- Весеннее развлечение. Фольклорный праздник для подгот группы. материал (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Фольклор. Сценарий обрядового действия Закликание весны. Празднования Сороки. материал по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весеннее развлечение. Фольклорный праздник для подгот группы.
материал (старшая группа) на тему
«Приди, весна!» Фольклорный праздник для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklornyy_prazdnik_podgotov_gr.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Встреча Весны» с детьми 6 – 7 лет
Оборудование и атрибуты. Для детей: сарафаны, кокошники, бусы, рубахи, шапочки весенних птиц, яркие платочки для девочек, шапочка для Солнышка. Музыкальные инструменты: бубенцы, шумовики, деревянные ложки. Сюрприз – каравай от Солнышка. Лоток для музыкальных инструментов. Ведра для колодца, тучка — поливайка. Костюм для ведущей – сарафан, для Весны – сарафан, блуза, ленточка на голову.
Персонажи: Весна – взрослый, весенние месяцы, дождик, скоморохи, солнышко – заранее подготовленные дети.
Звучит музыка. Ребёнок под музыку входит в зал.
Ребенок. Сегодня здесь весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться,
И смеяться, и резвиться.
Дети под русскую народную музыку заходят в зал и рассаживаются свободно на стулья.
Ведущая. Вот и кончилась зима. Наступила весна. Ребята, назовите ее приметы.
(дети выходят в центр зала и называют приметы)
- В марте плывут облака быстро и высоко – к хорошей погоде.
- Гром ранней весной перед холодом.
- Если дятел стучит в марте, то весна будет поздней.
- Из берёзы течёт много сока к дождливому лету
Ведущая. Весну встречают несколько раз. Первый раз в конце февраля или в начале марта, когда устраивают гулянья, игры, ходят в гости. Это праздник Масленица. На масленичной неделе катаются на санях со снежных гор, разъезжают на тройках коней, угощаются блинами, прыгают через горящие костры, чтобы жар огня уничтожал в душе человека зло, холод, недоброе, так как огонь — символ очищения. Сжигают и соломенное чучело — символ торжества над стужей и холодом, оставшимися позади зимними морозами. В последний день масленицы, в воскресенье, просят друг у друга прощенье за обиды. Второй раз встречают весну в конце марта. Поют заклички — веснянки, ждали прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других. Взрослые пекут из теста образы птиц, и целый день дети бегают с ними, зазывая весну и тепло.
Вед . Давайте поиграем в игру «»Птицелов»
Игра «Птицелов». Дети в шапочках весенних птиц под музыку «летают» между игроками, стоящими в кругу, держащимися за руки – «клетка». С окончанием музыки игроки, изображающие «клетку», опускают руки, стараясь не выпустить «птичек». Выигрывают самые ловкие игроки.
Заранее подготовленные дети исполняют заклички.
Дети. Ласточка – ключница,
Вылети с Заморья,
Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Ведущая. Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба.
Заранее подготовленные дети исполняют закличку «Весна».
Дети. 1. Весна, весна красная,
Весна, весна ясная,
Приди весна, с радостью,
Приди весна с милостью.
2. С солнцем горячим,
С дождем обильным.
В наш родной край!
Появляется персонаж Весна-взрослый , с ней трое детей – весенние месяцы.
Весна. Я — Весна, Весна красная!
Пришла я к вам с радостью,
С радостью, с милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Пришла я к вам не одна. Со мною и весенние месяцы пришли. Первый месяц – Март-протальник.
Март. В марте солнышко печет,
В марте с крыш вода течет,
И расцвел подснежник в срок –
Первый мартовский цветок
Звучит народная песня «Веснянка».
Весна. Второй месяц – Апрель -снегогон, ведет весну воды, проливаются первые весенние дождички. Я Весна — хозяйка должна землю умыть, последний снег растопить. Весенние дожди пролью на леса, на поля, на луга. Весна поливает вокруг из самодельной тучки (с брызгалкой).
Дождь. (заранее подготовленный ребенок)
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай!
Будет и малина, и рябина,
А в лесу вырастут грибы,
В огороде — бобы,
В поле вырастет рожь,
А в саду всякую садовинку соберешь.
Мой дождь теплый, веселый, добрый.
Апрель. Последний снег в апреле тает,
Все рады солнцу и весне.
Весна в апреле прилетает
С веселой ласточкой к тебе.
Ребенок. Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний день березовой
Зальется пеной розовой.
А. Т. Твардовский
Весна. Последний месяц весны – Май — травень, месяц зеленой травы и душистых цветов.
Май. Май леса наряжает, Лето в гости ожидает.
Ведущая. И для мая мы песню споем.
Звучит хоровод «Вёснушка – весна»
Весна. Молодцы, ребята! Вижу, что вы знаете стихи и песни о весне.
Вбегают скоморохи под русскую народную мелодию.
1-ый скоморох. Как при сказочном царе,
Шли веселою гурьбой скоморохи.
2-ой скоморох. Нес Иван большой барабан (показывает и играет).
1-ый скоморох. А Игнат — крепкий канат.
2-ой скоморох. Что за славный денек!
Кто частушки поет?
Дети исполняют частушки.
1-ый скоморох. Сядем рядышком на лавку,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки,
Кто смышленый — поглядим.
Ни зверь, ни птица, под снегом таится,
Весна придёт – побежит, запоёт. (ручей)
2-ой скоморох. На проталинке лесной, огонёк горит весной,
Огонёк не смелый, как снежинка белый. (подснежник)
1-ый скоморох. Дни погожие не редки, греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки, на ветвях набухли…… (почки)
2-ой скоморох Веселиться весь народ – льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год наблюдаем…………. (ледоход)
1 скоморох: А теперь скорей вставайте,
Да в игру «Гори, гори ясно» с нами поиграйте.
Игра «Гори, гори ясно»
Ведущая. Спасибо вам за игры.
Весною вся природа оживает,
И русская березка нам кивает.
Вокруг березки мы пойдем,
Хоровод наш заведем.
И тебя, весна, будем по кругу водить,
Дети поют песню Т. Попатенко «Ай, да береза» и водят хоровод вокруг березы.
Ведущая. Березка одарила нас яркими платочками.
Весна. Эти яркие платочки,
Как весенние цветочки.
Ведущая. Девочки платочками помашут,
Да для нас они спляшут
Танец «хоровод» (девочки танцуют)
Весна. Нравится мне у вас, ласково встречаете. Пусть я буду подольше в памяти вашей. Подарю вам свои приметы. Слушайте:
Март сухой, да мокрый май —
Будет каша да каравай.
1-ый скоморох. Посеешь в пору — соберешь зерна с гору.
2-ой скоморох. Весенний дождь лишним не бывает.
Ведущая. А мы тоже в долгу не останемся. Стихи и пословицы расскажем. Послушай — те ка нас!
СТИХИ: Ждёт земля травы – обновы,
Просит влаги и тепла.
А весна помочь готова,
С добрым сердцем подошла.
Целый день весна хлопочет,
Гонит в реки ручейки.
На деревьях греет почки:
Принимает стаи с юга,
Расселяет по лесам,
Слышен гам по всей округе,
Строят гнёзда тут и там.
Не спеша, походкой важной
Грач обходит огород,
А в полях, по чёрной пашне
Стая галочек снуёт.
Все старались, все трудились:
Люди, птицы и весна,
И земля преобразилась –
Как красавица она!
Все в цветах её наряды,
Зелень – шёлковый платок!
Для земли весна – отрада,
Каждый солнечный денёк!
Вед . Теперь пословицы послушай:
- В марте вода, в апреле трава.
- В марте и на корыте уедешь (бездорожье)
- Журавли летят высоко – к ненастью.
Весна. Издавна на Руси любили веселиться.
Как музыка заиграет,
Эй, музыканты игровые,
Ударьте в струны
Оркестр — дети играют на музыкальных инструментах под русскую плясовую.
Весна. Изгоним же последней стужи след из наших душ и обратимся к солнцу!
Все. Солнышко, солнышко,
На темные лесочки,
На сырые борочки,
На речку, на поля,
На зеленый огород
Ведущая. Пусть будет славный урожай — рожь и жито,
Чтоб всем было сыто!
Появляется Солнце — ребенок с караваем.
Солнце. Я Солнышко лучистое,
Тепло и свет несу.
Улыбки возвращаю вам
Ведущая. Спасибо, Солнышко.
Мы весну, ребята, встретили,
Танцевали и играли.
Нам с весною было весело,
И она осталась с нами!
Скоморохи: Ну и нам пора прощаться, всем счастливо оставаться.
Дети под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник построен на основе русского фольклора: хороводы, небылицы, потешки, частушки, заклички, народные игры.
Праздник построен на основе русского фольклора: хороводы, небылицы, частушки, народные игры.
Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки.
Очень часто за событиямиИ за сутолокой днейСтарины своей не помним, Забываем мы о ней.
«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст).
Учить детей чувствовать и любить родную природу, родную землю, свой народ.
Обобщение знаний учащихся о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях и культуре русского народа.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/03/02/vesennee-razvlechenie-folklornyy-prazdnik-dlya-podgot
Фольклор. Сценарий обрядового действия Закликание весны. Празднования Сороки.
материал по теме
Фольклор.
Сценарий обрядового действия Закликание весны, птиц.
Празднования Сороки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soroki_scenariy_glavnyy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
празднования СОРОКИ, СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта).
Обрядовое действие Закликание весны, птиц
Автор: Костина Олеся Витальевна
Действующие лица в русских народных костюмах:
мать, дочь, 1,2 мальчик, 1,2 девочка, 1,2 девушка, 1,2 парень
Оформление: солнце, изгородь, плетень, дом, деревца, холм
Реквизит: печеные жаворонки, пирог (хлеб), рушник, сумка, 2 скворечника, молоток, гвозди, 40 щепок,
Свет: с синего фона (ночь) плавно добавляется красный (ранний рассвет)
Выбегает из дома в исподней (ночной) рубахе босиком 1 ребенок (имитируя ) холод топчется и начинает выбрасывать щепки в процессе кричит:
1 мал: Эй, ……………… где тебя носит?!
Пора зимние путы с матушки- Земли срывать, … а то я «дубу даю»
Выбегает 2 мальчик со словами
2 мал.: Погодь,… бегу…. (выбегает, начинают бросать щепки, спрашивает у первого)
Точно, 40 наломал?
1 мал. Сорок……сорок, ….. как раз по числу Святых мучеников
2 мал.: ( дрожит) Холодно-то как……
1 мал. Ежели в Сороки морозный день – знать впереди еще 40 морозов.
2 мал.: Посрывали оковы, побёгли мамке-то скажем…
с криком «Мааааам» убегают, заскочили в дом
в этот момент мать выходит на улицу, со словами
Мать: Молодцы, ребятушки, добро дело сделали!
Землицу от зимы освобождаете, весну приближаете!
Мать: направляется к возвышенности – холму . Уж Солнце встает
Пора попросить благословения у матушки Земли да у весны-красны.
Дочь: (догоняя мать) А где моя сума?
Мать: У меня,…. догоняй
Придя, вытаскивают из сумки хлеб и рушник, расстилают его на земле (или держат в руках) все со словами
Дочка: Сорок мучеников святых от язычников римлян смерть приняли…
Сороками жаворонками прилетят, да весну принесут….
Свет: Выход солнца
Они встают, небольшая пауза, клонясь на восток в землю, затем произносят слова
Мать: Благослови, Мати,
Дочка: Вот тебе, матушка-весна!
Вот тебе, матушка-весна, ржаного хлебца.
Все оставляют, возвращаются домой к околице.
В это время с разных сторон сцены выходят группы ребят: 2 девочки (в руках печеные жаворонки), 2 девушки (держат куколок), 2 парня (каждый держит скворечники). Девочки вприпрыжку подбегают к мальчикам, которые стоят около своего дома, хвастают своими жаворонками:
1 дев.: Посмотри, какой …. С хохолком (нюхает )…. А душистый……
2 дев.: Смотри, как крылышки выпечены, … каждое перышко видно….
1 дев.: А ваши птички…Где? Нету…? Мамка не дала?
2 дев.: Да ну их, побежали Жаворонков … да весну закликать….
Мальчики Хором : Маааам (бегут к матери, та стоит с подносом,
Мать: Разбирай. ….. Всю ночку пекла…. Всем хватит!
Парень 1: Ну-ка ребятня, …..ступайте кликать весну!
Дети накалывают на палки жаворонков и разбегаются в разные стороны по сцене и в зр.зал, высоко держа жаворонков оставляют их на разного рода возвышенностях (копнах, ветках, крыше, холмах и пр. ) затем возвращаются
Парень 2: А нам пора гостей встречать!
Парни отправляются к деревьям, мать им вслед
Мать: Право дело делаете!
На сорок мучеников сорок птиц прилетает.
Парни «вешают» скворечники на деревья приговаривая
Парень 1: Красавица, весна!
Птичий домик у нашего окна
Парень 2: Скоро в домике будет веселье.
У крылатых жильцов – новоселье!
Девушка 1: Увидел скворца – весна у крыльца.
Девушка 2: На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек.
Дочь: Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.
Парни, повесив скворечники подходят к девушкам
Парень 1: Грач на проталину, скворец – на прогалину.
Парень 2: Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
все заводят хоровод, по очереди произнося четверостишие, а дети, сказав свои слова,
Девушка 1: Приди к нам весна,
Со радостью,
Со великой к нам
Со милостью!
Парень 1: Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Девушка 2: Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
Парень 2: С грушами, со яблоками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой
1 мал.: «Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
1 дев.: Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Приносите нам Весну Красну,
Красну солнышку,
Теплу гнездышку!
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
2 мал.: Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом
Связаны поясом.
Чу-виль-виль
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
2 дев.: Где ты, солнышко, проснись!
Где ты, скворушка, вернись!
Сыпать снег зима устала,
Кап-кап-кап! Весна настала.
сказав слова, выбегает из хоровода, бежит туда, где оставил своего жаворонка, забирает его и возвращается в хоровод
Дочь: ……… Идет матушка-Весна, отворяй ворота!
Первым март пришел, белый снег сошел!
Солнышко, выгляни! Красное, высвети!
К нам на нивку иди
Ладить косы и серпы.
Мать: Ребята!? Кто будет первым в этом году бросать зерна в оттаявшую землю на поля нашего совхоза?
Парни и мальчики хором (или по очереди): Я буду!
Дочь держит поднос в руках, на котором лежат печеные жаворонки, мать обращается к парням:
Мать: А жавороночек скажет, кто это будет.
Парни и мальчики берут жаворонков, разламывают их и едят, одному попадается с зернышком зернышко.
Мать: Быть тебе первым засевальщиком!
Дочь: А головушки жаворонков не съедайте…. оставляйте, я пойду их коровам-то отдам, … чай и им благополучие будет с весною
Парни ей отдают головы жаворонков и уходит за кулисы
Мальчики- сыновья отдают матери голову жаворонка со словами
1 мал.: На-ко, мама, тебе голову от «жаворонка»: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был.
1 мал.: Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был.
Девушка 1: И мы пойдем весну гукать,
Девушка 2: да гадать
Дочь: да весняночек матсерить
Девушки и девочки уходят к холму гадать, садятся и причитают
Девушка 2: Весна, весна, что ты нам принесла? У-у-у! —
Девушка 1: Весна красная,Долгожданная
Дев. 1: Где же ты долго Так бродила? — У-у-у!
Дев 2 : Приди, весна, с милостью! У-у-у!
В птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., и по тому, что кому достанется, «узнавали» о предстоящей участи: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, щепка — гроб.
Что за славный денек!
Собирайся, народ, в хоровод!
Станем кругом ходить
Да весну веселить.
Хоровод заведем.
Дружно все запоем Песню любо пропоем.
Дети ведут хоровод, поют русскую народную песню «Как по травкам по муравкам». Во время исполнения хоровода все двигаются хороводными орнаментальными построениями: «круг», «змейка», «капуста», «ручеек», «плетень».
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, с радостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило!
Ручейки на улице
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают,
И летят, и летят.
Расцвели подснежники
Да в леске, да в леске.
Скоро всей земелюшке
Быть в венке, быть в венке.
Ой, солнышко-батюшка,
Угоди, годи!
Уроди, уроди!
Ведущий.
Пришла весна! Пришла к нам
С радостью, с радостью,
С превеликой к нам милостью
На урожай богатый
Да на хлеб насущный!
И помните, что один весенний день
Год кормит!
Весну красную мы встретили,
Да как праздник к нам пришел, не заметили.
Под веселый перепляс
Распрощаемся сейчас.
Действие: На берегах рек раскладывали костры, водили хороводы. прославляли весну:
И, наконец, при всеобщем ликовании сжигали чучело Мары — олицетворение смерти и зимы.
Дети (поочередно).
Веселитеся, подружки,
К нам весна скоро придет,
Весна придет,
Солнце взойдет.
Сгонит снежки
С гор белой мороз,
Разольются быстры речки,
Все мелкие, да ручейки.
Расцветут в поле цветочки,
Все ракитовы кусточки.
А на этих на кусточках
Мелки пташечки поют.
Промежу этих кусточков
Мы по травушке пойдем.
Мелким пташкам, канарейкам
Женщина всем Ребятам вручает куколки -веснянки
До свидания, гости дорогие!
По обычаям российским
От души поклон вам низкий!
На Сороки день с ночью меряются.
Сорок сороков птиц на Сороки прилетают.
На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.
Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
Если на крышах еще лежит снег, то и до начала апреля будет снег.
А если прилетели птицы, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства.
С крыш домов сбрасывали снег, талою водою поили больных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал содержит разработку урока по теме «Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни», презентацию к уроку, аудиозаписи русских народных календарно-обрядовых песен, тексты песен.
Урок знакомит учеников с народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками.
Данная презентация поможет учителю сделать урок интересным, наглядным, познакомит школьников с текстами календарно-обрядовых песен, а также с яркими образцами русской живописи,темой которых стали связ.
Сценарий праздника с элементами обрядовых действий «Раз в крещенский вечерок девушки гадали. «.
Бинарный урок теоретического отделения и фольклорного ансамбля «Любысток» явился результатом творческого поиска новых методов работы преподавтелей музыкального отделения лицея искусств. Форм.
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
Устное народное творчество — это истоки культуры нашего народа, в котором заложены его духовно-нравственные ценности. Обрядовая культура постепенно уходит из нашей жизни: уже нигде не увид.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2013/04/10/folklor-stsenariy-obryadovogo-deystviya-zaklikanie