Праздник Чыл-Пажи — Новый год по шорски
В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, по Южно-Саянскому календарю традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи.
По материалам этнографических экспедиций и воспоминаниям старейшин праздник Чыл-Пажи был восстановлен активистами Новокузнецкой городской общественной организации «Шория» и центра шорской культуры «Аба-Тура». Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца в день весеннего равноденствия. Этот праздник носит обрядово-мифологический, психологический, нравственный характер, помогает вскрыть эстетические аспекты народного обычая, традиционной шорской культуры. Именно с этого дня начинается у шорцев, как и у многих тюркских народов (Навруз, Наурыс, Йыл-Баши). «Начало года повернулось, голова змеи загнулась» — записано этнографом Н. П. Дыренковой во время поездок в Горно-Шорский район в 1925—1932 гг.
Этот ритуально-обрядовый праздник, открывающий новый жизненный цикл, как и многие другие шорские праздники на территории Кемеровской области был полностью утрачен после политических репрессий 1939 года, когда появился запрет на преподавание родного языка, на проведение национальных праздников и обрядов. Особенно жесткие меры применялись к духовным лидерам — камам. К началу 90-х годов в Шории не осталось ни одного практикующего кама. Известно, что в прошлом столетии кузнецкими шорцами этот праздник проводился последний раз в 1925 году на слиянии реки Томи и Кондомы (г. Новокузнецк). Также известно, что этот обряд еще в 50-х годах проводился в Таштагольском районе (поселок Ак Тыг Ал).
«Ради жизни, чтоб не прекращалась.
Жилища ради, чтоб не разрушалось.
Головы склоняя, совершаем поклонение.
Обычай, начатый в древности,
Да достигнет до великих творцов!
Старый год свой виток завершил,
Новый год о себе возвестил!».
Традиционно программа шорского праздника «Чыл-Пажи» включала в себя ритуальные обрядовые действия, связаны с проводами уходящего года и утренней встречи солнца в день весеннего равноденствия, массовые народные гуляния, игры и состязания.
Наши предки верили, что зимой добрые Духи покидают землю. Возвращаются они только в день весеннего равноденствия, а в их отсутствие на земле тешатся темные злые силы, которые прони-кают в жилища людей, приносят несчастья, порождают зло, недобрые помыслы. Поэтому на долгожданной заре весеннего равноденствия вместе с лучами солнца встречают люди возвращающихся Богов. «Дважды счастлив будет!», — так в старину говорили о тех, кто встречал первые лучи Солнца в день весеннего равноденствия.
Красив и мудр новогодний ритуал Очищения и Благословения. Обряд очищения связан с ритуалом сожжения всего плохого в черном костре и проведением очищения всего жизненного пространства. Как отмечают информанты: «В данном ритуале важно все, место расположения костра, форма укладки дров, его расположение, а также место нахождение и порядок движения участников обряда».
По древним традициям, самый великий кам (шаман), который понимал язык природы, птиц, зверей и домашних животных, умел общаться с Богами, Духами гор, рек, лесов, степей и болот проводил кропление и совершал новогодний обряд, вместе с помощниками заранее готовил, потом разводил три ритуальных костра. Костры должны быть расположены в строгом соответствии со сторонами света: маленький (черный) для очищения, выкладывается в виде колодца на Западе. Большой (светлый) благословенный служит для общения с духами, выкладывается на Востоке, и еще один костер служил для приготовления обрядовой пищи и праздничного угощения.
Обряд очищения, как правило, проводился до захода солнца. Считалось, что заходящее солнце уходящего года забирало все плохое, невзгоды и несчастья, уносило с собой в нижний мир.
Накануне праздника во всех семьях на каждого члена семьи, включая детей, готовились «чалама» — четыре ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы и черного цвета — означает все плохое (болезни, ссоры, несчастья).
По словам старейшин, ленты должны быть шириной в два пальца и длинною «в два локтя» и что чалама лучше всего готовить самому. Каждый участник обряда на черной ленте должен завязать узлом все свои грехи, болезни, беды, памятные обиды, которые накопились за год, и от которых он хотел бы избавиться. Эти черные чалама сжигались в черном костре, символизируя процесс очищения человека от зла и всех низменных чувств, в самом себе. После сожжения всех черных чалам в костре очищения, производилось «закрытие» этого костра, трехкратным движением против солнца всех участников ритуала, символизирующее закрытие нижнего мира, иногда эту миссию выполнял кам.
Всем людям необходимо забывать ненависть, ссоры, невзгоды, болезни, обиды, все плохое. По словам хранителей традиций «тот, кто переполнен злобой, враждой, обидой, не сможет быть счастливым и радоваться жизни», об этом хорошо знали в старину. Примирению людей способствовали самые авторитетные люди — камы, кайчи (сказители), старейшины, паштыки (главы) родов и семей. Благодаря общим стараниям, ненависть уступала место миру и согласию.
Следующим ритуалом на празднике являлся процесс создания Нового мира. Участники обряда с мыслями о благополучном будущем повязывали свои цветные чалама на Священную березу. Издревле у шорцев бытует поверье, о том, что через Священную березу до Богов быстрее доходят просьбы людей, оно сохранилось до сегодняшних дней и известно в каждой шорской семье.
Обращались с просьбой укрепить Дух рода, принести удачу, дать богатый урожай и здоровье в новом году. Причем, каждый человек сначала должен просить для всех людей, живущих на Земле, потом для жителей страны, родного края, затем своему сёоку, (роду), тёолю (семье), и, только в последнюю очередь самому себе.
После обряда обязательно следовало щедрое угощение всех присутствующих. Люди веселились, мужчины состязались в силе, ловкости, смекалке, зоркости (в стрельбе из лука, в скачках, в борьбе, поднятии тяжестей). Молодые люди знакомились, заключались свадебные соглашения между родителями. Лучшие умельцы показывали свое мастерство. Состязались певцы и знаменитые кайчи (сказители), которые всю ночь под звуки двухструнного музыкального инструмента кай-комуса, пели и рассказывали эпические сказания, прославляя подвиги богатырей.
После долгого перерыва Чыл-Пажи, вновь проведен Новокузнецкими шорцами 24 марта 2002года. С тех пор он стал проводиться ежегодно не только в Новокузнецке, но и в других местах компактного проживания шорцев. Ритуальный обряд, посвященный этому празднику проводится у подножия священной горы Мустаг (Шерегеш). Шорский род «Таяш» стал инициатором проведения новогоднего праздника «Чыл-Пажи» в отдаленном шорском поселке Кичи.
Начиная с 2006 года по нашей инициативе, с целью популяризации шорcкой культуры праздник «Чыл-Пажи», проводится совместно с партнерами ГУ «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», который расположен в Яшкинском районе в 55км от областного центра. В 2010году проведен V межрегиональный праздник «Чыл-Пажи» с участием шорских и телеутских творческих коллективов, старейшин, а также артистов из республик Алтай, Хакасии, Тыва и г. Томска.
Источник статьи: http://shor-people.ru/folklor/prazdnik-chyl-pazhi-novyj-god-po-shorski.html
Сценарий развлечения «Чыл-Пажи»
Ольга Зонова
Сценарий развлечения «Чыл-Пажи»
«Дружелюбие, уважение к людям разных
национальностей не передаются по наследству,
в каждом поколении их надо воспитывать
вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств,
тем большую устойчивость они приобретут»
В настоящее время широко актуализируется проблема терпимого отношения к людям разных национальностей, культуры. И всё чаще сегодня мы сталкиваемся с проявлениями среди российского общества недоброжелательности, озлобленности, агрессивности. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через СМИ активно проникают в семью, детский сад, школу.
В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Но вместе с тем надо помнить о том, что без понимая и уважения друг друга, бережного отношения к национальным традициям, мы не сможем обеспечить мир и порядок в нашем Отечестве, его процветания.
С ранних лет, нам взрослым, необходимо прививать детям любовь к малой и большой Родине, уважение к другим народам, живущим рядом. Чтобы вырастить ребят патриотами, надо их знакомить с народной культурой.
Конспект развлечения «Праздник Чыл-Пажи».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Познакомить ребят с шорской культурой.
образовательная: познакомить ребят с шорским фольклором, дать представление о музыкальных и религиозных традициях народа.
воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа.
развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.
Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети.
Ход развлечения:
Дети стоят полукругом.
Рано утром солнце встало
Всё вокруг светлее стало
В небе синем потянулось,
Детям нашим улыбнулось.
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься? (дети здороваются с гостями)
Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Но сначала поговорим о…
Нет, я не буду говорить. Вы сейчас сами обо всём узнаете.
Дети и воспитатель стоят в кругу,воспитатель задает вопрос:
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. (Ответы детей).Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края.
Воспитатель: Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.
Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей Горной Шории — шорцев. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по-шорски «Эзеноктар!», а вы попробуете мне ответить «Эзен!»…
Воспитатель: Шорцы нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».
— Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.
Как у каждого народа, у шорцев есть свои танцы песни, которыми прославляли свой город, край свои обычаи.
Звучит шорский народный наигрыш. Дети танец «Шория
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть
Физминутка под шорскую мелодию:
Под шорские напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Топни правою ногой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Воспитатель: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” — печаль. Сильные и выносливые, работоспособные шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.
И сейчас я вам хочу представить нашу гостью обладательницу уникального голоса женского горлового пения :Чылтыз Таннагашеву встречаем
Чылтыз мы приготовили стихи известной шорскй поэтессы Таяны Тудыгешевой
Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.
Значит, к нам пришла весна.
Веселись, пой и пляши
Чыл-Пажи!
Ведущий: В старину у шорцев началом Нового года считалась весна, в день весеннего равноденствия, традиционно проводился шорский Новый год или Чыл-Пажи. Чыл-Пажи в переводе звучит как Голова года, на которую падают первые лучи «нового» солнца. В день Чыл-Пажи представители шорского народа одеваются в свои национальные костюмы и выходят на народные гуляния. В этот великий день люди должны прощать друг другу все обиды, стремиться к дружбе и согласию. В этот день шорцы проводили обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки «чалама» —три ленты из ткани разных цветов: синего цвета — символ неба, желтого (по другим источникам красного) цвета — символ солнца, белого цвета — олицетворяет чистые помыслы, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи для нашего детского сада.
«Священная береза» шорской поэтессы Таяны Тудыгешевой
После проведения обряда устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»
Игра «Перетягивание палки» (Тайак тартканы)
Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.
А я предлагаю вам поиграть не менее интересную игру
Воспитатель: Шорцы очень бережно относились и относятся к слову, избегают говорить лишние слова. “Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово” — гласит шорская пословица. Предлагаю подобрать к шорским пословицам русские аналоги.
Вы готовы тогда слушайте…
Игра «Найди такую же пословицу».
1. Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
2. Бездонный котел не наполнишь. (В решете воды на наносишь)
3. Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. (Не дели шкуру неубитого медведя)
4. Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. (Радуйся малому – тогда и большое придет)
5. Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. (С кем поведешься, от того и наберешься)
Очень долго мы сидели,
Не играли, не шумели.
Чтобы косточки размять,
Нам бы надо поиграть.
в иру «Волк и табун»
Воспитатель: А теперь чтобы наши гости окунулись в быт шорского народа давайте пригласим их посетить наш музей.
И присоединиться к обряду поклонения священной березе на улице и к чаепитию потому как шорский народ очень гостеприимный
наше прадник подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Мы надеемся, что это знакомство не закончилось, а только начинается.
Хакасский национальный праздник «Чыл Пазы» Хакасский национальный праздник «Чыл Пазы» Цель: приобщение детей к традициям обрядам хакасского народа посредством спортивного праздника;.
Национальный праздник «Чыл Пазы» и изготовление «Пого» во второй младшей группе Волею судьбы получилось так, что я живу в замечательном, самобытном уголке Сибири под названием Хакасия. Хакасская культура, как и любая.
Сценарий математического развлечения Цель игры: Выявить умения самостоятельно решать задачи, использовать математические знаний в новой ситуации. Игру проводят в конце года.
Сценарий осеннего развлечения Автор Софонова Ольга Леонидовна, соавтор Подковенко Екатерина Александровна. (Под песню «Осень очень хороша» дети заходят в музыкальный.
Сценарий развлечения «8 марта» Сценарий развлечения для детей средней группы «8 марта» Звучит песня «Мамочка» Реб: Вот и кончилась зима, Радуйтесь, пришла весна! Первым.
Сценарий развлечения СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ВЕСЕЛАЯ ЯРМАРКА» Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение.
Сценарий развлечения к 23 февраля Цели: • Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи, • Развивать.
Сценарий развлечения «Масленица» Действующие лица: Скоморохи Снеговик Черт Солнце Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений у детей.
Сценарий развлечения Масленица Масленица 1 Скоморох. Ото всех дверей, Ото всех ворот Выходи скорей Торопись народ! 2. Скоморох Здравствуйте, честные гости! Проходите.
Сценарий развлечения «В гостях у дядюшки Ау» Сценарий развлечения «В гостях у дядюшки Ау». Детский сад «Малышок» 2013 год. Составитель: музыкальный руководитель МДОУ детский сад «Малышок».
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-chyl-pazhi.html