Вечер классической музыки. «Путешествие по музыкальным эпохам».
материал на тему
Познакомить слушателей с музыкой эпохи «барокко», «классицизма», «романтизма», «импрессионизма». Способствовать приобщению подрастающего поколения к традициям музыкальной культуры. Прививать любовь к классической музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vecher_klassicheskoy_muzyki.puteshestvie_po_muzykalnym_epoham.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по музыкальным эпохам».
Вечер классической музыки.
Цель: Познакомить слушателей с музыкой эпохи «барокко», «классицизма», «романтизма», «импрессионизма». Способствовать приобщению подрастающего поколения к традициям музыкальной культуры. Прививать любовь к классической музыке.
- Расширять эстетический кругозор учащихся; Уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности; Приобщать к навыкам выразительного исполнения произведений разных эпох;
- Развивать творческое воображение; Развивать умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями в выступлениях на сцене;
- Способствовать формированию сценической культуры, воспитанию эстетического вкуса и любви к классической музыке. Прививать и воспитывать умение понимать и ценить произведения искусства.
Добрый вечер дорогие друзья!
Я рада приветствовать Вас в нашем музыкальном зале, сегодня наш концерт будет несколько необычен, мы отправимся в далёкое прошлое, в увлекательное путешествие по музыкальным эпохам.
Каждый из присутствующих сегодня в зале знает, что музыка оказывает огромное воздействие на человека, а классическая музыка — серьёзная, глубокая, осмысленная всегда отражала нравственные, религиозные и философские аспекты человеческой души.
Каждый период, эпоха имеет свой художественный стиль и своё направление. Музыкальное творчество в каждой эпохе, развивалось параллельно с другими видами искусства, поэтому в нём много общего с живописью, литературой и театром.
Итак, наше путешествие начинается эпохи «Барокко».
Эпоха «Барокко» формировалось приблизительно с 1600 – до 1750г. Само слово «барокко» в переводе с итальянского означает «странный», «причудливый» и действительно, для этой эпохи характерно стремление к величию, пышности, к совмещению реальности и вымысла.
Архитектура этой эпохи выделяется пышностью декора, лепных украшений, огромных зданий и картин, занимающих целиком потолок или стену залы. В живописи появляются многофигурные композиции, которые усиливают эмоциональное воздействие на человека.
Для музыки эпохи «Барокко» – характерно изобилие украшений. Музыкальный орнамент становится весьма изощрённей, некоторые инструментальные пьесы увеличиваются в размере в несколько раз, за счёт дополнительных звуков, украшений — «мелизмов», которые придают звучанию изысканность, торжественность и пышность. Основной инструментальный жанр – концерт, но появился такой вид сочинений, как опера, оратория и кантата.
Музыканты эпохи барокко очень любили играть на органе, но и клавесин оставался одним распространённых музыкальных инструментов среди пианистов.
Давайте вспомним самых знаменитых музыкантов эпохи «Барокко».
Это Георг Гендель, Томазо Альбинони , Антонио Вивальди, Георг Телеман, Арканджело Корелли, Иоганн Кригер, Генри Перселл, Доменико Скарлатти, Жан-Филипп Рамо.
В музыкальном исполнительстве эпохи барокко, появляются новые приёмы игры на инструментах, такие как тремоло и пиццикато;
Новая техника игры — notes inégales («неровная игра», «перепунктировка») — техника игры, при которой ноты, записанные в одинаковой длительности, тем не менее, играются ритмически неровно;
В технике Генерал-бас написаны многие произведения композиторов этой эпохи. Данная техника показывала, что каждый голос имеет самостоятельное значение и вполне независим от остальных, начала формироваться музыка полифонического склада.
Высшим достижением эпохи Барокко в области музыки, конечно, считают творчество Иоганна Себастьяна Баха, величайшего композитора всех времён и народов. Немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени, он писал как духовную, так и светскую музыку.
Произведения для клавишных инструментов, им довольно часто писались в качестве обучающего материала. Это своего рода были упражнения для развития техники пальцев и слуха. К ним относятся произведения из тетради Марии Магдалены, инвенции, а также прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира».
Без музыки нам не прожить ни дня, она живет в любые времена в эпохе каждой разная она, в эпохе каждой музыка своя. 12 минут
Новое направление, в музыке зародившееся во Франции, охватывает период конец 1750 – 1825 г. начинается эпоха «Классицизма».
Классический, в переводе с латинского языка означает «совершенный», «образцовый». Действительно, искусство классицизма воспринимается как продуманное, просчитанное, стройное по форме искусство. В нём всё симметрично, как в геометрии.
Классицизм во всём выражает стремление к идеалу, искусство было жизнеутверждающим и светлым.
Архитектуре эпохи «Классицизма» характерны многочисленные колонны, строгая организованность.
В живописи предполагались строгие правила создания художественного произведения, они придавали ему лаконичность и логичность. Внимание уделяется только чёткой проработке основной части, не распыляясь на детали.
Музыка предпочитала радоваться и веселиться, она звучит легко, « как будто меньше весит», чем многослойная музыка прошлого. Каждое произведение искусства строится по строгим канонам, основным требованием становится уравновешенность пропорций, исключающая всё лишнее, второстепенное.
Именно в эпоху Классицизма» сформировались серьёзные крупные жанры: квартет, симфония, соната, концерт, сложились главные типы камерных ансамблей – трио, струнный квартет. На формирование музыки эпохи «Классицизма» сильно повлиял театр. Подобно появлению разных персонажей в спектакле в симфониях и сонатах обязательно чередуются разные по характеру мелодии.
Столицей музыкального мира в те времена была Вена. Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики.
Композиторы венской классической школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний и каждый из них обладал яркой, неповторимой индивидуальностью.
Классическая эпоха была временем, когда композиторы вводили ощущение элегантности в музыку. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле намного глубже и в ней можно обнаружить драматическое ядро и трогательные чувства.
Ян Ванхал, Даниэль Штейбельт, Доменико Чимарозо – так же являются яркими представителями этой эпохи и сейчас для вас в исполнении
Французская буржуазная революция в конце XVIII завершила эпоху Просвещения и сыграла огромную роль в формировании нового направления в искусстве –Романтизма, который сформировался на рубеже XVIII – XIX вв. 1825 – 1900г.
На смену классицизма с его ясностью и точностью, пришло эмоциональное искусство романтизма. Акцент в романтической музыке ставился на воплощение мечтательных, лирических и взволнованных настроений, сильных душевных движений и больших чувств.
Композиторы – романтики старались с помощью средств музыкальной выразительности выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, передать его чувства, мысли, впечатления от окружающего мира, особенно от природы. В произведениях звучат острые контрастные сопоставления, контрастные интонации.
Появляются «лёгкие» жанры, ведущее место принадлежит миниатюре, часто имеющей конкретное название. Излюбленным жанром становится «Песня». Теперь песни исполняются не только голосом, но и звучат на инструменте как самостоятельное произведение. Создаётся множество альбомов, приобретают популярность детские альбомы и альбомы «Времена года», состоящие из целого цикла музыкальных пьес.
Наиболее яркими представителями романтизма были:
Николо Паганини; Ференц Лист; Фредерик Шопен; Карл Вебер; Иоганесс Брамс; Франц Шуберт; Рихард Вагнер; Роберт Шуман; Гектор Берлиоз; Феликс Мендельсон; Э. Григ.
В музыкальной жизни России так же слышны отголоски романтизма.
Очень точную характеристику русского романтизма дал В. Г. Белинский: «Романтизм — это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на не свершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченному счастью, которое Бог знает, в чем состояло».
Русские композиторы романтики:
Александр Алябев; Алексей Гурелёв; Александр Варламов; Милий Балакириев; Александр Гречанинов; Пётр Ильич Чайковский; М. Иванович Глинка – который является основоположником русской классической музыки.
Развитие романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. именно металлические конструкции были наиболее востребованы и распространены.
Картины художников выделялись эмоциональностью, чувственностью в передаче изображения, выразительность достигалась при помощи игр света и цвета. Картины передавали лирическое видение мира.
Импрессионизм в переводе с французского, означает – впечатление. Импрессионизм в музыке сложился во Франции в последнюю четверть XIX начале XX века.
Импрессионисты создавали произведения искусства утончённые и одновременно ясные по выразительным средствам, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие (чистые) по стилю.
Главное в музыкальном импрессионизме — передача настроений, тонких психологических нюансов, тяготение к поэтической пейзажности, тембровое окрашивание тем становиться богаче и гармоничнее.
Прорадителем импрессионизма по праву является Клод Дебюсси, обогативший все стороны современного композиторского мастерства: мелодию, гармонию, оркестровку и форму. Он написал множество вокальных и инструментальных миниатюр. Яркими представителями импрессионистами наряду с Клодом Дебюсси, стали Эрик Сати и Морис Равель.
Всё то лучшее, что стало классикой предшествующих эпох, впитывалось композиторами импрессионистами, добавляя черты нового времени, его ритмы и интонации. Композиторы создавали свои неповторимые шедевры.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что для вас оно было по- настоящему увлекательным и познавательным. Возможно, многие из вас вдохновятся прозвучавшей сегодня музыкой и захотят в дальнейшем её выучить и исполнить, ну а мы, ваши преподаватели, конечно, вам в этом поможем. До новых встреч.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2017/11/18/vecher-klassicheskoy-muzyki-puteshestvie-po
Сценарии праздников путешествие по эпохам
ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. (8 МАРТА ПО ЭПОХАМ)
Вед. Мы подарить решили мамам
Веселый праздник, смеха час,
Чтоб наши мамы улыбались
И радовались все за нас.
Пусть этот праздник – день 8 марта
На целый год оставит добрый след.
Будьте, как солнце, — ярко светите,
Счастье и радость людям дарите.
(ВХОДЯТ ДЕТИ – ТАНЕЦ ПОД ПЕСНЮ О. ГАЗМАНОВА «МАМА»)
1реб. Наступил веселый, светлый,
Чудесный мамин день!
Скворцы щебечут песни,
С утра звенит капель.
2реб. Моя мама дорогая
Поздравляю я тебя!
И от всей души желаю,
Счастья, мира и добра!
ПЕСНЯ «На свете слова нет роднее»
3реб. Маму любят все на свете
Мама – первый друг
Любят мам не только дети
Любят все вокруг.
4реб. Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда
Мамочка придет на помощь
Выручит всегда.
5реб. Пусть сегодня нашим мамам
Будет весело, светло
Мы хотим, чтоб мамы знали
Мы их любим горячо.
6реб. Ведь сегодня день чудесный
Пахнет раннею весной
Мы споем о маме песню
О любимой, и родной.
ПЕСНЯ «МАМОЧКА МИЛАЯ»
ВЕД. У каждой мамы есть своя мама, это ваши бабушки. Давайте и их поздравим с женским днем! Для них прочтем стихи и песенку споем.
1реб. Много у бабушки разных забот
Много у бабушки всяких хлопот
Добрая милая бабушка наша
Нет тебя лучше, моложе и краше.
2реб. А у нашей бабушки золотые руки
Рядом с нашей бабушкой
Мы не знаем скуки.
3реб. Бабушек добрых любят все дети
Бабушкам добрым наши приветы.
ПЕСНЯ «Бабушка родная»
Вед. Сегодня не просто весенний праздник, сегодня международный женский день 8 марта. Во все времена женщин прославляли. Как писал поэт Андрей Дементьев.
Я верю, что все женщины прекрасны
И добротой своею, и умом.
Ещё весельем,
Если в доме праздник.
И верностью,
Когда разлука в нём.
Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие на машине времени и посмотрим, как это было во все времена.
Мы тихонечко нажмем
И в прошлое попадем
Слышу колокольный звон,
Только здесь, откуда он?
Ребята, да мы с вами попали в Древнюю Русь. А жили в то время богатыри — добры молодцы. Раскрасавицы — красны девицы, а у них были добры матушки и бородатые, мудрые батюшки. А вот и богатыри.
Танец «Богатыри»
Вед. Богатыри на Руси защищали своих родных от врагов и недругов. Матушки, жены и сестры собирали их в поход, Сейчас мы соберем наших богатырей в поход.
ИГРА «Собери богатыря в поход»
(СОБИРАЮТ СУМКУ В ПОХОД. ВЫБИРАЯ НУЖНЫЕ ВЕЩИ)
Вед. Снова кнопку нажимаем
И в другую эпоху попадаем.
Ой, где это мы оказались?
Это гусарская эпоха.
Это время самых изысканных кавалеров, умеющих ценить женскую красоту.
Гусар. Мы смелые гусары,
Мы носим кивера
Российской нашей армии
Ура, ура, ура.
ПЕСНЯ «ГУСАРСКАЯ ЭПОХА»
Вед. Гусары смелые, отважные, блистательные такими они были не только в бою, но и на балу.
Дев. Я во дворец попасть на бал
Давно – давно мечтала.
Уроки танцев для сестер
Я тайно наблюдала.
Мал. Позвольте пригласить на менуэт,
Он на балу – король всех танцев
Его танцуют триста с лишним лет
Поклоны в нем и реверансы. (приглашает девочку па менуэт)
ТАНЕЦ «МЕНУЭТ»
Вед. Снова кнопку нажимаю
И в другую эпоху попадаю.
Где же мы оказались?
1реб. Посмотри скорее, друг,
Сколько разных лиц вокруг!
Ты узнал, конечно, тоже
Фестиваль здесь молодежи.
Вед. В 20 век часто проводились фестивали молодежи, куда съезжались девушки и парни из разных стран. Везде звучали музыка, смех, танцы и песни. Парни старались показать себя, чтобы понравиться девушкам. А вот и наши российские ребята, хотят понравиться всем присутствующим женщинам.
Мы культурные ребята.
В славном городе живем.
И сегодня разрешите,
ох, мы частушки вам споем.
Мы ребята молодые,
Скромно мы себя ведем.
Не судите вы нас строго,
Ох, как умеем – так поем.
Что, девчонки вы смеетесь?
Что ли, мы не нравимся?
Мы ж поем не для награды,
Ох! Мы ж для вас стараемся
Мы красавцы все лихие,
И сердца у нас горят,
Мы ребят неплохие,
Ох! Выбирайте нарасхват.
Мы частушки вам пропели,
А теперь мы отдохнем
Если в гости пригласите,
Ох! Продолжение споем!
Мы вам, видно приглянулись,
Значит, делать нечего
Вы нам стулья принесите,
Ох, будем петь до вечера!
Вед. Хороши наши ребята, но почему-то всегда, как поется в песне «Почему то на 10 девчонок по статистике 9 ребят» А в нашем случае еще тяжелей на12 девчонок – 6 ребят. Да вы сами посмотрите.
ТАНЕЦ «ДЕВЧАТА»
Вед. Какие качества в женщине мужчины ценили во все времена?
Ответы родителей и детей.
Вед. Послушайте, что думают о женщине наши мальчики
1 мал. Ты – бриз морских равнин,
Луч солнца золотистый,
Ты — крепость для мужчин,
Цветок, родник мой чистый.
Ты красотою несравненна,
Добра, умом наделена.
2 мал. Ты безупречна, совершенна
И, поразительно скромна.
Ты — лишь одно очарованье:
Полна харизмы и огня.
Ты — лучшее небес созданье,
Неотразимая моя!
Вед. Существует огромное количество афоризмов в честь женщин, и все они прекрасны, как и сами они. Жан Жак Руссо писал: «Царство женщины – это царство нежности, тонкости, терпимости». А Х. Торри говорил, что женщина – точно такая же сила природы, как ветер, молния, электричество. Во все времена женщина должна уметь многое. Сейчас мы проверим, на ловкость наших девочек.
Игра «ХОЗЯЙКА»
(собрать ребенка на улицу, сходить в магазин за покупками, сварить обед, погладить белье, накрыть стол)
Вед. На фестиваль съезжалась, молодежь из разных стран. Вот посмотрите здесь гости из Америки.
ТАНЕЦ «КОВБОИ»
Вед. Ковбои сильные, смелые, отчаянные ребята. Они всегда готовы придти на помощь женщине. Сейчас в этом можем убедиться
ИГРА «ПЕРЕВЕЗИ КРАСАВИЦУ ЧЕРЕЗ РЕЧКУ»
Вед. Веков немало посетили.
Ну, что-то мамы загрустили
Вед. Снова кнопку нажимаем
В детский сад мы попадаем.
В каких веках мы не бывали б, но ясно всем уже давно
Нет женщины любимее на свете,
Она наш идеал, наш образец.
Всю жизнь мы для нее всего лишь дети,
Хоть и женились мы, иль вышли под венец.
Нет женщины дороже на планете,
В объятиях ее всегда тепло.
Спасибо ей за то, что вы живете
Сказать родной уже пора давно.
1реб. Дорогие наши мамы
Мы всегда гордимся вами
Умными, спокойными
Будем вас достойными.
2реб. Праздник наш кончается
Что же вам еще сказать
Разрешите на прощанье
Всем здоровья пожелать.
3реб. Не болейте, не старейте
Не сердитесь никогда
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда.
ПЕСНЯ «МАМА»
Вед. Ну вот и закончился наш праздник. Я, думаю, что сегодня наши мамы и бабушки получили хороший заряд энергии и море приятных впечатлений. Хочется еще раз пожелать всем женщинам любви, красоты и счастья.
Источник статьи: http://doshkolnik.ru/scenarii-8-marta/15018-puteshestvie-na-mashine-vremeni-marta-po-epoham.html