- Сценарий праздника «Русские народные ремесла»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Досуг фольклорного праздника для старшей группы: «Народные промыслы на веселой ярмарке». материал (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Досуг фольклорного праздника для старшей группы:
- « Народные промыслы на веселой ярмарке».
Сценарий праздника «Русские народные ремесла»
Сценарий праздника «Русские народные ремесла»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русские ремёсла | 296.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества Ирафского района
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК»
Педагог доп. образования:
Гегкиева Альбина Георгиевна
Директор ДДТ Завуч ДДТ
Токаева Н.А________ _________ Макоева А.С.
27 январь 2015 год 26 январь 2015 год
Праздник русских народных ремёсел .
Цели и задачи : развитие творческих способностей, воспитание чувства уважения и бережного отношения к народным традициям, распространение образцов традиционного русского народного искусства.
Дата, место и время проведения : 15 апреля 2015 года, ДДТ
Участники : обучающиеся ТО «Волшебный клубок»
Ведущие: первый- Зекеева Амина
Второй- Будаева Алена
Бабушка- Бичерахова Юлиана
Дедушка- Татоонова Амина
Пряха- Кобегкаева Карина
Вязальщица- Карданова Диана
Клубок- Бабочиева Виктория
Частушки исполняют: Зикева Ира, Тотоонова А., Бичерахова Ю.
Гости в горнице: Сосранова Милина, Гадзаонова Алина, Цопанова Диана
Оформление: Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. Выставка работ. Проектор, компьютер. На сцену выходят ведущие.
На занятии присутствовали : зам главы АМС Ирафского района Дзансолов В.А., директор ДДТ Токаева Н.А., завуч ДДТ Макоева А.С., пдо Батырова М.М., Цориева А.Н., Гацалова Ф.Т., Ельджарова Ж.В., Тавказахова Ж.М., Пинова З.М., Годзоева А.А., Габеева З.Б., Тахоева И.А., Солиева М.М., Цавкаева Ф.Т., Текоева И.И., Цаголова М.И.
Написали сценарий, выучили песни, танец, подготовили работы на выставку, собрали материал в интернете по истории вязания и вышивания (слайды).
Первый. Добрый день, дорогие сельчане и гости нашего праздника.
Второй. Добро пожаловать на наш праздник!
Первый . А праздник наш необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса.
Второй. К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое.
Первый. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня.
Второй. Приглашаем всех в горницу. Вносят каравай. Открывается занавес.
Участники посиделок поют песню «В низенькой светёлке».
(русская народная песня)
В низенькой светелке
По плечам развита
Ты о чем мечтаешь,
В низенькой светелке
Первый. В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували.
Второй. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло — плеч не тянет, а само прокормит». (В разговор вмешивается пряха семидесятилетняя Гришакова Татьяна Николаевна)
Пряха. «Сущую правду говорите! С десяти лет пряду, в двенадцать за станок села, с каких лет вязать стала уже и не помню. Денег не было, в магазин не ходили, сами себя одевали и обували».
Первый . Спасибо, Татьяна Николаевна, за то, что пришли к нам в гости. Мы рады познакомиться с такой мастерицей, как Вы. Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды.
Второй. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретёна для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.
Первый. В 15 веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.
Второй . Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками прялке. Уважаемая Татьяна Николаевна, расскажите, откуда у Вас эта прялка? (Татьяна Николаевна рассказывает и прядёт. Прялку сделал дед на память, а вот на этой колесной прялке пряла моя прабабушка. Свою внученьку Лерочку я тоже приучаю к прядению.)
Первый . Спасибо, Татьяна Николаевна, за Ваш рассказ и за Вашу работу. Но на посиделках не только работали, но и играли.
Первый. Ребята скажите, пожалуйста, что делают из ниток?
Гости в горнице (все): Вяжут и ткут.
Второй. А о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: «Две весёлые сестрицы — На все руки мастерицы: Сделают из ниточки Носки и рукавички.» (Спицы)
Первый. Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания — точно неизвестно. Овцы были одомашнены ещё за 9000 лет до н.э. В Чембарском уезде эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце 13 века.
Вязальщица: Посиделки в Свищёвке, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц — хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки или носочки — их нужно пять. А для большого свитера — только две.
Вязальщица: Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
Второй. Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц . (Демонстрация).
Первый. А наш подарок — сказка «Клубок». Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со старухой. Жили они хорошо, весело. И всё бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли. Баба . Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Баба : Пошла я в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу.
Катится и поёт Клубок
Клубок . Я клубок, клубок с овцы стрижён, На чёске чёсан, На прялке прядён, Потом ссучён, И вот что из меня получилось: носки, варежки, шарфы, свитера –носите на здоровье!
Первый. Послушали песенку Клубка. А теперь посмотрим: легко ли его сделать. Проведём конкурс «Кто быстрее». Участвуют баба и дед из сказки. (Проводится конкурс — кто быстрее перемотает мотушку на клубок.)
Второй. А теперь настала очередь нового ремесла. Если загадку отгадаете, то его узнаете: Ногой толкну, животом нажму, Рукой шмыгну, два раза кольну и опять начну.
Гости в горнице ( все): ткацкое мастерство
Первый. Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество — одно из самых древних ремёсел. Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма (демонстрируются вещи из бабушкиного сундука).
Второй: Вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимым и богатым орнаментом, разнообразием переплетений. В какое же время года женщины брались за ткачество?
Дед. По-настоящему за ткачество брались с Евдокии (14 марта) и занимались им до посевных работ. И ещё бабы верили, что на Евдокию «все подземные ключи» закипают, поэтому начинали белить холсты.
Баба. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно, и пели веснянки.
Конкурс «Кто быстрее наберет 20 петель»
Первый: Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву — и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы. Показ различных вышивок.
Вышивальщица. Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в 9-12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
Вышивальщица. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительность.
Второй. Подходят к концу посиделки в нашей горнице. Дорогие гости, мы совсем не хотим, чтобы вы думали, что настоящие мастера у нас только женщины. Немало их и среди мужчин. Но о мужском ремесле — другой разговор.
Первый . А мы заканчиваем наш праздник частушками. Частушки.
1.(Все) Мы Чиколинские ребята, Интересно все живём, Про народные ремёсла, Вам частушки пропоём.
2.Дайте лён, дайте лён, Дайте 40 веретён. Стану прясть — попрядывать, На дружка поглядывать.
3.Шила милому кисет, Вышла рукавица. Посмотри, мой дорогой, Какая мастерица!
4.Не стругает мой рубанок, Не пилит моя пила, Ко мне милка не приходит -И работа не мила.
5.Моя прялка не прядёт, Колесо не вертится. Что-то милый не идёт, Видно, долго сердится.
6.Шила, шила сарафан -Исколола пальчики. А надела сарафан -За мной гурьбою мальчики.
7.Сколько раз я зарекалась, Под гармошку песни петь,.
Как гармошка заиграет, Не могу я усидеть.
8.(Все) Мы пропели вам частушки Замечательны таки, Что пойдут плясать старушки, Затанцуют старики. (дед и баба выходят на середину горницы и начинают приплясывать.)
Вторая : Дедушка и бабушка дарят вам танец «Хонга»
Первая: — До свидания! До новых встреч! Спасибо, что посетили нашу горницу.
Источник статьи: http://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2019/03/01/stsenariy-prazdnika
Досуг фольклорного праздника для старшей группы: «Народные промыслы на веселой ярмарке».
материал (старшая группа) на тему
« Народные промыслы на веселой ярмарке.»
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением радоваться, и веселится от души.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.
Совершенствовать навыки росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosuk_folklornogo_prazdnika.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №20 комбинированного вида
Досуг фольклорного праздника для старшей группы:
« Народные промыслы на веселой ярмарке».
Досуг для старшей группы:
« Народные промыслы на веселой ярмарке.»
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением радоваться, и веселится от души.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.
Совершенствовать навыки росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму.
Игровой элемент « Горница в русской избе». На стенах городецкие панно, вышивка хохломской посуды, хохломская посуда, вышитые полотенца. Расписные доски, дымковская игрушка, народные музыкальные инструменты ( балалайка, дудки, народные игрушки для забавы). Здесь же торговый ряд- стол с расписной скатертью, а на нем самовар, связка баранок, миски с медом и пряники.
1 стол – дымковские мастера.
2 стол — хохломские мастера.
3 стол – городецкие мастера.
4 стол – гжельские мастера.
Сидит хозяйка, одетая в русский народный костюм, и поет русскую народную песню: «Светит месяц». Дети входят в зал и встают около хозяйки, здороваются и отдают низкий поклон.
Ведущая: Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дета, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Здравствуй хозяюшка встречай гостей!
Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте на веселую ярмарку. С давних пор у русского народа был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из далеких деревень. А на ярмарке чего только нет. Подходите, да смотрите, какие здесь игрушки да посуда собраны.
Хозяюшка: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Появляется первый скоморох : Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
Второй скоморох : Мы ребята озорные, мы ребята, удалые всех на ярмарку зовем!
Вместе: Ой народ! ой народ! Становитесь в хоровод!
Пора праздник начинать будем петь и танцевать!
Дети встают в круг, исполняется хоровод под мелодию русской народной песни «Возле речки возле моста». После этого дети сдаться на стульчики.
Первый скоморох: Эй, честные господа к нам пожалуйте сюда! Как у нас ли тары-бары много всякого товара!
Хозяюшка: А вот какие мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские игрушки.
Второй скоморох: Вот гости знатные из села Дымково!
Звучит аудиозапись мелодии «Русский сувенир»
Выходит группа детей в руках у них дымковские игрушки, и читают стихи.
( А. Дьяков Веселая дымка).
Первый ребенок: Много сказочных мест у Росси.
Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Второй ребенок: Возле Вятки самой Дымково-поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый. В Демкове, Вяткою-рекою, драгоценный продолжая труд, на ища покоя , мастерицы славные живут.
Третий ребенок: Кто, то сделал индюка, распущенные бока.
У кого, то глина стала вдруг павлином. Кто то вылепил синицу, сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы живут в Дымкове селе.
Четвертый ребенок: Вятка вздрогнула от света, Всяк свисток к губам прижал, Вятский праздник свистопляска посмотри на наш товар, подивись и стар и мал!
По мере чтения стихотворений дети показывают свои рисунки, фотоиллюстрации дымковских игрушек, или игрушки, вылепленные из глины.
Первый скоморох: Ай да молодцы дымковские мастера, порадовали своими яркими, праздничными игрушками, да только что же за ярмарка без задорных веселых частушек.
Частушки скоморохов и детей .
Вы послушайте ребята, мы частушки будем петь.
На дубу свинья пасется, в бане парится медведь, на болоте да на мху, укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе умирает со смеху.
Второй скоморох: А ну ребята не зевай, кто частушки знает подпевай!
Детские частушки выходят дети .
Заиграли музыканты, и пустились ноги в пляс! Мы веселые частушки пропоем
сейчас для вас сейчас!
Чаек пила, самоварничала, Всю посуду перебила, накухарничала!
Маша ела хохоча, гречневую кашу, отмывали целый день гречневую Машу.
Всю неделю не пилось, не пилось, не елось, В этом зале поплясать очень захотелось.
Второй скоморох: Ай да молодцы у нас ребята, как звонко частушки поют. Эй брат Ерема, это чьи ж товары? Да мы с тобой словно в синюю сказку попали!
Звучит песня М. В. Темнова на ст. О. Левицкого «Сказочная Гжель». Выходят дети с изделиями гжельского промысла в руках, славят свои товары.
1-й ребенок: Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых.
Кувшины и кружки — быль или небыль?
Изделия рук золотых!
2-й ребенок: Синяя сказка — глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье —
Русская звонкая Гжель!
3-й ребенок: Эй, честные господа, к нам пожалуйте сюда!
На товары поглядите и чего-нибудь купите!
1-й скоморох: Ай да купцы-молодцы! Хорошие товары вы для ярмарки приготовили! Ну, а какая же ярмарка без игр?
2-й скоморох: На игрищах наших игр разных — тьма! В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй!
Проводится русская народная игра «Плетень»
(русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова)
Такты 1-2. Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Такты 3-6. Дети одной шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются.
Такты 7-10. Отходят (спиной) на свое место.
Такты 11-18. Движения повторяют дети второй шеренги.
Такты 19-26. Движения повторяют дети третьей шеренги.
Такты 27-34. Движения повторяют дети четвертой шеренги.
II часть. Дети расходятся и пляшут в разных местах зала, используя знакомые плясовые движения.. С окончанием музыки все бегут на свои места и делают «плетень» в шеренге. Выигрывает шеренга, которая построилась раньше. Игра повторяется..
Первый скоморох: Пойдем-ка дальше по базару Посмотреть кой-какого товару!
Выбегает группа детей с хохломскими изделиями в руках.
1-й ребенок: Как волшебница жар-птица не выходит из ума,
Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!
2-й ребенок: И богата, и красива, гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши. И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин, маки солнечного света
И ромашки луговин.
3-й ребенок: Так красива, так вольна — всем на загляденье, из такой посуды есть !
2-й ребенок: На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь! Ложки золоченые, узоры крученые! Хоть щи ими хлебай, а хочешь — музыку играй!
3-й ребенок: Ложки, ложки, расписные ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Выбегают ложкари, забирают ложки.
Первый скоморох: Эй, народ, не зевай, вместе с нами поиграй! Кто в веселый наш оркестр? Выходи, не хватит мест!
Проводится игра «Оркестр» (русская народная мелодия).
Музыкальные инструменты раздаются детям ложки, трещотки, бубен.
Первый скоморох: А ну, пойдем дальше по ярмарке гулять!
Второй скоморох: А здесь у нас что продают? А ну-ка отгадайте!
Алый шелковый платочек, русский сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: может, три, а может, шесть. Разрумянилась немножко наша русская. (матрешка)!
Девочки в костюмах матрешек исполняют танец под русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» в обработке В. Витлина.
Первый скоморох : А теперь приглашаем всех кататься на качелях-каруселях!
Второй скоморох: Идут кататься нянюшки,
И Ванюшки, и Танюшки,
Хотят повеселиться и братцы, и сестрицы.
Тятеньки и маменьки, вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель — место прозеваете.
Первый скоморох: Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело, весело, всем нам ехать весело!
Проводится игра «Карусель» (русские народные мелодии в обработке Е. Тиличеевой). Дети встают в кружок вокруг «карусели», держатся за ленточки, начинают медленное движение по кругу по музыку, произнося слова:
Е ле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Первый скоморох : На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму. Вот и поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый.
Второй скоморох : А для проверки смекалки отгадайте-ка загадки.
Сдобный, пышный, круглощекий, у него румяный бок.
Убегает по дорожке и зовется . Колобок.
Унесла его лиса аж за темные леса.
Слышен тонкий голосок. Кто же это. Петушок.
Хитрая плутовка, рыжая воровка.
В лесу первая краса. Догадались кто? . Лиса.
Он герой всем нам известный.
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю на печи лежать . Емеля.
Скрипит зубами, водит носом и русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой зовется . Бабою-Ягой.
Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в черном он плаще и зовется царь . Кощей.
Кощеем заколдована, Иваном очарована,
Зеленая подружка, Царевна-. Лягушка.
Первый скоморох : Ай да молодцы, ох и смекалисты.
Хозяюшка Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара с сухарями, с кренделями, с бубликами вкусными
С сушками, ватрушками пирогами русскими.
Звучит русская народная песня «Светит месяц»
Скоморохи, Хозяюшка приглашают детей на угощенье.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2015/01/04/dosug-folklornogo-prazdnika-dlya-starshey-gruppy-narodnye