Шэжэрэ байрам что это за праздник

Историко-культурные корни народного праздника «Шежере байрам»

Источник : Ю.А.Минишев. Историко-культурные корни народного праздника «Шежере байрам» // Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. – С.367 – 372.

Примечание : Публикуется с разрешения автора статьи на историко-краеведческом портале Ургаза.ру.

Народный праздник «Шежере байрам» является историко-этнографическим праздником, основу которого составляют родословные определенных родов (племен, народа), семей и их членов, а также празднично-обрядовые традиции башкирского народа.

В настоящее время по всей территории Республики Башкортостан проводится большая работа по распространению народного праздника «Шежере байрам». Над отработкой методов проведения праздника родословной и обобщением накопившегося опыта работают как ученые – историки и социологи, так и работники культуры, образования, литературы, отделов загса, архивных служб Башкортостана. С каждым годом праздник родословной охватывает все новые слои и группы населения городов, районов республики, приобретая увеличивающиеся количество сторонников проведения данного торжества.

Процесс формирования и утверждения в быту праздников, далеко не простой, к тому же длительный. Ряд теоретических вопросов, имеющих важное практическое значение, еще нуждается в дальнейшем уточнении и изучении. К их числу относятся проблемы соотношения в празднике традиционного и нового, вопросы, связанные с формами и методами проведения торжеств. Важную роль в понимание этих вопросов занимает выявление историко-культурных истоков народного праздника «Шежере байрам».

Обращение к истории «Шежере байрам» позволяет глубже понять эволюцию праздничной культуры, в которой важную роль играло и играет генеалогическое сознание башкирского народа. Актуальность данной темы обуславливается и тем, что «Шежере байрам», как праздник в общественно-культурной жизни республики новый и находится в процессе своего становления, не получив еще окончательного оформления.

Читайте также:  Праздник разбор под цифрой 3

Данная тема как отдельный и самостоятельный объект исторических исследований появилась сравнительно недавно. Отсутствие обобщающих исследований по истории праздника привело к утверждению ошибочного мнения о «традиционности праздника» [15], следствием чего даже стало появление научно-популярных статей ряда авторов, доказывающих «древность» праздника «Шежере байрам» [12, с.47-48].

«Шежере байрам» по историко-культурным меркам, праздник молодой и имел локальный характер распространения. Впервые под собственным названием он был проведен в 1989 г. в Баймакском районе РБ. Идея проведения торжества, под популярным в настоящее время названием, принадлежит сельской администрации села Юмашево. В 1992 г. в селе Тавлыкаево того же района, прошло шежере байрам указанного населенного пункта с участием представителей 39 фамилий его жителей [8].

Инициатива жителей сел Юмашево и Тавлыкаево была подхвачена другими населенными пунктами района. Этому способствовало и поддержка нового праздника со стороны заведующего отделом культуры администрации города Баймак и Баймакского района Ф.А.Сулейманова. Изучив первый опыт проведения праздника родословной, Фарит Аглеевич, предложил свою программу проведения, состоявшую из двух частей. Первая часть предполагала пять этапов и включала: изучение истории и культуры рода, составление генеалогического древа, сбора фотографий, различных вещей, нарядов, украшений предков, представления «на суд соседей» «фирменных блюд», успехов в достижении труда». Вторая часть программы предусматривала байге, юго-восточного варианта произношения названия народного праздника Йыйын. Как пояснял Ф.А.Сулейманов: «байге – это в традициях башкирского народа – проводить различные состязания, танцевать, петь» [13, с.220-222].

Дальнейшая организация проведения праздников родословной вызвало большой резонанс среди населения района, объединяя жителей населенных пунктов и открывая новые таланты. С каждым годом праздники шежере в Баймакском районе, становились масштабнее, росло и количество родословных. Это позволило создать залы шежере в селе Тавлыкаево, в Чингизовской СОШ, в историко-культурном центре села Темясово и в архивном отделе администрации Баймакского района РБ. Интересом населения к шежере было продиктовано и организация в 2006 г. районного конкурса на тему «Мое шежере», в три этапа по двум номинациям: «Шежере моего села, деревни, поселка», «Моя родословная» [8].

Постепенно и в других юго-восточных районах республики началось проведение праздников «Шежере байрам». В 1992 г. семья Ягудиных из деревни Утяганово Абзелиловского района, провела первое «Шежере байрам» района, основываясь на данных родословной составленной еще 1913 г. Габделькабиром Ягудиным [1]. В 2000 г. праздник родословной прошел в деревне Ибраево Зианчуринского района. На его основе Свердловская киностудия сняла документальный фильм о празднике родословной в Башкортостане [9, с.1-2].

Широкой пропаганде нового праздника на республиканском уровне способствовал «Шежере байрам» проведенный в Абзелиловском районе. Праздник был снят Г.Буракаевой на видеопленку и через Министерство образования распространен в качестве школьного учебного пособия по предмету «Тормош һабаkтары» («Уроки жизни») [2, с.7]. Через предмет «Уроки жизни» школьники, изучающие данный предмет, стали получать практические навыки составления и введения шежере по всей территории Башкортостана.

К причинам появления нового праздника можно отнести: во-первых, процесс обновления, либерализации в политике в начавшийся еще в середине 50-х гг. XX в., ослабление идеологического контроля, подъем науки в СССР, в том числе и БАССР. Это вызвало оживление в культуре и привело к восстановлению одной из форм исторической памяти народа, которая проявились, как усиление внимания народа к своим истокам через составление шежере (родословной). В этом немалую роль сыграли краеведы края, восстановившие по крупицам родословные населенных пунктов и башкирских родов баймакцев [5. Во-вторых, «хрущевская оттепель» способствовала росту благосостояния граждан, внедрению в жизнь научных технологий, способствовавшие появлению свободного времени граждан и стихийному возрождению традиционных праздников (һабантуй, ҡарга-туй или ҡарга-буткаһы, ҡаҙ өмәһе и др.) [6] или даже появлению на основе старых праздников новых [3, с.59-99; 14, с.112-114]. По времени проведения и упоминания Ф.А.Сулейманова об истоках организации праздника позволяет предположить, что праздничная часть «Шежере байрам» сформировалась на основе праздника Йыйын (байге, майдан, бардайыйын) [10]. Как можно заметить, актуальность Йыйына, как сбора и обсуждения разного рода вопросов представителями деревень, а в древности племени и народа, не потеряла своего значения и в настоящем.

«Шежере байрам» не единственный праздник, связанный тесными узами кровного родства, зародившийся в юго-восточном Башкортостане, также на основе праздника «Йыйын» (байге). С 1966 г. в д.Казмашево Абзелиловского района, на основе «Йыйына», появляется другой праздник, получивший широкое распространение в республике «Здравствуйте, односельчане» [7, с.8]. Этот праздник, в настоящее время, постепенно вытесняется «Шежере байрамы», имеющим более высокий воспитательный и политический «статус», что указывает на постепенное развитие праздничной культуры.

Способность праздника родословной к национальному и культурному возрождению народа через обращение его к родословной привлекла внимание Правительства РБ. Дальнейшее его широкое распространение на территории республики связано принятием Правительством Башкортостана Постановления от 10 мая 2006 г. «О проведение народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан» [11]. Оно положило начало впечатляющей картине, по работе, проводимой в республике, которая связана с развитием и обогащением праздничной культуры башкирского народа. Немалую роль в этом играет стереотипность праздника: генеалогические и праздничные традиции башкирского народа.

Башкирские шежере и праздничные элементы Йыйына – ведут начало с глубокой древности и в какой-то мере представляют собой элемент государственности. Это черты создают иллюзию «древности», «традиционности» «Шежере байрама».

Отсутствие шаблонности приводит к огромному разнообразию форм и методов проведения праздника родословной и отсюда относительному легкому внедрению его в повседневную жизнь.

Таким образом, мы видим праздник «Шежере байрам», несмотря на свою «молодость», имеет древнейшие историко-культурные традиции. Соответствие праздника «Шежере байрамы» к историко-культурным запросам общества и проводимой национальной политики Правительства Башкортостана стали причиной его широкого распространения по территории республики.

1. Агзамова Р. Все глубже в историю: в районном центре состоялась научно-практическая конференция «Тамьян иле-гузел Башкортостатан» // Искра-Оскон (Абзелиловский район). – № 90. – 03.08.10. – 05.08.10. // www.Iskra.pressard.ru.

2. Аралбаев К. Башкирское шежере // Клуб ok – Выпуск № 4. Методическое издание для специалистов культурно-досуговой деятельности. – Уфа, декабрь 2009.

3. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул: очерк общественной и культурной жизни. – Уфа: Китап, 1969.

4. Бикбулатов Н.В. Башкиры // Семейный быт народов СССР. – М.: Наука, 1990.

5. Восстановил традиции введения шежере односельчан краевед Сафиулла Исянов. Это стало возможным благодаря изданию Р.Г.Кузеевым в книги «Башкирские шежере», в котором было опубликовано «Шежере племени Бурзян», считавшееся до того времени утраченным (Башкирские шежере. – Уфа, 1960. – С.122-144.). Далее на основе личных воспоминаний и рассказов старожилов в 60-х гг. XX в. С.Исянов составил шежере 11 родов деревни («көҙәндәр», «бейәләйҙәр», «ҡалмаҡтар», «мишәрҙәр», «суҡмарҙар», «тубәйҙәр», «мылтыҡтар», «ала гоштар», «сей ҡолаҡтар», «таулылар», «мәскәйҙәр») и часть родов объединил с данными «древней части» шежере Бурзян, изданного Р.Г.Кузеевым. Он же одним из первых в 70-е гг. XX в. начал демонстрацию шежере на различных праздниках.

6. Дословно переводится, как праздник «яровых», «плуга», или «встречи весны»; праздник «в честь прилета грачей», или «грачиная каша»; «гусиная помощь».

7. Идея проведения праздника принадлежала заслуженному работнику культуры РСФСР Шахигали Иргалеевичу Ишбулатову // Из доклада «Тыуґан ауылы тарихы» студента 1 курса юридического факультета СИ (филиала) БашГУ Г.Р.Зайнуллиной. – Сибай, 2009. – С.8.

8. Информатор: Ф.Г. Харрасова, зав. архивным отделом МР администрации г. Баймак и Баймакского района РБ.

9. Латипова Ф. Шәжәрә өйрәнеү – ҙур тәрбиә мәктәбе // Башкортостан. – 2006. – 14 июля. – № 139.

10. Народный праздник Йыйын, проводившийся в летнее время между сабантуем и сенокосом, не получил своего распространения во второй половине XX в. Связано это было с переносом времени проведения Сабантуя, проводившегося до революции перед выходом на летовку и посев, на более позднее время, после завершения посевных работ в советское время, что и привело к замещению Йыйына Сабантуем. Немаловажную роль, по-видимому, сыграла и относительная «молодость» торжества, трансформировавшегося из важного атрибута башкирского самоуправления в праздник вначале XVIII в.

11. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2006 года №121 «О проведении народного праздника «Шежере байрамы» в Республике Башкортостан».

12. В справочном издание «В помощь организаторам праздника «Шежере байрамы»» с переводом на русский язык помещена статья историка-краеведа М.Шарипова опубликованная ранее в газете «Нефтекама яңылыkтары» (№1, 2007). Он указывает на «древность» происхождения праздника: «Ежегодно, обычно летом, отмечали праздник «Шежере байрамы». Праздник «Шежере байрамы» был одним из самых дорогих для сердца и больших праздников, который объединял, примирял различные племена (ырыу). Этот праздник обогащал, укреплял духовные силы нации» (В помощь организаторам праздника. Сост. Асадуллина-Ибрагимова Н.И. «Шежере байрамы» – Уфа: Деловая династия, 2008.

13. Сценарий пишут аксакалы // Сказание о земле Баймакской (документальное повествование об истории и людях) / Автор-составитель Ю.А.Узиков. – Уфа: Слово, 1998.

14. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. – М.: Наука, 1985.

Источник статьи: http://urgaza.ru/library-portal/articles/214/1901/

Сценарий проведения «Шэжэрэ байрам»
материал

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy.docx 16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Праздника « Шежере Байрам»!

Цель: Формировать нравственную культуру детей и родителей.

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимоотношения в семье.

Воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувство уважения к своим родным, предкам.

Развивать творческую инициативу

Звучит башкирская народная музыка. Дети в русских и башкирских народных костюмах входят в зал, перестраиваются в колонны.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости и дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас на семейном празднике Шежере Байрамы, Празднике Родословной.

1. Наши корни семья, как исток у реки

Это крепость твоя, говорят старики.

2. И отец говорил, повторяла мне мать,

Чтоб я род сохранил, стал его продолжать.

3. Без семьи не прожить, человеком не стать,

Нужно жить и любить и детей воспитать.

4. Посадить деревце, так же выстроить дом,

Помнить слово отцов – сила Родины в нём.

5. Нет без прошлого сегодня, без него и завтра нет

Веселись, расти и пой, родословная с тобой.

Песня «Башкортостан» муз. Р. Халилова

Дети садятся на заранее отведенные места.

Ведущий: Праздник – это радость, праздник – это счастье, праздник – это долгожданные гости. И мы рады поприветствовать сегодня наших дорогих гостей. (представление семей) . Что-то я не вижу еще одной нашей гостьи – девушки по имени Айгуль. (звучит музыка) А вот, кажется, и она…

Звучит музыка. В зал входит Айгуль. В руках Волшебное Деревце.

Айгуль: Хаумыхыгыз! Здравствуйте! Я в гости к вам пришла и подарок принесла. Вот такое Волшебное Деревце.

Ведущий: Какое необычное деревце! Айгуль, расскажи нам, пожалуйста, о нем.

Айгуль: У этого деревца необычные листочки. Как только начнется волшебный листопад можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Слышите, дует ветер, листопад начинается…

Танец «Листопад» (исполняет группа 01 «Солнышко» )

Айгуль: Посмотрим, к кому же прилетел осенний листочек?

Ведущий: Осенний листочек прилетел к семье……

Ребенок: Семья словечко странное, хотя не иностранное

Как слово получилось не ясно нам совсем

Ну «Я» — мы понимаем, а почему их семь

Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать.

Два дедушки, две бабушки, плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек. Семь «Я» !

А если есть сестрёнка? Выходит восемь «Я» .

Нет, если есть сестрёнка выходит Во – семья!

Презентация семьи Андреевых.

Ведущий: Спасибо вам за интересный рассказ. А я хочу пригласить всех ребят на веселую игру.

Айгуль: А листопад продолжается. Ветер стал холоднее. И листочек летит необычный. Что это на нем, ребята? (снежинка) К кому же летит этот необычный листок?

Ведущий: Зимний листок прилетел к семье ……………

Ребенок: Две бабушки, два дедушки, родители и я –

Вот так и получается обычная семья.

А если семя в воду на время положить,

Водою это семечко немного размягчить,

То мягкий знак росточком раздвинет «М» и «Я»

Так тоже получается обычная семья.

Презентация семьи Гупаловых.

Ведущий: (благодарит семью за рассказ о родословной) Мне очень нравится наш волшебный листопад. Вы помните, что как только летит листочек, нужно загадывать желание. Я уже загадала. Айгуль, может оно сейчас и сбудется?

Айгуль: Давайте, посмотрим…

Звучит вступление к песне «Ромашковая Русь» , дети строятся на танец.

Танец «Ромашковая Русь» (с ромашками)

Ведущий: Ромашки мои любимые цветы, и мое желание, получить в подарок букет ромашек исполнилось.

Айгуль: А наш волшебный листопад не заканчивается. Ветерок уже подул весенний, теплый и приятный. А вот и волшебный листок, с весенними яблоневыми цветами. К кому же прилетит весенний листок?

Ведущий: Приземлился листок у семьи Тагировых.

Ребенок: Откуда род берёт начало?

Коль хочешь, чтоб фамилия звучала,

С любовью посмотри в родные лица

Узнай побольше, будет чем гордиться!

Презентация семьи Хайрзамановых.

Ведущий: (благодарит семью за рассказ о родословной)

Айгуль: А я ведь тоже загадала желание. Очень люблю веселые игры, может, ребята со мной поиграют?

Игра «Осенняя разноцветная»

Ведущий: Вместе с волшебным листопадом мы побывали в гостях у Осени, Зимы, Весны…

Айгуль: И продолжается волшебный листопад Летом… Посмотрите, какой интересный листочек летит к нам. (на листочке солнце, цветной зонтик, Дюймовочка) Ой, Дюймовочка! Почему она изображена на этом листочке?

Ведущий: А я знаю почему. В 2018 году Детскому саду «Дюймовочка» исполняется 35 лет! День рождения у детского сада в декабре, а первых своих воспитанников он принял летом! Посмотрите как это было…

Презентация «Наш детский сад»

Айгуль: Поздравляю вас, дорогие ребята, дорогие мамы и папы, уважаемые сотрудники, с таким замечательным днем рождения детского сада «Дюймовочка» . Ведь детский сад – это тоже ваша семья! Ну а мне пришла пора проститься с вами! До свидания!

Ведущий: Спасибо тебе, Айгуль!

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник. Я хочу сказать большое спасибо нашим гостям, которые познакомили нас со своей родословной. А вам ребята желаю, чтобы вы почитали и уважали старших, прислушивались к их советам, защищали младших. Мир вашим семьям!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник «Шежере байрам» (для старшей и подготов.группы).

« Ҡарға бутҡаhы » фольклор байрамы. (байрам сценарийы ) — «Воронья каша» народный праздник (Сценарий праздника)Маҡсат: Халыҡтыӊ боронғо йолаларын ҡыҙыҡhыныу уятыу, тирə-яҡ мөхиткə hөйөʏ həм hаҡсыл мөн.

Ежегодно праздник «Навруз-Байрам» отмечается 20-21 марта – это день весеннего равноденствия. Посмотрите, как красиво распустились почки, появляются первые цветочки. Посмотрит.

Сценарий утренника «Ураза-байрам»в старшей группе.

Приобщить детей к национальной культуре и традициям. Познакомить народными играми, песнями, танцами. Развивать у детей стремление к активному участию в праздниках.

МБДОУ № 3Сценарий праздника «Навруз-байрам»Воспитатель Шемехова Э.А.Махачкала 2016Сценарий праздника «Навруз-байрам.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2019/01/28/stsenariy-provedeniya-shezhere-bayram

Оцените статью