- Страстная суббота (Великая суббота) в 2021 году
- История праздника
- Традиции и обряды праздника
- Что можно кушать в Страстную субботу
- Что нельзя делать в Страстную субботу
- Страстная суббота 2020: история и традиции, что можно есть, что нельзя делать 18 апреля
- Великая суббота: что вспоминают
- Обряд схождения Благодатного огня
- Пост в Великую субботу: что можно есть
- Что нельзя делать в Великую субботу
- Как самим освящать куличи и яйца
- Страстная Суббота
- Смысл и значение Великой Субботы
- Просьба фарисеев
- Реакция учеников и мироносиц
- Христос спускается в ад
- Особенности богослужения
- Великая Суббота
- Историческое содержание
- Молитвы
- Тропари на Великую Субботу, глас 2
- Кондак на Великую Субботу, глас 6
Страстная суббота (Великая суббота) в 2021 году
Дата в 2021 году: | 1 мая , суббота |
Другие названия: | Красильная суббота; Суббота Страстной седмицы; Канун Пасхи |
Церковное название: | Великая Суббота |
Значение: | воспоминание о пребывании Иисуса Христа во гробе и о Его сошествии в ад |
Традиции: | богослужения в храмах; схождение Благодатного огня в Иерусалиме; покраска яиц; приготовление пасхальных блюд |
Страстная, или Великая суббота – народно-христианский праздник. Это последний день перед Пасхой. В 2021 году Страстная суббота приходится на 1 мая. Православная Церковь в этот день вспоминает погребение и пребывание Иисуса Христа во гробе и Его сошествие в ад.
История праздника
В первый день после распятия и погребения Христа, с самого утра, к прокуратору Пилату пришли первосвященники в сопровождении фарисеев. Они попросили поставить у гроба Иисуса стражу, чтобы ученики не похитили тело и не сказали, что Он воскрес. Понтий разрешил выставить охранников, а на камень, который закрывал скалу, наложить печать.
Ученики положили тело Спасителя в новую пещеру в скале, где до того никого не хоронили. Стража подтвердила, что никто не мог ступить внутрь или выйти наружу. Это впоследствии послужило доказательством истинного чуда – воскресения Сына Божия.
На второй день пребывания во гробе Иисус спустился в ад и сокрушил его врата. Он принес во тьму преисподней свет евангельской проповеди и возвестил о победе добра над злом. Спаситель опустошил ад, забрал с собой Адама, Еву, всех праведников и привел их в райскую обитель. Сошествием в ад Иисус завершил Свои искупительные мучения за человечество.
Традиции и обряды праздника
В этот день в храмах утром совершается литургия Василия Великого. Вечером читаются Деяния святых апостолов. Перед полуночью проводится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Церковные служители меняют темную одежду, в которой ходили с понедельника Страстной недели, на светлую. Вечером в церквях начинают освящать пасхальные куличи, крашеные яйца, вино, мясо и другие праздничные угощения.
В Страстную субботу в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня.
В этот день хозяйки красят и украшают яйца, готовят пасхальные блюда.
В этот праздник необходимо помириться с тем, с кем в ссоре, попросить прощения и простить обиду, покаяться и сознаться в своих грехах.
Что можно кушать в Страстную субботу
Страстная суббота приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день по церковному уставу разрешается сухоядение – невареная пища растительного происхождения: вода, хлеб, соль, сухофрукты, сырые овощи и фрукты, орехи, мед. Алкоголь принимать нельзя.
Что нельзя делать в Страстную субботу
Церковь запрещает в этот праздник убирать в доме, стирать, гладить, работать физически. Нельзя охотиться, рыбачить. Запрещается веселиться, петь, ругаться, ссориться. Следует воздержаться от секса. Нельзя отмечать день рождения, юбилей или свадьбу. Запрещается отдавать что-то из дома – так можно отдать здоровье, удачу и благополучие.
Источник статьи: http://my-calend.ru/holidays/strastnaya-subbota
Страстная суббота 2020: история и традиции, что можно есть, что нельзя делать 18 апреля
Великая (Страстная) суббота, которая в 2020 году наступает 18 апреля, завершает Страстную неделю. Пасху (Светлое Христово Воскресение) православные встретят 19 апреля.
Великая суббота: что вспоминают
Великая суббота — это день молитвенного покоя и скорби по умершему Иисусу. Но к печали примешивается радость скорой встречи с воскресшим Христом.
Евангельская история гласит, что после казни Христа на Голгофе в ночь с Великой пятницы на Великую субботу его тело было снято с креста. Иисуса омыли, смазали благовониями, завернули в плащаницу (покрывало) и похоронили. В качестве гробницы по иудейскому обычаю использовали пещеру недалеко от Голгофы — места казни Христа.
Утром в Великую субботу ненавидевшие Иисуса фарисеи и книжники пришли к римскому прокуратору Понтию Пилату, чтобы напомнить об обещании Христа воскреснуть на третий день после своей смерти. Ненавистники Иисуса просили Пилата поставить у пещеры стражу, чтобы апостолы тайно не унесли тело Христа, сказав всем, что он воскрес.
Пилат оценил серьезность проблемы, велел поставить у гробницы стражу, а вход завалить большими камнями. А далее произошло почти как с воскрешением праведного Лазаря: когда камень отвалили, гробница оказалась пустой, а Христос воскрес из мертвых, как поется в пасхальном тропаре, «Смертью смерть поправ».
Обряд схождения Благодатного огня
В православную Великую субботу в Иерусалиме в Храме Гроба Господня проходит традиционный красивый обряд, получивший название схождение Благодатного огня. Традиция имеет многовековую историю и соблюдается по сей день. Действо происходит примерно в 15 часов по московскому времени в присутствии большого количества верующих, в том числе шумной компании православной арабской молодежи.
Сразу после схождения Благодатный огонь считается чистым и не причиняющим ожогов, верующие зажигают от него свечи и лампады и даже «умываются» им, однако эта традиция признана небезопасной.
Увы, в этом году предостережения на этот счет не понадобятся. Из-за пандемии, вызванной коронавирусом, Израиль принял беспрецедентные карантинные меры, и традиционная церемония, скорее всего, состоится в пустом храме, в присутствии одних священников.
Зажженные от Благодатного огня лампады по традиции доставляют в православные страны. От этого огня верующие в храмах или даже прямо в аэропорту зажигают пасхальные свечи и лампады, которые принято горящими уносить домой.
Однако в этом году посещение храмов на Пасху в России под запретом, поэтому церемонию передачи Благодатного огня верующие смогут посмотреть по телевизору: в пасхальную ночь идет прямая телетрансляция из московского храма Христа Спасителя.
Пост в Великую субботу: что можно есть
Великая суббота — единственная суббота в году, когда верующие должны соблюдать пост. Однако этот пост не такой строгий, как в Великую пятницу, после которой верующим надо подкрепиться, чтобы хватило сил достойно встретить радостную Пасху. По монастырскому уставу в Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла, мирянам разрешена горячая постная пища с растительным маслом.
Что нельзя делать в Великую субботу
Пока Христос не воскрес, продолжают действовать все запреты Страстной недели: нельзя смеяться, веселиться, громко разговаривать, петь, под безусловным запретом ссоры, споры, брань, дурные мысли.
Категорически запрещено пробовать пасхальные блюда, которые приготовлены для праздничного стола.
На Руси в Великую субботу запрещалось печь куличи и готовить другие праздничные блюда. Нерасторопных хозяек, которые отложили готовку или, еще хуже, уборку до Великой субботы, — строго осуждали, как копуш и неумех.
Поэтому женщины, по каким-то причинам не успевавшие завершить выпечку куличей, делали это втайне, желательно ночью, в полном молчании: чтобы не только соседи, но и домочадцы не увидели. Такие куличи, особенно, если они выходили удачными, считалась целебными, «заговоренными», их кусочки хранили весь год и использовали как снадобье от болезней и сглаза.
В знак уважения к Христовым мукам, как и в Великую пятницу под запретом все металлические предметы, а также любая работа. Особенно строго порицались попытки поработать в поле и на огороде, а также женское рукоделие.
Также в Великую субботу под запретом поминовение умерших, этого не стоит делать и на Пасху. Первый поминальный день после Пасхи — Радоница, которая в 2020 году наступит во вторник, 28 апреля. Однако в этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, и на Пасху, и на Радоницу кладбища будут закрыты.
Как самим освящать куличи и яйца
Пасхальные яства принято освящать в храмах в Великую субботу — утром или перед пасхальной службой. В этом году из-за запрета посещения храмов верующим рекомендовано самим освятить пасхальные куличи и другие праздничные блюда. Как это сделать, читайте в материалах Федерального агентства новостей.
Источник статьи: http://riafan.ru/1268654-strastnaya-subbota-2020-istoriya-i-tradicii-chto-mozhno-est-chto-nelzya-delat-18-aprelya
Страстная Суббота
Шестой день Страстной седмицы называется Великой Субботой. Суббота Преблагословенная, так называет этот день Церковь за его важность в деле искупления рода человеческого от прародительского греха. В 2020 году Великая суббота выпадает на 18 апреля.
Смысл и значение Великой Субботы
Казалось бы, всё уже позади. Христос сошел на землю, воплотился от Девы Марии, перенес страшные мучения, поругания, оплевания, заушения и, наконец, позорную крестную смерть. Затем Его тело сняли с креста Иосиф с Никодимом, помазали специальным составом для погребения мертвых (смирна с алоэ), обвили Плащаницей и положили в гроб – пещеру, которая находилась неподалеку и принадлежала Иосифу (члену фарисейского собрания, но тайного ученика Христа). Он был богат, поэтому сбылось пророчество пророка Исайи: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». (Исайя 53,9).
Они торопились, потому что впереди был иудейский праздник – Пасха. Итак, тело Иисуса положили во гробе и привалили камень к дверям пещеры. Впереди – покой праздника, который нарушать считалось большим грехом.
Просьба фарисеев
Но неугомонные фарисеи, как повествует Евангелие от Матфея, не побоялись поступиться даже законом, нарушив покой и придя к Пилату. О чем же они еще просят? Разве мало им страшной смерти Христа? Они все еще недовольны.
Осталась у них последняя просьба – поставить на камне гроба, где положено Тело Христово, печать, чтобы никто не смог открыть его. Мало того, они еще потребовали поставить перед гробом стражу. Чего же они так опасались?
Тут они выдали себя, ибо знали Писание, что Христос должен воскреснуть. А тогда все люди удостоверятся в этом и поймут, что фарисеи распяли Самого Мессию, о котором говорит Писание! Этого они никак не могли перенести.
Усталый Пилат уже не возражал ни на что. Он был раздавлен, ибо понимал, Кого он послал на распятие. Он позволил им выполнить просимое. Несчастные фарисеи, если б они знали, что сами себе навредили! Ведь, не зная того, они сами устроили неоспоримое доказательство Христова воскресения! Никто не мог зайти в гроб и украсть Тело Христа, ведь он был запечатан и тщательно охранялся. Тем не менее, гроб оказался пустой, когда Ангел отвалил камень, и это засвидетельствовали воины.
Реакция учеников и мироносиц
Оставим фарисеев с их опасениями и неверием. Тело Христа покоится во гробе. Ученики и мироносицы остаются в покое, исполняя закон. Для них это – самая грустная Пасха за всю жизнь. Любимого Учителя распяли, так позорно и унизительно, а Он молчал и ничего не мог сделать! А они-то Ему верили… И только мироносицы, не отчаявшись, чувствуя, что самое главное еще впереди, ночью тайно решили пойти во гроб…
Христос спускается в ад
Тем временем совершается Великое Таинство. Христос спускается в ад душой, где находятся все от века умершие. Они давно ожидали Его пришествия и освобождения от мук. Христос нисходит в ад, чтобы вывести оттуда всех, достойных Царствия Небесного. Он Своей смертью на кресте разрушил древнюю клятву, диавол посрамлен. Теперь вход в Царствие Небесное снова открыт благодаря Христовой Жертве.
Но не все покинули в этот день ад, а лишь те, кто уверовал во Христа. Ад не смог удержать их, как не смог удержать Христа. «Ят был, но не удержан», как поется в ирмосах утрени на Великую Субботу.
Осталось последнее и самое важное дело. Впереди – победа над смертью, возвещающая всеобщее воскресение мертвых. «Смерть, где твое жало?!» (св. Иоанн Златоуст).
«Да молчит всякая плоть» — так поется в песнопении на Литургии в Великую Субботу, заменяющее Херувимскую песнь. Все замерло и молчит, осознавая важность момента. Все замерло в ожидании воскресения Христова.
Особенности богослужения
Утреня на Великую Субботу служится накануне вечером обычно. Во время нее бывает крестный ход с Плащаницей, олицетворяющий погребение Христа. На Бог Господь поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егда снисшед», «Мироносицам». Далее начинается «отпевание» Господа. Читается вся 17 кафизма со стихами. Все прихожане стоят с зажженными свечками.
Затем поется «Ангельский собор», а потом канон с ирмосами «Волною морскою», очень красивое и умилительное произведение св. Марка, св. Косьмы (ирмосы написала монахиня Кассия в 9 веке).
«Честнейшую» не поется. На Великом Славословии, во время пения Святый Боже (погребальным распевом) Плащаница выносится из храма, крестным ходом проносится вокруг него и заносится снова в храм. Полагается она у царских врат, это знак того, что Христос после смерти был неразлучно с Отцом Небесным на Престоле.
Возле Плащаницы читаются паремии, апостол и Евангелие.
Утром в Субботу служится Литургия св. Василия Великого, соединенная с изобразительными и вечерней.
На вечерни читаются пятнадцать паремий. Вместо Трисвятого – Елицы. Во время пения аллилуария священнослужители переодеваются в белое облачение, символизируя ангела, возвещающего воскресение Христа. Читается воскресное Евангелие.
Поется Задостойник. После службы по обычаю освящается хлеб с вином. Это – древний обычай, христиане оставались в храме до пасхальной утрени.
В храме на Гробе Господнем в Иерусалиме в Великую Субботу снисходит Благодатный Огонь.
Церковный календарь. 18 апреля 2020. Великая Суббота
Источник статьи: http://pravlife.ru/strastnaya-subbota/
Великая Суббота
Историческое содержание
В Великую Субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад. Синаксарь в Великую Субботу начинается стихами:
Всуе храниши гроб кустодие:
Не бо содержит рака саможивотия.
Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили Пречистое тело Господа в новом каменном гробу в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о своем воскресении, но не веря этому предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в Субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф.27:57-66; Ин.19:39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.
«Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы Воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гробе и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем Воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его имело быть подтверждаемо всем последующим временем; между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».
Все дни превосходит св. Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовав субботою, т.е. покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – Пяток, паки воссоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотью снисходит во гроб, снисходит же и в ад (1Пет.3:19-20) с естественной и божественной душой, чрез смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотью: но в то же время Он был и в раю с разбойником, и, как прежде сказано, в аду с обнаженной своей душой, преестественно же был как Бог неописанный, неограниченный: «ничто же бо Божеству во гробе страждущу, яко же ниже на кресте». Испытало Господне тело и тление, т.е. разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробу и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумляется, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, – и тех, которых заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя. «Разрешения в стихии, из которых составлено, и исчезновения не потерпело тело Господа», – говорит святой Иоанн Дамаскин.
Молитвы
Тропари на Великую Субботу, глас 2
Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.
Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Кондак на Великую Субботу, глас 6
Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».
Источник статьи: http://azbyka.ru/days/strastnaya-velikaja-subbota