Славянский земледельческий праздник урожая это

Славянские земледельческие обряды

Как известно, древние славяне очень большое значение придавали природе. Для них она была источником жизни: она давала и пищу, и воду. Именно поэтому славянские божества всегда олицетворяют то или иное природное явление (гром, солнце, плодородие и другие). Этим богам поклонялись, пытались задобрить их. Все это делалось лишь ради милости природы к людям.

Природе приписывались чуть ли не магические способности. Но основная заинтересованность людей заключалась в сборе хорошего и обильного урожая. Для этого славяне и проводили различные земледельческие обряды.

Славянские земледельческие обряды обычно осуществлялись во время праздников, которые отмечали в весеннее время. Весна, как известно, то время, когда природа пробуждается и готовится дарить урожай и свои богатства. Обряды все очень похожи друг на друга по «технике» проведения. Славяне проводили схожие действия во время каждого обряда: вспоминали умерших и погибших, жгли или топили чучела и многие другие.

Вот основные праздники-обряды:

  • Святки. Начало их приходилось на двадцать пятое декабря (зимний солнцеворот) и включало в себя поминальный ужин. На столе обязательно должна была быть кутья – еда из цельнозерновой пшеницы, к которой добавляли черемуху и яйца. Кутья символизировала природный цикл жизни и смерти, а также воскрешения.
  • Масленица. Это весенний праздник всегда ассоциировался с блинами. Древние славяне пекли их, потому что верили, что их круглая форма привлечет солнце, а значит тепло и хороший урожай. Кроме того, изготавливалось соломенное чучело. Оно символизировало злаковые культуры. С этим чучелом катались по деревне на санках, пели песни и громко смеялись, то есть «встречали Масленицу». А в конце праздника чучело сжигалось. Но делали это не абы где, а на засеянном с осени поле. После того, как костер прогорал, пепел разбрасывали по полю. Славяне верили, что так озимые культуры будут лучше расти. Суть этого обряда состоит в передаче магических сил от чучела к земле, к будущему урожаю.
  • Русальная неделя (неделя перед Троицей). Обряд в то время заключался в следующем: из соломы опять же делали чучело (русалку), которое одевали в белые наряды. Затем с веселыми песнями и шутками эту русалку везли прочь из деревни в поле. Смысл этого обряда: русалка – олицетворение водоемов, а вода очень нужна для хорошего урожая. Поэтому оставив ее в поле, славяне «насыщали» таким образом землю влагой.
  • Семик – это четверг на русальной неделе. В этот день также проводился земледельческий обряд. Для этого березу (полено, ветки) кидали в воду (речку, пруд) или в рожь. Суть: береза – это воплощение быстрого роста, процветания. А значит, она сделает урожай большим. Кстати, березовые ветви перед тем, как кидать в воду, украшали цветными лентами, цветами. И все это делали весело и шумно.
  • Праздник Ивана Купала (летний солнцеворот). Славянские земледельческие обряды летом меняли свое предназначение. Если весной природе и земле помогали, то теперь от нее пытались взять все, что только возможно. Ночью славяне сжигали траву в огне, ветки (которые также украшали цветами), прыгали через костер. Но костры зажигали не обычным способом, а путем трения. Это олицетворяло рождение, жизнь.
Читайте также:  Сценарий праздник русской матрешки

Очень интересно, что во время так называемых «погребальных» действий (сжигание и утопление чучел) славяне смеялись и пели песни. Казалось бы, смерть и смех вещи несовместимые. Но наши предки считали, что смех отпугивает злые сил и недуги. Также в смехе они видели передачу жизни от чучел своему будущему урожаю.

Также к земледельческим обрядам можно отнести очистительные. Обычно они проводились в конце зимы. Люди вычищали свои дома, сараи, хлева от мусора и грязи. Затем все это сжигали и пепел рассеивали по полю. Они считали, что это принесет хороший урожай, удобрит землю. Кстати, и сегодня золу используют в качестве удобрений. Еще на полях могли оставлять муку и яйца. Эти продукты были символом зарождения жизни, богатства.

Если говорить о жертвоприношениях, то многие из них также имели земледельческий уклон. Ведь задобрить соответствующего бога означало, что богатый урожай обеспечен.

Таким образом, многие славянские праздники и ритуалы были связаны с природой. Нам есть чему учиться у наших предков. Ведь они считали природу чем-то божественным, оберегали ее, даже боготворили. И никогда раньше человек не считал себя венцом природы.

Источник статьи: http://slavculture.ru/obryady/1156-zemledelcheskie-obryady.html

Славянские земледельческие обряды

Как известно, древние славяне очень большое значение придавали природе. Для них она была источником жизни: она давала и пищу, и воду. Именно поэтому славянские божества всегда олицетворяют то или иное природное явление (гром, солнце, плодородие и другие). Этим богам поклонялись, пытались задобрить их. Все это делалось лишь ради милости природы к людям.

Природе приписывались чуть ли не магические способности. Но основная заинтересованность людей заключалась в сборе хорошего и обильного урожая. Для этого славяне и проводили различные земледельческие обряды.

Славянские земледельческие обряды обычно осуществлялись во время праздников, которые отмечали в весеннее время. Весна, как известно, то время, когда природа пробуждается и готовится дарить урожай и свои богатства. Обряды все очень похожи друг на друга по «технике» проведения. Славяне проводили схожие действия во время каждого обряда: вспоминали умерших и погибших, жгли или топили чучела и многие другие.

Вот основные праздники-обряды:

    Святки. Начало их приходилось на двадцать пятое декабря (зимний солнцеворот) и включало в себя поминальный ужин. На столе обязательно должна была быть кутья – еда из цельнозерновой пшеницы, к которой добавляли черемуху и яйца. Кутья символизировала природный цикл жизни и смерти, а также воскрешения.

  • Масленица. Это весенний праздник всегда ассоциировался с блинами. Древние славяне пекли их, потому что верили, что их круглая форма привлечет солнце, а значит тепло и хороший урожай. Кроме того, изготавливалось соломенное чучело. Оно символизировало злаковые культуры. С этим чучелом катались по деревне на санках, пели песни и громко смеялись, то есть «встречали Масленицу». А в конце праздника чучело сжигалось. Но делали это не абы где, а на засеянном с осени поле. После того, как костер прогорал, пепел разбрасывали по полю. Славяне верили, что так озимые культуры будут лучше расти. Суть этого обряда состоит в передаче магических сил от чучела к земле, к будущему урожаю.
  • Русальная неделя (неделя перед Троицей). Обряд в то время заключался в следующем: из соломы опять же делали чучело (русалку), которое одевали в белые наряды. Затем с веселыми песнями и шутками эту русалку везли прочь из деревни в поле. Смысл этого обряда: русалка – олицетворение водоемов, а вода очень нужна для хорошего урожая. Поэтому оставив ее в поле, славяне «насыщали» таким образом землю влагой.
  • Семик – это четверг на русальной неделе. В этот день также проводился земледельческий обряд. Для этого березу (полено, ветки) кидали в воду (речку, пруд) или в рожь. Суть: береза – это воплощение быстрого роста, процветания. А значит, она сделает урожай большим. Кстати, березовые ветви перед тем, как кидать в воду, украшали цветными лентами, цветами. И все это делали весело и шумно.

  • Праздник Ивана Купала (летний солнцеворот). Славянские земледельческие обряды летом меняли свое предназначение. Если весной природе и земле помогали, то теперь от нее пытались взять все, что только возможно. Ночью славяне сжигали траву в огне, ветки (которые также украшали цветами), прыгали через костер. Но костры зажигали не обычным способом, а путем трения. Это олицетворяло рождение, жизнь.
  • Очень интересно, что во время так называемых «погребальных» действий (сжигание и утопление чучел) славяне смеялись и пели песни. Казалось бы, смерть и смех вещи несовместимые. Но наши предки считали, что смех отпугивает злые сил и недуги. Также в смехе они видели передачу жизни от чучел своему будущему урожаю.

    Также к земледельческим обрядам можно отнести очистительные. Обычно они проводились в конце зимы. Люди вычищали свои дома, сараи, хлева от мусора и грязи. Затем все это сжигали и пепел рассеивали по полю. Они считали, что это принесет хороший урожай, удобрит землю. Кстати, и сегодня золу используют в качестве удобрений. Еще на полях могли оставлять муку и яйца. Эти продукты были символом зарождения жизни, богатства.

    Если говорить о жертвоприношениях, то многие из них также имели земледельческий уклон. Ведь задобрить соответствующего бога означало, что богатый урожай обеспечен.

    Таким образом, многие славянские праздники и ритуалы были связаны с природой. Нам есть чему учиться у наших предков. Ведь они считали природу чем-то божественным, оберегали ее, даже боготворили. И никогда раньше человек не считал себя венцом природы.

    Источник статьи: http://slavicnews.ru/slavianskie-zemledelcheskie-obriady/

    LiveInternetLiveInternet

    Рубрики

    • история славян (1503)
    • в мире интересного (1036)
    • славянские традиции (974)
    • Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе (26)
    • славянский след в истории (597)
    • помоги себе сам (580)
    • родноверие (555)
    • мир природы (554)
    • актуальные темы (496)
    • мифы, легенды, сказки (481)
    • Северные сказки (68)
    • славянские сказы (9)
    • в мире прекрасного (467)
    • видео (462)
    • Родные Боги (452)
    • Боги-покровители славян (17)
    • здоровый образ жизни (429)
    • древняя история (360)
    • мир растений (356)
    • народная медицина (334)
    • славянская мифология (326)
    • музыка (307)
    • славянская музыка (73)
    • «Мельница», Хелависа (32)
    • Песни Николая Емелина (15)
    • Игорь Тальков (10)
    • бардовская песня (8)
    • Елена Камбурова (6)
    • песни для детей (5)
    • загадки истории (305)
    • лекарственные растения (295)
    • археология (272)
    • славянские праздники (271)
    • детям (249)
    • древние цивилизации (247)
    • в мире животных (204)
    • русский язык (192)
    • белая раса (184)
    • славянские символы, руны (170)
    • славянские художники (168)
    • Валентин Барсков. Чудесная вера славян. (7)
    • рукоделие, мастер-классы (151)
    • вязание (9)
    • рецепты (136)
    • наука выживания (126)
    • язычество (117)
    • славянские корни праздников (112)
    • книги (110)
    • фальсификация истории (109)
    • сад и огород (104)
    • геноцид русского народа (99)
    • славянская одежда (87)
    • художники-иллюстраторы сказок (74)
    • родовые поселения, экопоселения (72)
    • стихи (69)
    • Наши русские мультфильмы (65)
    • народные промыслы, ремёсла (57)
    • Азбука русского языка, буквари (53)
    • Волки (53)
    • загадки космоса (53)
    • легенды и мифы о цветах (52)
    • Ирландия, кельты (52)
    • Животные в славянской мифологии (51)
    • Михаил Задорнов (46)
    • космоэнергетика, эзотерика (43)
    • Сергей Алексеев (42)
    • С. Алексеев. Сорок уроков русского (13)
    • Сергей Алексеев. Изгой Великий (4)
    • Всё о Новом Годе (39)
    • история славян в кино (36)
    • деревянное зодчество Руси (34)
    • исторический ликбез (32)
    • Всё о воде (30)
    • русские сказки (к/ф) (25)
    • О вреде алкоголя и курения (24)
    • Мой родной край: Кубань, Темрюк, Тамань (22)
    • гимнастика для красоты и здоровья (21)
    • Князь Светослав (20)
    • психология, практики, техники (20)
    • юмор (17)
    • Любовь Рыжкова-Гришина. Волшебный букварь (16)
    • Учимся рисовать! (15)
    • А.И.Асов. Свято-Русские Веды. Книга Велеса (15)
    • Оформление, фоны (15)
    • Ведруссы (от Лады_Лялиной) (10)

    Музыка

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Статистика

    Праздник урожая у славян

    Вторник, 23 Сентября 2014 г. 13:43 + в цитатник

    Видите ─ тихо уходят, теряются в воспоминаниях длинные летние дни, оставляя темный шлейф осенней непогоды? Вечером двадцать третьего сентября 2014 года мягкое природное движение понесется вскачь, подобно вспугнутому зайцу. Стремительное сокращение светового дня покажется нам особенно быстрым. Время праздника урожая у славян. Бог Авсень берет власть в сильные руки. Так говорит нам язычество древних славян.

    Праздник урожая у славян

    Свершится очередное чудо Коло Сварога – осеннее равноденствие, волшебный день, когда, по языческим поверьям древних славян, Купала, Бог Летнего Солнца, отдаёт власть над природой задумчивому Богу Авсеню.

    Название времени года — «осень» созвучно имени славянского божества. Авсень, Овсень, Баусень, Таусень, Усень, Святовид – Бог Перемен, нужен подуставшей Земле-матушке. Должен свершиться круг земной – листья опадут, норки будут выкопаны, перелетные стаи улетят. Человек – завершит труды летние, уложит урожай на хранение, починит снасть, подновит дом, займется давно отложенным. Праздник урожая у славян ─ заканчивается одно, начинается новое.

    Традиции язычества древних славян

    Конечно, день Авсеня, день осеннего равноденствия – один из четырёх великих праздников. «Вересень», «Осенины» ─ так назывался праздник раньше. Авсень ─ воплощение Солнца, в осеннем своеобразном виде. Природные славянские праздники связаны с астрономическими событиями. Это ведь Солнце, Податель живого света!

    Праздник Авсеня. Редкое время, когда истончаются границы между мирами, на Землю приходят Боги. Народы, не потерявшие живую связь с природой, прекрасно знали день перехода из одного состояния в новое.

    Первое, что делали древние славяне в праздник урожая – воздавали почести Предкам обрядами поминовения, укрепляли тонкую связь со своими предками для получения помощи, поддержки.

    Вторая важная традиция язычества древних славян ─ вознесение благодарности Богам за урожай, встреча Авсеня, ожидание спокойного периода до Колядок.

    Третья часть праздника урожая у славян ─ проводы Богини Живы в Сваргу, отмечание закрытия Сварги на холодный, тёмный период. Откроется Сварга не скоро ─ не раньше весеннего равноденствия. Праздник сопровождался обрядами очищения, благодарения.

    Будем отмечать праздник урожая сегодня?

    Праздник Авсеня стоит отпраздновать так. Перво-наперво напечь пирогов – с сочной капустой, сладких, с яркой брусникой. Собрать семейное застолье в чистой комнате, попить ароматного чайку, поблагодарить Богов за милую весну, хорошее лето. Вспомнить дедушек-бабушек добрым словом. Устроить пир, отмечая славянский праздник урожая!

    Потом, согласно языческим представлениям древних славян, пойти дружной теплой семьей на улицу. Собрать опавшие листья, сжечь в ритуальном костре. С каждым листом, кидаемым в костер, горит всё ненужное. Смотрите внимательно – сгорел лист ─ значит, уйдёт нежеланное, подхватило нагретым воздухом, понесло ─ значит, потерпеть придётся, рано ещё.

    Погуляйте в поисках рябинки – красавицы. Собирали в день Авсеня рябиновые кисти, развешивали на окнах, чтобы хранила яркая ягодка дом от сил тьмы, что будут заглядывать в окна все чаще, пользуясь слабостью Солнца. Верили раньше древние славяне — навьи мучают, спать, например, не дают — надо взять ветку рябины, очертить круг. Полезна будет рябинка на окнах дома!

    Схлынет дневная суета, ночь упадёт на землю ─ завершите славянский праздник урожая ─ посидите тихо-спокойно, наблюдая, как горит свеча и что-то меняется в мире. Подумайте, что случилось после весеннего равноденствия до сегодняшнего дня, отпустите из жизни отжившее.
    Отпустите старое, пусть оно, как желтый лист, тихонько упадет и скроется с глаз. Поблагодарите высшие тонкие силы за помощь в том, что происходило, и за защиту. Вдохните поглубже уходящий свет лета, удержите внутри ….Подготовьтесь к приходу тёмных дней, сделав большой внутренний запас добра и счастья. Хорошее время для защитной славянской магии, нацеленной на удержание достигнутого. Забросить мысль вперед, попробовать представить то, что хотелось получить к празднику Коляды. Так мы стали свободны для нового, время перехода свершилось!

    Авсень, Бог Перехода и Изменений, расстелил дороги в Будущее! Так язычество древних славян доносит до нас веру в закономерные перемены, согласно кругу Жизни.
    С праздником урожая, славяне!
    http://northernfable.ru/history/num-1372/

    Рубрики: мифы, легенды, сказки/Северные сказки
    славянские праздники
    история славян
    Родные Боги
    славянские традиции
    славянский след в истории
    родноверие
    славянские корни праздников

    Метки: славянские праздники 23 сентября Авсень праздник урожая

    Процитировано 3 раз
    Понравилось: 5 пользователям

    Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post337786134

    Оцените статью