Страстная суббота это праздник

Страстная суббота (Великая суббота) в 2021 году

Дата в 2021 году: 1 мая , суббота
Другие названия: Красильная суббота; Суббота Страстной седмицы; Канун Пасхи
Церковное название: Великая Суббота
Значение: воспоминание о пребывании Иисуса Христа во гробе и о Его сошествии в ад
Традиции: богослужения в храмах; схождение Благодатного огня в Иерусалиме; покраска яиц; приготовление пасхальных блюд

Страстная, или Великая суббота – народно-христианский праздник. Это последний день перед Пасхой. В 2021 году Страстная суббота приходится на 1 мая. Православная Церковь в этот день вспоминает погребение и пребывание Иисуса Христа во гробе и Его сошествие в ад.

История праздника

В первый день после распятия и погребения Христа, с самого утра, к прокуратору Пилату пришли первосвященники в сопровождении фарисеев. Они попросили поставить у гроба Иисуса стражу, чтобы ученики не похитили тело и не сказали, что Он воскрес. Понтий разрешил выставить охранников, а на камень, который закрывал скалу, наложить печать.

Ученики положили тело Спасителя в новую пещеру в скале, где до того никого не хоронили. Стража подтвердила, что никто не мог ступить внутрь или выйти наружу. Это впоследствии послужило доказательством истинного чуда – воскресения Сына Божия.

Читайте также:  Праздник который будет длиться вечно

На второй день пребывания во гробе Иисус спустился в ад и сокрушил его врата. Он принес во тьму преисподней свет евангельской проповеди и возвестил о победе добра над злом. Спаситель опустошил ад, забрал с собой Адама, Еву, всех праведников и привел их в райскую обитель. Сошествием в ад Иисус завершил Свои искупительные мучения за человечество.

Традиции и обряды праздника

В этот день в храмах утром совершается литургия Василия Великого. Вечером читаются Деяния святых апостолов. Перед полуночью проводится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Церковные служители меняют темную одежду, в которой ходили с понедельника Страстной недели, на светлую. Вечером в церквях начинают освящать пасхальные куличи, крашеные яйца, вино, мясо и другие праздничные угощения.

В Страстную субботу в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня.

В этот день хозяйки красят и украшают яйца, готовят пасхальные блюда.

В этот праздник необходимо помириться с тем, с кем в ссоре, попросить прощения и простить обиду, покаяться и сознаться в своих грехах.

Что можно кушать в Страстную субботу

Страстная суббота приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день по церковному уставу разрешается сухоядение – невареная пища растительного происхождения: вода, хлеб, соль, сухофрукты, сырые овощи и фрукты, орехи, мед. Алкоголь принимать нельзя.

Что нельзя делать в Страстную субботу

Церковь запрещает в этот праздник убирать в доме, стирать, гладить, работать физически. Нельзя охотиться, рыбачить. Запрещается веселиться, петь, ругаться, ссориться. Следует воздержаться от секса. Нельзя отмечать день рождения, юбилей или свадьбу. Запрещается отдавать что-то из дома – так можно отдать здоровье, удачу и благополучие.

Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/strastnaya-subbota

Страстная суббота 2020: история и традиции, что можно есть, что нельзя делать 18 апреля

Великая (Страстная) суббота, которая в 2020 году наступает 18 апреля, завершает Страстную неделю. Пасху (Светлое Христово Воскресение) православные встретят 19 апреля.

Великая суббота: что вспоминают

Великая суббота — это день молитвенного покоя и скорби по умершему Иисусу. Но к печали примешивается радость скорой встречи с воскресшим Христом.

Евангельская история гласит, что после казни Христа на Голгофе в ночь с Великой пятницы на Великую субботу его тело было снято с креста. Иисуса омыли, смазали благовониями, завернули в плащаницу (покрывало) и похоронили. В качестве гробницы по иудейскому обычаю использовали пещеру недалеко от Голгофы — места казни Христа.

Утром в Великую субботу ненавидевшие Иисуса фарисеи и книжники пришли к римскому прокуратору Понтию Пилату, чтобы напомнить об обещании Христа воскреснуть на третий день после своей смерти. Ненавистники Иисуса просили Пилата поставить у пещеры стражу, чтобы апостолы тайно не унесли тело Христа, сказав всем, что он воскрес.

Пилат оценил серьезность проблемы, велел поставить у гробницы стражу, а вход завалить большими камнями. А далее произошло почти как с воскрешением праведного Лазаря: когда камень отвалили, гробница оказалась пустой, а Христос воскрес из мертвых, как поется в пасхальном тропаре, «Смертью смерть поправ».

Обряд схождения Благодатного огня

В православную Великую субботу в Иерусалиме в Храме Гроба Господня проходит традиционный красивый обряд, получивший название схождение Благодатного огня. Традиция имеет многовековую историю и соблюдается по сей день. Действо происходит примерно в 15 часов по московскому времени в присутствии большого количества верующих, в том числе шумной компании православной арабской молодежи.

Сразу после схождения Благодатный огонь считается чистым и не причиняющим ожогов, верующие зажигают от него свечи и лампады и даже «умываются» им, однако эта традиция признана небезопасной.

Увы, в этом году предостережения на этот счет не понадобятся. Из-за пандемии, вызванной коронавирусом, Израиль принял беспрецедентные карантинные меры, и традиционная церемония, скорее всего, состоится в пустом храме, в присутствии одних священников.

Зажженные от Благодатного огня лампады по традиции доставляют в православные страны. От этого огня верующие в храмах или даже прямо в аэропорту зажигают пасхальные свечи и лампады, которые принято горящими уносить домой.

Однако в этом году посещение храмов на Пасху в России под запретом, поэтому церемонию передачи Благодатного огня верующие смогут посмотреть по телевизору: в пасхальную ночь идет прямая телетрансляция из московского храма Христа Спасителя.

Пост в Великую субботу: что можно есть

Великая суббота — единственная суббота в году, когда верующие должны соблюдать пост. Однако этот пост не такой строгий, как в Великую пятницу, после которой верующим надо подкрепиться, чтобы хватило сил достойно встретить радостную Пасху. По монастырскому уставу в Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла, мирянам разрешена горячая постная пища с растительным маслом.

Что нельзя делать в Великую субботу

Пока Христос не воскрес, продолжают действовать все запреты Страстной недели: нельзя смеяться, веселиться, громко разговаривать, петь, под безусловным запретом ссоры, споры, брань, дурные мысли.

Категорически запрещено пробовать пасхальные блюда, которые приготовлены для праздничного стола.

На Руси в Великую субботу запрещалось печь куличи и готовить другие праздничные блюда. Нерасторопных хозяек, которые отложили готовку или, еще хуже, уборку до Великой субботы, — строго осуждали, как копуш и неумех.

Поэтому женщины, по каким-то причинам не успевавшие завершить выпечку куличей, делали это втайне, желательно ночью, в полном молчании: чтобы не только соседи, но и домочадцы не увидели. Такие куличи, особенно, если они выходили удачными, считалась целебными, «заговоренными», их кусочки хранили весь год и использовали как снадобье от болезней и сглаза.

В знак уважения к Христовым мукам, как и в Великую пятницу под запретом все металлические предметы, а также любая работа. Особенно строго порицались попытки поработать в поле и на огороде, а также женское рукоделие.

Также в Великую субботу под запретом поминовение умерших, этого не стоит делать и на Пасху. Первый поминальный день после Пасхи — Радоница, которая в 2020 году наступит во вторник, 28 апреля. Однако в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, и на Пасху, и на Радоницу кладбища будут закрыты.

Как самим освящать куличи и яйца

Пасхальные яства принято освящать в храмах в Великую субботу — утром или перед пасхальной службой. В этом году из-за запрета посещения храмов верующим рекомендовано самим освятить пасхальные куличи и другие праздничные блюда. Как это сделать, читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Источник статьи: http://riafan.ru/1268654-strastnaya-subbota-2020-istoriya-i-tradicii-chto-mozhno-est-chto-nelzya-delat-18-aprelya

Страстная Суббота

Шестой день Страстной седмицы называется Великой Субботой. Суббота Преблагословенная, так называет этот день Церковь за его важность в деле искупления рода человеческого от прародительского греха. В 2020 году Великая суббота выпадает на 18 апреля.

Смысл и значение Великой Субботы

Казалось бы, всё уже позади. Христос сошел на землю, воплотился от Девы Марии, перенес страшные мучения, поругания, оплевания, заушения и, наконец, позорную крестную смерть. Затем Его тело сняли с креста Иосиф с Никодимом, помазали специальным составом для погребения мертвых (смирна с алоэ), обвили Плащаницей и положили в гроб – пещеру, которая находилась неподалеку и принадлежала Иосифу (члену фарисейского собрания, но тайного ученика Христа). Он был богат, поэтому сбылось пророчество пророка Исайи: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». (Исайя 53,9).

Они торопились, потому что впереди был иудейский праздник – Пасха. Итак, тело Иисуса положили во гробе и привалили камень к дверям пещеры. Впереди – покой праздника, который нарушать считалось большим грехом.

Просьба фарисеев

Но неугомонные фарисеи, как повествует Евангелие от Матфея, не побоялись поступиться даже законом, нарушив покой и придя к Пилату. О чем же они еще просят? Разве мало им страшной смерти Христа? Они все еще недовольны.

Осталась у них последняя просьба – поставить на камне гроба, где положено Тело Христово, печать, чтобы никто не смог открыть его. Мало того, они еще потребовали поставить перед гробом стражу. Чего же они так опасались?

Тут они выдали себя, ибо знали Писание, что Христос должен воскреснуть. А тогда все люди удостоверятся в этом и поймут, что фарисеи распяли Самого Мессию, о котором говорит Писание! Этого они никак не могли перенести.

Усталый Пилат уже не возражал ни на что. Он был раздавлен, ибо понимал, Кого он послал на распятие. Он позволил им выполнить просимое. Несчастные фарисеи, если б они знали, что сами себе навредили! Ведь, не зная того, они сами устроили неоспоримое доказательство Христова воскресения! Никто не мог зайти в гроб и украсть Тело Христа, ведь он был запечатан и тщательно охранялся. Тем не менее, гроб оказался пустой, когда Ангел отвалил камень, и это засвидетельствовали воины.

Реакция учеников и мироносиц

Оставим фарисеев с их опасениями и неверием. Тело Христа покоится во гробе. Ученики и мироносицы остаются в покое, исполняя закон. Для них это – самая грустная Пасха за всю жизнь. Любимого Учителя распяли, так позорно и унизительно, а Он молчал и ничего не мог сделать! А они-то Ему верили… И только мироносицы, не отчаявшись, чувствуя, что самое главное еще впереди, ночью тайно решили пойти во гроб…

Христос спускается в ад

Тем временем совершается Великое Таинство. Христос спускается в ад душой, где находятся все от века умершие. Они давно ожидали Его пришествия и освобождения от мук. Христос нисходит в ад, чтобы вывести оттуда всех, достойных Царствия Небесного. Он Своей смертью на кресте разрушил древнюю клятву, диавол посрамлен. Теперь вход в Царствие Небесное снова открыт благодаря Христовой Жертве.

Но не все покинули в этот день ад, а лишь те, кто уверовал во Христа. Ад не смог удержать их, как не смог удержать Христа. «Ят был, но не удержан», как поется в ирмосах утрени на Великую Субботу.

Осталось последнее и самое важное дело. Впереди – победа над смертью, возвещающая всеобщее воскресение мертвых. «Смерть, где твое жало?!» (св. Иоанн Златоуст).

«Да молчит всякая плоть» — так поется в песнопении на Литургии в Великую Субботу, заменяющее Херувимскую песнь. Все замерло и молчит, осознавая важность момента. Все замерло в ожидании воскресения Христова.

Особенности богослужения

Утреня на Великую Субботу служится накануне вечером обычно. Во время нее бывает крестный ход с Плащаницей, олицетворяющий погребение Христа. На Бог Господь поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егда снисшед», «Мироносицам». Далее начинается «отпевание» Господа. Читается вся 17 кафизма со стихами. Все прихожане стоят с зажженными свечками.

Затем поется «Ангельский собор», а потом канон с ирмосами «Волною морскою», очень красивое и умилительное произведение св. Марка, св. Косьмы (ирмосы написала монахиня Кассия в 9 веке).

«Честнейшую» не поется. На Великом Славословии, во время пения Святый Боже (погребальным распевом) Плащаница выносится из храма, крестным ходом проносится вокруг него и заносится снова в храм. Полагается она у царских врат, это знак того, что Христос после смерти был неразлучно с Отцом Небесным на Престоле.

Возле Плащаницы читаются паремии, апостол и Евангелие.

Утром в Субботу служится Литургия св. Василия Великого, соединенная с изобразительными и вечерней.

На вечерни читаются пятнадцать паремий. Вместо Трисвятого – Елицы. Во время пения аллилуария священнослужители переодеваются в белое облачение, символизируя ангела, возвещающего воскресение Христа. Читается воскресное Евангелие.

Поется Задостойник. После службы по обычаю освящается хлеб с вином. Это – древний обычай, христиане оставались в храме до пасхальной утрени.

В храме на Гробе Господнем в Иерусалиме в Великую Субботу снисходит Благодатный Огонь.

Церковный календарь. 18 апреля 2020. Великая Суббота

Источник статьи: http://pravlife.ru/strastnaya-subbota/

Великая Суббота

Историческое содержание

В Ве­ли­кую Суб­бо­ту Пра­во­слав­ная Цер­ковь вос­по­ми­на­ет те­лес­ное по­гре­бе­ние Иису­са Хри­ста и со­ше­ствие Его в ад. Си­нак­сарь в Ве­ли­кую Суб­бо­ту на­чи­на­ет­ся сти­ха­ми:

Всуе хра­ни­ши гроб ку­сто­дие:
Не бо со­дер­жит ра­ка са­мо­жи­во­тия.

Сняв с кре­ста и об­вив пе­ле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми, по обы­чаю иуде­ев, Иосиф и Ни­ко­дим по­ло­жи­ли Пре­чи­стое те­ло Гос­по­да в но­вом ка­мен­ном гро­бу в са­ду Иоси­фо­вом, на­хо­див­шем­ся неда­ле­ко от Гол­го­фы. К две­рям гро­ба при­ва­ли­ли боль­шой ка­мень. При по­гре­бе­нии Иису­са Хри­ста на­хо­ди­лись Ма­рия Маг­да­ли­на и Ма­рия, мать Иа­ко­ва и Иоси­е­ва.

Пер­во­свя­щен­ни­ки и фа­ри­сеи зна­ли, что Иисус Хри­стос пред­ре­кал о сво­ем вос­кре­се­нии, но не ве­ря это­му пред­ска­за­нию и опа­са­ясь, чтобы апо­сто­лы не по­хи­ти­ли те­ла Иису­са Хри­ста и не ска­за­ли на­ро­ду: вос­крес из мерт­вых, – в Суб­бо­ту вы­про­си­ли у Пи­ла­та во­ен­ную стра­жу, при­ста­ви­ли ко гро­бу и са­мый гроб за­пе­ча­та­ли (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем до­ста­ви­ли ис­тине но­вое под­твер­жде­ние.

«Хри­стос по­ло­жен был в но­вом гро­бе, в ко­то­ром ни­кто преж­де не был по­ло­жен, чтобы Вос­кре­се­ние не мог­ло быть при­пи­са­но ко­му-ни­будь дру­го­му, вме­сте с Ним ле­жа­ще­му; чтобы уче­ни­ки, по бли­зо­сти это­го ме­ста, лег­ко мог­ли прий­ти и быть зри­те­ля­ми слу­чив­ше­го­ся и чтобы сви­де­те­ля­ми по­гре­бе­ния бы­ли не толь­ко они, но и вра­ги. То, что по­ло­же­ны бы­ли пе­ча­ти на гро­бе и при­став­ле­на стра­жа из во­и­нов, это, дей­стви­тель­но, с их сто­ро­ны бы­ло сви­де­тель­ством по­гре­бе­ния, так как Хри­стос хо­тел, чтобы и по­гре­бе­ние Его бы­ло не ме­нее до­сто­вер­но, чем Вос­кре­се­ние. По­то­му-то и уче­ни­ки рев­ност­но ста­ра­ют­ся до­ка­зать, что Он дей­стви­тель­но умер. Вос­кре­се­ние Его име­ло быть под­твер­жда­е­мо всем по­сле­ду­ю­щим вре­ме­нем; меж­ду тем, ес­ли бы смерть Его в то вре­мя бы­ла скры­та и не сде­ла­лась со­вер­шен­но из­вест­ною, то это мог­ло бы по­вре­дить сло­ву о вос­кре­се­нии».

Все дни пре­вос­хо­дит св. Че­ты­ре­де­сят­ни­ца, но боль­ше Че­ты­ре­де­сят­ни­цы свя­тая и Ве­ли­кая сед­ми­ца (Страст­ная) и боль­ше са­мой сед­ми­цы Страст­ной есть Ве­ли­кая и свя­тая Суб­бо­та. Ибо как в пер­вом ми­ро­тво­ре­нии Бог, со­здав все тва­ри и в ше­стой день окон­ча­тель­но со­тво­рив че­ло­ве­ка, в седь­мой день по­чил от всех дел сво­их и освя­тил его, на­име­но­вав суб­бо­тою, т.е. по­ко­ем: так и в де­ла­нии ум­но­го тво­ре­ния, со­вер­шив все (де­ло ис­куп­ле­ния), и в ше­стой день – Пя­ток, па­ки вос­со­здав­ши ис­тлев­ше­го гре­хом че­ло­ве­ка и об­но­вив его жи­во­нос­ным кре­стом и смер­тью, в на­сто­я­щий седь­мой день Гос­подь успо­ко­ил­ся, уснув жи­во­то­есте­ствен­ным и спа­си­тель­ным сном. Бог Сло­во пло­тью снис­хо­дит во гроб, снис­хо­дит же и в ад (1Пет.3:19-20) с есте­ствен­ной и бо­же­ствен­ной ду­шой, чрез смерть от­де­лив­ше­ю­ся от те­ла и пре­дан­ною им в ру­ки От­ца, Ко­то­ро­му Он при­нес и кровь Свою, сде­лав­шу­ю­ся на­шим из­бав­ле­ни­ем. Но ду­ша Гос­под­ня во аде не бы­ла удер­жа­на, по­доб­но ду­шам свя­тых, ибо она не под­ле­жа­ла пра­ро­ди­тель­ской клят­ве. Все­лил­ся Гос­подь наш Иисус Хри­стос во гро­бе те­лес­но и с Бо­же­ством, со­еди­нив­шим­ся с пло­тью: но в то же вре­мя Он был и в раю с раз­бой­ни­ком, и, как преж­де ска­за­но, в аду с об­на­жен­ной сво­ей ду­шой, пре­есте­ствен­но же был как Бог неопи­сан­ный, неогра­ни­чен­ный: «ни­что же бо Бо­же­ству во гро­бе страж­ду­щу, яко же ни­же на кре­сте». Ис­пы­та­ло Гос­подне те­ло и тле­ние, т.е. раз­ре­ше­ние ду­ши от те­ла, но не раз­ру­ше­ние пло­ти и чле­нов и со­вер­шен­ную пор­чу их. Свя­тое те­ло Гос­подне Иосиф, сняв с дре­ва, по­гре­ба­ет в но­вом гро­бу и в вер­то­гра­де, над вхо­дом гро­ба по­ла­га­ет весь­ма ве­ли­кий ка­мень. От­се­ле ад со­дро­га­ет­ся и изум­ля­ет­ся, ощу­тив мо­гу­ще­ствен­ней­шую си­лу; и в ско­ром вре­ме­ни он, непра­вед­но по­гло­тив­ший, из­ры­га­ет и Хри­ста, – твер­дей­ший и кра­е­уголь­ный ка­мень, – и тех, ко­то­рых за­клю­чал во чре­ве сво­ем, как снедь и на­сла­жде­ние для се­бя. «Раз­ре­ше­ния в сти­хии, из ко­то­рых со­став­ле­но, и ис­чез­но­ве­ния не по­тер­пе­ло те­ло Гос­по­да», – го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин.

Молитвы

Тропари на Великую Субботу, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.

Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак на Великую Субботу, глас 6

Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.

Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».

Источник статьи: http://azbyka.ru/days/strastnaya-velikaja-subbota

Оцените статью