Старинные открытки с праздниками

История

Открытка появилась на свет путем естественной эволюции. Изначально, в момент изобретения, она называлась «карточкой для корреспонденции», затем — «почтовой карточкой» (от французского carte postale или английского postcard). Это был почтовый формуляр, на котором с одной стороны писался адрес получателя, а с другой — текст отправителя. В России такой вид почтовой корреспонденции под названием «открытое письмо» (отсюда и «открытка») появился в 1872 году.

Почтовая карточка. Худ. А. Лавров. Издание Я.А. Корницкого, Москва, после 1908 г.

Из коллекции В.Б. Лебедева

Через некоторое время европейские издатели заметили, что люди рисовали какие-то рисунки на той стороне, на которой писали сообщение. Так появилась иллюстрированная почтовая карточка. Но до 1904 года изображение и текст, как и прежде, находились на одной стороне открытки, а адрес — на другой.

Открытое письмо «Святочное гаданье». Худ. И.И. Смукрович. Издание «В пользу общины св. Евгении». 1905 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

В нашей стране иллюстрированные почтовые карточки появились в 1895 году, когда была отменена монополия государства на производство открытых писем. А с 1904 года и в Российской империи, и во всем мире стали производить уже привычные нам открытки с красивыми картинками, размещенными на всей плоскости одной из сторон почтовых карточек.

Открытое письмо, издание 1905 г., Европа, надпечатка «С Новымъ Годомъ», из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Мы иногда называем иллюстрированную открытку интернетом начала ХХ века. Потому что фактически она несла на себе огромную информационную роль. То есть происходило какое-то событие, после этого мгновенно издавалась открытка, и она расходилась по всей территории страны, уходила за рубеж.

Читайте также:  Нет уже праздник прошол

— Арсен Мелитонян, президент Союза филокартистов России

1. Почтовая карточка «Съ Новымъ Годомъ». Издание E.G.S.i.S. (Г. Сванстрём в Стокгольме), после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

2. Почтовая карточка, авторская, ручное раскрашивание, издание 1910-е гг., Европа. Из коллекции Н.В. Краснушкиной

3. Почтовая карточка «Доля бедных детей», после 1908 г., худ. С. Ващенко. Издание И. Селин, Москва. Из коллекции В.Б. Лебедева

Еще важно понимать, что почтовые отправления в начале прошлого столетия очень быстро доходили по адресу, не сравнить с нынешним состоянием почтовых служб: «Известно, что если, например, человек отправлял письмо в 7 или 8 утра, то адресат в этом же городе мог уже его получить в 12 дня. В принципе, [одну и ту же открытку можно было переслать друг другу] 2–3 раза за день, если это в пределах одного небольшого города. Корреспонденция из Петербурга в Москву доходила, как правило, на следующий день».

Открытое письмо «Путешествие со звездой», худ. П. Транковский, С.-Петербург, 1910 г. Издание «Ришаръ», печать: Товарищество Голике и Вильборг, СПБ.

Из коллекции В.Б. Лебедева

Разумеется, самым частым поводом для отправки открытки было поздравление с праздником, главным из которых и в России, и в Европе, и за океаном было Рождество.

«Поздравительные открытки — наиболее массовый вид иллюстрированных почтовых карточек. Поздравляли с Рождеством, с Пасхой, с Днем ангела. Новогодних открыток было несколько меньше, но они также пользовались большой популярностью».

Почтовая карточка, издание 1908–1912 гг., Европа, издание для России, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ!», прошла почту 24.12.1912 г.

Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Мелитонян рассказывает, что филокартисты, коллекционеры почтовых карточек, считают период с 1895 по 1917 год «золотым веком» российской открытки:

«За эти 22 года иллюстрированные почтовые карточки обрели такую огромную популярность, что не хватало даже производственных мощностей для того, чтобы обеспечить полностью спрос отечественного потребителя. Поэтому часть открыток, имевших хождение в России, до начала Первой мировой войны печаталась за рубежом, в Германии, в Швеции.

Использовались в России и сами зарубежные почтовые карточки. Например, вот открытка. На ней явно альпийский сюжет, но на карточке сделана надпечатка на русском языке: «С Рождеством Христовым!» Видимо, издана она была где-то в Германии».

Открытое письмо, издание 1904–1908 гг., Европа, издание для России, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ!». Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

1. Почтовая карточка, издание после 1904 г., Франция, Париж, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ». Из коллекции Н.В. Краснушкиной

2. Почтовая карточка, издание 1904–1912 гг., прошла почту 24.12.1912 г. Европа, надпечатка «Съ Рождествомъ Христовымъ!». Из коллекции А.А. Мелитоняна

3. Почтовая карточка, издание 1910 г., Европа, надпечатка «Съ Новымъ Годомъ». Из коллекции Н.В. Краснушкиной

Действительно, многие открытки выглядели в России несколько чужеродными, но так как спрос был слишком велик, то поверх иностранного рисунка просто добавляли поздравительную надпись на русском языке.

А иногда и вовсе оставляли как есть. Особенно завораживает смешная польская открытка со свиньями, которые катятся с горы:

Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Германия. Из коллекции А.А. Мелитоняна

Но и сами вкусы публики были довольно разнообразными: «Издавались как открытки с поздравительными сюжетами, созданными выдающимися художниками, и отпечатанные в лучших типографиях с неимоверно точной цветопередачей, так и карточки на второсортной бумаге на основе постановочных фотосюжетов, которые были более массовыми, для более широкого круга потребителей. Сегодня мы называем такие сюжеты китчем».

1. Открытое письмо, издание 1904–1908 гг., Европа. Из коллекции И.В. Царевой и

2. Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Европа, прошла почту 06.01.1914 г. Из

коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

3. Почтовая карточка, издание 1910-х гг., Европа, надпечатка «С Новымъ Годомъ». Из коллекции И.В. Царевой и А.В. Царева

Открытки были и самостоятельным жанром изобразительного искусства, который был чрезвычайно востребован. Художник Александр Алексеевич Лавров создал множество различных открыток в своем фирменном стиле: героями его сюжетов чаще всего были дети (иногда одетые как взрослые, такие были вкусы у потребителей), а содержание поясняла рифмованная подпись. Например, такие:

Почтовая карточка «Хорошо, где братья есть. Срубить елку, да донесть», худ. А.А. Лавров, издание E.G.S.i.S. (Г. Сванстрём в Стокгольме), после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

1. Открытое письмо «Я не знаю, как мне быть, что бы к праздничку купить», худ. А. Лавров, издательство Д.А. Хромова и М.Я. Бахраха, Москва, 1904–1908 гг. Из коллекции В.Б. Лебедева

2. Почтовая карточка «С Новым годом поздравляю, успеха в свете вам желаю», худ. А.А. Лавров (?), издание акц. о-ва Гранберг в Стокгольме, после 1908 г. Из коллекции В.Б. Лебедева

Не меньшую значимость представляет и текст, который написан на открытках, сейчас так уже не говорят. Вот, например, карточка, которую явно отправили каким-то российским немцам (тогда их было около 4% от населения Российской империи, примерно 3 млн человек): «Дорогой дядя Альберт, тетя Тереза! Сердечно поздравляю всех вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова! А также поздравляют papa и maman и все дети. Передайте поклон от нас всем. Остаюсь здесь, любящий вас племянник Альберт».

Открытое письмо «Петербург. Народное гулянье», худ. И.И. Смукрович, издание «В пользу общины св. Евгении», 1905 г., товарищество Голике и Вильборг, СПБ.

Из коллекции В.Б. Лебедева

Конец «золотого века»

«Золотой век» открытки закончился после революции: тогда индустрия просела по экономическим и политическим причинам. Да и объем и возможности для открытой коммуникации резко снизились. Потом почтовых карточек вновь стали выпускать много, открытка стала средством пропаганды для нового политического строя. Очень важны были иллюстрированные почтовые карточки в период Великой Отечественной войны, их выпускали даже в блокадном Ленинграде.

Открытка «Новогодний привет с фронта» в архиве Национального фондохранилища обязательных экземпляров документов Российской книжной палаты в Можайске

Впоследствии, в особенности в 1960–1970-е годы, распространение почтовых карточек стало глобальным. Над сюжетами для них работали сотни художников и фотографов, а офсетный способ печати позволил выпускать открытки в немыслимых количествах. В Книге рекордов России недавно была зарегистрирована почтовая карточка, выпущенная в СССР тиражом в 55 млн экземпляров.

А эти почти что рукотворные дореволюционные открытки остались свидетелями безвозвратно ушедшей эпохи, если угодно, России, которую мы потеряли, времен бесцензурной почтовой переписки, открыток, над которыми работали лучшие иллюстраторы эпохи, подписей «Остаюсь вечно ваш». Новогодние поздравления редуцировались до коротких эсэмэсок, которые в самую важную ночь еще и не сразу отправляются из-за перегрузки сотовых сетей.

А дореволюционные открытки, хоть и их отправителей с получателями уже много десятилетий нет в живых, до сих пор хранятся у коллекционеров, и с них еще даже не осыпались блестки.

Источник статьи: http://tass.ru/spec/old_postcards

Советское ретро – история советской открытки.

Советское ретро – история советской открытки.

Поскольку я занимаюсь скрапбукингом, а точнее кардмейкингом, т.е. изготовлением открыток ручной работы, мне всегда было интересно, как открыточное дело развивалось в СССР. А недавно одна хорошая девушка выслала мне в подарок полкило советских открыток))). Я решила про них рассказать и показать кое-что из подаренного, а также найденного на просторах Интернета. Материал этой статьи собран с разных сайтов.

Художественная открытка, почтовая карточка уже давно вызывает интерес исследователей и коллекционеров как произведение изобразительного искусства и как средство коммуникации. Филокартии посвящены научные исследования и художественные альбомы.

Примечательно, что массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году. Вот новогодняя открытка того периода:

1954. С Новым годом! (О284)

Художник Э. В. Стрелкова

Издание Министерства Связи СССР. Ш 04653 25/X 1954 г. Моск. Печ. Ф-ка Гознака. Зак. 4179.

Однако и до этого люди стремились посылать открытки. Поэтому на территории СССР бытовала нелегальная, изготовленная кустарным способом фотооткрытка, которая в советское время могла являться предметом внимания правоохранительных органов, поскольку ее производство и продажа считались незаконной коммерческой деятельностью.

После военных лишений открытка вошла в жизнь непривычной красотой, ее использовали для украшения дома, мастерили вазочки и шкатулки — красочная полиграфия и картон хорошего качества были редкостью, которую надо было сохранить. Чем старше открытка, тем лучше ее качество, интереснее сюжет и стиль исполнения.

Художник Е.Н.Гундобин.1959 г… Издание Министерства связи СССР. Моск.печ.ф-ка

Художники И.Знаменский и В.Арбеков.1955 г.ИЗОГИЗ.

Так и хочется назвать изображение на ней не картинкой, а картиной. Самыми яркими и живыми были открытки 50-х годов. Они в основном печаталось на «Гознаке».

Художник М.В.Мыслина.1960 г.

Издание Министерства связи СССР.Моск. пе. ф-ка Гознака.

Сегодня в спецфонде «Гознака» хранится, наверное, самая полная и уникальная коллекция советских новогодних открыток. Их рисовали лучшие художники «Гознака».

1958. С Новым годом! (О286)

Художник И. Знаменский.

На рубеже 50-60х годов появляются открытки с тиснением и фольгированием – выпуклые цветы и листочки и блестящие золотом или серебром поздравительные надписи.

60-70е годы ознаменовались аполитичными зимними пейзажами и космической тематикой: Дед Мороз не едет на тройке, а летит на самолете или космической ракете, мальчик дарит девочке на 8е марта звезду и др.

Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома.

Художник Б.Пармеев.1974 г.

Издание Министерства связи СССР.

Художник К.Рудов.1974 г.

Художники Е.Емельянов и Р.Достян.1966 г.

Издательство «Советский художник» Ленинград.

В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей. Пропагандируется национальное равенство и братство.

Художник А.Игонин.1965 г. Тип. «Художник РСФСР» Росглавполиграфпрома.

Художник Э.Раппопорт.1966г. «Советский хдожник» Москва.

Часто встречается сюжет с окном, стройки, многоквартирные дома для «счастливых советских семей». А также пропагандируются иные достижения научно-технического прогресса.

Издание Министерства связи СССР.

Не редкость – Новогодние балы, где танцуют и «культурно отдыхают» красиво одетые девушки и молодые люди. А Дед Мороз со Снегурочкой выступают на эстраде.

Художник М.Папулин. 1973 г.

Издание Министерства связи СССР

В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодежь в спортивной одежде на лыжных прогулках или отдыхающая на природе в лесу.

Художник Д.И.Денисов.1964 г. Издание Министерства связи СССР.

Художник Т.Сазонова. 1957 г. Полиграфкомбинат, г.Калинин.

Появляются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой (кстати, это чисто русское изобретение, ни в каких других странах у дедушки нет внучки).

Художник Стриженов. 1964 г.

Калининский полиграфкомбинат Главполиграфпрома.

Художник И.Дергилев. 1973 г.

Издание Министерства связи СССР.

Во все советские времена одним из главных сюжетов становится Москва, с ее кремлевскими башнями, звездами, курантами и памятником Пушкину.

Художник В.В.Пименов. Издание Министерства связи СССР

Издание Министерства связи СССР.

В эти же годы набирает обороты фотооткрытка. Популярны фото цветов и композиций. Многие начинают собирать открытки с розами, например. Такие открытки часто продаются на почте.

Издание Министерства связи СССР.

Фото Г.Костенко.1975 г.

Издание Министерства связи СССР

В 80-е она уже вытесняет рисованную. На новогодних фотооткрытках в основном еловые ветви с игрушками и бутылка шампанского, а в середине 80-х годов во время антиалкогольной кампании с открытки исчезает вино, вместе с бокалами. Открытка теряет свою индивидуальность и оригинальность.

В 21веке в открыточной промышленности наблюдается резкий всплеск. Появляются открытки огромных форматов (А4, А3) которые дарят на свадьбы и юбилеи. Становятся популярными открытки с «приколами», фотоокрытки, открытки сложной формы. Снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом». Появляются персонифицированные открытки – не просто «Поздравляю!» а «Любимому папе», «Лучшей подруге», распространяются открытки с цифрами на каждую годовщину. Казалось бы с быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, а на смену бумажной приходит электронная открытка, но тут филокартия совершает новый виток – появляется посткроссинг, в моду входят открытки ручной работы, которые несут в себе частичку души мастера. И у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/115646-sovetskoe-retro-8211-istoriya-sovetskoj-otkrytki

Оцените статью