Сценарий праздника «Обрядность зимнего и весеннего цикла. Новогодний праздник Сурхури»
Любовь Афанасьева
Сценарий праздника «Обрядность зимнего и весеннего цикла. Новогодний праздник Сурхури»
Сурхури — старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибывать. Сурхури обычно праздновался целую неделю. Позднее этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
В первый день сурхури детвора собиралась группами и обходила деревню подворно. При этом дети распевали песни о наступлении нового года, поздравляли односельчан с праздником,приглашали других ребят присоединиться к их компании:
-«…Сурхури! Сурхури! итрё кётнё сурхури! Сурхури итнё, куртр-и? Хирё тухса илтёр-и? Хапха уса хутр-и? Атьр тухр, ачасем, Урам трх кайпар, Килёрен киле урёпёр, Салат-хмла пухпр».
-«!! Долгожданный Новый год! Новый год настал! —«…Видали? С радостью его встречаете, Ворота отворяете? Выходите же, ребята, Все по улицам пойдем, Дом за домом обойдем, Хмель и солод соберем».
-«…Кукль-име пухпр, Сурхури еки твпр! Сурхури-тёк сурхури, Чапл пултр сурхури! Кёркури те Варвары, Сурхурине пыратр-и? Пырассине пыратр, Кёмёл нухрат паратр-и?».
Пирожочков наберем, Пир горою провернем! Новый год так Новый год, Славно справим Новый год! Вы, Варвара и Григорий, Вы придете к нам на пир? Приходите, рады вам, Принесите денег нам!
Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, приглашали в избу и угощали специально приготовленными пирожками, калабашками (йавача, сладостями, орехами и непременно — жареным горохом. Ребята под музыку пели песни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, доброго урожая, обильного приплода скота. При этом детвора осыпала щедрых хозяев, а также молодняк домашнего скота жареным горохом,приговаривая:
-«Вие тсл выльхр-чрлхр Хутал ра пек хунавл пултр,
Шутерн пра пек мнтр пултр, шалана пара пек пид пултр. Пёр в шыв патёнче пултр, Тепр в картара пултр!».
«…Да будут три вида вашего скота Многочисленными, как горошины
в стручке, Тучными, как моченые горошины, Крепкими, как жареные горошины. Один конец стада да будет у водопоя, Другой конец да будет в хлеву!».
Если хозяева были не очень щедрыми, то ребята пели сатирические куплеты, просили угощения, денег, иначе сулили всяческие напасти. Все это регламентировалось ритуалом, и никто не обижался. И ребята, и хозяева все вместе пели специальные песни, плясали под музыку, вскоре детвора уходила в соседний дом.
В зале стоят три деревенские избы? Выходят двое детей?
1реб? Сурхури! Сурхури!
Сурхури итр куртр-и
2реб? Хир тухса илтр-и;
Хапха уса хутр-и;
Песня «Сар ача»? К ним присоединяются другие дети? Выходят с разных сторон?
3 реб? Ачасем! Эсир та каятр;
4 реб? Сурхури итр. Ваа! Кайрмр прле!
Килрен киле урпр?
Звучит чувашская мелодия?Подходят к первой избе: где сидит хозяйка?
Хозяйка? Сурхури ачисем итр пул. -ха? Хир тухса пхам-ха?
Восп?апла: эпир сурхури ачисем!? Сывлёх сунатпр!
Реб? Тпелелле иртме ирк парр; Позвольте в горенку войти
Реб? Тпелелле иртме те юр юрлама В горенку войти да песенку
Хозяйка? Иртр малалла хакл хнасем!Ачасем: сире малтан сурхури кучченене парам-ха?
(Угощает детей орешками)
Хозяйка? Хал сирн юрра кмлпах итлп?
Поют песню «Юр вать» муз? А?Токарева: слова А? Калгана?
Хозяйка? Тавтапу сире сурхури ачисем!
Сикр пурте ллрех:
Прт тррине итиех?
Восп? Сурхури кил хуине телей сунать (Осыпают горохом со словами)
Реб? Тырри нумай пултр Пусть будет урожай хороший
Реб? Уки-тенки ан татлтр Пусть деньги водятся в доме
Восп?Атьр: тухр ачасем! Выходите же ребята!
Тепр киле кайпр:Все по улицам пойдем:
Килрен киле урпр? Дом за домом обойдем?
(Уходят и подходят к следующей избе? Звучит чувашская народная песня «Т\нки _ т\нки»)
Реб? Кукёль-им пухпр!
Сурхури уяв твпр!
Восп? Эй кинеми!Эй мучи!
итсе кч сурхури!
Эсир пире ктрр-и;
Дед?Крр: крр сурхури ачисем!
Бабушка? Эп.сире валли тутл йвачасем хатрлерм: илр ачасем?
(Угощает детей колобками)
эп пит тупмалли Я очень люблю загадки
юмахсем калама юрататп?загадывать: а вы отгадайте?
Эсир вс ен тупсмсенене
— Алср:ураср шывсем урл Без рук:без ног: а мосты через
кперсем хывать (сив) реки строит (мороз)
— Павлпа Савл мртса чупа Павел с Савлом в догонялки
— Хлле хлпех лет:улла Зимой все работает: а летом
хяккн выртать (уна) на боку лежит (санки)
Лапка-лапка юр вать: хура Снег пушистый землю укрывает?
ре шуратать? Ку хан пулать; Когда это бывает; (зимой)
Бабушка?Ай: маттур ачасем? Вй вылятпр-и;
Дети? Вылятпр! (Играют в игру «Ларать Ванюк»)
Восп? Ачасем! Кинемине савнтарар-и;
Хамр ташша пулар-и;
Ура тапса ташлар-и;
(Танец с музыкальными инструментами)
Восп? Сурхури кил хуине телей сунать?
Реб? Выльх-чрлх Да будет многочисленным
йышл пултр! ваш скот!
РебШ терн пра пек мнтр пулччр!
Реб Ктвн пр в шыв Один конец скота да будет
патнче:тепри картара пултр! у водопоя другой конец да
(Осыпают хлев жареным горохом)
Восп? Эпир вара юнашар киле каятпр! Кайрмр!
(Уходят? Звучит чувашская народная мелодия «Тнки – тнки»?Подходят к следующей избе: где сидят девушки?
Реб?? Сурхури! Сурхури!
Сурхури итр куртр-и;
Дев? Сурхури ачисем!Крр прте!
Восп? Эпир путарн кучченесене сире парса хваратпр? Мы собранные угощения оставляем вам?
Дев? Тавтапу сире сурхури ачисем!
Восп? Ачасем?Вй карти твар-и;
Пииххи прахмалла выляр-и;
Игра «Бросание пояса»
Восп?Харс прле трар-и:
Атьр юрра пулар-и;
(Песня с движениями «Атьр ташша пулар-и;)
Дев? ?Ачасем:эпир сире сурхури кучене паратпр?
(Угощают детей конфетами)
Восп? Сурхури кил хуине телей сунать? (Осыпают жареным горохом)
Реб? Ви тсл выльх-чрлх Да будут три вида вашего
пра пек хунавл пултр! скота многочисленными
Реб? Уки-тенки ан татлтр! Пусть деньги водятся в доме! Реб? Кил хуин сывлх ирп
Восп Мн ларатр-ха килте;Что:ребята:вы сидите;
Тухар мар-и урама; Аль гулять вы не хотите;
Васкаса путарнар:Собирайтесь поскорей:
Выляма тухса чупар! Поиграем веселей?
(Выходят на улицу: кататься на санках?Девочки берут украшенную дугу: мальчики деревянные лошадки)
«Сурхури»
Форма проведения: развлечение?
Интегрируемые образовательные области: «Познание»: «Коммуникация»: «Социализация»: «Чтение художественной литературы»: «Музыка»?
Форма деятельности: совместная деятельность воспитателя с детьми?
Виды деятельности:игровая:коммуникативная:познавательная: музыкально – художественная?
Образовательные? Расширять представления о традициях и обычаях чувашского народа? Закреплять представление о празднике «Сурхури»?
Развивающие?Развивать интерес к чувашским народным играм:песням: танцам? Активизировать речевую деятельность?Развивать память: мышление?
Воспитательные? Создавать положительную эмоциональную атмосферу на развлечении?Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками: взрослыми? Учить детей взаимодействовать друг с другом? Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и обычаям чувашского народа?
Для детей среднего дошкольного возраста дать перевод текста с чувашского на русский язык?
Предварительная работа: рассказывание о праздновании рождества у чувашей: обычаях и обрядах: связанных с ним (колядование:рождественские гадания на урожайность года: новогодние катания на лошадях и т. д):разучивание благопожеланий: песен «Сар ача»: «Снег идет»: «Атр ташша пулар-и?»:танца с музыкальными инструментами:загадывание загадок о зиме: проведение подвижных игр «пата вйи» («Лапоть»): «Ларать Ванюк»: «Пииххи прахмалла» («Бросание пояса»?
Действующие лица?Воспитатель — одет в рубаху:штаны:шапку: через плечо висит холщевая сумка? Бабушка (роль исполняет взрослый) — в чувашском женском наряде? Хозяин с хозяйкой (роль исполняют взрослые) — одеты в чувашский наряд? 2 девушки (роли исполняют девочки) — одеты в праздничный чувашский наряд?
Прикреплённые файлы:
prezentacija-surhuri_nt0sg.ppt | 5745,5 Кб |
C Рождеством Христовым! Уважаемые коллеги, поздравляю всех с праздником! Сегодня на улице зимняя сказка. Каждая веточка деревьев покрыта снегом. А душа замирает.
Праздник фонариков в один из самых коротких дней в году. Праздник фонариков в детском саду!А сегодня необычный день… 21 декабря. Завтра (22 декабря) будет самый короткий день в этом году.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-obrjadnost-zimnego-i-vesenego-cikla-novogodnii-prazdnik-surhuri.html
Сценарий чувашского праздника «Сурхури»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Сценарий праздника предназначен для детей подготовительной к школе группы. В празднике могут участвовать дети всех подготовительных групп дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
surhuri3.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель – расширение и систематизация представлений о празднике сурхури как чувашском календарно – обрядовом празднике встречи зимы.
Предварительная работа: рассказывание о праздновании рождества у чувашей, обычаях и обрядах, связанных с ним (колядование, рождественские гадания на урожайность года, новогодние катания на лошадях и т.п.); разучивание благопожеланий, песен ,танцев; ознакомление с народными приметами определения зимней погоды; загадывание загадок о зиме; проведение подвижных игр.
Действующие лица: ведущие 3-х групп , хозяюшка, дети.
Хозяюшка, напевая песню, ходит по избе и наводит порядок.
Входит первый ведущий (воспитатель в национальной чувашской одежде)
Ситне кетне сурхури!
Сурхури ситре, куртар-и?
Хирес тухса илтер-и?
Хапха усса хутар-и?
Атьар, тухар, ачасем,
Урам тарах кайапар.
Килирен киле сурепер
Салат –хамла пухапар
Кукаль-симес пухапар Сурхури еске тавапар!
Сурхури тек сурхури
Чапла пултар сурхури!
Под музыку входят дети 1-й группы.
Кто к нам пришел?
Это мы — колядовщики
Пришла коляда, да коляда
Накануне Рождества, да коляда
Мы ходили, искали, да коляда
По всем дворам, да коляда
По переулочкам, да коляда
Мы нашли ее у Хозяюшкиного двора
Да будет три вида вашего скота многочисленными, как горошины в стручке.
Да будут тучными, как мочёные горошины, крепкими, как жареные горошины.
Один конец стада да будет у водопоя, другой конец да будет в хлеву!
Кто это к нам пришёл?
Это мы – колядовщики!
Проходите, гости дорогие!
Позвольте в горенку войти.
В горенку войти, да на лавочку сесть.
На лавочку сесть, да песенку спеть.
В новый год желают счастья хозяину дома.
Дети (по очереди):
Пусть будет урожай хороший,
Пусть тётушка напечёт много колобков,
Пусть напечёт и угостит нас,
Пусть деньги водятся в доме.
Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте – ка загадки:
- Без рук, без ног, а мосты через реки строит. (Мороз)
- Павел с Салвом в догонялки играют. (Лыжи).
- Зимой все работает, а летом на боку лежит. (Сани)
- Снег пушистый землю укрывает.
Когда это бывает? (Зимой)
- Вниз они несутся, а вверх их тянут. (Санки)
Мы не только загадки умеем отгадывать, но и чувашские приметы о зиме знаем.
Облака идут против ветра – к снегу.
Облака идут низко – ожидай стужу
Дым из трубы столбом – к холодам.
Кошка в клубок – мороз на порог.
Теперь игра – не развлечение,
А с большим – большим значением.
Избу будем украшать
И гостей будем встречать
Чья изба будет всех краше
Тех и будем величать!
Подвижная игра «Изба »
Игроки делятся на 2 команды по 4 человека. По площадке расставляют 4 стула, на которых лежат по одному большому платку. Игроки выходят на середину площадки и говорят:
Мы- ребята – Молодцы!
В играх все мы удальцы!
Вместе спляшем и споем,
А потом домой пойдем!
На последние слова игроки бегут к стульям, закрепленным за командой. Игроки берут платок за 4 угла и натягивают его над собой, под музыку двигаются по кругу. Игра повторяется 2 раза. ( Можно предложить поиграть гостям)
Приустали наверное немного. Приглашаю вас присесть на лавочку. Будьте добры.
Входят дети 2-й группы с ведущим
Мы пришли к вам с хороводом
Прямо к свежим пирогам
Поздравляем с Рождеством
Низко кланяемся вам!
Сею, вею, подсеваю,
С Рождеством вас поздравляю
Уродись, пшеничка, горох-чечевица,
На поле- копнами,
На столе –пирогами.
Сею, вею, подсеваю
С Рождеством вас поздравляю!
Со скотом – животом
Малым детушкам- малолетушкам!
Сею, вею, подсеваю
С Рождеством вас поздравляю!
Чтоб здоровенькими были
Много лет чтобы жили!
Сеем, веем, подсеваем
С Рождеством вас поздравляю!
А теперь мы в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Милости просим, окажите честь
Танец «Линька, линька»
Маттур, ачасем. Ларар сак сене.
Слышите, кто-то еще торопится к нам.
Входит ведущий с 3-ей группой ребят.
По деревне пошли
Наша Хозяюшка коляда
Всех ребят созвала
Всем гостинцы припасла.
Эй хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки
Открывайте сундучок! Вынимайте пятачок!
Позволь нам, Хозяюшка, стихи прочесть и порадовать тебя.
Автан ирех варанать
Ача садне васкатать
Атте паян хларан
Илсе килче параппан
Пат- пат параппан
Пантартатать пить аван.
Юр савать, юр савать
Хура сере шурадать
А-хай, ачасем, тухар урама
Тухар урама, юр купалама.
Ай, маттур, ачасем.
Мы стихи тебе читали
Но еще мы не гадали
Вот горшок- чугунок
Погадаем мы чуток.
Из этого горшка достаем себе предмет, а я вам скажу, что вас ждет.
Хлеб-достаток в доме
Кольцо- к богатству
Камешек- новый дом
Конфеты – сладкая жизнь
Сережки- много друзей
Петушок- успех в этом году
Сушка- шедрый стол.
Мы с вами гадали, в хороводе не плясали.
Весь веселый народ. Все вставайте в хоровод.
«Хоровод с Хозяюшкой»
Звучит чувашская мелодия «Чаваш ташши»
Мы с вами колядовали
Дружно пели и плясали
Плясали вы на удивленье,
(Угощает всех детей колобками ( Йва))
Всех еще раз с Рождеством! Всем вам счастья и здоровья!
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2017/02/18/stsenariy-chuvashskogo-prazdnika-surhuri