Самая популярная «лошадка» советского кино
Я уверен, вы её узнали — «бронзовую лошадь», которую общественница Шурочка из «Служебного романа» купила в комиссионке в подарок сотруднику статистического управления Боровских и взвалила на бедного Новосельцева, который впоследствии «упал с лошади». Впрочем, про «Служебный роман» я расскажу как-нибудь потом, а сейчас поговорим о той самой «лошадке».
«Это не лошадка, это мамонт какой-то», — так охарактеризовал подарочную скульптуру вспотевший Новосельцев. И было от чего вспотеть: «лошадка»-то весила не меньше 25 кило! Ассистент режиссёра случайно раскопал её где-то в кладовых «Мосфильма», показал Рязанову, тот пришёл в восторг — такая шикарная сцена получается!
Оказывается, до съёмок у Рязанова «бронзовая лошадь» не пылилась на задворках киностудии, а активно снималась у других режиссёров.
«Секретная миссия», 1950 г.
Возможно, самая первая «роль» скульптуры была сыграна ещё в 1950 году — в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия». Фильм рассказывает о событиях в Германии 1945 года, а скульптура украшает собой немецкий особняк.
Впоследствии «лошадка» переезжает из Германии в штаб белогвардейцев: на её фоне белый офицер (Борис Новиков) ведёт допрос юного красноармейца (Валерий Золотухин). Увидеть эту сцену можно в фильме «Пакет» по одноимённому рассказу Леонида Пантелеева, он вышел на экраны в 1965 году.
«Бриллиантовая рука», 1968 г.
Ещё через три года скульптура внезапно попадает в советскую торговлю и попадается на глаза Семёну Семёновичу Горбункову, который вроде бы не против её купить, но лучше, если «лошадка» будет без крыльев. Это, разумеется, «Бриллиантовая рука», 1968 год.
«Семнадцать мгновений весны», 1971 г.
Вы будете смеяться, но скульптура вновь попала в лапы к фашистам! Вот же она, стоит рядом с Шелленбергом (Олег Табаков) в его же собственном доме. Это «Семнадцать мгновений весны», 1971 год.
«Служебный роман», 1977 г.
Далее у «бронзовой лошади» наступает очередной творческий отпуск — до тех пор, пока она не попадается на глаза Шурочке и не вручается обалдевшему от счастья юбиляру («Служебный роман», 1977 год).
«Мой ласковый и нежный зверь», 1978 г.
А юбиляр настолько обалдел, что передал её чеховскому герою — наша «лошадка» в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», 1978 год.
«Ширли-мырли», 1995 г.
Можно подумать, что после этого самая популярная бронзовая актриса «Мосфильма» наконец-то ушла на заслуженный отдых. Но нет! В 1995 году она вновь возникла — на свадьбе дирижёра Иннокентия Шнипперсона («Ширли-мырли»).
Что это за «лошадка» такая вездесущая?
Все мы знаем, что если у лошади есть крылья, то это, скорее всего, знаменитый Пегас. А кто же рядом с ним? А это Персей — тот самый, который героически сражался с Медузой. А все вместе они — скульптура «Персей и Пегас», которую в 1888 году изваял французский скульптор Эмиль-Луи Пико.
«Персей и Пегас», 1888 г.
Надо сказать, что произведения этого скульптора высоко ценились современниками и их наследниками, пользовались спросом — и активно тиражировались. К сожалению, точно неизвестно, когда и как эта копия «Персея и Пегаса» появилась на «Мосфильме», а жаль — узнать это было бы интересно.
Источник статьи: http://newsland.com/community/3610/content/samaia-populiarnaia-loshadka-sovetskogo-kino/6211900
Любимая лошадь «Мосфильма»
Помните в фильме «Служебный роман» бронзовую лошадь, которую Шура разыскала к юбилею Боровских? «Это не лошадь, это мамонт какой-то. » — говорил тащивший её Новосельцев. Так вот, оказывается, эта лошадка успела сняться не только в «Служебном романе», но и еще в нескольких фильмах.
Помните в фильме «Служебный роман» бронзовую лошадь, которую Шура разыскала к юбилею Боровских? «Это не лошадь, это мамонт какой-то. » — говорил тащивший её Новосельцев. Так вот, оказывается, эта лошадка успела сняться не только в «Служебном романе», но и еще в нескольких фильмах.
Вот она, например, в «Бриллиантовой руке»:
Вот в 11-й серии «Семнадцати мгновений весны»:
А вот она же — часть роскошной обстановки дома дирижера Шниперсона в фильме «Ширли-мырли»:
Что же это за скульптура? Сюжет весьма узнаваемый, если приглядеться повнимательнее. Это Персей из классического древнегреческого мифа. Когда он отсек голову Горгоне Медузе и пролилась ее кровь, появился крылатый конь Пегас. По одной из версий мифа, Пегас принес Персея в Эфиопию, где герою пришлось выручать Андромеду. Персея множество раз изображали и живописцы, и ваятели: Рубенс, Челлини, Канова.
В конце XIX века появилась композиция «Персей и Пегас» французского скульптора Эмиля-Луи Пико. Пико был учеником известного мастера голландского происхождения Луи Руайе и стал хорошим профессиональным ваятелем. Конечно, до славы его современника Огюста Родена ему было далеко: Пико придерживался салонного направления. Но его работы пользовались большим спросом, тиражировались в огромных количествах копий. Тот же «Персей и Пегас» тысячекратно воспроизведен в бронзе, в мраморе, в гипсе. Одна из таких копий и оказалась на «Мосфильме».
Впервые лошадь снялась в кино не у Гайдая и не у Рязанова. Еще в 1965-м вышел на экраны фильм «Пакет» (режиссер Владимир Назаров) по одноименному детскому произведению Леонида Пантелеева о гражданской войне, где главную роль красноармейца Пети Трофимова сыграл Валерий Золотухин. В «Пакете» одна из сцен происходит в белом штабе, украшенном всяческими статуями. И среди них без труда можно узнать все того же «Персея и Пегаса».
Но и это не было ее первым появлением на киноэкране! В 1950-м бронзовый «Персей и Пегас» был запечатлен в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия». Статуя украшает некий особняк в гитлеровской Германии.
Каким образом скульптура оказалась на «Мосфильме» — неизвестно. Быть может, это вывезенный из Германии военный трофей или чье-то конфискованное дореволюционное имущество.
Источник статьи: http://aleks070565.livejournal.com/6910370.html
Любимая лошадь «Мосфильма»
Тот самый конь, которого осматривал со всех сторон Семен Семенович в комиссионном магазине.
– Скажите, пожалуйста, у вас нет такого же, но без крыльев?
Та самая статуя, которую профсоюзная Шура взвалила на Новосельцева, решив осчастливить ценным подарком «нашу вычислительную машину Боровских» по случаю стукнувшего ему полтинника.
– Это не лошадь, это мамонт какой-то.
Не так давно знакомые меня уверяли, что эта скульптура, украсившая собой реквизитные фонды «Мосфильма», – копия с древнегреческого или древнеримского оригинала. Но мне как-то в это не верилось. И действительно.
Несложное исследование показало, что данное изваяние – ровесник не «Венеры Милосской» или Лаокоона, а скорее нашего памятника Богдану Хмельницкому.
Начнем, так сказать, с объекта изображения. Достаточно слегка приглядеться к статуе из кино, чтобы безошибочно опознать сюжет.
Конечно же, это – Персей из классического древнегреческого мифа. Когда он отсек голову Горгоне Медузе и пролилась ее кровь, появился крылатый конь Пегас. По одной из версий мифа, Пегас принес Персея в Эфиопию, где герою пришлось выручать Андромеду. И тот же Пегас фигурирует на известной картине Рубенса в Эрмитаже.
Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. Ок. 1622. От себя добавлю: ну, типичная эфиопка! :))
Персея много раз изображали не только живописцы, но и ваятели – как античные, так и мастера нового времени: Челлини (небольшая отливка его популярнейшей статуи есть и у нас в музее Ханенко), Пюже, Канова.
Бенвенуто Челлини. Персей. – Пьер Пюже. Персей и Андромеда
Как правило, в этих скульптурах не присутствует крылатый конь. Но вот, ориентировочно в 1888 году, появилась композиция «Персей и Пегас».
Ее автором был французский скульптор Эмиль-Луи Пико (Emile-Louis Picault) (1833-1915). Он учился у известного мастера голландского происхождения Луи Руайе и стал хорошим профессиональным ваятелем. Конечно, до славы его современника Огюста Родена ему было далеко: Пико придерживался салонного направления. Но его работы пользовались большим спросом, тиражировались в огромных количествах копий. Тот же «Персей и Пегас» тысячекратно воспроизведен в бронзе, в мраморе, в гипсе.
Одно из повторений этой статуи оказалось и на «Мосфильме», где, как мы видели, привлекло внимание Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова. Мало того. Известно также, что «Персей и Пегас» приглянулся и Владимиру Меньшову, ставши частью роскошной обстановки свадьбы дирижера Шниперсона в фильме «Ширли-мырли». У постамента скульптуры прячется Василий Кроликов, когда Кэрол Абзац застает его в одной комнате с братцем Иннокентием.
Итак, «Бриллиантовая рука», «Служебный роман», «Ширли-мырли». Кто же первым «пригласил» в советское кино статую Пико? Гайдай? Оказывается, нет.
«Бриллиантовую руку» снимали в 1968 году. Между тем еще в 1965-м вышел на экраны фильм «Пакет» (режиссер Владимир Назаров) по одноименному детскому произведению Леонида Пантелеева о гражданской войне, где главную роль красноармейца Пети Трофимова сыграл Валерий Золотухин. В «Пакете» одна из сцен происходит в белом штабе, украшенном всяческими статуями. И среди них без труда можно узнать все того же «Персея и Пегаса».
На фоне этой скульптуры белый офицер (Борис Новиков) допрашивал Петю Трофимова:
А затем герой Золотухина примостился прямо возле нее, чтобы сгрызть пакет товарищу Буденному, который (пакет) мог его выдать.
Но и это еще не был экранный дебют композиции Пико.
Без малого за два десятилетия до «Бриллиантовой руки» бронзовый «Персей и Пегас» был запечатлен в фильме Михаила Ромма «Секретная миссия» (1950).
Статуя украшает некий особняк в гитлеровской Германии, где в конце войны капиталисты плетут интриги против наступающих советских войск, но за врагами бдительно следит Штирлиц разведчица Марта Ширке, она же Маша Глухова (эту роль сыграла выдающаяся актриса Елена Кузьмина, жена Ромма).
Вот тот же «Пегас» крупным планом:
А знаете, что за персонаж рядом с ним? Вообразите себе – Вальтер Шелленберг! В те годы Олег Табаков был еще школьником, так что Ромм вынужден был взять на роль шефа внешней разведки рейха другого актера – Александра Пелевина. Да и Мартина Бормана, к слову, здесь сыграл тоже не Юрий Визбор, а Владимир Белокуров, прогремевший в заглавной роли фильма «Валерий Чкалов».
Между прочим, в фильме «Секретная миссия» (сейчас он почти забыт, а в нем есть немало занятных сцен) снимались несколько актеров, тесно связанных с Киевом. Например, Михаил Высоцкий – в свое время один из ведущих актеров Театра им. Леси Украинки. У него очень характерная внешность: невысокий, толстенький, круглоголовый. В фильме «Тарас Шевченко» он играл помещика Лукашевича, в «Богдане Хмельницком» – сотника Гарбуза. А в «Секретной миссии» – не кого иного, как сэра Уинстона Черчилля.
Черчилль (М. Высоцкий) справа
В роли американского сенатора Аллана снялся Николай Комиссаров – видный актер театра и кино (капитан Немо в «Таинственном острове» и др.), который когда-то делал первые шаги на любительской сцене, будучи служащим банковской конторы в Киеве. А небольшую роль немецкого резидента сыграл 60-летний Николай Светловидов – в прошлом один из ведущих актеров театра «Соловцов», участник легендарного киевского спектакля «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Веги, поставленного Константином Марджановым в 1919 году.
Но вернемся к Шелленбергу рядом с «Персеем и Пегасом». Поразительное совпадение: второй, более известный киношный Шелленберг (то бишь Олег Табаков) тоже ведь оказывался в кадре рядом с этой же статуей – в собственном особняке! Да, да, когда в 11-й серии «Семнадцати мгновений весны» Штирлиц является ни свет ни заря к нему на дом и добивается у своего шефа срочной командировки в Берн. Можете убедиться!
. Вот такая вышла «фильмография» мосфильмовской статуи. Вполне возможно, что внимательные зрители высмотрят ее еще не в одной киноленте (один из них, как можно видеть в коментах, уже подсказал «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиля Лотяну, где рядом с крылатой лошадью запечатлен Олег Янковский). Не знаю, существует ли теперь ответ на вопрос, как и когда «Персей и Пегас» оказался на студии. Может быть, вывезен из Германии как трофей, а до этого стоял там в каком-нибудь особняке наподобие «Секретной миссии». А может быть, был конфискован у кого-то из «врагов народа».
Напоследок замечу, что в сети нередко встречаются предложения бронзовых и мраморных работ Эмиля-Луи Пико в антикварных салонах и на аукционах. Порядок цен – от тысяч до десятков тысяч долларов. В этом смысле можно только позавидовать простым советским трудящимся, которые 30–40 лет назад могли запросто покупать такие артефакты в комиссионках и дарить сослуживцам.
(Использованы материалы сайтов kino-teatr.ru , greekroman.ru , отечественных и зарубежных арт-салонов).
P. S. Уже спустя много времени после выкладывания этой записи я случайно наскочил по ТВ на американо-канадскую комедию «Сделка» (The Deal, 2008). И в одной из сцен в ресторане случайно узрел того же «Персея и Пегаса» – но, очевидно, не мосфильмовский темно-бронзовый экземпляр, а свой собственный, золотистый. Такая вот обнаруживается страсть к статуе Пико у киношников обоих полушарий :))
Источник статьи: http://mik-kiev.livejournal.com/68658.html
Путешествие коня Пегаса по советскому кинематографу
Конь-огонь Новосельцева, Семена Семеновича и других героев советских фильмов
Помните бронзового скакуна с крыльями, которого с трудом держит Новосельцев в фильме «Служебный роман»? Конь Пегас предназначался ко дню рождения одного из сотрудников статистического управления. Но по сюжету нужно было спрятать лошадь, чтобы «юбиляр ни о чем не догадался». Единственным желанием Андрея Мягкова, сыгравшего в картине Новосельцева, было сбагрить коня куда подальше. Поэтому его фраза «Да это не лошадь, а мамонт какой-то» была вполне себе искренней. Поскольку «мамонт» весил около 25 килограммов, пот, выступивший на лбу Новосельцева, вполне реальный. Надо сказать, что этот эпизод в картине «Служебный роман» стал самой знаменитой ролью копии скульптуры французского художника Эмиля Пико «Персей и Пегас». А вообще фильмографии этого произведения, ставшего настоящим талисманом «Мосфильма», позавидовал бы любой знаменитый актер.
Кинематографические путешествия коня Пегаса
Как уже было сказано, статую Пегаса, за гриву которого держится древнегреческий герой Персей, создал художник Эмиль Пико, родившийся в 1833 году. Его учителем был Луи Руае. Произведения Эмиля Пико, чаще всего обыгрывавшего патриотические, исторические и мифологические темы, пользовались невероятным спросом у аудитории и выпускались в большом количестве. Видимо, самую большую зрительскую любовь заслужил конь Пегас, копия которого попала в СССР. И как сказал бы Аркадий Аверченко, «и все завертелось».
Дебютным фильмом коня Пегаса стала картина «Секретная миссия» Михаила Ромма о доблести наших разведчиков, снятая в 1950 году. Лента рассказывает о тайных переговорах нацистов с англо-американцами о капитуляции фашистских войск на Западе. И вот тут на страже стоят наши рыцари плаща и кинжала, делающие все возможное, чтобы переговоры не состоялись. А конь меж тем нашел свое место как скульптура в интерьере немецкого особняка.
В следующий раз он появляется на экране лишь спустя 15 лет, когда в прокат выходит комедия «Пакет» с Валерием Золотухиным в главной роли.
И конечно, вы не могли не заметить коня в комедии «Бриллиантовая рука», когда Семен Семенович интересуется у продавщицы: «У вас есть такой же, но без крыльев?» Напомним, картина вышла на советские экраны в 1968 году.
До 1977 года крылатый скакун валялся в реквизиторском складе киностудии «Мосфильм» , пока его из плена пыли не освободил ассистент режиссера Евгений Цымбал. И предложил его актерскую кандидатуру режиссеру Эльдару Рязанову, в то время снимавшему комедию «Служебный роман». Конь доставил немало хлопот съемочной группе. Поскольку он весил 25 килограммов, то один раз его уронили. В итоге у статуи Пегаса откололся кусочек крыла, который впоследствии заклеили пластилином. Но потом все-таки усилиями специалистов скакуну вернули его прежний облик.
Однако вернуть былую славу у коня не получилось. В фильмах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Ширли-Мырли» он стал всего лишь скульптурой в интерьере, на которую, по сути, никто не обратил внимания. Также подобный конь нашел свое пристанище в квартире Людмилы Ивановой, сыгравшей главную роль в комедии «Служебный роман». Скакуна ей подарил актер Александр Феклистов — партнер по картине «Зависть богов».
Прасковья Тулупова и формула любви
Еще один талисман киностудии «Мосфильм» — это статуя Прасковьи Тулуповой. Собственно, вокруг нее крутится все действие картины «Формула любви» Марка Захарова.
По сюжету молодой граф по уши влюбляется в статую, стоящую в саду, и просит знаменитого графа Калиостро материализовать ее, то есть, превратить в обычную красивую девушку. Он просто не понимает, что счастье ходит с ним рядом…
Впоследствии мы увидим эту же статую в кадре вышеупомянутого фильма «Служебный роман», когда Бубликов будет смотреть на прелестные женские ножки, снующие туда-сюда по лестнице не в силах сосредоточиться на работе.
Статуя прошла практически незамеченной в фильмах «Вечерний лабиринт», «Васса», где она стояла в саду. В картине «Старый Новый год» статуя оказалась в интерьерах бани.
Сейчас статую Прасковьи Тулуповой можно увидеть в саду у Покровских ворот, на Воронцовом поле.
Вот так один элемент декора может порой сделать весь фильм. Кстати, скульптура Персея и коня Пегаса до сих пор выпускается в больших количествах. И вы можете вручить ее какому-нибудь юбиляру или даже забрать к себе в интерьер.
Специалисты говорят, что не существует такого стиля, где бы скульптура в интерьере портила внешний вид помещения. Большую скульптуру можно по традиции поставить в углу комнаты или у стены, а если вам подарят коня в уменьшенной копии, то его можно расположить на поверхности шкафа. Гости, воспитанные на советских фильмах, обязательно заценят подобный элемент декора. Главное — чтобы в вашем доме она не превратилась в обычный пылесборник и не путалась под ногами. Пегас этого не заслуживает.
Источник статьи: http://journal.homemania.ru/article/kon-ogon-novoselceva-