Сценарий марийского праздника шорыкйол

Марийский календарно-обрядовый праздник «Шорыкйол»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Сценарий праздника » Шорыкйол»

Скачать:

Вложение Размер
shorykyol.docx 25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл»

с. Помары Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Подготовили: учитель марийского языка

Цель: Пробуждать интерес детей к календарно — обрядовому

  1. Знакомить с календарно – обрядовым праздником «Шорыкйол», обычаями и традициями народа мари.
  2. Побуждать желание нести добро и радость через веселый праздник.

Материалы и оборудование:

  • Оформление зала в стиле марийской избы: печь, скамейки, стол с угощеньями, зыбка с куклой.
  • Костюмы ряженых, маски медведя и козы.

Материалы: платок, веник, ножницы детские, сантиметр, краски, книжка, музыкальный инструмент, градусник, машина, монета, кубик.

(Звучит весёлая марийская музыка)

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое холодное время года, но и самое богатое праздниками. Один из них — Шорыкйол или Новогодние святки. Шорыкйол – это праздник веселья, гаданий, игр, плясок. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

Как когда- то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

Приходили на веселые святки,

На песни всем миром на загадки.

А что такое святки?

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели.

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещения,

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущий: Ой, колядка, коляда золотая голова!

Приходила коляда всем добра принесла.

Так чего же вы стоите? И колядку заводите.

Ведь недаром на Руси говорили:

«Настали Святки – запевай колядки!»

Уж как наша коляда, не велика и не мала,

Она в двери не влезает, горе-скуку разгоняет,

Через улицу идет всем поклоны раздает.

Исполняется коляда «Приходи коляда накануне Рождества»

Приходи коляда накануне рождества,

А за ней и мороз, через тын перерос

Мороз не велик, да стоять не велит,

Не велит мороз стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Ведущая: Давайте сейчас с вами заглянем в марийскую избу и посмотрим, как же в старину проходил этот праздник .

На сцене слева стоит стол, вокруг – стулья, на столе — скатерть с народной вышивкой, самовар, за столом сидит хозяйка. Хозяйка время от времени покачивает детскую кроватку. Справа на сцене – маленькая скамейка, на ней ручная прялка.

Орина: Времечко-то как быстро бежит. Только недавно с урожаем справились, а уже Шорыкйол. Интересно, придут к нам нынче ряженые? Я для них и угощенье приготовила.

Хозяйка собирает на стол (пироги, блины, уяча).

Раздается стук в дверь. Входят дети.

Дети : Салам лийже!

Орина : Салам лийже, йоча- влак! Пурыза, пурыза, уна лийыда!

Ребенок 1 : Мы к вам пришли за угощеньем.

Ребенок 2: Орина кокай, дай что-нибудь сдобненько,

Или хлеба ломоток, или сахара кусок.

Ведущий : Не томите, не знобите, ребятишек одарите,

Коли будете дарить…

Ребенок 3 : Мы вас будем всех хвалить!

Ведущий : А не будете дарить…

Ребенок 4 : Будем вас ругать, бранить.

Исполняется коляда «Хозяин скупой…» (М.Р.8-12 г.стр.42 № 4)

Орина: Угощенье, конечно, вы получите. Проходите, садитесь за стол. Ведь в этот зимний праздник принято всех угощать. Как же богата зима на праздники! Это и Новый год, и Рождество, и Шорыкйол. Ребята, а вам нравится зима?

Ведущий: А наши ребята знают красивую песню о зиме «Теле толын».

Дети старшей группы исполняют песню «Теле толын» ( Ший Онгыр, 2 мл.гр. 43-44 с.)

Орина: Песня ваша очень понравилась.

Слышится стук в дверь. Входят Васликува и Васликугыза.

Васликува: Салам лийже, йоча-влак! Таче ме тендан марий калыкын эн йоратыме, эн онай пайремжым — Шорыкйолым эртараш толынна.

Васликугыза : Здравствуйте, хозяева добрые!

С Новым счастьем!

С Новым здоровьем! ( Кланяются )

Васликува: Васликугыза, а ребятки-то раньше нас пришли. Видимо мы с тобой засиделись у Салики. Шустрые они, резвые, а мы- то с тобой уже постарели, совсем медленно ходим.

Васликугыза: Правду говоришь, Кува.

Орина: Проходите за стол. Угощайтесь! Попейте, покушайте. А я вам покажу свою работу. Вон сколько пряжи сделала, носков навязала, платье вышивала ( показывает гостям).

Ведущая : Хозяйка у нас старательная рукодельница. Вышивки у неё красивые, аккуратные; много носков навязала, пряжи напряла. Скотина накормлена. Ну, а дети чем порадуют?

Орина : А не порадовать ли нам гостей веселым представлением?

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.

Коза : А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь : Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем (топает ногами)

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь : Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза : А ты, Мишенька-меведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо,

Ни голоса, ни слуха.

Медведь : Ах, Коза, ты Козочка,

Хватит нам браниться.

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах ты, Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Васликугыза: Молодцы, ребята. Повеселили нас. А я знаю одну интересную игру про медведя, «Шорыкйол маска» называется.

Исполняется песня «Шорыкйол маска» Ший онгыр, 2 мл.гр. с.63-65.

Васликува: Ребята, и у меня есть очень интересная игра «Ведьмина метелка»

Сейчас мы и посмотрим: кто быстрей, смекалистей, умней будет.

Проводится игра «Ведьмина метелка». Дети встают в круг и передают веник. Кто не успеет передать веник, тот отгадывает загадку.

1.Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка (сани).

Когда это бывает (зимой).

3.Белая звездочка с неба упала,

На ладошку легла и пропала (снежинка).

4.Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз).

5.Через поле напрямик скачет белый воротник (заяц)

Ведущий: Васликува, Васликугыза, вы немножко отдохните, а наши девочки исполнят вам частушки. Удыр — влак муралтыза.

Девочки подготовительной группы поют частушки.

1.Ала лиеш, ала уке,

Ме пуренат шогална.

Ала лиеш, ала уке,

Ме мурашат тунална.

2.Муралтена, мо вара,

Кушталтена, мо вара.

Йолна ден тавалтена.

3.Изи улам, изи улам,

Киса кайык гай улам.

Киса кайык гай улам

Йочасадыш мый коштам.

4.Эре ружге куштена,

Эре ружге мурена.

Ружге куштен, ружге мурен,

Сай пайремым ыштена.

6.Сита ынде мурышна,

Сита ынде куштышна.

Изи йолна нояле,

Изи йолна нояле.

Васликугыза : В старину одним из обычаев на этот праздник был таким: люди выходили в хлев и, держа овечку за ногу, просили приплод двух- трёх ягнят, поэтому и праздник называется «Шорыкйол» — «Овечья нога». И одной из старинных игр на этот праздник была игра «Сокыртага» — «Слепая овца». Давайте мы в нее поиграем .

(Правила игры: Одному водящему завязывают глаза. Остальные разбегаются. Водящий ловит детей с завязанными глазами.)

Васликува: Молодцы, не поймать вас. Ох, устали, отдохнем немножко.

Ведущий : А ещё на Шорыкйол был такой обычай — гадать.

А хотите погадать да судьбу свою узнать?

Гадание по профессиям для детей (в мешочке лежат следующие предметы):

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз.инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина – водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

Васликугыза : Спасибо вам! Пусть у вас будет полный амбар хлеба.

Все : Пусть будет!

Васликува : Пусть у вас будет полный двор скотины!

Все : Пусть будет.

Васликугыза : Будьте здоровы, живите долго!

Все: Будем будем.

Васликува : Пусть ваши дети будут послушными, умными.

Все : Будут, будут.

Васли-кугыза и Васли-кува : Будьте счастливы!

Васликугыза : Айста ынде пырля кушталтена. Выходите, ребята, потанцуем.

Васликува : Здесь нам было хорошо

Но надо идти в другой дом, там нас тоже ждут.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/01/02/mariyskiy-kalendarno-obryadovyy-prazdnik-shorykyol

Сценарий праздника «Шорыкйол» (Святки)

Звучит марийская музыка. За дверью слышны детские голоса. Бабушка

накрывает на стол. Готовится к встрече гостей.

Бабушка: Проходите, проходите!

Дети: Салам, лийже, Ковай! (Здравствуйте, Бабушка!)

Бабушка: Салам лийже, Йоча-влак! (Здравствуйте, Дети!)

Дети: Шорыкйол! Шорыкйол! (Святки.)

Бабушка: Шорыкйол! Шорыкйол!

(Кидает орешки на пол. Дети берут по одному ореху.)

Дети: Ик пача! (Один ягненок.)

Бабушка: Ой-ой! Мало ягнят обещают. Еще орешки надо им дать. (Добавляет орешки.)

Дети: Кум пача-а-а! (Три ягненка.)

Бабушка: Ой, спасибо! А теперь угощайтесь. Вот пироги, блины. Играйте, пойте, веселитесь. Ведь сегодня один из веселых праздников марийского народа. Он знаменует рождение Нового года.

Дети поют песню «Шорыкйол».

Бабушка: Кто там?

Заяц: Тиде мый меран

Пайремдам ончаш толынам,

Моткочак кы л менам

Лиеш мо пураш? (Можно войти?)

Бабушка: Конечно можно. Проходи, пожалуйста. Ребята, нашему зайчику холодно, у него лапки замерзли. Давайте поиграем.

Проводится игра «Ош меран». Стук в дверь.

Бабушка: Кто там?

Лиса: Поро кече йолташ- влак! (Добрый день, дорогие друзья!)

Дети: Поро кече Рывыж! (Добрый день, Лиса!)

Лиса: Я слышала в лесу, сегодня у вас праздник Шорыкйол.

Бабушка: Да, сегодня мы отмечаем марийский праздник «Шорыкйол».

Нам всем очень весело. Оставайся с нами, Лиса.

— Ой, погоди Лиса, а кто у тебя сидит в корзине.

— Да это же наш петух.

Лиса: Петух, петух! Ну что вы раскудахтались как курицы в курятнике. Я его погадать прихватила. Сейчас он всем судьбу предскажет. Вот водичка, хлеб да уголь.

(Лиса подносит игрушечного петуха к монетам и к кусочку хлеба.)

Лиса: Бабушка, в этом году, Вас ждет удача. Видите, петух клюнул деньги и кусок хлеба.

Бабушка: Тау, Рывыж! (Спасибо, Лиса!) Садись за стол. Угощайся. Только петуха нашего верни.

Лиса: Ладно, я останусь. И петуха вашего тоже возвращаю. А сейчас я с вами хочу поиграть.

Проводится игра «Кузе лумет?». (Как тебя зовут?)

Бабушка: Ну, дорогие гости отдохните немножко. Для вас я хочу спеть свою любимую песню.

Бабушка: Проходите, проходите.

(Заходят Васликува и Васликугыза.Старик Василий и старуха и сразу начинают петь песню.)

Частушки про праздник « Шорыкйол».

Васликугыза (Старик Василий): Ну, Хозяйка, расскажи как жилось. Чем занималась за это время.

Бабушка: А вот посмотрите: много носков навязала, пряжи напряла, вышивала. (Демонстрирует.)

Васликува: Ну, а внуки, чем нас порадуют?

Бабушка: Они тоже потрудились славно. Вот организовали выставку детских работ. Все это сделали сами своими руками.

Васликугыза: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами хотим поиграть.

Проводится игра с лаптями.

Васликува: Дети, мы вам загадки загадаем, а вы отгадайте.

(Загадки про старинные вещи.)

Бабушка: Васликувай, Васликугызай, покажите свое мастерство. Спляшите!

(Старик Василий и Старуха пляшут, а в это время Хозяйка (Бабушка) накладывает гостинцы в котомку.)

Васликугыза: Спасибо, Хозяюшка. Живите богато, будьте здоровы.

Пусть у вас будет полный двор скотины, побольше ягнят, телят. Еще мы желаем Вам, чтобы у Вас появились прекрасные внуки. Будьте счастливы Чеверын! (До свидания!)

Коррекция девиантного поведения дошкольников

Коррекция девиантного поведения дошкольников Девиантное поведение — это объективная или субъективная оценка поведения, вызывающего проблемы, совершенного отдельным лицом или группой, которые.

Конспект ООД с детьми второй группы раннего возраста «Прогулка по…

Конспект ООД с детьми второй группы раннего возраста «Прогулка по весеннему лесу» Программное содержание: Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции.

Конспект ООД с детьми второй группы раннего развития «Поможем кукле…

Конспект ООД с детьми второй группы раннего развития «Поможем кукле Кате» Программное содержание: Цель: познакомить детей с новым нетрадиционным методом – рисование конструктором. Образовательные задачи: -.

«Традиции и новые тенденции»

«Традиции и новые тенденции» Сегодня в прогрессирующем экономическом, политическом и техническом мире ставятся большие ставки на развитие ребенка с дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Овощи, фрукты, ягоды, или «Колечко» с секретом»

Дидактическая игра «Овощи, фрукты, ягоды, или «Колечко» с секретом» Аннотация Дидактическая игра: «Овощи, фрукты, ягоды, или «Колечко» с секретом» предназначена для детей.

«Игры в кругу»

Комментарии

В блогах

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма» Если ребенок часто болеет – родители очень переживают, но не знают, что делать. Для повышения сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям, применяется хорошо всем известный способ – закаливание. Закаливание – целенаправленное использование.

Консультация для родителей

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу» Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым.

Значение воды

Всем известно,что маленькие дети любознательны.Среди вопросов,которыми они одолевают взрослых,немало таких,как «почему вода жидкая?», «почему осенью идет дождь,а зимой снег?».Чтобы найти ответы на эти вопросы дети из второй младшей группы «Одуванчики»отправились в путешествие в страну волшебной водички.Ребята показали умения правильно мыть.

Занятие с детьми

Животный мир-важная часть нашей жизни.Каждый ребенок познает окружающий мир,стараясь потрогать его,изучать. Сегодня ребята из группы»Одуванчики»изучали домашних животных,рассматривали картинки,побывали в гостях у доктора Айболита и слепили угощение для собачки.Подводя итоги,дети поделились,какие домашние животные живут у них дома,в деревне,как их зовут и как.

Источник статьи: http://dohcolonoc.ru/utrennici/13293-stsenarij-prazdnika-shorykjol.html

Читайте также:  Как весело организовать детский праздник
Оцените статью