- Детские стихи. Елена Благинина
- Мама спит, она устала…
- С добрым утром!
- Уморилась
- Паровоз
- Наша Маша
- Барабанщик
- Я дома не люблю сидеть
- Мыльные пузыри
- Про хрустальный башмачок
- Подарок
- Улетают, улетеле.
- Форточка
- Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
- Просмотр содержимого документа «Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка». »
Детские стихи. Елена Благинина
Елена Александровна Благинина (1903 — 1989) — детская поэтесса, писатель, переводчик. Ее стихи искрятся юмором, а ее шутливые «дразнилки», считалки, песенки. Публиковала стихи с 1921, в 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Благинина не могла напечатать свои серьёзные, основанные на христианской вере стихи, и посвятила свою жизнь детской поэзии, работала в журналах «Затейник» и «Мурзилка». Её книги (более 40) всегда пользовались признанием. Её мужем был поэт Георгий Оболдуев, наследие которого она сохраняла.
Мама спит, она устала…
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине.
С добрым утром!
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
— С добрым утром!
— С ясным днём!
Вот как славно мы поём!
Уморилась
Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видал, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки —
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья —
Он певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась.
. А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась!
Паровоз
— Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
— Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
Наша Маша
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрёшки на окошке,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпочке
На дубовом сундучке!
Барабанщик
Барабанщик сильно занят,
Барабанщик барабанит:
— Та-ра-ра, та-ра-ра,
На прогулку нам пора!
Я дома не люблю сидеть
Я дома не люблю сидеть,
Мне нравится ходить.
Люблю ходить, люблю глядеть,
Друзей с собой водить.
Люблю глядеть на облака,
На солнечный восход;
На то. как гулкая река
Разламывает лёд.
На то, как мастерит столяр
Стол, стул иль табурет
И красит комнаты маляр
В любой весёлый цвет.
Как дворник убирает двор —
Сгребает в кучу снег,
И как танцует полотёр —
Весёлый человек.
Как в бурю, в зной или в мороз,
Под ветра острый свист
Ведёт тяжёлый паровоз
Бесстрашный машинист.
Я дома не люблю сидеть,
Нет, не люблю сидеть.
Мне нравится на мир глядеть,
На солнечный глядеть!
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила это: — Замолчишь ты? —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: — Ишь ты, ишь ты! —
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: — Ты поёшь нескладно!
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: — Ладно, ладно! —
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь — и всё звенит от смеха,
Замолчу — и всюду тишина.
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо.
Мыльные пузыри
Тихо шепчется с ветлой старая берёза.
Ходит по двору с метлой дедушка Серёжа.
— Дед Серёжа, посмотри,
Мы пускаем пузыри!
Видишь, в каждом пузыре —
По малиновой заре,
По берёзке, по ветле,
По Серёжке, по метле.
Ты смотри, смотри, смотри:
Полетели пузыри —
Красный, жёлтый, голубой —
Выбирай себе любой!
Про хрустальный башмачок
Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала.
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
«Спать тебе пора давно!»
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок —
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки —
Любимая была, —
А всё-таки подружке
Лягушку отдала.
Улетают, улетеле.
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Форточка
С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua
Автор: Елена Благинина
Добавлено: 28.05.2009
Просмотров: 57374
Ключевые слова: Елена Благинина, стихи, детям
Источник статьи: http://uti-puti.com.ua/view_articles_kids.php?id=1043
Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
Литературное чтение
Тема: Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
Цели:
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– развивать речевые умения, память, мышление, творческие способности;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, портреты Е. Благининой,
М. Бородицкой, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной», «Булочная песенка», пословицы о дружбе, бумажные лепестки ромашки, карточки, иллюстрации из рассказов для мозаики
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
— Прежде чем начать урок, давайте разделимся на 3 группы. В течении урока будем работать в группах. А чтобы узнать, кто в какой группе будет работать, вы должны собрать мозаику, и узнать название своей группы.
(Иллюстрации из рассказов) «Сергей», «Элли», «Вася»
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и пересказ рассказа «Долг», написать сочинение на тему «Мой друг».
С каждой группы пересказывает один ученик, и читают самое лучшее сочинение.
Оценивание 3 хлопка.
III. Постановка цели урока.
— А теперь посмотрите, на экран, что вы видите? О чём говорят эти рисунки? (Слайды)
-Эти рисунки говорят о дружбе, еще о подарках.
-Ребята, скажите, как называется раздел, который мы изучаем?
— Значит, мы сегодня продолжим разговор о дружбе. Познакомимся с новыми произведениями о дружбе.
IV. Изучение нового материала.
1. Слово об авторе. (Слайд)
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей.
Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал немного, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.
Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке.
В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает ее стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать». Одно из ее стихотворений называется «Посидим в тишине», с которым мы познакомились во 2 классе.
2. Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок». (Слайд)
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации к нему.
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Кто пришел к девочке?
– Какая игрушка понравилась подружке?
– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
(Каждая группа высказывает свое мнение)
Чтение стихотворения учащимися.
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы:
> Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
> Для милого дружка и сережку из ушка.
> Где лад, там и клад.
– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.
Запишите в тетрадь.
Игра: «Я начну, а вы продолжите» Пословицы о дружбе.
V. Физминутка. Песня: «Когда мои друзья со мной»(дети поют хором.)
VI. Продолжение изучения нового материла. М. Бородицкая. «Булочная песенка».
1. Слово об авторе. (Слайд)
М. Бородицкая.
Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей («Убежало молоко», «Последний день учения», «Перелётный штукатур», «Думай, думай, голова!» и др.) и многочисленных переводов. Она переводит с английского.И сказки тоже переводит.
Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи «Литературная аптека» на Радио России, убеждена, что книга — лучший витамин.
— Сегодня, мы познакомимся с произведением М. Бородицкой , а как оно называется сейчас узнаете. Послушайте, внимательно.
2. Аудиозапись песни «Булочная песенка».
-А теперь откройте учебники, страницу 140.
3.Учащиеся читают стихотворение М. Бородицкой.
— чтение по цепочке;
4. Анализ текста.
– Случайно ли то, что Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка? (Батон – это более солидный хлеб, чем бублик. Батон предназначен для того, чтобы быть съеденным за обеденным столом, а бублик можно съесть и по пути из школы.) Опишите, как выглядит бублик. (Бублик – толстая мягкая баранка, то есть хлебное кольцо, имеющее пустоту посередине.)
– Опишите, как выглядит батон. (Батон – белый хлеб продолговатой формы.) Почему не наоборот? (Бублик – это более легкомысленный хлеб, это хлеб-ребенок по сравнению с Батоном. Именно поэтому Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка.) В какой мир попал Бублик? (Мир, в который попал Бублик, – это не просто ранец, но ледяная горка, четыре мальчишки и девочка.) Что означает то, что Бублик с ними познакомился? (Это означает, что мальчик, «владелец» Бублика, поделился им со своими друзьями на ледяной горке.) В какой мир попал Батон? (Мир Батона – не просто сетка, в которой он добрался до дома, но бородатый дедушка, щенок и кастрюльки.) Объясните, что в этом случае означает слово «познакомился»?
– Почему мир, в который попал Бублик, так отличается от другого мира, куда попал Батон? (Мир, в который попал Бублик, – это мир улицы, детских развлечений. Он был съеден прямо на горке. Мир, в который попал Батон, – это мир дома и домашнего уюта. Он был съеден в домашней обстановке, за столом.)
Сравнение произведений «Подарок» и «Булочная песенка»
– Чем похожи произведения Е. Благининой и М. Бородицкой?
(Стихотворение «Подарок» о друзьях, стихотворение «Булочная песенка» тоже о приятелях)
-А теперь, викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
YII. Обобщение.
-Сегодня мы с вами узнали новые произведения, чему они вас научили?
-Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим. А теперь мы с вами напишем какие же главные качества должны быть у настоящего друга.
«РОМАШКА» (каждой группе дается лепесток ромашки, обсудить и написать одно качество друга, прикрепить на доску)
— Вот такая замечательная ромашка у нас получилась, прочтем, каким же должен быть настоящий друг (читает каждый от группы)
VIІІ. Итог урока.
– Какие произведения мы сегодня читали?
– Кто их автор?
— Вам понравился сегодняшний урок?
-Как работали на уроке, понравилось?
-А теперь, сделайте самооценку. Каждая группа поднимает таблички, если ставите «5», поднимите красный круг, если «4», то зелёный круг, а если «3» , поднимите жёлтый круг.
Д/з: чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок», выразительное чтение стихотворения «Булочная песенка», сделать рисунки к стихотворению.
Просмотр содержимого документа
«Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка». »
Тема: Е. Благинина. «Подарок». М. Бородицкая. «Булочная песенка».
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– развивать речевые умения, память, мышление, творческие способности;
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, портреты Е. Благининой,
М. Бородицкой, аудиозаписи песен «Когда мои друзья со мной», «Булочная песенка», пословицы о дружбе, бумажные лепестки ромашки, карточки, иллюстрации из рассказов для мозаики
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
— Прежде чем начать урок, давайте разделимся на 3 группы. В течении урока будем работать в группах. А чтобы узнать, кто в какой группе будет работать, вы должны собрать мозаику, и узнать название своей группы.
(Иллюстрации из рассказов) «Сергей», «Элли», «Вася»
II. Проверка домашнего задания.
Чтение и пересказ рассказа «Долг», написать сочинение на тему «Мой друг».
С каждой группы пересказывает один ученик, и читают самое лучшее сочинение.
Оценивание 3 хлопка.
III. Постановка цели урока.
— А теперь посмотрите, на экран, что вы видите? О чём говорят эти рисунки? (Слайды)
-Эти рисунки говорят о дружбе, еще о подарках.
-Ребята, скажите, как называется раздел, который мы изучаем?
— Значит, мы сегодня продолжим разговор о дружбе. Познакомимся с новыми произведениями о дружбе.
IV. Изучение нового материала.
1. Слово об авторе. (Слайд)
Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей.
Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал немного, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Наизусть, на народный мотив, пела «Буря мглою небо кроет», «Талисман» и другие пушкинские стихи. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.
Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке.
В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина. Несколько поколений ребят знает ее стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «Тюлюлюй», «Травушка-муравушка», «Научусь-ка я читать». Одно из ее стихотворений называется «Посидим в тишине», с которым мы познакомились во 2 классе.
2. Чтение и анализ произведения Е. Благининой «Подарок». (Слайд)
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации к нему.
– Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Кто пришел к девочке?
– Какая игрушка понравилась подружке?
– Жалко ли девочке отдавать свою игрушку?
– Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке?
– Дайте характеристику героине стихотворения «Подарок».
(Каждая группа высказывает свое мнение)
Чтение стихотворения учащимися.
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.
– Прочтите пословицы:
Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
Для милого дружка и сережку из ушка.
Где лад, там и клад.
– Выберите пословицы, которые отражают смысл стихотворения.
Запишите в тетрадь.
Игра: «Я начну, а вы продолжите» Пословицы о дружбе.
V. Физминутка. Песня: «Когда мои друзья со мной»(дети поют хором.)
VI. Продолжение изучения нового материла. М. Бородицкая. «Булочная песенка».
1. Слово об авторе. (Слайд)
Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей («Убежало молоко», «Последний день учения», «Перелётный штукатур», «Думай, думай, голова!» и др.) и многочисленных переводов. Она переводит с английского.И сказки тоже переводит.
Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи «Литературная аптека» на Радио России, убеждена, что книга — лучший витамин.
— Сегодня, мы познакомимся с произведением М. Бородицкой , а как оно называется сейчас узнаете. Послушайте, внимательно.
2. Аудиозапись песни «Булочная песенка».
-А теперь откройте учебники, страницу 140.
3.Учащиеся читают стихотворение М. Бородицкой.
— чтение по цепочке;
4. Анализ текста.
– Случайно ли то, что Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка? (Батон – это более солидный хлеб, чем бублик. Батон предназначен для того, чтобы быть съеденным за обеденным столом, а бублик можно съесть и по пути из школы.) Опишите, как выглядит бублик. (Бублик – толстая мягкая баранка, то есть хлебное кольцо, имеющее пустоту посередине.)
– Опишите, как выглядит батон. (Батон – белый хлеб продолговатой формы.) Почему не наоборот? (Бублик – это более легкомысленный хлеб, это хлеб-ребенок по сравнению с Батоном. Именно поэтому Бублику понравился мальчик, а Батону – бабушка.) В какой мир попал Бублик? (Мир, в который попал Бублик, – это не просто ранец, но ледяная горка, четыре мальчишки и девочка.) Что означает то, что Бублик с ними познакомился? (Это означает, что мальчик, «владелец» Бублика, поделился им со своими друзьями на ледяной горке.) В какой мир попал Батон? (Мир Батона – не просто сетка, в которой он добрался до дома, но бородатый дедушка, щенок и кастрюльки.) Объясните, что в этом случае означает слово «познакомился»?
– Почему мир, в который попал Бублик, так отличается от другого мира, куда попал Батон? (Мир, в который попал Бублик, – это мир улицы, детских развлечений. Он был съеден прямо на горке. Мир, в который попал Батон, – это мир дома и домашнего уюта. Он был съеден в домашней обстановке, за столом.)
Сравнение произведений «Подарок» и «Булочная песенка»
– Чем похожи произведения Е. Благининой и М. Бородицкой?
(Стихотворение «Подарок» о друзьях, стихотворение «Булочная песенка» тоже о приятелях)
-А теперь, викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
-Сегодня мы с вами узнали новые произведения, чему они вас научили?
-Я надеюсь что вы теперь будете более внимательно относиться друг к другу, беречь своих друзей, стараться не обижать их и не сердиться самим. А теперь мы с вами напишем какие же главные качества должны быть у настоящего друга.
«РОМАШКА» (каждой группе дается лепесток ромашки, обсудить и написать одно качество друга, прикрепить на доску)
— Вот такая замечательная ромашка у нас получилась, прочтем, каким же должен быть настоящий друг (читает каждый от группы)
VIІІ. Итог урока.
– Какие произведения мы сегодня читали?
– Кто их автор?
— Вам понравился сегодняшний урок?
-Как работали на уроке, понравилось?
-А теперь, сделайте самооценку. Каждая группа поднимает таблички, если ставите «5», поднимите красный круг, если «4», то зелёный круг, а если «3» , поднимите жёлтый круг.
Д/з: чтение наизусть стихотворения Е. Благининой «Подарок», выразительное чтение стихотворения «Булочная песенка», сделать рисунки к стихотворению.
Источник статьи: http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/ie-blaghinina-podarok-m-boroditskaia-bulochnaia-piesienka