- Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» (средняя группа)
- Ход занятия
- Сценарий фольклорного праздника «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ» методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий фольклорного досуга «Посиделки — праздник души»
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» (средняя группа)
Татьяна Митрофанова
Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки» (средняя группа)
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Познакомить детей с внутренним убранством избы, с предметами обихода,
с традициями наших предков.
1. Продолжить знакомить детей с традициями русского народа;
2. Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, отмечать их пользу и красоту;
3. Развивать интерес к русским народным играм, забавам;
4. Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь.
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта, домовёнок Кузя, клубочки, деревянные ложки, русский народный костюм, сарафаны, ленты.
Ход занятия
Хозяйка: Ой вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добрые молодцы,
Здравствуйте, красные девицы!
С порога поспешите,
В избу проходите устраивайтесь по удобней.
Хозяйка: Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки,рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались русскими посиделками. И у нас с вами сегодня посиделки.
Хозяйка: Начинаем мы без спешки,
И расскажем мы потешки (Дети читают потешки)
Ребенок: Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Ребенок: Раз, два, три, четыре, пять.
Наденем на ножки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Ребенок: Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Хозяйка: Молодцы ребята, много потешек знаете.
А вы знаете ребята, что главное место в избе занимает печь?
Её всегда ставили посреди избы. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.Даже загадка о ней есть: «Чего из избы не вытащишь?». Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник. Это очень трудная и ответственная работа. А вот Степан нам прочтет стихотворение, что готовили в печи.
Ребенок: У хозяев гордость – печь
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка
Хозяйка: Мои милые ребятки отгадайте — ка загадки!
— Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (Веник)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких. (Ложках)
— Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (Кочерга)
— Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка)
Хозяйка: Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрешки
Песня – танец «Мы веселые матрешки»
Хозяйка: Ребята, а раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогал хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю.
(Хлопают в ладошки)
Кузя. Здравствуйте, ребята! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные?
Дети : У нас здесь русские посиделки.
Кузя. А я хочу с вами поиграть в игру. Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем ей их собрать.
(Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)
Хозяйка: Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.
Кузя: Я вам подарки принес ложки деревянные, расписные.
Ну-ка добрые молодцы, позабавьте красных девиц. Поиграйте на ложках.
Хозяйка: А вот чай ребята, готовили в самоваре. Где в нашей избе самовар? Смотрите какой он замечательный. А вот Соня знает стихотворение про самовар.
Ребенок : На высокой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке.
Самовар стоит, словно жар горит.
На ребятушек поглядывает:
— «Ребятишек он встречает,
Сладким чаем угощает»
Хозяйка: Действительно по русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. Ребята угостите гостей.
Сценарий праздника к Дню матери «Мамочка моя» (младшая группа, средняя группа) Цель: -Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. — Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.
Сценарий фольклорного развлечения для разновозрастной группы в детском саду «Осенние посиделки на Покров» «Осенние посиделки на Покров» (Сценарий фольклорного развлечения для разновозрастной группы в детском саду) Ход развлечения: Хозяйка: Ой,.
Сценарий музыкального фольклорного развлечения для средней группе «Весенние посиделки» • ЗАДАЧИ: — Продолжать знакомить детей с фольклором; продолжать знакомить детей с традицией русского народа – посиделками. — Формировать.
Сценарий фольклорного праздника для детей второй младшей группы «Весенние посиделки» Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора. Задачи: — развитие активного восприятия музыки посредством.
«Праздничные посиделки». Сценарий фольклорного праздника, посвященного 8 Марта Воспитатель: Клинкова Е. А. «Праздничные посиделки» Цель: • Расширять кругозор детей. • Способствовать приобщению к традициям русской народной.
Сценарий фольклорного праздника «Святочные посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Святочные посиделки» в старшей группы Составили :Суняйкина Т. Л. воспитатель, Медведева Н. А. руководитель.
Сценарий фольклорного развлечения «Рождественские посиделки» в старшей группе Цели: 1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, 2. Воспитывать любовь и уважение к.
Сценарий коллективного развлечения педагога психолога на основе метода фальктерапии «Посиделки. Мы люди русские» Сценарий коллективного развлечения «Посиделки» «Мы люди русские» на основе фальктерапии Заключительное мероприятие недели психологии Составил:.
Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки» Описание материала: сценарий развлечения предназначен для детей средней группы. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре.
Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки» Сценарий развлечения в средней группе «Русские посиделки» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: — Продолжать.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-ruskie-posidelki-srednja-grupa.html
Сценарий фольклорного праздника «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
методическая разработка по теме
Данный фольклорный праздник рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Целью мероприятия является расширение знаний о традициях , русской народной культуре и прелести ее обычаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_u_russkoy_pechi.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр Детского Творчества»
Подготовила: Болтышова О.В., педагог д/о
Объединение: «Доброе слово»
Цель: расширить знания воспитанников о традициях, русской народной культуре и прелести её обычаев.
Участники: воспитанники МБОУДОД «ЦДТ»
Оформление: презентация «Русские посиделки»
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ответственный: Болтышова О.В.
Продолжительность: 45 минут
фольклорного праздника «Русские посиделки»
Ведущий: Дорогие, гости! В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот и мы сегодня пригласили вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
Ребенок: Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.
(русская народная песня «___________________________»)
Ведущий: мы сегодня отправимся в удивительный мир русской народной культуры. А о каком русском чуде мы вам расскажем, должны узнать сами. Отгадайте загадку.
1 .Стоит девица в избе,
А коса – на дворе (печь)
Ведущий: Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе. Это тепло и счастье, это песни и разговоры по вечерам, это встреча гостей. А какие угощения она нам дарит!
(Две сестры сидят на лавке и разговаривают друг с другом)
Хозяйка: Алёнка, Машка, хватит языком чесать, быстро беритесь за работу. Не ровен час, гости придут, а у вас рушник ещё не готов.
(Девочки садятся вышивать. Зазвенел колокольчик, заплакал младенец в люльке.)
Хозяйка: Ванюшу разбудили.
(Хозяйка подходит к люльке, берёт ребёнка на руки, поёт колыбельную.)
Ай люли, люли, люли,
Стали гульки ворковать,
Мово Ваню забавлять.
(Хозяйка положила младенца в люльку)
Хозяин: Мать, пора тесто ставить и хлебушек печь.
(Хозяин садится за стол, а хозяйка колготится у печи. Стук в дверь.)
Хозяин: Заходите, гости дорогие!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим.
так на пороге встречать.
Рады видеть вас у печки,
Без неё и дом пустой.
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем,
На печи всё красно лето,
У печи и сплю, и ем».
(Гости низко кланяются печке.)
Хозяйка, что есть в печи –
всё на стол мечи.
Гости дорогие, чем богаты –
(Хозяйка вынимает из печи пироги и ставит на стол.)
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Вот они румяные на столе лежат,
С мясом и повидлом,
(Хозяйка вынимает хлеб и ставит на стол.)
Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
(Кушайте, гости дорогие.)
Гости: Спасибо, хозяйка.
(Девочки подходят к Хозяйке, кланяются)
Девочки: Вот, маменька, и рушник готов!
Хозяйка: Да, доченьки, с песней и труд спорится!
(Из-за печи выходит Домовой)
Домовенок: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я — Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.
Ведущий: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед —
Вы смекалистый народ.
- Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
- Четыре братца под одной крышей живут (стол)
- Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
- Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
- Сама не ест, а всех кормит (ложка )
Ребенок: Русская ложка-чудо из чудес!
Подарил нам это чудо русский лес.
Заиграйте, чудо ложки
Расписные, русские!
(Игра на ложках -мальчики)
Ведущий: И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?
Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
Ведущий: Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Игра с родителями)
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Ведущий: В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинрький» — поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».
2 ИГРА «ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»
А сейчас мы предлагаем вам игру –
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаем мы ребят,
Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
(Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги)
Ведущий: Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Пирогами угощаем!
Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме «Фольклор».
конспект фольклорного занятия «Посиделки» 1-4 класс.
Фольклорный осенний праздник «Деревенские посиделки» позволяет не только изучать историю русского народа, но и самим детям почувствовать себя жителями старой русской деревни, используя речь своих праб.
Подробный конспект заключительного урока литературы в 5 классе по теме «Фольклор» Урок построен в игровой форме.
Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки».
Сценарий фольклорного мероприятия в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»: «Выхинские посиделки на завалинке».
Сценарий для воспитателей и музыкальных руководителей по фольклору.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2012/12/07/stsenariy-folklornogo-prazdnika-russkie-posidelki
Сценарий фольклорного досуга «Посиделки — праздник души»
Департамент образования г. Москвы ГБОУ Школа №1538 Дошкольное отделение «Кораблик» Воспитатель: Ефимова Ирина Евгеньевна Цель: Обобщать знания у детей о русской народной культуре. Создать радостное настроение. 1. Познакомить с историей и традициями русского народа, с русским народным костюмом; 2. Формировать интерес и уважение к традициям на Руси; 3. Воспитывать любовь к фольклорным традициям русского народа. Словарная работа: названия русского народного костюма (рубаха, косоворотка, картуз, кокошник, сарафан, сорочка, пояс). Материал и оборудование: — Декорации:русская изба и печь, столы, скамейки, полотенца, салфетки, коврики; — Русские народные костюмы, деревянные ложки, бубен, платочки, клубочки ниток, музыкальное сопровождение; — Для чаепития: самовар, чайная посуда, каравай, пироги, баранки, чай. -Проведение бесед на тему «Как одевались в старину» с использованием рисунков, картин, альбомов. -Знакомство с семантикой народного орнамента. Зал украшен элементами русской избы: на стенах развешаны рушники, стоит стол, накрытый скатертью с самоваром и сушками. В зале сидят дети. Выходит Хозяюшка в русском народном костюме. Хозяюшка: На завалинках, в светелках Иль на бревнышках каких, Пожилых и молодых. Говорили, песни пели И водили хоровод. А играли как детишки. Ах, как игры хороши! Словом эти посиделки Были праздником души. В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах. Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах: 1 ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Маленькие и большие! Мы пригласили вас сегодня На посиделки русские. 2 ребенок: Жива традиция, жива! От поколенья старшего Пришли обряды и слова Из прошлого из нашего. 3 ребенок: Что за славный денек, Будем петь и шутить, Будем всех веселить. 4 ребенок: Мы по улице гуляли, Где веселый народ — Тут и будет хоровод! Русский народный танец Хозяюшка: Посмотрите на русский народный костюм. Во что они одеты? Рассматривание русского народного костюма на детях Косоворотка — исконно русская мужская рубаха с застежкой, которая располагалась сбоку (рубаха с косым воротом). Воротник — крохотная стойка. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды (показ). — Как называли мужскую рубаху? (Косоворотка) — Что обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины? (Пояс.) Был в истории русской моды и такой головной убор как картуз. Картуз — мужской головной убор с козырьком. Раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили рубахи, которые называются сорочками. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Это праздничный сарафан (показ.) Сарафан — длинное платье на бретелях считается русским женским костюмом. Сарафаны были приталенные и широкие. Он украшен красивой тесьмой. На голове старинный русский головной убор — кокошник (показ). Это гребень в виде округлого щита вокруг головы разной формы, который украшали лентами, бисером, бусами, жемчугом. Он считался праздничным и даже свадебным головным убором. А мы с вами сейчас так одеваемся? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Хозяюшка: У меня есть старинный сундук, послушайте загадку и узнаете отгадку: Я длинная и тонкая И смотана в клубок, Сбежала от котенка я В укромный уголок. (Ниточка) Хозяюшка: Приглашаю детвору на веселую игру. У меня в сундучке лежат запутанные клубочки. Игра «Смотай нитки в клубок» А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ну-ка кто хочет своё умение показать? Выходят три девочки. Девочкам даются распутанные клубочки ниток. Их задача смотать нитки в клубочек. Будет музыка играть Надо ниточку в клубок смотать. А кончит играть, Значит хватит вам мотать. Понятно ли такое задание? Ребенок: Золотая хохлома! Лучше нет подарка. Звонкие да яркие! Хозяюшка: А что добры – молодцы призадумались? И для вас есть игра – забава! Игра ложкарей под русскую народную песню (мальчики) Хозяюшка: А теперь ребятки, другая загадка: В этой молодице прячутся девицы. Красные щечки, пестрые платочки, Хлопают в ладошки веселые. (куклы — неваляшки). Весь народ глядит в окошки, Танцевать пошли матрёшки. От меня платочек. Танец «Куклы неваляшки» девочки в косынках и с платочками Всем известно, в старину любили петь частушки: Как известно всем подружки Мастерицы петь частушки. Песни петь да плясать, Всех вокруг забавлять. Девочки встают с одной стороны зала. И вы, парни, не зевайте, А девчатам помогайте. Проходи честной народ, Не пыли дорожка! Добры молодцы идут Мальчики встают с другой стороны зала. Дети исполняют частушки: Эй, девчонки, хохотушки, Чтобы было веселей. Мы частушек много знаем, Все частушки разные. Вы хорошие ребята, А ладошки грязные. Мы хорошие ребята, Мы нигде не пропадем. Если надо мы попляшем, Если надо мы споем. Говорят, что без частушки Нет и жизни никакой. Мы частушки — хохотушки Пели вам со всей душой. Мы ребята удалые Хоть и ростом небольшие. Принесли веселье вам. Так похлопайте вы нам! Хозяюшка: А сейчас вам для разрядки Загадаю я загадку: Он с бубенчиком в руке, В сине — красном колпаке. Он веселая игрушка, А зовут его. (петрушка). Выбегает под русскую народную мелодию петрушка и танцует. Петрушка: Мы и пели и плясали, А играть мы не играли. У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Ждет вас русская игра! Отгадайте мою загадку: Как тарелка круглый он. Встряхнешь его и слышен звон. «Ты катись, веселый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого веселый бубен, тот пускай и спляшет нам» Хозяюшка: Посидели, повеселились, пора и честь знать! За самоваром на Руси собирались, общались, принимали гостей. Хозяюшка вносит каравай: Хлебом-солью всех встречаем, Самовар на стол несём. Рады всех вас пригласить Вволю чаем напоить. Мы вас к чаю приглашаем, караваем угощаем. Звучит русская народная песня, все садятся за сервированные столы. Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/stcenarij_folklornogo_dosuga_posidelki_prazdni_143215.html |