Сценарии праздника русских посиделок

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» (средняя группа)

Татьяна Митрофанова
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» (средняя группа)

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.

Познакомить детей с внутренним убранством избы, с предметами обихода,

с традициями наших предков.

1. Продолжить знакомить детей с традициями русского народа;

2. Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, отмечать их пользу и красоту;

3. Развивать интерес к русским народным играм, забавам;

4. Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь.

Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовёнок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты.

Ход занятия

Хозяйка: Ой вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добрые молодцы,

Здравствуйте, красные девицы!

С порога поспешите,

В избу проходите устраивайтесь по удобней.

Хозяйка: Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки,рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались русскими посиделками. И у нас с вами сегодня посиделки.

Хозяйка: Начинаем мы без спешки,

И расскажем мы потешки (Дети читают потешки)

Ребенок: Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Ребенок: Раз, два, три, четыре, пять.

Наденем на ножки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Ребенок: Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Хозяйка: Молодцы ребята, много потешек знаете.

А вы знаете ребята, что главное место в избе занимает печь?

Её всегда ставили посреди избы. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.Даже загадка о ней есть: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник. Это очень трудная и ответственная работа. А вот Степан нам прочтет стихотворение, что готовили в печи.

Ребенок: У хозяев гордость – печь

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка

Хозяйка: Мои милые ребятки отгадайте — ка загадки!

— Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких. (Ложках)

— Что за черная, железная нога

В уголке стоит у печки … (Кочерга)

— Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка)

Хозяйка: Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришли матрешки

Песня – танец «Мы веселые матрешки»

Хозяйка: Ребята, а раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогал хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

– А вы дружные ребята? (Да)

– Давайте позовем домовенка Кузю.

(Хлопают в ладошки)

Кузя. Здравствуйте, ребята! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные?

Дети : У нас здесь русские посиделки.

Кузя. А я хочу с вами поиграть в игру. Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем ей их собрать.

(Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)

Хозяйка: Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.

Кузя: Я вам подарки принес ложки деревянные, расписные.

Ну-ка добрые молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.

Хозяйка: А вот чай ребята, готовили в самоваре. Где в нашей избе самовар? Смотрите какой он замечательный. А вот Соня знает стихотворение про самовар.

Ребенок : На высокой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке.

Самовар стоит, словно жар горит.

На ребятушек поглядывает:

— «Ребятишек он встречает,

Сладким чаем угощает»

Хозяйка: Действительно по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. Ребята угостите гостей.

Сценарий праздника к Дню матери «Мамочка моя» (младшая группа, средняя группа) Цель: -Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. — Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Сценарий фольклорного развлечения для разновозрастной группы в детском саду «Осенние посиделки на Покров» «Осенние посиделки на Покров» (Сценарий фольклорного развлечения для разновозрастной группы в детском саду) Ход развлечения: Хозяйка: Ой,.

Сценарий музыкального фольклорного развлечения для средней группе «Весенние посиделки» • ЗАДАЧИ: — Продолжать знакомить детей с фольклором; продолжать знакомить детей с традицией русского народа – посиделками. — Формировать.

Сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы «Весенние посиделки» Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора. Задачи: — развитие активного восприятия музыки посредством.

«Праздничные посиделки». Сценарий фольклорного праздника, посвященного 8 Марта Воспитатель: Клинкова Е. А. «Праздничные посиделки» Цель: • Расширять кругозор детей. • Способствовать приобщению к традициям русской народной.

Сценарий фольклорного праздника «Святочные посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Святочные посиделки» в старшей группы Составили :Суняйкина Т. Л. воспитатель, Медведева Н. А. руководитель.

Сценарий фольклорного развлечения «Рождественские посиделки» в старшей группе Цели: 1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, 2. Воспитывать любовь и уважение к.

Сценарий коллективного развлечения педагога психолога на основе метода фальктерапии «Посиделки. Мы люди русские» Сценарий коллективного развлечения «Посиделки» «Мы люди русские» на основе фальктерапии Заключительное мероприятие недели психологии Составил:.

Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки» Описание материала: сценарий развлечения предназначен для детей средней группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре.

Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки» Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: — Продолжать.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-ruskie-posidelki-srednja-grupa.html

Сценарий фольклорного праздника «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
методическая разработка по теме

Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев.

Скачать:

Вложение Размер
posidelki_u_russkoy_pechi.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр Детского Творчества»

Подготовила: Болтышова О.В., педагог д/о

Объединение: «Доброе слово»

Цель: расширить знания воспитанников о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.

Участники: воспитанники МБОУДОД «ЦДТ»

Оформление: презентация «Русские посиделки»

Оборудование: мультимедийное оборудование

Ответственный: Болтышова О.В.

Продолжительность: 45 минут

фольклорного праздника «Русские посиделки»

Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
Ребенок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.

(русская народная песня «___________________________»)

Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.

1 .Стоит девица в избе,

А коса – на дворе (печь)

Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!

(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)

Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.

(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)

Хозяйка: Ванюшу разбудили.

(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)

Ай люли, люли, люли,

Стали гульки ворковать,

Мово Ваню забавлять.

(Хозяйка положила младенца в люльку)

Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.

(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)

Хозяин: Заходите, гости дорогие!

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.

так на пороге встречать.

Рады видеть вас у печки,

Без неё и дом пустой.

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

На печи всё красно лето,

У печи и сплю, и ем».

(Гости низко кланяются печке.)

Хозяйка, что есть в печи –

всё на стол мечи.

Гости дорогие, чем богаты –

(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Вот они румяные на столе лежат,

С мясом и повидлом,

(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)

Вот он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

(Кушайте, гости дорогие.)

Гости: Спасибо, хозяйка.

(Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)

Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!

Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!

(Из-за печи выходит Домовой)

Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я — Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.

  1. Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
  2. Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
  3. Четыре братца под одной крышей живут (стол)
  4. Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
  5. Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
  6. Сама не ест, а всех кормит (ложка )

Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках -мальчики)

Ведущий: И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)

  1. У осы не усы, не усищи, а усики.
  2. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  3. Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его, да ешь.

Во время пения, при словах «высокинрький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».

2 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)

Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!

Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме «Фольклор».

конспект фольклорного занятия «Посиделки» 1-4 класс.

Фольклорный осенний праздник «Деревенские посиделки» позволяет не только изучать историю русского народа, но и самим детям почувствовать себя жителями старой русской деревни, используя речь своих праб.

Подробный конспект заключительного урока литературы в 5 классе по теме «Фольклор» Урок построен в игровой форме.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки».

Сценарий фольклорного мероприятия в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»: «Выхинские посиделки на завалинке».

Сценарий для воспитателей и музыкальных руководителей по фольклору.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2012/12/07/stsenariy-folklornogo-prazdnika-russkie-posidelki

Сценарий фольклорного досуга «Посиделки — праздник души»

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ Школа №1538 Дошкольное отделение «Кораблик»

Воспитатель: Ефимова Ирина Евгеньевна

Цель: Обобщать знания у детей о русской народной культуре. Создать радостное настроение.

1. Познакомить с историей и традициями русского народа, с русским народным костюмом;

2. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси;

3. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа.

Словарная работа: названия русского народного костюма (рубаха, косоворотка, картуз, кокошник, сарафан, сорочка, пояс).

Материал и оборудование:

— Декорации:русская изба и печь, столы, скамейки, полотенца, салфетки, коврики;

— Русские народные костюмы, деревянные ложки, бубен, платочки, клубочки ниток, музыкальное сопровождение;

— Для чаепития: самовар, чайная посуда, каравай, пироги, баранки, чай.

-Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов.

-Знакомство с семантикой народного орнамента.

Зал украшен элементами русской избы: на стенах развешаны рушники, стоит стол, накрытый скатертью с самоваром и сушками. В зале сидят дети. Выходит Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: На завалинках, в светелках

Иль на бревнышках каких,

Пожилых и молодых.

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как детишки.

Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах:

1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие!

Маленькие и большие!

Мы пригласили вас сегодня

На посиделки русские.

2 ребенок: Жива традиция, жива!

От поколенья старшего

Пришли обряды и слова

Из прошлого из нашего.

3 ребенок: Что за славный денек,

Будем петь и шутить,

Будем всех веселить.

4 ребенок: Мы по улице гуляли,

Где веселый народ —

Тут и будет хоровод!

Русский народный танец

Хозяюшка: Посмотрите на русский народный костюм. Во что они одеты?

Рассматривание русского народного костюма на детях

Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась сбоку (рубаха с косым воротом). Воротник — крохотная стойка. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды (показ).

— Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка)

— Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.)

Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком.

Раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили рубахи, которые называются сорочками. Поверх сорочки надевали длинный сарафан.

Это праздничный сарафан (показ.) Сарафан — длинное платье на бретелях считается русским женским костюмом. Сарафаны были приталенные и широкие. Он украшен красивой тесьмой.

На голове старинный русский головной убор — кокошник (показ). Это гребень в виде округлого щита вокруг головы разной формы, который украшали лентами, бисером, бусами, жемчугом. Он считался праздничным и даже свадебным головным убором.

А мы с вами сейчас так одеваемся? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше.

Хозяюшка: У меня есть старинный сундук, послушайте загадку и узнаете отгадку:

Я длинная и тонкая

И смотана в клубок,

Сбежала от котенка я

В укромный уголок. (Ниточка)

Хозяюшка: Приглашаю детвору на веселую игру. У меня в сундучке лежат запутанные клубочки.

Игра «Смотай нитки в клубок»

А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать? Выходят три девочки. Девочкам даются распутанные клубочки ниток. Их задача смотать нитки в клубочек.

Будет музыка играть

Надо ниточку в клубок смотать.

А кончит играть,

Значит хватит вам мотать.

Понятно ли такое задание?

Ребенок: Золотая хохлома!

Лучше нет подарка.

Звонкие да яркие!

Хозяюшка: А что добры – молодцы призадумались? И для вас есть игра – забава!

Игра ложкарей под русскую народную песню (мальчики)

Хозяюшка: А теперь ребятки, другая загадка:

В этой молодице прячутся девицы.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые. (куклы — неваляшки).

Весь народ глядит в окошки,

Танцевать пошли матрёшки.

От меня платочек.

Танец «Куклы неваляшки» девочки в косынках и с платочками

Всем известно, в старину любили петь частушки:

Как известно всем подружки

Мастерицы петь частушки.

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Девочки встают с одной стороны зала.

И вы, парни, не зевайте,

А девчатам помогайте.

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка!

Добры молодцы идут

Мальчики встают с другой стороны зала.

Дети исполняют частушки:

Эй, девчонки, хохотушки,

Чтобы было веселей.

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные.

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мы хорошие ребята,

Мы нигде не пропадем.

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Говорят, что без частушки

Нет и жизни никакой.

Мы частушки — хохотушки

Пели вам со всей душой.

Мы ребята удалые

Хоть и ростом небольшие.

Принесли веселье вам.

Так похлопайте вы нам!

Хозяюшка: А сейчас вам для разрядки

Загадаю я загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине — красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его. (петрушка).

Выбегает под русскую народную мелодию петрушка и танцует.

Петрушка: Мы и пели и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Ждет вас русская игра!

Отгадайте мою загадку:

Как тарелка круглый он.

Встряхнешь его и слышен звон.

«Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам»

Хозяюшка: Посидели, повеселились, пора и честь знать! За самоваром на Руси собирались, общались, принимали гостей.

Хозяюшка вносит каравай:

Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём.

Рады всех вас пригласить

Вволю чаем напоить.

Мы вас к чаю приглашаем, караваем угощаем.

Звучит русская народная песня, все садятся за сервированные столы.

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/stcenarij_folklornogo_dosuga_posidelki_prazdni_143215.html

Читайте также:  Отсчет дней до праздника
Оцените статью