и поселился на нем. Он не мог прилечь и отдохнуть, соблюдал строгое воздержание в пище, в любую погоду, он днем и ночью, стоя, как свеча, без остановки молился, размышляя о Боге.
Необычный подвиг святого привлек множество людей. Одни, глядя на него, убеждались в истинной христианской вере и принимали крещение, другие получали исцеление, третьи обращались за советом. Подвиги Симеона вдохновили многих подвижников благочестия и веры. Первым его последователем стал Даниил, повторивший по благословению святого его подвижничество во Фракии.
На русском народном календаре практически никак не отразилось каноническое житие святого Симеона. День его памяти был связан с началом — месяца, сезона, года. Напомним, что с середины XVII века и до 1700 года на Руси новолетие отсчитывали с 1 сентября по старому стилю. В народном определении дня зафиксированы два значения: завершение лета и конец года. Симоен Столпник как бы провожал самое теплое время года и вводил в новый годовой круг.
В древнерусском языке слово «лето» имело значение «год», что сохранилось в словах «летопись», «летописец», а также в отчете возраста «двадцать или тридцать лет» и в привычных выражениях «сколько лет, сколько зим». Поэтому Семен-день — важная веха традиционного земледельческого календаря.
С этого дня наступало Бабье лето. По погоде определяли, каким будут ближайшие три месяца: «Если бабье лето ненастное, то осень сухая. Если сухое и жаркое, то осенние месяцы будут дождливыми». Наступившая осень все сильнее напоминает о себе. Хотя днем солнце еще пригревает, вечера и ночи стали холодными, темнеет раньше. Уже скоро настанет осеннее равноденствие — день с ночью сравняется.
Особое место Семенов день занимал у крестьян. Совершали обряд «Осенины» — первая встреча осени. С этого дня начинались осенние игры и хороводы. Зажиточные люди выставляли у ворот сосуды с пивом и брагой, объявляли простому люду, что «мед наварен и пироги напечены». К воротам подходили хороводники, которых угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали угощения сначала старикам, а затем молодым.
К этой дате заканчивали уборку яровых и завершали посев ржи. После Семенова дня семена засевать нельзя. Еще с наступлением осени начинались «засидки» — работа вечером в избах при огне. Было принято накануне Семен-дня весь огонь погасить, оставить только лампадный, а утром зажечь новый. У наших предков существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а парень или девушка зажигали спицей новый огонь, которым топили печи в банях и избах, зажигали свечи и лучину на засидках.
В этот день обычно переезжали в новые дома и праздновали новоселье. Считалось, что это принесет жильцам нового дома счастье. В Семенов день было принято мух хоронить. В землю зарывали тараканов, блох и других домашних насекомых, чтобы они в доме не водились. В народе верили, что если убить муху до Семен-дня, то народится еще семь мух, а если убить после, то умрет семь мух.
На похороны мух девушки надевали лучшие наряды, делали из сухих листьев и различных овощей маленькие гробики, укладывали в них пойманных насекомых и с «шутливой торжественностью», а иногда с причитанием и плачем, выносили насекомых из избы и зарывали в землю. Смысл обряда был не только в изгнании насекомых из избы, но и в том, чтобы во время «мушиных похорон» устроить себе смотрины, показать себя во всей красе перед собравшимися зрителями, особенно перед холостыми парнями, высматривающими себе невест. Ведь недаром считалось, что с Семена дня до Гурьева — свадебные недели.
Традиции и обряды 14 сентября:
— «Летопроводец» дословно означает «лето провожающий». В старину этот день называли началом бабьего лета. С бабьим летом начинались и бабьи работы. С раннего утра женщины и девушки мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен да стелили его по лугам, чтобы отлежался. Вечером же садились за прясла. Девушки во время прядения замечали, как ложатся нити: если прямо, то муж попадется хороший, если неровно, то будет супруг негодным.
— День считается удачным для новоселья. Главное, не забыть забрать с собой домового.
— С этого дня наступают свадебные недели и смотрины.
— Во многих местах с данного праздника начинаются посиделки — рукоделия в доме при зажженной свече, лампе.
— В этот день проводится обряд пострига — посвящение детей, которым исполнилось 3 года, в воины и землепашцы. После молебна ребенку выстригается пучок волос. Крестный сажает его на коня и проводит лошадь по двору. После этого обряда считается, что дальнейшим воспитанием мальчика занимается только мужская половина семьи.
— Существовал обычай Семенова дня — похороны мух. В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю — прочие кусать не будут». Вместе с «похоронами мух» и лето уходило. Нарядные девушки делали гробики из тыкв, огурцов, редьки или репы, укладывали туда мух с притворным воплем и несли к выкопанной могиле. Похороны совершались по всем канонам.
— В Туле и Серпухове девушки хоронили мух и тараканов. Серпуховские девушки хоронили мух в морковных и свекловичных гробах. В это время выходили женихи смотреть невест. Тульские девушки хоронили мух в садах в репных гробах, а тараканов в щепках. Это поверье основано на том, что будто от такого погребения погибают мухи и тараканы. Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих зватых объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мед наварен. В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом. Хороводники подходили к воротам и угощались.
— С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо. По преданию, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весною опять приносятся на Русь.
— У восточных славян существовало предание, будто в самую полночь на Семенов день черт меряет воробьев. «Сперва соберет всех воробьев в полу своей свитки, потом высыплет в четверик, после осиновым прутом счеркнет тех, которые выше краев его, а наконец оставшихся в четверике убивает; те воробьи, которых черт сбросит с четверика, улетают благополучно в гнезда и заботятся о размножении своей породы»
Народные поговорки и приметы 14 сентября:
— Время с Семена дня до Рождества Пресвятой Богородицы называют бабьим летом.
— На Семена хоронят мух и тараканов, чтобы пропали.
— Первые засидки — новый огонь в избе.
— С Семена дня до Гурия — свадебные недели.
— Семен лето провожает, бабье лето наводит.
— Если день ясный, до начала зимы будет тепло.
— Дует южный ветер, значит, зима будет теплой.
— Если птицы уже улетели на юг, зима наступит рано.
— Много паутины на полях — осень будет долгой.
— Коли на Семен-день не убраны колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь.
Источник статьи: http://rus.team/holidays/semin-den