- Фольклорный праздник Иван Купала методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала» план-конспект занятия (старшая группа) по теме
- Сценарий праздника «Иван Купала»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Иван Купала» (фольклорный праздник на воздухе) материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник Иван Купала
методическая разработка
Летний праздник солнца, цветов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_kupala.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №23»
Автор — Музыкальный руководитель Гущина А.Л.
а). Формировать экологические убеждения;
б). Развивать отзывчивость, сочувствие ко всему живому;
в). Формировать интерес к народным песням, играм; пробуждать желание играть и танцевать, используя свои знания.
Во дворе беседка, украшенная цветами, травами. В беседке стоит стол на нём самовар. На столе приготовлены разные лечебные травки.
Ведущая. Ребята, мы пришли сюда в этот дом, чтобы вместе отпраздновать русский народный праздник «Иван Купала».
Посмотрите вокруг — как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики,
протяните свои руки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья и цветы, все
тянутся к нему.
Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»
Ведущая. День Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов, растений.
И мы с вами будем веселиться. А вон, глядите, парни и девчата пляску
русскую завели.
Хоровод «Как у наших у ворот»
Ведущая. Посмотрите, а на опушке чудо — избушка вся в травах стоит.
А знаете, кто в ней живёт?. бабушка — травница. Зайдём к ней в гости I
стучимся. Никто не отвечает. Давайте позовём её, она сегодня в лесу травку
целебную собирает.
Все: Ау! Бабушка — травница!
Бабушка — травница . Здравствуйте (кланяется). Проходите, родимые,
садитесь — гостями будете. I Дети садятся I
А теперь рассказывайте, что привело вас ко мне, не захворали ли вы?
Вижу — вижу, что здоровы, но малость устали, притомились с дороги.
Я чаёк заварю, чай не простой живительный. Этот чай вам силу придаст,
взбодрит. I Ставит самовар, трёт в ступке траву. /
Ведущая. Ой, бабушка, сколько у тебя трав! И каждой травке ты знаешь
название, и от каких болезней — недугов спасает?
Бабушка. Знаю, родимые, вот полынь для аппетита. Я её завариваю и даю
деткам, которые плохо кушают I показывает /. А вот листочки малины.
Хорош чай из малиновых листьев при простуде. А вот матушка — крапива,
она кровь останавливает. А это подорожник, к ранке приложу и ранка
заживёт . А запах какой у трав замечательный .. .! Подходит к детям, даёт
понюхать траву, подержать в руках. /
Ведущая. А наши детки, бабушка, тоже травки знают и лечились ими.
Бабушка. Вот интересно послушать. Расскажите, детушки. IДети
рассказывают /. А вот бы мне хотелось узнать, как лечатся наши старушки —
молодушки? Ведь они, я думаю, знают секреты трав. А иначе от чего им
такими молодыми быть? [Рассказывают бабушки /.
Бабушка. А у меня в корзинке травка красивая есть. Из неё можно и веночки
плести и хороводы водить. Заведём и мы хоровод. IРаздаёт травку детям и
бабушкам/
Хоровод с травами «На Ивана, на Купала»
Бабушка. А мои знакомые зайчики любят собираться на полянках, где
много травы и играют там в прятки. Смотрите, как много их прискакало на
полянку.
Танец «Заинька», ансамбль «Иван Купала»
Появляется Баба Яга на метле, танцует.
Баба Яга. Ага! Всё танцуете! Ивана Купала празднуете! А ну по местам все!
Кыш, кыш! [разгоняет метлой, все садятся на места /
Ишь, расшумелись! Видите — ли, травы они знают, к ранкам прикладывают.
К травнице в гости пожаловали. А ко мне даже не зашли. Да, кто же лучше
меня — самой Бабы Яги — травы знает?
Я! Я! Я все травинушки лесные знаю. Неверите? Шас, проверим!
Вот эта травка знаете для чего? / Хи-хи- хи / А чтобы у людей — животы
повздувались! А эта? Чтобы они облысели.
Бабушка. Не смей, Баба Яга, людей пугать! Они лекарственные полезные
травки знают, а другие трогать не будут!
Баба — Яга. Они, эти детишки и старушки лекарственные травы знают? Не
верю! Не верю.
Бабушка. Ну и зря.
Баба Яга. Шас проверим! Я нынче метлу новую делала. Никто же обо мне не
побеспокоиться. Самой всё приходится. По бурелому ходила, ветки собирала
и ногу свою ноженьку любимую поранила. Теперясь, вот такое дело — нога
болит, кровь бежит. Что мне поможет? Отвечайте! Кака — така трава?
Ведущая. Сейчас мы вылечим тебя, Яга! Вот у ребят узнаем, какой травкой
мы будем Ягу лечить?
Дети. Подорожником! / Прикладывают, завязывают/
Баба — Яга. И правда, хоть пляши!
Но плясать не могу — ещё один недуг мучает. Ох, мучаюсь животом.
Признаюсь, я ведь руки перед едой не мою! Живот болит, сил нет!
Ведущая. Ну, что друзья, поможем Яге? Чем Ягу напоить? Какую травку
заварить? / Отвечают дети, затем бабушки /.
Ведущая. Испей, Баба Яга.
Баба- Яга. И правда не болит! Совсем здоровая стала. Молодая. Ну,
красавица- писанная!
Ведущая. Ну раз у тебя ничего не болит .
Баба- Яга. А вот и не угадали — болит .
Ведущая. Опять болит? Что на этот раз? Вроде уже всю вылечили, помазали,
забинтовали, лекарства дали.
Баба Яга. Вот такая я хворая. Вот здесь у меня болит. / показывает /
Ведущая. Сердце прихватило?
Баба Яга. Стыдно сказать.
Ведущая. Да говори, уж, как есть.
Баба — Яга. Душа болит. По каяться хочу.
Ведущая. Ну, говори.
Баба Яга. Обидела я вас, а вы меня вылечили. Простите меня. Не хочу быть
злой, доброй быть хочу.
Ведущая . Как у нас здорово получилось! Яга хочет исправиться. Молодец,
Бабушка Яга. Значит, ты и играть с нами будешь?
Баба — Яга. Обязательно, буду! Хочу поблагодарить вас и всех расцеловать.
Играем в мою любимую поцелуйную игру.
«Поцелуйная игра», р. н. и .
Баба Яга. А теперя, я петь хочу! Г де наши артисты из сундучка? Уважьте
Ягу — подпойте, подыграйте, а можете и сплясать.
Расступись, народ, Яга плясать идёт!
Песни народного ансамбля «Сундучок»
Ведущая. А вы, знаете, что на Ивана Купала в игры играют, где говорится о дне и ночи, о заре — зарянице. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Русские народные игры: «Ремешок », «Заряни ц а»
Баба- Яга. Уж, какая я великодушная стала, сама себя не узнаю. Ну, так уж,
и быть. Открываю бесплатный аттракцион! Хочу прокатить вас на карусели!
Катание на к арусели
Баба — Яга. Теперя я вас лечить буду. Я вам тут крапивки приготовила.
Ведущая. Зачем, Баба — Яга?
Баба Яга. Сегодня Иван Купала, травы силу набирают. А мы крапивный костёр сделаем, а потом прыгать через него будем. Вот тогда все беды и ненастья вас минуют, уйдут и больше не придут. /Делают костёр /
Баба Яга. Кто самый смелый? Тогда я, я самая смелая! А ещё я очень хитрая, я на своём коне вмиг перелечу! /6ерёт метлу и перелетает /А вам слабо?
Каши мало ели? Тоже мне — Кешки — малоешки.
«Крапивный костёр» (Дети прыгают через крапивный стожок)
Баба Яга. Ну что чувствуете, как силушка прибавляется? То — то! С Ягой надо дружить, а вы . Я вас ещё не тому научу!
Баб ушка. А х, какой сегодня чудесный день вот и чаи поспел. «
Присаживайтесь на дорожку чайку попейте. Из каких трав чаёк всё расскажу.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/01/16/folklornyy-prazdnik-ivan-kupala
Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Сценарий праздника «Иван Купала»
Задачи:
· Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;
· Развивать интонационную выразительность речи;
· Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
· Вызвать эмоциональный отклик детей.
· Приобщить к обрядовой культуре.
· Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Иван Купала»
- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;
- Развивать интонационную выразительность речи;
- Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- Вызвать эмоциональный отклик детей.
- Приобщить к обрядовой культуре.
- Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
- Русские народные костюмы (сарафаны, рубахи, венки, косынки, шапки)
- Музыкальный центр с русскими народными песнями
- Костюмы для персонажей:
- Солнце (рубаха, желтый сарафан, солнце-ободок на голову)
- Вода (рубаха, голубой сарафан, накидка голубая)
- Баба-Яга (веник. )
- Кикимора
- Русские народные сарафаны и косынки, венки (у родителей), «речка» для танца «Иван-Купала»
- Колокольчик и платок (для игры «Гори-гори ясно»)
- Ленточки
- Костёр
На площадку под музыку «На Ивана на Купала…» выходят « Солнце » и «Вода»
Солнце : Здравствуйте, дети! Узнали нас?
Я — «Золотое яблочко по небу катаюсь,
С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).
Это я, Солнышко, теплое, яркое.
Вода : А я — и туча и туман,
И ручей, и океан,
И стекляшкой быть могу» (ответы детей).
Я — Водица прохладная, в жару самая желанная.
Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?
1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки
Все усердно заплетают из цветов и трав венки.
2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,
Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.
3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем —
Пусть сгорает зло до тла!
4 ребенок : Это праздник лета, солнца,
Праздник лета и тепла!
5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-
Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!
Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала — это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.
Солнце : На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да песни пели!
Вода : Приглашаю детвору
На весёлую игру!
В ручеек все становитесь!
Выбрать пару не ленитесь!
Ручеек (музыка: Пелагея «В горнице моей светло…»)
Солнце: Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем
Игра «Гори-гори ясно!»
Солнце: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.
Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.
Выбегают Баба Яга и Кикимора (музыка Руслана «Дикие танцы»)
Солнце и Вода : Ой-ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы?
Баба Яга : А отгадайте наши загадки — обманки, тогда узнаете:
В избе на куриной
Нечистая сила: Василиса Премудрая .
Кикимора : В дремучем лесу, на болоте
Меня вы непременно найдете.
Не рыбка я, и не лягушка,
Баба Яга моя подружка.
Нечистая сила : Снегурка
Баба Яга : Кто здесь про цветок волшебный говорил?
Кикимора : Кто про клад вспоминал?
Солнце : Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Иван Купала!
Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!
Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!
Игра «Бабка Ёжка»
Баба Яга стоит в центре, дети ходят вокруг нее и дразнят:
Бабка-Ёжка, костяная ножка
С печки упала, ножку сломала
Пошла на улицу — раздавила курицу
Пошла на базар – раздавила самовар!
Дети разбегаются, Бабка Ёжка их догоняет, легко касаясь ребенка метлой. Тот ребенок, которого задели, должен остановиться и принять интересную позу – замереть. После игры Бабка Ёжка говорит, какой у нее получился замечательный сказочный лес.
Вода: Слышу песни девушек прекрасных. Ах, как прекрасны их голоса!
На Ивана, на Купалу
Песня девичья звучала.
Я не стану до утра
Развлекаться у костра!
Сяду, сяду под кусточек
И сплету себе веночек.
Ты плыви, плыви венок,
На далёкий бережок,
Там, где чистая водица,
Там, где сокол мой кружится.
В руки к молодцу, дружок,
Доплыви же мой венок
Танец девушек «Иван Купала»
Кикимора: А я, чур, через костер прыгать буду!
Игра «Перепрыгни через костёр»
Баба Яга: Не нужен никакой клад, коли в доме лад.
Вода: На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Солнце : Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Хоровод «Во поле березка стояла». Дети повязывают ленточки на ветки березы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный летний праздник «Иван Купала» был проведён в конце июня прошлого года.
Сценарий праздника Иван купало ДОУ, разработка представлена на старший дошкольный возраст, соответствует требованиям ФГОС, может быть интересна как для опытных педагогов так и для молодых специалистов.
Данный сценарий был реализован и имел успех у детей.
Цель:- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.- Вызвать эмоциональный отклик детей.- Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана.
Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель : Знакомство детей с летним народным праздником летнего солнцестояния древнего происхождения. Задачи: — Познакомить детей со старинными русскими обычаями . — Развивать положительные эмоции .
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/03/stsenariy-folklornogo-prazdnika-ivan-kupala
«Иван Купала» (фольклорный праздник на воздухе)
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupala-stsenariy.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
(фольклорный праздник на воздухе)
Цель : формировать интерес к народной культуре.
- Знакомить с обычаями народного праздника Иван Купала.
- Развивать интонационную выразительность речи, двигательную активность детей через хороводы, народные игры.
- Вызвать эмоциональный отклик детей.
Предварительная работа: беседы о народных летних праздниках, разучивание текстов игр, песен.
Оборудование: компьютер, музыкальные фрагменты: «Во поле берёзка стояла», «Купола Ивана Купалы», весёлых народных мелодий для конкурсов; 2 таза с водой, 2 пластиковые тарелки, 2 ведёрка, 4 пластиковых бутылочки для конкурсов; венки и верёвка для игры.
Действующие лица: Девица Красная (ведущая), Иван Купала, Баба-Яга.
Праздник проводится на спортивной площадке.
Девица (встречает детей на площадке): — Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды
и матушки Земли!
♫ «Ой вставала я ранёшенько»
Иван Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зелёного покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Начинается сенокос (для чего людям сено?), заготавливают целебные травы. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). Ну-ка, отгадайте загадки!
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
Рос шар бел, Ветер дунул — Шар улетел.
Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
Какую траву и слепой узнает?
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
Белые горошки на зелёной ножке.
Ярко-синий, и пушистый
Он в хлебе родится, а в еду не годится.
Не шмель, и не пчела, а жалит.
Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами.
Не море, а волнуется.
Девица: А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов.
Пальчиковая игра «Наши алые цветки»
Наши алые цветки раскрывают лепестки
– дети складывают руки бутончиком и
Наши алые цветки закрывают лепестки
– складывают пальцы бутончиком
– наклоняю руки вправо, влево
– кладут сложенные ладошки под щёку.
*** Игра «Собери травы и цветы». Участвует группа детей (по количеству картинок). Дети под музыку собирают цветы и травы.
Девица: А теперь красны девицы, да добры молодцы, выходите и хороводную игру заводите.
Ой, купаленка,
Ночка маленька.
Я не спала,
Золотые ключи брала,
Зарю размыкала.
Роса медовая,
Трава шелковая,
Месяц увидал,
Ни слова не сказал.
Солнце увидало,
Ключи подобрало.
Девица: На празднике главным украшением была берёза. По народным представлениям, береза и ее ветви обладают особой растительной силой. В период начала расцвета природы дерево тщательно оберегалось: повсеместно существовал запрет «колошить»/ломать березу.
♫ «Во поле берёза стояла», выходит Берёза.
Девица: Берёзка девочек кричала, к себе призывала:
Берёза : – Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
Девица : Мы тебя, берёзка, не согнем,
На тебе веночки не завьем.
Берёза: – Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веточки совьюсь.
Завьёте венки зелёные –
Станете весь год весёлые.
Исполняют хоровод и завязывают разноцветные ленты.
Берёза: Слово « купала» происходит от — купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой. По старинным поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.) Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы.
Кикимора : Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею,
Положу я на обед
Вам вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купалы – обливай, кого попало. Я хоть и живу в болотной грязи, но и в ней водица имеется.
Берёза: А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник.
Киким. : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, Режим не соблюдает, вот и хворает. А это что за красавицы? Русалочки?! А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лешился, из-за своего обжорства.
Берёза : Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волос.
Киким. : Хорошо, где тут мои ножницы?!
Берёза : Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приз какой дала.
Киким. : А! Так я это мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.
Да шучу я, шучу. Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь!
***Проводится конкурс «Самая длинная коса».
***Эстафета «Перенеси воду». Участвуют по 5 человек от каждой группы. Стаканчиком перенести воду от линии старта до ведёрка, вылить воду в ведёрко и вернуться назад, передать стаканчик следующему, а самому встать в конец колонны.
Берёза : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.
*** Игра «Собери капельки дождя»
Участвуют дети младших групп. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки — начинается дождь (герои брызгают из бутылок).
***Игра «Попади в цель водой».
*** Игра «Пятнашки с водой»
Дети бегают по всей территории участка. Ведущие (взрослые) из водных пистолетов и брызгалок стараются «запятнать детей». Дошкольники уворачиваются от струй воды. На кого попала вода, считается пойманным
Девица: В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Ну, кто смелый, да умелый?!
Дети выстраиваются парами и со словами игры прыгают через крапивный костёр.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/09/07/ivan-kupala-folklornyy-prazdnik-na-vozdukhe