- Премудрость Божья София
- История иконы Божией Матери София Премудрость Божия и молитвы к ней
- Описание образа
- Киевский
- Новгородский
- Значение в православии
- История появления
- Где находятся почитаемые списки
- Киевской
- Новгородской
- Почитание и дни празднования
- О чем просят перед иконой
- Как расположить образ в доме
- Православные тексты
- Молитва
- Тропарь
- Ин тропарь, глас 4
Премудрость Божья София
21 сентября в день Рождества Богородицы – празднование иконы Премудрости Божьей Софии (Киевской)
На иконе София Премудрость Божия стоит в храме на облаке с серповидной луной, к храму ведут семь ступеней, изображающие церковь Божию на земле с ветхозаветными праотцами и пророками воплощения Премудрости.
Стоит София под сенью, что опирается на семь столпов. Свои руки Она держит направленными в разные стороны, причем ладони повернуты к молящимся.
На руках изображен Богомладенец Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит державу. На карнизе сени, под которой стоит София Премудрость Божия, написаны слова из Книги Притчей Соломоновых:
«Премудрость создала Себе Дом и утвердила столпов седмь».
Над сенью посредине изображен окруженный лучами Дух Святой, а немного выше, также окруженный сиянием, Бог Отец, из уст Его исходят слова: «Аз утвердих стопы Ея».
Каждая ступень храма имеет свою особую надпись, которая обозначает одну из основных христианских добродетелей, исполнение которых ведет в Царствие Небесное: вера, надежда, любовь, смирение, чистота, благодать, слава.
Престол Божественной Премудрости установлен на Семи столпах.
Семь столпов – это семь дарований Святого Духа:
“Дух Господень: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Страха Господня…” (Исайя, 11, 2-3).
На первом столпе изображены 7 очес с надписью: дар совета;
на втором – семисвечник с надписью: дар разума;
на третьем – книга с 7 привешенными печатями и надписью: дар премудрости.
С левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и надпись: дар крепости;
на втором – правая рука с 7 звездами и надписью: дар ведения;
на третьем – 7 курильниц дымящихся и надпись: дар благочестия;
на четвертом и последнем столпе – 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия.
Икона София имеет сложную композицию, где многократно подчеркивается символическое значение семерицы. Число 7 фигурирует постоянно. Библейское значение числа 7 – полнота духовной и земной жизни.
Икона Софии Премудрости Божией имеет глубокий смысл – это путь спасения человечества через земное воплощение Сына Божьего, единение небесного и земного, Бога и человека. В этом единении открывается суть Премудрости.
——
Ты – Храм небесный, Храм живой, София!
Ты – таинство предвечное Небес
Лучами соткан этот мир Твоими
Во всем живом есть Твой Небесный Свет
Художница всего, Христа Невеста
Обетование и суть всех чистых душ
Мост золотой, что от Земли восходит в Вечность
Маяк, ведущий нас сквозь темноту.
Тебя зовут Любовь, Надежда, Радость,
Приходишь Ты как муза и как Мать
Ты вдохновляешь в Путь и направляешь
Идти вперед, гореть и не сгорать
Мать наших душ, Ты знаешь Волю Божью
И открываешь смысл событий всех
Премудрость Вышняя! Познать Тебя кто может?!
Лишь тот, кто сердцем стал Твоим навек!
_________
Наша творческая группа посвящена Божьей Премудрости Софии. Многие наши песни посвящены именно Ей.
Мы не можем не говорить о Ней, потому что всегда ощущаем Ее присутствие в нашей жизни. Она вдохновляет нас на творчество, открывает суть происходящего и открывает тайны Неба. Она учит нас, испытывает, и мы знаем, что ступени, по которым Она нас ведет – это ступени Любви.
Кто Она такая и почему в мире так мало знают о Ней? В основном, христиане обращаются к Марии – Богородице, считая, что Она единственное воплощение высшего материнского начала. Но Мария – это лишь частичка той неизведанной великой тайны, которая открывает нам суть женской ипостаси Бога.
Библия пронизана пророчествами и откровениями о Божьей Премудрости и о Святом Духе.
Тем не менее, веками идут многочисленные споры о том – кем же на самом деле Она является. Одни источники говорят о том, что это еще одно имя Иисуса Христа, другие – что это проявление Богородицы Марии. Раньше на Руси многие храмы назывались Софиевскими. Есть православные иконы с изображением Софии Премудрости Божьей. Так, на новгородской иконе София изображена в виде огнезрачного Ангела с крыльями, сидящего на престоле. Слева от Нее – Богородица, справа – Иоанн Креститель. Над Нею – Иисус Христос. Уже по изображению этой иконы становится ясно, что София это самостоятельная Личность, что это и не Христос и не Богородица, хотя Она имеет с ними очень тесную связь.
София играет одну из самых важных ролей в сотворении мира и в эволюции человечества. На самом деле, в Писании о Ней сказано очень много. Нужно только захотеть Ее познать.
По образу Христа и Софии, как мужского и женского начал был сотворен этот мир.
«Боже отцов и Господи милости, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею» (Прем 9:1-2).
Она – Невеста Христа, Его женская Ипостась. И Она Мать наших душ.
Невозможно принять и познать Христа и Его учение без полного принятия Премудрости.
Она есть ключевая фигура в соединении человека с Богом. Она есть посредник между Богом и творением, золотой Мост между Небом и Землей. Она Художница всего.
В Библии говорится, что Она дороже золота и камней драгоценных, слаще сот меда. Она открывается немногим и начало пути к Ней – есть страх Божий.
Она есть Небесная Церковь, по образу которой сотворена Церковь земная.
В Ней открывается тайна всего творения, его гармонии, его изначальная красота.
Каждая частичка здесь имеет свой смысл и назначение.
Через Софию – как Первообраз всего сущего и Посредника между Богом и людьми – Троица действует в мире проявленном. Она соединяет в Себе все. Премудрость открывает дорогу к Богу, только через Нее открывается Божья Воля и только живущих с Ней любит Творец.
Только тот, кто нашел Ее и познал – тот нашел Жизнь.
Можно много говорить о Ней, но лучше найти Ее самому и через Нее открыть для себя бесконечный Божий мир
Источник статьи: http://proza.ru/2019/09/22/388
История иконы Божией Матери София Премудрость Божия и молитвы к ней
Православная русская иконография имеет свои традиции в отображении сюжетов из библейских текстов. У иконы «София Премудрость Божия» особый статус из-за сложного композиционного решения, аллегоричности, многозначности трактовки изображения. Существует несколько вариантов образа, самые известные из которых – Новгородский и Киевский изводы.
Описание образа
Одним из святых иконописных образов Богородицы является икона «София – Мудрость Божия». Слово «София» в переводе с древнегреческого означает «мудрость/премудрость». Название святого образа трактуется, как синоним Божественной Мудрости, воплощенной через Деву Марию.
Киевский
Центральные фигуры иконы – Божия Матерь и Младенец Иисус. Богородица одета в хитон, голова покрыта покрывалом. Руки разведены в стороны, раскрытые ладони обращены вверх. На груди Матери изображен Божий Младенец, левая рука которого сжимает символ земной и небесной власти. А правая благословляет молящихся образу.
Над головой Пресвятой Девы крыша храма, опирающаяся на 7 колонн. На карнизе читаются слова: «Премудрость создаст себе Дом и утвердит 7 столпов». Под Премудростью (Софией) подразумевается Сын Божий, третья Ипостась Бога. Так его именовали апостолы в своих посланиях.
Богородица стоит на облаке, укрывающем пьедестал, к которому ведут 7 ступеней. В верхней части иконы (над крышей) изображены Высшие Небесные силы: Бог Отец, Бог Святой Дух (по центру) и 7 архангелов (по 3 и 4 с обеих сторон).
Каждый высший ангел держит в руках символику, соответствующую его предназначению:
- Михаил – Небесный военачальник, олицетворяющий Божественную справедливость с огненным мечом;
- Уриил – «пламя Божие», знак Святого Духа с молнией;
- Рафаил – утешитель и целитель с сосудом из алебастра;
- Гавриил – вестник Божьей Милости с цветком лилии, символизирующий соединение неба и земли, человека и Бога;
- Селафиил – молитвенник перед Богом за людей, с четками;
- Иегудиил – покровитель приверженных к труду во славу Господа, с короной, как вознаграждение за духовные усилия;
- Варахиил – предвестник Божьей Благодати с белыми розами.
На колоннах начертаны выдержки из Апокалипсиса. Ступени и пьедестал (амвон) символизируют Церковь.
Надписи на ступенях обозначают основные принципы христианства:
Вдоль лестницы изображены ветхозаветные пророки и святые отцы, предсказавшие пришествие Спасителя.
Иконография иллюстрирует слова из Книги Притчей о создании Премудрости Божией себе Дома и утверждении ее на семи столпах. Иисус Христос, Сын Божий воплотился в сущность благодаря Богородице (под Домом подразумевается Божья Матерь). Столпы – основы христианского вероисповедания.
Новгородский
Особенность изображения – необычный символизм. На святом образе присутствуют три Христа: в виде ангела, младенца и Спаса. Центром композиции является огненный ангел на золотом царском троне, стоящем на 7 колоннах. Ангел облачен в царскую одежду и увенчан короной. В правой руке он держит скипетр с крестом, в левой – свиток с письменами.
У подножия престола с одной стороны стоит Богородица с изображением Богомладенца на груди, с другой – Иоанн Креститель со свитком, на котором можно прочесть: «Аз свидетельствовах» (я свидетельствовал).
Над головой ангела премудрости – погрудное изображение Христа, благословляющего огненного ангела. Завершает композицию в верхней части иконы – второй престол (этимасия) с раскрытой книгой, с двух сторон окруженный шестью коленопреклоненными ангелами.
Огненный ангел на иконе олицетворяет Христа. В таком виде его описал Иоанн Богослов. Апостол Павел указывает, что в проповедях об Иисусе Христе рассказывается о Божьей Силе и Божьей Премудрости. Огненные крылья ангела означают мощь Премудрости Божьей.
Значение в православии
Образ Софии Премудрости Божией занимает важнейшее место в Библии. Являясь связующим звеном между Ветхим и Новым Заветом, он объединяет Творца вселенной и человечество.
Символическое значение киевского варианта иконы «София – Премудрость Божия» заключается в напоминании православным верующим о сущности Иисуса Христа. Сын Божий, рожденный от земной женщины, несет в себе Благодать и Мудрость Бога Отца и Святого Духа.
О смысле новгородского святого образа существует два мнения. Первое мнение, по сути, совпадает со значением киевского образца: Ангел-Христос на троне – олицетворение Божественной силы. Другие богословы утверждают, что главный смысл иконы заключается в утверждении девственности Божией Матери, Божественной природы происхождения Ее Сына.
История появления
Икона была написана для иллюстрации Священного Писания, в подтверждение, что Бог имеет три сущности: Отца, Сына и Святого Духа. Первообраз был создан в Константинополе в XIV веке. В дальнейшем с него были сделаны списки. Оригинал не сохранился.
Новгородский вариант образа «София – Премудрость Божия» известен c XIV века. Он является списком с древней иконы Софии из Константинопольского храма. Название «новгородский» получил, так как был храмовой иконой Новгородского Софийского собора.
Где находятся почитаемые списки
Образ «София Премудрость Божия» редко встречается в храмах. В одной церкви не бывает 2-х вариантов.
Киевской
Самая почитаемая, старинная копия находится в Софийском соборе Киева.
Новгородской
Старейшим, сохранившимся с XV века списком в России считается икона Благовещенского собора (Кремль, Москва).
Почитание и дни празднования
Новгородский и Киевский изводы в равной степени почитаются в православии. Но дни празднования иконы не совпадают: 15 августа поминают Новгородскую «Софию Премудрости Божией», на Рождество Богородицы (8 августа) – Киевскую.
О чем просят перед иконой
Перед святым образом просят наделить благоразумием, чтобы избежать конфликтов в семье, на работе, принять верное решение. Новгородская икона обладает чудотворными свойствами. Ежегодно, в день празднования к ней съезжаются тысячи верующих, чтобы получить исцеление от болезни.
Как расположить образ в доме
Икону принято располагать в восточном углу дома/квартиры. Рядом с образом не должно быть бытовых предметов. Перед иконой должна гореть лампадка и иметься место для зажжения свечей.
Православные тексты
Молиться перед иконой следует, зная содержание молитвенных обращений.
Молитва
Притеце́м, правосла́внии лю́дие,/ к прему́дрости Бо́жии/ и ви́дим чудотво́рную ико́ну Пречи́стыя Богома́тере,/ Ю́же имену́ем по явле́нию Софи́ю, Прему́дрость Бо́жию,/ зане́ храм бысть одушевле́н Единоро́днаго Сы́на и Сло́ва Бо́жия./ Сия́ у́бо светолу́чно сия́ет в пречестне́м хра́ме Свое́м/ и сердца́ на́ша весели́т, приходя́щих с ве́рою/ и взира́ющих со стра́хом и благогове́нием на пречи́стую сию́ ико́ну,/ помышля́юще в сердца́х на́ших,/ я́ко вои́стинну Прему́дрости Бо́жии е́сть се́ление/ и та́инства Его́ смотре́ние,/ на упова́ние бо ве́рным/ воображе́ние огнезра́чное Ея́ зрим/ и покланя́емся, я́ко и́стинному и пренепоро́чному Ея́ де́вству/ в рождестве́ и по рождестве́ па́ки;/ от Нея́же изы́де Огнь Боже́ственный,/ попаля́я тле́нныя стра́сти/ и просвеща́я ду́ши на́ша и чи́сты сотворя́я,/ И́мже и ве́ки сотвори́ Оте́ц,/ Той же и Му́дрость, Сло́во и Си́ла нарече́тся,/ сия́ние сла́вы и О́браз О́тчи Ипоста́си./ И па́ки у́бо мо́лим/ и, припа́дающе, лобыза́ем пречестну́ю ико́ну Прему́дрости Бо́жия Ма́тере/ и велегла́сно вопие́м:/ о Милосе́рдая Влады́чице,/ спаси́ рабы́ Своя́ от наси́лия диа́воля,/ от нахожде́ния иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни,/ я́ко Ты еси́ всех благи́х Пода́тельница и Покрови́тельница // притека́ющим к Тебе́ с ве́рою и прося́щим ве́лия ми́лости.
Притеце́м, лю́дие, к чу́дному о́бразу Прему́дрости Бо́жии, Цари́цы и Богоро́дицы:/ Царя́ Небе́снаго Ма́ти, Христа́ Бо́га на́шего,/ услы́ши нас, гре́шных и недосто́йных раб Твои́х,/ в час сей припа́дающих и моля́щихся с воздыха́нием и слеза́ми,/ уми́льно глаго́лющих и приле́жно вопию́щих:/ от бед изба́ви нас, Влады́чице,/ и заступи́, и не пре́зри воздыха́ния на́шего и слез,/ и изми́ нас от вся́кия ско́рби и напа́сти, я́ко мо́жеши, хотя́щи,/ ра́зве Тебе́ Предста́тельницы ины́я и хода́тая те́пла не и́мамы к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему, // да спасе́т Тебе́ ра́ди ду́ши на́ша.
Непостижи́мая и Всепе́тая Прему́дросте Бо́жия, Софи́е Преимени́тая, де́вственных ду́ше, си́речь Единоро́дный Сы́не, Сло́ве Бо́жий, приими́ моле́бное сие́ пе́ние от недосто́йных и скве́рных уст на́ших. А́ще и пи́сана суть: не красна́ песнь во усте́х гре́шничих, оба́че же разбо́йник еди́нем сло́вом спасе́ся, мыта́рь воздыха́нием оправда́ся и ханане́ина дщерь ма́терним проше́нием исцели́ся, поне́же Ты, Го́споди, Благ и Человеколюби́в, гряду́щаго в мир просвеща́еши, и грехи́ гре́шником отпуща́еши, и ра́зумом неразу́мных наполня́еши, и бу́ияго умудря́еши, и жа́ждущия благи́х слове́с ду́ши уче́нием Твои́м, я́ко самаряны́ню водо́ю живо́ю, напая́еши, блудника́ целому́дренна устроя́еши, разбо́йнику рай отверза́еши, зане́ Ты еси́ всех благи́х Пода́тель, и Вразуми́тель, и животу́ Храни́тель, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву и хвалу́, честь и благодаре́ние и славословле́ние возсыла́ем и поклоне́ние твори́м со Безнача́льным Твои́м Отце́м, и со Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, и со Пресвято́ю и Пренепоро́чною Твое́ю Ма́терию, Влады́чицею на́шею Богоро́дицею и Присноде́вою Мари́ею, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь
Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/ Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/ благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/ средостение вражды разрушив,/ освятил еси естество наше/ и Царствие Твое нам отверзл еси;/ сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/ и рождшую Тя,/ спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.
Ин тропарь, глас 4
Велия и неизреченная Премудрости Божии сила/ смотрения плотскаго таинства!/ Софие Преименитая,/ девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/ смиренный мудрости истино,/ покоище Святаго Духа,/ пречестный храме непостижимыя славы Его,/ огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/ в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/ Невидимый явися,/ и неприкосновенный из Тебе изыде,/ и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/ и человеки от клятвы древния свобождая,/ возводя паки, отнюдуже испадохом./ Молимтися, Владычице,/ отягченныя ны во гресех лютых помиловати/ и спасти душе наша,/ и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/ Мати Премудрости Божия Слова,/ призри на ны, грешныя люди Твоя,/ и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/ и грады наша невредимы сохрани,/ идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится.
Источник статьи: http://pravoslavy.ru/ikony/sofiya-premudrost-bozhiya