Сценарий мордовского праздника масленица

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов
статья по теме

Скачать:

Вложение Размер
Внеклассная работа 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов

Вот уже стало доброй традицией каждый год отмечать праздник Масленицы в школе №22 г. Саранска. Празднование Масленицы во все времена было самым радостным, веселым, хлебосольным, запоминающимся славянским праздником. Ведь Масленица – это проводы зимы, и если не попрощаться с зимушкой как следует, то и весна вряд ли порадует своим теплом. А тот человек, кто плохо и скучно праздновал Масленицу, считали на Руси, будет неудачлив в течение всего года. Праздник Масленицы предполагает такие обряды и обычаи, как сжигание чучела Масленицы, катание с гор, взятие снежного городка, игры и соревнования на улице, поедание блинов.

Любой праздник должен создать у ребенка радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру, позволяющую детям узнать о традициях праздника, о его организации. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого у них формируются нравственные и эстетические качества.

При организации и проведении праздника мы ставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды посредством праздника Масленицы

  • знакомство учащихся с народным праздником Масленица
  • формирование навыков культурного поведения
  • воспитание патриотизма, основанного на народных традициях
  • проведение праздника через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщение всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
  • привитие интереса к народным традициям и фольклору
  • развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников

Праздник. Что несет в себе это понятие?

Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Это день, когда люди объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». С другой стороны, праздник – это далеко не безделье. Это деятельность, направленная на физическую или душевную разрядку.

Освоение детьми праздничного фольклорного наследия, является одним из приоритетных направлений воспитания в виду значимости осознания своих «корней» и первоисточников как исторической памяти.

В «старой» России, и у мордвы в том числе, ребенок был активным участником подготовки к празднику, он сам изготавливал простые праздничные атрибуты. Слушая речь взрослых в повседневном быту, их размышления о празднике, пословицы и поговорки, ребенок постепенно, органично проникался идеей праздника. Он принимал активное участие наряду со взрослыми во всех обычаях и обрядах.

Самые первые праздники у русских и у мордвы имели свои обычаи и традиции, свой сценарий. Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, поэтому праздник имел свои атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Праздники способствовали сближению родных и близких людей, они являлись первичной формой культуры, а сама культура праздника слагалась из культуры игры, культуры слова, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.

При подготовке к празднику нужно постараться затронуть сердце и душу ребенка. Знакомя детей с праздниками народного календаря, им необходимо объяснить, что это не день безделья, а день сочетание труда и веселья. Ведь Масленица – это прощание с периодом отдыха; это начало трудового периода (пахота, посев). У детей и взрослых на масленичной неделе господствует внутреннее ожидание обновления. Ведь Масленица – это прощание с зимой (холодом) и встреча весны (тепла, новой жизни). Необходимо познакомить детей с обычаем ходить к родственникам, просить прощения у родных и близких. Этот обычай вырабатывает такие качества, как уважение близких, почитание старших, укрощение гордыни (умение просить прощение). Но, с другой стороны Праздник Масленицы способствует и эстетическому развитию детей. Почитаемую особу наряжали в красивые одежды, сами крестьяне всю неделю ходили нарядными и опрятными.

Праздник Масленицы мы проводим в школе перед началом Великого поста. Для проведения праздника проводится большая подготовительная работа. В музее на фоне избы вывешиваются символ Масленицы – Солнце, плакаты с надписями по-русски и по-мордовски: Масленица – Мастя. На столах накрыты угощения: блины, пироги, сладости, чай, подготовлены сувениры.

Все дети одеты в народные костюмы: мордовские, русские, костюмы животных (животные по сценарию привозят на санках Масленицу). Каждый ребёнок не просто пассивный слушатель, а играет какую-то особую роль. На праздник приглашаются гости, родители. Они также принимают активное участие в подготовке праздника: готовят костюмы, помогают учить детям стихи, песни, шьют чучело Масленицы, пекут блины, пироги.

Масленица проходит по сценарию, где участниками являются дети разных национальностей: жители мордовской и русской деревень, ведь в жизни так и есть: мордва и русские живут по-соседству, вместе трудятся, отдыхают, встречают праздники, помогают друг другу.

На празднике много интересного дети узнают о Масленице, что означает каждый день недели, разыгрывают сценки, прибаутки, играют в народные игры, исполняют русские и мордовские народные песни, рассказывают пословицы, поговорки, отгадывают загадки, кличут весну:

А тундыне, тундыне!

Тонь тердеме кундынек!

Сака, сака, тундыне,

Сака, цецяв пацине!

Тонеть каша пидинек,

Тонеть брага теинек!

Весёло проходит ярмарка, где продают пирожки, баранки, игрушки.

Кульминацией праздника, конечно, становится сжигание чучела Масленицы, катание с гор, игры и соревнования на улице, поедание и угощение всех блинами, пирожками, сладостями, чаем.

Как же отрадно видеть огромный интерес детей к фольклорному материалу, народным обычаям и традициям. Подготовка к этому празднику непринужденно и естественно вызывает у них положительные эмоции, раскрывая творческие способности каждого ребенка.

Хотелось бы, чтобы наши ребята могли осознать мудрость народной культуры, понимали его жизненный уклад, особенности языка, ведь приобщение детей к традициям вызывает уважение к культурному наследию народа, духовно развивает, делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/27/folklornyy-prazdnik-maslenitsa-kak-sredstvo

Мокшанская Масленица
материал по теме

Сценарий внеурочного мероприятия (праздника), посвещенный масленице, для начальной и средней школы. Мероприятие направлено на формирование нациального самосознания.

Скачать:

Вложение Размер
stsenary_2.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия: Мокшанская Масленица

Цели: развитие речи, мышления, воображения школьников, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения и пробуждение познавательного интереса к традиционной культуре мокши, развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению мокшанского языка

  • образовательная — сформировать представление у учащихся о традиционной культуре мордвы, особенностях мокшанской культуры;
  • развивающая — развить такие качества, как память и внимание, выступление на публике;
  • воспитательная — привить интерес к культуре родного края

Оборудование: интерактивные технологии

  1. Организационный момент
  2. Стихи о зазывании Масленицы
  3. Частушки
  4. Песенки посвящённые жаворонку и сороке
  5. Загадки
  6. Конкурс танцев
  7. Сказка «Куйгорож»
  8. Сцена прощания
  9. Угощение гостей блинами

1. Организационный момент

Шумбратада, кельгома ялгат!

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами встретились на весёлом празднике…

Масленица – один из самых весёлых народных праздников. У мордвы этот праздник появился со времён христианизации и начинался он с дней весеннего равноденствия. С первого дня Масленицы люди начинали встречать Весну. Все радовались весеннему солнышку, светлым дням, выходили на улицу и стар и млад, плясали, пели, молодёжь каталась с горок на санках, на разукрашенных лошадях, разъезжавших по улицам села. А ещё ходили по гостям, угощали друг друга маслеными блинами, пирогами, калачами, мордовским напитком – позой.

(Заходит Масленица с блинами)

У мордовского народа, так же, как и у русского, были песни, стихи, которые славили Масленицу. В начале праздника зазывали Масленицу к себе, просили прогнать морозную зиму, холодные ветры, а так же развеселить народ, чтобы хорошо каталось с горок на скамейках и санках, чтобы всем пелось и плясалось, чтобы веселье не смолкало.

2. Стихи о зазывании Масленицы

Ой, Масланця, Масланця,

Валдоптыть куд потмотнень,

Эждить ульця шаматнень!

Еле – еле тердевоть,

Вихца – важа анавоть.

Тялоньберьф савсь тонь учсемс,

Кунаркиге ни васьфтемс.

Паньке кельме тялоть,

Машфтыть кяжи варматнень!

Аф кирдемшка якшапнень,

Сяда кяжи бураттнень!

Ой, Масланця, Масланця,

Валаськодост тонь панттне!

Даволкс курькснихть горнаматне,

Сяда ардыхть скомнятне.

Сембонь мазомсть щёкасна,

Моразевсть синь кургсна,

Кштизевсть синь пильгсна.

Минь частушкат моратама

Эряй кельгомазе монь

Москуть тона бокса

Якай акша тапочкаса

Мес аф мазы шамазе

Тямасть рахсе ялганяне

Тяфтамка ни плямазе

Стирьда лама, стирьда лама

Сятка якайхть – хвалендайхть

Исяк якань ляй трвав

Тоса ватракш шашни

Эрька ялганей, кштитяма

Юбкац метрань келеса

А мон тяса ошса

Якан кели клёшса

В последние дни Масленицы выпекались различные птички, животные, для женщин – одни, для мужчин – другие. Выходили на улицу с ними и пели. Часто песенки посвящались жаворонку и сороке.

4. Песенки посвящённые жаворонку и сороке

Вай, сязьгата, сязьгата!

Месс тонь лангце пяк сёрмав?

Пиндолдыхть пяк толгатне

Мазы пяк ни пулоце?

Сяс кувака пулозе,

Сяс весяла морозе,

Сяс пиндолды лангозе,

Мес тядязе лофцу,

Мес алязе ярмаку

И аф якай кабаку

Мон бабазень морайне,

Мес сон вайса вадемань,

1. Традиционно на Масленицу проводят различные весёлые конкурсы.

2. Мы начнём с конкурса загадок. ( Угадавшему приз)

3.И с икрой, и со сметаной —

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны —

Наши солнышки-… (блины)!

4. Масленица — объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним — сметана и варенье

И, конечно же, … (икра)!

5. Что за праздник — объеденье!

В этот день печем блины.

Их помажем мы вареньем

До чего ж они вкусны!

6. Форму круглую имеет,

Желтый цвет ему присущ,

В Масленицу руки греет,

Очень сладок он на вкус. (Блин)

7. В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

8. Кто играет на дуде

Кто и пляшет и поёт,

Веселит во всю народ?

Ох, мальчишечка не плох,

А зовётся — … (скоморох)

9.Тает снежок, ожил лужок.

Когда это бывает?

10. Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут .

6. Конкурс танцев

Объявляем конкурс танцев!

Нам потребуется 4 участника: 2 девочки и 2 мальчика.

(Проигравшим утешительные призы, победителю супер-приз)

В последний день Масленицы, в день Прощения, люди ходили друг к другу извиняться. Кто просил прощения за обидное слово, кто за какой – либо проступок.

Приходили с гостинцем – блинами и позой, кланялись, просили прощения, целовались и садились вместе за праздничный стол, так происходило примирение.

В последний день Масленицы провожали зиму. Жгли за селом соломенные чучела, позднее – негодные резиновые колёса. Таким образом, люди гнали от себя холод, короткий зимний день, пасмурное небо. Молодёжь пела песни, звала Весну с её светлыми солнечными денёчками.

7. Сказка «Куйгорож»

А сейчас мы предлагаем вам посмотреть мокшанскую сказку «Куйгорож».

8. Сцена прощания

К сожалению наш вечер подошёл к концу! Мы очень надеемся, что вы получили несказанное удовольствие.

До новых встреч.

  1. Угощение гостей блинами

Список использованной литературы

  1. Богатырев, П.Г. Фольклор как особая форма творчества / П.Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971.
  2. Методические рекомендации. Использование устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников. – Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 1981.
  3. Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы: историко-этнографические очерки / Н. Ф. Мокшин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998. – 248 с.
  4. Мордва: Историко-культурные очерки. — Саранск, 1995.
  5. Мордовские народные песни / Сост. Г.И. Сураев-Королев; под ред. В.М. Беляева. — М.: Наука, 1957.
  6. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К.Т. Самородов; [сост.: А.А. Долгачёв и А.Д. Шуляев]. – 2-е изд. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006. – 384 с.
  7. Мордовское устное народное творчество: учеб. пособие. / редколл.: А.В. Алёшкин и др. – Саранск: Мордов. ун-та, 1987. – 288 с.
  8. Обряды и фольклор мордвы-мокши: теория и практика проблемы / В.И. Рогочёв, А.Д. Шуляева, С.В. Богдашкина; под. ред. Б.Ф. Кевбрина, О.Е. Полякова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 381 с.
  9. Пинясов, Я.М. Живые фонарики: забавные истории, загадки и сказки / Я.М. Пинясов. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.
  10. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: 8 т. Т.1. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. — 400 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души.

Цель:Познакомить учащихся с Масленицей – народным праздником.

Сценарий праздника в ДОУ.

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители.

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители.

Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2014/03/24/mokshanskaya-maslenitsa

Читайте также:  Как называется праздник благовещение
Оцените статью