Сценарии фольклорных праздников иван купала

Фольклорный праздник Иван Купала
методическая разработка

Летний праздник солнца, цветов

Скачать:

Вложение Размер
ivan_kupala.docx 29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №23»

Автор — Музыкальный руководитель Гущина А.Л.

а). Формировать экологические убеждения;

б). Развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому;

в). Формировать интерес к народным песням, играм; пробуждать желание играть и танцевать, используя свои знания.

Во дворе беседка, украшенная цветами, травами. В беседке стоит стол на нём самовар. На столе приготовлены разные лечебные травки.

Ведущая. Ребята, мы пришли сюда в этот дом, чтобы вместе отпраздновать русский народный праздник «Иван Купала».

Посмотрите вокруг — как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики,
протяните свои руки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья и цветы, все
тянутся к нему.

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»
Ведущая. День Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов, растений.
И мы с вами будем веселиться. А вон, глядите, парни и девчата пляску
русскую завели.

Хоровод «Как у наших у ворот»

Ведущая. Посмотрите, а на опушке чудо — избушка вся в травах стоит.

А знаете, кто в ней живёт?. бабушка — травница. Зайдём к ней в гости I
стучимся. Никто не отвечает. Давайте позовём её, она сегодня в лесу травку
целебную собирает.

Все: Ау! Бабушка — травница!

Бабушка — травница . Здравствуйте (кланяется). Проходите, родимые,
садитесь — гостями будете. I Дети садятся I

А теперь рассказывайте, что привело вас ко мне, не захворали ли вы?
Вижу — вижу, что здоровы, но малость устали, притомились с дороги.

Я чаёк заварю, чай не простой живительный. Этот чай вам силу придаст,
взбодрит. I Ставит самовар, трёт в ступке траву. /

Ведущая. Ой, бабушка, сколько у тебя трав! И каждой травке ты знаешь
название, и от каких болезней — недугов спасает?

Бабушка. Знаю, родимые, вот полынь для аппетита. Я её завариваю и даю
деткам, которые плохо кушают I показывает /. А вот листочки малины.
Хорош чай из малиновых листьев при простуде. А вот матушка — крапива,
она кровь останавливает. А это подорожник, к ранке приложу и ранка
заживёт . А запах какой у трав замечательный .. .! Подходит к детям, даёт
понюхать траву, подержать в руках. /

Ведущая. А наши детки, бабушка, тоже травки знают и лечились ими.
Бабушка. Вот интересно послушать. Расскажите, детушки. IДети
рассказывают /. А вот бы мне хотелось узнать, как лечатся наши старушки —
молодушки? Ведь они, я думаю, знают секреты трав. А иначе от чего им
такими молодыми быть? [Рассказывают бабушки /.

Бабушка. А у меня в корзинке травка красивая есть. Из неё можно и веночки
плести и хороводы водить. Заведём и мы хоровод. IРаздаёт травку детям и
бабушкам/

Хоровод с травами «На Ивана, на Купала»

Бабушка. А мои знакомые зайчики любят собираться на полянках, где
много травы и играют там в прятки. Смотрите, как много их прискакало на
полянку.

Танец «Заинька», ансамбль «Иван Купала»

Появляется Баба Яга на метле, танцует.

Баба Яга. Ага! Всё танцуете! Ивана Купала празднуете! А ну по местам все!
Кыш, кыш! [разгоняет метлой, все садятся на места /

Ишь, расшумелись! Видите — ли, травы они знают, к ранкам прикладывают.
К травнице в гости пожаловали. А ко мне даже не зашли. Да, кто же лучше
меня — самой Бабы Яги — травы знает?

Я! Я! Я все травинушки лесные знаю. Неверите? Шас, проверим!

Вот эта травка знаете для чего? / Хи-хи- хи / А чтобы у людей — животы
повздувались! А эта? Чтобы они облысели.

Бабушка. Не смей, Баба Яга, людей пугать! Они лекарственные полезные
травки знают, а другие трогать не будут!

Баба — Яга. Они, эти детишки и старушки лекарственные травы знают? Не
верю! Не верю.

Бабушка. Ну и зря.

Баба Яга. Шас проверим! Я нынче метлу новую делала. Никто же обо мне не
побеспокоиться. Самой всё приходится. По бурелому ходила, ветки собирала
и ногу свою ноженьку любимую поранила. Теперясь, вот такое дело — нога
болит, кровь бежит. Что мне поможет? Отвечайте! Кака — така трава?
Ведущая. Сейчас мы вылечим тебя, Яга! Вот у ребят узнаем, какой травкой
мы будем Ягу лечить?

Дети. Подорожником! / Прикладывают, завязывают/
Баба — Яга. И правда, хоть пляши!

Но плясать не могу — ещё один недуг мучает. Ох, мучаюсь животом.
Признаюсь, я ведь руки перед едой не мою! Живот болит, сил нет!
Ведущая. Ну, что друзья, поможем Яге? Чем Ягу напоить? Какую травку
заварить? / Отвечают дети, затем бабушки /.

Ведущая. Испей, Баба Яга.

Баба- Яга. И правда не болит! Совсем здоровая стала. Молодая. Ну,
красавица- писанная!

Ведущая. Ну раз у тебя ничего не болит .
Баба- Яга. А вот и не угадали — болит .

Ведущая. Опять болит? Что на этот раз? Вроде уже всю вылечили, помазали,
забинтовали, лекарства дали.

Баба Яга. Вот такая я хворая. Вот здесь у меня болит. / показывает /
Ведущая. Сердце прихватило?

Баба Яга. Стыдно сказать.

Ведущая. Да говори, уж, как есть.

Баба — Яга. Душа болит. По каяться хочу.
Ведущая. Ну, говори.

Баба Яга. Обидела я вас, а вы меня вылечили. Простите меня. Не хочу быть
злой, доброй быть хочу.

Ведущая . Как у нас здорово получилось! Яга хочет исправиться. Молодец,
Бабушка Яга. Значит, ты и играть с нами будешь?

Баба — Яга. Обязательно, буду! Хочу поблагодарить вас и всех расцеловать.
Играем в мою любимую поцелуйную игру.

«Поцелуйная игра», р. н. и .

Баба Яга. А теперя, я петь хочу! Г де наши артисты из сундучка? Уважьте

Ягу — подпойте, подыграйте, а можете и сплясать.

Расступись, народ, Яга плясать идёт!

Песни народного ансамбля «Сундучок»

Ведущая. А вы, знаете, что на Ивана Купала в игры играют, где говорится о дне и ночи, о заре — зарянице. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Русские народные игры: «Ремешок », «Заряни ц а»

Баба- Яга. Уж, какая я великодушная стала, сама себя не узнаю. Ну, так уж,
и быть. Открываю бесплатный аттракцион! Хочу прокатить вас на карусели!

Катание на к арусели

Баба — Яга. Теперя я вас лечить буду. Я вам тут крапивки приготовила.
Ведущая. Зачем, Баба — Яга?

Баба Яга. Сегодня Иван Купала, травы силу набирают. А мы крапивный костёр сделаем, а потом прыгать через него будем. Вот тогда все беды и ненастья вас минуют, уйдут и больше не придут. /Делают костёр /

Баба Яга. Кто самый смелый? Тогда я, я самая смелая! А ещё я очень хитрая, я на своём коне вмиг перелечу! /6ерёт метлу и перелетает /А вам слабо?
Каши мало ели? Тоже мне — Кешки — малоешки.

«Крапивный костёр» (Дети прыгают через крапивный стожок)

Баба Яга. Ну что чувствуете, как силушка прибавляется? То — то! С Ягой надо дружить, а вы . Я вас ещё не тому научу!

Баб ушка. А х, какой сегодня чудесный день вот и чаи поспел. «

Присаживайтесь на дорожку чайку попейте. Из каких трав чаёк всё расскажу.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/01/16/folklornyy-prazdnik-ivan-kupala

Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Сценарий праздника «Иван Купала»

Задачи:

· Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;

· Развивать интонационную выразительность речи;

· Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

· Вызвать эмоциональный отклик детей.

· Приобщить к обрядовой культуре.

· Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_prazdnika.docx 22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Иван Купала»

  • Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • Вызвать эмоциональный отклик детей.
  • Приобщить к обрядовой культуре.
  • Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
  • Русские народные костюмы (сарафаны, рубахи, венки, косынки, шапки)
  • Музыкальный центр с русскими народными песнями
  • Костюмы для персонажей:
  • Солнце (рубаха, желтый сарафан, солнце-ободок на голову)
  • Вода (рубаха, голубой сарафан, накидка голубая)
  • Баба-Яга (веник. )
  • Кикимора
  • Русские народные сарафаны и косынки, венки (у родителей), «речка» для танца «Иван-Купала»
  • Колокольчик и платок (для игры «Гори-гори ясно»)
  • Ленточки
  • Костёр

На площадку под музыку «На Ивана на Купала…» выходят « Солнце » и «Вода»

Солнце : Здравствуйте, дети! Узнали нас?

Я — «Золотое яблочко по небу катаюсь,

С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).

Это я, Солнышко, теплое, яркое.

Вода : А я — и туча и туман,

И ручей, и океан,

И стекляшкой быть могу» (ответы детей).

Я — Водица прохладная, в жару самая желанная.

Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?

1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем —

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок : Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала — это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.

Солнце : На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да песни пели!

Вода : Приглашаю детвору

На весёлую игру!

В ручеек все становитесь!

Выбрать пару не ленитесь!

Ручеек (музыка: Пелагея «В горнице моей светло…»)

Солнце: Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем

Игра «Гори-гори ясно!»

Солнце: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.

Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.

Выбегают Баба Яга и Кикимора (музыка Руслана «Дикие танцы»)

Солнце и Вода : Ой-ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы?

Баба Яга : А отгадайте наши загадки — обманки, тогда узнаете:

В избе на куриной

Нечистая сила: Василиса Премудрая .

Кикимора : В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Нечистая сила : Снегурка

Баба Яга : Кто здесь про цветок волшебный говорил?

Кикимора : Кто про клад вспоминал?

Солнце : Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Иван Купала!

Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!

Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!

Игра «Бабка Ёжка»

Баба Яга стоит в центре, дети ходят вокруг нее и дразнят:

Бабка-Ёжка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Пошла на улицу — раздавила курицу

Пошла на базар – раздавила самовар!

Дети разбегаются, Бабка Ёжка их догоняет, легко касаясь ребенка метлой. Тот ребенок, которого задели, должен остановиться и принять интересную позу – замереть. После игры Бабка Ёжка говорит, какой у нее получился замечательный сказочный лес.

Вода: Слышу песни девушек прекрасных. Ах, как прекрасны их голоса!

На Ивана, на Купалу

Песня девичья звучала.

Я не стану до утра

Развлекаться у костра!

Сяду, сяду под кусточек

И сплету себе веночек.

Ты плыви, плыви венок,

На далёкий бережок,

Там, где чистая водица,

Там, где сокол мой кружится.

В руки к молодцу, дружок,

Доплыви же мой венок

Танец девушек «Иван Купала»

Кикимора: А я, чур, через костер прыгать буду!

Игра «Перепрыгни через костёр»

Баба Яга: Не нужен никакой клад, коли в доме лад.

Вода: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Солнце : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Хоровод «Во поле березка стояла». Дети повязывают ленточки на ветки березы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный летний праздник «Иван Купала» был проведён в конце июня прошлого года.

Сценарий праздника Иван купало ДОУ, разработка представлена на старший дошкольный возраст, соответствует требованиям ФГОС, может быть интересна как для опытных педагогов так и для молодых специалистов.

Данный сценарий был реализован и имел успех у детей.

Цель:- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.- Вызвать эмоциональный отклик детей.- Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана.

Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель : Знакомство детей с летним народным праздником летнего солнцестояния древнего происхождения. Задачи: — Познакомить детей со старинными русскими обычаями . — Развивать положительные эмоции .

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/03/stsenariy-folklornogo-prazdnika-ivan-kupala

«Иван Купала» (фольклорный праздник на воздухе)
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
kupala-stsenariy.docx 24.73 КБ

Предварительный просмотр:

(фольклорный праздник на воздухе)

Цель : формировать интерес к народной культуре.

  1. Знакомить с обычаями народного праздника Иван Купала.
  2. Развивать интонационную выразительность речи, двигательную активность детей через хороводы, народные игры.
  3. Вызвать эмоциональный отклик детей.

Предварительная работа: беседы о народных летних праздниках, разучивание текстов игр, песен.

Оборудование: компьютер, музыкальные фрагменты: «Во поле берёзка стояла», «Купола Ивана Купалы», весёлых народных мелодий для конкурсов; 2 таза с водой, 2 пластиковые тарелки, 2 ведёрка, 4 пластиковых бутылочки для конкурсов; венки и верёвка для игры.

Действующие лица: Девица Красная (ведущая), Иван Купала, Баба-Яга.

Праздник проводится на спортивной площадке.

Девица (встречает детей на площадке): — Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.

К празднику собиралась,

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня не простой.

Праздник волшебный, цветной.

В честь батюшки нашего главного

Ивана Купала славного!

Сегодня праздник огня, воды

и матушки Земли!

♫ «Ой вставала я ранёшенько»

Иван Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зелёного покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Начинается сенокос (для чего людям сено?), заготавливают целебные травы. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). Ну-ка, отгадайте загадки!

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.

Рос шар бел, Ветер дунул — Шар улетел.

Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички. (Ромашки)

Какую траву и слепой узнает?

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.

Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.

Белые горошки на зелёной ножке.

Ярко-синий, и пушистый
Он в хлебе родится, а в еду не годится.

Не шмель, и не пчела, а жалит.

Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами.

Не море, а волнуется.

Девица: А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов.

Пальчиковая игра «Наши алые цветки»

Наши алые цветки раскрывают лепестки

– дети складывают руки бутончиком и

Наши алые цветки закрывают лепестки

– складывают пальцы бутончиком

– наклоняю руки вправо, влево

– кладут сложенные ладошки под щёку.

*** Игра «Собери травы и цветы». Участвует группа детей (по количеству картинок). Дети под музыку собирают цветы и травы.

Девица: А теперь красны девицы, да добры молодцы, выходите и хороводную игру заводите.

Ой, купаленка,
Ночка маленька.
Я не спала,
Золотые ключи брала,
Зарю размыкала.
Роса медовая,
Трава шелковая,
Месяц увидал,
Ни слова не сказал.
Солнце увидало,
Ключи подобрало.

Девица: На празднике главным украшением была берёза. По народным представлениям, береза и ее ветви обладают особой растительной силой. В период начала расцвета природы дерево тщательно оберегалось: повсеместно существовал запрет «колошить»/ломать березу.

♫ «Во поле берёза стояла», выходит Берёза.

Девица: Берёзка девочек кричала, к себе призывала:
Берёза : – Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
Девица : Мы тебя, берёзка, не согнем,
На тебе веночки не завьем.
Берёза: – Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веточки совьюсь.
Завьёте венки зелёные –
Станете весь год весёлые.

Исполняют хоровод и завязывают разноцветные ленты.

Берёза: Слово « купала» происходит от — купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой. По старинным поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.) Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы.

Кикимора : Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею,
Положу я на обед
Вам вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купалы – обливай, кого попало. Я хоть и живу в болотной грязи, но и в ней водица имеется.
Берёза: А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник.
Киким. : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, Режим не соблюдает, вот и хворает. А это что за красавицы? Русалочки?! А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лешился, из-за своего обжорства.
Берёза : Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волос.
Киким. : Хорошо, где тут мои ножницы?!
Берёза : Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приз какой дала.
Киким. : А! Так я это мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.
Да шучу я, шучу. Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь!

***Проводится конкурс «Самая длинная коса».

***Эстафета «Перенеси воду». Участвуют по 5 человек от каждой группы. Стаканчиком перенести воду от линии старта до ведёрка, вылить воду в ведёрко и вернуться назад, передать стаканчик следующему, а самому встать в конец колонны.

Берёза : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.

*** Игра «Собери капельки дождя»

Участвуют дети младших групп. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки — начинается дождь (герои брызгают из бутылок).

***Игра «Попади в цель водой».

*** Игра «Пятнашки с водой»
Дети бегают по всей территории участка. Ведущие (взрослые) из водных пистолетов и брызгалок стараются «запятнать детей». Дошкольники уворачиваются от струй воды. На кого попала вода, считается пойманным

Девица: В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Ну, кто смелый, да умелый?!

Дети выстраиваются парами и со словами игры прыгают через крапивный костёр.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/09/07/ivan-kupala-folklornyy-prazdnik-na-vozdukhe

Читайте также:  Шоу русских опять праздник
Оцените статью