Составить методические рекомендации по проведению праздника

Методические рекомендации по подготовке массового мероприятия

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_rekomendatsii_pri_podgotovke_massovogo_meropriyatiya.docx 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при подготовке массового мероприятия

Подготовительный этап включает в себя всю предварительную работу, начиная с определения социальной значимости и масштабов мероприятий и заканчивая генеральной репетицией в костюмах, с декорациями, световыми и звуковыми эффектами.

Это самый ответственный этап, и от грамотного его планирования и стыковки всех составных частей зависит успех всего мероприятия.

Остановимся на основных составляющих подготовительного периода.

При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна для будущей аудитории.

2. Постановка цели.

Целеполаганию придается особо важное значение: организаторы должны четко определить, для чего они все это будут делать, какие качества посредством данного мероприятия хотят воспитать или развить в своих воспитанниках. Цель должна быть конкретной, адекватной возрасту детей, задачи – выполнимыми. Массовое мероприятие может проводиться с целью знакомства с народными традициями, воспитания определенных качеств личности и др.

3. Выбор наиболее удачной формы.

В настоящее время практикуются различные формы проведения мероприятий для школьников: театрализованное представление, бенефис, презентация, игровая развлекательная программа, комплексная игра, турнир и т.д. Выбирая форму, следует делать упор на предполагаемую возрастную категорию и на уровень развития зрительской аудитории. Так, например, планируя в школе День знаний, мероприятие для учащихся младших классов можно провести в форме игры – путешествия в страну школьных наук (по станциям), для ребят среднего возраста может быть интересен Турнир эрудитов, а для старшеклассников – презентация клуба знатоков школьной жизни или встреча команд КВН под названием «Все о школе» и т.д.

4. Поиск названия.

От того, насколько точно, емко, эмоционально и оригинально будет названо мероприятие, во многом зависит его посещаемость и успех.

Поиск названия — процесс творческий. Его можно вести до того, как разработан сценарный план или тогда, когда уже полностью готов сценарий. Чаще всего сначала придумывается название, а потом пишется сценарий. Такой путь существенно ограничивает поиск. При готовом сценарии значительно легче сформулировать название. Оно может быть подсказано атмосферой, которая возникает при прочтении материала в целом, фразой или репликой участника. По какому бы направлению ни развивался поиск, следует помнить главное: в названии должна быть четко выражена основная идея мероприятия.

5. Работа над сценарием.

Работу над сценарием следует начинать с составления сценарного плана, который представляет собой упорядоченно выстроенные в определенной последовательности составляющие элементы. Например:

Фанфары. Выход ведущих.

Текст ведущих о .

Художественный номер и т.д.

Разрабатывая сценарный план, следует учесть, что все основные блоки — эпизоды – должны быть выстроены в единую сюжетную линию, их связывающую. Неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. В сюжете должны быть отражены характерные, интересные для конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся, что составляет композиционное решение мероприятия. В развитом виде композиция включает в себя:

экспозицию (назначение – дать зрительскому восприятию эмоциональный настрой);

завязку (название – пустить действие в ход);

кульминацию (наивысшую точку напряжения);

Иногда мероприятие может быть завершено кульминационным моментом, т.е. на наивысшей точке напряжения. Итак, сценарный план составлен, и его следует наполнить. Существует несколько источников, из которых черпается необходимый материал: научная и справочная литература, различные виды периодики, художественный материал. Но важнейшим является, пожалуй, непосредственно окружающая нас действительность.

При написании сценария особое внимание следует уделить текстам ведущих . Чаще всего они бывают в стихотворной форме, т.е. поэтическая речь наиболее организована, выразительна, эмоциональна. Если вы все же остановились на прозе, постарайтесь сделать тексты ведущих яркими, четкими, не перегружайте сценарий длинными монологами, которые тяжело воспринимаются на слух. Лучше ввести живые диалоги, элементы театрализации, общение с аудиторий и др. Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью, зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Он должен носить характер «зримого сценария», т.е. быть не просто литературно-описательным, а способным предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия так, как они будут происходить.

6. Составление плана подготовки.

Практическая реализация сценария требует наличия плана подготовки, который строится по следующей схеме:

Для того чтобы мероприятие было ярким и качественным, в процессе его создания, помимо сценариста, должны участвовать: режиссер, осуществляющий постановку; звукорежиссер, занимающийся музыкальным и звуковым оформлением; осветитель (световые эффекты); художник (художественное оформление зала, сцены); бутафор (изготовление реквизита); костюмер (пошив или подбор костюмов); вспомогательно-техническая группа (обслуживание сцены, приглашение выступающих). Кроме того, при подготовке мероприятия следует учесть приглашение гостей, формирование зрительской аудитории, разработку и распространение рекламы, подбор концертных номеров и многие другие моменты, «работающие» на качество. Для того, чтобы весь этот объем работы не упал на плечи одного человека, ответственный за проведение мероприятия и составляет план подготовки, отразив в нем всю работу, которую необходимо проделать, определив сроки исполнения и ответственных, примерный план подготовки дан в приложении.

Репетиционная работа занимает одно из главных мест в подготовке мероприятия. Для успешного проведения репетиции необходимо:

репетировать по частям, по эпизодам;

Если эпизод, номер готов, незачем «мучить» исполнителей многократными повторениями до генеральной репетиции;

создать на репетиции атмосферу творчества;

забыть слова и предложения типа: «Хватит, сколько можно говорит!», «Ничего у вас не получится!» и т.д.;

тщательно репетировать массовые сцены, в которых занято много участников. Не жалеть времени на то, чтобы научить ребят быстро и бесшумно перестраиваться за кулисами, выходить на сцену.

Репетиционная работа также многоэтапная и осуществляется в определенном порядке:

Прочтение сценария, разбор, распределение ролей.

Застольные репетиции (сверка текстов, определение характеров героев, чтение по ролям).

Разводка в выгородках, определяющая геометрию действия актера, ведущих исходя из внутреннего состояния в предполагаемых обстоятельствах.

Репетиции с реквизитом.

Репетиции с реквизитом и в костюмах.

Репетиции в декорациях (выгородки убираются).

Постановочная репетиция, на которой ставится свет.

Пробная постановочная репетиция со светом и фонограммой.

Черновая генеральная репетиция. Корректировка. Хронометраж.

Генеральная репетиция. Это окончательный просмотр: мероприятие идет целиком, без остановок, в костюмах, с декорациями и реквизитом, со всеми звуковыми и световыми эффектами.

Таким образом, в идеальном варианте необходимо 8-10 репетиций для проведения мероприятия на высоком качественном уровне, но это делается в случае повышенной сложности сценария и режиссерских задумок. При подготовке традиционных мероприятий достаточно 4-5 репетиций, включая генеральную. Обязательным является проведение хронометража и определение длительности мероприятия с учетом возрастных и психологических особенностей зрительской аудитории. Опыт показал, что идеальное время продолжения мероприятия для младшего и среднего школьного возраста – 30 — 40 минут (в зависимости от выбранной формы), для старшеклассников – 60 — 90 минут. При проведении репетиций следует обратить особое внимание на подготовку ведущих (речь, движение). Необходима тщательная расстановка акцентов в текстовом материале, аргументированное движение по сцене (выход, уход, работа с залом, чтение текста из-за кулис и т.д.) Костюмы ведущих должны точно соответствовать сценическим образам, направленности мероприятия, являясь органичным дополнением к его форме и содержанию.

8. Составление партитур света и звука.

Партитура — это специальные выписки для осветителей, звукорежиссера, необходимые для того, чтобы они могли вовремя дать фонограмму, высветить нужный персонаж, сцену. Партитуры представляют собой описание действия плюс две-три фразы до того момента, когда вступает техника. Реплику, на которую должен среагировать осветитель или звукорежиссер, следует подчеркнуть. При более глобальных масштабах проводимого дела осветитель и звукорежиссер должны иметь персональный сценарий всего мероприятия, в котором сделаны все соответствующие отметки.

9. Наглядное оформление.

Выбор того или иного наглядного средства диктуется содержанием и темой планируемого мероприятия. Ничего не добавляющее к содержанию, ничего в нем не поясняющее и не раскрывающее, наглядное средство оказывается даже помехой. Оно будет тем раздражителем, на которое то и дело будет переключаться внимание зрителей. Кроме того, перегруженность наглядными средствами также отрицательно сказывается на общем восприятии мероприятия. Любое оформление начинается с прочтения художником сценария и разработки эскиза, который должен быть обязательно утвержден режиссером. Не следует зацикливаться на глобальных конструкциях, которые оправдывают себя в том случае, когда мероприятию предопределена долгая жизнь (спектакль, например). Достаточно порой красочного оформления задника, на котором выложен символ праздника. Удобны в работе съемные планшеты, крепящиеся сверху при помощи лески. Они создают определенный объем и могут быть неоднократно использованы для оформления других мероприятий.

Если мероприятия проводятся традиционно (конкурсы, фестивали, клубные мероприятия и т.д.) следует подумать о постоянном оформлении – символе, изготовленном из более качественных материалов, например, ДВП или фанеры. Оно рационально в использовании и на момент следующего использования требует лишь обновления и внесения некоторых специфических элементов. Хорошо смотрятся на сцене драпировки из ткани (тюль, цветной шелк), композиции из цветов в сочетании с символами. Такое оформление на начальном этапе требует материальных затрат, но в дальнейшем оправдывает себя из-за многократности использования. Следует напомнить, что цветовая нагрузка наглядного оформления должна учитывать световые возможности сцены и зала.

10. Подбор концертных номеров.

Концертные номера служат зрелищной иллюстрацией мероприятия, и поэтому должны соответствовать тематике, общей направленности, дополнять сценарий, а не контрастировать с ним. Мероприятие не должно быть перегружено вставными номерами, их количество определяется логикой сценария и обосновывается режиссерским видением всего мероприятия. Все концертные номера должны быть на должном постановочном и исполнительском уровне, яркие, «говорящие». Не следует допускать показа «сырых» номеров, они, как правило, смазывают общий эффект мероприятия даже при прекрасном сценарии.

11. Формирование зрительской аудитории.

При наполнении зала зрителями педагогу-организатору следует руководствоваться основным правилом: детям должно быть интересно и доступно то, что происходит на сцене. Поэтому, если мероприятие подготовлено для определенной возрастной категории, основной публикой в зале должны быть дети именно этого возраста.

Основным инструментом формирования зрительской аудитории является реклама. Не всегда реклама должна быть броской и эффективной во что бы то ни стало. Она может быть краткой, деловой, шутливой, т.е. разной в зависимости от адресата. Среди ее форм следует выделить плакат . Плакат – объявление и его разновидность – афишу , которая является анонсом предстоящего мероприятия. Человека, читающего объявление, прежде всего, интересует название мероприятия, затем содержание (наполнение), организатор, дата, время и место проведения. Текст афиши не следует загружать избыточной информацией, следует избегать общих выражений, абстрактных определений, избитых фраз, безличных обращений, иноязычных слов и выражений.

Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2019/12/02/metodicheskie-rekomendatsii-po

Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников

Методические рекомендации воспитателям при подготовке и проведении праздников и утренников

Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызывать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно.

Цели организации праздника:

  • реализация возможностей каждого ребенка (открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки);
  • развитие таких психических процессов у детей как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе.
  • воспитание моральных, нравственных, патриотических качеств.

Задачи воспитателя при проведении утренника:

Музыкально – исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях, стихотворениях (подсказать начало следующего куплета, четверостишия).

Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.

Эмоционально – речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте», вместо бытующих «встали», «прошли», «сели») — это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Коммуникативные: общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок.

Этапы работы по организации праздника:

  1. Работа над сценарием
  2. Предварительное знакомство детей с утренником
  3. Репетиции
  4. Проведение утренника
  5. Подведение итогов

Работа над сценарием

Работа над праздником начинается со сценария. Педагог работает по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем. Но во время болезни музыкального руководителя, он может и сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает «через себя», используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями.

Предварительная работа

Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

Затем воспитатель проводит пробы детей на различные роли, распределение ролей. Необходимо не перегружать детей, не навязывать своего мнения, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Огромное значение имеют конкурсы на лучшее проигрывание той или иной роли. Составляя сценарий, опытный педагог заранее может разглядеть в ребенке того или иного персонажа. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера.

Репетиции

Весь репертуар воспитатель разучивает с группой детей (песни, стихи), чтобы в случае болезни ребенка, другой смог его заменить. ЗАПРЕЩЕНО раздавать стихи родителям воспитанников для их заучивания с детьми дома, т.к. проведение утренника – совместная работа воспитателя, музыкального руководителя и др. Не стоит перекладывать работу воспитателя на родителей воспитанников.

При выборе стихов надо помнить, что длинные, трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку. Стихи должны быть небольшими, соответствующими содержанию праздника и возрасту детей, высокохудожественными.

После распределения ролей начинается индивидуальная и коллективная работа с детьми:

— над выразительным прочтением стихов

— по заучиванию текстов песен

— над отдельными эпизодами.

Речевая деятельность совершенствуется посредством чтения стихотворений, исполнения песен, театральной деятельности (разыгрывания сценок, сказок), способствует развитию воображения, творчества, обогащению словарного запаса.

В структуру праздника, утренника обязательно включаются различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно давать им возможность поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей.

Чтобы у малышей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

Педагог не должен приходить на репетицию не подготовленным. Воспитатель знает ход сценария, знает слова песен, последовательность танцевальных движений. Чтобы обучить педагогов, музыкальный руководитель проводит индивидуальные консультации.

Младшие воспитатели – активные помощники в подготовке утренника и на репетициях.

Проведение праздника

Утренники проходят в музыкальном зале, который украшен в соответствии с конкретным праздником. Имеют основу (это может быть сказка или путешествие) и программу (чтение стихов, различные представления, песни, танцевальные номера, награждения, чаепитие и т.д.) но, несмотря на схожесть, все, же все праздники разные, разные дети год от года, и готовиться к ним нужно по-разному.

Работа с родителями

Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Серьезные лица родителей изменяются, они на время возвращаются в детство. В зале слышен смех, и все счастливы — дети, родители, сотрудники.

Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

— обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;

— родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;

— активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;

— участие родителей в роли персонажей, а т.ж. в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике;

— последнее время стало необходимым напоминать родителям о культуре поведения на утреннике (не опаздывать в зал, иметь при себе сменную обувь и др.).

Музыкальный руководитель и воспитатель обязательно проводят перед праздником предварительную работу с родителями, что не все дети на празднике читают стихи: существует очередность, и в течение года каждый ребенок обязательно выступит персонально.

Педагог и родители готовят основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике. Если заранее не выяснить, чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части. Кроме того, воспитатель выясняет, из каких деталей состоит костюм ребенка. Сейчас стало модно приходить на новогодний бал в костюмах Человека-паука, Бетмена и пр. Ребенок ужасно себя чувствует в маске, накладных деталях. В зале, где собралось много народу он может упасть в обморок. Помните, что воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и на утреннике. Кроме того, нелепо выглядит «Черепашка Ниндзя» читающий стихотворение.

Проведение утренника также проходит при участии родителей: создаются видеозаписи, фотоальбомы. В книге отзывов родители могут записать свои впечатления, пожелания. В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.

Если ребенок прирожденный актер, ему все равно необходимо родительское внимание и бурные аплодисменты.

Оформление зала:

отвечает содержанию праздника, понятно для детей;

— развивает художественно – эстетический вкус;

— создает радостное настроение, вызывает чувство интереса к предстоящим событиям.

Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.

1-этап: «воспитатель как ребенок» (первые 4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это у воспитателя -4 занятия, или 2 часа. Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.

2-этап: «воспитатель как ведущий» (6-7 неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями- перестроениями, т.е. готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

3-этап: «воспитатель как актер» (за неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением собственных сценических, речевых организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.

Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда праздник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального руководителя.

Подведение итогов

О подготовке утренника можно судить по разговорам детей после утренника, по их рисункам, по тому, как долго дети вспоминают персонажей инсценировки, те или иные песни.

Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других. Главное, чтобы обсуждение утренника велось в радостном ключе и у ребенка сохранилось ощущение праздника.

Вывод

В идеале утренник должен быть итогом занятий музыкального руководителя, воспитателей и младшего воспитателя, а т.ж. всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.

Источник статьи: http://pinaeva-ds4himki.edumsko.ru/articles/post/932731

Читайте также:  Мастер класс для воспитателей по праздниками
Оцените статью