Осенины фольклорный праздник
материал (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseniny_folklornyy_prazdnik.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенины фольклорный праздник
Цели: воспитывать интерес и любовь к фольклору; оказывать на детей эмоциональное воздействие; формировать знания детей об осенних явлениях природы. Развивать любознательность, желание узнавать что — то новое.
Сценарий праздника осени
Звучит русская народная мелодия. Навстречу гостям выходят Иван Захарович и Пелагея Петровна, одетые в праздничные крестьянские одежды.
Пелагея Петровна . Здравствуйте, гостьюшки дорогие! Проходите, ребятки, не стесняйтесь! Чувствуйте себя, как дома, но… (поднимает указательный палец вверх) не забывайте, что в гостях.
Ребята рассаживаются на заранее приготовленные места.
Ведущая . Вот зашли вас проведать и узнать про здоровье ваше…
Дед Иван. Спасибо за внимание и уважение. Здоровье у нас с бабушкой хорошее, чего и вам желаем.
Ведущая . Иван Захарович, Пелагея Петровна! Хотелось бы мне, чтобы рассказали вы ребятам о том, как раньше жилось в старину, какие песни пелись, как праздники праздновались…
Бабушка Пелагея. О-хо-хо, сколько годков уж прошло… (Вздыхает.) Летит время: без ног оно и без крыльев оно, не видно его и не слышно его. Ох, и быстро летит, и никак не догонишь его…
Дед Иван. Ну что же, расскажем, почему не рассказать.
Дед, откашлявшись, начинает свой рассказ.
Дед Иван . Жилось в старину весело, хоть и тяжело…
Дед Иван . Так родился я в крестьянской семье. А крестьянам жилось нелегко. Они много работали, чтобы прокормить себя: вставали задолго до рассвета, землю пахали, сеяли, урожай убирали, за скотиной ухаживали, сено для нее на зиму запасали. Дел у крестьянина куча, всего за день не переделать. А еще дров на зиму успеть запасти, всего не перескажешь. В те времена русские люди полностью зависели от своего труда. Даже поговорка была такая, может, и вы ее слышали: “как потопаешь, так и полопаешь”, вон как!
Но зато после всех забот, а бывало это обычно осенью, когда весь урожай собран, устраивались и праздники. Собирались в складчину у кого-нибудь в избе и гуляли, отдыхали от трудов тяжких. Веселье полным ходом – шутки-прибаутки, как горох, так и сыпались ото всех углов. А уж под балалайку так отплясывали, что земля ходуном ходила под ногами…
Исполняется танец. Участники фольклорной группы изображают народное гулянье: девушки вытаскивают в круг балалаечника, дают ему в руки балалайку, он играет, пары танцуют кадриль. Музыка звучит в записи.
Дед Иван. Да… так оно и было. И без загадок не обходилось, одна мудренее другой (обращается к детям). А что, ребятки, вы загадки-то любите разгадывать? (Дети отвечают.) Ну-ка, посмотрю, как вы с ними справитесь (хитро подмигивает). Загадки ведь мои не простые…
Все мои загадки выросли на грядке.
Я корзинку в руки взял
И загадки те собрал.
Кто из вас их отгадает,
Тот со мною поиграет!
Из-за печи достает корзину, наполненную овощами. Ставит ее на стол. Загадывает загадки. Если ребята затрудняются с ответом, дед Иван своими подсказками наводит ребят на правильный ответ.
Загадки с грядки
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (Репа.)
Лишь на грядке вновь растет,
Веселиться и поет.
Яркий цвет, прекрасный вкус,
Пусть и легкий этот груз.
Борщ, салаты, винегрет,
В ней и вкуса весь секрет.
Пусть же и мала она,
Мы ответим, это же… (Свекла.)
Без счету одежек
И все без застежек. (Кочан капусты.)
Ни окон, ни дверей –
Полна горница людей. (Огурец.)
Мы этот овощ жарим,
И, конечно, варим.
Добавляем в суп и в щи,
А еще, как я слыхал,
Из него хорош крахмал. (Картофель.)
А вот этот овощ витаминами богат.
Улучшает он здоровье во сто крат! (Лук.)
Иван Захарович (показывая на корзину). Да, нынче славный урожай уродился! Вот сколько даров принесла осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб.
Всего вдоволь, можно теперь и зиму зимовать, не пропадешь! (Обращается к детям.) А вы, ребятки, молодцы! Все загадки мои поразгадывали. Делать нечего, раз обещал, давайте поиграем.
Я знаю игру одну старинную, в нее со своими друзьями играл, когда еще мальцом бегал. Называется эта игра “Не лезь, заяц, в огород!”.
Игра на осеннем празднике “Не лезь, заяц, в огород!”
Иван Захарович объясняет правила игры. Чертит вокруг себя большой круг. В центре круга ставит стул, по кругу раскладывает “овощи” из своей корзины.
Иван Захарович . Значит, вот это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла и репа – все есть! Одна беда – зайцы замучили. Наладились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь урожай свой потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, “стережет” свой “огород”). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои тягать, да еще и приговаривают:
Как ты, дед, ни береги,
Огород ни стереги,
Мы придем к тебе сейчас –
Догони попробуй нас!
Вот теперь и поиграем. Я сторожу свой огород. Вы – зайчишки, хитрые воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе несдобровать, всех переловлю да в клетку посажу на исправление. Понятно?
Иван Захарович закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая. В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед Иван просыпается и пытается поймать воришек, также, не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.
Задача водящего – сохранить свой “огород” и переловить всех зайцев.
Через некоторое время дед Иван, постанывая, держится за поясницу. Бабка заботливо усаживает его.
Пелагея Петровна. Чего ты, Иван Захарович, за спину держишься? Али опять твой радикулит проснулся?
Дед Иван (в смущении машет рукой). Проснулся, матушка. Плясать пошел вот с ребятами и радикулит свой разбудил (морщась от боли, потирает поясницу).
Пелагея Петровна (укоризненно покачивая головой). В наши-то годы уж и не до плясок…
Дед Иван . Ладно тебе, Пелагея Петровна, не ворчи. Ты мне скажи лучше, ты вот такой махонькой когда-нибудь была? (Кивает головой в сторону детей.)
Пелагея Петровна (недоуменно). Ну, была… А кто ж не был…
Дед Иван (хитро улыбаясь). Раз была, так докладывай, в какие игры игралась? Ребята вот шибко интересуются.
Пелагея Петровна. Ну, коли так, слушайте, значит. Любила я с подружками хороводы водить, веночки плести…А вы хороводы водить умеете?
Танец с веночками
Пелагея Петровна : Молодцы плясать вы умеете.
Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!
Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться. Давайте ка посмотрим, какие вы помощники.
Устраивается командное соревнование. Перед каждой командой одинаковое количество дров, которые нужно перенести в определенное место и быстро, аккуратно сложить.
Пелагея Петровна. Но нечасто удавалось мне с подружками хороводиться. Я все больше дома по хозяйству маме помогала. Ведь я в семье старшенькой была, помогала родителям как могла. За сестренками, братишками младшими присматривала, когда родители в поле работали, я по хозяйству что могла, делала. В долгие зимние вечера садились мы с мамой около лучинушки рукодельничать. Полюбила я с тех пор рукоделье. Как свободная минутка выдастся, я тут же за иголку. Вдену ниточку в нее – и узоры чудные вышивать. До сих пор храню работы свои.
Пелагея Петровна показывает вышитые полотенца, скатерти, салфетки и т. д.
Пелагея Петровна . Много пословиц и поговорок есть у русского народа о трудолюбии и мастерстве. Некоторые из них мы уже знаем, давайте их вспомним.
Дети встают с места говорят пословицы и поговорки:
— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
— долог день до вечера, коли делать нечего
— о человеке судят не по словам, а по делам.
— терпение и труд все перетрут.
— была бы охота — будет и работа.
— умелые руки не знают скуки.
— землю красит солнце, а человека — труд.
— кончил дело — гуляй смело.
— умелые руки голодными не останутся.
— Любишь кататься. Люби и саночки возить.
— Иглой да бороной деревня стоит.
— Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Пелагея Петровна . Русский народ славится не только пословицами и поговорками, но и частушками. Попросим наших мам их спеть.
Эй, девчонки — хохотушки
Не пора ли спеть частушки.
Мамы выстраиваются с двух сторон
Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!
На себе всегда мы ловим
Красоту нам и здоровье
Мы секрет румян достали
От прабабки Фёклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы.
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора!
Как мы яблоки увидим
Сразу все кричим: «Ура — а — а!»
Ухажёров нынче сто
Под нашим окошком.
Все желают получить пирожки с картошкой.
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка,
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснок
Мы на праздник урожая
После праздника наш повар
На год нам наварит щей!
Хорошо частушки пели,
Мы бы очень все хотели,
Чтоб вы нам похлопали.
Бабушка Пелагея : Вот здорово! Какие веселые частушки!
Хорошо у нас на посиделках, весело.
А теперь скорей сюда —
У нас будет занятная игра.
Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи — вьюнки) .
Иван Захарович: Вот так мы играли. А еще стихотворения любили рассказывать. А кто из вас порадует меня старого?
Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Вот и Осень к нам пришла. Листья на дорожках падают шурша. Тонкие осинки в лужицы глядят. На ветвях дождинки бусами висят. Лебеди лениво плещутся в пруду. Тихо и красиво осенью в саду.
Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них,
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
Желтой краской кто-то Выкрасил леса, Стали отчего-то Ниже небеса, Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы увяли, Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы: — Что случилось вдруг? И ответил папа: — Это осень, друг.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/12/11/oseniny-folklornyy-prazdnik
Сценарий фольклорного праздника «Осенины»
материал (старшая группа) на тему
Фольклорный праздник «Осенины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oseniny.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника «Осенины».
Цель: приобщение детей к народному творчеству и русским народным традициям.
- Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие и красоту русского фольклора.
- Знакомить с народными традициями.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
- Развивать выразительность речи, выразительность образа в игре, пении, в танце, развивать память, мышление, воображение.
- Приобщать детей к творческому самовыражению, свободному общению со
- сверстниками.
Зал украшен в стиле русской народной избы (печь, лавка, стол с самоваром), дети в русских народных костюмах.
Дети выходят под русскую народную музыку, исполняют танец.
Дети (стоя в полукругу по очереди):
— Собрались мы позабавиться,
— Здравствуйте, гости дорогие, и маленькие, и большие!
В гости вас давно ждала, славно дом я убрала!
Здесь, для вас, гостей дорогих,
Будет праздник большой,
Праздник радостный!
По обычаю старинному,
Называется Осенинами.
В благодарность за осенние дары
Осенины отмечали на Руси!
— Проходите в дом, садитесь и друг другу улыбнитесь!
— Сядем рядком да поговорим ладком: в осеннее ненастье на дворе 7 погод: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт, а снизу метёт. Ребята, а давайте с вами вспомним русские народные осенние приметы.
Дети называют приметы:
Гром в сентябре – к тёплой осени
Листья рано опадут – зима будет ранней
Много снега в ноябре – год будет урожайным
Снег выпал ранней осенью – жди раннюю весну
Тёплая осень – к долгой зиме
Мало грибов и ягод в лесу – зима будет морозной
Большие муравьиные кучи – к суровой зиме
Поздний листопад – год будет неурожайным
У зайцев шерсть побелела – зима близко
— Ребята, а вы знаете, что ни одни посиделки на Руси не обходились без шуток, плясок, песен? Хорошая песня дух бодрит!
Песня-хоровод «К нам гости пришли»
Игра «Аленький цветочек»
Аленький цветочек, словно огонечек
(дети идут хороводным шагом)
Раз, два, три — повернись, Алена ты!
(названный ребенок поворачивается спиной в круг)
Игра продолжается до тех пор, пока не повернется
Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:
Аленький цветочек, словно огонечек
Раз, два, три, четыре. пять — повернулись все опять!
Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.
Ходит по двору петух.
Сам – со шпорами,
Хвост – с узорами!
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
(Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.)
Ребёнок: Мы и пели, и играли,
Так, что ноженьки устали!
Но какое веселье без шуточек,
Без потешек да прибауточек?
Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
1.Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут.
2. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.
3. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!
Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,
Тимошка —- на кошке по кривой дорожке.
4. Да разве это чудо? Я еще чуднее слыхала:
Плыли утром по реке два барана в челноке,
Черный с удочкой, белый с дудочкой.
Черный рыбку ел, белый песню пел.
5.Да разве это чудо? Я ещё чуднее знаю:
На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.
6.Эх! Это что! А вот со мной случай был!
Лети пуля, жужжит… Я вбок – она за мной…
Я в другой – она за мной
Я упала в кусты – она хвать меня в лоб!
Я цап рукой! Ан, а это жук!
7.А я на ярмарку ходила
И платок себе купила.
И на празднике у вас
Потанцую я сейчас!
Танец «Как на нашем на лугу»
Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки! Не пора ли спеть частушки, а ребята тоже в станут, от девчонок не отстанут!
Дети исполняют частушки:
1.У рябины, у сосёнки
Тоненькие веточки,
А мы бойкие девчата,
Все мы как конфеточки!
2.Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
3. Рассыпайся, горох,
С грядки на грядку.
Я пойду в присядку
4.Я залезу на берёзу.
Ух, какая высота.
Посмотрю по сторонам,
Ух какая красота.
5.На окошке два цветочка голубой, да аленький
Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький
.На столе стоит квашня,
А в квашне-то тесто.
Мама, папа, до свиданья:
7.Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
8.Красных ягод мы сорвали,
Бусы мы надели.
Налетели снегири
И все бусы съели!
Хором: Мы частушки вам пропели,
Постарались от души,
Хороши частушки наши,
И мы тоже хороши!
Хозяйка: Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей – погляжу.
1. Кто приходит, кто уходит,
все ее за ручку водят. (дверь)
2.В избе изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ,
а тушить не идет (печка)
3.Под крышей ножки,
а на крыше — суп да ложки (стол)
придет домой — растянется (топор)
5. И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает (самовар)
Скачет в огонь (кочерга)
7. Коротышка подпоясан
По квартире ходит плясом.
Пустился вприсядку –
Сгрёб мусор в охапку (веник)
Ребёнок: Ой, смотрите: из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор!
Дед: Здорово, ребята!
Дети: Здравствуй, дедушка Егор. Зачем пажаловал?
Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!
Игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».
(Дети стоят по кругу, Егор центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Дед показывает любое движение, дети повторяют, игра продолжается)
Дети: А теперь мы с тобой поиграем!
Дети стоят по кругу. «ворон» (дед) — в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра. На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах. В позолоченных серьгах.
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная
(хлопают в ладоши, пляшут)
«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и они на слова «Раз, два, три — беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первым добежит до «ворона» и дотронется до его «крыла», тот и становится новым вороном.
Песня-хоровод «Со вьюном я хожу»
Хозяйка: Посиделки хороши,
повеселились от души.
Делу время, потехе час!
Расставаться пора на этот раз.
Но просим в знак уваженья отведать наше угощенье,
Подходите к столу, не стесняйтесь,
Чаем, сдобой угощайтесь! (Гости проходят к столу)
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2017/11/12/stsenariy-folklornogo-prazdnika-oseniny