Список литературы по экологии 2017, 2018
Чтобы скачать экологиясписок литературы — нажмите кнопку «Показать полный список литературы», выделите текст и скопируйте его в буффер обмена, а потом вставьте его в любом текстовом редакторе, или просто нажмите кнопку скачать и файл сохранится на вашем компьютере.
1. Акимова, Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2017.- 556 с.
2. Акимова, Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. Вузов / Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин.- Под общ. ред. А.П.Кузьмина; Лауреат Всеросс. конкурса по созд. новых учебников по общим естественнонауч. дисципл. для студ. вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2016.- 343 с.
3. Архангельский, В.И. Гигиена и экология человека: Учебник / В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 176 c.
4. Бродский, А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов / А.К. Бродский.- М.: Изд. Центр «Академия», 2016. — 256 с.
5. Воронков, Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов / Н.А. Воронков.- М.: Агар, 2016. – 424 с.
6. Гальперин, М.В. Общая экология: Учебник / М.В. Гальперин. — М.: Форум, 2016. — 336 c.
7. Маврищев, В.В. Общая экология. Курс лекций: Учебное пособие / В.В. Маврищев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2017. — 299 c.
8. Брюхань, Ф.Ф. Промышленная экология: Учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина, Е.Е. Сдобнякова. — М.: Форум, 2017. — 208 c.
9. Зайцев, В.А. Промышленная экология: Учебное пособие / В.А. Зайцев. — М.: БИНОМ. ЛЗ, 2016. — 382 c.
15. Николайкин, Н.И., Николайкина Н.Е. Экология / Н.И., Николайкин, Н.Е. Николайкина. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2018. — 624 с.
16. Стадницкий, Г.В. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А. Соловьева, Ю.А. Кротова.- 4-е изд., испр. — СПб.: Химия, 2017. — 238с.
17. Чернова, Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Чернова, А.М. Былова. — М.: Дрофа, 2018.- 416 с.
18. Экология. Под ред. проф. В.В. Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2016. — 768 с.
Источник статьи: http://abium24.ru/spisok-literatury-po-ekologii
В помощь воспитателям (перечень литературы по экологическому воспитанию)
В помощь воспитателям (перечень литературы по экологическому воспитанию)
Экологическое воспитание детей
(перечень литературы по экологическому воспитанию)
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — М.: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Для каждой возрастной группы ДОУ даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой. ———————————————————————————
Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — М.: АРКТИ, 2001. — 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей. Особое внимание уделено эстетическому аспекту. ———————————————————————————
Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! — М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ — воды, воздуха и почвы — одно из возможных направлений экологического воспитания. Приемы подачи материала — своеобразный «спортивный комплекс» для формирования познавательных способностей малыша. ———————————————————————————
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. — 2-е изд. — М.: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество). Эта удивительная книга открывает двери в волшебный и добрый мир. Книга поможет воспитать в детях чувство любви к природе, чувство ответственности за мир вокруг и покажет красоту родной земли. ——-
Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. — М.: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети). В сборник вошли сценарии утренников, вечеров досуга, поучительных уроков и комбинированных занятий экологической тематики. Авторы книги предлагают постановки с оригинальным сказочным сюжетом и необычными персонажами. —————————————————
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с. В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ. —————————————————————————
Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада. ———————————————————————————
Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 128с. ———————————————————————————
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с. Основная задача сборника — оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию. Материал пособия раскрывает систему работы с детьми в рамках программы «Детство» и программы экологического образования дошкольников «Мы» Н.Н. Кондратьевой. ———————————————————————————
Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. — М.: Всемирный фонд дикой природы, 2006. — 104 с.: ил. Сборник экологических стихов и сказок, написанных детьми клубов друзей WWF! Откройте его, окунитесь в мир сказочной экологии, познакомьтесь с его героями: говорящими оленями и тиграми, птицами и насекомыми, рыбами и цветами, деревьями и морями- и поймете, как беззащитен животный мир, как он нуждается в нашей помощи. ———————————————————————————
Статьи из журналов
Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6.- С. 16-20. В статье даны выдержки из пособия «Образование дошкольников в области экологии», приведены примерные конспекты занятий в разных возрастных группах детского сада: «Зачем нужно, чтобы вода была чистой», «Почему идет дождик?», «Фазы Луны». —————————————————————————-
Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23-27. В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования. ——————————————————————————
Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 10-16. В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 6. — С. 54-57. Из опыта работы МДОУ г. Череповца по вовлечению семей в совместную деятельность по программе детского сада «Сообщество». ———————————————————————————
Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 42-46. В народной педагогике отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой. Статья рассказывает о том, что относиться к средствам народной педагогике и что может быть использовано в экологическом воспитании. ———————————————
Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С.14-20. Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы, технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия. ———————————————————————————
Обруч. — 2008. — № 4. Тема номера «Ребенок и природа», а часть материалов посвящена экологическому воспитанию детей. —————————
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2007. — № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче. ——————————————-
Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. — 2006. — № 1. — С.48-52. Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование». ———————————————————————————
Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 2. — С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности… ————————————————————————-
Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. — 2006. — № 1. — С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке» ———————————————————————————
Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. — С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр. ———————————————————————————
Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. — 2008. — № 6. — С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
Источник статьи: http://infourok.ru/v-pomosch-vospitatelyam-perechen-literaturi-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-3017450.html
Курсовая: «Методика организации и содержание экологических праздников в начальной школе»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Факультет начального образования
Кафедра исследовательской и творческой деятельности
Методика организации и содержание экологических праздников в начальной школе.
студентка 4 курса 402 группы
заочной формы обучения
старший преподаватель кафедры
психологии младшего школьника
Абрамова Майя Геннадьевна
Глава 1.Психолого педагогические основы формировании экологичесских знаний у младших школьников……………………………………………………………… …. ….6
1.1 Роль природы в формировании личности ребенка…………………………………….6
1.2 История экологического образования в начальной школе…………………………..11
1.3 Экологическое образование младшего школьника. …………. ……………………13
1.4 Виды внеурочной деятельности……………………………………………………….20
1.5 Организация и методика проведения экологических праздников в школе………. 22
Термин “Экология” предложен в 1866 г. немецким ученым Э. Геккелем (от греч. “ойкос” — дом, жилище и “логос” — учение). Однако развитие свое эта наука получила в xx в.
Демина Т.А. писала: “Экология — это наука об отношениях отдельных организмов или их групп между собой и с окружающей средой , или наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания” [7].
На мой взгляд, наиболее полным понятием является определение предложенное Дерябо С.Д., Ясвин В.А: «Экологический праздник — это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате» [8].
“ Природа является местообитанием человека и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек- часть природы, ее порождение, он может производить, только используя ее ресурсы, и жить только в тех природных условиях(температура, давление, влажность, состав атмосферы и др.), к которым он генетически приспособлен”- также писала Демина Т.А. [7].
Данным вопросом занимались такие исследователи как Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Зацепина М.Б., Молодова Л.П., Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Коменский Я.А. и др.
Выделяется Экология теоретическая, вскрывающая общие законы Жизни, и экология прикладная, призванная помочь применить эти законы в хозяйственной практике людей.
Дементьева Т.А. в своем учебнике перечисляет задачи экологии:
-исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными, т.е. являющимися результатом человеческой деятельности, воздействиями на природные системы;
-создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов;
-прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека;
-сохранение среды обитания человека;[7].
“ Целью экологического образования”-пишет С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин,- “является формирование экологичной личности. Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическом типом экологического сознания” [8].
“ Экологические проблемы есть “побочный” результат, обусловленный внедрением научных достижений в практику, благая цель которого — улучшение жизненных условий человека. Научные открытия могут нести как благо, так и зло”-утверждают В.Н. Лавриненко и В.П. Ратников [13].
В учебнике Ю.В. Новикова указан список городов с катастрофическим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В России он увеличивается ежегодно, но многие годы в нем числятся Братск, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Нижний Тагил, Новосибирск и другие города [21].
Также Новиков Ю.В. пишет — “Экологическими вопросами занимаются сразу несколько органов власти и специальных государственных служб. Органы государственной власти, связанные с экологией, можно разделить на органы общей компетенции, узкоспециализированные в области экологии и органы, выполняющие отдельные функции в данной сфере.
Первый закон об охране природы был принят в РСФСР в 1960 г. Система Экологического законодательства России состоит из подсистем: природоресурсного и природоохранного.
В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов, а в природоохранное законодательство входят нормативные акты , регулирующие охрану окружающей среды в целом” [21].
Закон РСФСР “Об охране окружающей среды”, принятый 19 декабря 1991 года, изложен в учебнике “Экологические основы природоведения” под редакцией Э.А. Арустамова. Он является первым систематизированным нормативно-правовым актом в области охраны окружающей природной среды, и регулирует основные взаимоотношения общества и природы [25].
” Здоровье человека, целых групп населения зависит от воздействия различных подсистем природной и социальной среды, реализующегося через физиологические, биофизиологические и биохимические механизмы регуляции и отражающегося на физиологическом состоянии человека”- пишет Ю.В. Новиков [21].
Организация и проведение экологических праздников является одной из интереснейших форм экологического воспитания школьников, так как она способна вызывать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на их природное содержание.
Цель данной работы- выявить , являются ли экологические праздники способом активного, целенаправленного исследования объектов природы, и формированию экологического сознания.
Задачи — проанализировать некоторые формы и содержание экологических праздников с младшими школьниками.
Объектом исследования является экологическое образование.
Предмет исследования: составляющие экологического образования.
Гипотеза: в начальной школе закладываются основы экологической культуры.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, изучение и обобщение массового педагогического опыта, анализ понятийного аппарата.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования экологических знаний у младших школьников.
1.1 Роль природы в формировании личности ребенка
Экологически неблагоприятная обстановка осложняет жизнедеятельность людей, особенно тех, кто работает в областях «человек -человек». Помимо неблагоприятных природных экологических факторов, связанных с загрязнением природной среды, на них воздействуют и факторы специфические, связанные с условием их работы.
В психолого-педагогической науке проведено немало исследований проблем экологического воспитания, в большинстве возрастные возможности формирования экологического отношения к природе дошкольников и младших школьников. На ранних этапах становления педагогики как науки обоснованы и развиты положения о значении общения личности с природой для его образования и воспитания, о содержании научных знаний о природе, о формировании мировоззрения в процессе изучения природы. На роль природы в формировании экологического отношения ребенка указывали великие педагоги прошлого А. Гумбольдт, А.Дистервег, Г. Песталоцци и Ж.-Ж. Руссо, говорили о воспитании у детей «Чувства природы» как ощущения и облагораживающего влияния на человека [2].
Основы сформированности экологического отношения к природе закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому экологическое образование должно носить системный, преемственный и непрерывный характер, т.е. система дошкольного экологического образования и воспитания должны быть преемственно связаны с системой начального образования, где отличительными особенностями процесса экологического образования младших школьников является учет возрастных и психических возможностей детского организма для восприятия природы. Также необходимо учитывать региональные проблемы в зависимости от конкретных условий, шире использовать краеведческий материал экологического содержания [9].
Для педагогики экологическое воспитание — это новое направление. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Окружающий мир», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать младших школьников в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать некоторые им характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание отбору содержания экологических знаний в учебных предметах или ввести интегрированные курсы, такие как «Человек и окружающая среда», и особенно важно то, что при всем этом все учебные предметы сохраняют свои специфические цели обучения и воспитания, внося определенный вклад в формирование экологической культуры [2].
Природное в человеке, считал Я.А.Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, он формулирует как закономерность воспитания принцип самодеятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Признавая индивидуальность природных задатков, Я. А. Коменский усматривал цель воспитания в их раскрытии. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.
Идеи «естественного развития» ребенка придерживался и Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что такое развитие обеспечивает совокупность трех факторов воспитания: природа, люди и общество в целом. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Задача педагога при этом — гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Под естественным воспитанием он понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы.
Целостную научную систему, в которой воспитание мыслилось как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах, во всем многообразии отношений человека с себе подобными, с природной и социальной средой разработал К.Д.Ушинский. Ему принадлежит идея народности в воспитании, «традиции,обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой». Под народностью К.Д.Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями.
В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечения детей к разносторонней деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л.Н.Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде.
Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектна и включает в себя: а) «следование природе ребенка», учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира; в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.
Идеи природо – и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии в начале ХХ столетия как в зарубежной, так и отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений, представляющих научный интерес с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников [17].
Принцип гуманизации исходит из права человека на благоприятную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф. Этот принцип предписывает обязательное отражение в содержании экологического образования нравственных и правовых нормативов.
Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организованности биосферы как среды жизни человечества, раскрытие объективных законов и закономерностей устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем. Решение экологических проблем опирается на космопланетарные знания о физических, химических, биологических и географических аспектах биосферы. Принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.
Принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет затронуть как чувства, так и интеллект обучаемых, развить способность мыслить глобально, действовать локально. Этот принцип нацелен на выявление истоков экологических проблем как следствие неадекватного действия людей, пренебрегающих экологическим императивом. Различный пространственный уровень экологических явлений рассматривается во взаимосвязи с экосистемной целостностью.
Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи.
Принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов: целей содержания, методов и приемов, средств обучения, а также форм организации различных видов деятельности.
Одним из важнейших принципов экологического образования является непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития в духе экологической ответственности на протяжении всей жизни. Особую роль в этом занимают детские годы — дошкольный и младший школьный возраст [14].
По мнению психологов (Мухин В.С., Ильченко В.Р., Громов М.К. и др.), организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой благоприятную почву для становления и развития у него многогранных отношений с миром — природы и общества.
По мнению Симоновой Л.П., младшему школьнику свойственна высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность в ознакомлении с природой, обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих ценностей и нормативов. В процессе активной деятельности младший школьник реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приемы изучения своего окружения [12, 19]. Самостоятельно младшему школьнику трудно изучить окружающий его мир, поэтому ведущая роль в этом отводится начальной школе.
Начальная школа — важнейший этап становления личности, Формирования экологической культуры, многогранных отношений обучающегося к природному и социальному окружению.
По словам педагога П.Ю. Ускова, начальное школьное образование преследует цель — заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения — экологическим.
По мнению Л.П. Симоновой, целью экологического образования младших школьников является «становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека» [11, 25].
Большое место в экологическом образовании младших школьников отводится формированию экологических знаний, ведь особенностью младшего школьного является формирование нового вида деятельности учебной. В процессе экологического образования формируется система знаний, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Таким образом, «экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью» [13, 25].
Целью экологического образования младших школьников, по мнению Симоновой Л. П. является становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека». Экологические знания группируются по содержательным линиям. Для становления экологического образования младшего школьника, необходимо прочное овладение знаниями по всем четырем линиям. Следовательно, особую актуальность приобретает проблема формирования экологических знаний у младших школьников [24]
1.2 История экологического образования в начальной школ
Экология — это область науки, которая стала бурно развиваться во второй половине XX века. В качестве отдельной дисциплины экология выделилась на рубеже XX века, и она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды[12].
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представление о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, определяющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое понимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч. Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.
Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э. Геккелем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образования происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. социальной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз является экологическое просвещение[8]
Наше российское экологическое образование имеет давние традиции формирования знаний о взаимоотношениях человека и природы. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в.
Ещё В.А. Сухомлинский, размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, пришёл к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности — чувства тревоги за не накормленного щенка, не политое дерево. В.А. Сухомлинский писал: «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу радость взаимопонимания» [4, 14].
В 1786 году Зуев В.Ф. напечатал первый учебник по естествознанию под названием «Начертание естественной истории…». В.Ф.Зуев предполагал изучение природы осуществлять активно, путем живого собеседования или «рассуждения» учителя с учеником. Для достижения сознательного усвоения рекомендовал вести обучение на основе наглядности и предметности.
Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилиями таких светил отечественного естествознания, как А.Н. Бекетов и К.А. Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX — начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологического образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали. Менялась и сущность экологического образования в начальной школе.
Проблема экологического образования младших школьников стояла перед педагогами еще на рубеже 19 — 20 столетий. Уже в это время возникла идея создания интегрированного курса по ознакомлению младших школьников с природным окружением. Эти разработки связаны с именами А.Я. Герда, Д.Н. Кайгородова, А.П. Павлова: они настаивали на введении в начальную школу неразделенного курса об окружающем неорганическом и органическом мире.
Их разработки нашли свое отражение в процессе экологического образования на современном этапе, так как сейчас особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа. Именно в начальной школе целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей. Не возможно говорить о становлении экологической культуры и процессе экологического образования младших школьников, не рассмотрев сущность самого понятия «экологическое образование».
В настоящее время существует множество определений понятия «экологическое образование». Рассмотрим некоторые из них. Известный психолог Миркин Б.М. определяет экологическое образование как систему обучения экологии, направленную на усвоение теории и практики рационального природопользования и охраны природы, формирование экологического мышления, мировоззрения, базирующегося на принципе индивидуальной экологической ответственности. [20, 15]
В психолого-педагогическом словаре дано такое определение: «экологическое образование — это система обучения, направленная на усвоение теории и практики экологии как одной из фундаментальных основ знания о природе и взаимоотношений в системе «общество-природа»; включает элементы географических, биолого-медицинских, социально-экономических и отчасти технологических отраслей знаний». [24,8]
Митрюшкин К.П. экологическое образование определяет как психолого-педагогический процесс по формированию у ученика знаний научных основ природопользования и практических навыков по охране природы. [21, 11]
Н. Ф. Реймерс отмечает, что «экологическое образование — это система знаний об окружающей природоохранной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природоохранительной деятельности». [5, 26]
· основной целью экологического образования является формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, экологического сознания как мировоззренческой доминанты общества;
· экологизация учебного процесса в образовательных учреждениях области, начиная с дошкольного этапа, и заканчивая системой повышения квалификации дипломированных специалистов.
· ориентация экологического образования населения на формирование у человека целостной картины мира, помогающей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Не менее важным является вопрос о принципах и задачах экологического образования.
1.3. Экологическое образование младшего школьника
В учебнике “Экологическая педагогика и психология” С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин пишут, что экологическом образовании существуют три основных подхода к проблеме содержания экологического образования.
Первая(“представленческая”) тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, системы экологических представлений. В этом случае экологическое образование,в целом соответствует следующей схеме.
— Дошкольники знакомятся с отдельными объектами и явлениями природы, ухаживают за животными и растениями живого уголка.
— Экологическое образование младших школьников- это углубление элементарных знаний, введение экологических аспектов, примеров нерационального использования природных богатств. Главное отличие от предыдущего этапа- усвоение фактов уже как научных знаниях[8].
Вторая (“отношенческая”) тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе.
Именно в рамках данной ориентации осуществляется экологическое образование, например, в так называемых вальдорфских школах, философской основой которых является антропософское учение Р. Штейнера. Учеников в этих школах учат наблюдению и сопереживанию всего, что их окружает во внешней среде[8].
Третья (“технологическая”) тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на на формировании, в первую очередь, стратегий и технологий взаимодействий с природой[8]
Содержание экологического образования влияет на развитие многих качеств у ребенка. Каких? Некоторое представление об этом дает учебный стандарт общеобразовательной области «Экология» (1993, 1998).
Данная область образования играет первостепенную роль в экологическом образовании младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Ведь экология – это часть биологии, изучающая отношения организмов с окружающей средой, или комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). В соответствии с этим содержание экологического образования в начальной школе составляют природные системы разного уровня.
В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примере связей живых организмов с условиями среды жизнедеятельности. Это отвечает познавательным возможностям ребенка.
Живые организмы как единицы живого, носители жизни на планете Земля зависят от различных факторов среды обитания. Их взаимодействие рассматривается на примерах единства организмов со средой обитания – водной, наземно – воздушной, почвенной и в ряде случаев с другим организмом как средой обитания, на примерах пищевых и климатических связей. Жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе происходит в конкретных местах их обитания – в природных сообществах (в лесу, на лугу, в водоемах). Представление об этих сообществах и приспособленности организмов к жизни в них младшие школьники получают при изучении леса, луга, пресного водоема.
Содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий:
Биосфера – глобальная экосистема;
Человек и человечество в экосистемах Земли.
Первая содержательная линия подводит учащихся к выводу, что планета Земля – наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов, планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества; Солнце – источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов.
Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в природных сообществах ( в лесу, на лугу, в пресных водоемов), в искусственных сообществах ( в поле, саду, огороде).
Младший школьник знает: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например: прополка).
Третья содержательная линия «Человек и человечество в экосистемах Земли». Жизнь, деятельность и здоровье человека связаны с окружающей средой, ее состоянием. Развитие природы неразрывно связано с развитием человечества, создавшего «вторую природу» — искусственную среду обитания, которая вместе с природой образует единую окружающую человека среду[1].
Младший школьник может заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); оценивать поведение людей в природе и обществе; улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).
Для познания окружающего мира младший школьник применяет такие методы и приемы, как наблюдение и опыт. Он умеет наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов; составить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Педагоги сходятся в том, что экологическое воспитание и образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в различных учебных предметах, но наибольших успехов можно добиться на уроках окружающего мира.
Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:
-усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
-понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
-овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
-выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
-формирование понятия о взаимосвязях в природе;
-развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
-формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия[26].
Принципы организации экологического воспитания:
1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования[13]
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают: традиционные; активные, инновационные.
-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая).
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
— по защите природной среды (подкормка животных; спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
— по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу);
— по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
— по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
— по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней.
Наши педагоги работают по программам и учебникам окружающего мира отличных от традиционных. А.А.Плешаков разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник открывается разделом «Природа и мы». Этот раздел служит связующим звеном между курсами «Ознакомление с окружающим миром» (1-2 классы) и «Природоведение» (3-4 классы)[22,23]
В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1 и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом целенаправленного рассмотрения.
Тема «Природа и мы» открывает курс 3 класса. Она повторяет, обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: «Природа и мы» (о нем говорилось ранее), «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье» и завершающий раздел «Что такое экология»[22].
В курсе 4 класса экологическая направленность остается ведущей. Она связана с задачей формирования бережного, ответственного отношения младших школьников к природе. В 3 классе материал изучается в процессе покомпонентного изучения природы, а в 4 классе материал ложится на «географическую матрицу» по схеме: планета — страна — край — планета. В учебник включены разделы: «Мы — жители Земли»; «Сохраним природу России» (здесь идет знакомство с важнейшими равнинами, горами, изучаются природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие «природное равновесие»); «Сбережем природу родного края» и заключает учебник раздел «Планета загадок» (аналогичен разделу «Что такое экология» /3 класс/)[23]
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных ).
Одно непременное условие — надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
1.4 Виды внеурочной деятельности
“ Экологический праздник- это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате (например, День птиц, Всемирный день охраны окружающей среды, всемирный день продовольствия и др.)”-пишет С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин. Выделяют:
1.Экологические игры — это форма экологического образования , основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности.
2. Выделяются соревновательные, ролевые, имитационные экологические игры.
3.Детские экологические движения — это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.
4.Экологическая школа — это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегрировать все другие формы экологического образования[8].
Внешкольные формы экологического образования
Экологическая экспозиция — это специфическая форма форма демонстрации материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования и учебных экологических троп.
Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных учреждений культуры (естественнонаучные музеи, ботанические сады, зоопарки, заповедники, национальные парки и др.).
Под учебной экологической тропой понимается специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.
Экологическая экскурсия — это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.
Летний экологический лагерь — комплексная и интенсивная форма экологического образования проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды в рекреационном контексте [8].
Технологические основы экологической деятельности школьников. По мнению С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина и др.:
Экологизация педагогической среды осуществляется с помощью ряда специальных технологий: аквариумистика, террариумистика, декоративное птицеводство, комнатное растениеводство, и др. Освоение школьниками данных технологий является важнейшим элементом экологического образования.
Эколого-краеведческая деятельность школьников включает геологическое, гидрологическое, ботаническое, зоологическое, фенологическое изучение своей местности. Эколого-краеведческая деятельность является важнейшим условием формирования экологической культуры личности.
Биотехническая деятельность школьников включает подкормку животных (в первую очередь, птиц) в трудный для них период, а также устройство искусственных гнездовий, убежищ и других биотехнических устройств. Особое внимание уделяется биотехническим мероприятиям в городских микрорайонах. Освоение биотехнических технологий является важным фактором формирования -экологической личности [8].
В дни экологических праздников могут проводиться тематические выставки, лектории на котором приглашаются специалисты (лесоводы, орнитологи и т.д.) и сами школьники, проводившие исследования птиц. Также можно провести КВН. Особое внимание уделяется награждению победителей.
Во время праздников проводятся игры. Например соревновательные, основанные на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. Можем перечислить: “Конкурс-аукцион”,Конкурс проектов”, “Конкурс-кроссвордов, марафон”, “Экологическая викторина”[8].
Выделяют- соревновательные игры, ролевые экологические, имитационные, эколого-психологические тренинги.
Существуют детские экологические движения, они активно участвуют в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических знаний, разработке предложений по сохранению и восстановлению природной среды- Юннатское движение, Школьные лесничества, “Зеленый патруль”, Социальное-педагогическое движение “ЭКО-ДО”(Путь к природе”).
Во внешкольные формы экологического образования входят: Экологические экспозиции- это посещение музеев при заповедниках, организуются учебные экологические тропы к памятникам культуры или природы; экологические экскурсии-где “Главная цель заключается в том, чтобы показать ученикам и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов”- писал К.П. Ягодовский, и экологический лагерь[8].
1.5 Организация и методика проведения экологических праздников
Одним из видов культурно-досуговой деятельности являются экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания школьников.
Общие требования к организации праздников: должны быть яркими, интересными, наполненными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.
Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
Тематика праздников во многом зависит от возраста детей.
Экологические праздники проводят по темам : “День птиц”, осенний праздник «Собирай урожай», весенний праздник «В гостях у Весны», летний праздник «Большая Вода» со стихами, песнями о воде и дожде, играми, танцами морских обитателей, конкурсами с водой, выходом морского царя Нептуна.
Можно организовать экологический праздник «Цветочные сны» о садовых цветах с соответствующими стихами, песнями, танцами, конкурсами «Сплети веночек» или «Летний букет».
Как вариант, праздник «Путешествие к Старичку-Лесовичку», на котором ученики путешествуют по «лесной стране» и выполняют задания: отгадывают загадки по определённой теме, складывают пазлы, рисуют рисунок и др.
Подготовка и проведение пр аздника — сложная и очень ответственная работа.
Этапы работы по организации праздников:
1 этап – предварительное планирование.
2 этап – работа над сценарием.
3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.
4 этап – репетиции.
5 этап – проведение праздника.
6 этап – подведение итогов.
7 этап – последействие праздника.
Одним из важнейших требований к организации праздников является проведение их в разные сезоны года. С учетом этого они могут проходить в разнообразных природных условиях местности. Экологический праздник может быть организован не только в условиях дошкольного учреждения, но и на участке, в парке, в естественных условиях природного окружения — в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного места проведения праздника во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики , отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климатогеографических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.
Эффективному проведению праздника способствуют:
-объединение всех его составных частей вокруг главной цели
-отбор художественного материала
-выбор эмоционально-выразительных средств
-коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности. Во вторых, не забывать о том, что его можно охарактеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
В проведении экологического праздника нужно правильно подобрать сценарий.
Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Работа над сценарием включает в себя 2 этапа:
1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям, о чем либо. Идея наших праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к заданной теме. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в -развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
-экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
-завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
-развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
-кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
-развязку и финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
— строгая логичность построения и развития темы;
— законченность каждого эпизода;
— органическая связь эпизодов;
— нарастание действия в его движении к кульминации.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Просматривая программы, отбирают речевой материал для учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и знания. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ученика и группы в целом. Музыкальный руководитель вместе с учителем выбирают песни, которые школьники смогут исполнить.
На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего.
Таким образом, праздник используется для закрепления изученного материала, подведение итогов.
Когда сценарий готов, ученикам рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Учитель выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как уяснили, что это за праздник, ученикам объясняют кто будет присутствовать на нем, и что они будут делать. На данном этапе ученики должны понять: свои задачи, осознать свою роль. В процессе подготовки участвуют в проведении праздника. Готовят костюмы, театральные сценки, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки песен и танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.
После определения целей и задач начинается непосредственн ая работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.
Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача учителей на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые ученики получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых ученики вспоминают, что им понравилось, при помощи учителя выделяется наиболее важное и главное в празднике, объясняются непонятные моменты.
На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке.
Ученики повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей. Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для школьников, максимально использов ать эту ситуацию для обучения и воспитания.
Источник статьи: http://infourok.ru/kursovaya-metodika-organizacii-i-soderzhanie-ekologicheskih-prazdnikov-v-nachalnoj-shkole-4307633.html